Неспешный ход проекта Ил-214

Уже более десяти лет с переменным успехом идут работы по проекту Ил-214, также известному под русскоязычным обозначением МТС («Многоцелевой транспортный самолет») и англоязычным MTA («Multirole Transport Aircraft»). Создание этого самолета планировалось начать еще в 2001-02 годах, когда российские авиастроители заключили с индийскими контракт, подразумевавший совместную разработку и строительство многоцелевого транспортного самолета с грузоподъемностью до 20 тонн. В то время планировалось поднять новый самолет в воздух не позднее 2008-10 годов, а к 2015-му военно-воздушные силы России должны были получить первые пять экземпляров. Однако по ряду экономических и технических причин создание проекта очень сильно затянулось. В результате соглашение о начале разработки совместного самолета было подписано только в сентябре 2012 года.

Неспешный ход проекта Ил-214


Все эти события, касавшиеся сроков, в итоге привели к полному пересмотру временных рамок, в которые планируется завершать тот или иной этап разработки, испытаний и т.п. В сентябре, во время подписания контракта представители российского и индийского авиапрома назвали новый срок первого полета опытного Ил-214. Прототип полетит только в 2017 году. Что касается начала эксплуатации, то его стоит ждать не ранее 2019 года. Планы прошлых лет, подразумевавшие начало поставок серийных машин к 2015 году, само собой, уже перестали соответствовать действительности.


Вполне понятно, что затягивание сроков создания перспективного многоцелевого самолета имеет под собой определенные основания. В конструкторском плане Ил-214 не представляет собой нечто особенное или сложное. Согласно имеющимся данным, новый самолет должен оснащаться двумя турбовентиляторными двигателями, иметь максимальный взлетный вес порядка 70 тонн, 20 из которых будут приходиться на полезную нагрузку. Самолет должен летать на дальность порядка 2,5-3 тысяч километров. Кроме того, техническое задание подразумевает соответствующие современным требованиям топливную эффективность и экономичность.

Как видим, будущий Ил-214 станет, в целом, неплохим транспортным самолетом, способным прийти на смену устаревающей технике соответствующего сектора, как то Ан-12, Ан-26 и т.д. Грузоподъемность в двадцать тонн также заинтересовала индийских военных, из-за чего они и присоединились к программе MTA. Тем не менее, совместные планы на разработку и строительство самолета не помогли сократить сроки, необходимые для работ. Одной из главнейших причин проблем со сроками считаются последние события вокруг российской фирмы «Ильюшин». В последние несколько лет эта компания принимала самое прямое участие в событиях вокруг Ташкентского авиационного производственного объединения им. Чкалова (ТАПО). В 2007 году Россия и Узбекистан достигли предварительной договоренности о включении ТАПО в состав Объединенной авиастроительной корпорации. Всего через год после того соглашения узбекская сторона отказалась от подобной интеграции. По ряду экономических причин российские авиастроители после этого продолжили перенос производства своей техники на отечественные предприятия, результатом чего стало недавнее начало испытаний первого самолета Ил-76МД-90А. Перевод производства самолетов семейства Ил-76 из Ташкента в Ульяновск довольно сильно ударил по возможностям «Илюьшина» в отношении создания новых конструкций. Кроме того, программу Ил-214/МТС/MTA постоянно тормозили финансовые проблемы, что в итоге и вылилось в современное ее положение.

В настоящее время есть все основания полагать, что проект Ил-214/MTA, наконец, сдвинется с мертвой точки. Во всяком случае, страны-участницы проекта уже сейчас строят планы на покупку готовых самолетов. Нужды России оцениваются не менее чем в сто таких машин, а индийцам хватит вдвое меньшего количества. Стоит отметить, в дальнейшем количественные требования могут быть изменены. Также некоторое количество многоцелевых самолетов может быть продано третьим странам. Экспортные перспективы самолета Ил-214 в настоящее время оцениваются в 75-100 единиц. В то же время, потенциальные заказчики пока располагают исключительно предварительной информацией самого общего характера, что явно не достаточно для оценки перспектив и целесообразности покупки таких самолетов. Поэтому в течение ближайших нескольких лет будет рано говорить о конкретных экспортных перспективах проекта MTA.

Примечательна реакция индийской стороны на большие задержки в разработке нового самолета. Фактически Нью-Дели не предъявлял никаких серьезных претензий. Более того, согласно некоторым источникам, индийская сторона даже предлагала России изменить порядок финансирования проекта. Естественно, «в обмен» на различные преференции экономического плана. Тем не менее, и сейчас Индию полностью устраивает ход проекта и она спокойно ожидает окончания разработки. Дело в том, что Ил-214 рассматривается индийскими военными как удобная и перспективная машина. В настоящее время самым массовым военно-транспортным самолетом в ВВС Индии является Ан-32 с грузоподъемностью до семи с половиной тонн. В соответствии с новыми воззрениями командования индийской армии, в течение следующих лет на их место должны прийти новые Ил-214 с почти втрое большей грузоподъемностью. Кроме того, сейчас Индия закупает у США транспортные самолеты Lockheed C-130 Hercules с грузоподъемностью на уровне будущего MTA. Совместный российско-индийский проект подразумевает производство Ил-214 для Индии на заводах фирмы HAL. Таким образом, Ил-214 придут на смену еще и американской технике, кроме того обеспечив Индии рабочие места на собственных предприятиях.

В результате всех «приключений» проект Ил-214/МТС находится в интересном положении. В качестве положительных сторон нынешней ситуации можно привести хорошие перспективы самолета с грузоподъемностью около двадцати тонн и дальностью полета порядка двух с половиной тысяч километров. Одновременно с этим будущий воздушный грузовик полетит только через пять лет, и тогда же можно будет говорить о каких-то конкретных его возможностях и коммерческом потенциале. Хотелось бы надеяться, что подписание соглашения о начале совместных конструкторских работ повлечет за собой активную разработку нового самолета и очередные новости о ходе проекта Ил-214 появятся быстрее чем через десять лет.


По материалам сайтов:
http://www.ilyushin.org/
http://lenta.ru/
http://vpk.name/
http://rus.ruvr.ru/
http://arms-expo.ru/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 11
  1. Konsmo 20 декабря 2012 12:15
    Вроде статья была на днях, что Ил-214 в качестве супер пупер нового электронного разведчика пугает японцев, облетая их острова.?
    Konsmo
    1. gribnik777 20 декабря 2012 12:57
      Японию беспокоит полёт Ту-214.
      http://topwar.ru/22253-nad-yaponskim-morem-poyavilsya-rossiyskiy-samolet-razvedc
      hik-tu-214r.html
      gribnik777
  2. Kir 20 декабря 2012 12:32
    Лишь-бы "птичка" не состарилась до поры начала производства, а так вообще не может не радовать, что хоть что-то делается.
    Kir
  3. Простой 20 декабря 2012 13:02
    Компоктовка планера не состарится.
    Всё остальное ещё время есть доработать.
  4. olp 20 декабря 2012 14:34
    Как видим, будущий Ил-214 станет, в целом, неплохим транспортным самолетом, способным прийти на смену устаревающей технике соответствующего сектора, как то Ан-12, Ан-26

    Ил-214 предполагается в первую очередь на замену Ан-12, а для замены Ан-26/32/34 предполагался такой же долгострой Ил-112
    olp
  5. studentmati 20 декабря 2012 22:22
    Складывается такое впечатление, что Ильюшинская самодостаточная и самобытная школа, с огромным опытом и наработками медленно, но основательно, как болотом, поглощается вновь создаваемыми абстрактными и обезличенными корпорациями.......
    1. Устин 21 декабря 2012 04:10
      "Складывается такое впечатление, что Ильюшинская самодостаточная и самобытная школа, с огромным опытом и наработками "-Огромный опыт и наработки, по-моему ,увы остались в прошлом.Так что "ИЛ-214",если и состоится , то очень не скоро и средств в этот проект будет вложено немеряно,при условии лоббирования данной темы.Политика индусов то же предельно понятна-тянуть время.Тем более ,что по этой же теме они работают и с "Антоновым",а там дела обстоят значительно лучше.
      К команде "Выходи строиться!" аккурат через пару -тройку лет выбор будет сделан и не факт что это будут "ИЛ" или"Ан"
  6. Lone gunman 21 декабря 2012 00:44
    да не потянем мы все эти проекты, мы не америка блин, на которую пашут пол мира...
    1. ТехнарьМАФ 21 декабря 2012 15:51
      ИЛ и ТУ сходят на НЕТ (я имею ввиду КБ).ЕБНовские годы нам еще долго будут икаться! Потеряли школы, наработки и спецов.
      ТехнарьМАФ
      1. Владимир Постников 21 октября 2016 17:35
        Цитата: ТехнарьМАФ
        ЕБНовские годы нам еще долго будут икаться! Потеряли школы, наработки и спецов.

        Долго будут икаться?
        А Ельцин-центр за семь миллиардов сданный в 2015, или тендер этого года на капремонт здания для его филиала под Москвой на полтора миллиарда Вам как?
        Эти нынешние годы не будут икаться?
  7. evge-malyshev 22 октября 2016 09:57
    Много слов и мало конкретики. Так и не понял, где же будет делаться?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня