Гобелены и их история!

29
Гобелены и их история!
«Бог реки Нил»: образец древней коптской гобеленовой ткани, IV в. н. э. ГМИИ им. А. С. Пушкина


…он исполнил сердце их мудростью,
чтобы делать всякую работу [для святилища]
резчика и искусного ткача,
и вышивателя по голубой, пурпуровой,
червленой и виссонной ткани,
и ткачей, делающих всякую работу
и составляющих искусные ткани.

Книга Исхода, 35:35

Средневековое мастерство. Начало этой истории имело место довольно давно, а именно: когда в 2019 году я побывал во Франции и, разумеется, первым делом побежал отнюдь не в Лувр, а в музей Клюни или музей Средневековья, расположенный между улицей дю Соммрерар и бульваром Сен-Жермен у станции метро «Клюни-Сорбонна».



Кое-чего, на что я рассчитывал, там не оказалось, но зато там обнаружилось то, чего я даже не подозревал – знаменитый гобелен «Дама с единорогом» (1495–1505 гг.) – один из шедевров «гобеленной истории». Там, в полумраке, с продуманной подсветкой этот гобелен, состоявший из нескольких частей, производил потрясающее впечатление.

Интересной была и его история.

Первая запись о нем была сделана в инвентарной книге от 1680 года, в которой описывалось имущество парижской резиденции Франсуа VI де Ларошфуко. Затем он оказался в фамильном замке графа в Вертее, вот только в годы французской революции его разграбили.

Лишь в 50-е годы XIX века эти гобелены вернулись в семью Ларошфуко, но оказалось, что седьмой гобелен за это время был фактически утрачен, поскольку осталось от него только лишь два небольших фрагмента.


Фрагмент гобеленовой ткани из Перу, Тиуанако (1000–1300), собрание Думбартон-Окс, Вашингтон, округ Колумбия

А потом было так, что в 1922 году все уцелевшие шесть гобеленов вывезли на выставку в Нью-Йорк, где Джон Д. Рокфеллер, их увидев, не пожалел никаких денег, лишь бы только купить. Долгое время они находились у него на нью-йоркской квартире, радуя его своей красотой, но в 1937 году он, видимо, решил, что одному ему созерцать их негоже и... подарил их музею Метрополитен.

Оставалось два фрагмента седьмого гобелена, но их музей купил у графа Габриэля де Ларошфуко уже в 1938 году.

Ну а познакомившись с историей гобелена «Дама с единорогом» (о нем выходила статья на нашем сайте ВО), мне захотелось узнать побольше о самой технике изготовления гобеленов.

Пришлось обратиться к специальной литературе, и вот что там удалось узнать.


Шёлковая обёртка свитка Гу Кайчжи с изображением пионов и гортензий. Эпоха империи Сун. Британский музей, Лондон

Оказалось, что приемы гобеленовой техники были знакомы людям ещё в эпоху Древнего мира. И, как выяснилось, они действительно не сложны. Так что гобелен вполне может быть изготовлен с помощью самых что ни на есть примитивных устройств. Достаточно всего лишь вертикальной рамы, на которую с отвесном положении натягиваются нити основы.

Но тут следует оговориться, что так делаются лишь подлинно одни французские гобелены, считающиеся классическими. Нити утка при этом пропускают по основе в виде полотняного переплетения, причем настолько плотно, что основы-то было и не видно. Шпульки с намотанными на них цветными нитями, при этом на оборотной стороне висят свободно, и так вот работа и идет.

Хотя на гобеленовых фабриках применяют как станки с вертикальным расположением полотна (готлиссные), так и с горизонтальным (басслисным).


Испанский средневековый «Гобелен Жироны» или «Гобелен Творения», относящийся к XI веку. Находится в музее-сокровищнице в кафедральном соборе в городе Жироне. Для испанцев это самое настоящее сокровище, древность которого неоспорима. Фото автора

Основные нити на станках первого типа жестко не закреплены, а прокатываются с нижнего валика на верхний, на который как раз и сматывается вся вытканная ткань. Для простоты работы на высоком вертикальном станке четные нити основы от нечетных отделены. Басслиссный станок похож по устройству и, как и обычный ткацкий станок, регулируется при помощи ножного приспособления.

На готлиссном станке эскиз рисунка на картоне служит только лишь в качестве образца, в который ткач заглядывает во время работы, прежде скалькировав контуры рисунка на саму основу.

При басслиссном станке картон лежит под основой и ткач работает по нему в зеркальном отражении, так что результат его труда на лицевой стороне можно увидеть, только лишь сняв гобелен со станка. Во Франции для изготовления классических гобеленов всегда применялся готлиссный станок, в других странах используются оба типа.

Многие современные художники не только рисуют картоны, но и сами работают именно на готлиссных станках, ибо при таком творческом подходе к делу точных картонов часто вообще не существует, и художнику необходимо постоянно обозревать готовую часть своей работы.


Фрагмент гобелена «Двенадцать месяцев» из Бальдисхольской церкви – «Апрель» и «Май». Ок. 1180. Музей прикладных искусств. Осло

Основным сырьем для гобелена, как правило, служит шерсть, иногда – особенно для основы – хлопок или лен. Если гобелен превращается в реплику картины, тогда преимущественно пользовались шелком, поскольку нити из него очень тонкие. А это позволяло точно воспроизводить изображения вплоть до мельчайших деталей.

Там, где брали золото и серебро, использовались те же нити из шелка, но оплетенные металлическими волокнами. Окрашивались нити в прошлом – натуральными красителями, которые давали разнообразные тона и оттенки. Для готических гобеленов достаточно было всего нескольких цветов, а вот для реплик картин эпохи Барокко их часто требовались сотни. Исходным для гобелена был небольшой эскиз или картина, которую картоньер («мастер картона») переводил на картон в натуральную величину.

Задачей картоньера было так обработать эскиз, чтобы все контуры в нем были четкими, и каждая деталь могла быть выполнена ткачом. На долю ткача остается выбрать правильный оттенок цвета и убрать зазоры между соседними участками цвета – одним словом, он должен перерабатывать образец как специалист, а не рабски переводить картон на ткань.


«Дама с единорогом». Самая первая шпалера, которая называется «По моему единственному желанию». В полумраке музейного зала она выглядит вот так. Фото автора

Плотность основных и уточных нитей может служить признаком качества далеко не всегда. Так, в гобеленах из шерстяной пряжи на 1 см приходится в среднем 5 уточных нитей, в шелковых – 8–12 и больше, в зависимости от толщины материала, причем в последнее время гобелены иногда стали ткать из очень толстых нитей.

Что до прочности и достоинства ткани, то они зависят прежде всего от правильного натяжения основы, плотности прибивания уточной сети, правильного переплетения и качества сырья. Цветовой переход от темного к светлому совершается путем ступенчатого убирания одного цвета и добавления к нему другого. В готике, по причине малой красочной шкалы, этот переход был отчетливо заметен, а в эпоху барокко он уже по-живописному тонок и часто неощутим.

Что же касается зазоров, то они возникают там, где на достаточно большой поверхности встречаются два не сотканных вместе участка цвета. Зашивали цветными нитками их уже позднее.


Фрагмент гобелена из серии «Дама с единорогом». Конец XV века. Париж, Музей Клюни

Что же касается собственно истории гобелена, то первые его образцы появились в Европе в романскую эпоху, примерно в IX–X вв. в Византии, а затем уже в XI веке и на Рейне, а в ХII и начале XIII века – в Скандинавии. Лишь в начале XIII века в Париже возникает цех готлисьеров, производивших гобеленовые ткани для королевского двора.

Но подлинный расцвет гобеленового ткачества наступил во Франции в годы правления Карла V, когда он и его семья были их единственными заказчиками. В 1400 году мастер Николя Батайли создал для брата короля герцога Анжуйского первый монументальный цикл гобеленов – «Апокалипсис». Состоял он из 90 сюжетов общей длиной 150 метров. Поэтому разместить его целиком сумели только лишь в соборе в Анжере.

Также гобелены начали ткать в Аррасе, Нидерланды, по заказу Филиппа Смелого. Вскоре центрами производства гобеленов стали Турнеи Брюссель, а затем ими занялись и в Германии, где гобелены начали ткать женщины-надомницы.

Много гобеленов было сделано в монастырях. Тут ткали и портьеры, и дорсалии (спинки для кресел), и ковры относительно небольшого размера, доступные для приобретения бюргерам. В Базеле, Люцерне и Аарау сюжеты для гобеленов брались из рыцарских романов и любовной лирики, а вот в Страсбурге сюжеты мастерами заимствовались в основном из житий святых.


«Предложение сердца». Аррас. Ок. 1410. Музей Клюни

После окончания Столетней войны во Франции появились новые центры производства гобеленов, в частности Тур.

Считается, что тематика туренских гобеленов имела в своей основой праздник Тела Христова. В день этого праздника было принято украшать улицы занавесками с наколотыми на них живыми цветами. Отсюда, мол, и пошел туренский стиль – черный фон, густо усеянный мелкими стилизованными цветочками. Однако именно здесь создается и гобелен «Дама с единорогом», что лишний раз говорит о мастерстве тамошних мастеров.

Впрочем, цветочные узоры были весьма популярны во все времена, так как ими обычно оформляли наволочки для подушек. В таком вот виде, гобеленовые изделия встречались даже в домах крестьян.


«Смерть Анании». Гобелен по картону Рафаэля из серии «Деяния апостолов». 1515 г. Ватиканская пинакотека

Так что вплоть до эпохи Ренессанса искусство гобелена успело вполне сформироваться, а с её наступлением пережило новый подъем. Впрочем, были впоследствии у него и падения, но полностью гобелен никогда не был забыт.

Вот это я все постепенно узнал, держал где-то «на задворках своей памяти», и вот тут-то случилось так, что мне довелось столкнуться с историей гобеленов вплотную, причем не где-то там в одном из музеев, а во время своего отдыха в Горячем Ключе на Кавказе…

Причем все было как в романе Редьярда Киплинга «Ким», где было сказано, что если ты… «ищешь реку (что это за река – надо читать роман!), то рано или поздно она выступит у тебя под ногами».

Вот и мой интерес к средневековым гобеленам был сродни поискам этой самой реки, и именно поэтому я самым случайным образом на неё и наткнулся! Но о том, как это все случилось, рассказ продолжится в следующий раз.

Продолжение следует…
29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    7 августа 2023 05:14
    Вячеславу Олеговичу большое спасибо за статью, камрадам доброго дня! hi
    1. +3
      7 августа 2023 05:59
      Цитата: Kojote21
      Вячеславу Олеговичу большое спасибо за статью, камрадам доброго дня!

      Вы не могли бы написать что-нибудь по существу?
      1. +2
        7 августа 2023 06:19
        Цитата: Luminman
        Цитата: Kojote21
        Вячеславу Олеговичу большое спасибо за статью, камрадам доброго дня!

        Вы не могли бы написать что-нибудь по существу?

        Если Вам так охота "по существу", то пожалуйста, объясняю: смысл моего комментария в том, что мне статья понравилась и я выражаю Автору (в нашем случае Вячеславу Олеговичу) свою благодарность, а коллегам (или как называют ещё, камрадам) доброго дня! Надеюсь, теперь всё понятно?
  2. +3
    7 августа 2023 06:32
    Даю наводку: если кто-то ищет литературу, отражающую те времена, то можете прочитать "Рыцарский дневник Тобиасса Бургесса, пажа":
    1. +4
      7 августа 2023 09:11
      Да, очень интересная книга, и перевод хороший. Рисунки, кстати, тоже. В Англии много подобных книг издавалось и хорошо, что в свое время их перевели и издали у нас. Теперь такие книги попросту невозможны.
    2. +3
      7 августа 2023 09:20
      Артем, ради бога не пугайте. Здесь всем в основном уже за сорок. Давайте оставим в покое детские книжки и будем обсуждать статью Вячсеслава Олеговича про гобелены.
      Ps. А если Р. Платт вам интересен - то у него целая куча разных "дневников" для детей на любой вкус smile


      1. +3
        7 августа 2023 10:43
        Я лишь только предложил, я не настаиваю. Да и книгу эту читал давным-давно. Просто вспомнилось, вот и предложил. Насильно читать не надо. У каждого свои интересы.

        Добрый день, Дмитрий! hi
        1. +2
          7 августа 2023 11:27
          Добрый день, Дмитрий! hi

          Спасибо. И вам
  3. +5
    7 августа 2023 07:46
    на гобеленовых фабриках применяют как станки с вертикальным расположением полотна (готлиссные), так и с горизонтальным (басслисным).






    Вверху - готлиссный станок, внизу - басслиссный станок. Гравюры из Энциклопедии
    Дидро.

    Еще стоит уточнить, что описываемые в статье стенные односторонние безворсовые ковры с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканные вручную перекрестным переплетением нитей, называются шпалерами. Гобеленами называются только шпалеры, созданными на мануфактуре братьев Гобеленов.
    Шпалеры конца XV – начала XVI веков, имевшие однотонный фон, усеянный листьями и цветами, как "Дама с единорогом", называются мильфлёрами.
    1. +2
      7 августа 2023 09:56
      Добавлю к вышесказанному: По названию французского города Арраса, бывшей столицы Артуа, где в XIV веке процветало производство ярких шпалер с использованием золотой и серебряной нитей, такие ковры в средневековой Европе назывались - аррас или арацци (итал. arazzi)
    2. +2
      7 августа 2023 10:20
      Цитата Frettaskyrandi: Гобеленами называются только шпалеры, созданными на мануфактуре братьев Гобеленов.

      фото. худ. Charles Le Brun 1667 год. "Людовик XIV вместе со своим братом Филиппом и Кольбером посещает мануфактуру братьев Гобеленов в 1666 году"
      1. +3
        7 августа 2023 12:57
        худ. Charles Le Brun 1667 год. "Людовик XIV вместе со своим братом Филиппом и Кольбером посещает мануфактуру братьев Гобеленов в 1666 году"

        Это тринадцатый гобелен из серии La tenture de l' Histoire du Roy - четырнадцать гобеленов, иллюстрирующих первые годы правления Людовика XIV. Идея создания принадлежала Шарлю Лебрену, первому живописцу короля и Жану-Батисту Кольберу - министру финансов.
        Кстати, Кольбер покровительствовал Manifattura di Aubusson, мануфактуре Обюссон, изделия которой по известности и стоимости у коллекционеров конкурируют с manufacture des Gobelins.
        1. +1
          7 августа 2023 16:03
          средневековое искусство в современном интерьере входит в моду. Гобеленами аля-средневековье, сделанными на бельгийских жаккардовых станках вовсю торгуют через интернет
  4. +3
    7 августа 2023 10:59
    Также гобелены начали ткать в Аррасе, Нидерланды,
    Хотелось бы уточнения: в какое время Аррас находился в составе Нидерландов?
    Спасибо, Вячеслав Олегович!
    1. +2
      7 августа 2023 11:31
      Также гобелены начали ткать в Аррасе, Нидерланды, Хотелось бы уточнения: в какое время Аррас находился в составе Нидерландов?

      Автор прекрасно знает где находится Аррас и Па-де-Кале. Видимо тут банальная опечатка. Следует читать - "Также гобелены начали ткать в Аррасе, в Нидерландах."
      Добрый день, Антон!
    2. +2
      7 августа 2023 11:31
      Цитата: 3x3zsave
      в какое время Аррас находился в составе Нидерландов?

      Вот так сразу не могу сказать, Антон. Просто не знаю. А в Вики смотреть смысла не вижу. Это может любой. Придумал это не сам. Взял из очень серьезной книги по искусствоведению. Если там ошибка, ну что же... мы все не без греха.
      1. +3
        7 августа 2023 13:05
        Взял из очень серьезной книги по искусствоведению. Если там ошибка, ну что же... мы все не без греха.

        В серьезной книге применительно к производству шпалер применительно к описываемому времени "Нидерланды" написать не могли. Могли написать "Фландрия", "Брюссель", "Оденард", "Граммон", "Ангиен".
        1. +1
          7 августа 2023 13:51
          Цитата: Frettaskyrandi
          "Фландрия"

          Мне лично кажется, что именно это название и могли написать в книге.
        2. +2
          7 августа 2023 13:51
          Цитата: Frettaskyrandi
          В серьезной книге применительно к производству шпалер применительно к описываемому времени "Нидерланды" написать не могли.

          Дать скан страницы? Книга изд-во АРТИЯ. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей, 1980 г. стр. 60. Более объемных книг по теме европейских ср. вековых древностей я не встречал.
          1. +1
            7 августа 2023 21:38
            Дать скан страницы?

            У меня есть книга. Под подпунктом "Нидерланды" о Нидерландах нет ни слова, кроме упоминания "нидерландских мастеров", да и те на поверку фламандцы.

            Более объемных книг по теме европейских ср. вековых древностей я не встречал.


            В данном случае нас интересуют не все древности, только гобелены.

        3. +3
          7 августа 2023 14:35
          Фландрия, Бургундия, Артуа, Аррас....

          В конце 70-х, у нас в школе появилась новая учительница истории. Она привезла с собой кучу разных книг, учебных карт, плакатов, пособий. Мы с товарищем все это таскали в кабинет истории. Ну, естественно перетаскивая рассматривали картинки. На мой вопрос, почему на знаменах французских королей, то одна, то три, то девять, то одиннадцать флёр-де-лис, она ответила: разные династии, это - Каролинги, это - Капетинги, это - Валуа, это - Бурбоны. А вообще, парень, королевская лилия флёр-де-лис -это древний символ еще Меровингов. Заметив мою заинтересованность она порылась в связках, привезенных с собой книг, достала журнал "Иностранная литература" и дала его мне со словами - Прочтешь, верни, и смотри аккуратней. Там был роман какого то Мориса Дрюона "Железный король", а во вступлении к нему - список .всех персонажей, степень их родства и их гербы". Книгу я прочел за две ночи. Она дала следующую «Узница Шато-Гайара». Махом прочел и эту. Больше к сожалению у нее Дрюона не было. Но интерес к истории и геральдике у меня уже зародился. Больше всего в то время мне естественно нравился герб Робера Артуа - крепостная стена на фоне флёр-де-лис капетингов. smile
          Ps.Все романы "Проклятых королей" Дрюона я в личную библиотеку смог собрать уже только в 90-е
          1. +2
            7 августа 2023 14:51
            флёр-де-лис -это древний символ еще Меровингов.
            Вообще-то символ Меровингов - золотая пчела. Лилия появляется при Каролингах.
            Здравствуйте, Дмитрий!
            1. +3
              7 августа 2023 15:02
              флёр-де-лис появляется при Хлодвиге в V веке. А Хлодвиг из династии Меровингов
              Прямо на вскидку - первый попавшийся сайт по запросу
              ссылка https://francelex.ru/znaete/francuzskie-koroli-i-ix-gerby.html
              1. +2
                7 августа 2023 20:00
                флёр-де-лис появляется при Хлодвиге в V веке

                Это всего лишь легенда. Якобы при крещении Хлодвиг заменил трех жаб, украшавших его щит, тремя лилиями, подаренными ангелом. Естественно, никаких документальных доказательств этой истории нет.
                Первый документально зафиксированный факт геральдического использования Fleur de Lis датируется 1211 годом: печать, изображающая будущего Людовика VIII и его щит.
                1. 0
                  8 августа 2023 01:49
                  Якобы при крещении Хлодвиг заменил трех жаб, украшавших его щит, тремя лилиями, подаренными ангелом

                  Виктор Николаевич, не богохульствуйте smile
                  Не Хлодвиг заменил, а тот - чье имя нельзя произносить всуе. После того как Хлодвига Меровинга трижды окунули в купель и помазали миррой, принесенной ангелом в виде голубя - жаба на щите и скипетре Хлодвига превратились в лилию , (кстати - Fleur de Lis у Меровингов была всего одна). О крещении Хлодвига упоминают в своих письмах свидетели - очевидцы, современники короля епископ Вьенна Авит и епископ Реймса Ремигий, но они не датируют это событие. Традиционно считается, что крещение состоялось на Рождество 25 декабря 496 года, хотя Фредегар божится, что оно прошло на Пасху.
                  рис. из старинных манускриптов Крещение и мирропомазание Хлодвига.






                  1. 0
                    8 августа 2023 02:23
                    Интересный момент Современные историки считают, что свою символику Холдвиг особо и не менял. Ими в одной стилистике были изготовлены флаги одного размера и одной колористики - с жабой и с лилией, и проведены визуальные исследования. Результат - даже в маловетреную погоду с расстояния более 25 ярдов (22,86 м) они практически не отличимы
                    1. +1
                      8 августа 2023 12:49
                      Интересный момент Современные историки считают, что свою символику Холдвиг особо и не менял

                      Современные историки, именно историки, считают, что жабы (именно жабы, а не лягушки) на щите Хлодвига - это чистая легенда, появившаяся столетия спустя как символ того, что до принятия христианства он был язычником. До появления первых гербов во времена Хлодвига, было 600 лет.
                      А "рассказы о гербах Хлодвига" генерируют" и распространяют далекие от истории индивиды.
                  2. +1
                    8 августа 2023 12:29
                    Крещение и мирропомазание Хлодвига.

                    Первый рисунок - XIV век, второй, XIII век, третья скульптура вообще не датирована. Сами понимаете, насколько соответствует реальности изображение, отстоящее от события на 700 - 800 лет.
            2. 0
              9 августа 2023 23:46
              Совершенно верно. Когда раскопали могилу хильдерика, отца хлодвига, нашли золотых пчел