Средневековые города: увидеть глазами их современников

113
Средневековые города: увидеть глазами их современников
Проехать по средневековому городу можно… если, например, приехать в город-крепость Каркассон во Франции, забраться вот в эту повозку и проехать на ней по всем его извилистым улочкам. Но увидим мы его, опять же, глазами современного человека. А вот как виделись средневековые города людям того времени, их, так сказать, современникам? Фотография автора


…встань, иди в Ниневию, город великий,
и проповедуй в нем.

Книга пророка Ионы, 1:2

Рассказы по истории Средних веков. На страницах ВО мы не раз уже обсуждали интересные образцы средневековой литературы, так называемые манускрипты, названные так потому, что писали их вручную. Потом изобрели книгопечатание, и появились первые печатные книги, которые получили название инкунабул.



Однако инкунабулами принято считать не все печатные книги того далекого времени, а лишь те из них, которые были изданы в Европе с момента начала книгопечатания и до 1 января 1501 года. Эти издания очень редки, так как тиражи первых печатных книг были невелики и составляли всего 100–300 экземпляров. К числу самых известных инкунабул относится и «Библия Гутенберга», напечатанная в начале 1450-х годов.

Однако и инкунабула инкунабуле рознь. Есть среди них и более интересные для нас, и менее. К числу первых относится и знаменитая «Нюрнбергская хроника» – инкунабула, напечатанная в 1493 году и содержащая прекрасно иллюстрированную хронику библейской истории, начиная от сотворения мира.


Лист «Нюрнбергской хроники» Хартмана Шеделя с ксилографией, изображающей Создателя (1493)

Написана она на латинском языке Хартманом Шеделем (1440–1514), а переведена на средненемецкий язык Георгом Альтом, и им же и издана, причем есть издания на латыни и на немецком языке, которые отличаются одно от другого. Впрочем, самое уникальное в этом труде это отнюдь не текст труда, а целых 1809 (!) ксилографических иллюстраций, непосредственно с ним связанных, причем в некоторых из сохранившихся экземпляров этой хроники они были даже раскрашены вручную!


Нюрнберг в 1493 году. Иллюстрация из «Нюрнбергской хроники»

По образованию Хартман Шедель был медик и трудился на этом поприще где-то с 1485 года, причем успел познакомиться с такими известными учёными-гуманистами этого времени, как Конрад Цельтис, Сигизмунд Мейстерлин, Иероним Мюнцер, Иоганном Тритемий и ДитрихУльсений. И вот, в общении с ними он пришел к мысли написать… собственную историческую хронику.


Бамберг. Иллюстрация из «Нюрнбергской хроники»

Вполне возможно, что это желание возникло еще и потому, что в германских землях в это же время печаталось много книг, как по всемирной, так и непосредственно по германской истории. Это лишний раз доказывает тот факт, что главное в человеке – это его интеллект, а профессиональные знания играют роль второстепенную.


Эрфурт. Иллюстрация из «Нюрнбергской хроники»

В работе над хроникой Шедель опирался на множество трудов своих предшественников, попросту их переписывая. Среди них были и «Анналы» Ламберта Херсфельдского (1080), и «Хроника пап и императоров» Мартина Опавского (1278), изданная в Турине в 1477 году, «Хроника императоров и королей» хрониста из Страсбурга Якоба Твингера фон Кёнигсхофена (1420), напечатанная в том же 1477 году в Аугсбурге, и «Всемирная хроника» монаха-августинца Джакомо Филиппо Форести из Бергамо, которая в 1483 году была опубликована в Венеции.


Страсбург на развороте инкунабулы вместе с текстом. Иллюстрация из «Нюрнбергской хроники»

Следуя средневековой традиции, Шедель поделил всю мировую историю на семь веков, что в то время почиталось за безоговорочную истину. Подразделялись они так:

1. Эпоха от сотворения мира и до Всемирного потопа.
2. Эпоха от окончания потопа до рождения Авраама.
3. Эпоха от Авраама до Давида.
4. Время до Вавилонского пленения.
5. Время до Рождества Христова.
6. Время после Рождества Христова и вплоть до конца XV века (причем это время в книге Шеделя заняло большую часть её объёма).
7. И наконец – конец света и долженствующий иметь место Страшный суд.


Мюнхен. Иллюстрация из «Нюрнбергской хроники»

Кроме изображений германских городов, в книге Шеделя можно увидеть и изображения множества других городов Европы этого времени. Вот так, по его мнению, в 1493 году выглядел…


Париж. Иллюстрация из «Нюрнбергской хроники»


А это Вена. Иллюстрация из «Нюрнбергской хроники»

Впервые труд Шеделя увидел свет 12 июля 1493 года в Нюрнберге на латинском языке и со следующим названием: «Liber chronicarum cum fìguris et ymaginibus ab inicio mundi» («Книга летописей с цифрами и изображениями от начала мира»).

А 23 декабря того же года появился и её немецкий перевод, который был сделан Георгом Альтом. Примерный тираж «Хроники» составлял от 1 400 до 1 500 экземпляров в латинской версии, и 700–1 000 экземпляров – в немецкой.


Венеция. Иллюстрация из «Нюрнбергской хроники»


Верона


Генуя

Стоила книга очень дорого. Так, в Лондоне в 1495 году один экземпляр хроники был оценен в 66 шиллингов и 8 пенсов. В 1496, 1497 и 1500 гг. в Аугсбурге было налажено издание книг меньшего формата, стоивших дешевле нюрнбергского фолианта, и более доступных для покупателя.

Из-за высокой цены на 1509 год не было продано 539 экземпляров на латыни и 60 – на немецком языке. Так что неудивительно, что до начала XXI века дошло около 400 книг на латинском языке и 300 на немецком. При этом отдельные экземпляры были раскрашены от руки, а отдельные экземпляры даже расшиты, потому что большие иллюстрации из «Хроники» пользовались особым спросом – их копировали и продавали в качестве картин, украшавших стены бюргерских домов.


Флоренция. Иллюстрация из «Нюрнбергской хроники»


Мантуя. Иллюстрация из «Нюрнбергской хроники»

Интересно печатал «Нюрнбергскую хронику» некто Антон Кобергер – известный ещё и тем, что был крёстным отцом Альбрехта Дюрера.

Впрочем, почему эта книга 1493 года стоила так дорого, понятно. Дело в том, что для неё в мастерской нюрнбергских художников Михаэля Вольгемута – (учителя Альбрехта Дюрера), и его зятя Вильгельма Плейденвурфа вырезали целых 645 гравюр, а с них было сделано… 1 809 иллюстраций на 336 страницах. Получилось же так потому, что многие из них, и прежде всего виды городов, в тексте дублируются (причем иногда до 11 раз!).

Более того, так, изображение города Аквилеи очень похоже на картинку с Болоньей, Верона – копия Перуджи, ну а самым забавным является изображение христианского Марселя, которое… подменено видом Никеи с мечетью на заднем плане справа.


Марсель. Иллюстрация из «Нюрнбергской хроники»


А это… Трир!

Произошло это, скорее всего, вследствие того, что городов Шедель не смог получить эскизы с видами некоторых городов и решил пустые места просто заменить произвольными. Поэтому в «Хронике» самыми достоверными можно считать виды германских городов, ну и некоторых городов Италии, где хронист явно побывал лично. А вот изображения городов Востока и древних библейских городов – это чистая фантастика.


Вавилон. Таким «увидел» его автор. Иллюстрация из «Нюрнбергской хроники»


Карфаген – ещё одно совершенно фантастическое изображение. Иллюстрация из «Нюрнбергской хроники»


Попала на страницы «Нюрнбергской хроники» и легендарная Троя!


Библейская Ниневия также в ней присутствует. Ну как же без неё?!


В Иерусалиме Шедель тоже, скорее всего, не бывал, но все же поместил его изображение в свою книгу!

В целом же ксилографии этой хроники, хотя и содержат неточности и искажения, представляют собой большой интерес в качестве источника информации об архитектурных традициях и принципах городской застройки 1493 года, укреплениях, публичных зданиях, а также показывают нам такие детали, как пристани, мосты и многое другое.


Изображение Константинополя на с. 249. Экземпляр раскрашен от руки

Всего в «Нюрнбергской хронике» 642 оригинальные иллюстрации, причем есть большие, занимающие полный разворот, форматом 342 на 500 мм. Есть 29 двусторонних городских пейзажей и даже две двусторонние карты: одна карта мира и вторая карта Центральной и Северной Европы. Америка на карте мира отсутствует, поскольку Америго Веспуччи о своей южноамериканской экспедиции 1501–1502 гг. ещё просто не успел сообщить.

Есть на европейской карте и «Руссия» (Rvssia) и «Московия» (Mosovia), показанные отдельно. Причем первая – это территория владений Великого Новгорода и Пскова, а вторая – принадлежит Великому княжеству Московскому.


Краков. Иллюстрация из «Нюрнбергской хроники»


Вроцлав. Правда, в «Хронике…» он назван на немецкий манер – Бреслау!

Сам рукописный вариант хроники находился в личной библиотеке Хартмана Шеделя, а в 1552 году, после его смерти, перешел в библиотеку Иоганна Якоба Фуггера. В свою очередь в 1571 году он оказался у герцога Альбрехта V Баварского, а сейчас этот ценный документ хранится в собрании Баварской государственной библиотеки (Мюнхен).


Буда в 1493 году


Прага


Торговый город Любек

Кстати, ещё в XIX веке были созданы первые каталоги инкунабул.

Так, библиографу и историку Людвигу Хайну, составившему их каталог под названием «Библиографический репертуар» (1826–1838), удалось описать в нём 16 тысяч 299 инкунабул! Вот, оказывается, как много было напечатано таких книг на рубеже Средневековья и Нового времени.


Карта Центральной и Северной Европы. Иллюстрация из «Нюрнбергской хроники»
113 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    30 июля 2023 04:50
    Спасибо, Вячеслав Олегович!

    Постарался Хартман Шедель. Все же хорошо замахиваться на многое. Впечатляет масштаб задуманного и реализованного.
    1. +6
      30 июля 2023 06:35
      Но не заметил на карте Тартарию.

      На крайней карте есть Полония, Ливония, Литтау, Валлахия, Тартария, Московия, Руссия охватывающая северо-восточный залив Маре Германикум.. Новгород, Плескау (Псков), Рига… Лемберг…

      Северные страны, и Исландия (Йслант) показаны западнее Гренландии… Датские проливы отмечены.

      И слева - ОРИЕНТ, справа ОКСИДЕНТ, снизу - МИТАГ (что на немецком - обед, но в смысле «середины»). А сверху MNACHT - непонятно, но похоже на «ночь».

      Тонкость линий и малый шрифт свидетельствуют о качестве бумаги, точности обрабатывающих инструментов, соизмеримых с ювелирными! И конечно цвет и разнообразие шрифта - лучше запоминаются и акцентируют авторский замысел!! Способствуют энциклопедическому объему фолианта!
      Технологический прогресс в действии - приводит к бОльшей информативности и распространению знаний!

      Вы пишете «очень дорого», указывая цену в 66 шиллингов…. Для справки, «… В начале XIV века за 1 пенс можно было купить 6 селедок, или 6 миног, или 2 дюжины куриных яиц, или пол-литра качественного вина, или 3 литра доброго эля. За 6 пенсов — гуся. За 6 шиллингов — тушу коровы. За шиллинг — тушу барана или 5 гусей…. 1 фунт - это 20 шиллингов, 1 шиллинг - 12 пенсов…

      В 1300 году слуга (служанка) или свинопас получали по 1 фунту в год. Плотник — 3–4 фунта в год, его подмастерье — 2 фунта, бондарь — 3 фунта, каменщик — 5–8 фунтов, главный оружейник — 16 фунтов, адвокат высшего ранга — до 300 фунтов..»

      Действительно очень дорого!!

      Как видим, адвокаты всегда зарабатывали как только появилась центральная религиозная и светская власть, обращение денег и накопление капитала…Однако!!

      Спасибо за прекрасно иллюстрированный очерк Вячеслав Олегович! Вы в отпуске многое создали - вчера и позавчера - 4 интереснейшие очерка!!!
      1. +4
        30 июля 2023 06:51
        "Митаг "не в смысле " Обед", а в смысле "Полдень", середина дня, юг, мидель таг.
        То же и с " Полночью "
      2. +2
        30 июля 2023 08:08
        Присоединяюсь к добрым словам Сергея и Михаила о работе Вячеслава!
        Хотя изначально увидев под заглавием статьи ослика, отнеся к ней скептически.
        Всем доброго дня, с уважением Коте!
        П.сы. Вячеслав Олегович- где отрешённые котики!!! laughing
        1. +3
          30 июля 2023 08:29
          Совершенно не согласен по поводу осла. «Животное полезное» (с). А кто еще мог на себе везти, например, Бременских музыкантов.
          1. +4
            30 июля 2023 09:20
            Сергей, Влад, доброе утро! hi
            Цитата: Korsar4
            Совершенно не согласен по поводу осла. «Животное полезное» (с). А кто еще мог на себе везти, например, Бременских музыкантов.

            Так он сам же им и был!
          2. +3
            30 июля 2023 12:04
            Цитата: Korsar4
            Совершенно не согласен по поводу осла. «Животное полезное» (с). А кто еще мог на себе везти, например, Бременских музыкантов.

            Угу, особенно с «загруженный» золотом, молва ходит, что берет города!
            1. +1
              30 июля 2023 18:34
              Отец такого сына плохого не посоветует.
        2. +2
          30 июля 2023 10:06
          Цитата: Коте пане Коханка
          Вячеслав Олегович- где отрешённые котики

          Как где? В статье о том как я отдыхал - раздел "мнения". Там два фото отличных котиков!
          1. +3
            30 июля 2023 12:05
            Цитата: kalibr
            Цитата: Коте пане Коханка
            Вячеслав Олегович- где отрешённые котики

            Как где? В статье о том как я отдыхал - раздел "мнения". Там два фото отличных котиков!


            Цитата: Kojote21
            Цитата: Коте пане Коханка
            где отрешённые котики!!!

            Влад, даю наводку: раздел "Мнения", статья Снова у крепости "Тёплой воды".


            Спасибо!
            1. +1
              30 июля 2023 15:05
              Цитата: Коте пане Коханка
              Цитата: kalibr
              Цитата: Коте пане Коханка
              Вячеслав Олегович- где отрешённые котики

              Как где? В статье о том как я отдыхал - раздел "мнения". Там два фото отличных котиков!


              Цитата: Kojote21
              Цитата: Коте пане Коханка
              где отрешённые котики!!!

              Влад, даю наводку: раздел "Мнения", статья Снова у крепости "Тёплой воды".


              Спасибо!

              Всегда пожалуйста! hi
        3. +4
          30 июля 2023 11:43
          Цитата: Коте пане Коханка
          где отрешённые котики!!!

          Влад, даю наводку: раздел "Мнения", статья Снова у крепости "Тёплой воды".
          1. +4
            30 июля 2023 17:22
            даю наводку: раздел "Мнения", статья Снова у крепости "Тёплой воды".

            Вячеслав, нет слов. Я просто оскорблен. Какого хрена было предлагать мне совместный отдых в Турции или ОАЭ, когда сам отправился к нам на КМВ. Не проще было бы написать мне, и остановится у нас в гостевом домике. Едой, вином, транспортом с водителем для поездок по Кавказу, и незабываемыми впечатлениями были бы обеспечены.
            1. 0
              30 июля 2023 20:19
              Цитата: Ричард
              Я просто оскорблен.

              Сочувствую Вам...
      3. +4
        30 июля 2023 09:41
        Рад, что Вам понравилось. Но и Вы написали очень интересный комментарий!
  2. Комментарий был удален.
  3. 0
    30 июля 2023 04:54
    Автор упомянул Россию, Московию. Но не заметил на карте Тартарию. Специально? Или не знает, что сказать?
    1. +3
      30 июля 2023 05:31
      Цитата: ee2100
      Автор упомянул Россию, Московию. Но не заметил на карте Тартарию. Специально? Или не знает, что сказать?

      Вы уж тогда и от Атлантиды на картах не отказывайтесь! И от Земли пресвитера Иоанна. А то: тут верю, там не верю! Вот нарисовали Атлантиду на карте, скажем 17в - все! Шабаш!
      1. +1
        30 июля 2023 08:26
        Тогда давай поставим под сомнение такие топонимы, как Московия, Россия. Тут недавно была статья про Якова Брюса, так он составил для Петра Алексеевича карту в1696 году «Карту земель от Москвы до Малой Азии».

        Вот тут так же отмечено несколько Тартатий.
        Автор все-таки, как он утверждает историк, вот и пусть объяснит, что и как понимать hi
        1. +2
          30 июля 2023 09:46
          Цитата: ee2100
          как он утверждает историк

          Историк, Александр, не бог, всего знать не может. Но зато у меня несть ДВА диплома ВАК!
          1. +2
            30 июля 2023 09:56
            Цитата: kalibr
            Но зато у меня несть ДВА диплома ВАК!

            good
          2. +5
            30 июля 2023 15:20
            Цитата: kalibr
            Историк, Александр, не бог, всего знать не может. Но зато у меня несть ДВА диплома ВАК!
            Два... Псьььь! Я в переходе видел человека, у него этих дипломов была целая сумка!
    2. +5
      30 июля 2023 08:43
      Цитата: ee2100
      Автор упомянул Россию, Московию. Но не заметил на карте Тартарию. Специально? Или не знает, что сказать?

      Доброе утро Александр!
      Думаю не придал значение животрепещущим поклонникам Носонова-Фоменко, либо «забыл» прогнутся перед «официозом». Надо посоветовать Олеговичу, может быть статья даже в первую строчку рубрики попала, а не замыкала ее!!! laughing
      Все поерничали и хватит!
      «Библия Гутенберга» появляться в 50-х годах XV века и отображает псевдореальную картину европейского обывателя. Новгородские и Псковские земли еще до конца не интегрированы в состав вотчины Калитичей (Московского дома). Да и сами Московские князья на тот момент данники хана Большой орды, в которой также на тот момент происходят процессы децентрализации. Общее название Тартария банально иллюстрирует бессилие Автора отличить Крымское, Казанское, Астраханское, Сибирское и др. ханства и орды (Нагайская, Башкирская и т.д). Впрочем аналогично не отражены формально на тот момент существовавшие Великие Рязанское (до 1521) и Тверское (до 1485-86 годов) княжества. Впрочем требовать иное от Автора и не надо, особенно при той «информатизации» общества! Точнее ее привязке к купеческим взаимоотношениям!
      Ну и последнее. Окончательную независимость московские государи получили только в 1480 году по итогам стояния на Угре. Так что надо сказать Гутенбергу спасибо за прозорливость, мог просто намалевать Тартария по верх Русии и Московии и был бы формально прав.
      1. +6
        30 июля 2023 09:12
        Доброе утро!
        Я привёл карту Якова Брюса, созданную для Петра Алексеевича, Вы думаете, что он не знал названия областей, которые граничат с Россией или с сопредельным странами?
        Ведь на карте отмечены не только названия стран,но там ещё топонимы, которые дошли и до нашего времени.
        Да, можно сказать, что Москва была и княжеством, центром России, входила в состав РИ, была столицей СССР , а сейчас в РФ.
        Типо, названия страны менялись, но Тартария есть не только на картах она фигурирует и в письменных источниках путешественников.
        Ни один из историков не взял на себя смелость попытаться поставить точку в этом вопросе или хотя бы попытался.
        1. +2
          30 июля 2023 12:22
          Доброе утро!
          Я привёл карту Якова Брюса, созданную для Петра Алексеевича, Вы думаете, что он не знал названия областей, которые граничат с Россией или с сопредельным странами?
          Ведь на карте отмечены не только названия стран,но там ещё топонимы, которые дошли и до нашего времени.

          Давайте на чистоту Брюс не Ремизов и западней Калуги не был. Карту видимо заимствовал из знакомых ему европейских источников.
          По этому его и не смутила Тартария. К слову у современных Москвичей все что за Уоалом - Сибирь. Отсюда дибилизм разделения по федеральным округам. Когда Приуралье (Пермский край, Республика Башкортостан и Оренбургская область) входят в Поволжский федеральный округ, а западная Сибирь в лице (Тюменской и Курганской областей в Уральский федеральный округ).
          Так и у Боюса Тартария - это там где живут татары. Для руского человека современника Якова Брюса - это татары сибирские, тюменские, ногайские и т.д.
          В том числе бухарские и башкирские. Василий Татищев строя заводы на Каменном поясе писал: живущие на Уфимке и Чусовой татары называют себя башкиры, что не правда (подозревал их в том, что последние боялись мести русских).
          1. +5
            30 июля 2023 16:35
            Книгу Ремезова официальная наука тоже не жалует. Неправильно оказывается историю описал.
    3. +3
      30 июля 2023 09:42
      Цитата: ee2100
      Специально? Или не знает, что сказать?

      Просто не заметил. Мартышка к старости слаба глазами стала...
      1. +2
        30 июля 2023 10:19
        Цитата: kalibr
        Цитата: ee2100
        Специально? Или не знает, что сказать?

        Просто не заметил. Мартышка к старости слаба глазами стала...

        Очень печально... crying
  4. +3
    30 июля 2023 05:07
    Что ни город, то прям "Град на холме". Впрочем, кое-что можно узнать - Венецию, Флоренцию, например.
    Когда читал серию книг РГО про путешественников, то меня в ней особенно привлекли хорошие рисунки, сделанные членами экспедиций. Жаль, что средневековые "туристы" этим особо не занимались.
    1. +2
      30 июля 2023 06:22
      Да. Какие-то характерные черты. Те же крыши, которые в глаза бросаются.

      А так - у каждого города свое лицо. И иногда слишком далекое от его герба.

      Впрочем, каждый своими дорожками ходит.
  5. +6
    30 июля 2023 05:08
    Смешно видеть Карфаген, Трою, Ниневию в виде европейских городков, напоминающих детские рисунки. Помню Вавилон в советском учебнике истории - мощь!
  6. 0
    30 июля 2023 06:21
    Доброе утро всем! hi
    Вячеславу Олеговичу большое спасибо за статью, камрадам доброго дня! hi
  7. Комментарий был удален.
    1. +5
      30 июля 2023 06:47
      Это не мечеть. У магометан месяц вертикально, а этот лежа, как лодочка.
      1. +1
        30 июля 2023 06:53
        Не мечеть, но всё равно... раз креста нет, то это явно ошибка... Вам так не кажется?
        1. +2
          30 июля 2023 11:40
          Про крест сложно, может он выше? Например так.

          1. +2
            30 июля 2023 11:46
            На гравюре Трира никаких повыше и не видно...
          2. +4
            30 июля 2023 12:04
            В христианской символике полумесяц рогами вверх - символ купели господней. Произрастает из него крест - вот и все. В геральдике - знак младшего сына.
      2. +4
        30 июля 2023 13:14
        Цитата: Гардамир
        этот лежа, как лодочка.

        Не всегда и не везде.Видимо есть свои нюансы.

        Это ведь мечеть?
        1. +2
          30 июля 2023 15:06
          Цитата: АрхиФил
          Цитата: Гардамир
          этот лежа, как лодочка.

          Не всегда и не везде.Видимо есть свои нюансы.

          Это ведь мечеть?

          Верно, Сергей! В десятку! yes
          1. +3
            30 июля 2023 17:16
            Цитата: Kojote21
            ! В десятку!

            Заинтересовался этим вопросом и вот,что удалось выяснить.Алям/полумесяц на шпиле/может смотреть в любую сторону,так как по верованию весь мир создан Аллахом и принадлежит ему.Располагаться он может и вертикально,и горизонтально.Бытует мнение,что нижний конец аляма должен смотреть в сторону Мекки,но подтверждения этому просто нет.Так что?Особого канона просто не существует. hi
  8. +4
    30 июля 2023 06:50
    Цитата: kalibr
    Поэтому в "Хронике"самыми достоверными можно считать изображения германских городов

    За исключением Трира... в самом деле, что делает мечеть справа на заднем плане?
    1. -1
      30 июля 2023 07:26
      Здравствуйте, Артем!
      Опрокинутый полумесяц в европейской геральдике означал младшего сына.
      1. +3
        30 июля 2023 08:57
        Цитата: 3x3zsave
        Здравствуйте, Артем!
        Опрокинутый полумесяц в европейской геральдике означал младшего сына.

        Привет Антон!
        Эх неразумные человеки - мечем добывают себе славу и богатство! Ведь можно цивилизованее и проще. Нанять за деньгу малую кота, подарить ему сапоги (красные с отворотом) и все! В течение года: замок людоеда, прынцеса и все блага твои. laughing
        Ах да главное не написал:
        1. Типовой договор с котом предусматривает пожизненной пансион и доступ к холодильнику (мерси в погреб).
        2. Своим спиногрызам от прынцессы котика не отдавать.
        3. … Антон-дружище, а оно важно это тртьеиусловие? good
        1. +5
          30 июля 2023 09:17
          Это в случае благополучного исхода. Те, кто сходил в гости к Людоеду неудачно, в статистику не попадали и мемуаров не оставляли.
          1. +3
            30 июля 2023 17:41
            Цитата: Korsar4
            Это в случае благополучного исхода. Те, кто сходил в гости к Людоеду неудачно, в статистику не попадали и мемуаров не оставляли.

            Почему не попали? Дедушка людаеда почил от несварения ботфорта из красной кожи со шпорами. Имел аллергию на кошачью шерсть, заворот кишек и др. пакость.
            1. +2
              30 июля 2023 18:42
              И оставил наказ потомкам собак заводить?
              1. +2
                30 июля 2023 19:41
                Цитата: Korsar4
                И оставил наказ потомкам собак заводить?

                Чисто в кулинарных целях, чтоб ботфортами не давится!
                Так как настоящие псы носят кроссовки!!!
                См. Шарик из Простоквашино. Это тот кто три дня с котом не разговаривал «фигвамы» на печке рисовал!!!
                Вечер добрый дружище!!! drinks
                1. +2
                  30 июля 2023 20:10
                  Добрый вечер, Владислав!

                  Не могу я видеть без грусти Ежедневных собачьих драк,
                  — В этом маленьком захолустье Поразительно много Собак!
                  Есть мордастые — всякой масти!
                  Есть поджарые — всех тонов!
                  Только тронь — разорвут на части
                  Иль оставят вмиг без штанов.
                  Говорю о том не для смеху,
                  Я однажды подумал так:
                  Да! Собака — друг человеку.
                  Одному,
                  А другому — враг…
                2. ANB
                  +3
                  30 июля 2023 21:33
                  . Так как настоящие псы носят кроссовки!!!

                  Кеды
        2. +4
          30 июля 2023 09:17
          "А принцессы мне и даром не надо,
          Чуду-юду я и так победю!" (С)
          1. +4
            30 июля 2023 09:29
            ...Но в замке счастливо не пожили мы с Ней -
            Король в поход послал на сотню долгих дней...
            Не ждет меня мой идеал,
            Ведь он - король, а я - вассал,-
            И рано, видимо, плевать на королей.
            1. +4
              30 июля 2023 10:08
              "Но жизнь дворянина - большое уродство;
              Всяк должен быть рыцарь, являть благородство.
              Мечом - иногда - и всегда словесами
              Быть в битве, любви и вообще образцами,
              Хранить свою честь, чтоб не звали растяпой,
              Пред орденом, кланом, страной, Римским Папой.."(с)
              1. +3
                30 июля 2023 11:14
                Сижу на нарах я, в Нарофоминске я.
                Когда б ты знала, жизнь мою губя,
                Что я бы мог бы выйти в Папы Римские,
                А в мамы взять, естественно, тебя!
            2. +1
              30 июля 2023 18:06
              ...я ненавижу всех известных королей. hi
              1. +1
                30 июля 2023 18:30
                Потому что на войне хоть и правда стреляют,
                не для Лёньки сырая земля.
                Потому что (виноват), но я Москвы не представляю
                Без такого, как он, короля.
      2. +4
        30 июля 2023 09:23
        Добрый день, Антон! hi
        Понятно... но непонятно, что он делал на верхушке данного здания? request
        1. +5
          30 июля 2023 10:45
          Цитата: Kojote21
          Понятно... но непонятно, что он делал на верхушке данного здания?

          Артём!Дружище!Ну как так-то? recourse Об этом же в статье пишется,это-мечеть!И город другой!Кстати горизонтальный полумесяц назывался-лунницей и был одним из символов Богоматери,она же-Дева Мария.
          1. +5
            30 июля 2023 11:02
            Сергей, добрый день! hi

            Так камрад наверху, под ником "Гардамир", утверждает, что это не мечеть...
            1. +3
              30 июля 2023 11:07
              Дружище,это-Никея.И это...мечеть.Присмотрись к *изображению* Трира и Марселя.Идентичны.Кроме палитры.
              О,чёрт!Ну конечно же утро доброе Артём! hi
              1. +4
                30 июля 2023 11:12
                Да, всё понятно, но не понятно одно... почему у Вячеслава Олеговича и в Википедии этот город подписан как Трир?
                1. +3
                  30 июля 2023 11:45
                  Цитата: Kojote21
                  Да, всё понятно, но не понятно одно... почему у Вячеслава Олеговича и в Википедии этот город подписан как Трир?

                  Ответ может быть один.Пользовались одним источником..Хартман,который Шёдель.*Ему б переводить,а он лыка не вяжет....*. bully
                  1. +3
                    30 июля 2023 11:49
                    Цитата: АрхиФил
                    Цитата: Kojote21
                    Да, всё понятно, но не понятно одно... почему у Вячеслава Олеговича и в Википедии этот город подписан как Трир?

                    Ответ может быть один.Пользовались одним источником..Хартман,который Шёдель.*Ему б переводить,а он лыка не вяжет....*. bully

                    Не обязательно одним и тем же. А то, что в этом вопросе Шедель немного сплоховал, это печально... recourse
                    1. +5
                      30 июля 2023 12:06
                      Цитата: Kojote21
                      Шедель немного сплоховал,

                      Это точно!
                      1. +2
                        30 июля 2023 12:34
                        Цитата: kalibr
                        Цитата: Kojote21
                        Шедель немного сплоховал,

                        Это точно!

                        Нафантазировал он конкретно... так всё-таки, почему город подписан как Трир?
                  2. +5
                    30 июля 2023 12:06
                    Цитата: АрхиФил
                    Пользовались одним источником.

                    Именно!
  9. +5
    30 июля 2023 08:50
    Следуя средневековой традиции, Шедель поделил всю мировую историю на семь веков, что в то время почиталось за безоговорочную истину. Подразделялись они так:

    1. Эпоха от сотворения мира и до Всемирного потопа.
    2. Эпоха от окончания потопа до рождения Авраама.
    3. Эпоха от Авраама до Давида.
    4. Время до Вавилонского пленения.
    5. Время до Рождества Христова.
    6. Время после Рождества Христова и вплоть до конца XV века (причем это время в книге Шеделя заняло большую часть её объёма).
    7. И наконец – конец света и долженствующий иметь место Страшный суд.

    Любопытно но данный прдход находит свое отражение в нашей Повести Временных лет. Пускай в сокращенном формате, но основные этапы систематизации отражены, хотя сильно попорчены более поздними переписчицами. Которые пытались что-либо разъяснить своим современникам, причем в большенстве случаев достаточно неудачно. За то сколько они дали хлеба нашим «боевым хомячкам» и масла кто на безгамотности пушистиков наживается!!!
  10. +8
    30 июля 2023 09:16
    Нюрнберг в 1493 году. Иллюстрация из «Нюрнбергской хроники»

    Город теснился.
    В огороженное стенами пространство старались вместить как можно больше жилплощади. Имело смысл!
    Доброго воскресного утра всем присутствующим и хорошего дня! )))

    Кстати, наконец узнала, что такое инкунабула. А то ж казалось из-за контекстов, что это какие-то тайные книги алхимиков, так бы и померла с лжезнанием wassat )))
    Спасибо, Вячеслав Олегович!
    1. +4
      30 июля 2023 09:38
      Цитата: депрессант
      Имело смысл!

      Минус в том, что в случае эпидемии в те времена при тогдашней антисанитарии народ массово умирал. От чумы, например...

      Добрый день, Людмила Яковлевна! hi
      1. +5
        30 июля 2023 12:35
        Минус в том, что в случае эпидемии в те времена при тогдашней антисанитарии народ массово умирал. От чумы, например...

        Артём, от чумы "массово" умереть можно где угодно, а не только в теснейшем средневековом городе. Например, в своё время так умирали, кажется, от холеры на советском Северном Кавказе. В прекращении эпидемии сыграло героическое поведение врачей и создание вакцины. А ведь в сельском Кавказе не просто не тесно -- там дивные просторы! И вдобавок чистейшая горная вода. Овечки пасутся )))
        1. +2
          30 июля 2023 13:17
          Цитата: депрессант
          Минус в том, что в случае эпидемии в те времена при тогдашней антисанитарии народ массово умирал. От чумы, например...

          Артём, от чумы "массово" умереть можно где угодно, а не только в теснейшем средневековом городе. Например, в своё время так умирали, кажется, от холеры на советском Северном Кавказе. В прекращении эпидемии сыграло героическое поведение врачей и создание вакцины. А ведь в сельском Кавказе не просто не тесно -- там дивные просторы! И вдобавок чистейшая горная вода. Овечки пасутся )))

          Да уж... очень грустно... crying crying
    2. +4
      30 июля 2023 09:48
      Цитата: депрессант
      так бы и померла с лжезнанием

      Самое интересное, что не Вы одна так считали. А многие!!! Всего Вам доброго!
      1. +3
        30 июля 2023 12:26
        Самое интересное, что не Вы одна так считали. А многие!!!

        Ну так сколько картинок отсмотрено...
        Темное, таинственное помещение, колбы, реторты, прозрачные трубки, в которых передвигается бурлящая жидкость и вот он сам -- Алхимик! Чаще всего старец с седой бородой и горящим взглядом, осроконечная шляпа, мантия... Что он там варит такое опасное, заглядывая в раскрытую громадную инкунабулу? wassat )))
        И ведь где-то в недрах тесных городов сие творилось и периодически преследовалось. Хотя, помнится, некоторые аристократы, но уже в своих загородных замках увлекались алхимией. Дивное было время!
        1. +4
          30 июля 2023 12:54
          Цитата: депрессант
          Хотя, помнится, некоторые аристократы, но уже в своих загородных замках увлекались алхимией. Дивное было время!

          Это Вы,любезный друг,Жиля де Рэ имели в виду? bully

          Помнится была здесь на *ВО* большущая статья об этом сподвижнике Жанны.
          1. +6
            30 июля 2023 15:17
            Имела ли я ввиду Жиля де Рэ?
            Сергей Владимирович!... )))
            Да Вы не представляете, что творилось во всей Европе, скажем, в тех же XVI–XVIII веках, включая российскую её часть!
            Это ж было как заряжение воды Чумаком через телевизор. Алхимические центры -- повсюду! Высшая аристократия, короли, римские Папы, священники всех рангов будто с ума посходили, беспрецедентно спонсируя алхимиков, а подчас и сами устраивая во дворцах алхимические лаборатории, чтобы добыть заветный элексир. И далеко не всегда целью было золото. Деньги, вкладываемые богатыми и не очень в алхимические центры, часто предназначались для разработки лекарственных средств, а то и вообще панацеи, а также для возвращения красоты, молодости и продления жизни. Как пчелы на мёд слетались в такие центры со всей Европы учёные и проходимцы -- спасибо им, спасибо сиятельным инвесторам за рождение химии, косметологии и много еще чего! )))
  11. +2
    30 июля 2023 10:27
    Всем здоровья. Вячеслав Олегович, как Вы , оцениваете достоверность:" Rvissii" и "" Моsovia"?
    Думаю, что Новгород и Псков,должны быть достоверными: Новгород имел тесные торговые связи с Ганзейским союзом
    А среди купцов"торговых гостей" были : шпионы, были и просто любопытные люди, я бы то же внимательно глазела и фоткала
    Могли, быть и любопытные люди с хорошей памятью. Чтоб вернуться домой и всё записать
    1. Комментарий был удален.
    2. +3
      30 июля 2023 12:08
      Цитата: lisikat2
      Новгород и Псков,должны быть достоверными

      Тоже так думаю.
  12. +6
    30 июля 2023 11:09
    С Днём ВМФ России! Желаю нашим морякам удачи и крепкого здоровья!!

    1. +4
      30 июля 2023 12:36
      Цитата: Kojote21
      С Днём ВМФ России!

      А мне больше нравится вот этот красавец.68-бис.На рейде в Совгавани.Конечно же всех причастных к *ходили мы походами...* с Праздником!Особо Ивана *Старшего матроса*!
  13. +6
    30 июля 2023 12:15
    Приятно видеть, как древние называли наши города, например Страсбург был Аргентиной, Вена была Паннония, а древние римляне писали Генуя и Мантуя с ua в конце, мы, северные итальянцы, до сих пор называем их так на своем диалекте, к сожалению, мы не можем' t прочитать то, что называлось Парижем.
    1. +3
      30 июля 2023 17:35
      Вена была Паннония
      Паннония - это провинция, город так никогда не назывался. До Вены был римский лагерь Vindobona.
  14. +3
    30 июля 2023 13:22
    Стоила книга очень дорого. Так, в Лондоне в 1495 году один экземпляр хроники был оценен в 66 шиллингов и 8 пенсов. В 1496, 1497 и 1500 гг.

    Напрягло.
    Ранее 1751 года известные калькуляторы не работают. Что касается 1751 года, то тогдашние 100 фунтов -- это нынешние 20 100 фунтов, а в фунте -- 20 шиллингов. И... ?
    Наверное, чтобы понять, насколько дорого стоила книга, необходимо иметь точку сравнения. Например, а сколько стоила в те времена лошадь?
    Или козёл?
    То есть что-то особо важное, такое, чтоб человек задумался: "Козёл или книга? Не, я лучше козла куплю, хоть с него молока, м-м.. Зато будет козёл, будет и от козы молоко! А одной книги козе только на укус и хватит!"
    Ну, это я так. Книги покупала интеллигенция, для которой, конечно же, книга имела преимущественную ценность в качестве пищи для ума и ноль ценности для желудка. Помните, как в "Хромой судьбе" умер пойманый охранкой мокрец? Голем сказал примерно следующее: "Ему не давали читать, и он умер от голода"...

    Я приношу огромную благодарность тому из друзей, кто порекомендовал мне прочитать трилогию Снегова "Люди как боги".
    1. +4
      30 июля 2023 13:41
      Цитата: депрессант
      Наверное, чтобы понять, насколько дорого стоила книга, необходимо иметь точку сравнения. Например, а сколько стоила в те времена лошадь? Или козёл?

      Не поможет. Потому как лошадь (и козёл) сегодня стоят иначе, чем в те давние времена. А гамбургер тогда, по-моему, еще... не был столь популярен, вот request yes lol
      1. +4
        30 июля 2023 16:19
        А давайте рассмотрим более точный критерий дороговизны книгопечатания в эпоху его становления )))
        Вот представьте, человек, стеснённый в средствах, значительную часть жизни потратив на создание литературного или научного труда, приходит к профессиональному книгоиздателю, а тот ему: " Дай денег!"-- и называет неподъемную сумму. И тогда небогатый Автор делает -- что? Ищет богатого спонсора (короля, герцога, графа и т.д.). А чтобы заинтересовать его, исходя из того, что книга по причине её дороговизны -- это вещь на все последующие столетия, обещает прославить спонсора в этих самых столетиях через посвящение на титульном листе. И прославляет! В самых пышных и лестных выражениях расписывая подчас несуществующие достоинства спонсора издания. Надо думать, что большинство изданной в те времена литературы этим грешило. Потому, если видите посвящение знатной особе, так сразу становится понятной цена вопроса.
        Но были и такие Авторы, особенно по части мало кому понятных научных трудов, которым не удавалось найти покровителя с толстым кошельком, и тогда они шли на хитрость -- выдавали свои сочинения за переводы древних трактатов -- еврейских, греческих, римских, арабских, китайских, прочих. Стоило только заявить о существовании такого перевода, как издатели прибегали сами, да ещё и конкурируя между собой за право издать этот труд. Не являясь при этом экспертами. Верили на слово! А потом, когда труд оказывался изданным, Автор, конечно же, не выдерживал и делал заявление в среде научной общественности, мол, на самом деле это моя работа. Естественно, общество сопротивлялось таким заявлениям, шли годы, вся кутерьма по поводу авторства забывалась, и теперь очень часто перед современными исследователями встаёт вопрос -- а чей это труд? Средневековая стряпня или вправду трактат царя Соломона по алхимии?
        Таким образом, посвящение книги сиятельной особе и благодарность Автора той особе за то, что она, особа, существует, и есть главный признак дороговизны книгопечатания в его начальную эпоху.
        1. +3
          30 июля 2023 16:26
          Я, конечно, не алхимик, но помню, что алхимиком был император Священной Римской империи Рудольф II.
          1. +3
            30 июля 2023 17:28
            Я как бы отвлеклась от архитектуры старинных городов, но кто о чём, а вшивый о бане. У кого что болит, как говорится...
            Ведь первые издательства существовали не в сельской местности, а вписывались в средневековые городские стены как часть среды. И с горечью должна отметить, что судя по неподъёмным ценам книг на бумажных носителях собирание частной библиотеки в нынешних условиях -- подвиг аскетизма.
            Вот была у нас в райцентре типография, был и магазин, где я в своё время (совершив подвиг аскетизма wassat ))) ) приобрела своего Артура Кларка. И даже покупала тонкие, но хорошо изданные книги по математике зарубежных просветителей.
            А теперь -- всё, нет ничего как не было. Стоят там теперь двадцатиэтажки, к которым даже подойти страшно. Нечеловеческая архитектура!

            Кстати, Наполеон почему-то упорно называл Собор Василия Блаженного мечетью и даже имел план взорвать его. Но что-то пошло не так.
            Есть здания-символы -- символы города, страны и вероисповедания.
          2. +3
            30 июля 2023 17:37
            Цитата: Kojote21
            Римской империи Рудольф II.

            Времена были таковы,что определить где начинается полиция и кончается Беня,было крайне затруднительно. bully Алхимия шагала под руку с химией,астрономия была подружкой астрологии.А Рудольф был мужчина широких взглядов и искательного ума,вот и приближал ко двору интересных ему людей.Бывает.
            1. +2
              30 июля 2023 18:52
              Так, а что? Он (Рудольф II)даже пытался найти философский камень! Да-да! yes
        2. +4
          30 июля 2023 17:33
          Здравствуйте, Людмила Яковлевна!
          К сожалению, не нашел английских цен конца XV века, а те что были приведены коллегой Драбкиным некорректны, ибо имели место быть на 2 века раньше, а инфляцию никто не отменял. Зато могу просветить относительно стоимости писательского труда. Кристине Пизанской за написание двух книг королевским двором Франции было заплачено 300 ливров.
        3. +3
          30 июля 2023 18:26
          Цитата: депрессант
          посвящение книги сиятельной особе и благодарность Автора той особе за то, что она, особа, существует, и есть главный признак дороговизны книгопечатания в его начальную эпоху

          Да-да, спасибо... то, что женская логика есть совершенно отдельный раздел логики, я усвоил еще в юности yes laughing

          Видите ли... лично у меня нет никаких сомнений в том, что издать книгу "в начальную эпоху" было, эммм... нелегко и крайне затратно. Но это, ИМХО, не является поводов для массового вынимания из пространства сов, уже надетых на глобус.
    2. +3
      30 июля 2023 17:58
      Наверное, чтобы понять, насколько дорого стоила книга, необходимо иметь точку сравнения.

      1441 год. Думаю, инфляция тогда еще не галопировала, так что большой погрешности не будет. Стоимость миланского доспеха 8 фунтов, 6 шиллингов и 8 пенсов. Приведем в соответствие
      "66 шиллингов и 8 пенсов"
      ,
      получим 3 фунта, 12 шиллингов и 8 пенсов.
      Грубо говоря, за три книги можно было купить полный миланский доспех.
      1. +3
        30 июля 2023 18:18
        Не думаю, что Людмила Яковлевна понимает, что такое "полный миланский доспех". Так что лучше в "попугаях", в смысле, в курицах.
        1. +5
          30 июля 2023 18:29
          А что тут непонятного? Полный миланский доспех -- латы закрывают всё тело. И сделаны так, чтоб человек мог двигаться. Соответственно, стоимость выше. Кстати, видела бой двух парней, облаченных в такие доспехи, и поразилась удивительной ловкости натренированных бойцов. Ещё несколько лет назад полагала, что воин облаченный в такой доспех, -- он как в анекдоте, мол, что за грохот? А это железный Феликс упал! Типа упал, не встанет. Так что, тут мимо. С попугаями и курицами более непонятно. Тем более, с попугаями. Полагаю, были привозной редкостью. Куда реже куриц встречались.
          В верхнем комментарии я определила критерий, по которому можно смело утверждать что цена издания книги была высокой. Продажная цена, естественно, очень высокая.
        2. +3
          30 июля 2023 18:50
          Цитата: 3x3zsave
          лучше в "попугаях", в смысле, в курицах

          Кстати, о птичках. В курицах, вероятно, будет более научно, поскольку курица что сейчас - курится хавается, что тогда... вполне себе сопоставимое мерило, КМК.

          За неимением гамбургера laughing
          1. +3
            30 июля 2023 18:57
            В курицах, вероятно, будет более научно, поскольку курица что сейчас - курится хавается, что тогда...
            Именно так! С учетом того, сколько нынче стоит "полный миланский доспех" (новодел, конечно).
          2. +4
            30 июля 2023 19:03
            Куриц для указанного периода не нашел. Две дюжины яиц - один пенс.
            1. +4
              30 июля 2023 19:11
              То есть, на примерно четверть заработка лондонского мастерового в день, можно было поесть неплохо, запивая не самым плохим пивом.
              1. +2
                30 июля 2023 19:28
                Нашел заработок ткача, правда начало XV века, 5 пенсов в день. Хороший эль - полтора пенса галлон. Тогдашний галлон для измерения вина и жидкостей - 3,78533 л
                1. +3
                  30 июля 2023 19:33
                  Я тоже на эти сведения ориентируюсь. Ткач - "мидл класс" среди мастеровых.
              2. +5
                30 июля 2023 19:30
                Вот же упорные! )))
                Да ещё Роман про женскую логику завел. А Виктор Николалаевич настаивает на курицах, как бы давая понять, мол, курица не птица, баба не человек. Ну я же вывела критерий, по которому можно утверждать, что в те времена стоимость издания труда была неподъемной для автора, следовательно, неподъёмной цена для среднестатистического покупателя. И критерий этот -- посвящение книги спонсору! Пышное, лестное, на титульном листе! Вот стала бы я униженно и в то же время пафосно благодарить прилагаемого к месту жительства герцога всего лишь за то, что он существует, если бы он не оплатил непомерную стоимость издания!
                1. +3
                  30 июля 2023 19:40
                  настаивает на курицах

                  Я на курицах не настаиваю, просто подбираю цены, близкие по времени. Стоимость обучения в университете - 2 фунта за три года. А за 4 фунта можно было протирать штаны 10 лет.
                2. +2
                  30 июля 2023 19:47
                  Дорогая Людмила Яковлевна! Вы, в очередной раз пытаетесь рассуждать на тему, в которой не понимаете ничего (это я про средневековое бабло), более того, пытаетесь высказать мысли относительно исторической психологии (в которой вообще мало кто-то понимает), проводя сравнительный анализ с современностью и личным опытом.
                  1. +3
                    30 июля 2023 20:07
                    Да, я рассуждаю, взобравшись на современную колокольню (небоскрёб) -- ну, не жила я тогда! И если расширить представление о Средневековье, то попробуй не напиши благодарность сюзерену округи, даже если на собственные деньги книжку издал. Окружающие посчитают верхом неприличия и поспешно отстранятся, а сюзерен как-нибудь ловко с помощью широкого набора средств ущемит.
                    Могло быть? Могло! Так что на предлагаемой методике не настаиваю.
                    Но с подсчётом шиллингов тоже не ахти получается.
                    1. 0
                      30 июля 2023 20:16
                      Да, я рассуждаю, взобравшись на современную колокольню (небоскрёб) -- ну, не жила я тогда! И если расширить представление о Средневековье, то попробуй не напиши благодарность сюзерену округи, даже если на собственные деньги книжку издал.

                      Это называется анахронизм. Вы экстраполируете современные местечковые обычаи в средневековье.
                      1. +1
                        30 июля 2023 20:59
                        . Вы экстраполируете современные местечковые обычаи в средневековье.

                        Спасибо, Капитан Очевидность wassat )))
                        Полагаю, и в Средние века были люди, которые рассуждали так, как рассуждаем мы, а среди нас есть такие, которые активно практикуют Средневековье.
                        Что касается меня, про те века наслышана. Полагаю, и тогда были люди, для которых зрелище публичных пыток и последующая казнь не были предметом жадного, притягательного восторга.
                      2. +1
                        30 июля 2023 21:09
                        Полагаю, и тогда были люди, для которых зрелище публичных пыток и последующая казнь не были предметом жадного, притягательного восторга.

                        Я не про казнь. Я про верноподданичество.
                      3. +2
                        30 июля 2023 21:40
                        не про казнь. Я про верноподданичество.

                        Банально.
                        Вот интересный средневековый обычай:

                        "В средневековье после боя
                        врагов везли в металлолом."(с)
                      4. 0
                        30 июля 2023 22:17
                        Банально.

                        Банальность – изнанка мудрости.
                    2. +2
                      30 июля 2023 20:21
                      Но с подсчётом шиллингов тоже не ахти получается.
                      А Вы не считайте в шиллингах. Первый чеканный английский шиллинг появился примерно через полвека после описанной в статье инкунабулы. Могу Вас утешить, автор разбирается в средневековых деньгах даже хуже Вас.
                3. +3
                  30 июля 2023 19:59
                  Цитата: депрессант
                  я же вывела критерий, по которому можно утверждать, что в те времена стоимость издания труда была неподъемной для автора, следовательно, неподъёмной цена для среднестатистического покупателя. И критерий этот -- посвящение книги спонсору

                  Утверждать, в принципе, можно что угодно... но доказательством это "посвящение" ни в коей мере не является:

                  - это могло быть чувство глубокого удовлетворения благодарности за то, что писателю не залили свинец в попу вообще позволено жить под светлым правлением прославляемого
                  - это могло быть предшественником нынешней "традиции" включать директора (и не только его) в соавторы научной работы
                  - это могло быть... да в общем, все, что угодно )))

                  Что же до куриц - они все же лучше (хотя и не идеально) сопоставляются с насоящим временем, нежели тот же миланский панцирь. ИМХО.
                  1. +3
                    30 июля 2023 20:18
                    Второе зачеркнутое понравилось )))
                    Но потом вдруг вспомнился "Андрей Рублёв" Тарковского, сцена, где монаху льют свинец в горло. Слабый всплеск рук. Будто крылья слегка поднялись и опали. Жуть зависла в комнате. Смотрю на неё, на жуть. Холодно.
                    1. +3
                      30 июля 2023 20:35
                      Цитата: депрессант
                      потом вдруг вспомнился "Андрей Рублёв" Тарковского, сцена, где монаху льют свинец в горло

                      Ну, термический криптоанализ появился задолго до изобретения электропаяльника...

                      Цитата: депрессант
                      Смотрю на неё, на жуть. Холодно

                      Не надо смотреть на жуть )))
                      1. +2
                        30 июля 2023 20:46
                        Не надо смотреть на жуть )))
                        Не получается, особенно в Питере...
                      2. +2
                        30 июля 2023 20:49
                        Цитата: 3x3zsave
                        Не получается, особенно в Питере...

                        Приветствую.

                        Что такого жуткого есть в Питере, чего нет, например, в Москве? Вот просто вдруг стало интересно...
  15. 0
    31 июля 2023 16:50
    и появились первые печатные книги, которые получили название инкунабул.
    ,,,,,,,
    А я до сих пор думал, что инкунабула это свиток. Пришлось залезть в вики.
    Стыдно.