Кастелло-делла-Манта: замок прекрасных фресок

42
Кастелло-делла-Манта: замок прекрасных фресок
Внушительная масса замка Кастелло-делла-Манта на фоне Котийских Альп смотрится очень романтично


…сердце свое он устремляет на то,
чтобы изображение было похоже,
и забота его – о том,
чтоб окончить дело в совершенстве.

Книга Премудрости Иисуса, Сына Сирахова, 38:28

Документы истории. Может ли замок быть «документом истории»? О да, ещё как может, причем не только в области архитектуры. Иные из них содержат в своих стенах множество артефактов, которые дают нам возможность познакомиться с прошлым, приблизить его к себе, увидеть, так сказать, своими собственными глазами.



Иногда история находится прямо у них на стенах, подчас от самого пола и до потолка, и это, как вы, наверное, уже догадались, не что иное, как фрески. Обычно ими в Средневековье расписывали стены монастырей и соборов. Но были и исключения, как же без них.

Вот и сегодня мы отправимся в один из замков Италии, причем внешне он не особо и примечателен, чего не скажешь о его внутреннем убранстве. А внутри на его стенах совершенно уникальные фрески. Замок этот называется Кастелло-делла-Манта, а находится он в городке Манте неподалеку от Салуццо (всего в 4 км на юго-запад), в провинции Кунео района Пьемонт на севере Италии, в 70 км к югу от Турина – столицы региона.


Интерьеры замка по-настоящему роскошны. Фото fondoambiente.it


Мебель, утварь, отделка стен и потолков – все соответствует своим историческим эпохам! Фото fondoambiente.it

Что же касается его истории, то она такова: когда в 1175 году город Манта стал вотчиной маркграфства Салуццо, маркграф Томмазо I построил рядом с ним замок на фундаменте более старой крепости, которая вместе с замками Ревелло, Верцуоло, Костильоле и Буска образовывала линию обороны у самого подножия Альп.

Новый замок на месте старого был построен в 1370 году маркграфом Томмазо III.

В эпоху готики замок увеличился в размерах, а в 1416 году он оказался в руках Валерано дель Васто, который был внебрачным сыном покойного маркиза Томмазо III и регентом в период несовершеннолетия молодого Людовико, который занял место отца в 1424 году как Людовико I. И вот как раз он-то и приказал украсить фресками зал для аудиенций (получивший название «Баронский зал»), в котором он в качестве регента осуществлял своё правление.

Фрески украшают зал для аудиенций, где Валерано вершил правосудие и принимал гостей. Скорее всего, они были предназначены для того, чтобы публично провозгласить законность его регентства и преемственность дома Дель Васто. Все они представляют собой уникальные свидетельства рыцарской культуры того времени. Причем на южной стене был изображен «Фонтан вечной молодости», увенчанный фигурой бога Любви и позаимствованный из мифа о вечной молодости и рыцарского романа «Роман де Фовель».


«Фонтан вечной молодости». Ок. 1416–1417 гг. Фото Криса Добсона


Фрагмент фрески «Фонтан вечной молодости». Женщина везет омолаживаться своего престарелого мужа. Старик говорит: «Если ты не опустишь бутылку, я дам тебе пощечину» (Se tu ne laises la botegla je te dunray desus l’oregla), жена отвечает: «Пока не напьюсь как следует, не отниму её от своих уст» (Ja ne sera de ma bocha ostea si sera ma goria bien arossea)

Противоположную сторону комнаты караулят девять отважных героев и девять античных героинь в одеждах XV века, которые отражают рыцарские идеалы воинских и нравственных добродетелей.

Получается, что войдя в зал для аудиенций с противоположного от камина конца, посетители зала для аудиенций Валерано оказывались между двумя очень разными циклами фресок слева и справа от них: разных как по сюжету, по качеству, и почему так, естественно, никому неизвестно, но то, что так было сделано специально – несомненно.

Однако фрески эти по праву считаются ярким примером провансальско-французского влияния на искусство региона, хотя одна стена (левая), как считают, была расписана местным художником. Фрески на левой стене имеют явное сходство с народным искусством региона, хотя они написаны очень искусной рукой.


«Баронский зал». Правая сторона. На фреске на стене «Баронского зала» (1416–1420) «Девять достойных» королей и королев прошлого. Среди мужских персонажей три библейских героя, три античных и три христианских. А также девять королев-воительниц. Фото Криса Добсона

Сюжетом является легенда о «Поиске источника молодости», взятой из «Книги странствующего рыцаря» («Странствующий рыцарь»), рыцарского романа, написанного покойным Томмазо III.

В этих отчетливо земных сценах старики и дряхлые появляются слева, затем в центре фрески они показаны раздевающимися и купающимися в бассейне фонтана, который волшебным образом их омолаживает. Многие из них решают тут же использовать свою вновь обретенную энергию, причем влюбленные пары в бассейне изображены в весьма комичных сценах, а их реплики с ними написаны на провансальском французском языке. Завершается эта сцена совсем уже юными персонажами, наслаждающимися охотой с ястребами.


Скамьи под фресками в «Баронском зале». Фото fondoambiente.it

Зато противоположная стена украшена фресками с рядом гораздо более крупных фигур «Девяти достойных мужчин» и «Девяти женщин-героинь», известных из истории и легенд и олицетворявших верность семье и городу, а ещё часто героически павших в битвах за правое дело. Под каждой фигурой указано её имя вместе со стихами из романа Томмазо III, и все они являются персонажами, которых странствующий рыцарь встречает во дворце госпожи Фортуны на страницах этого романа.


«Мужчины-герои». Фото fondoambiente.it


«Женщины-героини». Фото fondoambiente.it

Персонажи фрески изображают девять маркграфов Салуццо и их жен. Сам Валерано изображен в образе Гектора, за ним следует его отец Томмазо III, изображенный в образе Александра Македонского. Остальные герои: Юлий Цезарь (маркграф Федерико II), Иисус Навин (маркграф Томмазо II), Давид (маркграф Федерико I), Иуда Маккавей (маркграф Манфредо IV). Дальше идут король Артур (маркграф Томмазо I), Карл Великий (маркграф Манфредо III), Годфрид Бульонский (маркграф Манфредо I).


Томмазо I – король Артур


Томмазо II – Иисус Навин


Томмазо III – Александр Великий


Валерано – Гектор


Манфредо III – Карл Великий

Женщинами-героинями являются: Дейпиль (Элеонора ди Арбореа, жена Манфреда I), Синопа (Аласия фон Монферрат, жена Манфреда III), Ипполита (Беатрис ди Савойя, жена Томмазо I), Семирамида (Алоизия ди Сева, жена Манфреда IV), Этиопа (Беатрис Висконти, жена Федерико I), царица амазонок Лампедо (Рикарда Висконти, жена Томмазо II), Томирис (Беатрис ди Джиневра, жена Федерико II), Теука (Маргарита де Русси, жена Томмазо III) и Пентесилея (Клемензия Прована, жена самого Валерано).


Беатрис ди Джиневра, жена Фредерико II – Томирис, царица массагетов


Беатрис ди Савойя, жена Томмазо I – царица амазонок Ипполита


Рикарда Висконти – жена Томмазо II – царица амазонок Лампедо

Кстати, имя автора (авторов) фресок тоже осталось неизвестным, однако он все равно попал в историю искусства как «Мастер Манты» (Maestro del Castello della Manta), так что память о нем увековечена хотя бы таким способом.


Фрагмент фрески с «героями-мужчинами». Король Артур, Карл Великий и Готфрид Бульонский. Обращают на себя внимание доспехи и одежды всех трех персонажей, типичные для начала XV века…

Явная элегантность этих фигур справа намного превосходит то, что мы видим на противоположной стене: они источают некую потустороннюю уравновешенность и воспроизведены с ошеломляющим вниманием к деталям. Я бы даже сказал, что их лица лучше всего, что я когда-либо видел среди средневековых изображений.

Причем это не только искусство превосходного качества, но и высочайшей аллегорической сложности: ведь фигуры представляют собой членов дома Дель Васто и их супруг, а сам Валерано изображен в образе Гектора, сына царя Приама. Его можно узнать по девизу сюрко, которое он носит поверх доспехов. Приам и Гектор защищали Трою от вторжения греков, так что здесь явно виден намек на то, что Томмазо и Валерано так же героически готовы защищать свои земли от Дома Савойи.

Как здесь выше уже отмечалось, кто написал «Девять достойных» и «Девять героинь», неизвестно. Причем в этих красивых фигурах нет абсолютно ничего, что могло бы отнести их к провансальско-французской традиции. А вот к искусству Северной Европы их отнести и можно и должно. И тут нам явно следует посмотреть на… вдову Таммазо III, которая вполне могла участвовать в проекте, столь важном для памяти о её покойном муже.

Звали её Маргарет де Руси, и была она дочерью Хьюга II де Пьерпонта, графа де Руси и Брена и Бланш де Куси. То есть художника, выполнившего столь прекрасную работу, вполне могли отыскать при французском дворе в Париже или через него, а кроме того, семейные корни Маргарет вполне могли заставить её обратиться к мастеру с севера. Ведь Руси лежит на севере Франции, близко к границе с Фландрией. Так что, судя по манере письма и деталям доспехов, в которые они облачены, автором этих захватывающих дух фресок вполне мог быть фламандский художник.

Ну а заканчивая историю самого замка, следует сказать, что в 1587 году он был ещё раз перестроен, соответственно веяниям новой эпохи.

В 1793 году умер последний потомок Валерано, и строение начало постепенно приходить в упадок. В 1860 году были снесены его внешние укрепления. И был этот замок со всеми своими прекрасными фресками позабыт и заброшен вплоть до 1984 года, когда он перешел в собственность FAI – Fondo Ambiente Italiano (Итальянский экологический фонд), который сразу же приступил к его реставрации.

Туристам, осматривающим замок, рекомендуют также посетить служебные помещения с подвалами и большой кухней, с цилиндрическим сводом и грандиозным камином. И замковую церковь, построенную по заказу Валерано и украшенную фресками, посвященным Страстям Христовым, в тени которой можно наслаждаться очаровательным видом на зеленые холмы Валь Варайта.

Рядом с замком находится ещё одна церковь Богородицы с фресками XV и XVI веков и часовня Воскресшего Христа, построенная по заказу Микеле Антонио Салуццо в конце XVI века.
42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    9 августа 2023 04:48
    Брависсимо, Вячеслав. Примите искреннюю признательность за прекрасный рассказ.
    Как только они определяли, где Гектор, а где Готфрид Бульонский.
    1. +3
      9 августа 2023 05:45
      Цитата: Галеон
      Брависсимо, Вячеслав. Примите искреннюю признательность за прекрасный рассказ.
      Как только они определяли, где Гектор, а где Готфрид Бульонский.

      Предположу, что по хронологии расположения фресок на стенах. В ряде случаев помахают сюрко и геральдика, в том числе дивизы. Ряд персонажей идентифицируется на раз-два. С другими сложнее. Возможно сохранились письменные свидетельства.
    2. +4
      9 августа 2023 08:06
      Кто они?
      ..
      Этой проблемы никогда не было. Хозяева замка, говоря сегодняшним языком, утвердили (утверждали) проект и художник рисовал зная кого он рисует. И эти знания дошли до наших дней.

      Нам непонятно, потому что мы не
      знаем ни геральдику, а на картине у каждого героя свой герб, ни достаточно, историю.
    3. +2
      9 августа 2023 09:55
      Цитата: Галеон
      где Готфрид Бульонский.

      На нем же надет жюпон с гербом Иерусалимского королевства: крест с перекрестиями тау и 4 креста вокруг.
    4. +2
      9 августа 2023 09:56
      Цитата: Галеон
      Примите искреннюю признательность

      Принимаю! Спасибо!
  2. +5
    9 августа 2023 05:26
    Ну вот, могли же рисовать красиво good
    Женские персонажи отступают от канона: три язычника, три еврея, три христианина. Здесь одни Амазонки и язычницы.
    Видимо, вариаций тройной тройки или "девяти достойных" было множество.
    П. С. Интересно, что ко времени написания романов о "девяти достойных" уже существовала четвёрка карточных королей и королев. Показалось мало или игры с нумерологией какие-то? Представляете, что если после этого карточных мастей стало бы 9? Или 12?
    1. +4
      9 августа 2023 05:40
      Цитата: тлауикол
      Ну вот, могли же рисовать красиво good
      Женские персонажи отступают от канона: три язычника, три еврея, три христианина. Здесь одни Амазонки и язычницы.
      Видимо, вариаций тройной тройки или "девяти достойных" было множество.
      П. С. Интересно, что ко времени написания романов о "девяти достойных" уже существовала четвёрка карточных королей и королев. Показалось мало или игры с нумерологией какие-то? Представляете, что если после этого карточных мастей стало бы 9? Или 12?

      Замечу все это под бочком самого папы laughing
      Честной компании привет и доброго дня!!!
      Вячеславу Олеговичу огромнейшее спасибо, получил искренние удовольствие от статьи и особенно фресок!!!
      1. +4
        9 августа 2023 07:10
        Замечу все это под бочком самого папы
        Папе немного не до того было, только что закончился Великий западный раскол...
        1. 0
          9 августа 2023 18:52
          Цитата: 3x3zsave
          Замечу все это под бочком самого папы
          Папе немного не до того было, только что закончился Великий западный раскол...

          Дружище если смотреть по существу, то понтификату всегда было не до того! Ересь здесь, ересь там или вообще проблема не дай бог папесу выбрать вместо папы!!!
          Доброго вечера!
    2. +5
      9 августа 2023 07:06
      Интересно, что ко времени написания романов о "девяти достойных" уже существовала четвёрка карточных королей и королев.
      Легенда приписывает изобретение карточной колоды Эакмену Грингоннеру, шуту Карла VI Безумного, в 1392 году. Все "картинки" в колоде соотносятся с реально существовавшими людьми , либо библейскими персонажами. Окончательная персонификация "картинок" завершилась через 100-150 лет после предполагаемого изобретения.
      1. +5
        9 августа 2023 12:11
        Легенда приписывает изобретение карточной колоды Эакмену Грингоннеру, шуту Карла VI Безумного, в 1392 году.

        Карты в Европу с Востока завезли "до того"
        Jacquemin Gringonneur не был шутом, он был парижским художником, который упоминается как "раскрасивший три колоды карт" один раз в отчете, опубликованном в 1704 году и впоследствии пропавшем. Притом, судя по исследованиям, это были колоды так называемого "флорентийского Таро".


        Карта "Император" из колоды, принадлежавшей, предположительно, Карлу VI.
        1. +3
          9 августа 2023 13:24
          Вероятно Вы правы. Когда я интересовался этим вопросом, не акцентировался на происхождением самих карт, а больше был заинтригован попаданием Ла Гира в эту компанию суперменов.
          1. +2
            9 августа 2023 16:18
            был заинтригован попаданием Ла Гира в эту компанию суперменов

            Étienne de Vignoles имел прозвище La Hire. Происхождение этого "никнейма" неизвестно. Версий выдвигается много, но ни одна из них не имеет подтверждения.
            Валет червей во французской колоде называется Lahire. Происхождение этого названия тоже неизвестно.
            То, что оно связано с соратником Жанны д'Арк - всего лишь версия, документально не подтвержденная.
            1. +1
              9 августа 2023 17:41
              Елизавету Йоркскую, как прототип дамы червей, Вы не будете отрицать?
              1. +2
                9 августа 2023 18:53
                Елизавету Йоркскую, как прототип дамы червей, Вы не будете отрицать?

                Буду, конечно. Во французской колоде дама червей - Judith, то ли в честь библейского персонажа, то ли Юдифи Баварской. Да и не могло быть в то время на французских картах английской королевы. В Англии же карты были под строгим запретом и не производились до 1628 года. К этому времени персонажи, изображенные на картах, стали абстрактными.
                1. +3
                  9 августа 2023 19:13
                  Буду, конечно.
                  Я даже не сомневался!!!))) Ваши варианты персонификации игральной колоды?
                  К слову, меня так и подмывало дать герб д'Виньоля, как символ цеха гасконских виноделов, под недавней статьей Шпаковского о гильдейских гербах (ну так, ради озорства), но на что-то отвлекся...
                  1. +1
                    9 августа 2023 19:32
                    Ваши варианты персонификации игральной колоды?

                    Король пик - David - библейский персонаж.
                    Король крестовый - Alexandre - Александр Македонский.
                    Король бубновый - Cæsar - вероятнее всего - Юлий Цезарь.
                    Король червовый - Charles - тут фигурируют два варианта, чаще Карл Великий, реже Карл VII.
                    Дамы в том же порядке - Pallas (Паллада), Argine (возможно от латинского "regina"), Rachel (склоняются к библейскому персонажу), Judith (обсудили выше).
                    Валеты. Hogier (Ожье, такой персонаж есть в "Песне о Роланде), Lancelot, Hector, Lahire.
                    1. +1
                      9 августа 2023 19:52
                      Ну, в общем, проекция сюжета о "девяти достойных" и никакой интриги!...
                      Как скучно им было жить! С такой тоски повеситься несложно и я как-то проникся уважением к некоторым историческим персонажам.
                      1. +1
                        9 августа 2023 20:01
                        Как скучно им было жить!

                        Да я бы не сказал.
                      2. +1
                        9 августа 2023 20:06
                        Я бы тоже. Но "подурковать"-то можно? С высоты прожитых столетий?)))
    3. +3
      9 августа 2023 09:53
      Цитата: тлауикол
      уже существовала четвёрка карточных королей и королев.

      Надо будет посмотреть. Интересно!
  3. +6
    9 августа 2023 08:25
    Да уж... замок и в самом деле очень красивый! Баронский зал тоже!
  4. +4
    9 августа 2023 08:26
    Интересный подбор героев и героинь.

    Как будто чью то маску надеваешь. Только масштаб, конечно, покрупнее.
    1. +5
      9 августа 2023 08:35
      Цитата: Korsar4
      Интересный подбор героев и героинь.
      Согласен! Весьма необычный!

      Добрый день, Сергей! hi
      1. +4
        9 августа 2023 08:42
        Приветствую, Артем!

        У каждой цивилизации, вероятно, может быть свой «иконостас».

        И велик масштаб фигуры или легенд о ней, чтобы спустя столетия вспоминали.
        1. +5
          9 августа 2023 08:47
          Цитата: Korsar4
          У каждой цивилизации, вероятно, может быть свой <<иконостас >>.

          На вкус и цвет товарища нет.
          yes
          1. +2
            9 августа 2023 19:06
            Цитата: Kojote21
            Цитата: Korsar4
            У каждой цивилизации, вероятно, может быть свой <<иконостас >>.

            На вкус и цвет товарища нет.
            yes

            Осмелюсь предположить Артем, что с выбором героев связан больше не цивилизацией, а эпохой, точнее доступностью источников у заказчика и его окружения.
            Думаю километров 25 севернее, южнее или восточнее от замка выбор приоритетов был-бы другим.
            1. +1
              9 августа 2023 20:11
              Вполне возможно, хотя предположил если что Сергей, а не я.

              Добрый вечер, Влад! hi
              1. +2
                9 августа 2023 20:37
                Дорогой Артем, я больше про фломастеры и их вкусовые качества. Банально попытался найти системный вывод!
                1. 0
                  9 августа 2023 22:09
                  Цитата: Коте пане Коханка
                  Дорогой Артем, я больше про фломастеры и их вкусовые качества. Банально попытался найти системный вывод!

                  И как успехи?
                  P.S. Если что, я в том комментарии просто вспомнил одну поговорку...
  5. +3
    9 августа 2023 08:33
    Зато противоположная стена украшена фресками с рядом гораздо более крупных фигур «Девяти достойных мужчин» и «Девяти женщин-героинь», известных из истории и легенд и олицетворявших верность семье и городу, а ещё часто героически павших в битвах за правое дело. Под каждой фигурой указано её имя вместе со стихами из романа Томмазо III, и все они являются персонажами, которых странствующий рыцарь встречает во дворце госпожи Фортуны на страницах этого романа

    Это классический средневековый сюжет, получивший название "Девять достойных" (Nine Worthies, Les Neuf Preux, Nove Prodi). Эти "достойные" олицетворяли рыцарские идеалы и их жизнь и деяния были весьма желательны для изучения претендующих на рыцарское звание.
    Впервые "девять достойных" описаны в поэме Vœux du paon (1312 год) Жак де Лонгюйона, которую он написал для льежского епископа Тибо де Бара, черпая вдохновение из еще более раннего произведения - La Légende dorée (жития святых "Золотая легенда") Иакова Ворагинского.
    В число "достойных" включили трех языческих героев (Гектор, Александр Македонский, Юлий Цезарь), трех героев Ветхого завета (Иисус, Давид, Иуда Маккавей), и Les trois heros chretiens - три христианских героя (Король Артур, Карл Великий, Готфрид Бульонский).
    В конце XV века Жан Маро, придворный поэт Анны Бретонской, попытался включить в число "достойных" и Людовика XII, но "инициатива" поддержки не получила.
    К концу XIV века появились и Lady Worthies - Леди Достойные. Правда, в отличие от "мужского списка", дамы с постоянными кандидатурами так и не определились, поэтому можно встретить разные "комбинации".
    Сюжет был очень популярен. Выражаясь современным языком - любимый сюжет для украшения средневековых аристократических резиденций, особенно во Франции. Людовик Орлеанский даже замок Пьерфон построил с девятью башнями, названными именами "девяти достойных".



    Neun Gute Helden на фасаде ратуши Кельна. Самое старое из сохранившихся изображений сюжета. XIV век.
    1. +4
      9 августа 2023 10:33
      Цитата: Frettaskyrandi
      "девяти достойных".

      А вот и семь самых достойных князей Священной Римской империи, которые выбирали самого кайзера (так по-немецки назывался император):
      Слева направо: архиепископы Кёльна, Майнца и Трира, пфальцграф Рейнский, герцог Саксонии, маркграф Бранденбургский и король Богемии. На гравюре изображена их "сессия"во время избрания Генриха VII кайзером. Эта гравюра является самым первым изображением рейхстага -- собрания курфюрстов.

      Добрый день, Виктор Николаевич! hi
  6. +4
    9 августа 2023 08:49
    Доброе утро всем! hi
    Да, вот такие пироги...
    А Вячеславу Олеговичу большое спасибо за статью! Творческих ему успехов!
  7. +4
    9 августа 2023 10:08
    позаимствованный из мифа о вечной молодости и рыцарского романа «Роман де Фовель».
    Под впечатлением этого романа Хуан Понсе де Леон отправился в экспедицию на поиски фонтана и открыл полуостров Флорида в 1513 году. smile
    1. +1
      9 августа 2023 10:40
      Цитата: kor1vet1974
      позаимствованный из мифа о вечной молодости и рыцарского романа «Роман де Фовель».
      Под впечатлением этого романа Хуан Понсе де Леон отправился в экспедицию на поиски фонтана и открыл полуостров Флорида в 1513 году. smile

      Видимо, на этом острове было много растений, так как Флора -- древнеримская богиня всего цветущего.
      1. +5
        9 августа 2023 11:10
        В переводе с испанского Флорида означает "цветущая". Высадившись на полуостров, Хуан Понсе де Леон, был поражен живописными и богатыми землями.Воображение,естественно разыгралось и стал исследовать его,пробовал воду из каждого источника и ждал когда помолодеет.Но увы,чуда,не произошло.
      2. +4
        9 августа 2023 11:28
        Под впечатлением этого романа Хуан Понсе де Леон отправился в экспедицию на поиски фонтана и открыл полуостров Флорида в 1513 году

        В "Романе де Фовель" о Fontaine de Jouvence нет ни слова. Миф этот имеет тысячелетнюю истории, встречается еще в сочинениях Геродота, пресвитера Иоанна, в германской и кельтской мифологии и в мифологии индейцев как Южной, так и Северной Америки.
        По легенде, появившейся уже после смерти Хуана Понсе де Леона, именно от индейцев он узнал об чудодейственном источнике на острове Бимини, который восстанавливает "мужскую силу" и отправился на его поиски. С "легкой руки" Антонио де Эрреры-и-Тордесильяса легенда эта получила распространение.
        1. +4
          9 августа 2023 11:54
          А собственно,какая разница?Хуан Понсе де Леон наслушавшись легенд,как Дон Кихот,который начитался рыцарских романов,отправился на подвиги,я больше это имел в виду. smile hi
          1. +4
            9 августа 2023 12:15
            Хуан Понсе де Леон наслушавшись легенд,как Дон Кихот,который начитался рыцарских романов,отправился на подвиги

            Хуан Понсе де Леон отправился не на подвиги, а за золотом, о наличии которого ему поведали те же индейцы. Золота в тот раз он не нашел, хотя оно там действительно было, нашли его и добывали в конце XIX века в Майка Росса Голд-Хед-Бранч.
            1. +3
              9 августа 2023 12:57
              Хуан Понсе де Леон отправился не на подвиги, а за золотом
              Это было тогда совместимыми понятиями,Реконкиста,еще не отпускала. smile Прочно,засела.. smile
  8. +3
    9 августа 2023 15:43
    Всем доброго здоровья. День выдался "жаркий": много работы и некогда в телефон глянуть.
    Вячеслав Олегович, меня давно занимает вопрос: средневековье, рассвет религиозного фанатизма, а некоторые сеньоры используют языческие символы(рассказывали про князя Лихтенштейн с Венерой на шлеме) как церковники с этим мирились? Возможно, епископу по фиг, а местные кюре боялись: начнёшь "волну гнать" , а епископу не понравится. Быть"святее папы Римского"чревато : подсидеть меня решил? И "моментально в море" (С)
    1. +2
      9 августа 2023 17:38
      Главное было не в том, чтобы не согрешить, а вовремя покаяться! Кайся и делай что хочешь!