ВМС США разрабатывают гиперзвуковую противокорабельную ракету для F/A-18E/F Super Hornet

12
ВМС США разрабатывают гиперзвуковую противокорабельную ракету для F/A-18E/F Super Hornet

Военно-морские силы США ведут исследовательские работы по теме: малогабаритная гиперзвуковая противокорабельная ракета, предназначенная для вооружения основного палубного истребителя-бомбардировщика Boeing F/A-18E/F Super Hornet ВМС США.

В рамках программы, получившей наименование Hypersonic Air Launched Offensive Anti-Surface (HALO) – гиперзвуковая противокорабельная ракета воздушного базирования, ВМС требуются предложения от фирм-подрядчиков по разработке и испытанию управляемого гиперзвукового тестового изделия-прототипа – говорится в заявке, размещенной в открытом доступе сети Интернет. ВМС намереваются провести три тестовых пуска ракет и заявляют, что эти разработки могут стать переходом к последующей полномасштабной программе приобретения нового оружия.



Планируется использовать существующие разработки гиперзвуковых летательных аппаратов и силовых установок с ограниченными конструктивными изменениями. В конечном итоге предполагается выйти на шестой уровень технологической готовности (TRL6) для оружия. Уровни готовности технологий – это система классификации степени готовности конкретной технологии, используемая для оценки уровня ее зрелости. НАСА, к примеру, определяет TRL6 как прототип, способный работать в соответствующей среде.

Министерство обороны уже финансирует одновременно несколько проектов по разработке гиперзвуковых крылатых ракет с воздушным реактивным двигателем. Поскольку ГПВРД выбирает для работы кислород из атмосферы, в отличие от ракет, оснащенных ТТРД или ЖРД, несущих окислитель либо в составе топливных шашек, либо в баках на борту ракеты соответственно, изделие можно сделать меньше, чем другие типы ракетного оружия, такие как гиперзвуковые ракеты с планирующим боевым блоком.

Экономия в стартовом весе, по мнению экспертов, должна составить до 30 %. Это должно быть полезно для установки ракет на истребитель F/A-18E/F Super Hornet, четыре подкрыльевых пилона которых ограничены полезной нагрузкой в 3 000 фунтов (1 360 кг).

С другой стороны, двигатели ГПВРД гораздо тяжелее традиционных ВРД и требуют на порядок больше горючего при тех же массогабаритных характеристиках и тех же дальностях полета. Для того, чтобы вписаться в массогабаритные параметры, ВМС ограничило скорость ракеты числом Маха не более 6, но и это немало.

Учитывая, что скорость звука при полете изделия на высоте 50 метров над уровнем моря составляет – 340 м/с или 1 224 км/ч, следует, что крейсерская скорость ПКР должна составить – 2 040 м/с или 7 344 км/ч. Что значительно меньше, чем у «Циркона», но увеличение скорости на каждый добавленный «Мах» ведет к увеличению стартовой массы на 50 %. Жесткие массогабаритные ограничения не могли не сказаться и на других летных данных ракеты, в техзадании от ВМС скромно указана требуемая дальность полета ракеты более 200 морских миль (370 км). С большой долей вероятности военным морякам придется значительно поубавить аппетиты в отношении веса БЧ.

Традиционно американские ПКР несли тяжелые проникающие осколочно-фугасные боевые части – противокорабельный «Томагавк» R/UGM-109B нес 1 000-фунтовую БЧ (450 кг), даже относительно легкая ПКР «Гарпун» оснащена 500-фунтовой БЧ (227 кг). Опытные стрельбы, модифицированными для борьбы с надводными кораблями ЗУР SM-6, показали, что ранее предъявляемые требования к массе БЧ, были избыточными.

18 января 2016 года модифицированная ЗУР SM-6 была запущена из ПУ Mk.41 ракетного эсминца USS John Paul Jones (DDG-53) на американском Тихоокеанском ракетном полигоне у побережья Гавайев и потопила вышедший на пенсию фрегат USS Reuben James (FFG-57) типа Oliver Hazard Perry водоизмещением 4 200 т, то есть 150-фунтовой (67 кг) осколочно-фугасной БЧ одной-единственной ЗУР хватило, чтобы пустить на дно фрегат.

«Конкретный вариант использования ракет HALO – это наступательная борьба с надводными силами. Набор пороговых целей включает, но не ограничивается, надводные корабли и крупные корабли, – сообщил официальный представитель ВМС. – Потребность в новых технологиях возникает из-за недостатка возможностей в решениях по двигательным установкам для атаки целей противника на расстоянии, в сжатое время полета, что недостижимо с сегодняшними подходами к субгиперзвуковому оружию».

Американские аналитики считают, что гиперзвуковые противокорабельные ракеты, которые уже начали поступать или же начнут поступать в ближайшее время на вооружение российских и китайских ВМС и ВВС, могут сделать авианосцы США уязвимыми. Высокая гиперзвуковая скорость российских и китайских противокорабельных ракет не дает обороняющимся кораблям АУГ времени для организации перехвата.

Наличие на борту авианосцев авиагруппы F/A-18E/F, вооруженных гиперзвуковыми противокорабельными ракетами, могло бы служить, по мнению представителей ВМС, сдерживающим фактором. Ракета должна заменить в арсенале АСП истребителей-бомбардировщиков F/A-18E/F давно уже устаревшую противокорабельную AGM-84 «Гарпун».

В то же время «Гарпун» в варианте корабельного RGM-84 и лодочного UGM-84 базирования останется на вооружении. Такую ракету можно было бы также превратить в оружие дальнего действия для ударов по наземным целям, что помогло бы Super Hornet оставаться за пределами зоны поражения ПВО противника. Наряду с дозвуковыми малозаметными КР AGM-158B JASSM-ER и ПКР AGM-158C LRASM новая ракета должна стать основным оружием палубных самолетов в классе «воздух-поверхность».

К теме проявили интерес традиционные исполнители Raytheon и Lockheed Martin.

28 марта 2023 года Командование военно-воздушных систем (NAVAIR) заключило контракт на сумму 116 миллионов долларов с Raytheon Missiles & Defense и Lockheed Martin на техническую доработку прототипов и разработку посредством предварительного анализа конструкции двигательной установки ракеты. Контракт предусматривает начало работ в декабре 2024 года, после того как каждая компания проведет первоначальный анализ конструкции двигателя для проведения летных испытаний прототипа.

На конференции Sea-Air-Space Лиги ВМФ, прошедшей в апреле 2023 года, контр-адмирал Стивен Тедфорд, исполнительный директор программы беспилотной авиации и ударных вооружений в NAVAIR, сообщил неприятное известие – что ракета HALO может быть «немного неполноценной», потому что она может не достигнуть гиперзвуковых скоростей.

Тедфорд сказал, что

«ракета HALO способна достигнуть только сверхзвуковых скоростей 3,5–4 М, и это предел для программы, а гиперзвуковые скорости (5 Махов) не достижимы».
12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    29 июля 2023 05:31
    Опытные стрельбы, модифицированными для борьбы с надводными кораблями ЗУР SM-6, показали, что ранее предъявляемые требования к массе БЧ, были избыточными.

    А мы имели возможность наблюдать, как американцы «топили» собственный списанный эсминец:

    Такая «достаточность» просто говорит сама за себя...
    Желаю, чтобы у них долго ничего не получалось...Как с высокоскоростной торпедой «Шквал»...
    1. +3
      29 июля 2023 21:27
      Шквал вы серьезно? У нее дальность стрельбы всего 12 км. А теперь посчитайте на какой дистанции обнаруживаются подлодки и на какую дальность плывут обычные торпеды - удивитесь.
    2. 0
      31 июля 2023 04:23
      Цитата: ROSS 42
      Такая «достаточность» просто говорит сама за себя...

      Вообще то они сделали выводы и их новые КР с функцией ПКР имеют БЧ 450 кг. , чего уже вполне достаточно . А все эти выкрутасы разработчиков - продукт борьбы за заказ для ВСМ США ракет , способных встать на подвесы четырёх основных пилонов Ф-18 . Параметры гиперзвуковой скорости , дальности и могущества БЧ при таком стартовом весе недостижимы в принципе . Вот и пытаются вымучить себе заказ на разработку , предлагая уменьшить вес БЧ .
      В лучшем случае у них получится сверхзвуковая ПКР с ограниченной дальностью и мощностью БЧ . Физику не обманешь .
  2. -8
    29 июля 2023 06:14
    Субгипер...
    А сверхгипер? В подсознании что они самые великие. А куда деть 11 ав атомных? Списать-это развал сша на ментальном уровне.
    Вопрос не в кремл.
    На кафедры право(или лево-) ведений военмед, военполит. Мгимо, мгу и др " хххххуниверы":ордеры на выдергивание из канад-лондонов и др выдадут ваши выпускники и их выполнять с риском для жизни будут? За обращение с пленными, мед обслуживание (?) пленных и тп.
    Цели - как сейчас по донецку? Или "врамкахбольшойсделки", красных-зеленых(как в ливане) линий все понять, простить.
    Без знака недоумения-?
    1. +5
      29 июля 2023 09:48
      "У меня такое впечатление, что вы -- бредите!" (с)
      Не комент, а поток сознания...
      А по существу, (про авиационную ГЗПКР !), что сказать-то хотели??? belay
      Или с утра пораньше уже начали встречать День ВМФ ?
      УЖоС !!! laughing
      1. +3
        29 июля 2023 11:35
        Так День ВМФ РФ завтра:)
        Текст вашего комментария слишком короткий... и далее, как обычно, про "звёзды Сад - аль- Забих".
  3. +1
    29 июля 2023 20:23
    двигатели ГПВРД гораздо тяжелее традиционных ВРД
    – хотелось бы пояснений, не говоря уж о ТТХ и конкретных цифрах. Понимаю, что все гиперзвуковые технологии секретны, доподлинно ничего неизвестно, но раз утверждение прозвучало, то прошу обоснования.

    Гиперзвуковой двигатель обладает поразительными особенностями – скорость столь высока, что турбины/компрессоры перестают работать и для сжатия потока достаточно "простой" геометрии воздухазаборника. Кавычки, очевидно, неслучайны – для этой формы потребовалось 70 лет исследований и пока ещё достоверно надежно работающего двигателя не видно. См. рисунок – движущихся частей с ростом скорости меньше! Сложность в разработке и в материалах.


    Сложность (и вес) конструкции многократно возрастают при попытках создать "всережимный" двигатель, который будет работать при всех трех поведениях потока – дозвковом, сверхзвуковом и гиперзвуковом. Такой двигатель нужен для гиперзвукового самолёта, способного взлетать и садиться, управлять тягой во всем диапазоне скоростей. Пример: SABRE, фактически ракетный двигатель с возможностью в полете засасывать воздух как окислитель. Но для военных применений, "ракет" такой двигатель не требуется (здесь конфуз с русским языком, так как гиперзвуковая крылатая ракета с прямоточным двигателем – это не ракета, и не крылатая)). Разгонит изделие ракетный ускоритель до скорости, на которой сможет работать прямоточник. Достаточно простой по конструкции относительно "всережимного".

    ...так откуда вес?
    1. 0
      31 июля 2023 15:46
      Денис. Добрый день .Простите. только сегодня добрался до компьютера и увидел Ваш пост. Давайте разбираться. Начнем с носителя - "Супер Хорнета" Его четыре основных пилона (подкрыльевые) в принципе способны нести бОльшую нагрузку - 4 подвесных бака на 1800 литров каждый. Это вместе с телом бака где то под 4000 фунтов. Но это на "голом" пилоне. Боевую нагрузку, такую как ракета нужен еще пусковой пилон, а это серьезная "стальная штука", в интернете полно фото. например посмотрите подвеску российских ракет Р-27 или Р-73 или любой другой ракеты. В общем поехали дальше у нас осталось - 3000 фунтов (1360 кг). Еще немного о самолете, его скорость макс на высоте 11000 метров - 1,8 маха - где то 1900 км в час., с четырьмя чемоданами под крыльями он врядли разгонится более 1 маха, то есть 1060 км в час. Напомню наш МиГ-31 с оним чемоданом ("Кинжал") свободно разгоняется до 2,5 Маха, а это 2650 км в час и подымается на высоту 22 км, конечно "Супер Хорнет" и близко так не может. Здесь дело в самолете. Работники ЦАГИ называют самолеты 4-го и 5-го поколения "утюгами" и говорят, что "это" вообще не должно летать в принципе. Ну их понять можно, для них идеал это Е-152 и его модификации (Е-166) , Су-7Б, Су-9Б, Миг-23, Миг-25 ну и "Мираж-3" и пожалуй все , остальные самолеты это издевательство на аэродинамикой. ну я с ними согласен. Дальше, нам нужно ракету разогнать с 1 Маха до 4,5-5 Махов понадобиться твердотопливный стартовый ускоритель, а это треть веса, еще 1000 фунтов (450 кг), остается 900 кг. Здесь нужно вспомнить "Гарпун" , Вы его ТРД видели, мой внук когда увидел, сказал :" Деда, а что это за малюсенькая катабуська". Ну в общем довольно точно дано определение вес Teledyne CAE J402, сейчас по памяти - 44 кг, размер в поперечнике - 30, см, тяга - 268 кг запас горючего - 50 кг, его хватает на 280 км полета и 10 минут работы. Теперь наш ГПВРД ему понадобится от 600 кг до 650 кг дорогущего топлива JP-10. что бы пролететь заявленную дальность. и это надо сделать за одну минуту. Теперь вес ГПВРД, так по хорошему это пол тонны веса, ну допустим амерам удалось уменьшить до 500 фунтов (227 кг), тяга нужна не менее 2 тонн. Мы сейчас за амеров делаем их работу, ну им нужно на практике убедится, что чайник горячий и лучше его руками не трогать. теоретические прикидки их уже не убеждают. В начале 1980-х приятно было скрестить шпаги с достойным и умным противником таким как инженеры "Мартин Мариэтта". Сейчас амеры опустились на самое дно. Трехмаховый "Оникс" весит 3 тонны, девятимаховый "Циркон" весит под 6 тонн, а они хотят сделать 900 килограммовую гиперзвуковую ракету. Вот им нужно попробовать руками, чтобы убедится. Ну удачи имбицилы.
      1. 0
        31 июля 2023 16:25
        Небольшая поправка - ГПВРД данной ракеты конечно же не минуту придется работать , а минут пять точно.
      2. 0
        2 августа 2023 15:18
        А если откажутся от идеи по 4 ракеты на самолёт? Возьмут по 2, например. Это 2 тонны ракета. Да и вообще, мне кажется, что у них нет задачи делать аналог циркона или оникса. Для их целей (стрельба из-за горизонта по ЦУ самолёта ДРЛО) хватит дальности 120-200 км. Главное, чтобы она летела быстро. Медленные ракеты типа гарпун мы сбивать умеем, а вот быстрые.... Не знаю. Хотя в качестве ракеты мишени часто используется ракета от ЗРК Оса, а у неё скорость под 1000 м/с. Не готов судить о технических компетенция американцев, может это очередной распил бабла. Но уж точно не хотел бы видеть шапкозакидательские настроения. Недооценивать их нельзя.
  4. bar
    0
    15 октября 2023 12:45
    . ВМС требуются предложения от фирм-подрядчиков по разработке и испытанию управляемого гиперзвукового тестового изделия-прототипа

    Другими словами пока не коня не воза. Особо и говорить не о чём.
  5. 0
    1 декабря 2023 14:16
    Интересно, а у нас аналогичные гиперзвуковые авиационные ракеты разрабатываются, думаю что для Су-57 совсем не была бы лишней гиперзвуковая ракета, аналог "Циркона" воздушного базирования.