Таинственный доктор Петр Бадмаев

80
Таинственный доктор Петр Бадмаев
Петр Бадмаев на портрете М. Жуковского, 1880 г., Эрмитаж


Страшнее Распутина?


Среди последних сторонников российской монархии оказался и очень необычный человек, которого мало кто ожидал увидеть в Петербурге того времени. Некоторые считают его авантюристом и шарлатаном, другие – успешным врачом, который реально помог многим людям, и видным дипломатом.



При рождении он был назван Жамсараном (Джамсараном), но вместе с братом был крещен самим цесаревичем (наследником престола) – будущим императором Александром III. Он получил христианское имя Пётр, а его фамилия «Бадмын» (по имени отца – Бадмы) превратилась в «Бадмаев». Герой статьи был не только врачом, но и дипломатом высокого ранга, и в отставку вышел в чине действительного статского советника.

Он также преподавал монгольский язык в Петербургском университете, но прославился всё же именно как знаток восточной медицины. В качестве врача стал вхож в императорский дворец, дома высших сановников государства и приобрел огромное влияние. Его даже называли серым кардиналом, который якобы полностью контролировал своих высокопоставленных пациентов.

С. Витте, например, утверждал, что Бадмаев свои знания старался «сделать источником всевозможных личных афер». У этого таинственного врача действительно лечились члены императорской семьи, аристократы, министры, иерархи Православной церкви, а также известный проповедник Иоанн Кронштадтский. А. Ф. Керенский вспоминал, что именно в доме Бадмаева когда-то познакомились два влиятельных пациента этого доктора – министр внутренних дел Российской империи А. Д. Протопопов и Григорий Распутин.

Многим Пётр Бадмаев известен по знаменитому роману Валентина Пикуля «Нечистая сила», в котором этот писатель даёт ему поистине уничижительную характеристику:

«Джамсаран Бадмаев, этот коварный азиат, имел прозвища Клоп, Сова, Гнилушка… Граф Витте говорил, что Бадмаев вылечит любого человека, но при этом обязательно впутает пациента в какую-либо аферу...
Понимая, на чем легче всего разбогатеть, Бадмаев специализировал свою клинику на излечении сифилиса. Ослабевших аристократов он делал пылкими мужчинами, а страстных аристократок (по просьбе мужей) превращал в холодных рыбок...
Бадмаев умел связывать людей, не беря с них никаких клятв! Сила его заключалась в том, что все эти министры, их жены, сенаторы, их любовницы оставались перед ним… нагишом.
Бадмаев хранил врачебные тайны, но всегда умел шантажировать пациентов знанием этих тайн! За голубою тогой врача-кудесника скрывался изощренный политический интриган».

Никто не знал, что содержится в таинственных «облатках» Бадмаева, и С. Ю. Витте говорил, что этого человека «нельзя сердить», потому что он «может слопать русского царя». И Николай II как-то сказал о Бадмаеве:

«Что-то мне страшно с ним».

А вот мнение Александра Блока:

«Умный и хитрый азиат, у которого в голове политический хаос, а на языке шуточки и который занимался, кроме тибетской медицины, бурятской школой и бетонными трубами».

Григорий Распутин говорил о Бадмаеве: «Этот китаец обманет хоть самого черта», – и признавался, что боится его. А вот как описывал отношения «экстрасенса» Распутина и «восточного целителя» Бадмаева В. Пикуль в уже цитировавшемся романе «Нечистая сила»:

«Посредством лекарств, то возбуждающих, то охлаждающих, он (Бадмаев) как бы управлял Гришкой на расстоянии, отчего Распутин был зависим от врача-шарлатана. Сохранился документальный рассказ Распутина: «Зачем ты не бываешь у Бадмаева? Ты иди к нему, мила-ай… Больно хорошо лечит травушкой. Даст тебе махонькую рюмочку настойки, и – у-у-ух как! – бабы тебе захочется. А есть у него и микстурка. Попьешь ее, кады на душе смутно, и сразу тебе все ерундой покажется. Станешь такой добренький, такой глупенький. И будет тебе на все наплевать».


П. Бадмаев и Г. Распутин в фильме «Агония», 1975 г.

Здесь Пикуль ничего не выдумал, о том же говорил и Владимир Пуришкевич – убежденный монархист, принимавший участие в убийстве Распутина. Он утверждал, что, помимо прочих лекарств, Бадмаев делал две настойки, одна из которых повышала мужскую потенцию, а вторая – «лишала ума». И в салонах петербургской знати распространялись слухи, что второй настойкой Бадмаева Распутин поил Николая II.

Действительно, очень многие поступки и решения этого императора объяснить довольно трудно, настолько они нелогичны и откровенно вредны не только для государства, но и для правящего дома, для всей династии Романовых. Поневоле задумаешься, не принимал ли их Николай, находясь под действием наркотиков?

Подозревали, что и страдавшего гемофилией цесаревича Алексея Распутин лечил именно с помощью трав, получаемых от Бадмаева. Но лично знакомый с Николаем II Бадмаев вряд ли уступил бы Распутину роль главного целителя наследника престола. А успехи Распутина действительно впечатляют.

Доказано, что как минимум четыре раза (в 1907 г., в октябре 1912 г., в ноябре 1915 г. и в начале 1916 г.) он буквально спас царевича от смерти, и дипломированные придворные врачи, прогнозы которых о неизбежной гибели Алексея не сбывались, просто разводили руками, не в силах объяснить эти случаи иначе как чудом.

В настоящее время установлено, что использование гипноза либо даже простое отвлечение внимания значительно уменьшает кровотечение у больных гемофилией. И Распутин предвосхитил данное открытие, он говорил:

«Такие, у которых так кровь бьет, очень они люди нервные, тревожные, и штобы кровь унять, надо их успокоить. А я это умел».

«Успокаивал» он и родителей Алексея. Николай II прямо говорил:

«Когда у меня забота, сомнение, неприятность, мне достаточно пять минут поговорить с Григорием, чтобы тотчас почувствовать себя укрепленным и успокоенным... И действие его слов длится целые недели».

А небезызвестный Феликс Юсупов, в доме которого был убит «Старец», в разговоре с депутатом Государственной думы В. Маклаковым заявил:

«Распутин обладает силой, которую можно встретить раз в сотни лет... Если убить Распутина сегодня, через две недели императрицу придется поместить в больницу для душевнобольных. Ее душевное состояние держится исключительно на Распутине: она развалится, как только его не станет».

Не вызывают сомнения и другие случаи излечения Распутиным заболеваний, которые сейчас называют психосоматическими.

Известно, например, что он всего за 10 минут вылечил сына купца первой гильдии А. Симановича от недуга, с давних пор известного под названием «пляска святого Витта». А самого Симановича он избавил от игровой зависимости – неодолимого стремления к игре в карты. Так что можно утверждать, что Бадмаев и Распутин разработали собственные лечебные методики, в эффективности которых сомневаться просто невозможно. И если Бадмаев оставил после себя хотя бы перевод тибетского трактата «Четыре основы» («Жуд-Ши»), то методика Распутина утеряна безвозвратно.

Очень жаль, что этот родившийся в простой крестьянской семье человек не имел возможности получить медицинского образования в царской России. Он мог бы стать основателем собственной научной школы, его имя носили бы университеты и клиники, специализирующиеся на лечении психических и неврологических больных, своим учителем его считали бы ведущие психиатры и неврологи всего мира.

Но вернёмся к Петру Бадмаеву. Пользуясь своим влиянием, он убеждал своего крестного отца Александра III и его сына Николая II в необходимости активной экспансионистской политики на Дальнем Востоке. Бадмаев очень хотел присоединить к России Монголию, Тибет и даже Китай. Поэтому некоторые считают его одним из виновников Русско-японской войны – поскольку и Монголия, и Китай входили в сферу японских интересов.


«Раздел Китая великими державами». Карикатура начала 1900-х гг.

Но давайте начнём рассказ о Петре Бадмаеве по порядку.

Путь в Петербург


Жамсаран Бадмын родился в довольно зажиточной семье, ведущей кочевой образ жизни в Забайкальской Агинской степи (в междуречье рек Ага и Онон). Произошло это то ли в 1849 году, то ли в 1851, а сам Бадмаев, будучи арестован ЧК, утверждал, что родился в 1810 году. Это выглядит просто невероятным, в том числе и потому, что это год рождения его старшего брата – Сультима. Однако в сохранившемся заявлении на имя председателя ЧК от 10 августа 1919 года Петр Бадмаев заявляет:

«Я, 109 лет старик, потому только, что имею большое имя, популярное в народе, – сижу в заключении без всякой вины и причины уже два месяца».

А его дочь Аида и вовсе говорила:

«Когда я родилась, отцу было сто семь лет».

То есть датой рождения отца она предлагает считать 1807 год.
Среди предков героя статьи были и буряты, и монголы, более того, он утверждал, что является потомком Чингисхана по женской линии. Цесаревич Александр однажды спросил его: до какого колена у бурят принято изучать свою родословную?
Жамсаран ответил:

«Принято до девятого, но я учил до одиннадцатого, потому что в одиннадцатом колене род наш происходит от Чингисхана».

Старший брат и учитель


Жамсаран был младшим сыном в семье, и родившийся в 1810 году брат Сультим, который учился в одном из дацанов методам традиционной тибетской медицины, годился ему в отцы (кстати, обучение в дацане могло продолжаться 20 лет). Сультим стал эмчи-ламой (в буквальном переводе – врач-священнослужитель) Степной думы, административного органа самоуправления «инородцев», существовавшего в 1822–1903 гг.

11 июня 1852 года Нерчинское лекарственное ведомство выдало ему разрешение на лечебную деятельность:

«Беспрепятственно дозволяется лекарю гелун-ламе Сультим Бадмаеву лечить своих сородичей, но не касаясь русских».

В 1854 году, когда не хватало европейских дипломированных врачей, он прекрасно проявил себя во время эпидемии сыпного тифа. В качестве награды попросил чин офицера. В Петербурге заинтересовались донесением генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Муравьева-Амурского о некоем экзотическом инородческом докторе – ламе, который помог локализовать эпидемию.

И по предложению военного врача генерал-майора И. И. Реймана Сультим Бадмын был приглашён в столицу империи, чтобы опробовать свои методы при лечении

«одержимых бугорчаткой (так назывались гнойные инфекции кожи) во всех степенях развития, и испытать свои средства над больными, одержимыми раком в Николаевском военном госпитале под наблюдением врачей».


Предполагамая фотография Сультима Бадмаева, 1860-е гг.

Любопытно, что ещё до приезда в Санкт-Петербург, Сультим был избран членом Сибирского отделения Императорского Русского географического общества.

Профессор Григорьев в труде «Императорский Санкт-Петербургский университет, в течение первых пятидесяти лет его существования», изданном в 1870 году, сообщает:

«Бадмаев (в язычестве Сультим, после принятия православия Александр Александрович) – из бурят Восточной Сибири, бывший старший лама Агинской степной думы. Обширные познания, приобретенные им в области тибетской медицины, и необыкновенно удачная практика среди нерчинских бурят сделали его в 1853 году известным в кругах местного русского начальства...
В 1857 году приехал в Санкт-Петербург, просил разрешения продемонстрировать и здесь свои медицинские познания. Прикомандированный с этой целью, по Высочайшему повелению, к 1-му военно-сухопутному госпиталю, он под наблюдением врачей лечил там с большим успехом от разных болезней, преимущественно от чахотки и рака, и вместе с тем следил за способами лечения госпитальных врачей с таким рвением, что в июле 1861 года с успехом выдержал экзамен на звание лекарского помощника.
Это научное стремление и практические познания его в медицине доставили ему в январе 1862 года не в пример другим, чин коллежского регистратоpa с назначением практикующим врачом среди бурят».

После этого Сультим получил то, о чем просил графа Муравьева-Амурского – право носить мундир и пользоваться привилегиями военного врача.


Продолжим цитату Григорьева:

«В конце 1864 года Бадмаеву по его просьбе Высочайшим повелением разрешено было прикомандироваться на два года к клиникам петербургской Медико-хирургической академии для изучения хирургии. Приобретя за эти два года большую практику в столице и пожелав остаться здесь навсегда, он предложил свои бесплатные услуги университету в качестве лектора, специалиста по монгольским языкам с правом службы. Университет не упустил случая воспользоваться этим предложением и... ходатайствовал через начальство за оставление ему того содержания, которое он получал из Забайкальской области. С мая же 1868 года Бадмаеву разрешена была выдача его лекторского оклада».

Уже в 1860 году Сультим открыл в Петербурге аптеку тибетских лекарственных средств.

Дела пошли хорошо – у Сультима лечилась даже императрица Мария Александровна. И в 1870 году он вызвал к себе младшего брата Жамсарана, который как раз закончил обучение в гимназии города Иркутска. Он стал помогать ему в работе, а между делом – готовиться к вступительным экзаменам на восточный факультет Санкт-Петербургского университета.

Движение вверх


Одним из пациентов Сультима стал настоятель храма Святого Пантелеймона Иоанн Кронштадтский, и для братьев встреча с ним стала судьбоносной. Иоанн познакомил их с цесаревичем Александром (будущий император Александр III) и, когда в 1872 году Сультим и Жамсаран пожелали перейти в православие, наследник престола стал их крестным отцом. Сультиму при крещении было дано имя правящего императора Александра II, Жамсарану – имя первого российского императора.

Оба брата получили отчество своего крестного отца – стали Александровичами. Крещение Сультима многие называют притворным. Имеются сведения, что ранее он, напротив, противодействовал крещению своих земляков и на родине даже был арестован за антироссийскую пропаганду. 13 июля 1866 года епископ Селенгинский Вениамин (Благонравов) писал архимандриту Владимиру (Петрову) об аресте Сультима:

«Буряты сами представили все его письма, частные и циркулярные, также что-то вроде прокламации, в которых он возбуждал в них дух недовольства и обращал мысли их в Монголию, более всего напирал на то, что крестят их для того, чтобы обратить потом в крестьян и отдать в солдаты».

Но это всё же было ещё за 6 лет до его крещения. В 1866 году никто не захотел всерьёз заниматься делом уже ставшего влиятельным и имевшего высоких покровителей столичного врача, и Сультим вернулся в Петербург.

А вот его младший брат, герой нашей статьи, напротив, очень желал присоединения Монголии к России. И, похоже, стал искренне верующим христианином, его младшая дочь Аида утверждала, что в кабинете отца стоял образ целителя Пантелеймона, перед которым постоянно горела лампада. Но и веру предков он не забывал: стал одним из главных спонсоров строительства первого дацана в Петербурге.

В 1871 году ещё не успевший креститься Жамсаран Бадмаев поступил в Петербургский университет на Восточный факультет по монгольско-маньчжурскому разряду.

Одновременно в качестве вольнослушателя он посещал лекции в Императорской медико-хирургической академии (но диплом врача он так и не получил).

Университет он окончил с отличием в 1875 году, после чего был принят на службу в Азиатский департамент Министерства иностранных дел.

Между тем в 1873 году умер его брат Александр (Сультим), и Пётр Бадмаев параллельно с учебой, а потом – и работой, стал вести дела в аптеке и принимать больных. Более того, он расширил дело, открыв частную клинику для состоятельных особ. По записям самого Бадмаева, в 1875 году у него было всего 163 посещения, в 1877 – 965, в 1879 – 6 549, в 1885 – 20 153.

А всего за свою жизнь он, работая по 16 часов в день, согласно его записям, принял более 573 856 больных. Диагноз он ставил исключительно по пульсу, сеанс длился около минуты, после чего посетителю давался талон с номером порошка, который следовало купить.

Сохранились данные о количестве порошков, проданных в аптеке Бадмаева – 8 140 276. Аптекой с 1903 года заведовала его будущая вторая супруга – Елизавета Юзбашева. Консультация Петра Бадмаева стоила до 25 рублей золотом, но рабочих он принимал за рубль ассигнациями, а порой даже и бесплатно. После революции в обращении, направленном председателю Петроградского ЧК Ф. Д. Медведю (тому самому, что вместе с И. В. Запорожцем не уберёг потом Кирова), Бадмаев написал:

«Я лечил лиц всех наций, всех классов и лиц крайних партий – террористов и монархистов. Масса пролетарий у меня лечились, а также богатый и знатный классы. До момента последнего моего ареста у меня лечились матросы, красноармейцы, комиссары, а также все классы населения Петербурга».

Популярность Бадмаева в Петербурге была огромна, однако официального статуса он так и не получил. Заключение медицинского совета гласило:

«Закрепить право государственности за тибетской медициной, представляющей собой ни что иное, как сплетение зачаточной архаической науки с невежеством и суеверием, нельзя».

Кстати, имя Бадмаева попало на страницы энциклопедии Брокгауза и Эфрона, где о нём говорилось:

«Лечит все болезни какими-то особыми, им самим приготовленными порошками, а также травами; несмотря на насмешки врачей, к Бадмаеву стекается огромное количество больных».

Следует помнить, что в распоряжении врачей тогда ещё не было антибиотиков, кортикостероидов, эффективных спазмолитических, сосудорасширяющих, антигипертензивных, бронхорасширяющих и прочих лекарств. Зато ещё в конце XIX века при лечении всех болезней широко применялись кровопускания, которые помогали лишь в единичных случаях (например при гипертонических кризах), но потеря крови всегда ослабляла больных.

И потому, учитывая низкий уровень официальной медицины того времени, можно предположить, что результаты лечения по методикам Бадмаева действительно были лучше, чем в городских больницах Петербурга. Таинственные порошки Бадмаева как минимум не ухудшали состояние его пациентов. А вера в чудодейственное лекарство, которое непременно должно помочь, часто действует лучше, чем сам препарат.

В следующей статье мы продолжим рассказ о Петре Бадмаеве, поговорим о его переводе тибетского трактата «Жуд-Ши», грандиозных планах по присоединению к России Монголии, Китая и Тибета, пике врачебной карьеры, жизни после двух революций.
80 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    4 августа 2023 05:37
    Спасибо, Валерий!

    Персонажи интересные. А люди - легко внушаемы и управляемы.

    «Нечистую силу» не особо хочется перечитывать. Но любое смутное время многих странных людей поднимает на поверхность.
    1. +7
      4 августа 2023 06:04
      Цитата: Korsar4
      Но любое смутное время многих странных людей поднимает на поверхность

      Как если бы взболтали помойное ведро - сразу же все г..но всплывает вверх, как это мы наблюдали во время перестройки и эпохи ельцинских реформ...
    2. +8
      4 августа 2023 08:22
      Цитата: Korsar4
      Но любое смутное время многих странных людей поднимает на поверхность.

      Это было,есть и будет.*генерал*Дима тому пример.И ныне тоже имеются...персонажи,нет?
      1. +9
        4 августа 2023 08:27
        Вопрос риторический, Сережа.

        Придется ответить, увы, тоже вопросом - разве сейчас время не Смутное?
        1. +5
          4 августа 2023 08:31
          Цитата: Korsar4
          Вопрос риторический, Сережа.

          Вопрос риторический,Сергей.
          Ответ?Не могу ответить, право.Что-то намекает на положительный ответ,но?Гнетёт... право.Не знаю.
          1. +8
            4 августа 2023 08:40
            А давай воспользуемся, например, определяем из энциклопедии одной.

            Основными признаками смуты считают бесцарствие (безвластие), самозванство, гражданскую войну и интервенцию.
            1. +7
              4 августа 2023 08:45
              Цитата: Korsar4
              А давай воспользуемся, например, определяем из энциклопедии одной.

              Нет.Люблю конкретику.Чубайс.Авен и другие.Они кто?
              1. +7
                4 августа 2023 08:47
                Не хотелось бы толком не будучи знакомым.

                Всегда есть аналогии. Была «Семибоярщина».

                А ближе к нашему времени была «Семибанкирщина».
                1. +4
                  4 августа 2023 08:53
                  Цитата: Korsar4
                  «Семибанкирщина».

                  А я о чём?Были,есть и будут.ТЕ кого нарекут *смутными* личностЯми!временами?И прочее.Было,есть и будет.
              2. +4
                4 августа 2023 09:20
                Определение не универсально и подогнано исключительно под русскую Смуту.
                1. +4
                  4 августа 2023 09:29
                  Согласен. Но от них можно отталкиваться.
                2. +3
                  4 августа 2023 09:37
                  Цитата: 3x3zsave
                  Определение не универсально и подогнано исключительно под русскую Смуту.

                  Сейчас посмотрел значения слова "смута":
                  1. Устар. Мятеж, народные волнения. ;
                  2. Разг. Раздор, распря и т.п. ;
                  3. Волнение, тревога.
        2. 0
          4 августа 2023 22:17
          К сожалению, Смутное время близится (((
    3. +15
      4 августа 2023 09:00
      История Бадмаева яркий пример того, как причудливо переплетались судьбы известных бурятов и история России. Личность прямо скажем не ординарная. Его интересы были разносторонне. Он вошел в российскую историю не только как успешный целитель восточной медицины, дипломат и известный меценат. Во многих вопросах Бадмаев опередил своё время. Огромное внимание он уделял производству бетонных труб, строительству транспортных коридоров в Азии, подобных тем, что осуществляются сейчас в рамках проекта «Один пояс — один путь». Именно ему принадлежит обоснование и идея строительства Транссибирской железной дороги, также он настаивал на строительстве железнодорожной ветки от Семипалатинска до монгольской границы, и далее через всю Монголию, богатую полезными ископаемыми. Для развития международных связей Бадмаев основал в Чите торговый дом «П. А. Бадмаев и Ко», для разработки золотых приисков — «Первое Забайкальское горно-промышленное товарищество» (1909 год). Бадмаева можно назвать пионером в области PR-иновещания, он стал издателем первой российской газеты на монгольском языке «Жизнь на восточной окраине», выходившей без цензуры. Основная часть публикаций была посвящена деятельности Торгового Дома Бадмаева, а также сельскому хозяйству, промышленности и внешней политике Российской империи на восточном направлении, в ней печатались правительственные документы и указы и пропагандировался российский образ жизни.
      Надеюсь, автор более подробно об этом расскажет в следующей статье.
      Спасибо, Валерий. Статья удалась
      1. +5
        4 августа 2023 09:12
        Цитата: Ричард
        Спасибо, Валерий. Статья удалась

        Дружище Дмитрий!И я об этом.Вот потом будут комментарии.О чём?Об очерке, право! hi
        1. +6
          4 августа 2023 10:20
          Цитата Автора: Бадмаев, будучи арестован ЧК, утверждал, что родился в 1810 году. Это выглядит просто невероятным. Однако в сохранившемся заявлении на имя председателя ЧК от 10 августа 1919 года Петр Бадмаев заявляет:
          «Я, 109 лет старик, потому только, что имею большое имя, популярное в народе, – сижу в заключении без всякой вины и причины уже два месяца».

          А его дочь Аида и вовсе говорила:
          «Когда я родилась, отцу было сто семь лет»

          Кто то этому искренне верит, кто- то относится с иронией, но на могиле Петра Бадмаева в Санкт-Петербурге указана лишь его дата смерти.




          1. +13
            4 августа 2023 10:39
            указана лишь его дата смерти.
            Точная дата рождения не установлена.
            "- Обо мне придумано столько небылиц, что я устаю их опровергать. Между тем биография моя проста и обычна. Родился я в Месопотамии две тысячи сто двадцать пять лет тому назад. Вас, вероятно, изумляет столь древняя дата моего рождения?
            - Нет, не изумляет. У нас писарь в уезде был, в пачпортах год рождения одной только циферкой обозначал. Чернила, шельмец, вишь, экономил. Потом дело прояснилось, его в острог, а пачпорта переделывать уж не стали. Документ всё-таки. Ефимцев, купец, третьего года рождения записан от Рождества Христова, Куликов - второго… Кутякин - первого.
            - Да, много их тут, долгожителей"(с) laughing
        2. +7
          4 августа 2023 10:36
          Похоронен П.А. Бадмаев на Шуваловском кладбище Петербурга, на берегу Большого Нижнего Суздальского озера, не по бурятскому обычаю, а по православному - как полагается христианину. Лишь китайская ваза, стоящая на его могиле уже более 100 лет указывает на Восток.
          1. +5
            4 августа 2023 11:00
            на берегу Большого Нижнего Суздальского озера,
            "Сиротский квартал".)))
          2. +6
            4 августа 2023 12:24
            Вы знаете,какого пиетета не испытываю перед Бадмаевым,совсем..Что он сделал для страны,это новый Пирогов? Нет,чем он славен?
  2. +5
    4 августа 2023 06:01
    Выражаясь современным языком, Петр Бадмаев был лоббистом. А вот чьи интересы лоббировал,остаётся загадкой.
    1. +7
      4 августа 2023 07:52
      Цитата: parusnik
      Бадмаев был лоббистом.

      Вряд ли,право.Чьи интересы?Свои.Типа,Кашпировского,Чумака.
      1. +6
        4 августа 2023 09:44
        Цитата АрхиФил (Фил7 ): Чьи интересы он лобировал? Свои!

        Несколько лет назад по 5 каналу демонстрировался, кажется монгольский документальный фильм о Петре Бамаеве. Интересно, что авторы этого фильма, предполагают, что целью жизни П. Бадмаева возможно была попытка восстановление державы его предка Чингисхана в рамках и под патронажем Российской Империи. Любопытно, что об этом в своих книгах также упоминает и его внук Борис Гусев. Вот этот фильм:
      2. +2
        4 августа 2023 18:52
        Чьи интересы?Свои.
        И рубил бы бабло.Так нет же писал аналитические записки,дружил с Распутиным,который имел влияние на царскую семью,зачем?Какой интерес?
  3. +10
    4 августа 2023 06:21
    Честно признаюсь, что о герое статьи не знал. Так что Валерию спасибо в двойном размере. Жалко что два плюса нельзя поставить!!
    Камрадам хорошего дня!
    1. +8
      4 августа 2023 07:40
      Знал.
      Цитата: Коте пане Коханка
      Так что Валерию спасибо в двойном размере. Жалко что два плюса нельзя поставить!!

      Я тоже так думаю и присоединяюсь!!!
      Цитата: Коте пане Коханка
      Камрадам хорошего дня!

      Конечно!Ещё и мой Филя четырьмя лапами *за*!
    2. +10
      4 августа 2023 09:05
      Биография Петра Бадмаева после распада СССР стала доступна широким массам. Желающим ознакомиться с ней более детально можно порекомендовать книги его внука Бориса Гусева «Доктор Бадмаев. Тибетская медицина, царский двор, советская власть» и " "Мой дед Жамсаран Бадмаев""в которых подробно изложены события жизни его знаменитого деда и множество фото из семейного архива.
      1. +5
        4 августа 2023 10:41
        «Доктор Бадмаев. Тибетская медицина, царский двор, советская власть» и " "Мой дед Жамсаран Бадмаев"
        И что в этой книгах правда, а что нет? Думается меньше половины..
  4. +12
    4 августа 2023 06:24
    «Такие, у которых так кровь бьет, очень они люди нервные, тревожные, и штобы кровь унять, надо их успокоить. А я это умел».

    Тут Гриша прав. Давление-то снижается. wink
    1. +8
      4 августа 2023 10:33
      Бадмаев женился на дворянке Надежде Васильевой, у них были общие дети

      фото 1877г. Бадмаев с супругой Надеждой Васильевой

      но истинной спутницей жизни, единомышленницей и последовательницей стала Елизавета Юзбашева. Старшая дочь штабс-капитана Кавказского корпуса русской армии, южная красавица, армянско-грузинских кровей, полюбившая бурята. Елизавета, бывшая намного моложе Бадмаева, в 1900 году стала его секретарём, в 1903 году заведующей аптекой тибетских лекарственных трав на Поклонной горе, а в 1905 году законной женой.
      фото 1908г. . Елизавета и Аида Юзбашевы
      1. +11
        4 августа 2023 11:12
        Дочь П.А. Бадмаева Аида Петровна Юзбашева - Бадмаева, по мужу - Гусева посвятила свою жизнь медицине, а точнее военно- полевой хирургии. Во время блокады Ленинграда она служила ведущим хирургом эвакуационного госпиталя ЭГ-11/16.

        После ВОВ работала гл.хирургом 442-ого ленинградского окружного военно- клинического госпиталя. Затем преподавала в 1-ом медицинском Ленинградском Институте. Скончалась в 1975 году.
  5. +5
    4 августа 2023 07:01
    надо их успокоить

    Верно, ведь чем быстрее сердцебиение (пульс), тем быстрее кровь идёт по организму. Когда мы сильно переживаем, или наоборот, сильно радуемся, то у нас как раз повышенный пульс. А если успокоиться, то пульс тоже поменьше будет, и кровь будет идти медленнее. Этим Распутин и воспользовался.
    1. +4
      4 августа 2023 07:46
      Цитата: Kojote21
      Этим Распутин и воспользовался.

      Эх!Какая песня была!Мелодия,право!
  6. +7
    4 августа 2023 07:09
    Добрый день всем! hi

    Валерию большое спасибо за статью!! Я об этом докторе до сегодняшнего дня ничего не знал, а теперь знаю, только благодаря дорогому Валерию!! Желаю ему успехов в творчестве!! hi

    Всем хорошего дня! hi
    1. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.
        1. Комментарий был удален.
          1. Комментарий был удален.
            1. Комментарий был удален.
              1. Комментарий был удален.
                1. Комментарий был удален.
    2. +8
      4 августа 2023 12:58
      Я об этом докторе до сегодняшнего дня ничего не знал, а теперь знаю только благодаря дорогому Валерию!!

      Кто такой Бадмаев? Как кто -тибетский доктор! fellow
      Вот, именно этого я и боялся. И Валерия предупреждал, когда он сообщил, что пишет статью о такой многогранной и незаурядной личности, о которой благодаря Пикулю & Со наворочено столько небылиц, штампов и стереотипов и которая стала заложницей мифов о себе. К чести Автора, Валерий не акцентирует именно эту деятельность Бадмаева, да и эта статья всего лишь только начало цикла о нем. Этот "доктор", для вашего сведения, имел чин действительного статского советника МИДа РИ, что по табели о рангах соответствовало армейскому чину генерала-лейтенанта. Многие, выдвинутые им пророческие идеи для нашей страны сегодня стали архиактуальными. Бадмаев предлагал кардинально сменить экономическую ориентацию России с запада на восток, построив для этого транссибирскую магистраль, восточно-Китайскую железную дорогу и железнодорожную магистраль от Байкала до Амура, известную сегодня как БАМ, которые по мнению Бадмаева, станут ключом к Дальнему Востоку и тихоокеанскому региону. В своей служебной записке царю он писал:
      "Вся восточно-азиатская торговля попадёт в наши руки, европейцы будут не в состоянии с нами конкурировать. России просто необходимо стать единственным, и наиболее экономичным связующим транспортным звеном между Европой и Азией. С проведением этой линии начнётся финансово-экономическое могущество Великой России» (с)

      И он не только предлагал, но и действовал - за свои деньги издавал в Монголии пророссийскую газету
      Впрочем не буду забегать впереди Автора, он сам об этом напишет в следующей статье своего цикла о Бадмаеве.
  7. +6
    4 августа 2023 08:17
    Спасибо Вам,Валерий!
    Именно СТОЛЬКО об этом персонаже не знал,право.
  8. +5
    4 августа 2023 08:27
    Упомянутый автором фильм "Агония" (реж.Элем Климов),одновременно и лживый, и гнусный,и страшный по своим последствиям для самого Климова.
    Я убеждал Элема,что снимать такой фильм - грех.......... советский,грузинский,французский режиссер Отар Иоселиани
    1. +5
      4 августа 2023 08:48
      Цитата: bober1982
      Я убеждал Элема,что снимать такой фильм - грех..........

      Фильм,на мой взгляд,?Страшный.Повторюсь.На мой взгляд. hi
      1. +5
        4 августа 2023 09:15
        Фильм,на мой взгляд,?Страшный.
        Вы не одиноки,на мой тоже. hi
    2. vet
      +5
      4 августа 2023 08:53
      Меня этот фильм ("Агония") абсолютно не впечатлил. Он - прямо по Библии: не холодный, и не горячий, не просоветский, и не антисоветский, ни то, ни сё, ни рыба, ни мясо.
      1. +5
        4 августа 2023 08:56
        Цитата: vet
        не впечатлил. Он - прямо по Библии: не холодный, и не горячий, не просоветский

        Не знаю.На мой взгляд,он просто....страшный.И Петренко в образе Распутина очень....очень убедителен,право. hi
        1. +5
          4 августа 2023 10:28
          И Петренко в образе Распутина очень....очень убедителен,право.
          А там все персонажи убедительные..
      2. +6
        4 августа 2023 09:12
        Цитата: vet
        Он - прямо по Библии

        Вы погорячились,ну прямо-таки по Библии...,лицедеи кривляются
        Жена Климова - режиссер Лариса Шепитько,которая тоже принимала участие в создании фильма,практически сразу после выхода фильма - погибла,на съемках фильма она была очень неспокойной,скажем так.
        1. +4
          4 августа 2023 10:02
          Цитата: bober1982
          Вы погорячились,ну прямо-таки по Библии...,лицедеи кривляются

          Понимаете.Да,знаю,что Вы понимаете.В этом фильме показана именно АГОНИЯ ! Понимаете,да?Всего того.Что было.Нет?
        2. +6
          4 августа 2023 10:31
          лицедеи кривляются
          По ходу, советский кинематограф перед Вами в неоплатном долгу,а российский нет..все долги выплатил.. smile
      3. +6
        4 августа 2023 09:21
        не просоветский, и не антисоветский
        А что в нем должно быть про или анти? Фильм Герои Шипки,он какой просоветский или антисоветский? Адмирал Ушаков? И на камнях растут деревья? И т.д.
    3. +6
      4 августа 2023 09:27
      одновременно и лживый, и гнусный,и страшный
      А лживый и гнусный в чём?
  9. +14
    4 августа 2023 08:47

    Тот самый датсан.
    Бадмаева очень известный персонаж начала XX века. Поучаствовал в политических интригах и я тут соглашусь с Сергеем, всё что он делал, всё это было направлено только лишь для личного обогащения.
    Вернёмся к статье.

    "Подозревали, что и страдавшего гемофилией цесаревича Алексея Распутин лечил именно с помощью трав, получаемых от Бадмаева. Но лично знакомый с Николаем II Бадмаев вряд ли уступил бы Распутину роль главного целителя наследника престола."(с)

    В одном абзаце сразу видны противоречия. Получается, что Бадмаев снабжал Распутина лекарствами?! Хотя тут же автор утверждает, что сам Бадмаев был лично знаком с Николаем II.

    "А самого Симановича он избавил от игровой зависимости – неодолимого стремления к игре в карты. Так что можно утверждать, что Бадмаев и Распутин разработали собственные лечебные методики, в эффективности которых сомневаться просто невозможно."(c)
    Про Симановича- правда,но когда убили Распутина, Симанович снова начал играть.
    Андрей Амальрик в книге "Распутин" утверждает, что Бадмаев был врагом Распутина, но не смог его "свалить"
    Успокоился и стал называть его "отцом Георгием" хотя до этого распространял против Распутина различные, как сейчас бы сказали различные фейки.
    Так что вряд ли они что-то там совместно разробатывали.
    Бадмаев действительно талантливый доктор и немение талантливый аферист. Чего стоят полученные 2 млн. ₽ для основания "Бадмаев & С°"
    1. +6
      4 августа 2023 09:14
      Симанович,если не ошибаюсь, секретарь Распутина и оставил после себя мемуары?
      1. +5
        4 августа 2023 09:43
        Моя информация из книги Андрея Амальрик "Распутин"
        1. +5
          4 августа 2023 10:06
          Цитата: ee2100
          Распутин

          Саша!За вчерашнюю статью -спасибо!!!Занят маленько,карту москича делаю,право!
          1. +4
            4 августа 2023 10:50
            Привет, Сергей!
            За то сегодня активничаешь!
          2. +4
            4 августа 2023 14:25
            карту Москича делаю


            Привет, Сережа, каким ветром тебя в такую глушь занесло? Или картографы много денег наобещали? Смотри там аккуратней. Местные в Москиче чужаков не любят, особенно тех кто какие то карты в их поселке делает. smile
  10. vet
    +8
    4 августа 2023 08:49
    Сейчас довольно многие врачи пытаются использовать восточные методики - иглоукалывание, прижигания, травяные сборы и прочее. Некоторые даже проходят стажировку в Китае (за свои деньги). Но, по-настоящему хороших результатов добиваются единицы, можно сделать вывод, что огромное значение имеет все же личность врача, его талант, он должен быть способен творчески применять полученные знания и давать мощнейшую установку на выздоровление.
    То же и с традиционной медициной. Ведь сейчас стараются заставить всех лечить одинаково - по стандартам и клиническим рекомендациям. А результаты у разных врачей разные. И потому медицина все же не наука, а искусство.
    1. +4
      4 августа 2023 08:58
      Цитата: vet
      И потому медицина все же не наука, а искусство.

      Не соглашусь с Вами.Лучше если это будет НАУКОЙ!
  11. +6
    4 августа 2023 09:11
    Вспомнились два советских фильма "Дело № 306" и "Щит и меч". В первом фильме иностранный резидент работает в ....аптеке и туда приходят связные.Во втором,под крышей частной клиники в Берлине,работает советская резидентура. У Бадмаевых тоже свой аптечный бизнес.Что характерно Бадмаев не лезет,в российские медицинские научные круги,не пишет работ на тему "Влияние тибетской медицины на лечение энуреза и кариеса" и т.д..Но его "медицинский салон", активно посещают различные круги российского общества.Отличные источники для сбора различной информации.Более того,Бадмаев,сам пытается проникнуть в высшие политические круги РИ и оказать на них влияние.Вопрос, в чьих интересах он делает? В своих собственных?Ему лично зачем это надо? Он скромный лекарь,починяет человеческие организмы,ни кого не трогает..Не владелец газет,заводов,пароходов был бы владельцем интерес ясен...Так "Кто Вы ,доктор Зорге?" в смысле Бадмаев.
    1. +5
      4 августа 2023 09:27
      Цитата: kor1vet1974
      Вспомнились два советских фильма "Дело № 306" и "Щит и меч". В первом фильме иностранный резидент работает в ....аптеке и туда приходят связные.Во втором,под крышей частной клиники в Берлине,работает советская резидентура. У Бадмаевых тоже свой аптечный бизнес.Что характерно Бадмаев не лезет,в российские медицинские научные круги,не пишет работ на тему "Влияние тибетской медицины на лечение энуреза и кариеса" и т.д..Но его "медицинский салон", активно посещают различные круги российского общества.Отличные источники для сбора различной информации.Более того,Бадмаев,сам пытается проникнуть в высшие политические круги РИ и оказать на них влияние.Вопрос, в чьих интересах он делает? В своих собственных?Ему лично зачем это надо? Он скромный лекарь,починяет человеческие организмы,ни кого не трогает..Не владелец газет,заводов,пароходов был бы владельцем интерес ясен...Так "Кто Вы ,доктор Зорге?" в смысле Бадмаев.
    2. vet
      +4
      4 августа 2023 10:01
      Но он же переводил Жуд-Ши! Капитальный труд! И прием вел. Когда писать статейки о кариесе?
      1. +4
        4 августа 2023 10:22
        Но он же переводил Жуд-Ши! Капитальный труд! И прием вел.
        Ключевая фраза приём вёл...Это да...Владелец,частной клиники в фильме Щит и меч,тоже приём вёл,важных немецких сановников..Это в кино, а Бадмаев в риле..
    3. +4
      4 августа 2023 17:29
      Ему лично зачем это надо? Он скромный лекарь,починяет человеческие организмы,ни кого не трогает..Не владелец газет,заводов,пароходов был бы владельцем интерес ясен...Так "Кто Вы ,доктор Зорге?" в смысле Бадмаев.

      Если прочтете его биографию, или загляните в вику, то с удивлением узнаете, что "скромный лекарь" служил в МИДе в немалом генеральском чине действительного статского советника, а по выходе в отставку был владельцем и газет и заводов, и известным меценатом. Строил на личные средства, школы и церкви. Вот, правда пароходов личных не имел, но флот видимо уважал, раз добровольно внес в 1906 году 300 тыс. руб. в фонд так называемой Малой судостроительной программы- первой судостроительной программы восстановления русского флота после после русско-японской войны.
      Ссылка:Https://www.britannica.com/eventstatehistory.gb/books/restoration- of-the-Russian-fleet- after-the-Tsushima- defeat- national-resources
      1. +4
        4 августа 2023 17:54
        Первенец Малой судостроительной программы русский линкор додредноутного типа «Евстафий» на рейде Севастополя, 1914 год Головной корабль серии броненосцев типа «Евстафий» (1911—1919). Во время Первой мировой войны — флагман Черноморского флота.

        Назван в честь Великомученика Евстафия
        Класс и тип судна Броненосец
        Организация Черноморский флот, Каспийская флотилия
        Изготовитель Николаевское адмиралтейство
        Строительство начато 11 марта 1904 года
        Спущен на воду 21 октября 1906 года
        Введён в эксплуатацию 15 мая 1911 года
        Выведен из состава флота 1925 год
        Статус Разобран на металл
        Основные характеристики
        Водоизмещение 13 950 тонн
        Длина 118,03 м
        Ширина 22,6 м
        Осадка 8,74 м
        Бронирование Пояс крупповской брони в средней части 229 мм, в оконечностях — 178 мм, каземат 127—152 мм, палуба 38/76 мм, бронирование башен главного калибра 254 мм, рубки 229 мм
        Двигатели 2 вертикальные паровые машины тройного расширения
        Мощность 10 808,4 л. с.
        Движитель 2 винта
        Скорость хода 16,65 узла (30,8 км/ч)
        Дальность плавания 2100 миль при 10 узлах
        Экипаж 928 человек
        Вооружение
        Артиллерия
        4 (2 × 2) – 305 мм/40 орудия,
        4 × 1 – 203 мм/50 орудия,
        12 × 1 – 152 мм/45 орудий,
        14 × 1 – 75 мм/50 орудий,
        2 × 1 – 63 мм орудия,
        10 × 1 – 47 мм орудий,
        4 пулемёта
        Минно-торпедное вооружение 3 457-мм торпедных аппарата
        1. +1
          4 августа 2023 22:17
          Наш общий друг в личке попросил меня выложить следующую информацию и фото. С удовольствием выполняю его просьбу
          Оценочно полная стоимость заложенного на эллинге Николаевского адмиралтейства по проекту полковника А. Э. Шотта броненосца «Евстафий» в ценах 1906 года составляла -около 8,55 млн. руб., его систершипа "Иоанна Златоуста", заложенного на эллинге Лазаревского адмиралтейства в Севастополе - 8,4 млн. руб. Взнос Бадмаева был далеко не самым большим. Деньги собирали по всей России среди всех слоев населения. Самый большой частный взнос в фонд сделала вдовствующая императрица Мария Федоровна. Больше всех - более 15 млн. руб. в фонд Малой Судостроительной Программы собрал Синод. За это он получил право на именование кораблей этой серии.
  12. +4
    4 августа 2023 09:28
    Прошу извинить,не на ту клавишу нажал,не знаю,как убрать
    1. +3
      4 августа 2023 10:18
      Цитата: bober1982
      Прошу извинить,не на ту клавишу нажал,не знаю,как убрать

      Какие вопросы? ЦСКА-чемпион!!!!!Всегда!!!!
      1. +6
        4 августа 2023 10:25
        ЦСКА-чемпион!!!!!Всегда!!!!
        ЦСКА,усиление необходимо,а так последняя победа по пенальти с Ахматом,не впечатляет.
  13. +17
    4 августа 2023 09:52
    За ЦСКА!
    Зенит -- чемпион!
    Кто такие Зенит и ЦСКА?Не знаю таких...
    1. vet
      +13
      4 августа 2023 10:00
      Учитывая ситуацию, очень скоро за границей все забудут и "Зенит", и ЦСКА, и "Спартак". Обидно только, что все равно играют легионеры, а не наши мальчишки. Я бы сейчас легионеров в России вообще запретил, зачем они в наших междусобойчиках?
      1. +5
        4 августа 2023 10:16
        Цитата: vet
        Зенит", и ЦСКА, и

        Это,друг мой, навсегда!!!!Да.сссс!
      2. +5
        4 августа 2023 10:24
        Цитата: vet
        междусобойчиках

        ЦСКА!Это мой друг -навсегда!Да,сс;
    2. +8
      4 августа 2023 10:14
      Тарасов,Харламов?Ничего ?Думаю,что Вы юморите.
      1. vet
        +9
        4 августа 2023 10:21
        Я о современном положении дел, когда российские клубы оказались "вне игры". И воспитанные за бюджетные деньги спортсмены уже побежали за границу и будут не русскими, а американцами или немцами и т. д.
        Что касается "советской гвардии", которая играла не за миллионные контракты, а за страну, и которой, действительно можно гордиться, кто сейчас в Чехии или США помнит за какой клуб играл Харламов? Только старики, может быть. А многие молодые уже смутно помнят, кто такой Харламов. Вот Овечкин, например,- пока на слуху.
        1. +4
          4 августа 2023 10:28
          Цитата: vet
          Харламов

          Перестаньте!Харламов?Это вечно.Как и ? Эспозито,право?
        2. +6
          4 августа 2023 10:32
          Цитата: vet
          российские клубы оказались "вне игры". И воспитанные за бюджетные деньги спортсмены уже побежали за границу и будут не русскими, а американцами или немцами и т. д.
          Что касается "советской

          Именно здесь я Вами согласен!Ещё бы этого *удалить*Рому Ротенбега?Нет!!?
    3. +11
      4 августа 2023 11:29
      «Пахтакор» погиб в авиакатастрофе 11 августа 1979 года, Лариса Шепитько погибла в аварии 2 июля 1979 года, ещё и Леонид Быков разбился 11 апреля 1979 года. Странное стечение обстоятельств.
      1. +8
        4 августа 2023 12:28
        Странное стечение обстоятельств.
        Ага."Совпадение?Не думаю?" smile
        1. +4
          4 августа 2023 15:02
          Цитата: kor1vet1974
          Не думаю?"

          Не всегда.Не во всём.Увы.
  14. +10
    4 августа 2023 15:00
    Читал когда-то, что в Гражданскую войну якобы один сын Бадмаева служил в Красной, а другой в Белой армии (для подстраховки, если можно так выразиться). Дом Бадмаева (упомянутый в комментариях) на Поклонной горе в Ленинграде стоял примерно до конца советского периода, там было отделение милиции. Снесли это здание в конце 80-х, вроде бы для прокладки новой улицы.
  15. +1
    5 августа 2023 05:39
    Однако произведения Пикуля - художественные произведения (т.е. весьма фантастические и лживые) и не могут служить примерами или опорой для исторических экскурсов.
  16. +2
    5 августа 2023 21:22
    Интересно и спокойно написано.
    Спасибо!
  17. vet
    +1
    6 августа 2023 08:31
    Много комментариев удалили, а народ, вроде бы, не ругался и не хамил.