Керченский барьер защитит Крымский мост от украинских террористических атак с воды и из-под воды

37
Керченский барьер защитит Крымский мост от украинских террористических атак с воды и из-под воды

«Это нормальная тактика – разрушать логистические линии твоего противника, чтобы лишить его возможности получить больше боеприпасов, топлива, продовольствия и так далее. Именно поэтому мы будем использовать эту тактику...»

– ответ министра обороны Украины Алексея Резникова американскому телеканалу CNN на вопрос о планах полностью вывести из строя Крымский мост (25.07.2023 г.).

Атака вооружённых сил Украины (ВСУ) на Крымский мост, предположительно, спланированная главным управлением разведки (ГУР) Украины и специалистами стран НАТО – пособниками укронацизма, показала, насколько такие объекты уязвимы для террористических атак, как с земли, так и с воды / из-под воды. Можно не сомневаться, что ВСУ и ГУР будут осуществлять всё новые и новые попытки нанесения ударов по критической российской инфраструктуре, в том числе и по Крымскому мосту.



В материале «За Крымский мост» были рассмотрены способы воздействия на противника, которые потенциально должны заставить его отказаться от нанесения ударов по критически важным объектам российской инфраструктуры, однако существует вероятность того, что руководство Украины вообще лишено права выбора – решения о террористических атаках принимаются за пределами территории «незалежной». В этом случае удары будут наноситься вне зависимости от того, насколько жёсткие меры мы будем предпринимать.

С земли, с воздуха, с воды и из-под воды


В настоящее время при проезде Крымского моста предпринимаются беспрецедентные меры безопасности, что позволяет надеяться, что этот канал для нанесения противником ударов закрыт, хотя расслабляться уж точно не следует.

Также существует высокая вероятность нанесения ВСУ ударов по Крымскому мосту с помощью средств воздушного нападения (СВН) – высокоточными крылатыми и оперативно-тактическими ракетами большой дальности, переданными или готовящимися к передаче странами НАТО. Количество высокоточного оружия большой дальности у ВСУ ограничено, часть атакующих СВН неминуемо будет уничтожена средствами противовоздушной обороны (ПВО), часть будет отклонена средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ), в результате чего атака с воздуха станет для противника нерентабельной.


Специальные суда с уголковыми отражателями прикрывают Крымский мост от атак с воздуха

Тем не менее риски всё равно достаточно высоки. Учитывая то, что дальность современных украинских СВН составляет порядка 300 километров, важным условием, минимизирующим вероятность удара ими по Крымскому мосту, является максимальное смещение линии фронта на запад, чему очень поспособствовало бы уничтожение мостов через Днепр.

Ну и наконец, наиболее опасными типами вооружений, угрожающих Крымскому мосту, по мнению автора, являются безэкипажные катера (БЭК) и автономные необитаемые подводные аппараты (АНПА) - камикадзе.

Во-первых, они обладают достаточно высокой скрытностью, особенно АНПА.

Во-вторых, БЭК обладают возможностью прямого управления и точного наведения на цель через спутниковый канал связи, а в «перископном» режиме такой возможностью могут обладать и АНПА.

В-третьих, БЭК и АНПА обладают наилучшими возможностями для уничтожения опор Крымского моста, что для других средств поражения более затруднительно, а в случае разрушения опор ремонт может затянуться на многие месяцы, а то и на годы.


БЭК и АНПА – новые угрозы для кораблей и прибрежной инфраструктуры

Таким образом, существует объективная необходимость повышения защищённости Крымского моста от атак с поверхности воды, а также из-под воды.

Как показала практика, существующих мер безопасности явно недостаточно. Патрульные корабли, сонары, авиаразведка и прочее не способны обеспечить 100-процентное обнаружение атаки и уничтожение средств нападения противника.

Можно предположить, что атаки украинских БЭК-камикадзе координируются вооружёнными силами стран НАТО в реальном времени. Операторы БЭК получают от разведывательных спутников, самолётов и беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) западных партнёров Украины информацию о текущем местонахождении кораблей, самолётов и вертолётов Вооружённых Сил Российской Федерации (ВС РФ) и Пограничной службы Федеральной службы безопасности (ПС ФСБ) России, в результате чего у противника появляется возможность уклониться от обнаружения и, воспользовавшись неизбежно возникающими «окнами», нанести удар в зоне с ослабленной на текущий момент защитой.

Это означает, что само наличие таких зон необходимо исключить.

Керченский барьер


Решением может стать сплошной защитный барьер, прикрывающий все погруженные в воду опоры Крымского моста, исключая зону прохождения судов в Азовское море, которая должна находиться под усиленным контролем иных средств обеспечения безопасности.

Керченский барьер должен состоять из универсальных защитных понтонных модулей (УЗПМ), представляющих собой плавучие буксируемые модули, разделённые герметичными переборками, возможно, заполненные негорючим материалом с положительной плавучестью. Длина одного УЗПМ должна составлять порядка 100–120 метров – примерно такую длину корпуса имеют некоторые типы буксируемых барж. Между собой УЗПМ должны скрепляться сцепками, страховочными тросами и фиксироваться ко дну якорными креплениями.

Дополнительно УЗПМ могут оснащаться подруливающими электродвигателями, обеспечивающими контроль смещения барьера при сильном волнении. Электропитание может подаваться по кабелю с берега, на борту может иметься резервный дизель-генератор на случай разрыва цепи питания по той или иной причине.


Предполагаемый облик УЗПМ

Для защиты от АНПА-камикадзе на борту УЗПМ должны размещаться два барабана для развёртывания высокопрочных сетей, опускающихся с двух сторон до самого дна. Предполагаемая глубина развёртывания сетей не превысит несколько десятков метров, что вполне реально.

При всей кажущейся «громоздкости» предлагаемого решения, ничего глобально сложного в нём нет – простейшие промышленные конструкции, по сути, УЗПМ – это «продвинутое» понтонное ограждение, способное выдержать практически любые одиночные и групповые террористические атаки с помощью БЭК и АПНА-камикадзе. Разумеется, при условии, что защищающиеся не будут просто сидеть и смотреть, как их атакуют, а будут активно этому противодействовать.


Предполагаемый облик УЗПМ с опущенными с двух сторон защитными сетями

Какова будет стоимость УЗПМ?

Экономика Керченского барьера


Стоимость современной несамоходной баржи длиной порядка 100 метров и грузоподъёмностью в несколько тысяч тонн составляет порядка 100 миллионов рублей и более, в зависимости от установленного на ней оборудования и ёмкостей для транспортировки груза, что нам не требуется.

С одной стороны, конструкция УЗПМ, по сравнению с баржей, должна обладать высокой надёжностью и плавучестью, с другой – ей не требуется грузоподъёмность в несколько тысяч тонн, не нужно погрузочно-разгрузочное оборудование и многое другое.

Предположительно, ширина корпуса и водоизмещения УЗПМ может быть в два-три раза меньше, чем у несамоходной баржи сравнимой длины.

Исходя из вышеизложенного, предполагаемая стоимость УЗПМ может составлять порядка 50 миллионов рублей в базовом варианте.

Много это или мало?

Рассмотрим вопрос «от противного». Стоимость Крымского моста, по открытым данным, составляет 227,92 миллиарда рублей. Устранение повреждений от террористической атаки по предварительным данным обойдётся в 1,3 миллиарда рублей, не считая непрямых расходов и того, что предварительные оценки обычно имеют тенденцию увеличиваться в 1,5–2 раза.

То есть мы уже потеряли денежных средств примерно на 26 единиц УЗПМ, а это примерно 2,6 километра гарантированно прикрытых от атак БЭК и АНПА-камикадзе, совершаемых небольшими группами. Если же говорить об общей стоимости Крымского моста и о всё возрастающих рисках повторных атак, о которых Украина говорит открыто, то стоимость УЗПМ и вовсе кажется незначительной.

Полная длина Крымского моста составляет 19 километров. На мелководье установка УЗПМ, скорее всего, будет нецелесообразна – точно сказать, участок какой длины придётся прикрывать УЗПМ, сложно, возьмём ориентировочно 15 километров – это 150 УЗПМ или около 7,5 миллиарда рублей.


Цепочка УЗПМ должна закрыть все уязвимые точки Крымского моста, оставив лишь усиленно охраняющийся проход для судов, следующих в Азовское море и из него

Так много это или мало?

Можно предположить, что в случае серьёзного повреждения опор Крымского моста, его ремонт и сопутствующие расходы где-то в эту сумму и обойдутся. Это не мало, но и не катастрофически много. Это вполне адекватные расходы для того, чтобы прикрыть Крымский мост от наших неугомонных противников. Это вполне адекватные расходы, даже если они будут в 1,5 раза больше – это всё равно составит менее 5 % от стоимости Крымского моста.

Выводы


Практически гарантированно защитить Крымский мост от атак БЭК и АНПА-камикадзе можно, создав квазистационарный Керченский барьер из универсальных защитных понтонных ограждений.

С технической точки зрения предлагаемый Керченский барьер вполне реален, а его предполагаемая стоимость вполне адекватна на фоне рисков совершения ВСУ дальнейших атак с воды и из-под воды с применением безэкипажных катеров и автономных необитаемых подводных аппаратов-камикадзе.

В случае повторения террористических атак потребуются значительные прямые расходы для устранения их последствий, не говоря уже о косвенных и имиджевых потерях, а главное – о возможных человеческих жертвах.

Практика применения УЗПМ может быть распространена и на другие военные и гражданские объекты, например, на базы Черноморского Военно-морского флота и газо-нефтедобывающие вышки, а также на аналогичные объекты России и её союзников за рубежом.
37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    29 июля 2023 05:48
    Да это просто необходимо сделать.Непонятно друоое-почему до сих пор этого нет?
    1. +9
      29 июля 2023 07:37
      Керченский барьер защитит Крымский мост от украинских террористических атак с воды и из-под воды

      При всем уважении, это решение предполагает атаки лишь со стороны Черного Моря. Однако вероятность атаки со стороны побережья Азовского Моря не равна нулю, далеко не равна к сожалению.

      Следуя логике уважаемого автора, такой-же барьер необходим и со «внутренней» стороны Моста.

      Считаю, что стратегический объект надо защищать стратегически, активными мерами разведки и контрразведки. Морская составляющая активных мер безусловно важна, но сухопутная может принести неожиданные и желанные результаты. И все это конечно - 24х7.
      1. +1
        30 июля 2023 19:21
        Цитата: Михаил Драбкин
        стратегический объект надо защищать стратегически

        Стратегически...никакой Украины не должно быть. Попытка заявить о себе, как о суверенном государстве, должна быть признана неудачной. Весьма неудачной.
    2. +20
      29 июля 2023 07:56
      Автор ничего не пишет про устойчивость такого заграждения к штормам, которые случаются на море и особенно опасны в мелководной зоне, где волны рвут и выбрасывают на мель суда. Кто ездил там по побережью видел жертвы таких штормов, например, сухогруз "Рио" у Геленжика или сухогруз "Берг" у Феодосии. А подобный "забор" с сетями до дна и вовсе разметает первым же штормом.
      1. +9
        29 июля 2023 11:27
        Но в года ВМВ , цепями и боновыми заграждениями было перекрыта вся Балтика, в которой штормы случаются намного сильнее, тут уж инженерные войска должны работать и Черноморский флот ,и адмиралы , если они не могут организовать боновое заграждение, которое по моему мнению будет намного эфеткивнее, чтобы не допустить разрешение опор моста, и не допустит к нарушение логистики. Только по моему мнению надо закрывать с обеих сторон, все таки. Это задача, доступна нашим ВМФ, и должна быть все таки выполнена.
        1. 0
          29 июля 2023 15:34
          в годы ВМВ , цепями и боновыми заграждениями было перекрыта вся Балтика,
          Да, было такое в Финском заливе, где немцы растянули противолодочные сети на полсотни километров. Нашим ПЛ приходилось в надводном положении пытаться перебраться через сети притопленные, невидимые с поверхности. А в нашем случае требуется сплошная надводная преграда с понтонами или установкой отдельных опор, между которыми натягивать сеть. Задача облегчается мизерным весом беспилотников и сети могут быть легкими и даже капроновыми. Путин распорядился подготовить предложения по защите моста после второго подрыва, ждём, что придумают специалисты. winked
          1. 0
            30 июля 2023 11:49
            Посмотрим , что специалисты придумывают . Но очевидно , что боковые заграждения нужны , чтобы минимизировать урон для крымского моста
    3. +3
      30 июля 2023 01:54
      Не зря говорят, что лучшая ПВО - танки на аэродроме противника. Лучшая защита моста - ликвидация страны 404 как субъекта международного права.
      1. -2
        1 августа 2023 21:24
        Цитата: Наган
        Не зря говорят, что лучшая ПВО - танки на аэродроме противника. Лучшая защита моста - ликвидация страны 404 как субъекта международного права.

        Не надоело фантазировать?
        Уже скоро второй год фантазий закончится
    4. 0
      31 июля 2023 14:25
      Уважаемый dmi.pris1! Пока гром не грянет - мужик не перекрестится!!!! Русская пословица.
    5. 0
      1 августа 2023 21:23
      Цитата: dmi.pris1
      Да это просто необходимо сделать.Непонятно друоое-почему до сих пор этого нет?

      Потому что в нашем генералитете, все по старой советской поговорке:"генералы не бегают, в мирное время это вызывает смех, а в военное - панику".
      Но говорю тебе не про бег, а про мозги.
      Это я лично в свои 16 лет слышал от Патрикеева, командующего Приволжским военным округом.
      Когда стоили ему на даче баню.
      И когда ему капитаны таскали бачки с горячим битумом.
  2. +8
    29 июля 2023 06:39
    Можно предположить, что атаки украинских БЭК-камикадзе координируются вооружёнными силами стран НАТО в реальном времени. Операторы БЭК получают от разведывательных спутников, самолётов и беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) западных партнёров Украины информа----!!!!! пожар грузовика в тоннеле под ламаншем и полуофициалтное объявление радости ДОСТАТОЧНО ДЛЯ ДОНЕСЕНИЯ ДО НАШЕЙ(?) ЭЛИТЫ И ЗАПАДНОЙ. но промолчим и проховаемся под лопухами.
    Только сталина можем ругать за все жестокости того времени. А в наше время соблюдать право и правила, написанные не нами, но наложенные на нас.
    А мост - тоннел в зунде?а норфолк?
  3. +15
    29 июля 2023 07:54
    Во время Великой Отечественной войны, наш противник смог почти полностью перекрыть Балтийское море сетевыми заграждениями. Размеры БЭК, АНПА и размеры ПЛ типс "Малютка" или "Щука" несоизмеримы, но и технологии за 80 лет продвинулись далеко вперёд. Заграждения должны быть установлены, охрану и оборону должен принять на себя Флот, ведомство гражданина "З" - показало полную некомпетентность (кроме как забирать у МВД силовые подразделения у "Золотого" ничего не получается).
  4. +10
    29 июля 2023 08:00
    мост и опоры..
    1. а кто сказал, что опоры можно сильно повредить малоразмерными беспилотниками вообще? не думаю, что это возможно в принципе-речь больше о пролетах моста..
    2. старые, добрые боновые заграждения - чем хуже предлагаемого в статье?
    3. почему подсчет стоимости предлагаемого в 5 % идет от цены всего моста? его что- можно целиком уничтожить?
  5. BAI
    +3
    29 июля 2023 09:38
    в результате чего атака с воздуха станет для противника нерентабельной.

    Украину это не волнует. Платит не она
  6. +1
    29 июля 2023 09:46
    Ещё какой-нибудь мост в мире тАк охраняют??
    1. -1
      29 июля 2023 20:19
      Зачем баржи? Простые бревна с сетками повесить. И нанести удар по Бруклинскому мосту или мосту Золотые ворота. Тауэр в Лондоне тоже сгодится. Свалить можно на известную организацию на букву И. Ее не убудет.
  7. +9
    29 июля 2023 10:26
    Какая красивая картинка была в инете о том кто и как защищает мост. Даже боевые дельфины. Но реальность оказалась суровой.
  8. +9
    29 июля 2023 11:35
    Пока идет текущий конфликт - 100% мост защищен не будет , сейчас они прощупали его с моря,в прошлый раз с суши ,в след.раз могут снова вернуться к сухопутной идее или к воздушному нападению - и тут также вариантов масса, как КР, так и рой БПЛА, так и балл.ракета .
    Строго говоря мост - это масштабная но не монолитная конструкция с заранее известными координатами и резко выделяющаяся на фоне окружения. Что какбэ намекает на то, что навести на него что-либо более-менее точно тем или иным способом (методами спутниковой навигации, ФПВ-систем, какими-то ИИ решениями с распознаванием рельефа местности и фотографий цели , да мой же инерциальной системой целенаведения) ПРИ ЖЕЛАНИИ противник вполне может.
    Стоит понимать, что у него для этого есть помимо собственного производственного комплекса ,чтобы сделать разнообразную номенклатуру способных изделий ,есть еще достаточно мотивированных мозгов, и это не какие-то бородачи делающие ракеты из газовых баллонов. Плюс поддержка запада - электроникой и готовыми решениями двойного назначения.

    Я веду к тому, что абсолютно защищен "от всего" мост не будет , прямая защита не решит фундаментальную проблему его безопасности - существование противника с возможностями это сделать разными способами и стадию острой конфронтации с ним.
    Более того, динамика событий показывает ,что с течением времени противник все более наглеет и становится более изощрен в решениях . Так что безопасность будет зависеть от успехов СВО , прочее это паллиатив той или иной степени.
  9. 0
    29 июля 2023 14:03

    Практически гарантированно защитить Крымский мост от атак БЭК и АНПА-камикадзе можно, создав квазистационарный Керченский барьер из универсальных защитных понтонных ограждений.

    На мой взгляд надежнее соорудить мол вдоль моста, на определенном расстоянии от опор со стороны открытого моря. sad
    1. +2
      29 июля 2023 21:06
      Завалить камнями 10-20 метров глубины с обеих сторон? Интересно, сколько это будет стоить?
  10. -1
    29 июля 2023 19:05
    За удар по Крымскому мосту ответить разрушением 10 "важных" мостов вна Украине.
  11. 0
    29 июля 2023 19:28
    Есть верная аксиома . Лучшая защита , это нападение . зжнгачит и дальше необходимо разносить черноморские порты бывшей УССР . Все эти Рени , Черноморски , Одессы , Николаевы . Бомбить и наносить удары с моря . И разумеется отрезать бандеровцев от моря .
  12. -2
    29 июля 2023 20:04
    Эту хрень Медведев придумал? Обычно он чудеса озвучивает...
    Чтобы нам что-то не долбили - должны долбить мы!
  13. +1
    29 июля 2023 21:02
    Этот проект с баржами слишком дорогой и неэффективный. Достаточно послать не один дрон, а два. Первый пробивает или прокусывает дыру в сети, второй в нее проходит. Принцип такой же, как в тандемном боеприпасе ПТРК.
  14. 0
    29 июля 2023 22:05
    Цитата: meandr51
    Завалить камнями 10-20 метров глубины с обеих сторон? Интересно, сколько это будет стоить?

    У Вас упрощённый подход к этому вопросу. Во-первых мол - это инженерно-техническое гидросооружение, а не "...завалить камнями...", во-вторых - раз полгода восстанавливать разрушенные пролёты отнюдь не дешевле при этом, с учетом перекрытия движения для ремонта возникают логистические потери для всего полуострова. Это совсем другие деньги, чем те, о которых вы говорите. hi
    1. +1
      29 июля 2023 23:23
      Самое простое - металлические сети заграждения. Не можем сами сделать, заказать в Китае или в Северной Корее... Можно протянуть параллельно по дну сигнальные кабели с датчиками (акустические, электромагнитные) и даже с подрывными зарядами небольшой мощности. Проблема защиты с моря решаема, была бы команда кому её осуществлять.
  15. +1
    29 июля 2023 23:11
    Цитата: Radikal

    Практически гарантированно защитить Крымский мост от атак БЭК и АНПА-камикадзе можно, создав квазистационарный Керченский барьер из универсальных защитных понтонных ограждений.

    На мой взгляд надежнее соорудить мол вдоль моста, на определенном расстоянии от опор со стороны открытого моря. sad


    - на мелководье , возможно есть смысл сооружать мол, ведь начинали уже отсыпку до о. Тузла.
    Для быстрого , временного и частичного решения проблемы - разместить под полотном пролётов подвесные кабины с крупнокалиберными пулеметами или старыми авиационными пушками с дежурными сменами из 2х человек на "гнездо". Можно будет привлекать запасников в возрасте. На 40-45 "гнезд" ( 3×1км × 15 км). Пример севастопольской бухты. На суточные смены потребуется человек 300.
  16. 0
    30 июля 2023 13:34
    Я не специалист в этой области, но зачем такие дорогие понтоны? Не дешевле ли будет обойтись боновыми заграждениями с сетями, если кончено не повлияет на качество? 15 км с двух сторон... (Нельзя исключать тайную доставку или сборку на берегу Азовского моря)
  17. 0
    30 июля 2023 14:58
    Надёжнее было бы намыть земснарядами дамбу вдоль моста. И мне непонятно, почему автор считает, что со стороны азовского моря не может быть ударов? Сбросит какой сухогруз дрон, а сам дальше уплывёт... Я бы напрямую запретил плавание судов недружественных государств или судов под их управлением...
  18. 0
    30 июля 2023 20:41
    А что по поводу миграции морских животных? Такие сети не станут помехой?
  19. -1
    30 июля 2023 22:01
    Ну хоть что то для защиты надо поставить, в том числе сети. В теории можно пантонную защиту отодвинуть от моста
    Можно дирижабли запустить над мостом и закрепить радиолокационное оборудование
  20. +1
    31 июля 2023 07:03
    Надо же! Изобрели велосипед. Боны с противолодочными сетями использовались, более чем успешно, ещё во время Первой мировой. Почему до сих пор не поставили, для меня непонятно.
    Все придумано ещё при царе Горохе. Формируется ОВР (Охрана водного района), на командира ОВРа вешается вся ответственность и ему предоставляются необходимые ресурсы. Все, проблема решена!
  21. 0
    31 июля 2023 09:55
    В Эмиратах для фарса построили искусственные острова. Если перед Керченским мостом соорудить земляные препятствия в виде косы, острова, несколько, чтобы можно поместить отражающие средства и это был бы передний фланг защиты. Заплыть к самому Керченскому мосту было бы затруднительно, из за многочисленных преград, а свои корабли спокойно лавируя между ними смогли плыть.
  22. 0
    31 июля 2023 11:35
    Резников хоть и сволочь, но мыслит правильно: надо разрушать логистику. А вот почему наши доблестные шойгу и герасимовы до этого не дошли, не понимаю. или они воюют согласно приказам от олигархов?
  23. -1
    31 июля 2023 12:11
    Надо было изначально строить не мост, а дамбу с шлюзами. В Нидерландах даже более длинные дамбы строили, притом что щебень приходилось возить из Альп по Рейну, а здесь Кавказ рядом. Можно было бы поднять уровень Азовского моря и опреснить его.
  24. 0
    8 августа 2023 10:30
    Смотрю картинку автора и думаю - да ето новий мост из понтонов.
    Его можно директно использоват как мост, а не как защитний бариер. Если будут повреждения их намного легче заменит новими понтонами.
    И главное - надо прекратит всех ненужних для СВО перевозок через мост.