Космическая разведка кардинально меняет ситуацию и правила игры

89
Космическая разведка кардинально меняет ситуацию и правила игры
В панхроматическом режиме изображение со спутника регистрируется во всём видимом диапазоне оптического спектра


Беспредельный космос


Сейчас в околоземной орбите можно делать все что угодно и кому угодно. За исключением ядерных испытаний.



Фактическое отсутствие ограничительных норм международного права позволило странам НАТО значительно нарастить технологическое преимущество над Россией на околоземной орбите. Опыт спецоперации тому лишнее подтверждение. Только по официальным данным Министерства обороны, на ВСУ сейчас работают не менее 500 спутников. Это почти половина всей иностранной группировки космических аппаратов в околоземном космическом пространстве.

Дело не ограничивается районами боевых действий – вражеские аппараты зондируют всю территорию России. В числе спутников обеспечения украинских сил техника оптико-электронной разведки, а также системы связи, в том числе гражданского назначения. Околоземная орбита оказалась удивительной средой – любой, даже самый безобидный аппарат становится эффективным оружием. Речь о созвездии Starlink Илона Маска, на который украинские националисты разве что не молятся.

Из упоминаемых пятисот спутников НАТО только 70 относятся к сугубо военным разведчикам – остальные двойного назначения. В английском языке есть термин game changers, не имеющий корректного перевода на русский. Если подойти совсем вольно к интерпретации понятия, то его можно охарактеризовать как событие или явление, кардинально меняющее ситуацию на игровом поле, либо правила игры. Так вот, с большой долей вероятности, именно вражеские спутники стали тем самым game changers на Украине. Причем как до начала, так во время проведения спецоперации.

Ничего удивительного в этом нет – космическая разведка Соединенных Штатов и Советского Союза к середине 60-х годов прошлого столетия обесценила скрытность подготовки к войне. Уже пятьдесят лет ни одна страна не может эффективно маскировать масштабные военные маневры и подготовительные мероприятия.

Космическая зоркость несет немало плюсов. Например, советское руководство в 60-е годы получило качественные фотографии американских стартовых позиций баллистических ракет, аэродромов и военно-морских баз. До этого все данные о вражеских арсеналах были опосредованные, значит – доверять им можно было очень условно. После подсчета американского арсенала начались переговоры в программе ОСВ-1.

Космическая разведка позволяет эффективно использовать военные силы и планировать операции даже на уровне ротного звена. Начальный этап спецоперации это продемонстрировал очень наглядно – противник был хорошо осведомлен о численности и дислокации российских войск. Ситуация принципиально не меняется и по сей день.


Вышеописанная система сбалансировано работает на принципах паритета, когда обе стороны обладают примерно равными возможностями в космосе. С большой долей условности паритет соблюдался во времена холодной войны. Сейчас ситуация обратная – одна из сторон имеет преимущество, и это не может не сказываться на стратегической стабильности. У одного из игроков появляется непреодолимое желание реализовать свои интересы силовыми методами.

Небольшое отступление, иллюстрирующее влияние космической фоторазведки во времена стратегического паритета.

По данным российского издания «Стратегическая стабильность», американцы в 60–70-х годах на основании космического мониторинга сельскохозяйственных полей СССР пришли к выводу о грядущем «зерновом кризисе». После этого капиталистические государства оперативно отрегулировали мировые цены на продовольственном рынке, заставив страны платить за пшеницу золотом и нефтью.

Подобные схемы остались в прошлом, но значительно возросла опасность неконтролируемой эскалации по причине высокой осведомленности блока НАТО о российском ядерном потенциале.

СОИ 2.0


Космическая оборона Соединенных Штатов зиждется на понятии superiority или превосходстве. Основополагающий термин сплошь и рядом встречается в стратегических документах открытого доступа, например, Defense Space Strategy. Осознают ли они реальное положение дел или переоценивают свои возможности – это открытый вопрос. Главное – США не намерены ни о чем договариваться с Россией и Китаем относительно использования околоземного космоса.

Как уже упоминалось выше, сейчас установлен запрет лишь на ядерные испытания – все остальное разрешено. Помимо классического шпионажа, американские спутники оценивают состояние природных ресурсов, изучают инженерные сооружения, транспортные сети, детально картографируют территории стран.

Например, линейное разрешение на местности оптической аппаратуры спутников IKONOS, Quick-Bird, World-View, Pleiades-1 позволяет различать геометрические объекты размером до 50 см. Конечно, для такой точной съемки аппараты еще нужно прицелить на объекты – высокодетальные камеры обычно обладают шириной захвата земной поверхности не более 20–30 км. Но все решается количеством спутников. Недаром на Украину работает полтысячи космических аппаратов блока НАТО.

Не помеха и облачность над театром боевых действий – для этой цели служит радиолокационная съемка из космоса. Локатор современного спутника, например Lacrosse, с синтезированной апертурой выдает изображения в любую непогоду с точностью до одного метра. И зона захвата у системы гораздо больше оптической – до 100 км. Не стоит забывать и про подповерхностную локацию, усложняющую маскировку стратегических объектов.

Особо перспективной выглядит система Starlite или Discoverer-II, которую в 2000 году похоронил Конгресс США. Фактически это был проект создания космических целеуказателей (аналогов летающего командного пункта E-8 JSTARS), позволяющих наводить оружие на стратегические объекты. Разморозить Starlite можно в любое время – на новой аппаратной базе группировку спутников выведут в космос быстрее и дешевле.

Американцы активно работают над системой, заточенной на прорыв российской системы ПВО и уничтожение пусковых установок баллистических ракет. В тесной связи со спутниками работают разведчики U-2, ударные F-35, стратегические беспилотники и крылатые ракеты. Вдобавок к этому появляется информация о разработке спутников РЭБ, подавляющих наземные радиолокаторы.

Вишенкой на торте становится концепция ПРО «нулевого эшелона», то есть уничтожения российских и китайских ракет еще до запуска. Деньги на это американцы выделили в 2021 году, а в прошлом году утвердили в качестве концепции развития всей ПРО Соединенных Штатов.

Фактически мы наблюдаем рождение второй Стратегической оборонной инициативы, печально известной еще по временам Рейгана-Горбачева.


Вывод


Выходов из данной ситуации несколько.

Во-первых, можно попытаться договориться о нераспространении оружия в космосе.

Сложностей много. Прежде всего, Вашингтон себя считает всемогущим в этой сфере, что делает его автоматически недоговороспособным. Вероятно, лишь появление российско-китайского оборонного альянса в космической сфере может помочь склонить американцев.

Стоит понимать, что нежелание договариваться ставит в неудобное положение и сторону противника. Наличие массы вражеских спутников на околоземной орбите не лучшим образом влияет на морально-психологический климат в высшем российском руководстве. Это, в свою очередь, повышает нервозность в принятии решений.

Второе препятствие – это сложности идентификации «злонамеренных» аппаратов на орбите. Сейчас в космос уходят десятки гражданских спутников, которые вполне эффективно работают на военных. Тот же Starlink например.

Вторым выходом для России и Китая становятся ассиметричные ответы. Вплоть до того, чтобы объявить космическое пространство над странами суверенным.

Нет особой разницы, летит ли над территорией самолет-разведчик U-2 или очередной Lacrosse – говорить о суверенитете в данном случае очень спорно. У России есть комплекс «Пересвет», который занят в «прикрытии манёвренных действий» мобильных ракетных комплексов. То есть работа в этом направлении ведется, но пока фрагментарно. Только от прикрытия пора переходить к целенаправленному выводу из строя вражеских созвездий спутников.

В крайнем случае, можно напомнить американцам об испытаниях ядерного оружия Starfish prime в 1962 году, когда Пентагон подорвал в космосе 1,4-мегатонный заряд. Шороху было немало – в 1 500 километрах от эпицентра электромагнитный импульс вырубил свет, нарушил телефонию и радиосвязь.

Три спутника погибли сразу, в том числе первый телевизионный ретранслятор Telstar-1 и первый британский Ariel-1. Еще семь вышли из игры чуть позже по причине разрушения солнечных батарей и электроники.

Если бы сейчас сотворить что-то подобное, то прикажут долго жить до 90 процентов всей космической группировки планеты. Такая ситуация выглядит совершенно крайней мерой, но только она позволит быстро и эффективно решить вопрос спутников-шпионов и спутников связи в возможной войне будущего.

Естественно, выйдет из строя и отечественная группировка, например «ГЛОНАСС». Альтернативным вариантом необходимо предусмотреть развертывание системы связи на базе сотен высотных беспилотников и совершенствование навигации без спутников.

И наконец, третий и самый дорогостоящий выход из ситуации – это наращивание собственного созвездия спутников. Вплоть до паритета с американцами. Приоритетными становятся совместные программы с Китаем и Индией, а также развитие коммерческого сектора. Последнее позволит переложить часть финансового беремени на бизнес.

Во всех иных сценариях развития вражеские спутники навсегда станут печальной традицией российской действительности.
89 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +30
    26 июля 2023 04:48
    Опоздали со всеми возможными сценариями ответа американцам в космосе...поезд ушел...двойка Кремлю за стратегическое планирование в космосе.
    Сейчас даже не представляю как можно исправить кардинально ситуацию с угрозами США нам из космоса. request
    1. -10
      26 июля 2023 08:11
      позволило странам НАТО значительно нарастить технологическое преимущество над Россией на околоземной орбите.

      Узко мыслите, товарищи! Вы забыли про гиперзвук? Зря что ли мультики Гарант показывал? Да они все минимум на двадцать лет от нас безоговорочно и безнадежно отстают!
      1. +4
        27 июля 2023 09:25
        Пока либеральное руководство страны вместе с олигархами 30 лет грабили нашу страну мы потеряли многие компетенции и технологии и лишились многого.
        Какой выход? Прежде всего это полная смена всего руководства страны на тех кто может и хочет возродит нашу страну, деолигирхализация и переход на китайскую систему в которой добывающая, машиностроительная, металлургическая, авиастроительная, судостроительная, банковская отрасли а так же ВПК и крупнейшие предприятия возвращаются в госсобственность, и во главе их ставятся грамотные профессионалы.
        И только после этого ставятся задачи по созданию СВОЕЙ спутниковой группировки, разрабатывается план ее создания, включающий воссоздание микроэлектроники и строительство спутников а главное обучение специалистов с соответствующим выделением средств на восстановления научной деятельности и обучения специалистов а так же на разработку новых технологий.
        Ждать от крыши олигархов и от казнокрадов, которые 30 лет нажраться не могут какой-то созидательной деятельности это все равно что ждать от вора назначенного начальником уголовного розыска искоренение преступности.
        1. 0
          28 июля 2023 04:58
          Хорошие лозунги. И как их реализовать? Ну, например, кого в президенты выдвинуть? Хотя бы выдвинуть, уж не говорю о том как реально избрать? Да если и избрать, то один в поле не воин.
    2. +1
      26 июля 2023 09:27
      У вас непыльная работа. Но хорошей её назвать язык не поворачивается.
    3. -3
      26 июля 2023 13:09
      А чего опоздали-то? Ну да, нет элементной базы микроэлектроники. Ну построить конвеер и собирать платы. Нет защиты от радиации? Ну ставить корпус из свинца :) . Да будет тяжелее в 5 раз. Да ракета увезёт не 30 спутников, а 6. Но сделать то аналог можно. А денег хватит в этой стране если в офшоры не выводить и не воровать. (Ну дайте помечтать то) . Благо яхты и прочие виллы у воров зачастую своровали :). Грабанули так сказать грабителей :) . Что должно дать останавливающий эффект так как зачем воровать если потратить на Бентли нельзя, а только на Китай-москвич :)
      1. 0
        4 августа 2023 10:39
        Практические знания показывают, что современные схемы на 14-10-7 микрон меньше страдают от космической радиации, чем старые добрые 180 и т.д.

        Плюс массовость выпуска позволяет вообще не париться с радиостойкими технологиями и делать все на массовых коммерческих решениях
    4. -1
      27 июля 2023 21:58
      Цитата: Леха с Андроида.
      Опоздали со всеми возможными сценариями ответа американцам в космосе...поезд ушел...двойка Кремлю за стратегическое планирование в космосе.
      Сейчас даже не представляю как можно исправить кардинально ситуацию с угрозами США нам из космоса. request

      И продолжают страдать ананизмом
      https://www.google.com/amp/s/www.currenttime.tv/amp/kak-v-rossii-sudyat-po-obvineniyu-v-gosudarstvennoy-izmene/32367755.html
    5. 0
      6 августа 2023 14:23
      Да уж проспали и опоздали не только в космосе, но в этой сфере опаздывание очень и очень больно аукается сейчас, хотя есть и другие конечно очень проблемные. Ужасно осознавать что враг видит 24на7 днем и ночью тебя а ты его нет...
  2. -4
    26 июля 2023 05:25
    а все молились на маска!!! что такой умный человек пробился в гражданском космосе а на самом деле он сидел на подрядах пентагона, так и другой бы смог, старлинк это военная группировка а не гражданская
    1. +16
      26 июля 2023 06:18
      на самом деле он сидел на подрядах пентагона

      Вы думаете легко найти подрядчика, что бы он не украл деньги? Вон у нас восточный космодром раскрали.
      Маск личность неординарная, умеет находить неожиданные решения и втоже время не клептоман.
      1. -3
        27 июля 2023 04:18
        Цитата: ник7
        космодром раскрали.

        где вас набирают? в какой подворотне диванных экспертов начали выпускать? и ведь плюсов такие же "иксперды" накидали. во засрали орды неграмотных .. говорить в состоянии(все республики по русски говорили), писать - никакое егэ не пропустит. неужели все книги сожгли и почитать нечего?
    2. +8
      26 июля 2023 07:15
      Цитата: Nastia Makarova
      что такой умный... а на самом деле он сидел на подрядах пентагона

      Считаете, что неумный может получить подряд пентагона?
      1. +2
        27 июля 2023 09:14
        Цитата: Doccor18
        Цитата: Nastia Makarova
        что такой умный... а на самом деле он сидел на подрядах пентагона

        Считаете, что неумный может получить подряд пентагона?

        По нашим меркам меряют, если у нас чтоб подряд получить достаточно быть племянником важного чиновника так начит и там так же... и вот тут и кроется ошибка. а Маск просто свое дело по итогу делает, например седня должны были запустить спутник связи что уже позиционируется как самый крупный (правда старт отложили на сутки, но бывает), три дня назад очередную пачку старлинков запускали (за июль ток старлинки выводили 5 раз)... такими темпами у него старты вообще ежедневными станут, а нам же будут продолжать рассказывать про успехи Гагарина и Королева и что де именно этим мы побеждаем запад, ну еще Рогозин в очередной тридцать девятый раз пообещает станцию постоянную на луне.
    3. +3
      26 июля 2023 08:09
      Цитата: Nastia Makarova
      а все молились на маска!!! что такой умный человек пробился в гражданском космосе а на самом деле он сидел на подрядах пентагона, так и другой бы смог, старлинк это военная группировка а не гражданская

      Только Пентагон об этом знать не знает. Он отдал 60% военных пусков УЛА, а заместо Старлинка у него будет БлэкДжек. Потому как Старлинк гражданский и ему не подходит. УЛА(Союз Боинга с Локхидом) а БлэкДжек делает Локхид. Поэтому извините, простите то выскочке из Африки военных гор денег не положено. winked
      1. -3
        26 июля 2023 11:34
        Цитата: BlackMokona
        Поэтому извините, простите то выскочке из Африки военных гор денег не положено.

        Нетолерантно рассуждаете, tovarishch. Не выскочке из Африки, а полноценному афроамериканцу. smile
        1. 0
          31 июля 2023 20:24
          Афроамериканцы - это нетолерантно выражаясь, негры. А Маск - просто белый выходец из Южной Африки, даже не африканер.
      2. +4
        26 июля 2023 12:23
        Вы что-то путаете, в США уже почти не запускают ракет, которые не от Маска. И за старлинк нормально пентагон платит.
        1. -1
          26 июля 2023 21:54
          Цитата: alexoff
          Вы что-то путаете, в США уже почти не запускают ракет, которые не от Маска. И за старлинк нормально пентагон платит.

          Не путаю. Активно запускает, 60% контрактов переданы ULA. Там ещё не все Атласы закончились, плюс кучу Вулканов купили которые ULA готовиться начать пускать.

          За Старлинк почти не платит, только тестовые прогончики чтобы Локхидов на путь верный поставить и сразу выработать требования
          1. +1
            27 июля 2023 15:19
            Цитата: BlackMokona
            Активно запускает, 60% контрактов переданы ULA. Там ещё не все Атласы закончились, плюс кучу Вулканов купили которые ULA готовиться начать пускать.

            Сейчас у УЛА нет ракет, кроме одной дельты и десяти вроде атласов, часть которых купил Безос. Но да, безусловно для Пентагона "наш звездюк" - это УЛА, а не Маск. Без сладкого не оставят.
    4. 0
      27 июля 2023 15:16
      Цитата: Nastia Makarova
      он сидел на подрядах пентагона, так и другой бы смог,

      А кто конкретно другой смог?
  3. -1
    26 июля 2023 05:27
    Автор забыл упомянуть ещё один вариант борьбы со спутниками. Основание для борьбы со спутниками есть, есть и способы. И так основание, высота полёта спутников над территорией стран, была определена ДОГОВОРОМ и устанавливалась в примерно 100 км. На тот момент времени сбивать спутники на этой высоте было не возможно. Из договора можно выйти или утвердить высоту пролёта в 500 или 1000 км, что уже резко изменит ситуацию.
    Способ борьбы: Ядерный взрыв, штука экстремальная хотя и возможная, но есть способы и попроще, в частности выбрасывание на высоте полёта вражеской группировки спутников, иголок, дроби, металлической пыли и подобного, что достаточно быстро выведет низко летящие спутники из строя!
    1. KCA
      +6
      26 июля 2023 06:17
      Недостаточно и не быстро, и не выведет из строя, если просто выгрузить дробь или иголки они так и будут лететь облаком в десяток метров максимум в диаметре, если механически или взрывом их раскидывать, будут лететь очень долго и очень далеко
    2. +3
      26 июля 2023 15:06
      Уже считали про "ведро гаек на орбите". Неэффективно. Штука в том что спутники не летят "по рельсам", фактически их орбита представляет собой трубку. Итак, любопытные могут произвести расчеты в сфере тервера, мне самому лениво. Представляем спутник объектом в виде квадрата площадью 2 квадратных метра. С какой плотностью должна быть регулярная сетка чтобы с вероятностью 90% дважды пересечься со спутником? А потом умножаем число узлов сетки на три (равномерного распределения все равно не будет, страхуемся от "где густо а где пусто") и масштабируем сетку в круг диаметром 10 км хотя бы. Там до фига придется выводить, проще маневрирующий спутник на тот же вес вывести, инспектор, он же камикадзе.
      1. 0
        27 июля 2023 14:13
        Плохо считали, лениво. Гайки выведенные на высокоэллиптическую орбиту прочешут приличный сектор любой трубы породив по эффекту домино массы вторичных и третичных осколков пересекающих тот же самый сектор. В Гравитации очень эффектно разыграли этот сценарий.
    3. +2
      26 июля 2023 17:42
      есть способы и попроще
      А разве нет возможностей подавлять относительно маломощные радары спутников с земли, где недостатка в энергии нет? А камеры ослеплять лазерами с земли?
      1. -1
        27 июля 2023 05:09
        подавлять спутники мы умеем. еще в начале нулевых были разработки. и маск как-то жаловался, что связь вырубают.
        1. -1
          27 июля 2023 15:22
          Цитата: Foxmara
          маск как-то жаловался, что связь вырубают.

          Маск как-то говорил, что ему пришлось обновлять ПО, чтобы старлинк работал с зоне действия РЭБ. Гражданская система изначально не была на это рассчитана.
    4. 0
      27 июля 2023 14:49
      Да, классная идея, взрывать у себя над головой чистейший ядерный заряд! Мне нравится, а то у нас солнце не очень греет, а так хоть позагораем от мягкого и ласкового излучения! Зато у поганых буржуев спутников убавится
  4. +4
    26 июля 2023 05:33
    Космическая разведка кардинально меняет ситуацию и правила игры
    Почему меняет? Да она это все изменила, как только появилась.
  5. +6
    26 июля 2023 05:39
    Цитата: svp67
    Космическая разведка кардинально меняет ситуацию и правила игры
    Почему меняет? Да она это все изменила, как только появилась.

    Да уж... what налеты на Москву и склады в Крыму, нападения на наши корабли без спутниковой разведки и навигации. НАТО невозможны.
    Танковый биатлон Шойгу тут не поможет.
    Хотя роль артиллерии и авиации еще значительна все таки будущее за космическими ударными вооружениями.
    Висящие на орбите ракеты и лазеры врага куда опаснее.
    1. +4
      26 июля 2023 12:28
      Разведка бывает не только спутниковая. Агентурная и даже диверсионная разведка преспокойно шарит по стране, не говоря про кружащие у границ самолеты
  6. +9
    26 июля 2023 05:43
    Все упирается в элементную базу. Россия, а прежде Союз так и не смогли увеличить срок службы электроники на орбите. Правда во времена нерушимого это компенсировалось массовостью запусков спутников. Но приходится верить, что произойдет чудо и все поправится..?!
    1. KCA
      +1
      26 июля 2023 06:22
      Чой-то? С элементной базой в СССР и России для космоса и войны всё ровно, это для игрушек чем меньше нанометров, тем лучше, а для космоса другие параметры нужны, чем больше, тем лучше, вот в сшании скандал был, когда выяснилось что НАСА закупали не просто китайские мсх без спецприёмки, а вообще контрафакт без роду и племени
      1. +7
        26 июля 2023 07:38
        Дело в том, что в космосе нужны не просто нанометры, а микросхемы и кристаллы в неком защищённом форм-факторе, способные выдерживать и стартовые нагрузки и солнечную радиацию. Конечно наша родная промышленность может выдать подобную продукцию,но тут же возникает вопрос цены. Илон Маск запускает спутники сотнями, а значит производство подобных решений поставлено на поток. И опыта по их эксплуатации у него тоже хоть отбавляй. Соответственно его решения в силу бОльшего опыта имеют бОльшую эффективность и стоят из-за эффекта масштаба дешевле.
        1. KCA
          -1
          26 июля 2023 07:53
          Чтоб клепать сотни спутников Маск и использует фуфло, к примеру, в России мсх производства TI LM311 стоит 160р, а LM111 в керамическом корпусе и расширенным тепловым диапазоном, не спецприёмки, просто в магазине, 4650р
          1. +6
            26 июля 2023 08:10
            Цитата: KCA
            Чтоб клепать сотни спутников Маск и использует фуфло, к примеру, в России мсх производства TI LM311 стоит 160р, а LM111 в керамическом корпусе и расширенным тепловым диапазоном, не спецприёмки, просто в магазине, 4650р

            Фуфло или не Фуфло, а его тысячи спутников летают и работают, оказываясь полностью неподвластны системе РЭБ России.
            1. KCA
              +3
              26 июля 2023 08:25
              Зачем РЭБ бороться со спутниками старлинк? Надо глушить или гасить наземные станции, например всю окраину обслуживает только одна станция в пшекии, у нас что, диверсанты перевелись? А спутники просто ретрансляторы между абонентом и базовой станцией
              1. +4
                26 июля 2023 09:04
                Цитата: KCA
                Зачем РЭБ бороться со спутниками старлинк? Надо глушить или гасить наземные станции, например всю окраину обслуживает только одна станция в пшекии, у нас что, диверсанты перевелись? А спутники просто ретрансляторы между абонентом и базовой станцией

                Не, не. Маск уже запустил систему лазерной связи между спутниками, теперь нужно разбомбить все наземные станции Старлинк в мире. А их дофига уже и становится больше с каждым месяцем.
          2. +3
            26 июля 2023 08:53
            Отлично, есть керамический корпус, однако он не защищает от радиации.
            1. KCA
              0
              26 июля 2023 09:05
              Советский аналог, правда в планарном корпусе, тоже в керамике, но ещё кристалл прикрыт металлической крышкой, стойкость к радиации не знаю, температурный диапазон -50/+120 градусов Цельсия
              1. +4
                26 июля 2023 09:07
                Цитата: KCA
                Советский аналог, правда в планарном корпусе, тоже в керамике, но ещё кристалл прикрыт металлической крышкой, стойкость к радиации не знаю, температурный диапазон -50/+120 градусов Цельсия

                У обычных процессоров из вашего ПК, при правильной настройке температурный диапозон от абсолютного нуля до 105 градусов держит штатно. winked
                1. KCA
                  +3
                  26 июля 2023 09:31
                  Абсолютного ноля нет нигде, во время включения при температуре близкой к абсолютному нолю любой кристалл лопнет к хренам, это-ж не сверхпроводник и сопротивление останется достаточным для нагрева, 105 рабочая температура? Если вы камни и видеокарты меняете каждые полгода, то да, нормально, а если на 10 лет работы надо? А если на 30?
                  1. +4
                    26 июля 2023 09:34
                    Цитата: KCA
                    Абсолютного ноля нет нигде, во время включения при температуре близкой к абсолютному нолю любой кристалл лопнет к хренам, это-ж не сверхпроводник и сопротивление останется достаточным для нагрева, 105 рабочая температура? Если вы камни и видеокарты меняете каждые полгода, то да, нормально, а если на 10 лет работы надо? А если на 30?

                    Любители разгона топят в жидком гелии и получают невероятную производительность. Поэтому норм всё.
                    А где в военной технике или космосе нету термостатирования? На спутники чипы работают в куда более приятных условиях чем у вас дома в системнике
                    1. KCA
                      +2
                      26 июля 2023 10:14
                      Глянул, GPU 71, CPU ядра 40-42 градуса, экстрима не вижу, ССД и то 48
        2. +1
          26 июля 2023 14:41
          Низко высотные спутники маска живут относительно недолго,топливо кончается довольно быстро
      2. +7
        26 июля 2023 08:02
        При чем тут нанометры? Качество и в частности радиационная стойкость советской и тем более российской элементной базы крайне низка. Это признано всеми, даже Роскосмосом.
    2. +2
      26 июля 2023 09:46
      Все упирается в элементную базу.


      Нет. Всё упирается в размеры нашей экономики, те есть финансовые возможности государства.

      Цитата. Антон Павлович Чехов. "Кислород это химиками выдуманный дух. Якобы без него жить невозможно. Пустяки. Без денег только жить невозможно."
  7. +4
    26 июля 2023 06:07
    Вопрос журналиста в июне 2018 Действительному гос советнику 2 класса РФ М. Делягину :
    "После очередного прорывного решения правительства - чувствуете ли Вы себя облитым фекалиями?"

    Ответ :"Да, конечно !! Иначе и быть не может. Государство как было машиной для разграбления ресурсов страны, так и осталось".

    Второй вопрос :"Может ли машина мыслить? "

    Вот где собака зарыта.....
    Нельзя требовать от машины выполнения абсолютно не свойственных ей функций. Да еще и по собственной инициативе. С дуба что ли..... , какие к чертям спутники ?
  8. +8
    26 июля 2023 06:29
    Космическая разведка... Какая неожиданность...
  9. +6
    26 июля 2023 07:04
    На самом деле само по себе наличие большого числа спутников разведки мало что даёт. Ну есть фотографии местности и что? Другое дело что у США помимо этих спутников еще есть и некая система распознавания изображений и их анализа с топографической привязкой к местности. Ну не реально вручную проверить миллионы фото с этих 500 спутников, а вот некая программа с ИИ способна отсортировать изображения с военной техникой и определить места ее концентрации и оперативно дать рекомендации по возможным целям.
    1. +3
      26 июля 2023 08:12
      Цитата: Escariot
      На самом деле само по себе наличие большого числа спутников разведки мало что даёт. Ну есть фотографии местности и что? Другое дело что у США помимо этих спутников еще есть и некая система распознавания изображений и их анализа с топографической привязкой к местности. Ну не реально вручную проверить миллионы фото с этих 500 спутников, а вот некая программа с ИИ способна отсортировать изображения с военной техникой и определить места ее концентрации и оперативно дать рекомендации по возможным целям.

      Это точно. Ещё лет 20 назад высказывались в разведсообществе США, что количество данных радикально превышает возможности их анализа. А тогда ещё не было всех этих гор гражданских спутников. Поэтому новейшие нейросети порешали этот вопрос, иначе бы просто смысла не было использовать столько спутников.
      1. +2
        26 июля 2023 09:22
        Есть некоторые аспекты которые позволяют снизить эффективность спутниковой разведки противника, это может быть
        -везде где это возможно придание военной технике схожего внешнего вида и размера ,например БТР маскировать под танк приделав к нему надувной ствол
        - уменьшение габаритов военной техники , например Смерч делать не на базе МАЗ-543М,а на базе 4 осного Камаза , а в идеале на базе трехосного ,, подумать как уменьшить высоту установки у Панцирь-С там у него 4.3м
        - широко применять быстровозводимые легкие ангары укрытия для машин , танков и самолетов ( со спутника не видно чего у них там внутри)
        -нужны быстровозводимые долговременные укрытия арочного типа ,для боевых позиций САУ , типа надземного тоннеля длинной 30-40м, тогда не надо будет постоянно менять позиции и поразить технику в тоннеле крайне сложно ,примерно как железнодорожный мост, видит око дап зуб не ймет.
        Если мы не собираемся проводить атомные испытания в космосе то спутники противников надо принимать как данность
        1. 0
          26 июля 2023 21:41
          Есть некоторые аспекты которые позволяют снизить эффективность спутниковой разведки противника, это может быть
          -везде где это возможно придание военной технике схожего внешнего вида и размера ,например БТР маскировать под танк приделав к нему надувной ствол итд итп .....


          Правильно. Устроить для них карнавал с переодеваниями. Пусть их ИИ сойдёт с ума. wassat
  10. _6
    +10
    26 июля 2023 08:44
    Наивность автора о каких либо запретах в космосе, договорах с американцами просто поражает. И ведь публикуют. Сейчас даже Китай не сильно склонен договора соблюдать, да и в нашу коалицию совсем не стремиться. Наша страна нужна ему как поставщик дешевых ресурсов. Все, остальное это наши хотелки. Ну а словосочетание Международные договора уже давно стало ругательным. Пора перестать быть лохами. Если нечем прищемить партнеру хвост, то нет смысла даже начинать переговоры.
  11. +5
    26 июля 2023 08:48
    а что сделано со времен СССР?
    все стали "олигархами" - т.е. делать должны другие - а не они
    а результат - налицо
    что тогда обсуждать?
    Маск, как и Джобс - они не только "напрягали", но и сами что то делали в отличие от наших...
  12. BAI
    -6
    26 июля 2023 09:22
    Ядерный взрыв в космосе над Украиной - единственный шанс предотвратить полномасштабную ядерную войну
    1. +5
      26 июля 2023 10:43
      а Вы в курсе, что основная часть спутников не на геостационарной орбите находится? или предлагаете каждые два часа - сутки "бахать", для надежности?
  13. +2
    26 июля 2023 09:22
    Во времена Рогозина космос был во многом упущен. Деньги осваивали а результатов не очень. Спутники падали в них элементная база была не для космоса. В прошлом году Рогозин вещал, что у нас не хватает военных спутников. А чем все это время думали с 2014 - понятно куда дело шло. Вообщем все как обычно. Наверстывать надо.
    1. -2
      26 июля 2023 12:32
      А до Рогозина было всё зашибись? Отставание оно давно началось, ещё в шестидесятых
  14. +2
    26 июля 2023 09:40
    Со всем уважением, небольшое выступление в защиту логики.

    Часть "выводы" выводами не является. Выводы следуют из предпосылок, и связаны с ними причинно-следственными связями.
    Из текста статьи следуют такие выводы:
    1. Мы отстаём от США по количеству и качеству спутниковой группировки.
    2. США видят наши боевые единицы, тыловые объекты и склады.
    3. США мониторят наши объекты хозяйственного назначения и имеют модели оценки нашего промышленного и с/х потенциала.

    Это следует из статьи.

    А вот все эти "взрывы в космосе" и "рассыпания иголок по орбите" скорее, эмоциональная реакция на факт технологического превосходства противника.

    Если без эмоций, то нужно:
    1. Перенаправлять деньги и ресурсы на исследования и производство, развивать прикладные космические технологии.
    2. Рассредотачивать тыловые объекты, маскировать боевые единицы. Не допускать концентрации в зоне доступности сил поражения врага. Учиться воевать рассредоточенным силами, улучшать связь и взаимодействие.
    3. Использовать "узкие места" противника. У него хорошая дальняя разведка, связь, и средства поражения. Не можем сейчас убрать спутники, значит, нужно ухудшать связь, и выбивать средства нанесения удара.
    1. +5
      26 июля 2023 12:21
      1) Ежели вы перенаправьте деньги на прикладные космические технологии, то результат работы будет даже не послезавтра, а лет через 10. А проблемы здесь и сейчас.
      И сколько вы денег собираетесь перенаправить? Грубо говоря спутниковую группировку Запада финансирует весь мир в рамках ее гражданского применения, а вы собираетесь в одиночку догнать и перегнать?
      2) На рассредоточенные военные об'екты требуется больше человеко-часов. ВСУ мобилизовали больше миллиона человек, однако большинство из них и близко не на линии фронта, с скорее занимаются обеспечением этого самого рассредоточения.
      На счёт систем связи: мы с вами видим, какую помощь противнику оказывает Старлинк, сможет ли наша промышленность сделать хоть что-то похожее в таком ценовом диапазоне? Если нам в теории тоже нужны несколько тысяч терминалов и сотни спутников, то за счёт эффекта меньшего масштаба (Маск уже продал более миллиона терминалов) они будут сильно дороже. И это не говоря про опыт их производства и применения.
      3) Ухудшить связь? Так Старлинк заглушить очень сложно. Направленная антенна. С выбиванием средств нанесения удара тоже не все так радужно в первую очередь за счёт отставания в этих самых системах разведки и передачи данных.
  15. +4
    26 июля 2023 09:58
    Космическая разведка никак не может бить лучше авиационной и ничего особого не меняет.
    Те же средства которие использовали для маскировки и прикрития от авиационной разведки будут еще более ефективние против космической.
    Тем более что космические средства дальше от обектов разведки и летают по известними маршрутами в известном времени дня. Их намного легче заглушит и ослепить если надо.
    1. +3
      26 июля 2023 11:58
      Естественно не может, однако спутниковая разведка более системна и охватывает большее пространство. Можно вычислить маршруты движения транспорта и места его концентрации. Плюс есть синергия с другими способами разведки. Например, весной был интересный случай, когда военкор Сладков заснял видео о том, как наша батарея гаубиц героический бьёт врага. Из топографической привязки были лишь слова о том, что они возле Донецка (город-миллионик), а так же фон из 3 малоэтажных зданий, кирпичный забор и дорога из ЖБИ плит. На следующей день один из пользователей Редита с помощью Гугл-карт смог определить точные координаты этой батареи. И это сделал один гражданскийс помощью открытой информации. Вы только представьте какие же возможности есть у военных.
  16. 0
    26 июля 2023 10:47
    Россия должна поделится со всем миром точными координатами всех американских баз.
  17. 0
    26 июля 2023 10:57
    Вторым выходом для России и Китая становятся ассиметричные ответы. Вплоть до того, чтобы объявить космическое пространство над странами суверенным.

    У китайцев, возможно, и есть иные выходы...
    А вот у кремля - нет...
    "отрасль военной электроники по производству спутников фоторазведки в России фактически уничтожена." ©
    Еще с нулевых, закупали данные у Пентагона и стран НАТО...
    И смотрели на Землю через объективы спутников разведки Индийской армии...
    ("Как сообщает "РИА Новости", Россия является крупнейшим покупателем снимков земной поверхности, полученных с индийских спутников. Об этом рассказал замдиректора фирмы Antrix Мурти Ремилла. Фирма Antrix — дочернее предприятие Индийской организации космических исследований (ИСРО), которое занимается продажей изображений со спутников дистанционного зондирования Земли)
    Сейчас запад отпал, не известно как с Индией...
    Говорят китайцы стали что-то поставлять - но это разговоры, китайцы отрицают...
    И вот еще инфа:
    Телеграм-канал "Китай-Николай Вавилов":
    "В течение уже недели с украинского фронта идут новости о резком росте точности и своевременности ударов высокоточного оружия России по военным объектам на Украине.
    Комментаторы связывают стыковку спутниковой разведки Китая с вооружёнными силами России. Разумеется, это лишь предположения — все события и персонажи вымышлены, аналогии случайны".
    ---
    Поэтому все что остается - зачищать космос от всего и вся - т.е. опускать войну на землю - только так кремль может еще противостоять западу - те, без "навигатора" беспомощны...
    1. +3
      26 июля 2023 11:34
      Два замечания:
      1. Есть люди, которые постоянно стремятся в ловушку простых решений.
      Годами накапливались проблемы, росло отставание, но ведь есть Простое Решение! "Сильно ударить, одним словом, первая буква икс" лопатой по спутникам! И дальше жить"как при бабушке ", ничего принципиально не меняя.
      Не поможет, всё вводные останутся прежними, противник просто иным образом использует своё интеллектуальное превосходство.
      Поэтому, только широкая комплексная программа, с учётом множества факторов, социологии и демографии, поэтапное планирование, коррекция и контроль планов... Иначе никак. С шашкой на пулемёты, с голой пяткой на шашку, с конницей против танков, бронетехника россыпью, с фузеей против штуцера, ну, примеров много было...
      2. Не "Кремль", а Россия. Кремль даже от Тохтамыша не защитил. Не надо противопоставлять. Не нужны нам вот эти вот зерна гражданской войны.
      Да, элиты не идеальны.
      Но простое решение здесь опять-таки является ловушкой.
      Поэтому лучше употреблять слово "Россия", когда идёт противостояние с Западом.
      С уважением.
  18. 0
    26 июля 2023 11:56

    Во-первых, можно попытаться договориться о нераспространении оружия в космосе

    Нереально т.к противник достаточно хорошо представляет состояние нашей экономики и считает ,вероятнее всего, что мы неспособны изыскать значительные доп.средства на наращивание этой сферы до масштабов ,угрожающих безопасности США и при этом без проседания финансирования в более "важных" с точки зрения нашего руководства областях безопасности.
    Иными словами они не считают что нам по плечу задача стать угрозой при текущей власти ,ее привычках и состоянии экономики. Ну и следовательно - какой им смысл о чем то договариваться ?
    Что нам есть им предложить ,если мы не можем их напугать , в силу их лучшей осведомленности и аналитики ?

    Вторым выходом для России и Китая становятся ассиметричные ответы. Вплоть до того, чтобы объявить космическое пространство над странами суверенным.

    Сомнительное решение ,скорее фантастика. По экваториально-ориентированым орбитам трассы пролета КА над нашей страной будут проходить над ЕС , США и Канадой. Это наиболее удобные трассы для запуска и мониторинга , так что приди нам в голову такое специфическое решение - нам бы выдвинули прямой ультиматум , ввиду абсолютной неприемлемости такового. Вышеуказанные гос-ва абсолютно справедливо сочли бы подобную акцию casus beli .

    По наращиванию спутниковой группировки - наша главная проблема это отсутствие хорошей парадигмы мышления. Неясно из каких назначений и ситуаций мы исходим в этом наращивании.
    Если из представлений о "войне конца света" - то мы однозначно не имеем необходимого по объемам и, вероятно, экономически бы не потянули создать приблизительно сопоставимое.
    Если о простом наращивании способности через осведомленность в классических конфликтах - опять-таки, не тот состав и объем группировки ,который был бы нужен.
    У меня лично создается впечатление что у нас правит бал скорее симуляционный подход , есть некоторые представления "по нижней грани" и мы на уровне ритуала пытаемся их поддерживать,полагая ,подобно адептам карго-культа, что это кого-то там будет напрягать или удерживать от неких действий или решений. При таком подходе,собственно рабочему функционалу под какую-либо КОНКРЕТНУЮ , жесткую задачу отводится куда меньшее пространство, чем должно.
    И это -проблема как я ее вижу. Столкнувшись с ЛОКАЛЬНЫМ конфликтом в виде СВО мы внезапно обнаружили ,что наша космическая разведка долгое время работала с лютым скрипом ,о чем неоднократно писали в том числе и на ВО. Сразу возник вопрос - если у нас возникли такие проблемы внутри локальной ситуации, какая реально степень готовности к более глобальной ?
    С тех пор у нас не произошло значительного увеличения группировки - так что , не оснований полагать что эта степень резко возросла.

    Реальной проблемой всего этого КА-парка США и Ко - является даже не картографирование и не целеуказание. Реальная проблема - это их аналитика, которая сосет из этого данные и обрабатывает их.
    Потом уже они действуют на основании этих данных и проводят точечные операции по слому наших планов и выгод там, где это возможно.
    Есть-ли у нас подобного уровня и сопоставимых объемов аналитика ? Ставятся ли у нас сопоставимые по функциям задачи ? Я в этом сомневаюсь.
    Все эти многолетние песни про "сверхдержаву" подразумевали довольно узкое восприятие сверхдержавности. Монолитность и сусальное золото - этакая swag-культура в масштабах государства,
    фокусирующаяся не на возможности или качестве, но на образе .

    Мы слишком глубоко в этом увязли , нам придется долго грести назад чтобы стать чем-то реальным, в том числе и в космической сфере.
    1. +5
      26 июля 2023 14:33
      как точно сказано. имитация бурной деятельности, то что чиновничество россии на всех уровнях освоило идеально :-)
  19. -1
    26 июля 2023 12:16
    Переводится как ХОЗЯИН ПОЛОЖЕНИЯ. Нет у него перевода... Если есть функция доказательства работы того или иного спутника над территорией России, то я бы его уничтожал с объявлением разведывательной причины. Коль всё можно, как указывается в статье. Всеравно наших над штатами в 100 раз меньше, и мы боевые действия против них не ведём.
    1. +1
      26 июля 2023 13:26
      Дело в том, что "разведывательные действия" не являются казус-белли. Ну по крайней мере об этом договорились все страны ООН ещё в 70е. А вот уничтожение спутников будет являться. Вы хотите повоевать с США? Или же вы надеетесь их взять на испуг без реальных боевых действий?
      1. -3
        26 июля 2023 15:13
        Из всех устаревших морально и технически договоров 60-70х надо выходить и договариваться о новых соглашениях о суверенном космическом пространстве над территорией страны с минимальной высотой пролета иностранных спутников (к примеру - 10000 км), иначе все ниже пролетающие вражеские аппараты будут уничтожаться. Если не получиться договориться, уведомить об одностороннем принятии таких решений на первое время с мараторием на исполнение решений к примеру на 6 месяцев или год, чтобы иностранные государства могла сами изменить орбиты своих спутинков или перевести их в нерабочее состояние.
  20. +2
    26 июля 2023 14:53
    военкор Сладков заснял видео о том, как наша батарея гаубиц героический бьёт врага. Из топографической привязки были лишь слова о том, что они возле Донецка (город-миллионик), а так же фон из 3 малоэтажных зданий, кирпичный забор и дорога из ЖБИ плит. На следующей день один из пользователей Редита с помощью Гугл-карт смог определить точные координаты этой батареи.

    Здесь только елементарная неосторожност военкора, которая не так сложно избежат.
    1. -1
      26 июля 2023 15:30
      Цитата: советник 2 уровня
      а Вы в курсе, что основная часть спутников не на геостационарной орбите находится? или предлагаете каждые два часа - сутки "бахать", для надежности?

      В 1963 в США взорвали в космосе 1.4 мегатонны. и вокруг Земли образовались небольшие искусственные радиационные пояса, которые вывели из строя 7 спутников США, из ~14 спутников. 3 спутника были выведены из строя электромагнитным импульсом, 4 в радиационные пояса, то есть радиационный пояс из радиоактивных и заряженных частиц сильно сокращает срок службы спутника.
      1. -2
        26 июля 2023 17:06
        Сейчас электроника спутников сильно защищеннее от радиоктивных и заряженных частиц чем в 60-е годы.
    2. 0
      29 июля 2023 10:09
      Просто ещё вчера подобная "неосторожность" не могла причинить вреда, а сегодня уже может
  21. +1
    26 июля 2023 21:06
    В английском языке есть термин game changers
    .....
    Прекрасно переводится на русский как" меняющий правила игры". Грубо. Дальше по тексту (смыслу) редактор должен подправить. Не знаю, что автор так написал.
  22. -1
    26 июля 2023 23:19
    Да ты шо! Не прошло и года после увольнения Рогозина, как заговорили об уничтожении спутников...
    Забыли указать ещё о навигации - что кроме спутниковой, есть и наземная, и разработки ее постоянны на выставках; вопрос в реализации...
    Тянем, потянем....
    1. +1
      27 июля 2023 05:12
      Рогозин вычистил Роскосмос, сколько посадили за воровство? Именно при нем перестали падать ракеты. Производство процесс не быстрый, изменения моментально (с назначением) не происходят. Так что нормально он там отработал.
  23. 0
    27 июля 2023 05:10
    Цитата: Леха с Андроида.
    Висящие на орбите ракеты и лазеры врага куда опаснее.

    лазер накачать энергией надо. Где вы ее возьмете? Ракеты тоже никто в космосе не держит. СОИ - сказки для Горбачева.
  24. +1
    27 июля 2023 16:14
    Если уж мы даже атакующие крымский мост, москву дроны не увидели ни из космоса, ни откуда либо еще, то о чем говорить.
  25. Комментарий был удален.
  26. 0
    31 июля 2023 14:25
    Единственный способ решения который относительно дёшев и который даёт ответ в принципе прямо сейчас на эту угрозу- строительство большого количества самолётов, вооружённых системой АВАКС (как на Западе). У нас ведь есть самолёт А50, А100. Данная система видит не хуже спутников, имеет определённое преимущество по маневренности ,скорости взаимодействия и цене.
    Ну не сможем мы построить большое количество нужных нам спутников, это попросту невозможно, Это факт.

    Северная Корея вообще тупо запускает воздушные шары, привязанные за верёвку к земле и на эти шары размещает РЛС и прочую развед-аппаратуру. И всё прекрасно видит. Дёшево, эффективно, даже не сердито причём.

    Можно просто наносить временное ослепление чужому спутнику,который пролетает над нашими объектами, нужно чётко сказать Западу, что мы будем это делать.
    Но я даже не уверен что наше руководство в состоянии слепить чужие спутники над нашими объектами, не хочешь не летай над нами, я вообще считаю что все спутники ,которые пролетают над нашими объектами должны быть ослеплены без потери живучести естественно, пусть снимает над другими местами, вот и всё.
    А то интересно получается, лежишь ты ночью в кровати с девушкой, занимаешься интересными вещами, а сосед камерой тебя снимает через окно, вытянувшись со своего балкона и ты ему ничего не можешь сделать? Нормальный человек в такой ситуации открывает окно и бьёт шваброй наглого придурка. Ни у кого нет права снимать твои объекты, хоть девушку, хоть мобильный ракетный комплекс. Просто нужно юридически закрепить данную процедуру и в международном правовом поле.
    1. -1
      2 августа 2023 16:45
      А чего стесняться то? Что естественно то не безобразно.
  27. -1
    3 августа 2023 16:49
    И наконец, третий и самый дорогостоящий выход из ситуации – это наращивание собственного созвездия спутников. Вплоть до паритета с американцами.


    Только вот займет это лет 50-60, учитывая, что пока мы 30 лет топтались на месте, штаты эту сферу активно развивали.

    Приоритетными становятся совместные программы с Китаем и Индией


    Зачем это Китаю и Индии. Китайцы и сами себя в космосе прекрасно чувствуют, без "союзников", а тут еще и свои секреты без особой выгоды раскрывать. Индусы, в свою очередь, вообще взяли курс на запад, судя по последним новостям.
  28. 0
    6 сентября 2023 13:09
    Насколько я помню в СССР, в 80-е, был принят "Закон о границах", где утверждалось, что наши границы представляют собой виртуальный забор, берущий начало на границе земной и уходящий ввысь в бесконечность.
    Интересно, какова его судьба?
  29. 0
    11 сентября 2023 22:56
    Нафига мы китайцам и индийцам, когда у первых СВОЯ станция, и уже нормальные полеты на луну как и вторых с полетами дела идут в гору. А чтобы был паритет нужна сильная технологическая экономика.
  30. 0
    13 сентября 2023 22:42
    Неужели нельзя сделать энное количество небольших спутников с мощным лазером, который пролетая возле натовских спутников будет выводить из строя их оптику или солнечные панели?
  31. -1
    6 октября 2023 02:22
    любую проблему возможно решить при наличии желания и политической воли... оба этих важных компонентах у российского руководства отсутствуют.. не обманывайтесь насчёт "гаранта" - он поставлен только для того чтобы гарантировать неприкосновенность наворованного олигархами.. все остальное - просто крошки с барского стола, которые россиянам достаются совершенно случайно.. учитывая что мирных и законным перспектив смены действующего курса и общественно-политической системы нет никаких, российское будущее очень и очень печальное.. воры во власти скоро окончательно разрушат государство..
    1. 0
      29 октября 2023 14:52
      Космическая разведка может обнаружить только то, что на поверхности земли или немного заглублено , то есть ракетные шахты обнаружить легко, и АПЛ в связи с их большими размерами подаются обнаружению из космоса (правда не всегда) , но совсем необязательно баллистические ракеты размещать в шахтах или на АПЛ , если ракету поместить в специальный всплывающий контейнер и положить его на морское дно возле нашего берега скажем на глубину 50-70м то его обнаружение будет очень непростым делом , и потом при необходимости контейнер можно переместить на другое место. Очевидно для старта ракеты контейнер должен сбросить балласт и вертикально всплывать с набором скорости которой должно хватить , что пробивать лед в зимнее время.