Практичное Средневековье: работа по совместительству

64
Практичное Средневековье: работа по совместительству
Повозка простолюдина никоим образом не должна была мешать проезду знатного сеньора. Их всегда следовало пропустить первыми! Рисунок Пьера Пробста


…сделай себе две серебряные трубы, чеканные сделай их, чтобы они служили тебе для созывания общества и для снятия станов;
Книга чисел, 10:2

Документы истории. В Средние века над всеми прочими людьми господствовала знать, как светская, так и церковная. Им были и честь, и место, а всем прочим следовало поскорее убираться с их пути. Но всё её могущество опиралось на множество людей, подчас совершенно незаметных, а то и презираемых. Вот только обойтись без них было совершенно невозможно.



А ещё Средневековье было временем жёстких ограничений для членов цеховых организаций. Ни один мастер не мог работать больше другого, даже если он мог это делать. Не мог работать по ночам и в праздники. Не мог совмещать два разных ремесла, то есть состоять членом сразу двух цехов. Не мог, не мог, не мог… Но… даже тогда в том же Нюрнберге многие члены братств Менделя и Ландауэра не только занимались каким-то одним делом, но ещё и совмещали его с другим занятием. Причём никто им этого не запрещал, так что работали они сразу на двух работах вполне легально. Так что практичные люди встречались и тогда и вполне успешно подрабатывали себе на жизнь, совмещая сразу два занятия. Вот об этих-то людях и пойдёт сегодня наш рассказ!


Сторож по имени Тернер стоит в башне и трубит ежечасный сигнал. 1433 год. (Amb. 317.2° Folio 54 verso (Mendel I))


Брат Вильгельм по фамилии Майер одновременно и ювелир, и смотритель на башне. То есть на данной иллюстрации изображены сразу две разные профессии одного брата. И, видимо, никто не мешает ему их совмещать. В качестве сторожа он стоит в башенной камере и, когда надо, дует в трубу, в то время как его рабочий стол с инструментами ювелира находится прямо возле башни. На нём лежат наковальня, молоток и резец, а также готовая чаша с тремя изогнутыми ножками и состоящая из двух частей чаша для питья. 1509 год. (317.2° Folio 127 verso (Mendel I))

В Средние века многие города имели своё собственное самоуправление и не подчинялись ни крупным феодалам, ни даже королю. Потом, правда, в большинстве своём они такой свободы лишились, однако в любом случае в них сохранялось городское самоуправление, касающееся внутригородских дел. Соответственно, городские магистраты набирали себе в штат немалое количество «поставщиков услуг», которых сегодня мы назвали бы «работниками коммунального хозяйства». Эти люди чистили выгребные ямы, подметали базарную площадь и редкие замощённые улицы, зажигали по ночам фонари, словом, занимались тем, что облегчали жизнь горожанам.

Среди них были и более привилегированные профессии, на которые братства Менделя и Ландауэра как раз и старались продвигать своих людей. Например, почётной была должность башенного трубача. Сидя в высокой башне и обозревая окрестности, они извещали жителей города о прибытии высокопоставленной персоны, смене времени суток (таким образом, выполняя роль своеобразных часов), приближении к городу вражеского войска и других событиях.


Стефан Вейнман, член братства и явно человек весьма деятельный. На иллюстрации показано, как он сидит за рабочим столом, поставив ноги на небольшую подставку. Маленьким напильником он обрабатывает швейную иглу. Ещё иглы, два молотка и два шила, а также маленькие мисочки с иголками стоят перед ним на столе. Тем временем кошка гоняется за мышкой у него за спиной. А вот красивый вид на церковь и башню на заднем плане указывает на то, что он умудряется подрабатывать ещё и городским трубачом. Там, высоко на башне, рядом с солнечными часами, мы видим, как такой же трубач подаёт ежечасный сигнал – явное пояснение, что это его вторая (либо первая) работа. То есть одной только работы трубача или игольных дел мастера ему явно не хватает, и он одновременно совмещает два этих занятия 1555 год. (Amb. 317b.2° Folio 7 recto (Mendel II))

Интересно, что в наши дни, как и в течение многих столетий, в башне Мариацкого костёла в Кракове трубач в определённое время играет сигнал, но всякий раз мелодия его обрывается. Это связанно с легендой, относящейся ко времени татарского нашествия. Тогда городской трубач заметил приближение вражеских полчищ и ценою собственной жизни предупредил жителей об опасности. Он упал, сражённый татарской стрелой, не успев доиграть до конца сигнал тревоги. С тех пор его трубный сигнал никогда не доигрывается до конца!


Симон Надлер, брат. На иллюстрации из «Книги двенадцати братьев» показан также человеком очень занятым, поскольку он ежечасно подаёт сигнал в качестве городского трубача, а в перерывах делает иголки. На столе перед ним разложены инструменты его ремесла: маленькая наковальня и молоток; в руке он держит молоток и винтовой зажим с зажатой в ней иглой. Две коробки с иглами и целая стопка из иголок также находятся перед ним на столе. 1613 год. (Amb. 317b.2° Folio 89 verso (Mendel II))


Генскраг, член братства, профессия – звонарь. Стоит у открытого входа в небольшую церковь и тянет за верёвку от колокола, которая проходит через крышу к коньковой башенке с колоколом. Связка из четырёх ключей висит у него на поясе. Церковь, больше похожая на часовню, имеет небольшой утоплённый в стене алтарь и узкую двускатную крышу, на которой стоит башня. 1425 год. (Amb. 317.2° Folio 33 recto (Mendel I))

А вот профессия звонаря была не только весьма почётной, но и отнимала у него много времени, так что его просто не оставалось для занятия чем-то другим. Особенно если учесть, как часто приходилось в то время звонить в колокола, да ещё и вызванивать какую-то определённую мелодию! Хотя и лёгкой назвать её было трудно. Во-первых, звонарь должен был работать в любую погоду, подниматься на высокие колокольни и вдобавок ко всему обладать недюжинной силой, поскольку многие колокола отличались большим весом и раскачивать их, да ещё и в течение продолжительного времени было совсем нелегко. Звонить к тому же требовалось не только для нужд церкви. Звонили и в случае пожара, наводнения, нападения неприятеля, и нужно было уметь звонить весело или грустно, то есть смотря по обстоятельствам!


Брат Кунц, городской метельщик, тоже был очень занятым человеком, ведь мусора в городах тогда было очень много и весь его вываливали из домов на улицы. А так как городские улицы ещё часто были покрыты грязью и конским навозом, то на ногах у него поверх его собственной обуви надеты деревянные башмаки на высоких подошвах. На поясе связка ключей. Рабочий инструмент – метла. 1434 год. (Amb. 317.2° Folio 55 recto (Mendel I))

Средневековый город в силу особенностей своего возникновения, был изначально скопищем узких улиц, а южнофранцузский город Арль так и вовсе вырос на арене античного цирка и был окружён его высокими стенами. Первые замощённые улицы в Средневековье, которые нужно было уже подметать, появились достаточно поздно: в Праге в 1331 году, в Нюрнберге в 1368-ом (и то их было не так уж и много), а во Франкфурте-на-Майне – в 1399-ом. Замощённой обычно всегда была городская площадь перед ратушей – домом городского совета – поскольку на ней устраивался торг.

Очень важно было убирать с мощёных улиц конский навоз, которого было предостаточно, ведь главной тягловой силой в то время были именно лошади. Ну а куда горожанам было девать весь городской мусор, как не в ближайшую реку?! Правда, последствия такой борьбы с отходами могли быть очень неприятными.


Брат Каспар Энгельгардт, что изображён стоящим в пустой комнате, которую он подметает веником, видимо, занимается не только этим делом. В соседней комнате, кухне, можно увидеть печь с открытым огнём, на которой повар готовит еду. То есть, закончив подметать, Энгельгардт работал ещё и поваром. 1563 год. (Amb. 317b.2° Folio 16 recto (Mendel II))

В 1480 году настоятель города Ковентри жаловался, что горожане ежедневно сбрасывают навоз, грязь и прочий мусор с улиц в реку. Это вызывало зловоние, или, как он это называл, «плохой воздух». Совет Ковентри также отмечал, что река Шербурн, на которой он стоял,

«даже течь не могла, настолько она была забита грязью, трупами павших животных и камнями.»

Впрочем, трудно назвать город в Европе, где в это время не было похожих проблем. Так, в 1284 году король Норвегии Эйрик Магнуссон запретил людям выбрасывать мусор и навоз с причалов в Бергене. Сброс отходов непосредственно в водотоки был одной из проблем, хотя существовали системы канав, впадающих в те же самые реки. Канавы, или желоба, были вырыты для отвода дождевой воды. Но они также были заманчивым местом для граждан, стремившихся избавиться от любого вида отходов. Метельщики, сметавшие мусор с площадей и улиц, тоже очень часто сметали его в эти канавы, надеясь на то, что его смоет дождевая вода. Так что этим водостокам или канавам, тянувшимся по улицам средневековых городов, приходилось принимать и пропускать через себя не только воду, но и городскую пыль и всевозможный мусор, а то даже и отходы человеческой жизнедеятельности. Так, например, известно, что женщина по имени Элис Уэйд из Лондона оказалась очень находчивой дамой и намного опередила своё время. Причём она всего лишь оборудовала свой туалет стоком из деревянных труб, по которым экскременты отводились прямо в дождевую канаву. Впрочем, известно и то, что её соседи этой инновации совсем не обрадовались.


Дитрих. Брат, одетый в плащ и шляпу, шагает с копьём на плече, а в правой руке держит щит посланника с гербом Нюрнберга. 1425 год. (Amb. 317.2° Folio 16 verso (Mendel I))

Никак нельзя было обойтись в Средневековье и без… почты. Слово «почта» происходит от итальянского «statio posita in…», что означало «станция для перемены лошадей». Слово же «почта» (post) начали впервые употреблять в этом значении в XII веке. Кто пользовался услугами почты в то время? Помимо представителей знати, поддерживающих между собой связь с помощью конных гонцов, необходимость в отправке почтовой корреспонденции очень высокой была… у студентов средневековых университетов, которые стекались в них из самых разных стран. И вот за отдельную плату профессиональные гонцы университетской почты осуществляли связь между студентами и их семьями, а заодно иногда доставляли письма и частным лицам.

С развитием городских вольностей одним из важнейших средств сообщения в Средние века явился институт городских гонцов, который с XIV века существовал почти повсеместно, но особое развитие получил в крупных торговых центрах Германии и Италии. Из многочисленных дошедших до нас регламентов городским гонцам в Кёльне, Майнце, Нордгаузене (XIV век), Страсбурге (1443), Аугсбурге (1552), Бреславле (1573) и т. д. видно, что они состояли в ведении городского совета, которому под присягой обязывались подчиняться. Они не получали жалованья ни от общины, ни от отдельных корпораций или купеческих гильдий. Выступая из города в определённые дни, они верхом или пешком в установленные сроки доставляли по назначению корреспонденцию городского управления, равно как и письма и посылки горожан, с которых взимали плату по таксе.


Томас Шмакальднер, член братства. Вроде бы кузнец, поскольку стоит возле наковальни и куёт клинки ножей. Часть заготовок лежит в пылающем огне. На стене висят несколько плоскогубцев и молоток, а на полу стоит ведро. Однако через дверной проём можно увидеть посыльного, доставляющего письмо человеку, высунувшемуся из окна дома. То есть Шмакальднер в свободное время подрабатывал ещё и курьером! 1556 год. (Amb. 317b.2° Folio 7 verso (Mendel II))

Интересным явлением была средневековая «почта мясников». По роду занятий, цех мясников совершал обширные путешествия, ну и заодно взял на себя обязанность перевозить письма и посылки. В некоторых городах южной Германии это стало обязанностью мясников, взамен чего они получали определённые привилегии. Эта почта работала до конца XVII века и местами имела государственное значение.


Майкл, член братства, работает почтальоном, и, видимо, другой работы у него нет, поскольку хватает и этой. В правой руке он держит письмо, которое должен доставить, а в левой у него рогатина (копьё с перекладиной позади наконечника), для защиты от зверей и людей. На заднем плане появляется ещё один посыльный, направляющийся к замку. 1596 год. (Amb. 317b.2° Folio 59 verso (Mendel II))

И всё же первой организованной почтой во всех смыслах этого слова стала почта, организованная членами рода Тассо (позднее Тассис или Таксис – от их имени, кстати, и слово «такси» произошло) из итальянского города Бергамо, которая называлась Турн-и-Таксис и функционировала с 1490 по 1867 год. О высокой эффективности этого предприятия говорит тот факт, что её курьеры преодолевали за день до 166 км и расстояние от Брюсселя до Парижа летом преодолевали за 36 часов, зимой – за 40; почта в Лион шла 3,5 и 4 дня, в Бургос – 7 и 8, в Инсбрук – 5 и 6, в Рим доходила за 10,5–12 дней. Причём почта Таксисов содержалась на их страх и риск и всегда оставалась частным предприятием, хотя императоры и пытались подчинить её себе. Она быстро перенимала все новации почтового дела, и неудивительно, что она просуществовала почти 400 лет. Интересно, что гонцы, доставлявшие почту, зашивали её под подкладку шапки или шляпы, чтобы скрыть факт переноса важной деловой корреспонденции от грабителей. Отсюда, кстати, и пошло выражение «дело в шляпе».
64 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    11 августа 2023 04:52
    Традиционно добрая и интересная работа. Спасибо!
    Любопытно, что у нас для извозчиков прижился «восточный» вариант почтальонов- ямщик (от ям - станций).
  2. +4
    11 августа 2023 05:16
    не только занимались каким-то одним делом, но ещё и совмещали его с другим занятием
    Народ подхалтурить всегда любил. wink
  3. +5
    11 августа 2023 05:50
    Очень интересная статья получилась и красочная! Сегодня тоже иметь две-три трудовые вроде как не очень, а все работают)). Мало что изменилось.
    Почтальон на одном из "фото" вручает письмо сразу в окно верхнего этажа с помощью палки или копья))
    Краковского трубача довелось слышать - высоко сидит, хрен попадешь! Наверное надстроили башню
    1. +4
      11 августа 2023 06:18
      А куда деваться?

      Тем более, что трудовые сейчас в электронной вид перевели.
    2. +1
      16 августа 2023 12:05
      Цитата: тлауикол
      трубача довелось слышать - высоко сидит, хрен попадешь!

      Сотня конных лучников, да пять стрел в минуту - и нет трубача. Как сейчас на вершине холма высунуться под огонь "шилки" с ПТРК на плече.
      Цитата: Korsar4
      насколько вторая должность была синекурой.

      Вопрос тонкий. Кузнец - посыльный заодно собирал заказы на отковать что, и разносил сделанное, не платя за доставку посыльным. И заказчикам удобство, что на дом принесут.
      Трубач-игольщик. Работа тонкая, нужно делать перерывы для отдыха зрения, смотря вдаль.
  4. +4
    11 августа 2023 06:08
    Камрады, не врубил :"не получали жаловани ни от общин, ни от корпораций", а кто их кормил и содержал, святой дух?
    1. +6
      11 августа 2023 06:58
      Ну как же? Понятно, что платили те, кто обращался к ним за услугой!
  5. +7
    11 августа 2023 06:17
    Спасибо, Вячеслав Олегович!

    Турн-и-Таксис - известнейший род. Где только не упоминался. У Фейхтвангера, например.

    Что касается совмещения должностей, опять вспоминается:

    — Вы лётчик?
    — Иногда. Вообще-то я эндокринолог.


    Вопрос - насколько вторая должность была синекурой.
    1. +7
      11 августа 2023 08:48
      Турн-и-Таксис - известнейший род. Где только не упоминался. У Фейхтвангера, например.

      Меня всегда поражала загадочная фраза из "Петра 1-ого" А.Толстого:
      Минхерц, письмо из Польши"
      -От кого Никитина, Репнина? Неси и гонца сюда! Пусть на словах скажет что там у них.
      - От Августа. барсук привез, да чего он скажет - его дело доставить.
      - Все одно зови. (с)

      Ничего не понятно.Стал разбираться, оказалось изображение барсука на почтовых трубах было у курьерской службы Турн-и-Таксис. поэтому их гонцов так и называли
      рис. герб Турн-и-Таксис
      1. +7
        11 августа 2023 09:07
        Кстати, Турн-и-Та́ксис (нем. - von Thurn und Taxis, фр.- de la Tour et Tassis) — древний ломбардский аристократический род известный еще со времен Священной Римской империи, ведущий свое происхождение от основателя Империи франков Карла Великого. Дом Турн-и-Таксисов состоит в кровном родстве со многими семействами высшей европейской аристократии, включая императорский дом Габсбургов и русский императорский дом Романовых. Мать императора Александра I Павловича - София Мария Доротея Августа Луиза Вюртемберг (в православии - Мария Фёдоровна) - по отцовской линии родная внучка Марии Августы Анны фон Турн-и-Таксис. Таким образом - все последующие русские императоры принадлежали также и к дому Турн-и-Таксисов.
        1. +6
          11 августа 2023 10:37
          герб дома Турн-и-Таксис из геральдической европейской бархатной книги "Devises stemma heroïques" Клода Парадина (Claude Paradin Chanoine de Beaujeu). Лион. 1557г.
        2. +1
          11 августа 2023 20:13
          Мать императора Александра I Павловича - София Мария Доротея Августа Луиза Вюртемберг (в православии - Мария Фёдоровна) - по отцовской линии родная внучка Марии Августы Анны фон Турн-и-Таксис.

          Теперь понятно, что имел в виду другой ее сын Николай I, кода попросил обеспечить постоянную связь с любовницей, но Шиллинг его не до понял и придумали телоеграф! laughing
      2. +5
        11 августа 2023 10:52
        О высокой эффективности почты Турн-и-Таксис говорит тот факт, что её курьеры преодолевали за день до 166 км и расстояние от Брюсселя до Парижа летом преодолевали за 36 часов, зимой – за 40; почта в Лион шла 3,5 и 4 дня, в Бургос – 7 и 8,

        Фото. курьеры Турн-и-Таксис на современной филателие

      3. +6
        11 августа 2023 12:18
        Да. Барсук хорош. Правда, башни еще больше нравятся.
  6. +4
    11 августа 2023 06:29
    "проезду знатного сеньра" завсегда так... Вспомнил фильм "Юность Петра", когда глашатай кричал:"пади!"
    1. +3
      11 августа 2023 09:35
      Доброго утра всем . А сейчас вместо «пади» сирена воет , не пропустишь , накажут . Если что , я не про скорую и пожарников .
      1. +7
        11 августа 2023 11:00
        пожарники - погорельцы, а борцы с огнем - пожарные. Очень обижаются когда их так называют.
  7. +4
    11 августа 2023 06:39
    "ювилир и смотритель на башне" как он успевал? У ювелира работа тонкая, а смотритель :каждый час трубить и подать сигнал тревога.
    Мне, такая "халтура" на фиг не нужна
    1. +5
      11 августа 2023 06:59
      Цитата: vladcub
      как он успевал?

      Как? Как-то... В любом случае документ налицо. Это я не выдумал!
      1. +5
        11 августа 2023 09:31
        от имени Tour et Tassis, кстати, и слово «такси» произошло

        Вряд ли. request слово «такси» берет начало от латинского такса (taxa) -«фиксированная оплата».
        1. +5
          11 августа 2023 09:43
          Кстати, современный международный логотип "Такси" к Tour et Tassis тоже никакого отношения не имеет.
          Это чисто американский логотип 1920-х годов фирмы, образованной слиянием двух крупных чикагских таксоперевозчиков Cab Company и Checker Taxi. К сожалению уже не помню у какой из них до объединения был логотип "шашки", а у какой желтый цвет автомобилей.
          1. +5
            11 августа 2023 09:46
            у какой из них был логотип "шашки"
            Checkers Taxi в переводе- "шашки-такси".
            1. +5
              11 августа 2023 09:56
              Спасибо за уточнение, Алекс! Значит желтый цвет был у Cab Company.
    2. +5
      11 августа 2023 11:18
      ювилир и смотритель на башне" как он успевал? У ювелира работа тонкая, а смотритель :каждый час трубить и подать сигнал тревога.
      Мне, такая "халтура" на фиг не нужна

      А что тут странного? Вероятней всего с золотом и драгоценными камнями он не работал - он делал простенькую серебряную "ювелирку" для обычного городского люда, а также занимался ее починкой. Таких пунктов и сейчас повсеместно полно.
  8. +8
    11 августа 2023 07:02
    Так что практичные люди встречались и тогда и вполне успешно подрабатывали себе на жизнь, совмещая сразу два занятия.
    Относительно этой фразы и общего рефрена статьи меня терзают сильные сомненья. Братство Менделя и Ландауэра было прежде всего домом призрения, сиречь домом престарелых и частично содержалось за счет городского бюджета. Все представленные в статье дополнительные виды деятельности низкоквалифицированы и малооплачеваемы, однако имеют большое социальное значение. Таким образом можно сделать вывод, что они являлись для членов братства не дополнительным приработком, а трудовой повинностью.
    Спасибо, Вячеслав Олегович!
    1. +4
      11 августа 2023 07:27
      Цитата: 3x3zsave
      Братство Менделя и Ландауэра было прежде всего домом призрения, сиречь домом престарелых и частично содержалось за счет городского бюджета. Все представленные в статье дополнительные виды деятельности низкоквалифицированы и малооплачеваемы, однако имеют большое социальное значение. Таким образом можно сделать вывод, что они являлись для членов братства не дополнительным приработком, а трудовой повинностью.

      Очень хорошо Вы написали. Просто отлично! Но факт совмещения двух работ это не отменяет. Две работы - двойной заработок, этого тоже не отнять.
      1. +4
        11 августа 2023 07:36
        Но факт совмещения двух работ это не отменяет.
        Отменяет. Фактически эти люди, члены братства, и по основной специальности работали за еду и крышу над головой, что в тех условиях для одинокого пожилого человека было несомненным благом.
        1. +4
          11 августа 2023 10:15
          О разном говорим, Антон! О разном...
          1. +5
            11 августа 2023 11:06
            А наши с Вами представления об эпохе вообще разнятся, Вячеслав Олегович. Иногда, диаметрально.
            1. +5
              11 августа 2023 13:41
              Цитата: 3x3zsave
              А наши с Вами представления об эпохе вообще разнятся,

              Было бы интересно их сравнить на страницах ВО!
              1. +4
                11 августа 2023 13:56
                Вот, пожалуйста! Вы пишите о борьбе феодалов с городами. Я эту фразу знаю еще по абигаловскому учебнику. Однако имею все основания считать, основываясь на работах французских историков, что было совсем наоборот. Феодалы были заинтересованы в развитии городов, именно второе сословие было основным поставщиком человеческих ресурсов в города, в лице сословия третьего. О том как это происходило можно прочитать, например, у Симоны Ру.
                1. +4
                  11 августа 2023 14:37
                  Цитата: 3x3zsave
                  Феодалы были заинтересованы в развитии городов, именно второе сословие было основным поставщиком человеческих ресурсов в города, в лице сословия третьего. О том как это происходило можно прочитать, например, у Симоны Ру.

                  Очень интересно, Антон. Но... в статью бы это. В статью! То, что Вы это знаете... малоинтересно. Как и одно имя Симоны Ру. С удовольствием бы почитал бы об этом в Вашем изложении.
  9. +6
    11 августа 2023 07:31
    Отсюда, кстати, и пошло выражение «дело в шляпе».

    Откуда взялось это выражение можно прочесть и в "Истории Рима" Полибия, и в "Сравнительных жизнеписаниях" Плутарха. Оно принадлежит римскому консулу Гаю Сульпицию Галлу, который на вопрос сенаторов указать основание причины развода с женой ответил:
    causa feminarum petasum (дело в шляпе)

    В древнем Риме замужним свободным женщинам было нельзя появляться в общественном месте с непокрытой головой. а жена консула допустила подобную ошибку. Отсюда , кстати и второе известное римское выражение
    sclipst (прошляпить, потерять)

    Всем доброго дня. Автору спасибо за интересную статью.
    1. +4
      11 августа 2023 07:44
      Есть разные очень версии о «деле в шляпе». Одна из них является синонимом «барашка в бумажке».

      Наверное, в каждом языке фразеологизмы появляются. А потом уже становятся привычными. Пока их не забудут.
  10. +4
    11 августа 2023 07:44
    На Руси это латинское выражение приобркло совсем другой вид. Дело в том, что в XIX веке, когда требовалось дать тому или иному должностному лицу взятку за решение определённого вопроса, деньги по обычаю клались ему в шапку лежащую на столе чиновника. Эту процедуру в своих бессмертных стихах хорошо описал еще А.К.Толстой:
    «Пришел к дьяку истец, говорит: Ты отец бедных;
    Кабы ты мне помог — видишь денег мешок медных,
    Я б те всыпал, ей-ей, в шапку десять рублей, шутка!»
    «Сыпь сейчас, — сказал дьяк, подставляя колпак. - Ну-тка! (с)»
  11. +3
    11 августа 2023 07:47
    Спасибо автору! Тема средневековья весьма увлекательная + узнаешь интересные факты/предположения, о которых и не знал ранее))
  12. +9
    11 августа 2023 07:48
    а южнофранцузский город Арль так и вовсе вырос на арене античного цирка и был окружён его высокими стенами.

    Город Арль не рос на арене античного цирка. Арль вырос на месте финикийского торгового порта. Но в к V веку пришел в упадок и оставшееся немногочисленное население, используя брошенные городские здания в качестве источника стройматериалов превратило в крепость римский амфитеатр. Как говорится, в тесноте, да не в обиде. Времена то были смутные. На площади размером 136 х 109 метров со временем построили более 200 зданий, площадь и две часовни.



    В X веке город стал возрождаться и расширяться. В 1825 году Проспер Мериме предложил амфитеатр восстановить. За пять лет всю "застройку" снесли и восстановили арену. С 1963 года там проводится коррида.
  13. +6
    11 августа 2023 08:08
    Тассис или Таксис – от их имени, кстати, и слово «такси» произошло

    Слово "такси" произошло от латинского taxa«налог, плата», которое, в свою очередь, от древнегреческого τάξις того же значения.
  14. +3
    11 августа 2023 08:15
    Вячеславу Олеговичу большое спасибо за статью! Интересно, а он напишет книгу, в которой будут статьи про Средневековье?
    1. +4
      11 августа 2023 08:32
      Здравствуйте, Артем!
      Он этих книг уже написал..., очень много! И то, что Вы сейчас читаете, тоже главы из будущей книги. Одна беда - все это книги для детей, призванные побудить интерес к описываемой эпохе.
      1. +4
        11 августа 2023 08:56
        Добрый день, Антон! hi

        Цитата: 3x3zsave
        для детей, призванные побудить интерес к описываемой эпохе.
        На самом деле это не беда, главное, чтобы они (дети) действительно ей интересовались. Но беда заключается в том, что нынешних детей (за всех говорить не буду, но большинство из них) история не интересует. Их в основном интересуют всякие Майнкрафты с Браулстарсами и т.п.. Но я думаю, всё-таки кого-то книга заинтересует. И хочется, чтобы она заинтересовала как можно больше людей.
        1. +4
          11 августа 2023 09:01
          И знаете, Антон, я пришёл к выводу, что книга, если действительно хорошая, то её можно читать в абсолютно любом возрасте.
        2. +4
          11 августа 2023 10:20
          Цитата: Kojote21
          Их в основном интересуют всякие Майнкрафты с Браулстарсами и т.п..

          Не совсем так. Рядом с моим домом находятся сразу две библиотеки: областная юношеская и районная детская. Там многие книги затерли до дыр, в том числе и мои...
          1. +4
            11 августа 2023 11:49
            Там многие книги затерли до дыр, в том числе и мои...

            Не самое удачное выражение по отношению к своим книгам, Вячеслав Олегович. Ваши красочные атласы и энциклопедии - довольно не плохи и по праву популярны...Но, сказано как то не очень no
            ...Помните крылатую фразу М. Шолохова о творчестве Солженицина. Тот как то хвастливо заявил, что его "Ивана Денисовича" затерли до дыр. На что Михаил Александрович ему с трибуны доходчиво и популярно объяснил где именно простые советские граждане затирают до дыр не нужную им литературу. smile
            1. +4
              11 августа 2023 12:26
              Цитата: Ричард
              не нужную им литературу.

              Ну-у, уважаемый Ричард, как-то не было времени подумать, как лучше написать. Сидел как на иголках - нужно было идти работать в архив. Вот поработал час... вступило в шею. Пришел - и опять читаю и отвечаю. И тоже спеши - впереди обед, сон, а потом опять работа над добытым материалом.
      2. +4
        11 августа 2023 10:18
        Цитата: 3x3zsave
        Одна беда - все это книги для детей,

        Писать для детей даже труднее, чем для взрослых и более благородного занятия я не знаю.
        1. +2
          11 августа 2023 11:09
          Ничего не имею против. Некоторые историки с мировым именем писали книги для детей, например, Жак Ле Гофф.
          1. +2
            11 августа 2023 11:30
            Вот я и говорю, что если книга действительно хорошая, то возраст аудитории, на мой взгляд, значения не имеет. Главное, чтобы книга была интересной.
            1. +4
              11 августа 2023 12:35
              Цитата: Kojote21
              Главное, чтобы книга была интересной.

              У меня есть и две книги для взрослых (даже три). "История рыцарского вооружения" (Ломоносовъ, 2013), Англоязычная историография рыцарского вооружения (1975-2000).Пензенский государственный университет,2003 г. и "Рыцарское вооружение Запада и Востока (Современная англоязычная историография), (Германия, Ламберт, 2012 год). В последней 350 стр. Но она такая дорогая, что в России её не укупишь.
              1. +2
                11 августа 2023 13:52
                Цитата: kalibr
                она такая дорогая

                Приблизительно сколько стоит?
                1. +3
                  11 августа 2023 14:40
                  Цитата: Kojote21
                  Приблизительно сколько стоит?

                  На сегодня - € 79,00
                  1. +3
                    11 августа 2023 16:15
                    Цитата: kalibr
                    Цитата: Kojote21
                    Приблизительно сколько стоит?

                    На сегодня - € 79,00

                    Да уж, цены действительно большие...
                    1. +3
                      11 августа 2023 16:27
                      Цитата: Kojote21
                      Да уж, цены действительно большие...

                      Не я устанавливаю - издательство. Но по их масштабам она того стоит.
                    2. +5
                      11 августа 2023 16:28
                      Нормальная цена, книги на Западе никогда не стоили дешево. Был в книжном магазине в Барселоне, цены на самый дешевый покетбук начинались с 8-10 евро.
          2. +3
            11 августа 2023 12:28
            Цитата: 3x3zsave
            историки с мировым именем

            Д. Николь начинал с книг-разверток - "Как сделать рыцарский шлем" -ха-ха!
    2. +3
      11 августа 2023 10:17
      Цитата: Kojote21
      а он напишет книгу, в которой будут статьи про Средневековье?

      Да! Будет книга в издательстве АСТ которая будет называться "Трудолюбивое Средневековье". Она уже в плане издательства и должна быть туда представлена 1 сентября.
      1. +3
        11 августа 2023 10:32
        Цитата: kalibr
        Цитата: Kojote21
        а он напишет книгу, в которой будут статьи про Средневековье?

        Да! Будет книга в издательстве АСТ которая будет называться "Трудолюбивое Средневековье". Она уже в плане издательства и должна быть туда представлена 1 сентября.

        Большое спасибо, Вячеслав Олегович! hi
  15. +4
    11 августа 2023 09:00
    Соответственно, городские магистраты набирали себе в штат немалое количество «поставщиков услуг», которых сегодня мы назвали бы «работниками коммунального хозяйства».
    А производители,шерсти,сукна,объединенные в гильдии,нанимали наемных рабочих,которые в гильдии и цеха не входили, а выполняли низкоквалифицированную работу.Они не могли создавать собственные объединения, не пользовались никакими правами ни в государстве, ни в цехах.
  16. BAI
    +5
    11 августа 2023 12:35
    Брат Кунц, городской метельщик

    Сразу вспомнился советский фильм "Город мастеров", где метельщик возглавил восстание против герцога-завоевателя
    1. +2
      11 августа 2023 16:58
      Брат Кунц, городской метельщик, тоже был очень занятым человеком, ведь мусора в городах тогда было очень много и весь его вываливали из домов на улицы. А так как городские улицы ещё часто были покрыты грязью и конским навозом, то на ногах у него поверх его собственной обуви надеты деревянные башмаки на высоких подошвах.

      Такие башмаки на деревянной подошве с железным ободом, надевавшиеся поверх обычной обуви для ходьбы по грязи и защиты подошвы обуви от каменной мостовой назывались паттены
      фото. паттены XIII - XVI вв. Городской музей истории Парижа (фр. Hôtel de Carnavalet)





      Их носили все слои населения без исключения - и знать и простолюдины, носили долго, не одно столетие - до тех пор пока их окончательно не вытеснили калоши
  17. +2
    11 августа 2023 15:56
    [/quote]чтобы они служили тебе для созывания общества и для снятия штанов[quote]

    Вот же ж я извращенец!
    И немножко занудства. Насколько могу понять, язык приводимой книги немецкий (наверно, старонемецкий или что-то в этом роде), потому на последней иллюстрации брат Михель, но уж никак не Майкл. Ceterum censeo Washingtonum delendam esse!
    1. +3
      11 августа 2023 16:25
      Цитата: Quzmi4
      брат Михель

      Эт точно!
      1. +1
        11 августа 2023 18:22
        брат Михель

        А ведь где то этот брат Михель мне уже попадался на глаза, причем совсем недавно. А вот где? Весь день мучительно пытался вспомнить. А сейчас когда гостившая у нас семья сына, стала собираться домой заметил в руках внучки книжку ....Братья Гримм "Семеро храбрецов". smile Блин блинский, вот пазл и сложился laughing

  18. +1
    11 августа 2023 19:32
    Спасибо автору за статью, и особенно за иллюстрации. Без них текст не передавал бы запаха того времени.
    Вот поработал час... вступило в шею.

    Вот было бы неплохо - взять трубу и в форточку протрубить полезные для общества сведения.. Для шеи, и для дыхалки хорошо. Раз в час - в самый раз ))
    Здоровья Вам, Вячеслав.