Авиадвигатель с открытым ротором: упущенный шанс России

64
Авиадвигатель с открытым ротором: упущенный шанс России
Примеры размещения перспективного турбовинтовентиляторного авиамотора.


Открытый ротор


Мечты менеджеров от авиационной отрасли удержать в рамках приличия очень непросто. За рубежом всерьез считают, что к 2050 году мировая авиация станет углеродно-нейтральной, то есть самолеты вообще не будут вырабатывать лишний углекислый газ. Точнее, эмиссия никуда не исчезнет, но она компенсируется новыми видами топлива, а также прямым улавливанием углекислого газа из атмосферы.



История немного попахивает абсурдом – за последние пять лет мировая авиация на треть увеличила объемы выбросов CO2. Несмотря на это, Международная организация гражданской авиации (больше известная как ИКАО) в сентябре прошлого года приняла резолюцию об обнулении эмиссии углекислого газа.

Сейчас это кажется немного фантастичным, особенно в свете Российской спецоперации и международных санкций. Проще говоря, какое это имеет отношение к современной России?

Дело в том, что пресловутая углеродно-нейтральная авиация, в каком бы виде она не предстала, рано или поздно захватит мировые аэропорты. И может сложиться, что отечественные МС-21 и SSJ-100 New лет через пятнадцать-двадцать не будут пускать даже в аэропорты Китая и Турции. Двигатели окажутся слишком «грязными». Останется только закупать авиатехнику за рубежом, что очень маловероятно, либо запускать перевозчиков из дружественных стран.

ИКАО не в один момент планирует отказаться от выбросов углекислого газа – очередные ужесточения норм планируются в 2026 и 2037 году. Заглядывать в будущее – дело неблагодарное, но воздушные перевозки растут на 3–5 процентов каждый год, что к 2050 году увеличит выбросы углекислого газа из авиадвигателей в 3–3,5 раза относительно 2020 года.

Всерьез рассматривать двигатели на углеродно-нейтральном водороде и электромоторы с пропеллерами не стоит – это слишком революционные конструкции. Будущее определенно за эволюционными решениями, которые позволят хотя бы частично приблизиться к фантазиям ИКАО. Одним из таких, безусловно, является турбовинтовентиляторный авиамотор или propfan, представляющий собой сложный продукт эволюции турбовинтового мотора.


Ключевой особенностью «открытого ротора» от CFM International считается неподвижный второй ряд лопастей

Исторически появление propfan связано с нефтяным кризисом 70-х годов, подтолкнувших моторостроителей к поиску экономичных схем. Открытый винтовентилятор отличается от классического турбовинтового мотора большим числом лопастей и особой формой.

Если совсем по учебнику, то винт можно считать винтовентилятором, если лопастей больше восьми, и они по очертаниям походят на сабли. Это позволяет уменьшить обороты, дабы не достигать сверхзвуковых скоростей, ведущих к «эффекту запирания», то есть к резкому падению КПД. За счет наращивания числа лопастей нет нужды увеличивать диаметр винта, что благотворно для компоновки самолета.

На бумаге открытый вентилятор позволяет экономить при всех прочих равных до 20–30 процентов горючего. Только достигается это большим уровнем шума. Для примера отлично подходит турбовинтовентиляторный Д-27, разработанный в конце 80-х годов в запорожском КБ «Прогресс», который в 2005 году едва получил Сертификат тип по шуму на местности. Двигатель предполагалось монтировать под крылом транспортного Ан-70.

Ни самолета, ни мотора уже давно нет в живых. Как нет в живых и НК-93 – закапотированного турбовинтовентиляторного авиамотора, разработанного для перспективного военно-транспортного Ил-106 в самарском НТК им. Кузнецова.

Со стороны может показаться, что двигатель относится к турбореактивным, просто с большой степенью двухконтурности. Но это не так – у переднего вентилятора восемь лопастей, а у второго – десять, что автоматически переводит изделие в разряд турбовинтовентиляторных.




НК-93 (сверху) и Д-27

Гигантский капот, окружающий вентилятор, должен был снизить уровень шумов.

Основная проблема мотора с тягой в 18 тонн – это трехметровый диаметр, заставляющий серьезно пересматривать конструкцию самолета.

Как бы то ни было, в России сейчас не ведется опытно-конструкторская работа по НК-93 или его аналогу, не говоря уже о переосмыслении конструкции когда-то отечественного Д-27. Тема открытого ротора, open fan или propfan не выходит за пределы теоретических изысканий.

В то время как за рубежом ей уделяется большое внимание.

RISE


Требования к снижению расхода топлива и, как следствие, к сокращению эмиссии углекислого газа, заставили за рубежом вспомнить об открытом роторе.

С лета 2021 года франко-американская компания CFM International работает над проектом Revolutionary Innovation for Sustainable Engines (RISE). Цель амбициозная – снизить на 20 процентов расход горючего по сравнению с самыми экономичными аналогами в классе. Инженеры предлагают к разработке модульное изделие, способное работать на водороде, а также с приводом вентилятора от электромотора.

Разработчики отказались от биротативной схемы, лежащей в основе всех ранее разработанных propfan и open fan. Пара вентиляторов на одной оси мотора вращались в разные стороны, что увеличивало тягу, но заметно повышало аэродинамические шумы.

Так было и у Д-27, и у закапотированного НК-93, и у опытных американских GE36 и P&W Allison 578-DX.

Небольшое отступление.

CFM International создана в 1974 году двумя компаниями – американской GE Aviation и французской Snecma, которая является дочерней конторой Safran. У французов всегда была особая тяга к экзотическим решениям, и «открытый вентилятор» не стал исключением.


Испытания биротативного «открытого вентилятора» от Safran в 2017 году. В серию не пошел, хотя и обеспечил 15 % экономии топлива

В 2017 году Safran закончил работы по толкающему турбовинтовентилятору проекта SAGE 2. Конструкцию признали удачной, но конъюнктура рынка не обещала рыночного успеха – до углеродно-нейтральных решений ИКАО было еще далеко. Хотя 15 процентов сэкономленного керосина впечатлили многих.

И вот CFM International возвращается к теме, но на этот раз решено было отказаться от толкающей схемы и второго вентилятора на оси. На месте второго ротора стоят неподвижные направляющие лопасти, способные лишь изменять свой шаг. По задумке это должно заметно снизить возмущения воздушного потока позади несущего винта.

Стендовые испытания авиамотора проекта RISE планируют начать уже в 2026 году.

Открытый вентилятор планируют диаметром четыре метра. Это, к слову, привет всем скептикам, которые похоронили отечественный НК-93 с его трехметровым поперечным срезом. Дескать, авиамотор никуда бы не влез. Французы с американцами думают иначе. По расчетам, мотор RISE с тягой в 13,6 тонны должен обеспечить носителю те же самые 0,8 Маха, что и традиционные турбореактивные двигатели с большой степенью двухконтурности.


Летающей лабораторией для RISE должен стать гигант А-380

Самое необычное в истории – это предполагаемый носитель перспективного авиамотора.

CFM International договорились с Airbus, и те отрядили моторостроителям целый А-380. Это четырехмоторный двухпалубный гигант, носящий титул самого большого в мире пассажирского самолета. Хотя уже и не выпускающегося серийно. Под его крылом планируют повесить первый опытный авиамотор и подняться в небо. Примерно так же НК-93 осваивал работу в воздухе с отечественной летающей лабораторией ИЛ-76ЛЛ в Жуковском.

По непонятным причинам от летающего стенда Boeing 747 авторы проекта отказались. Хотя «джамбоджет» также с четырьмя моторами, что гарантирует безопасность при отказе опытного изделия. Говорить о применении «открытого вентилятора» на широкофюзеляжных самолетах преждевременно – для этого ему просто не хватит тяги. К типичным потребителям можно отнести региональные Fokker и Bombardier.

Концептуально рассматривается размещение огромных моторов не под крылом, а спереди немного выше кромки крыла. Либо в хвосте, что особенно выгодно в плане снижения шумов в пассажирском салоне. Разумеется, самым предпочтительным является схема с высоко расположенным крылом, как у семейств Ан и Ил-76.


Как видно, носителями перспективного авиамотора вполне могут стать и военно-транспортные самолеты

Несмотря на изначально гражданскую сущность авиадвигателя, RISE явно найдет свое место под крыльями военно-транспортных самолетов. Тем более, если разработчикам удастся сдержать обещания о скоростях полета. От 20-процентной экономии горючего при всех прочих равных не откажутся даже военные.

Россия упустила шанс оказаться в мировых лидерах разработки турбовинтовентиляторных авиамоторов. На Западе явно перехватывают инициативу в достаточной узкой специализации, которая в будущем может захватить весь рынок.

Но не все потеряно – до планируемого принятия в серию RISE еще лет восемь-десять. За это время есть все возможности догнать и достичь паритета с Западом. И санкции российским инженерам здесь играют только на руку.
64 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    2 августа 2023 05:50
    Но не все потеряно – до планируемого принятия в серию RISE еще лет восемь-десять. За это время есть все возможности догнать и достичь паритета с Западом. И санкции российским инженерам здесь играют только на руку.

    Наверное санкции всё же не "играют на руку", а вынуждают? Иначе нам нужно было самосанкции вводить самим себе лет 15 назад.
    1. +7
      3 августа 2023 08:36
      Цитата: Fangaro
      Наверное санкции всё же не "играют на руку", а вынуждают? Иначе нам нужно было самосанкции вводить самим себе лет 15 назад.

      Иногда нерадивому школяру санкции в виде ремня его отца приносят куда большею пользу , чем увещевания матери взяться за ум .
      Если Мантуров и его банда убили отечественный авиапром , загубили перспективнейший двигатель НК-93 , прятали его от Путина на выставках укрывая брезентом , убили КБ и авиазаводы , а затем пришел даже не Отец (без такового мы с 1953 г. живём) , чужой и очень злой дядя и высек наших самозванцев-нуворишей ... может хоть так - через экзекуцию и позор унижения дойдёт до охReNevших чинуш , что собственная Промышленность необходима ... что собственное Машиностроение - необходимо ... что собственное Авиастроение - НЕОБХОДИМО ... как и станкостроение , двигателестроение , судостроение , автомобилестроение (а не Лего из заморских деталей) .
      Трудно Стране без Отца жить ... чужие дяди едва в гроб не загнали , но по прежнему стараются .
      НК-93 имел кратное превосходство над турбореактивными одногодками по топливной эффективности , благодаря обечайке имел в несколько раз меньший коэффициент шума и той самой эмиссии (хотя тогда считали не эмиссию СО2) и при этом имея в техзадании мощность 18 т.с. выдал на последнем испытании (в последнем испытательном полёте) 20 т.с. Такой двигатель идеально подходил для транспортных и военно-транспортных самолётов высокопланов , его собирались ставить на Ил-96-400 и Ту-204 , несколько приподняв обечайку над крылом и обеспечив обдув воздухом верхней кромки крыла , что увеличило бы подъёмную силу на взлёте и сняло бы проблему большого диаметра капота . Это был революционный двигатель которому совсем чуть-чуть не хватило времени , чтоб родиться в Правильной Стране , а не в стране захваченной каннибалами и марионетками врага .
      Цитата: Fangaro
      Иначе нам нужно было самосанкции вводить самим себе лет 15 назад.

      Ну по сути мы сами их себе и организовали начав таки СВО - поздно , криво , неуклюже (относительно командования этой СВО) , но благодаря этим по сути самовведённым санкциям , у нас потихоньку , через "НЕ ХОЧУ !!" чиновной мафии ... начинает таки развиваться собственная промышленность ... И именно благодаря росту Промышленности , несмотря на падение доходов от экспорта ресурсов , у нас даже наметился хоть и небольшой (2 - 2,5%) суммарный рост ВВП .
      И то , что страна производившая прежде до 1\3 всех самолётов Мира , а теперь осталась вовсе без самолётов - заслуга Мантурова и его Ко. Сегодня , когда в значительной части утрачена школа проектирования и опыт серийного производства пассажирских , транспортных и военно-транспортных , да и чисто военных (на муки возрождения Ту-160 только полюбуйтесь) самолётов ... приходится многое просто начинать почти с нуля . Возродить НК-93 вполне возможно , но сейчас это потребует невероятных усилий , затрат и привлечения столь дефицитных конструкторских кадров , которых не хватает зачастую на самое важное ... Неизвестно даже сохранились ли рабочие образцы этого двигателя (было произведено 11 шт. и они одно время лежали на стелажах завода) ... а ведь тогда была подготовлена к серийному(!) производству ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЛИНИЯ на заводе , готовая выпускать по 100 таких двигателей в год !!!
      Даже за один этот загубленный авиадвигатель (а его "заслуги" непостижимо больше) Мантуров заслужил меру Высшей Социальной Ответственности .
      Но арбитражная башня "своих не бросает" ...
      Или может на то и Арбитр , чтоб красную карточку беспредельщикам выписать ??...
      Сия тайна велика есть ...
      1. +3
        3 августа 2023 20:30
        Уважаемый bayard! "Рынок решает всё!" - с этим лозунгом Россия жила последние 30 лет... И, наконец, "дожила" до его логического конца. Капитализм, худо - бедно, построен, но у этого капитализма "по русски" все растеряно, утрачено, загублено и разворовано. Если бы не СВО, так и жили бы, в капиталистическом "анабиозе", под сладкие сказки СМИ, что у нас
        "всё в шоколаде" и наш балет, опять, впереди планеты всей... Есть скромная надежда, что не все компетенции, мозги, наконец, по данной тематике (НК-93) "почили в бозе". А про комсомольского вожака мурманской молодёжи - социолога Мантурова, который Д.В. и, который, в Правительстве - отдельная песня, а точнее "плачь с причитаниями"... Но! На сегодняшний день, предан, до фанатизма, должности, Флагу и Президенту, а это, нынче, дорогого стоит... А, тем более, в такие времена, которые переживает, сейчас, Россия,- "коней на переправе не меняют", даже, если, выясняется, что этот конь и не конь, вовсе. А, если, вдруг, кому- то покажется, что он в каких то вопросах "не догоняет" - ест вполне квалифицированные (наверное) заместители, которые, тоже, преданы, до фанатизма должности, Флагу и министру....
        1. +4
          4 августа 2023 02:24
          Цитата: nordscout
          . Но! На сегодняшний день, предан, до фанатизма, должности, Флагу и Президенту, а это, нынче, дорогого стоит...

          По Москве слухи ходят , что Мантурова готовят к ... переводу на другую работу . Может это злые языки клевещут , как знать ... Болтают так же , что собираются из епарххи Мантурова выделить все оборонные предприятия в новое министерство - Министерство ОПК .
          А я бы вообще разделил всё хозяйство Мантурова на профильные министерства по департаментам . А то как то странно в Отечестве нашем - и промышленность (ВСЯ !) и торговля (тоже ВСЯ !) в одном министерстве оказались . Это КАКИМ же гением надо быть , каким многостаночником , чтоб совмещать электронику , точную механику , рыбную ловлю в Охотском море , тяжелое машиностроение , торговлю розничную , оптовую , внешнюю , в т.ч. оружием , судостроение , двигателестроение (причём всё) , электротехнические производства , Оборонную Промышленность (ВСЮ) и ... много ещё чего , чего ум человеческий вместить не в силах .

          Когда то давно мне и моему другу предложили место в только обговаривающемся тогда и готовящемся к учреждению ... Министерству Промышленности . На мой вопрос "Что за министерство такое , у нас промышленных министерств более двух десятков ?" получил ответ "А мы все промышленные министерства решили в одно собрать" ... И мы вежливо , взяв для приличия время на подумать ... отказались .
          А они действительно - учинили такое изумительное министерство . А позже ещё и ВСЮ Торговлю к нему пристегнули ...
          Оттого и Эффективность такая .
          У деффективных мэнэджэров .

          А про "верность" ... это из поэзии ... или из воинского устава .
          О какой верности может идти речь у человека , убившего ... целую кучу отраслей , отраслевую науку ... что у нас , по словам Матвиенки , даже гвоздей своих нет .
          А как этот гений с Индией наторговал ? Слышали ?
          Рупиев цельные амбары наскирдовал , а купить на них ничего невозможно .
          Эт он так сгоряча ?
          От великой верности и рвения ?
          А НЕВЫПОЛНЕНИЕ ПОРУЧЕНИЙ ПРЕЗИДЕНТА его страны , причём ПОРУЧЕНИЙ озвученных ВСЕНАРОДНО ? Это тоже от "ВЕРНОСТИ" ?
          или он болт с прибором ложил на все эти поручения .
          Помните ?
          О новых высокотехнологичных рабочих местах ?... Сколько там миллионов обязан был создать ? Причём высокооплачиваемых .
          Да вот хоть из последних - поручили Верному организовать производство отечественных самолётов , а пока МС-21 и Суперджет в отечественном облике к сертификации и серии готовятся , наладить выпуск В СРОЧНОМ ПОРЯДКЕ самолётов Ту-214 .
          Помните ?
          А потом оказалось , по прошествии времени немалого , что с заводами никто даже контрактов не заключил ... Помните ?
          Сейчас заключил ?
          Верный укутыватель брезентом прорывного авиадвигателя ?
          Я не знаю , может там какие-то иные заслуги у него перед Арбитражем ..?
          Цитата: nordscout
          А про комсомольского вожака мурманской молодёжи - социолога Мантурова

          Вы знаете , я знал в начале 90-х несколько таких комсомольских вожаков , и даже был с ними знаком ... Ходорковский ... Абрамович ... но они то в бизнес пошли ... а затем и вовсе для вида от дел отошли ... но их сотрудники по прежнему в окружении и в составе башен ... А один , так и вовсе - министр всей Промышленности и Торговли .
          Социалогия конечно великая наука , раз таких гениев готовит .
          Цитата: nordscout
          А, если, вдруг, кому- то покажется, что он в каких то вопросах "не догоняет" - ест вполне квалифицированные (наверное) заместители, которые, тоже, преданы, до фанатизма должности, Флагу и министру....

          yes Как пуговицы .
          1. +2
            4 августа 2023 09:37
            У Мaнтypoвa даже голос вuceльнuka! Где собственно говоря, ему и самое место...
          2. +3
            7 августа 2023 10:10
            А я то думал что один питаю "большую и светлую любовь" к Мантурову. Минпромторг это второе издание дореволюционной фирмы "Наваль", некоторым подобием могут быть хрущёвские совнархозы. Просто нашим компетентным менеджерам нравятся скачки по граблям, ни чего не поделаешь, мазохизм оно дело такое. В 90-х в стране произошёл криминально-буржуазный переворот, народ этого хотел, вот теперь расплачиваемся за свои хотелки. Как гласит народная пословица: "Незачем на зеркало пенять коль рожа крива". Мы сами во всём виноваты. Многие из вас ходили и орали ельцын, ельцын. Получили то что хотели.
            Если подойти объективно, Мантуров ведь не сам под себя создал "министерство всего". Просто попытайтесь с 2-х раз догадаться кто мог дать такое указание. Юристы и экономисты у руля государства конечно замечательно, но у нас на Земле технократическая цивилизация. Руководить государством должны технократы при содействии гуманитариев, а не наоборот.
            1. +1
              7 августа 2023 10:23
              Мы сами во всём виноваты. Многие из вас ходили и орали ельцын, ельцын. Получили то что хотели.

              Когда пошли сокращения, я первым делом у себя в КБ сократил "демократов", приветствующих новые времена, чтобы они на своей шкуре почувствовали перемены, все равно это были самые бездельники. Но есть чувство вины, были человеческие трагедии...
      2. +1
        4 августа 2023 09:28
        Только наuпocлeднeйшue пpoдaжныe лuбepaлы, автора (bayard), за высказанную правду мuнycyют! Сколько стенок в стране пустует, возле которых их бы и поставить!
    2. 0
      4 сентября 2023 09:41
      Ну в данном случае, санкции играют роль протекционизма, защищая внутренний рынок от экспансии извне.
      В этом есть и плюс и минус. Нет крупных международных инвестиций - нет взрывного роста экономики. С другой стороны развивается собственное производство.
      В связи с тем, что Россия практически не имеет проблем с каким-либо сырьем, санкции или железный зановес, тут вопрос просто кто вводит для России достаточно выгодный вариант. Особенно в авиации, так как из-за размеров страны у нас достаточно крупный внутренний рынок, на все позиции.
      Тоесть если грубо говоря мир закроет границы от Франции - там авиация умрёт, останутся максимум лёгкие бизнес самолёты, вертолёты и военная техника. Но крупные лайнеры просто умрут - раз летать или продать их некуда, значит и производить смысла нет.
  2. +34
    2 августа 2023 06:10
    Добиться углеродно-нейтральной энергетики можно только в одном случае - если вместо школы ходить на митинги в защиту экологии.
    Одним из главных производителей углекислого газа является ... человек обыкновенный. Мы вдыхаем воздух, ~21% которого составляет кислород, а выдыхаем только ~ 16%. 5% превращаются в углекислый газ в наших легких. Это основа биологического существования живых организмов на планете Земля. (Коровки, собачки и даже мухи делает то же самое)
    А откуда берется кислород - от растений, которые берут углекислый газ и путем фотосинтеза перерабатывают его в кислород и органическую биомассу.
    А какой вывод? Самый простой. Надо перестать бороться с "ветряными мельницами" автомобилей, авиации, электростанциями, а возможно и с населением земли, а просто перестать уничтожать леса. Везде. В дельте Амазонке, в России и Канаде, в африканских тропиках и далее везде.
    p.s. Я сознательно ушел от обзора влияние океанов на кислородный обмен.
    1. +15
      2 августа 2023 06:35
      Цитата: Дилетант
      Добиться углеродно-нейтральной энергетики

      Западные компании и международные организации типа ИКАО, которые этого добиваются об экологии думают в последнюю очередь. Это всего лишь один из способов добиться монополии на рынке.
      В данном случае России следует в разработках двигателей руководствоваться исключительно своими интересам без оглядки на другие страны. Хотя капиталистам это объяснить очень трудно даже через их ставлеников в Думе.
    2. +12
      2 августа 2023 09:45
      Совершенно логично - если не утилизировать СО2, то сколько не сокращай выбросы, его количество будет только рости. Ибо он естественный продукт массы химических реакций, как порождаемых человеком, так и природных.
      А вся эта борьба, просто способ нечестной конкуренции со стороны развитых стран и ТНК. Бизнес, ничего личного.
      1. +3
        2 августа 2023 17:21
        Более того, нет достоверных доказательств что СО2 вреден сам по себе, возможно есть природные процессы нейтрализующие его повышенное содержание. И нет достоверных сведений о том, что его количество в атмосфере растет хоть сколь-нибудь значимым образом.
        1. +3
          3 августа 2023 11:54
          В 1906 году(вроде-бы) американская экспедиция в Антарктиду доказала, что углекислый газ никак не влияет на озоновый слой и потепление климата,
          в 50-е годы Советский учёный Капица, был в экспедиции на Антарктиде и ещё раз доказал, что углекислый газ никак не влияет на озоновый слой и всемирное потепление.
          Это просто бизнес.
          1. +2
            4 августа 2023 13:27
            Цитата: Alex2711
            углекислый газ никак не влияет на озоновый слой и потепление климата,

            Но он при этом очень положительно влияет на буйный рост всякой растительности . В парниках молодые растения обрабатывают углекислым газом из баллонов чтобы лучше росли - это им подпитка такая , как удобрения . Так что никакого вреда , окромя пользы от углекислого газа нет . А вот польза - велика есть . Чем больше углекислоты , тем шибче буйствует растительность , выше урожаи ... ниже цены .
            А в морях-океанах как живность любит углекислоту !? Чем больше её , тем лучше водоросли растут , в т.ч. одноклеточные . Чем больше водорослей , тем удалей плодится планктон , тем больше рыбы ...
            belay Они голод что-ли хотят организовать ?
            yes Хотят . yes И с ума потихоньку сходят ... коровы им пукают не так ... насекомых мол надо есть и в продукты добавлять ... в печенье там , в шоколад ... Мантуров очень за это топит ...
            Цитата: Alex2711
            Это просто бизнес.

            Принуждать население жR@ть насекомых и вырезать стада коров , чтоб не пукали ... это уже геноцид .
            Ну и бизнес заодно , через налог "на углекислый газ" , чтоб не за свой счёт .
    3. 0
      4 августа 2023 00:29
      Действительно дилетант. Кислород которым мы дышим на 90% берётся из одного источника: с полей агрокорпораций. Леса нейтральны по кислороду.
      1. 0
        7 августа 2023 16:22
        Может быть экваториальные леса нейтральны по кислороду, но никак не умеренные.
        1. 0
          7 августа 2023 19:33
          Любые леса нейтральны. Тут очень простая логика: чтобы леса давали кислород, он должен уходить из зоны реакции. Т.е. что-то должно оставаться и накапливаться. Однако, когда дерево выросло и выделило кислород - его затем едят грибы и жучки, производя обратно углекислый газ. Дерево выросло + кислород - углекислый газ = дерево съедено - кислород + углекислый газ.
          В каменно-угольном периоде не было грибов для поедания деревьев после их смерти, древесина накапливалась и кислород потреблялся в других процессах.
          А конкретно людей снабжает кислородом тот процесс, который даёт нам еду. На 90% еду обеспечивают агрокорпорации. Растят скажем картошку, она выделяет кислород. Потом мы картошку съедаем и потребляем этот кислород - возвращая углекислый газ для новой картошки.
    4. 0
      7 августа 2023 15:48
      Нет не получится. На митингах будут залповые выбросы как диоксида углерода так и метана и сероводорода. С внутри полостными процессами пищеварения ведь ничего не сделаешь. Тут радетелям за экологию придётся ставить каталитические либо термические дожигатели отходящих газов. Наверное, более правильно было бы перейти всему населению на питание "праной" и солнечным светом, это действительно будет экологично.
  3. Eug
    +4
    2 августа 2023 06:29
    Двигатель может быть очень топливоэффективным сам по себе, но большой диаметр на высокой крейсерской скорости даст такой прирост лобового сопротивления, что вся экономия (или большая ее часть) исчезнет. Рассматривались варианты оснащения Ил-76 Д-30ми III серии - они были более "прожорливыми", чем ПС-90, но меньшего диаметра. С ними топливная экономичность 76 была выше, хотя и ненамного, но в итоге препочли ПС-90 - как уже серийные.
    1. 0
      4 августа 2023 13:45
      Цитата: Eug
      Двигатель может быть очень топливоэффективным сам по себе, но большой диаметр на высокой крейсерской скорости даст такой прирост лобового сопротивления, что вся экономия (или большая ее часть) исчезнет.

      Это если двигатель , о котором Вы говорите , в полёте не работает . А если работает , то он как пылесос компрессором набегающий поток в себя всасывает . Так что лобовое сопротивление разве что на сверхзвуке скажется .
      Чем выше степень двухконтурности , тем выше топливная эффективность даже при одном и том же газогенераторе .
      На Ил-76МД-90А ПС-90 сильно дефорсированы (до 14,5 т.с.) но при этом топливная эффективность у них выше Д-30-х , выше тяга , больше дальность и грузоподъёмность . Будь иначе , таскали бы Боинги и Аэрбасы такие мандолины пол крыльями ?
    2. 0
      4 августа 2023 14:50
      Более 90% этого большого диаметра - лопасти движителя, которые не увеличивают лобовое сопротивление, а скорее уменьшают. Увеличивать они будут, если будут остановлены и не зафлюгированы. Так же, как и лопасти обычного винта.
  4. +4
    2 августа 2023 07:51
    к 2050 году мировая авиация станет углеродно-нейтральной, то есть самолеты вообще не будут вырабатывать лишний углекислый газ. Точнее, эмиссия никуда не исчезнет, но она компенсируется новыми видами топлива, а также прямым улавливанием углекислого газа из атмосферы.

    Тема не раскрыта от слова совсем.
    отечественные МС-21 и SSJ-100 New лет через пятнадцать-двадцать не будут пускать даже в аэропорты Китая и Турции.

    Это зависит от политики и конкуренции, найдут 100500 причин не пускать конкурентов на рынок, причём не только Россию но и Китай.
    1. +1
      2 августа 2023 12:27
      Цитата: Попандос
      Тема не раскрыта от слова совсем.


      chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://vm.baden-wuerttemberg.de/fileadmin/redaktion/m-mvi/intern/Dateien/PDF/29-01-2021-DAC-Studie.pdf

      или сдесь:
      https://www.nationalgeographic.de/wissenschaft/2018/06/unternehmen-stellt-kraftstoff-mit-co2-aus-der-luft-her

      или сдесь:
      https://www.cell.com/joule/fulltext/S2542-4351(18)30225-3
      1. +1
        4 августа 2023 06:49
        или сдесь:
        .....
        или сдесь:

        А в статье?
        Гуглить я из без господина Фёдорова могу.
  5. +12
    2 августа 2023 08:07
    Россия упустила шанс оказаться в мировых лидерах разработки турбовинтовентиляторных авиамоторов...

    А в чем Россия сейчас впереди планеты всей? По количеству яхт и миллиардеров, благодаря которым в остальном страна не просто упустила шансы, а практически в хвосте? Что-то не видно, чтобы у нас наблюдался рост производства, за исключением, может быть, вооружений и военной техники. И то, если всё закончится, я больше чем уверен, что эти производства бросят и начнут снова "оптимизировать". Максимум, к чему пришли - к отверточной сборке китайского автопрома вместо европейского. Даже свои "отечественные" автозаводы не могут производить авто из-за того, что комплектующие в стране не производятся. Аналогично и в других сферах. А в остальном схема та же - загнать за бугор ресурсы, причем уже по "льготным" ценам, и взамен притащить то, что раньше брали напрямую. Никаких производств станков, оборудования даже близко не намечается, потому что для этого нужно надолго вкладывать бабосы, которых хочется сразу много, здесь и сейчас.
    1. 0
      4 сентября 2023 09:59
      Ну вообще-то в производство станков вкладывается и не мало. И с 2016 года, как было принято решение развивать производство станков.
      В принципе мы сейчас делаем большую часть станков, кроме всяких там 5 осевых обрабатывающих центров и трубогибов большого диаметра, ну по крайней мере в части металлообратки.
      Да они не самые дешёвые и производительные, но они есть. И сделано для этого не мало.
      За 4 года работы в минпроме явно увидел сдвиги...
      В 2019-2020 почти не было наших станков, кроме самых простых. В 2023 уже Департамент станкостроения уже почти не даёт разрешение на приобретения импорта - почти по всем позициям есть отечественные аналоги, ну кроме тех станков, что я написал.
  6. +4
    2 августа 2023 08:14
    И сколько таких потерянных шансов за 33 года и не сосчитать..Но ничего,ничего,мы еще покажем мать Кузьмы.. smile
    1. +3
      2 августа 2023 09:02
      Но ничего,ничего,мы еще покажем мать Кузьмы.. smile
      Ага, на картинке. Уже показывали, зовут её Зинаида Петровна. Не видели?
  7. +8
    2 августа 2023 08:15
    Было время,когда на страницах всякого технического журнала "жужжали" эти ,так называемые ,"винтовентиляторы" ! Только тогда было весьма популярно иное название..."пропфены" !"Балакали " много о пропфенах и у "нас" ,и на "западе" ! Но только Где Теперь эти пропфены ? Даже на,так называемом, технически развитом "Западе" не летают серийные еропланы с пропфенами !Даже спустя 40 лет после начала винтовентиляторной шумихи !
    1. +3
      2 августа 2023 12:33
      Шумные и самая большая их пролема - передача крутящего момента с одного из валов турбины на собственно пропеллеры.
      1. -1
        2 августа 2023 14:25
        именно, открытый ротор с саблевидными лопастями размером более 1,5 метра - это очень шумно
        даже если ставить газовые подшипники для передачи крутящего момента на внешний блиск с саблевидными лопастями регулируемого шага от центрального газогенератора
        решение проблемы - ШУМ - это удлинение лопастей как у конвертоплана Оспри
        но это уже другая техника
  8. +2
    2 августа 2023 09:02
    нам до этих проблем... сто верст ползти и те раком!
  9. +3
    2 августа 2023 09:02
    Есть хороший ролик на данную тему с основными плюсами и минусами данных схем. Если кратко, то такие системы не проходят по шуму и их уже догнали по экономичности современные ТРД (турбовентиляторные) .
    https://www.youtube.com/watch?v=Mo9fdbcev70
  10. +4
    2 августа 2023 10:12
    Всё упёрлось в уровень шума. Безусловно, военным на это плевать, но без гражданского заказчика проект не вытянуть.
    1. +3
      3 августа 2023 09:29
      Проблема шума во многом искусственная. Нормы по шумности были способом избавится от конкурентов. При необходимости эти нормы с легкостью могут быть смягчены. Действительно Ту-95 и Ту-114 очень шумные машины, но о них речь уже не идет. В конце-концов, так же слышу в небе и А-319 и Boeing 737. Проблема шума от гражданской авиации преувеличена.
      Автомобили, и особенно мотоциклы без глушителей, и с прогоревшими выхлопными коллекторами представляют раз в сто большую проблему, но ей почему-то не уделяют внимания. А в шумность авиадвигателей вцепились как клещи.
      1. 0
        3 августа 2023 10:51
        Сейчас ПС90А дает тягу в 16-17тн.....НК на Тушке дает тягу в 14-16тн.... Зачем нужен эксклюзивный ТВД, если есть серийны ТРД с высоким ресурсом и имеющий нужную тягу и экономичность.? И не шумит, к тому же.
      2. +1
        3 августа 2023 11:48
        Проблема шума во многом искусственная.


        Именно.Здесь ещё вопрос как этот шум измеряют.
      3. 0
        7 августа 2023 16:32
        Помню, в детстве летал на Ил-18. До сих пор не забыть.
  11. +4
    2 августа 2023 10:20
    Уже сложился целый жанр - нытье на тему всякой убогой техноереси вроде экранопланов и НК-93.
  12. +8
    2 августа 2023 10:49
    Россия упустила шанс оказаться в мировых лидерах ...

    Не Россия, а РФ. Не РФ, а не сменяемое руководство РФ, которое стабильно находится в мировых лидерах по своей бездарности.
  13. +4
    2 августа 2023 11:13
    Эта "удачная" конструкция очень шумная и все плюсы сходят на нет.
    "Вертушка" для низких и средних скоростей хороша.
  14. +4
    2 августа 2023 12:12
    Цитата: Дилетант
    Одним из главных производителей углекислого газа является ... человек обыкновенный. Мы вдыхаем воздух, ~21% которого составляет кислород, а выдыхаем только ~ 16%.

    Попробуйте ДО того как писать что-нибудь, почитать ТО, ЧТО НАДО. Уверен, у Вас получится. А нет - тогда в школу с внуками. В качестве педагога. В древнем греческом смысле.
  15. +3
    2 августа 2023 13:15

    Блеск "инженерной" мысли. Кто-нибудь задумался — насколько "журавлиное" шасси потребуется при такой компоновке?
    1. +5
      2 августа 2023 15:37
      Так проходили уже с Ту-114

      ПыСы: слишком короткий и по мнению администрации сайта
  16. +4
    2 августа 2023 13:31
    Единственная страна в мире, Россия которая не только эксплуатирует, но серийно выпускает турбовинтовой двигатель.
    Двигатель НК-12МВ (Варианты
    ТВ-12, НК-12, НК-12М, НК-12МА, НК-12МВ, НК-12МК, НК-12МП) разработанный в СНТК Кузнецова. Мощность 15 000 л. с. Тяга взлётная 10 221кгс
    Компрессор14-ступенчатый осевой
    Турбина 5-ступенчатая осевая
    Камера сгорания трубчато-кольцевая
    Степень повышения давления 9,5:1
    Управление механическое
    Топливо Т-1, ТС, РТ. Каждый двигатель приводит в движение два четырёхлопастных пропеллера диаметром около 6 метров, вращающихся в противоположных направлениях. Данный двигатель является самым мощным серийным турбовинтовым двигателем в мире и самый шумный. Серийное производство — с 1954 года. Изначальная мощность составляла 14800 л.с.. Кроме Ту-95, эксплуатируется на Ан-22 «Анте́й» — советский тяжёлый турбовинтовой транспортный самолёт, первый в мире широкофюзеляжный и самый большой в мире турбовинтовой самолёт. Двигатель выпускается и модернезируетсядо сих пор, компетенции не утраченны. Не все так плохо в России есть опыт разработки, модернизации , серийного производства и эксплуатации турбовинтовых двигателей в отличии от остального мира. Если открыть соответствующее финансирование, то я предполагаю, что на базе технологического и эксплуатационного задела можно создать более совершенный и малошумный турбовинтовой двигатель нового поколения.
    1. +3
      2 августа 2023 17:39
      Цитата: Lisman
      Единственная страна в мире, Россия которая не только эксплуатирует, но серийно выпускает турбовинтовой двигатель.
      Двигатель НК-12МВ

      Я так понимаю, что про семейство АИ-20/24 Вы благополучно забыли? Оно, конечно, непатриотично нынче упоминать про сей движок - но, увы, из песни слова не выкинешь. wink
  17. +1
    2 августа 2023 15:06
    Нашим инженерам... Вот с инженерами у нас ощутимый, вроде как, дефицит. Казалось бы при таких санкциях, технари должны как горячие пирожки разлетаться, ан нет, парадокс, этого не произошло. Может где-то локально и есть потребность, но глобальная не видна.
  18. fiv
    0
    2 августа 2023 17:38
    Сейчас не надо воровать шпионам современные двигатели, их можно купить, изучить, скопировать. Где они, наши двигатели? Вытащили старый ГАЗовский мотор - новость отечественного двигателестроения! Полагаю также, есть много изобретателей, инженеров с идеями и разработками, которые тоже, как Пригожин, хотят устроить поход на Москву от безысходности. А если нет - тогда нахрена нам растущие, как грибы, конкурсы лидер России, институты ничего не умеющих управленцев. Куда ни кинь - откаты, процессы, взятки. Кого там интересуют саблевидные лопасти?? Пото чистого дисконтированного дохода - главный интерес адиинистраторов асех мастей. Срок окупаемости больше трех лет - повод для осмеяния любого проекта.
  19. +1
    3 августа 2023 02:46
    Появился в моей стране СССР ИЛ-76 ,икао убрало конкурента-разрешив большие двухдвигательные самолеты..И сейчас по той же схеме убирают новые модели наших самолетов с рынка не давая получить прибыль с долгосрочных продаж. Примерно так смотрится развитие современной авиации с дивана.Тогда когда начал летать прототип у нас ,как то вдруг наглы стали проектировать моторы большого диаметра с избыточной мощностью к тем требованиям ИКАО...
  20. -1
    3 августа 2023 07:15
    Россия упустила шанс- читал и не понял. Американцы французы впереди. Вопрос а стратег ТУ-95 на чем летает. И какой диаметр у лопастей.
  21. 0
    3 августа 2023 09:47
    До сих пор храню видел про НК-93
    https://www.youtube.com/watch?v=Mo9fdbcev70
  22. 0
    3 августа 2023 11:50
    Цитата: Zaurbek
    Сейчас ПС90А дает тягу в 16-17тн.....НК на Тушке дает тягу в 14-16тн.... Зачем нужен эксклюзивный ТВД, если есть серийны ТРД с высоким ресурсом и имеющий нужную тягу и экономичность.? И не шумит, к тому же.

    Удельный расход на КР
    нк-93 - 0.49
    Пс-90 - 0.595
    Это 20% разницы
  23. 0
    3 августа 2023 12:28
    Такие движки с винто- вентилятором на Ту-95 поставить бы, еще сто лет летал бы soldier
  24. 0
    3 августа 2023 17:17
    Даже во времена расцвета СССР (если таковой вообще был) двигателестроение часто отставало. Примеры самолетов, под которые "не успели" создать нужный двигатель: 3М, М50, ВВА14, Ил114, Ту204, Ил112. На эти типы серийных машин ставилось не то, что нужно, а то, что есть: Ил76, Ил86, Миг25
    1. 0
      3 августа 2023 20:56
      Двигатель сложнее самолёта, это ясно. Но много было и удач. Под Ту-95, Су-27, и еще…
    2. 0
      4 августа 2023 05:24
      Ну т.е.рассвета в СССР не было? А треть выпускаемых во всем мире самолётов - это типа не важно. Какой уж тут "рассвет"? :)
  25. -1
    3 августа 2023 20:54
    Никаких 8-10 лет, и даже близко, лет 12-15 минимум. Не могут они так быстро, никак. На украденных технологиях не быстро. Ну а нашим просто пожелать силам безопасности вовремя выявлять западных агентов влияния, которые сдерживают наши разработки, сажать их лет на 15-20, чтобы не мешали.
  26. 0
    4 августа 2023 05:47
    Пока потеряно не всё. Но мы справимся.
  27. 0
    6 августа 2023 05:18
    Зачем столько текста? Это всё не актуально в наше время, т.к. во первых такие движки просто ппц какие шумные, а во вторых диаметр ни кто наращивать не будет пока не изменится принципиально весь парк гражданской авиации. Сейчас будут уменьшать турбину и работать со скоростью вращения основных вентиляторов за счет применения всяких планетарных передач.
  28. 0
    11 августа 2023 13:24
    Стоять на позиции Греты Тумберг можно только с одним уровнем интеллекта! Из школы помним задачу про бассейн, у нас воздушный, в одну трубу, вулканы или схожая сейсмическая деятельность, втекает, в другую, вода, в основном океаны, но и пр. реки озера, отчасти леса вытекают! Кто не дает вытекать, зачем? Не дают ТНК производители СМС, для закисления вод, почвы, для контролем над продуктами питания. Так что техногенная деятельность это стандартная Западная ложь и их поддерживающими политиками. То есть рот открыл - доверие потерял!
  29. 0
    4 сентября 2023 13:07
    Но не все потеряно – до планируемого принятия в серию RISE еще лет восемь-десять. За это время есть все возможности догнать и достичь паритета с Западом. И санкции российским инженерам здесь играют только на руку.

    оптимизма не разделяю, хотя бы на примере автопрома, который до 22 года был ориентирован на Запад, а сегодня просто на Восток, т.е Китай. Раньше были европейские автозаводы, нынче китайские... Вот что китайские инженеры смогут догнать и перегнать Запад, я верю! так и будет. А нам вероятнее всего, тогда придётся пересесть с Боингов и Абасов на китайские лайненры. Ибо чего можно ожидать от "функционеров" на десятилетия приземлившие отечественную авиаотрасль. А сегодня приходится догонять с суперджетом и МС. Но кто даст гарантии, что пролоббированные китайские авиопроизводители, не оседлают наш рынок.
  30. Eug
    0
    2 октября 2023 21:20
    Есть подозрение, что один хрен чего-то придумают, чтобы рАсейские самолеты за бугор не пущать. Попробовали бы с СССР так поступить...
  31. 0
    14 ноября 2023 11:57
    А есть ли среди менеджеров в авиационной отрасли люди с техническим авиационным образованием? Или там все мантуровы, дворковичи, христенко и пр.???