Перспективные ракеты-носители российской разработки

35
Перспективные ракеты-носители российской разработки
Старт ракеты "Ангара-А5", декабрь 2021 г. Фото Минобороны РФ


В настоящее время российская космонавтика использует несколько типов ракет-носителей разных классов с отличающимися характеристиками и возможностями. Кроме того, ракетно-космическая отрасль ведет разработку нескольких новых проектов подобной техники. Уже в течение этого десятилетия перспективные ракеты-носители выйдут на испытания и/или доберутся до полноценной эксплуатации.



Модульный комплекс


Главные надежды и ожидания российской космонавтики связаны с перспективным семейством модульных ракет-носителей «Ангара». Этот проект создавался с начала девяностых годов и в течение долгого времени сталкивался с серьезными трудностями. Тем не менее, в последние годы удалось получить часть желаемых результатов, и в обозримом будущем ожидаются новые успехи.

В июле 2014 г. состоялся первый испытательный пуск легкой ракеты «Ангара-1.2ПП» в нештатной конфигурации, в ходе которого успешно продемонстрировали работу всех систем и агрегатов. Первый полноценный пуск носителя нового семейства выполнили 23 декабря того же года – с космодрома Плесецк взлетела ракета тяжелого класса «Ангара-А5». В 2021 и 2022 гг. провели еще два таких испытания.

29 апреля 2022 г. легкая унифицированная ракета-носитель «Ангара-1.2» впервые взлетела в штатной конфигурации. В октябре этот успех повторили в ходе второго пуска. Сообщается, что на этом летные испытания изделия легкого класса завершены, и теперь его будут готовить к полноценной эксплуатации.


Старт "Ангары-1.2", апрель 2022 г. Фото Минобороны РФ

На текущий 2023 г. запланировано два новых пуска тяжелой «Ангары-А5», и сейчас ведется необходимая подготовка. Так, 31 июля агентство ТАСС опубликовало слова генерального директора Центра им. М.В. Хруничева Алексея Варочко. Он рассказал, что первая ракета для будущего пуска находится на стадии сборки, и работы идут в соответствии с графиком. Осенью готовое изделие отправят на космодром Восточный.

Как минимум, один старт планируется на следующий год. По известным данным, «Ангара-А5» отправит на орбиту новый спутник оптической разведки серии «Аракс», отличающийся большими габаритами и массой. На 2025 г. уже запланировано два пуска. Тяжелым ракетам предстоит обеспечить вывод новых нагрузок от «Роскосмоса». Кроме того, не позднее 2024-25 гг. ожидаются первые пуски легкой ракеты «Ангара-1.2» с той или иной нагрузкой, в т.ч. с коммерческими космическими аппаратами.

Таким образом, проект «Ангара» успешно продвигается вперед и решает поставленные задачи. Тяжелая ракета нового семейства приближается к началу полноценной эксплуатации, а легкий образец справился с летными испытаниями. В ближайшие годы удастся начать их полноценную эксплуатацию в интересах разных заказчиков. При этом предприятия-разработчики семейства из состава «Роскосмоса» продолжают проектировать новые унифицированные ракеты семейства и создают задел на отдаленное будущее.

Новый «Союз»


Продолжаются работы по перспективной ракете-носителю среднего класса «Союз-5». Этот проект Ракетно-космической корпорации «Энергия» стартовал в середине прошлого десятилетия и уже успел пройти несколько ранних стадий. Так, в 2017 г. началось эскизное проектирование будущего изделия, которое удалось завершить в 2020-м. Кроме того, в 2020-21 гг. началась подготовка производства отдельных агрегатов и ракеты в целом.


Ракеты-носители семейства "Союз". Справа - перспективный "Союз-5". Фото Wikimedia Commons

В 2021 г. Ракетно-космический центр «Прогресс» приступил к изготовлению отдельных узлов и систем «Союза-5» для проведения стендовых испытаний. Первые тесты таких изделий состоялись уже осенью 2021 г. и подтвердили правильность расчетов. Год назад, в июле 2022 г., прошли первые огневые испытания двигателя новой ракеты.

1 августа 2023 г. издание «Взгляд» опубликовало заявление гендиректора по развитию РКЦ «Прогресс» Даниила Субботина о текущем положении дел. По его словам, сейчас «Союз-5» находится на стадии наземной отработки. Составные части ракеты-носителя проходят испытания, предусмотренные техническими регламентами. Все процессы идут успешно и в целом соответствуют графику.

Параллельно с работами по ракете-носителю идет строительство наземного комплекса на космодроме Байконур. Эти мероприятия осуществляются в сотрудничестве с Казахстаном в рамках совместного проекта «Байтерек». Издание «Взгляд» указывает, что западные санкции негативно повлияли на выполнение этого проекта, и его будущее оказывается под вопросом.

Ранее сообщалось, что ракета «Союз-5» выйдет на летно-конструкторские испытания в 2025 г. Гендиректор по развитию РКЦ «Прогресс» сообщил, что такие планы остаются актуальными. Вероятно, к этому сроку успеют достроить и стартовый комплекс на Байконуре.

Многоразовое направление


Еще в 2013 г. стало известно, что российские предприятия прорабатывают возможность создания перспективного ракетного двигателя на сжиженном природном газе. Такую двигательную установку могла бы использовать новая ракета-носитель или модифицированный вариант одной из существующих. В дальнейшем эти идеи получили развитие, и в 2020 г. дошли до стадии эскизного проектирования.


"Союз-5" в полете. Графика "Роскосмос"

Проект ракеты на СПГ успел сменить несколько названий. Изначально его именовали «Союзом-7», а затем появились обозначения «Союз-СПГ» и «Амур-СПГ», указывающие на основную особенность проекта. Кроме того, корректировались цели проекта. Изначально речь шла только о ракете-носителе на новом топливе, а затем ее предложили сделать многоразовой.

Согласно техническому заданию, «Союз-СПГ» будет ракетой-носителем среднего класса с характеристиками на уровне существующих образцов. Изделие должно использовать более дешевое и доступное топливо на основе метана. Первая ступень будет многоразовой; планируется обеспечить до сотни пусков. При этом предстоит не только создать конструкцию ракеты, но и проработать вопросы поиска и эвакуации отработавших блоков для повторного использования.

Разработкой новой ракеты занимается РКЦ «Прогресс». Идет создание собственно ракеты и сопутствующих систем, а также начат поиск оптимальных районов приземления многоразовых блоков. На проведение всех необходимых работ требуется еще несколько лет. Первый старт готового «Амура-СПГ» ожидается не ранее 2028 г., а полноценная эксплуатация ракеты начнется уже в тридцатых годах.

Другие проекты


В настоящее время российская ракетно-космическая промышленность разрабатывает сразу несколько проектов перспективных ракет-носителей. Наиболее успешные образцы в виде двух модификаций «Ангары» уже справились с испытаниями и готовятся к полноценной эксплуатации. В ближайшие годы ожидается первый старт «Союза-5», а к концу десятилетия полетит «Союз-СПГ».

Кроме того, существует несколько других проектов, которые пока находятся на более ранних стадиях, и их реализация остается делом отдаленного будущего. Так, разрабатываются две новые модификации тяжелой ракеты «Ангара-А5». Также должно продолжаться расширение семейства, за счет которого удастся более полно использовать потенциал модульной архитектуры.


Перспективный двигатель на сжиженном природном газе РД0164. Графика "Роскосмос"

С середины десятых годов идут работы по перспективной сверхтяжелой ракете-носителю «Енисей». За несколько лет в рамках этого проекта проработали общие вопросы и создали часть требуемых компонентов. Однако в феврале 2021 г. разработку «Енисея» временно приостановили из-за отсутствия некоторых компонентов и технологий. Возобновить ее планируют не ранее 2024 г.

В недавнем прошлом неоднократно сообщалось о появлении частных ракетно-космических компаний, которые намеревались создавать свои собственные ракеты-носители. Ввиду известных ограничений и отсутствия всех компетенций, речь пока шла о системах только сверхлегкого и легкого классов. Анонсированные проекты представляют определенный интерес, но их реализация – даже при оптимистичном сценарии – является делом отдаленного будущего.

Сегодня и завтра


Российская ракетно-космическая промышленность продолжает эксплуатацию современных ракет-носителей, а также работает над новыми проектами. Одни из перспективных образцов уже доведены до испытаний и эксплуатации, тогда как другие пока остаются на стадии разработки. Кроме того, некоторые проекты временно заморозили, и такие ракеты появятся только в отдаленном будущем.

Таким образом, «Роскосмос» и его предприятия имеют и выполняют планы развития основных направлений на несколько лет вперед – вплоть до начала следующего десятилетия. Значительное место в таких планах занимает разработка новых ракет-носителей и сопутствующего оснащения. Удастся ли реализовать все текущие задумки – покажет время, причем первые результаты не придется ждать долго.
35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Комментарий был удален.
  2. +5
    3 августа 2023 06:16
    удалось получить часть желаемых результатов, и в обозримом будущем ожидаются новые успехи. Как это по нашему, то медальный план на олимпиаду, то туча Армат и Су 57, теперь вот в будущем, правда неизвестно в каком, даже сроков нет, будем еще круче. Про танки с самолетами даже сроки называли, теперь обжегшись на током проколе, даты говорить нельзя. В будущем и вы главное верьте. Может в веке двадцать втором, а может позже laughing
  3. +7
    3 августа 2023 07:29
    Кирилл Рябов, подтверждает свою специализацию, поверхностного освещения темы. Спецы с Плесецка, говорят, что Ангара не выдает запланированную силу тяги и возникают проблемы с выводом на орбиту запланированного, веса груза.
    С этим и борются. Если, кратко то в Ангаре используют кислород и керосин, без токсичных присадок.
    1. +4
      3 августа 2023 15:17
      Это странно, кстати, тягу-то выдаёт двигатель, а он был сделан ещё фактически дедами в 70-80-х
      1. +3
        3 августа 2023 16:11
        Правильно, тягу дает двигатель, а двигатель для получения тяги использует топливо.
        1. 0
          3 августа 2023 17:14
          А как он на Атласах, Антаресах, Зенитах и Союзах 2.1в давал расчётную тягу? Я не слышал, чтобы в керосин там добавляли какие-то токсичные присадки. (Да и нетоксичные тоже.)
          1. +1
            4 августа 2023 08:10
            Про нетоксичность Ангары говорят в сравнении с Протоном.
            1. +1
              4 августа 2023 17:57
              Цитата: Негритенок
              Про нетоксичность Ангары говорят в сравнении с Протоном.

              Сравнение не корректное.У Протона совсем другая топливная пара.Жидкий кислород,постоянно испаряющийся военным не понравился.Для гражданского космоса еще пойдет.
              1. 0
                5 августа 2023 11:33
                Цитата: фа2998
                Сравнение не корректное

                Сравнение вполне корректное, поскольку Казахстан постоянно ставил вопрос о проблемности вонючек. В легко-среднем весе семейство Союзов вполне справляется. А вот Протон требовалось на что-то заменить.

                С другой стороны, параллельно с уходом вонючек остальные пуски тоже переносятся на Восточный, не так уж их и много осталось. Байканур всё.

                И да, ракеты на высококипящих компонентах в любом случае дикость. Гражданская космонавтика предпочитает менее проблемные топливные пары, военные РДТТ.
            2. +1
              6 августа 2023 07:04
              Чем Ангара нетоксичнее Протона, я понимаю. А почему двигатель на ней не даёт расчётной тяги (якобы из-за использования кислорода и керосина без токсичных присадок, хотя у других ракет на двигателях семейства РД-170 проблем с этим не было), я не понимаю. О том и был вопрос.
              1. +1
                6 августа 2023 10:42
                Вроде недоливы дельта ви были на этапе работы разгонного блока, а не РД. Тут явно не к автору вопрос, он не шарит.
    2. +1
      3 августа 2023 15:41
      "Главные надежды и ожидания российской космонавтики связаны с перспективным семейством модульных ракет-носителей «Ангара»" - мне все же видится, что "рабочей лошадкой" станет все же Союз-5, а затем и Союз-СПГ. ЦСКБ и Прогресс постоянно москвичи задвигали с проектами, но в Самаре все отработано и для разработки, и для отработки, и для производства новой ракеты.
      1. 0
        4 августа 2023 11:54
        вот КБ Макеева уже скоро допилят детонационный двигатель - и все эти млрд рублей, и РН в топку
        это как РН Корона, масса 300 тонн с полезной нагрузкой 7 тонн на НОО - на обычном ЖРД
        масштабируют и детонационный ЖРД и увеличат саму РН Корона под большее количество детонационных двигателей
        к примеру масса вырастет до 1000 тонн, а груз уже до 100 тонн на НОО
        причем это уже многоразовая РН, на 1-й заправке в теории сможет слетать на орбиту и вернуться 2-3 раза
        1. 0
          4 августа 2023 12:33
          Насчет скоро - это когда? Лет через 10? А РН на таких двигателях еще лет через 10?
          Эффективность ракетного двигателя определяется в первую очередь удельным импульсом. Пока в теории удельный импульс ДД может быть на 5 - 10% выше, чем у ЖРД. На практике, как я понимаю, пока удельный импульс самых лучших ЖРД у ДД не достигнут. Хотя при сравнимом удельном импульсе масса ДД и сложность гораздо ниже, чем у ЖРД.
          А увеличение удельного импульса на 5% и снижение массы ДУ (несколько процентов в общей стартовой массе) вряд ли позволит обходиться одной ступенью.
          Если у вас есть конкретные новые данные по ДД - интересно будет узнать.
  4. +17
    3 августа 2023 08:14
    Проектов-то куча, толку мало. Многоразовая ракета? И дело за двигателем на газу? А нафига? РД-171м вполне себе многоразовый. Лень искать, но вроде рассчитан на 15 штатных пусков плюс ещё 10 сверх штата. Слишком мощный? Ну тогда есть "четвертинка" РД-190 или "половинка" РД-180. Аттестовать их на многоразовость не составит большого труда. Но видно мы в космонавтике достигли всего и нам только не хватает движка на газу. Проект " Ангара" на момент когда "Хруничев" выиграл конкурс был не просто Ангарой, а Ангарой-Чебурашкой. Я по образованию двигателист, но и моих знаний хватило, чтобы понять Чебурашка лететь не сможет. По этому через года два Чебурашку без всякого конкурса превратили в конструктор для создания семейства ракет Ангара 1, 3, 5 и даже 7. Круто! Просто берёшь и из стандартных элементов строишь себе нужную ракету. Если бы это было реализовано мы бы уже пожалуй действительно тритий на Луне разрабатывали. К сожалению от конструктора остались Ангара-1 и 5.Теперь за каким-то хреном потребовалась Ангара--СПГ и Союз-5. У нас нет сверхтяжа, но комиссия каких-то академиков сначала в 2018 году решила, что восстанавливать Энергию слишком дорого и дешевле и быстрее построить с нуля "Енисей", а на его основе построить супер сверхтяж " Дон". А потом этаже комиссия решила что свертяж нам не нужен и обойдемся Ангарой? И где эта Ангара? С 2014 года слетала три раза холостой и одни раз с полезной нагрузкой, которую не удалось вывести на орбиту. Аналогичная китайская ракета впервые слетал на два года позже и уже раз 10-11 выводила полезные нагрузки. Надо признать, что мы утратили способность создавать новую ракетную технику и поэтому по сути реально используем старую добрую Семёрку, которую Королёв создал за 4 года. Мы карлики, стоящие на плечах гигантов. Если мы и окажемся на Луне, то туда нас доставят китайцы.
    1. +1
      4 августа 2023 21:38
      Цитата: Вячеслав Ермолаев
      РД-171м вполне себе многоразовый. Лень искать, но вроде рассчитан на 15 штатных пусков плюс ещё 10 сверх штата.

      Двигатель действительно многоразовый , я слышал , что на 30 полных циклов ресурс расчитан , использовать планировали 10 раз .
      Но .
      Вопрос весь в том , как ступень после отработки спустить на землю . Планировали на парашютах , но ... как при этом сохранить целостность самой ступени и обеспечить относительно мягкую посадку ... Когда запускали первый раз "Энергию" и второй раз её же вместе с "Бураном" , ступени решили не спасать , оставить на будущее . Будущего не случилось , а парашютный спуск хоть в степи , хоть в тайге ... целостность конструкции , тем более для повторного использования , не гарантирует . Так что двигатели конечно многоразовые , а вот ракета - нет . Просто двигатель для такой ракеты получается сильно дороже , чем если бы изначально был одноразовым .
      Цитата: Вячеслав Ермолаев
      видно мы в космонавтике достигли всего и нам только не хватает движка на газу.

      Причина перехода на метан проста как дважды-два - после каждого полётного цикла двигатель керосиновый приходится перебирать и промывать от накоксований . Очень трудоёмкий и недешевый процесс . А вот матан таких накоксований не оставляет и двигатель можно чуть ли не сразу после проверки и тестов снова запускать . Вот в основном ради этого упрощения межполётной подготовки и понадобилсяметан в качестве топлива . Маску (ди и не одному ему) понадобилось обеспечить максимально возможную частоту пусков , дабы суметь вывести в определённый промежуток времени нужное количество спутников . Когда это осознали у нас , тоже решили заняться этой тематикой .
      Хотя о метановых двигателях для ... "Ангары" я прочитал ещё в середине 90-х ... видимо было одной из версий этого семейства ракет .

      Меня из всего сумбурного набора материалов в статье , заинтересовал вот этот самый - перспективный метановый двигатель РД-0164 . Однокамерный , тягой в вакууме на 390 т.с. (у земли 340 т.с.) ... это МНОГО . Да ещё и многоразовый . Если многоразовый , значит и ракета многоразовая . А раз так , то посадка только на двигателе (как у Маска) . А там ещё и дросселирование от 40 до 100% тяги . Если прикинуть сухой\посадочный вес такой ракеты и его стандартное соотношение к весу стартовому , то на ракете таких двигателей должно быть порядка девяти (опять же как у Маска на "Фэлкон-9") , чтобы тяга центрального двигателя соответствовала и слегка превосходила остаточный вес ракеты .
      9 х 340 = 3 060 т.с. - суммарная тяга двигателей у земли .
      Стало быть стартовый вес такой ракеты будет порядка 2400 т.
      Тогда вес полезной нагрузки , выводимый на опорную орбиту будет порядка 100 т. Вот вам и сверхтяж , тем более многоразовый .
      Остаётся лишь вопрос - как эту громаду первой ступени аккуратно приземлить на специально подготовленную площадку , а затем оттуда аккуратно перевезти к месту межпусковой проверки и подготовки . Тут задача на триллионы рублей . Пока получится , это сколько же добра перевести придётся .
      А какую инфраструктуру придётся создать ?
      А чтоб этим осознанно заниматься и выделять деньги щедрой недрогнувшей рукой , надо иметь ... ТАКУЮ космическую программу ... Короче программа обязана быть грандиозной , как и средства на неё потребные .
      Чтоб хотя бы раз в месяц выбрасывать на орбиту по 100 тонн полезного груза в сборе (ибо нечто мелкое можно выводить ракетами более мелкими , по частям) ... Собираемся обживать луну ?
      Или изображаем кипучую деятельность и неугасшую конструкторскую компетенцию ?
      Кому ?
      Для чего ?
      Если ради отправки маленькой станции на Луну (как 50 лет назад) нам приходится 15 - 20 лет переносить такой старт ?
      Цитата: Вячеслав Ермолаев
      Мы карлики, стоящие на плечах гигантов. Если мы и окажемся на Луне, то туда нас доставят китайцы.

      Возможно Вы и правы .
      "Свиньям звёзды не нужны" .
      Но очень хотелось бы ошибиться .
      1. 0
        11 августа 2023 19:13
        Остаётся лишь вопрос - как эту громаду первой ступени аккуратно приземлить на специально подготовленную площадку , а затем оттуда аккуратно перевезти к месту межпусковой проверки и подготовки . Тут задача на триллионы рублей .

        может прилепить раскладной планирующий блок-крылья и садить прямо на аэродром рядом с площадкой старта?
        или комбинированно - подводить на крыльях к старту и на небольшой высоте садить по парашютному на подготовленное поле ? уж лес то там 5*5км выпилят легко
        1. 0
          4 декабря 2023 08:43
          Смотрите Крыло СВ.

          (Ну и что, что короткий)
  5. +9
    3 августа 2023 08:24
    [Надо признать, что мы утратили способность создавать новую ракетную технику и поэтому по сути реально используем старую добрую Семёрку, которую Королёв создал за 4 года. Мы карлики, стоящие на плечах гигантов. Если ли мы и окажемся на Луне, то туда нас доставят китайцы.[/quote]
    А тут за 4 года только эскизный проект слепили... Зато бабла распилили и все при деле.
    1. 0
      3 августа 2023 13:31
      Да бабла на эти проекты только на эскизные проекты и выделяют
  6. +8
    3 августа 2023 08:47
    Таким образом, «Роскосмос» и его предприятия имеют и выполняют планы развития основных направлений на несколько лет вперед – вплоть до начала следующего десятилетия.


    Учитывая результаты «Роскосмоса», тут впору сказать что не планы они выполняют, а пилят бюджет... та же Ангара, разработка началась в 90х годах - проект должен был выстрелить в 00х - 10х г. но на 2023 год до сих пор, в стадии испытании... потратили огромные деньги, по срокам прошли всё что только можно, да и ещё тех. характеристики довольно спорны + по ценнику не конкурентноспособна, на мировом рынке. Если бы не военные то на проекте можно было, поставить крест.

    Большой так же вопрос, смогут ли реализовать водородную Ангару А5В, к 2030х годам. т.к. компетенции потеряны, сроки разработки постоянно сдвигаются и к 2026-2027 годам мы скорей всего увидим дальнейшие сдвиги.... а потом нам скажут, что принято решение вернуться к разработке Енисея, и будут его до ума доводить т.к. это более перспективное направление, за этим будущее и все в таком духе. Сроки уже на этот проект улетят к 2040-2050м годам (а там, если подход не изменится....история будет повторяться).

    И это трагедия для России, т.к. (США/Китай/Индия) не стоят на месте, и через 10-20 лет, будут иметь сверхтяжелые ракеты в железе, у США они в принципе уже есть (правда будущее Старшипа под вопросом), Китай - построит свой сверхтяж, Индия будет наступать на пятки (особенно если реализует NGLV в сверхтяжелом варианте) и начнётся гонка за Луну/Марс.... а вот сможем ли мы,что-то показать в железе к этому времени, вопрос.

    Так что правительству нужно особое внимание уделить срокам и ответственности должных лиц за такие проекты... а не так как сейчас, когда сроки уплывают в светлое будущее,и ответственности за это никто не несет.
    1. +2
      3 августа 2023 08:55
      hi Вам минусов за такие слова еще не накидали? Мне какие то "успешные космонавты" за подобное уже накидали. Видать у них мы до сих пор впереди планеты всей
    2. -3
      3 августа 2023 13:07
      Сверхтяжи? Водородная Ангара?

      А зачем вам это всё?
      1. 0
        4 августа 2023 20:01
        Цитата: Негритенок
        Сверхтяжи? Водородная Ангара?

        А зачем вам это всё?

        Ну уж точно, не бананы на Луне выращивать... laughing
    3. 0
      4 декабря 2023 09:22
      А что вы хотите? Даже Путина "удивила" з/п в космической отрасли. Дичайшая текучка, особенно среди молодежи. Соответственно, отсутствие преемственности, опыта. При этом численность "оптимизирована" так, что ни о каком "вылизывании" решений разговора не идет, просто физически этим некому и некогда заниматься. Это с одной стороны.
      С другой, все высокие руководящие должности давно заняты манагерами, которые понимают только в "денежных потоках". В Роскосмосе давно нет головы. Чуть не каждый год меняют программы на перспективу, то летим на Марс, то наЛуну, а то и, вообще, не сильно хотелось, то строим сверхтяжелую, то не строим. И заказы то открывают, то деньги кончились, останавливают, то снова открывают. А прежних разработчиков или нет, или они заняты другим. То же и с оборудованием и материалами. Заказ любой гайки порядка полугода - через все согласования, утверждения, тендеры.
      Прибавьте сюда санкции. Ведь теперь многие комплектующие надо или заново разрабатывать, или использовать родные, но с совершенно другими характеристиками.
      Как то так.
  7. +6
    3 августа 2023 12:04
    Выживут не только лишь все перспективные носители, возможно мало кто из них выживет. На метановые двигатели денег не нашлось, а для них, как и для водородных, на стартовых столах должна быть своя инфраструктура. Двигатели делаются по 8 -10 лет,
    РН по 5-7, старты ещё дольше. Плохо пошли дела с разгонными блоками для перспективных, без которых они бесперспективны. Буксует модернизация, причем со страшной силой. Такими темпами и до 50х границы можно двигать не сильно ошибаясь, если судить по многострадальной Ангаре.
  8. -4
    3 августа 2023 13:11
    Вот дурью маются, делают новые вариации бочек под топливо. Надо брать имеющуюся ракету и ставить её на конвейер, удешевлять за счёт массовости. На орбите собирать крупные объекты из блоков.
    .
    Новый космодром лучше всего иметь на северном побережье Ирана. туда легко доставлять грузы из Самары, в том числе самые большие.
    .
    Новую орбитальную станцию следует делать на экваториальной орбите и использовать как базу для сборки геостационарных спутников... Полярную орбиту для ОС нам навязывают грантоеды-предатели...
  9. 0
    3 августа 2023 13:34
    У России проблема не в ракетах, а в отсутствии грузов для них. А грузы стоят на порядки больше, чем сами ракеты. Зачем нам сверхтяж, если никто не строит сверхтяжелых грузов? Просто кучу заводов пытаются поддерживать на хоть каком-то уровне, которые в теории должны на Марс караваны ракет засылать
  10. 0
    3 августа 2023 17:04
    Российская ракетно-космическая промышленность продолжает эксплуатацию современных ракет-носителей, а также работает над новыми проектами


    Не совсем понятно что автор имеет ввиду под словосочетанием "современные РН", ибо все находящиеся РН на службе у РФ - модернизации ракет, созданных ещё в середине прошлого века. "Ангара" - это вообще отдельная песня. РН начали разрабатывать в 90-х, и на данный момент она лишь на стадии испытаний, в то время как её ровесники - РН из других стран, уже заканчивают свой срок службы и им на смену приходит новое поколение, на фоне которых "Ангара" не очень выгодно смотрится. Ни метана, ни многоразовости.

    В ближайшие годы ожидается первый старт «Союза-5»


    К сожалению проект обречён на вечные переносы, либо на полную отмену или заморозку, ибо на данный момент "Союзу-5" попросту неоткуда лететь, поскольку совместный проект РФ и Казахстана "Байтерек" стоит на месте, а это и есть та самая стартовая площадка для "Союза-5". Зачем ему пусковая площадка с РН, который никто не будет покупать?
  11. +2
    3 августа 2023 21:14
    Как читать такие статьи? Краткая выжимка, непонятно чего, которое переносилось не поймешь сколько раз. Мы вообще чего хотим то, цели и задачи у нас какие? Вот зачем нам союз 5? Под него есть полезная нагрузка? Почему из всех утюгов кричат про модульность ангары, но про среднюю А3 глухая тишина? Я вообще предлагаю роскосмос как госкорпорацию расформировать и передать в подчинение росатома. Если уж у них не получится навести порядок и гнуть одну линию, то нам уже ничего не поможет.
  12. 0
    4 августа 2023 00:03
    Какой-то странный перспективный двигатель. Сопло лишь в 1,5 раза меньше, чем у амерского Ф-1. Он, вообще-то, чисто теоретически, будет работать?
  13. -1
    4 августа 2023 01:14
    В общем, везде отстаем. Печально это всё.
  14. -1
    4 августа 2023 17:32
    перспективные, разработки - какие актуальные термины для негалошевой эпохи
  15. 0
    6 ноября 2023 11:11
    Боюсь, в обозримом будущем России будет не до космоса. Спутники-шпионы будут запускать, но не более. Страна, упустившая свой исторический шанс на своевременную модернизацию - не сможет в 2 прыжка преодолеть растущую пропасть с мировыми технологическими лидерами.
  16. 0
    28 ноября 2023 17:16
    Перспективная Ангара? А Кирилл Рябов знает сколько она уже разрабатывается и запускается в производство? Видимо нет. А что там перспективного?

    Союз-7, ну в теории, перспективное. Макеевская Корона перспективная. И всё.
  17. 0
    27 марта 2024 14:55
    "На текущий 2023 г. запланировано два новых пуска тяжелой «Ангары-А5»"- запустили? Ага. Только планируют, обещают и макеты показывают. В этом году и от Индии в космосе вполне можем отстать.