«Дебют «Свистка»: 29 июля состоялся первый полёт самолета Ту-134

20 069 26
«Дебют «Свистка»: 29 июля состоялся первый полёт самолета Ту-134

В рамках испытаний нового пассажирского реактивного лайнера 29 июля 1963 года состоялся первый полет самолета Ту-134. Впоследствии он успешно прошел сертификацию и поступил в серийное производство.

Опытный образец нового лайнера создавался в легендарном ОКБ «Туполев» на базе тоже недавно поступившего на тот момент в серию Ту-124.



Сначала он получил наименование Ту-124А. За длинный и узкий фюзеляж и специфический свистящий звук двигателей его неофициально прозвали «Свистком», а за необычный и изысканный дизайн – «стилягой».

Его основной особенностью стало нестандартное расположение двигателей – не на крыльях, а в хвостовой части. Помимо этого, он выделялся более высоким уровнем комфортности, чем его предшественники – Ту-104 и Ту-124, что было одним из условий, поставленных разработчикам лично главой государства Никитой Хрущевым.

Рождение лайнера


Собственно, родоначальником всей этой серии советских пассажирских самолетов стал бомбардировщик Ту-16, именно на его основе создавался Ту-104.

А вот «крестным отцом» Ту-134 можно назвать французский лайнер SE 210 Caravelle. Совершив на нем полет в качестве пассажира в 1960 году, Хрущев высоко оценил комфортность самолета и поставил советским конструкторам задачу достичь не менее высокого результата. Его сильно впечатлил низкий уровень шума в салоне, особенно в сравнении с советским Ту-104, на котором лидер нашей страны прибыл во Францию. Именно «Каравелла» натолкнула наших разработчиков на идею размещения двигателей в хвостовой части, как на «французе».

Собственно, на решения такой задачи по созданию внутримагистрального пассажирского самолета повышенной комфортности потребовалось всего лишь три года.

Новую машину начали разрабатывать в КБ Андрея Туполева с начала 60-х годов прошлого столетия. Не все проходило гладко. Разработчики долго искали конструкцию, соответствующую заданным техническим характеристикам и пожеланиям высших руководителей страны.

К тому моменту в СССР не было самолета, пригодного для перевозки пассажиров между регионами страны. Для этих целей использовался Ил-14. Это превосходный самолет, но у него был существенный недостаток – малая вместимость. Он был способен брать на борт всего лишь 36 пассажиров. А Ту-104 больше годился для международных авиарейсов – для внутренних линий он был великоват.

Промежуточным вариантом перед появлением Ту-134 (он же – Ту-124А) стал Ту-124, способный поднимать на борт 56 человек.

В итоге к 1963 году советские инженеры создали первый опытный образец нового 76-местного Ту-124А. Тогда же 29 июля, и состоялся дебют «Свистка» – его первый испытательный полет. Машиной управлял высокопрофессиональный экипаж под командованием Героя Советского Союза, летчика-испытателя А. Калины.

Уже после этого полета в тот же год потерпел аварию новейший британский самолет BAC 111, имеющий такое же расположение двигателей. Советские инженеры учли этот печальный опыт и внесли необходимые изменения в конструкцию. На новом лайнере решили увеличить площадь горизонтального оперения и установили более мощную силовую установку.

Судьба самолета


Ту-134 считается одним из самых удачных образцов отечественного гражданского самолетостроения, хотя впоследствии его высоко оценили и военные. И хотя он уже не используется для перевозки пассажиров, его до сих пор эксплуатирует Министерство обороны России.

По количеству выпущенных машин и степени популярности он по праву занимает первое место среди всех самолетов советской и российской гражданской авиации.


В его задачи входило обслуживание внутренних рейсов, в основном соединяющих областные, краевые и республиканские центры страны, то есть на маршрутах малой и средней дальности. Самолет способен перевозить до 76 пассажиров.

Серийным выпуском лайнера занимался Харьковский авиационный завод. Самолет поступил в производство в 1966 году и был снят с него уже в 1984 году. Уже в 1967 году первые Ту-134 стали эксплуатировать на внутренних маршрутах, а еще через год стали поставляться за рубеж. Для этого он прошел в Польше сертификацию на соответствие британским стандартам, которые тогда признавались как международные. В итоге он начал поставляться в Восточную Германию, Чехословакию, Венгрию, Югославию, Вьетнам и ряд других государств, в основном социалистических и развивающихся.

Почти за два десятилетия было выпущено 852 самолета Ту-134 различных модификаций. Его даже использовали в качестве летающей лаборатории для испытаний различного авиационного и космического оборудования. Также пользовалась успехом VIP-версия Ту-134.

Лайнер продолжали эксплуатировать российские авиакомпании на внутренних рейсах. С 2013 года их постепенно начали выводить из эксплуатации. А последний рейс Ту-134 с пассажирами на борту состоялся в 2019 году. К тому времени он уже был не в состоянии конкурировать со своими более современными «коллегами».
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    29 июля 2023 04:51
    Эх, ностальгия. Самолет детства. Тапк же как и 154 и Ил-18.
  2. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.
        1. Комментарий был удален.
  3. +1
    29 июля 2023 05:53
    Ссмолет-мой ровестник.Пару раз довелось на нем слетать.Из Еревана в Сочи.Впечатления были-не передать
  4. Комментарий был удален.
  5. +4
    29 июля 2023 07:08
    Ту-134 считается одним из самых удачных образцов отечественного гражданского самолетостроения
    В советское время было много удачных образцов различных КБ, которые служат до сих пор. На Ту-134 не пришлось побывать пассажиров, а вот на Ту-154, Як-40, Ан-24, 26, Ил-62... приходилось.
  6. Eug
    +6
    29 июля 2023 07:33
    Авторы, редакторы - не знаю, кто именно прилепил (иначе не скажешь) фото Ту-154 в статью про Ту-134... много лет 134е "свистели" над крышей соседской 9-тиэтажки и над ХАИ (даже в песне упрминается) при "северном" взлетном курсе с ВПП ХАЗа, который выпускал 70-80 бортов в год...
    1. +4
      29 июля 2023 08:11
      Нельзя обсуждать действия администрации сайта, схлопочете предупреждение ̶с̶ ̶з̶а̶н̶е̶с̶е̶н̶и̶е̶м̶ ̶в̶ ̶г̶р̶у̶д̶н̶у̶ю̶ ̶к̶л̶е̶т̶к̶у̶. lol
    2. +4
      29 июля 2023 08:30
      А где вы видите третий двигатель на фото. Когда учился в Харькове много раз видел полет с острым носом
      1. Eug
        +3
        29 июля 2023 08:49
        Было фото Ту-154, раз заменили - молодцы. С острым носом - модификация УБЛ-Ш, для подготовки летчиков-штурманов дальней авиации. Кто летал - говорят, параметры взлета-посадки очень схожи с Ту-22М3.
    3. -4
      29 июля 2023 08:55
      Да-да-да Я тоже это заметил 134 был с тремя. Третий был не двигатель, Третий был воздуха заборник На сколько мне не изменяет память. А может изменяет. Извиняюсь за орфографию набор голосом.
      1. +6
        29 июля 2023 09:34
        Цитата: Иван 1980
        Да-да-да Я тоже это заметил 134 был с тремя. Третий был не двигатель

        Сравнивайте:


        А ещё были сигареты Ту-134... lol
        1. -2
          29 июля 2023 17:30
          Цитата: ROSS 42
          Цитата: Иван 1980
          Да-да-да Я тоже это заметил 134 был с тремя. Третий был не двигатель

          Сравнивайте:


          А ещё были сигареты Ту-134... lol

          Д з щенок
          1. -2
            29 июля 2023 17:31
            Цитата: Ulan.1812
            Цитата: ROSS 42
            Цитата: Иван 1980
            Да-да-да Я тоже это заметил 134 был с тремя. Третий был не двигатель

            Сравнивайте:


            А ещё были сигареты Ту-134... lol

            Д з щенок

            А ещё был анекдот про сверхзвуковую любовь.
        2. -2
          29 июля 2023 21:26
          Цитата: ROSS 42
          А ещё были сигареты Ту-134...

          Да, или я что-то не то курил, или болгары напутали:
      2. +1
        29 июля 2023 19:52
        У Ту 154 морда не стеклянная ,как у Ту 134
  7. +4
    29 июля 2023 09:58
    ...хорошая машина для своего времени...а красивая на всегда...
    1. +3
      29 июля 2023 10:24
      Это была не просто хорошая машина. Это был очень удобный самолет, просторный с роскошными креслами. Тихий, если не сидеть в хвосте. Современные Airbus это просто скотовозки по сравнению с ним.
  8. +10
    29 июля 2023 10:02
    Сравните-тогда одна страна,СССР,производила ТУ,ЯК,ИЛ,АН,СУ,МиГ.Ничего не забыл?Сейчас штаты из гражданских Боинг,Евросоюз скопом Эрбас.
    А наши современные неадекваты что-то бакланят про галоши,хотя сами не в состоянии сделать и тысячной доли того,что было сделано до них…
  9. +2
    29 июля 2023 10:13
    А с чего бы он по количеству на первом месте? Ту-154 больше тысячи было.
  10. +3
    29 июля 2023 10:39
    Мой дядька по отцовской линии - Лев был летчиком испытателем. Он испытывал этот самолет. Некоторые еще недавно летали. Самолет совершил полный переворот в нашей гражданской аввиации
  11. +2
    29 июля 2023 10:42
    Летал на нем несколько раз неплохая машина !
  12. +1
    29 июля 2023 13:16
    Мне больше нравится "большая Тушка". По блату (отец работал в АТБ) летал салагой в кабине и 134ого и 154ого при перегоне на ремонт или как он называется, не помню по давности лет.
  13. 0
    29 июля 2023 14:52
    его неофициально прозвали «Свистком», а за необычный и изысканный дизайн – «стилягой». От старших коллег я слышал его прозвище "Балерина".
    1. 0
      29 июля 2023 21:52
      Я никогда не слышал таких тупых названий.Был Тушканчиком или Тушканом.
  14. 0
    29 июля 2023 17:26
    Однажды пришлось лететь на Ту-134 по маршруту Ташкент-Ашхабад-Баку-Мин.воды-Одесса-Кишинев. Итого 11 часов.
    Шоб Туполеву с руководством Аэрофлота только и летать на этом самолете по этому маршруту
  15. 0
    29 июля 2023 17:36
    Не приходилось на нём летать.
    На Ту-154, Ил-18, Як-40, Як-42, Ил-86, Ил-62,Ан-2.
    А вот на Ту-134 не пришлось. Красивая машина.
  16. 0
    29 июля 2023 17:47
    Я пару раз летал на Ту134. Один раз с приключением. Ждем взлета, летчик выходит из кабины и спускается по трару, подходит к шасси и ногой проверяет колесо, подзывает обслугу с компрессором, те подкачивают колесо. Летели часа 3-4, приземляемся, а я в иллюминатор смотрю на шасси, касание полосы и колесо в лохмотья...а самолету хоть бы что...
  17. 0
    30 июля 2023 03:01
    Ту 134 долгие годы был самолетом командующего урфо. Как сей час не знаю.