Питомник для Каракалов или размышления за рулём автомобиля

23 515 16
Питомник для Каракалов или размышления за рулём автомобиля



"Ты лети с дороги, птица,
Зверь, с дороги уходи!
Видишь, облако клубится,
Кони мчатся впереди.
И с налёта, с поворота
По цепи врага густой
Застрочит из пулемёта
Пулемётчик молодой.



Эх, тачанка-ростовчанка,
Наша гордость и краса,
Конармейская тачанка,
Все четыре колеса!"

М. Рудерман, К. Листов

Я думаю, что любой, читающий эти строки, подспудно задал вопрос:
"Какая может быть связь между обозначенным в заглавии зверем, а Каракал - это зверь, и тачанкой?" Каракал - это большая дикая кошка, похожая на рысь, обитающая в Африкe и на Аравийском полуострове.


Вот он, каракал. Милая с виду киса, способная, правда, оттяпать вам пару пальцев при попытке погладить.

Теперь к тачанке.


Классическая тачанка - это конная подрессоренная четырёхколёсная повозка со станковым пулемётом, экипаж - до трёх человек.
Мобильность, основанная на скорости передвижения, плюс пулемёт - это те факторы, которые когда-то сделали тачанки одной из неотъемлемых частей конно-армейских подразделений РККА.

Использовалась тачанка, в основном, как средство передвижения, перевозки пехоты, боезапаса, разведки в тылу противника и, что было нечасто, как боевая единица на поле боя. Естественно, с появлением автомобиля, все эти задачи стали выполнять другие транспортные средства, имеющие под капотом не 3-4, а десятки, сотни лошадиных сил. А вот название, в народе, так и осталось, "тачанки".


Автомобиль, за последние 137 лет с момента его создания, стал неотъемлемой частью нашей жизни.
Но никто также не сомневается, что ни одна армия мира, да что там, армия, даже любое мало-мальски военизированное формирование, не обходится без специальных автомобильных транспортных средств.

А раз есть такая возможность, быстро, на двух, четырёх или шести колёсах домчатся из точки "А" в точку "В", то, естественно, у ребят, выполняющих определённые, не совсем обычные рискованные операции, давно возникла мысль "вот бы нам заполучить что-нибудь эдакое".

Несколько дней назад, двигаясь по автобану А661, под Франкфуртом на Майне, я услышал короткое сообщение по радио:
"Коалиционное правительство заказывает для Бундесвера более 2000 спецавтомобилей".

Ну, заказывает, так заказывает, ради Бога...
Но, где-то в голове это отложилось.

У большинства русскоговорящих, проживающих в Германии, несмотря на официальный запрет и удаление российских TV-каналов, есть возможность следить за событиями в зоне СВО. Что часто бросается в глаза, так это (в сравнении с противником) минимальное количество специального лёгкого армейского транспорта. Где современные тачанки?

Я зашёл на сайт Министерства обороны, страница "Энциклопедия", подраздел "Автообильная техника". Читаю:

"Автомобили военные, колёсные полноприводные машины высокой проходимости, создаваемые по заказу Вооруженных Сил. Различают многоцелевые и специальные.
Многоцелевые автомобили предназначены для перевозки личного состава и грузов, буксирования прицепов (в т. ч. артиллерийских орудий и пусковых установок), монтажа военной техники.
Подразделяются на:
- автомобили малой грузоподъёмности (до 1 т.) – ВАЗ-2121 (легковой), УАЗ-3172 (грузопассажирский);
- средней (2–6 т.) – ГАЗ-66-11, Урал-4320, -43223, КамАЗ-4326, -4350, -5350, -43101, -43114;
- большой (свыше 6 т.) – Урал-53232, КамАЗ-6350.

В зависимости от задачи его (автотранспорт) можно будет переоборудовать в пассажирский, разведывательный, грузовой, грузопассажирский, санитарно-эвакуационный, ударный или дозорный варианты".



УАЗ-3172


Покопавшись в интернете, обнаружил, что на вооружении российской Армии имеются также:

Спецавтомобиль УАЗ-3152 „Гусар“


Боевой автомобиль создан на базе внедорожника УАЗ-469. По классификации НАТО относится к классу легких штурмовых автомобилей.


и пикапы ВИС-234600 в модификации «Рысь», на базе Нива 2121.

Имеется, также, некоторое количество квадроциклов АМ-1, «Тульчанка» и PM–500 6×4 (на ВО в ноябре 2016 года была статья о них.)

Вот, пожалуй и всё, что я смог бы отнести к группе "современных тачанок" в автопарке Минобороны. Мда, ассортимент невелик...

Слава народу России, который поднапрягся и стал отправлять в зону СВО всевозможные внедорожники, как родом из СССР (например, УАЗ-452, производство которого началось в 1965 году, ныне УАЗ-3741), так и российского и зарубежного производства.


Легендарная "Буханка" УАЗ-452


Да и чеченские братья "засветились" на своих "Чаборз" M-3 ("Чаборз" M-6 я не видел. Может, в кадр не попали).


"Чаборз" M-3



"Чаборз" M-6


В целом, что-то так есть, но не оставляет впечатление, что всего этого как бы мало. Попробую объяснить, а для этого вернёмся же на землю немецкую.

Вот что пишет пресса, я не стану напрягать подробностями, дам одни заголовки:

"Коалиционное правительство заказывает для Бундесвера более 2000 специальных автомобилей. Помимо Rheinmetall в проекте участвует производитель автомобилей Mercedes-Benz.

Бундесвер получает очередной крупный заказ из специального фонда в 100 миллиардов евро.

С другой стороны, в привязку этому заказу, из США будут доставлены около 60 транспортных вертолетов «Чинук».

«Caracal» для бундесвера: правительство продолжает инвестировать в вооруженные силы Германии

В сотрудничестве с вооруженными силами Нидерландов, Бундесвер заказал 3058 боевых машин типа «Caracal», как объявила на прошлой неделе базирующаяся в Дюссельдорфе группа вооружений Rheinmetall.

По данным компании, два члена НАТО (Германия и Нидерланды) инвестируют на это, в общей сложности, 1,9 млрд евро".



А вот он, этот самый "Caracal". Немцы верны своим традициям.


По сообщениям СМИ, немецкая часть суммы поступает из специального фонда, который канцлер Олаф Шольц создал весной 2022 года после начала спецоперации на Украине.

В сделке непосредственно участвует Mercedes-Benz: Rheinmetall производит военный внедорожник на базе Mercedes G-Class.

Из упомянутого числа 2054 машины «Caracal» поступают в вооруженные силы Германии и 1004 - в армию Нидерландов, которая тесно сотрудничает с вооруженными силами Германии в рамках трансатлантического оборонного альянса НАТО.
Как пример,совместное производство самоходных орудий Panzerhaubitze 2000.

Федеральный министр обороны, Борис Писториус в максимально возможном темпе продолжает проводить переоснащение и модернизацию Бундесвера. В середине мая также стало известно о запланированной закупке для Бундесвера дополнительно 50 бронетранспортеров «Puma» , а в марте было объявлено, что войска получат 100 новых колесных бронемашин «Boxer».


Министр обороны Германии Борис Писториус с генерал-инспектором Бундесвера Карстеном Бройэром. Вот в чьих рукaх 100 миллиардов евро

И снова, пресса:

«Caracal» для бундесвера: вездеход на базе Mercedes G-Class

По данным Rheinmetall, полноприводная машина 4x4 «Caracal» «специально адаптирована к требованиям мобильных платформ для воздушно-десантных подразделений или подразделений специального назначения вооруженных сил».

В Бундесвере, например, машина планируется также к использованию Командованием сил специального назначения (КСК). Серийная поставка запланирована на 2025 год.

4,9-тонный «Caracal» имеет мощность 249 л.с. Коробка передач: Mercedes-Benz NAG3 9G-tronic, максимальная скорость 136 км/ч. Вертолеты типа «Чинук» могут транспортировать его к месту действия. Вооружением служат установленная на корпусе автоматическая пушка и интегрированная противотанковая управляемая ракета «Спайк».

Транспортные средства будут использоваться, как для перевозки групп бойцов, подвоза боеприпасов, а также в качестве машин скорой помощи и должны заменить автомобили "Wolf" и "Mungo" в Бундесвере в дивизион быстрых сил (DSK). Нидерланды будут использовать «Caracal» в составе 11-й бригады Luchtmobiele, которая в свою очередь подчиняется немецкой DSK.


Wolf



"Mungo"


Поставка первых тестовых образцов “Caracal” запланирована уже в первом квартале 2024 года, а серийные поставки планируется начать в начале 2025 года.

"Caracal" создаётся на базе Mercedes-Benz G-Class, в частности, военной серии 464. Модульная конструкция машины поставляется компанией ACS Armoured Car Sys-tems.

В конструкцию автомобиля заложена возможность транспортировки вертолётами CH-47F Chinook и CH-53K King Stallion как внутри, так и на внешней подвеске.

Вот и ответ, на абсолютно логичный вопрос, почему в начале официального сообщения о программе производства автомобилей было также сказано о заявке на поставку 60-ти вертолётов.

Германия, да и все остальные страны, которые, в виде помощи украинскому режиму, избавились от гигантской массы собственных видов вооружения, зарезервировав немыслимые финансовые объёмы, приступили к мощнейшей после Холодной Войны, стадии перевооружения и наращивания военного потенциала, а вышеизложенная информация, является тому подтверждением.

Внимание, из 100 миллиардов евро, зарезервированных на модернизацию Бундесвера, на производство "Каракалов" будет потрачено всего 1,9.
Только у Германии, для перевооружения остаётся 98,1 миллиарда, но военные на этом точно не остановятся и для названий изделий, производимых в немецком "зверопитомнике", в мире обитала и обитает масса хищников с очень экзотическими именами, которые так ласкают немецкое ухо.

А ведь это, совсем мизерная часть из гигантской программы перевооружения и модернизации Германии, да и всего блока НАТО. Как говорится, враг силён, опасен и не дремлет. И три тысячи современных автомобилей с пушками и ПТУРами - это реально большая сила.

А в Бундесвере очень внимательно смотрят за тем, кто и как воюет в СВО и делают выводы. И броски легких штурмовых групп ВСУ на автомобилях в прошлом году не остались незамеченными. А выводы немцы делать умеют. И вот вам результат почти на 2 миллиарда евро.

А спецавтомобили, современные тачанки, которые ох, как нужны в зоне СВО, надо бы начинать делать в России, ставить на поток и побыстрее. Ведь с беспилотниками, процесс пошёл, или?
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    30 июля 2023 06:26
    Легендарная "Буханка" УАЗ-452
  2. -5
    30 июля 2023 06:50
    Убради давно минусы.
    Если уехали, ушли домой с харков направления переслужившие контрактники, то проехать и на велосипедах смогли бы ухры.
    Смотрим в комплекте перевооружение. Не только авто
  3. +1
    30 июля 2023 07:01
    Автор правильно поднял вопрос.Нужен наследник "уазика-козла".Дешевый во всем,неприхотливый
  4. 0
    30 июля 2023 07:45
    Вся власть Советам!

    Немного тюнинга, по колдовать над дизайном и машина хоть на парад, не заглохнет. laughing
  5. +3
    30 июля 2023 09:11
    Тема котиков не раскрыта. laughing
    Текст комментария…
    1. +5
      30 июля 2023 14:41
      Уважаемый "Доктор"!
      Спасибо за юмор.
      Думаю, немецкие ребята "наклепают" за пару лет пару тысяч "котиков", вот тема и раскроется, во всю ширь и даль.

      С уважением hi
      1. +5
        30 июля 2023 17:07
        Думаю, немецкие ребята "наклепают" за пару лет пару тысяч "котиков", вот тема и раскроется, во всю ширь и даль.


        У нас есть варианты.
        Например Липецкий завод малых коммунальных машин готов поставлять 600 машин в год на базе УАЗа.

        КИЛЕСК — так звали предка тиранозавра, который жил в середине юрского периода.







        Уже отправили заявку в МО. Дальше - как упрется наша бюрократия.

        Это только один из десятков подобных заводов. wink
        1. +3
          30 июля 2023 17:19
          Ох, было бы здорово! Пугают только слова "бюрократия" и "заявка от МО". Не знаю, а Лобаевские винтовки МО уже заказывает или по-прежнему волонтёры, да меценаты их для фронта покупают?
  6. +4
    30 июля 2023 10:56
    Уважаемый Автор!
    Мотоциклетные батальоны в Бундесвере не желают возродить?
    Или "Каракал" и есть замена тяжёлого мотоцикла с коляской...
    Судя по фото на крыше установлен автоматический гранатомёт, а не "орудие".
    Машина симпатичная, но если её перевозить вертолётами то, кто вертолёты быдет прикрывать от вражеских истребителей и ПВО?
    Или переброска по воздуху планируется в своих глубоких тылах?
    А к передовой и в тыл врага своим ходом?
    Только жто хорошо при отсутствии сплошной обороны у противника.
    Как в Гражданскую или в конфликтах в Африке или на Ближнем Востоке.
    Немцы в Великую Отечественную сперва танками и артиллерией пробивали оборону и только после этого "запускали" в прорыв механизированные части, в том числе и свои мотоциклетные батальоны.
    Или гоняли их вдоль всей линии фронта для поиска разрывов в обороне и последующего "просачивания" в эти разрывы.
    Сейчас с "разрывами в обороне" сложнее. И минных полей намного больше.
    1. +4
      30 июля 2023 14:34
      Уважаемый Алексей!
      Большое спасибо за Ваш интерес и Ваши замечания к статье.
      Содержания и мои мысли, изложенные в ней, базировались на инормации, изложенной в немецкой прессе.
      Самая последняя, из "Mercur.de" от 22 июля, неделю назад:
      "аls Bewaffnung dienen eine auf der Karosserie montierte Maschinenkanone sowie eine integrierte Panzerabwehrlenkwaffe „Spike"".


      То есть автоматическая пушка или ПТУР. Прочитав это, я сам подумал, а куда они её, пушку, прилепят? Но, как пишет издание, так я и перевёл.
      После Вашего замечания покапался в других, более ранних источниках. Пишут конкретно только о крупнокалиберном пулемёте и о ПТУРе. Бундесвер имеет только один, свой, немецкий 12,7 мм пулемёт "sMG ".


      Так что "Mercur", по поводу пушки, малость преувеличил.
      Касательно тактики, способов применения и т.д., оставим это Бундесверу и КСК. Пусть упражняются, им эти 2000 автомобилей использовать, применять и облуживать.


      С уважением hi
  7. +3
    30 июля 2023 17:45
    И броски легких штурмовых групп ВСУ на автомобилях в прошлом году не остались незамеченными. А выводы немцы делать умеют.

    И это прекрасно для нас как невероятных их противников.
    Рассмотрим ситуацию в которой одной из групп ВСУ удалось нащупать стык между двумя подразделениями в N-ском районе Харьковской области. Занимавшие на тот момент определенные районы подразделения (подготовленной обороной это сложно назвать ибо приказа на ее организацию не было и работы выполнялись командирами на местах по мере сил и понимания ситуации) имели разрывы между собой на 2-3 км не перекрываемые огнём не только стрелкового вооружения, но и других огневых средств в наличии, в том числе и из-за острого дефицита подразделений на ЛБС.Противник в данном месте нащупал разрыв и вклинился в него, и перебросив технику на БТР развил прорыв.
    А вот в 10 км севернее в стыке между двумя другими подразделениями командиры которых также не имея конкретного приказа на оборону( а одно из подразделений вообще выполнив штурм деревни в серой зоне) тем не менее организовали взаимодействие и перекрыли огнём промежуток между собой попутно выставив противотанковые мины на пересечениях лесополос просто разбросав их по земле. И когда аналогичные силы ВСУ на тачанках попытались зайти в стык, то потеряли несколько хамви откатившись с потерями.
    Это я к чему? А к тому, что там, где у противника налажена оборона в том числе взаимодействие подразделений, связь и наблюдение тачанки успеха иметь не будут, а учитывая, что они по определению имеют ограничения по проходимости и бронезащите использовать их удастся только на определенных участках фронта и в соответствующую погоду ( причем под погодой я имею в виду не только подсохший грунт, ведь там где для поражения бронетехники нужен FPV-дрон, на тачанку хватит обычного беспилотника со сбросами ВОГов).
    Минную обстановку опускаем вообще.
    Но это не значит, что тачанки не нужны! Нужны! Но не как ударные средства, а как средства обеспечения как наступательных, так и оборонительных действий.
  8. +2
    31 июля 2023 01:02
    Уважаемый автор, я также как и Вы проживаю в Немеции и тоже видел новость про каракалы. Машинка конечно получилась у немцев что надо: красивая, тактикульная и я уверен что надежная и удобная. Уж что-то, а машины они умеют делать. Если рассматривать войну как соревнование ВПК, могу с 100% уверенностью сказать что российского Каракала с приставкой «не имеющий аналогов» в ближайшее время не будет, просто потому что не заточена под это промышленность, в первую очередь потребительский автопром. Был тут недавно проект красивой переделки Нивы в пикап-техничку из Тольятти, так они потом между собой поругались. Вот и получается что всё это самоделки из соседнего гаража, а в войсках ездят на машинах, которые собирают со всего СНГ. Пока ВПК РФ делает массово только то, что умеет: реставрирует советские танки, благо одна развитая цивилизация оставила их много. Ни о какой малой механизации не идёт речи, а тем временем в войсках нужны и мотоциклы (в том числе электрические), и багги, и пикапы, и легкие грузовики и буханки. Война это прежде всего логистика. Попробуйте прокормить, напоить огромную толпу мужиков в полях... А ведь ещё надо и БК подвезти и раненных эвакуировать. Вот тут-то и приходит конец многих тактическим замыслам: какая к черту сетецентрическая война, если не хватает банальных буханок? Немцам-то просто, я столько коммунальной техники в Немеции видел на улицах, сколько в родном Казахстане за свои 30+ лет не видел, немцы могут тысячи этих Унимогов и Каракалов при желании наклепать, просто выкинув ненужное и довесив спец.оборудование. А что с того же козлика-УАЗа выкинешь или с Буханки? К тому же их вначале найти надо, вон за машинами уже в Кыргызстан ездят. Поэтому тут не до боевых каракалов, дайте парням спокойно хотя бы быт и логистику наладить. К слову на автобанах я пару раз видел тягачи с грузовой техникой в характерном милитари окрасе, которые ехали в сторону восточной Европы.

    Касательно тактики и тачанок тут же многое сказали, я добавлю только что FPV-дрон за 500у.е. в текущих условиях СВО сделает любой Каракал братской могилой, какой-бы крутой спецназ там не сидел. Но это отнюдь не означает что машины подобного класса не нужны, более того их нужно много, но к ним нужны ещё и командиры, способные использовать их сильные стороны. А проектов интересных уже было много: и Тигры-багги, и бронеавтомобиль Стрела, и Тигр-Атлет, только не видно их пока в СВО. Массово освоили пока только дешевый MRAP Ахмат. Мне например очень хотелось бы чтобы дали зеленый свет двум проектам: замене Шишиге Урал-66 с бронированной кабиной и пикапу-переростку «Вепрь-Next».

    P.S. Мне понравилось что Вы привели историческую справку, меня же всегда заставляет задуматься тот факт, что «тачанка», он же «тавричанка» - это термин родом из Таврии, где сейчас и идут ожесточенные бои в СВО на Запорожском направлении, получается колесо истории провернулось и опять потомки белых и красных рубят друг друга в южных степях...

    P.P.S Я читал как-то справку об первых боях ВОВ, так вот механизация подразделений Красной Армии оставляла желать лучшего, не хватало грузовиков, автомобилей, мотоциклов, тягачей. К тому же большое количество техники было неисправно, не могло двигаться своих ходом. Много техники просто бросали при малейшей неисправности, в то время как механизированная пехота фашистов была маневренна и обеспечена логистически... Похоже некоторые уроки мы так и не выучили.
  9. +1
    1 августа 2023 16:08
    А вот он, этот самый "Caracal". Немцы верны своим традициям.

    Эммм... немцы серьёзно собираются возить стрелковку на внедорожнике "на внешней подвеске"? А она после этого попадать будет? Ну или хотя бы стрелять?
    1. 0
      1 августа 2023 20:05
      Под традициями, я имел ввиду наименование техники. Из семейства кошачих. А то, что на этом фото, может просто "понты". На рекламном фото смотрится красиво.
  10. +1
    3 августа 2023 17:50
    Картинки, конечно, завлекательные. И наши варианты, и натовские. Агрессивные такие все! Брутальные. Но вот, положа руку на печень, получив приказ произвести стремительный и неожиданный наскок на противника, я бы предпочёл старый, добрый БРДМ. Как-то душе и заднице спокойней. Современные средства поражения, конечно, и бардаку не особо много шансов оставляют. Но на бобике атаковать противника... Даже находящегося на марше, даже с эффектом внезапности. По моему вообще рывок в один край 100 процентный.
    1. +1
      3 августа 2023 18:50
      Уважаемый Тимм!
      Очень приятно, что статья Вас заинтересовала.
      По поводу Вашего комментария, полностью согласен с Вами.
      Но "переть" на противника на описанном в статье автомобиле, немцы не планируют:
      "Транспортные средства будут использоваться, как для перевозки групп бойцов, подвоза боеприпасов, а также в качестве машин скорой помощи и должны заменить автомобили "Wolf" и "Mungo" в Бундесвере в дивизион быстрых сил (DSK). Нидерланды будут использовать «Caracal» в составе 11-й бригады Luchtmobiele, которая в свою очередь подчиняется немецкой DSK".
      В любом случае, потребность в подобных "тачанках" очень большая. Об этом не раз писали военкоры, побывав в зоне СВО.
      Ещё раз благодарю за комментарий.

      С уважением hi