Как партизаны вели «Рельсовую войну»

32
Как партизаны вели «Рельсовую войну»


Борьба с железнодорожными перевозками


5 сентября 1942 года в приказе наркома обороны Иосифа Сталина № 00189 «О задачах партизанского движения» было уделено особое внимание необходимости уничтожения железнодорожных эшелонов и путей. Однако до весны 1943 года разрушением рельсов занимались отдельные партизанские отряды, общих массовых операций не проводилось.



В апреле 1943 года на Восточном фронте установилось затишье, связанное с распутицей и подготовкой русских и немцев к решающему сражению. Советская Ставка Верховного главнокомандования и Генштаб напряженно работали над планом летнего наступления. Его планировали начать после отражения вражеского удара на Курской дуге.

К операции привлекались ВВС и партизаны. Они должны были нанести мощный удар по коммуникациям вермахта. Главными коммуникациями тогда были железные дороги, по которым к фронту шли пополнения, резервы, техника, боеприпасы, топливо, провиант и другое снабжение.

4 мая 1943 года Верховный главнокомандующий издал приказ № 0328 «О борьбе с железнодорожными перевозками противника и дезорганизации автомобильного подвоза во вражеском тылу». Сталин призывал летчиков уничтожать вражеские поезда.

17 июня 1943 года Центральный штаб партизанского движения (ЦШПД) утвердил план под названием «Рельсовая война», по которому в операции были задействованы 5 штабов партизанского движения, за которыми были закреплены участки железнодорожных путей соответствующих фронтов. На Ленинградском фронте закрепили 19 участков железных дорог, Калининском – 10, Западном – 23, Брянском – 13, и Белорусском – 106 участков. Все партизанские соединения и отряды получили указания с количеством рельс, которые надо было уничтожить. Всего было запланировано уничтожить 6 205 километров железнодорожного полотна или 213 160 рельсов.

14 июля 1943 года начальник ЦШПД, первый секретарь ЦК КП(б) Белоруссии Пантелеймон Пономаренко издал приказ № 0042 «О партизанской рельсовой войне на коммуникациях врага». Начало операции запланировали на 27–30 июля.

Надо отметить, что действия советских партизан были весьма эффективными. Так, к середине октября 1942 года командование только группы армий «Центр» было вынуждено отвлечь с фронта для охраны тыла около 12 % боевого состава группы, то есть почти 10 дивизий.

Наибольшее количество немецких войск было отвлечено в мае-июне 1943 года, когда гитлеровцы активно готовились к наступлению в районе Курской дуги. Группа «Центр» для борьбы с партизанами выделила 13 дивизий и ряд отдельных частей, что составляло около 15 % количества дивизий этой группы армий. Также в карательных операциях против партизан привлекались части ещё 8 дивизий. Это ослабило боевой потенциал группы «Центр» во время решающей операции «Цитадель».


Венгерский железнодорожный состав, спущенный с рельсов советскими партизанами. 1942 г.

«Надо взрывать поезда»


Своё особое мнение высказал ас диверсионной войны, заместитель начальника Украинского штаба партизанского движения (УШПД) по диверсиям полковник Илья Старинов. Он считал, что взрывать надо не рельсы, а поезда. Пустить эшелоны под откос с помощью мин замедленного действия, угольных мин (замаскированных под кусок угля, что кидают в паровозную топку), колесных замыкателей и т. д. У немцев были миллионы рельсов, а вот подвижного состава (особенно паровозов) не хватало.

Взрывчатки для операции у партизан было мало. Им смогли передать лишь четверть необходимого количества ВВ. В Западную Белоруссию, из-за отсутствия площадок, пригодных для посадки двухмоторных самолетов (более лёгким не хватало дальности полёта), и малого числа самих транспортников, партизанам вообще ничего не поставили.

Но белорусские партизаны смогли выполнить план с максимальной эффективностью.

Разведка партизан поработала на отлично, выявив систему охраны железных дорог. Обнаружили все посты и малые гарнизоны, наметили места, где можно встретить патруль. Нашли возможности скрытого подхода. А это было сложной задачей: немцы вырубали и выжигали деревья и кустарники в полосе шириной до 150 м. Недостающий тол выплавляли из трофейных снарядов и авиабомб.


Немецкие солдаты засыпают воронку, возникшую после подрыва железной дороги советскими партизанами, рядом с паровозом 52-й серии на станции Знаменка Кировоградской области. 1943 г.

22 июля 1943 года операцию «Рельсовая война» начали партизаны Орловщины и Брянщины. В ночь на 3 августа удары по коммуникациям противника нанесли партизаны Белоруссии, Смоленщины, Калининской и Ленинградской областей. В операции участвовали 167 партизанских соединений и отдельных отрядов, всего коло 100 тыс. человек.

Партизаны действовали по отработанной схеме.

Политрук 13-го отряда Лепельской партизанской бригады имени И. В. Сталина, оперировавшей на железной дороге Полоцк – Молодечно, Анатолий Хоняк вспоминал:

«Две группы – одна вправо, другая влево. Впереди штурмовики – человек 5–6 автоматчиков. Если пойдет патруль, они должны его уничтожить. За ними идут саперы. В руках кусок тола и взрыватель.
Взрывать рельс надо посередине, тогда его надо целиком менять. Рельс – 20 шагов. Десять шагов прошел – положил брусок (взрывчатка. – Прим. автор). Сколько успеешь.
Потом идут поджигатели. Горит трут. Нащупывают рукой и зажигают шнур. Только первый взрыв – все с дороги вон».

Партизаны, которые не входили в группу охраны и саперов, растаскивали перебитые взрывом рельсы и шпалы. Топили в болотах и речках, сбрасывали в глубокие овраги.

Противник был шокирован. Тысячи атак за сутки. Подрывали не только рельсы, как и советовал Старинов, но и эшелоны, мосты, водокачки и железнодорожное оборудование. Пилили телеграфные столбы, перекапывали железнодорожную насыпь, атаковали станции и т. д.

По данным командования группы армий «Центр», в августе 1943 года партизаны Белоруссии, Брянщины, Смоленщины и Калининской области произвели на железных дорогах 217 крупных и 12 717 мелких взрывов, осуществили 781 нападение на железнодорожные станции. При этом было пущено под откос 80 паровозов и 625 вагонов, повреждено 74 паровоза и 214 вагонов, 150 километров железнодорожных путей разобрано. 4 августа немцы приостановили движение на железных дорогах в районе группы «Центр» на 48 часов.

6 августа немцы признали, что партизаны парализовали всё движение в тылу группы армий «Центр». Манёвр и передвижение вермахта, его снабжение были затруднены.

Большой урон понесло железнодорожное хозяйство, гитлеровцам пришлось снимать рельсы на второстепенных участках и запасных путях, чтобы восстановить поврежденные линии. Рельсы стали завозить из Польши, Германии и даже Франции (ранее их снимали на оккупированных территориях СССР).

Наносился урон вооружению вермахта.

30 июля 1943 года на станции Осиповичи прогремел мощный взрыв. Это сработала мина, переданная спецотрядом Наркомата госбезопасности Белорусской ССР «Храбрецы» подпольщику, путевому обходчику Федору Андреевичу Крыловичу. Железнодорожник подложил мину в эшелон с горюче-смазочными материалами.

Огонь перекинулся на соседние эшелоны с танками и боеприпасами. В частности, было уничтожено 11 тяжёлых танков «Тигр», которые следовали на пополнение 505-го тяжелого танкового батальона или 13-й роты моторизованной дивизии «Великая Германия».

31 августа 1943 года штаб группы армий «Центр» признал:

«Впервые партизанами проведена операция небывалых размеров по срыву немецкого подвоза путем планомерного и внезапного нарушения железнодорожного сообщения...
Систематическое сосредоточение сил на главных путях подвоза к фронту и важнейших путях связи с фронтом (Борисов – Орша, Минск – Гомель, Витебск – Жлобин, Могилев – Унеча) является ярким выражением централизованного управления».

Успешно проведенная операция была продолжена. С 19 сентября 1943 года началась аналогичная операция «Концерт».


Советские партизаны минируют дорогу в Ленинградской области. 1943 г.
32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    3 августа 2023 05:31
    "Рельсовую войну" осуществляли уже зрелое и централизованное партизанское движение . В первый год войны ,это были в большинстве хаотичные отряды из в окружения попавших бойцов и командиров в/ч и не успевших с Красной Армией отступить партработников . Но когда население увидело зверства фашистов , то и оно пошло в партизаны и в в подполье. Одновременно с этим развернул свою работу вернейший Сталину человек Пономаренко . Это его Сталин после войны видел своим преемником . И это его после Смерти Сталина первым делом " сожрал" Хрущёв.
    Огромнейшая заслуга в партизанской войне принадлежит советским чекистам и в частности Судоплатову в организации рельсовой войны . Командиры основных и главных отрядов были чекисты .Ваупшасов в своей книге показувает стандарт возникновения зрелого партизанских отрядов и кто им командовал.
    Только нельзя себя спрашивать , почему сегодня партизаны на Украине не взрывает рельсы и мосты с вражьей техникой . Ну допустим ,взорвали они бы мост через Днепр или жд .тоннель , так ведь такого командира Кремль ведь отправил бы под суд. Трогать не моги ни мосты не туннели ,по которым идёт оружие и техника что бы убивать русских солдат
    1. +3
      3 августа 2023 06:46
      Цитата: север 2
      "Рельсовую войну" осуществляли уже зрелое и централизованное партизанское движение

      Но осуществляло не очень эффективно. Погнавшись за "километражем", а не за эффективностью. В частности некоторые "несознательные" партизанские командиры четко докладывали об 10-ках уничтоженных ж.д.путей, да вот беда их уничтожали в дали от магистральных путей. Кроме того немцы успели создать резерв рельс и очень оперативно и быстро восстанавливали большие подрывы, а для купирования малых они изобрели специальные приспособления
      Цитата: север 2
      Командиры основных и главных отрядов были чекисты .

      Да? И в каком звании в НКВД или МГБ был Сидор Ковпак? Или Александр Николаевич Сабуров?
      1. +5
        3 августа 2023 08:39
        Цитата: svp67
        Но осуществляло не очень эффективно.

        Согласен, это кстати, сам Старинов и утверждал об неэффективности и даже в какой то мере вредности "Рельсовой войны". Это как раз пример того, когда за дело берутся пропагандисты (полит. управление), а не спецы. На украине уже работали против жд составов и паровозов, что показало себя намного лучше.
        1. +3
          3 августа 2023 08:59
          На украине уже работали против жд составов и паровозов
          Не только,на Кубани тоже,там плюс специфика рельсы особо не потаскаешь
        2. +1
          3 августа 2023 12:01
          Мины,замаскированные под угольный брикет, для топки паровозов.Рельсы найти гораздо легче,а паровоз изделие штучное.
        3. +2
          3 августа 2023 12:34
          Цитата: qqqq
          Согласен, это кстати, сам Старинов и утверждал об неэффективности и даже в какой то мере вредности "Рельсовой войны". Это как раз пример того, когда за дело берутся пропагандисты (полит. управление), а не спецы.

          Теоретически, с точки зрения эффективности уничтожения противника и без учёта остальных факторов - да, Старинов был прав, нужно было сосредоточить удар партизан на подвижном составе.
          Но на практике начинали действовать иные факторы - такие, как квалификация подрывников партизанских отрядов, возможность выделения отрядом достаточного наряда сил для подрыва путей в момент прохождения поезда и последующего отхода, вероятность обнаружения заряда немецким дозором перед прохождением поезда. Да, для крупных отрядов эти проблемы были более-менее решаемы. А для остальных, коих большинство? А для них проще рвать рельсы на пустых путях.
          Вот и решили получить синицу в руках: вместо гарантированного уничтожения врага немногими отрядами - снизить темп перевозок в гораздо больших масштабах. Ибо на доставку и замену рельсов нужно время, в течение которого участок будет закрыт. А при массовом подрыве путей возможно скопление поездов на станциях, чему будет очень рада бомбардировочная авиация.
          1. +1
            3 августа 2023 13:26
            Мой отец был свидетелем,не подрыва-налета советской авиации летом 1943 года на немецкий эшелон в районе Панской,под Смоленском.Эшелон разбили,но немцы стреляли по штурмовикам отчаянно,из всего что стреляло.
      2. +6
        3 августа 2023 09:39
        Цитата: svp67

        Да? И в каком звании в НКВД или МГБ был Сидор Ковпак? Или Александр Николаевич Сабуров?

        Про "Рельсовую войну" написано достаточно, есть еще повесть "Эшелоны идут под откос" Томан Н.В. (автор не понаслышке знал тему).

        За Ковпака Сидора Артемьевича могу сказать что на начало ВОВ он был, если не ошибаюсь, председателем Путивльского горисполкома Сумской области УССР (город ранее был в РСФСР, в составе Курской обл.).
        С момента нападения на СССР, организацией партизанского движения занимались как органы НКВД, так и партийные областные и районные организации. Не стихийно Ковпаком был создан партизанский отряд, райкомы обязывали и председателей колхозов какую-то часть муки и круп припрятать на месте, а им самим присоединиться к ближайшим партизанским отрядам. За почти 1,5 месяца до оккупации немцами его района, Ковпак С.А. создавал будущие партизанские базы (мат.часть и продовольствие).

        Первым нормативным актом по организации партизанского движения в ВОВ считается Директива СНК и ЦК ВКП(б) партийным организациям прифронтовой полосы от 29 июня 1941 г. № 11509 "О решительной перестройке всей работы на военный лад".
        Директива НКГБ СССР от 1 июля 1941 г. № 168 "О задачах органов безопасности в условиях военного времени", в которой отмечалось: "В качестве основной задачи перед работниками НКГБ, переводимыми на нелегальное положение, необходимо ставить задачу по организации совместно с органами НКВД партизанских отрядов, боевых групп для активной борьбы с врагом на занятой им территории СССР".
        Решение о формировании партизанского фронта, было предопределено приказом НКВД СССР от 5 июля 1941 г. № 00882 о создании Особой группы НКВД, начальником которой был назначен майор государственной безопасности Судоплатов П.А., который кроме того был назначен начальником особой группы по совместительству, без освобождения от основных обязанностей, задачи группы: разработка и проведение разведывательно-диверсионных операций против гитлеровской Германии и ее сателлитов; организация подполья и партизанской войны; создание нелегальных агентурных сетей на оккупированной территории; руководство специальными радиоиграми с немецкой разведкой с целью дезинформации противника.
        Директива НКВД СССР от 27 июля 1941 г. № 252 "Об организации партизанских отрядов и диверсионных групп, предназначенных для заброски в тыл противника".
        Приказ НКВД СССР от 25 августа 1941 г. № 001151 "Об организации 4-х отделов при НКВД - УНКВД республик, краев и областей", определял что оперативные группы НКВД – УНКВД республик, краев и областей по борьбе с парашютными десантами противника реорганизуются в 4-е отделы НКВД – УНКВД. На них возлагалось руководство и контроль за боевой деятельностью партизанских отрядов, истребительных батальонов и диверсионных групп.

        Участие партийного руководства в партизанской войне было отмечено в постановлении ЦК ВКП(б) от 18 июля 1941 г. "Об организации борьбы в тылу германских войск". Это постановление готовилось при непосредственном участии начальника Особой группы НКВД П.А. Судоплатова. В нем устанавливался перечень поручений руководителям республиканских, областных и районных партийных организаций для придания борьбе в тылу противника самого широкого размаха и боевой активности, для этого ЦК требовало от партийных секретарей лично возглавить руководство партизанским и диверсионным движением.

        Кроме того, издавались постановления ЦК КП (б) Украины и Белоруссии "О переходе на подпольную работу парторганизаций районов, занятых противником", "О развертывании партизанской войны в тылу противника"

        Пы.Сы. Старший брат моего родного деда по матери, войну встретил на западной границе пограничником, отступал, партизанил с окруженцами, прошел диверсионную подготовку на "большой земле", в составе диверсионной группы был заброшен в "партизанский край". Так и встретил Победу на Западной Украине уже опер.сотрудником УКР "Смерш" НКО СССР
      3. +1
        3 августа 2023 12:23
        Цитата: svp67
        Да? И в каком звании в НКВД или МГБ был Сидор Ковпак? Или Александр Николаевич Сабуров?

        Сабуров как раз был работником НКВД - до войны служил заместителем начальника киевских курсов управления исправительно-трудовых лагерей и колоний УИТЛК, в августе 1941 г. назначен комиссаром 4-го батальона особого назначения войск НКВД.
        Это третий "дед" - Фёдоров - был гражданским. Точнее, партработником.
        Вообще, три этих партизанских генерала олицетворяют собой три основных пути создания партизанских отрядов: Сабуров - из окруженцев, под руководством НКВД, Фёдоров - по партийной линии, Ковпак - по хозяйственной линии. smile
        1. +3
          3 августа 2023 12:55
          -Алексей:Вообще, три этих партизанских генерала олицетворяют собой три основных пути создания партизанских отрядов: Сабуров - из окруженцев, под руководством НКВД, Фёдоров - по партийной линии, Ковпак - по хозяйственной линии.
          Перечисленные генералы (забыли про капитана-пограничника М.И Наумова Которому И.В Сталин дал распоряжение присвоить первое генеральское звание) командовали соединениями, а не отрядами.
          А это,как минимум,дивизия.
          С.И Ковпак во время Гражданской войны служил в трофейном отряде Чапаевской дивизии.
          Были и спецотряды,например,полковников Д.Н Медведева (Украина) и Ю.А Колесникова (Иона Тойвович Гольштейн) в Белоруссии.Герой РФ.
          1. +1
            3 августа 2023 14:00
            Цитата: knn54
            Перечисленные генералы (забыли про капитана-пограничника М.И Наумова Которому И.В Сталин дал распоряжение присвоить первое генеральское звание) командовали соединениями, а не отрядами.

            Это когда они уже были генералами. А начинали они именно с малых отрядов.
            — Федорову вскружил голову масштаб его довоенной работы. Тщеславный человек, он не может примириться с тем, что под его командованием остается всего лишь небольшая группа людей — областной отряд.
            Им возражали:
            — Почему Федоров? Решение принял обком партии.
            — Знаем, — отвечали противники создания крупного соединения. — Все члены обкома подчинены Федорову, как командиру отряда. В обкоме он же тоже занимает первое положение. Кто же решится идти против его мнения?
            © Подпольный обком действует.
            Цитата: knn54
            Были и спецотряды,например,полковников Д.Н Медведева (Украина) и Ю.А Колесникова (Иона Тойвович Гольштейн) в Белоруссии.Герой РФ.

            Можно ещё вспомнить Ленинград, где, наряду с традиционными способами создания партизанских отрядов путём кристаллизации местных сил вокруг подготовленного ядра (местный партхозактив, переброшенные группы спецов с Большой земли, истребительные подразделения), руководство города пошло по пути формирования в городе готовых партизанских отрядов (батальонов и полков) и последующей переброски их в тыл противника.
            К созданию партизанских полков ленинградцы приступили утром 13 июля. Секретарь Ленинградского обкома и горкома партии А. А. Жданов и секретарь горкома партии А. А. Кузнецов взяли под свой непосредственный контроль это важное дело, добиваясь того, чтобы в полки были отобраны партийный и комсомольский актив, лучшие, наиболее подготовленные бойцы из оставшихся в городе частей и подразделений народного ополчения. Личный состав многих из них целиком переходил в партизанские полки, особенно участники гражданской войны и боев во время советско-финляндского конфликта 1939-1940 годов. Командирами частей и подразделений назначались военнослужащие, в основном из пограничных войск, а политработниками — партийные работники города. Структура этих формирований была подчинена задачам партизанской борьбы: полк, насчитывавший 800-1200 человек, делился на батальоны по 100 человек, а батальоны разбивались на взводы по 20-25 бойцов.

            Полков этих в городе сформировали аж шесть штук.
      4. 0
        4 августа 2023 20:12
        С чего вы решили, что вся Рельсовая война увязла в подрывах рельс? Вам данные привели по уничтоженному и поврежденному составу. Это очень большие потери для врага. Как обычно данные перед глазами, но все равно твердят ерунду
      5. 0
        16 августа 2023 12:16
        Цитата: svp67
        Погнавшись за "километражем",

        Не совсем согласен. Именно "километраж" и заставлял противника отвлекать солдат на охрану дорог, и отвлечь 10 дивизий - это хороший успех.
    2. +6
      3 августа 2023 07:23
      Только нельзя себя спрашивать , почему сегодня партизаны на Украине не взрывает рельсы и мосты с вражьей техникой.

      Сегодня партизан не надо, сегодня можно разнести всю ж/д инфраструктуру Украины в пух и прах только одними Ланцетами и за один день. Можно представить, что будет с эшелоном, попади Герань в вагон с боеприпасами ( ежедневно, десятки эшелонов с оружием НАТО, с ГСМ, с провиантом, преодолевают путь длинной в почти в тысячу км. ). ( а ж/д путь не спрятать в лесопосадках, каждая его координатная точка известна ))). Но как я понимаю нашему руководству в Генштабе России виднее и на сегодняшний день, ещё ни разу не было попыток уничтожения ж/д инфраструктуры Украины. Всё вооружение НАТО, что было передано Украине и погружено на платформы на Польско-Украинской границе, благополучно доставляется на линию фронта ( Донбасс ).
      Как то вот так. ... как по мне, то это называется - пособничество.
      Ведь уничтожение вражеской инфраструктуры по снабжению его армии, при любом мало-мальском военном конфликте - это ПЕРВОСТЕПЕННО.
      Выходит, что наш Генштаб заботимся не о своём солдате, а о солдате противника, а о том, что врага надо мАчить даже тогда, когда тот пошёл в сАртир - уже давно забыто.
      1. +2
        3 августа 2023 10:29
        попади Герань в вагон с боеприпасами
        -
        Герани есть, а целеуказания нет , очевидно. Узловые станции, где эшелон задерживается, скорее всего прикрыты ПВО. А для поражения на перегоне, на ходу - нужна подсветка цели, или радиомаяк, если есть возможность поставить на Герань систему наведения на него.
        1. 0
          3 августа 2023 11:56
          Узловые станции, где эшелон задерживается, скорее всего прикрыты ПВО.

          Вот тут вы, батенька, кажется с ПВО глубоко ошибаетесь. У бандерлого не хватает ПВО даже для прикрытия Киева, а вы хотите, чтобы они прикрыли все узловые станции... А потом, наши ракетчики прекрасно работают с ложными целями, засекая и уничтожая ПВО бандерлогов...
          С узловыми станциями вопрос только в том, что наше руководство, почему-то, ну, никак не хочет посадить узловые станции на полный капецццц или абзацццц...
    3. +2
      3 августа 2023 10:33
      Цитата: север 2
      Ну допустим ,взорвали они бы мост через Днепр или жд .тоннель , так ведь такого командира Кремль ведь отправил бы под суд. Трогать не моги ни мосты не туннели ,по которым идёт оружие и техника что бы убивать русских солдат

      А просто патруль ВСУ вырезать? Или склад ГСМ сжечь?
      Бросьте, "Кремля они мол бояццо" - все в разы проще.#Мояхатаскраю....
  2. +2
    3 августа 2023 05:47
    партизаны Белоруссии, Брянщины, Смоленщины и Калининской области
    Партизан на Украине видимо не было,одни бандеровцы. smile
    1. +1
      3 августа 2023 06:36
      Цитата: parusnik
      Партизан на Украине видимо не было,одни бандеровцы.

      Немецкие солдаты засыпают воронку, возникшую после подрыва железной дороги советскими партизанами, рядом с паровозом 52-й серии на станции Знаменка Кировоградской области. 1943 г.
      Ну да упомянуть забыли, но фото показали...
    2. 0
      4 августа 2023 00:51
      До 1943г. можно сказать партизан в Украине и не было. После поражения фашистов в Сталинграде и на Курской дуге - режим фашистов начинает зверствовать, забирать у селян продукты и массово вывозить население в Германию на работы. Так мой дед и сестра бабушки по маминой линии были вывезены, дед вернулся а сестра попала в Америку, по семейной легенде американцы не дали вернуться и вывезли в США. Первое письмо оттуда пришло в 1953г., а бабушка с сестрой впервые после войны встретились в 1980г. в Киеве, есть общее семейное фото с родственниками на ступеньках гостиницы. Дед по батиной линии, не успел призываться в армию, партизанил(никогда про это не рассказывал), в 1945г. призывался, попал в 1946г. в пограничники на зап. Украину, после ночного нападения бандеровцев с ножами на часть, выжило только двое из роты, полгода госпиталя, дембель.
  3. Eug
    +3
    3 августа 2023 06:49
    Сегодня повторение такой практики невозможно - беспилотники со средствами наблюдения и поражения уничтожают "невидимость" диверсионных групп..
    1. -2
      3 августа 2023 07:39
      Наше дело правое, враг будет разбит, победа за нами!

      Цитата: Eug
      Сегодня повторение такой практики невозможно

      Сегодня это просто не нужно.
      Нашим оружием мы можем достать до любой точки не только на глобусе Украины, но и Мира.
  4. +4
    3 августа 2023 08:22
    Илья Старинов. Он считал, что взрывать надо не рельсы, а поезда.

    Как-то мягко сказано в статье.
    В воспоминаниях самого Ильи Григорьевича вроде "немного" по-другому.
    Он пишет, что чуть ли не с боем пытался "пробить" командование, донести мысль, что смысла рвать рельсы(которых при отступлении оставили более чем достаточно) нет. Тем более, что немцы через какое-то время наловчились ставить на место разрыва "рельсовый" мостик и на малом ходу пропускать составы без ремонта. И даже фамилия там есть того, кто его до верховного главнокомандующего не допустил.
    1. +1
      3 августа 2023 12:43
      Цитата: VicktorVR
      В воспоминаниях самого Ильи Григорьевича вроде "немного" по-другому.
      Он пишет, что чуть ли не с боем пытался "пробить" командование, донести мысль, что смысла рвать рельсы(которых при отступлении оставили более чем достаточно) нет.

      Старинов судил со своей колокольни, неявно предполагая, что все партизанские отряды имеют подрывные группы с уровнем подготовки как у диверсантов Старинова или ниже. С такими исходными - да, надо бить подвижной состав, а не рельсы.
      Но беда в том, что в реале подавляющее большинство партизанских отрядов это бы не потянули. Или потянули бы два раза - первый и последний. Ибо к 1943 г. охрану путей немцы уже наладили. Так что партизанам просто поставили задачу, которая была по силам всем - рвать рельсы на пустых путях.
      Цитата: VicktorVR
      Тем более, что немцы через какое-то время наловчились ставить на место разрыва "рельсовый" мостик и на малом ходу пропускать составы без ремонта.

      То есть, действия партизан привели к резкому снижению скорости на участках и увеличению времени подвоза и оборота составов. Для непрофессиональных диверсантов - очень неплохо.
  5. +4
    3 августа 2023 10:03
    Известный американский историк Майкл Кайдин в своей книге «Тигры горят!» писал:

    - Партизаны играли огромную, даже решающую роль в Курской битве, и об этих силах, способных быстро передвигаться в немецком тылу, необходимо упомянуть в рассказе о грандиозном сражении. Потому что, что бы немцы ни делали или ни пытались делать для подготовки к предстоящему сражению, на это влияла деятельность партизан в тылу и даже в самом центре могущественных, но распределённых по большой площади немецких сил.

    Это было гораздо большее, чем просто небольшие уколы; русские настолько извели немцев своими атаками "из ниоткуда", что заметная часть немецких войск была рассредоточена для совершения атак и удерживания партизан. И это послужило значительным препятствием для немцев на пути к подготовке наступления на Курской дуге. Также немцы понесли потери в живой силе и технике из-за беспощадных налётов в тылу.

    Немецкие оккупанты держали только крупные транспортно-административные центры, связанные с фронтом. Огромные районы в немецком тылу были выжжены и не населены, дороги были слишком опасны для ремонта, почти все мосты выгорели, и только по железным дорогам с усиленной охраной двигались поезда. От использования всех остальных путей снабжения немцы отказались.

    Можно подумать, что за границами этих удерживаемых немцами "оазисов" были обширные леса и болотистые районы, всё сопротивление в которых было подавлено. Всё было совершенно наоборот, эти территории кишели жизнью, озлобленной, полной ненависти, опасной жизнью. Настоящие хозяева и властелины леса, которых так боялись и ненавидели немцы, — русские партизаны.

    В этих густых лесах ночью, когда исчезал дневной свет и на землю спускалась тьма, начинала кипеть жизнь. Партизаны взрывали железнодорожные пути, разрушали только что отремонтированные немцами мосты. Они устанавливали мины на путях поездов, грузовиков и машин. Они поджигали поля так, что ветер относил огонь в немецкие лагеря.

    Было множество партизан, которые отвлекали внимание врага на другие вещи. Дорожные заставы, опорные пункты, штабы — любое скопление ненавистного Вермахта становилось мишенью для партизанских ружей, миномётов, пулемётов и сапёров. Страна партизан была территорией постоянных глухих звуков, внезапных вспышек ослепительного света от осветительных ракет, запускаемых немцами для обнаружения врага.


    Опорные пункты становились целью партизан ночью — это была единственная возможность для атаки. На дорогах никого не было, железнодорожные депо были закрыты и усиленно охранялись. Отдельные гарнизоны изолировались от остального мира. А в каждом таком гарнизоне, ненадолго оставленном без внимания партизан, люди, всматриваясь в темноту, слышали взрывы других атакуемых гарнизонов.

    И только с первым лучом рассвета приходило освобождение от опасности партизанских атак. Днём партизанские силы прекращали свою деятельность и шли в свои тайные места и прятались там. Только тогда немцы могли выходить из своих укреплённых каморок.

    Они искали мины и взрывные заряды, устраняли воронки в дорогах, тушили тлеющие огни, искали ловушки и давали своим истощённым часовым поспать. И все знали, что, когда солнце вновь зайдёт за горизонт, это начнётся опять.

    Немецким силам было невозможно хорошо держать строй, поддерживать связь, как только они уходили с ровного ландшафта в горы, густые леса, болота или топи. Поэтому, перед тем как они приближались, партизаны уже выбывали из своих тайных мест. Прочь от немцев, пока их фланги не истончились опасным ландшафтом, пока их транспортные средства не будут вынуждены передвигаться по узким дорожкам, пока их преследователи не откроют уязвимые места.

    Чтобы защитить себя от усилившихся набегов, Вторая танковая армия была вынуждена выделять всё больше и больше сил на войну с партизанами. Они уходили с фронта целыми дивизиями для защиты путей сообщения на севере и на юго-западе от Брянска и дорог и железнодорожных путей, ведущих к Орлу, а также связующих дорог в районе Жиздры.

    Первая волна партизанских атак отразилась в десятках случаев перекрытия основного маршрута между Орлом и Гомелем, партизаны взрывали его с той же скоростью, с которой немцы успевали его ремонтировать. После этого немцы перешли к одноколейной дороге между Кричевом и Унечей. Но тыловая охрана на линии настолько истончилась, что стала совершенно неэффективной.
  6. +3
    3 августа 2023 11:00
    Вызывает уважением героизм русского народа Опасность была огромная ! Но у людей была идея и она сворачивала горы. А сейчас идеи нет. Обогащайтесь кто может и кто близок власти. Остальные - неудачники, которые в рынок в не вписались, как говорят либералы? Отсюда вся это затхлость, отсутствие созидания и демографическая яма.
  7. +1
    3 августа 2023 11:54
    "В апреле 1943 года на Восточном фронте установилось затишье, связанное с распутицей и подготовкой русских и немцев..."
    Узнаю Самсонова с первых трёх нот laughing
    1. +1
      3 августа 2023 12:47
      Цитата: Lewww
      "В апреле 1943 года на Восточном фронте установилось затишье, связанное с распутицей и подготовкой русских и немцев..."
      Узнаю Самсонова с первых трёх нот laughing

      А если оставить ещё и следующее предложение абзаца статьи, то тогда градус сюрреализма достигает невиданных высот.
      В апреле 1943 года на Восточном фронте установилось затишье, связанное с распутицей и подготовкой русских и немцев к решающему сражению. Советская Ставка Верховного главнокомандования и Генштаб напряженно работали над планом летнего наступления.

      То есть, судя по статье, на Восточном фронте воевали немцы, русские и какие-то "советские" (которыми командовала Ставка). laughing
      1. +1
        4 августа 2023 11:06
        Странно что Самсонов на этот раз не применил свою любимую фразу "русские войска". laughing
  8. 0
    3 августа 2023 22:06
    Помнить о прошедшем надо, но и настоящее не забывать: сейчас партизанскую войну ведут укронацисты на нашей территории!
    1. +1
      4 августа 2023 17:45
      Не партизанскую а диверсионную деятельность они ведут, а это большая разница.
  9. 0
    5 августа 2023 14:19
    Своё особое мнение высказал ас диверсионной войны, заместитель начальника Украинского штаба партизанского движения (УШПД) по диверсиям полковник Илья Старинов. Он считал, что взрывать надо не рельсы, а поезда. Пустить эшелоны под откос с помощью мин замедленного действия, угольных мин (замаскированных под кусок угля, что кидают в паровозную топку), колесных замыкателей и т. д.
    Оно, вроде бы, так, но были в достаточном количестве те самые угольные мины, подпольщики в паровозных депо, квалифицированные подрывники, чтобы работать именно по составам? Старинов их подготовил к лету 1943 года? В каком количестве? Работали тем, что было. Дорого яичко ко христову дню.