Узбекистан, прощай, или до свидания?
Если человеку что-то не нравится в той или иной компании, он либо пытается изменить что-то внутри самой компании, либо просто покидает ее. Если переносить человеческие эмоции на площадку государств, то можно сказать, что примерно так происходит и со странами мира. Однако есть и такие государства, которые имеют весьма оригинальную позицию, так называемое «особое мнение» внутри определенного международного сообщества и с этим мнением носятся как курица с яйцом, не зная, где ему найти надлежащее применение. То – не так, это – не этак, подайте то, не знаю, что; и всё в этом роде. Производится демонстрация этакой собственной исключительности, на которую все должны то ли молиться, то ли ставить в качестве приоритета собственной внешней политики.
Именно в таком ключе велось сотрудничество (хотя термин «сотрудничество» здесь подходит с большой натяжкой) Узбекистана с партнерами по ОДКБ. У Узбекистана «особое мнение» проявлялось по любому удобному поводу и явно наводило партнеров на вопрос: а что, собственно, Ташкент во главе с Исламом Каримовым хочет? Отвечать на вопрос конкретно официальный Ташкент, естественно, не собирался, но, по большому счету, все остальные государства-члены ОДКБ ответ и сами знали. А ответ, по всей вероятности, заключался в следующем: о членстве в Организации Договора о коллективной безопасности Узбекистан странным образом вспоминал лишь тогда, когда жареный петух клевал главу этого государства и основные политические элиты страны, извините, в мягкие места. Не клюнет петух – идут пространные разговоры о том, что позиция некоторых членов ОДКБ для Узбекистана является неприемлемой, эта позиция, оказывается, больно бьет по геополитическим интересам Ташкента. Но как только петух изволил нацеливаться на те самые мягкие места, как в Узбекистане проявлялось неожиданное стремление к братству и единению народов на постсоветском пространстве.
Ярким примером такой политики Узбекистана в отношении ОДКБ могут служить события в Андижане в 2005 году. Митинги узбекских граждан против арестов местных бизнесменов вылились в кровавое побоище, в ходе которого погибли, по разным данным, от 187 до 230 человек, сотни человек получили ранения. Войска спецназа столкнулись с группами хорошо вооруженных боевиков, которые нередко прикрывались мирными жителями. Именно среди обычных жителей Андижана, по версии местного общества по защите прав человека, и было больше всего жертв.
До сих пор нет точной оценки событий 7-летней давности, однако большинство политологов сходятся на мысли о том, что весьма жестокая и кровавая акция могла быть спровоцирована исламистами с целью захвата власти в Узбекистане сначала на региональном, а потом и на общегосударственном уровне. Каримов понимал, что после революции роз в Грузии, оранжевой революции на Украине и после массовых беспорядков с последующей сменой власти в Киргизии, революционное колесо может прокатиться и по нему лично. Очевидно, что президент Узбекистана не хотел выпускать из своих рук бразды правления, а потому был готов на любые действия, лишь бы беспорядки из Андижана не перекинулись в другие районы страны, в том числе, и в Ташкент.
После разгона недовольных в Андижане, в результате которого были зафиксированы многочисленные жертвы, глава Узбекистана рассчитывал на международную поддержку, и питал надежды на то, что Запад порадуется тому, как он, Ислам Абдуганиевич Каримов, расправился с революционными поползновения. Однако Запад, который сам же нередко и ходил в революционных спонсорах по территории бывшего Советского Союза, тогда решил крепко пожурить президента Узбекистана и даже инициировал принятие резолюции в рамках Совбеза ООН, осуждающую официальный Ташкент за действия на территории Андижана. Каримов пытался заявить, что это внутренние дела Узбекистана, но его уже никто не слушал. В результате резолюция большинством голосов была принята. Против резолюции голосовали Россия, Белоруссия, Таджикистан, Казахстан (из состава ОДКБ) и другие страны.
Напомним, что к моменту начала Андижанских событий Узбекистан благодаря своему «особому мнению» находился в формате временно приостановленного членства в Организации Договора о коллективной безопасности. Однако после того как Запад больно щелкнул Узбекистан и лично господина Каримова по носу, тот решил вновь влиться в ряды ОДКБ и о своих разногласиях с другими членам вроде бы забыть. И ведь действительно: ну как тут не влиться, если над тобой нависает революционная угроза, которая в целом ряде постсоветских республик скинула их лидеров практически в два счета. Пострадали Леонид Кучма, Эдуард Шеварднадзе, Аскар Акаев. Этот список Ислам Каримов явно не собирался пополнять своим именем. А если не собирался пополнять, то нужно было найти достойное прикрытие от угрозы оказаться на месте выше перечисленных политических деятелей. И прикрытие это Узбекистан нашел быстро – ОДКБ.
В общем, дружба между Узбекистаном и другими странами-членами ОДКБ в 2006 годы воспылала вновь.
Однако после того как волна революционных настроений на постсоветском пространстве стала сходить на нет, и после того, как в США заговорили о выводе войск из Афганистана, Узбекистан вновь стал заявлять о своем оригинальном видении участия в проектах ОДКБ. Вновь по поводу и без повода Ташкент стал выражать свое «особое мнение». А выражалось оно то в отказе участвовать в совместных учениях, то торможении военно-технических проектов, то в отказе ратифицировать соглашения. В общем, андижанский стресс явно проходил у Ислама Абдуганиевича, а вместо этого приходила уверенность в том, что с ОДКБ можно торговаться. Ну, а после того как Вашингтон заявил о возможном дарении Ташкенту больших объемов оружия и военной техники при выводе своего контингента с афганских территорий, господин Каримов решил, что пора ловить момент снова.
Летом текущего года Узбекистан объявил об очередной временной приостановке членства в ОДКБ, которое мотивировалось разночтениями в позициях членов организации.
Вообще, нужно признать, временная приостановка членства – это весьма интересная позиция, согласно которой ты, вроде как, и остаешься членом ОДКБ и имеешь право накладывать свои вето на принятия отдельных решений, но при этом с тебя взятки гладки. Чуть что – моя хата с краю, извините…
Но на прошедшем на днях заседании ОДКБ в Москве государства-партнеры (Армения, Россия, Белоруссия, Таджикистан и Киргизия) решили не просто удовлетворить требования официального Ташкента о временной приостановке членства в Организации, но и вовсе прекратить (приостановить) само его участие. Другими словами, демарш Узбекистана привел к тому, что Узбекистан остался за рамками ОДКБ, и уже если, не дай бог, возникнет новый «Андижан», то господину Каримову нельзя будет так просто взять и сказать: «Друзья, я срочно возвращаюсь в нашу дружную компанию. Принимайте меня!» Теперь чтобы вернуться в ОДКБ, если, конечно, Каримов вообще об этом сегодня задумывается, придется перешагивать через свои амбиции и ратифицировать все те соглашения, которые в свое время официальный Ташкент просто проигнорировал.
Узбекские издания в большинстве своем позитивно оценивают выход Узбекистана (а фактически его вывод) за рамки ОДКБ. По мнению ряда журналистов и аналитиков Узбекистана, правила применения силы со стороны силовых структур ОДКБ противоречат интересам страны.
В связи с этим возникает вопрос: а почему же, если интересы узбекской стороны не соответствовали интересам ОДКБ, официальные власти этого государства до сих пор не отличались политической волей и не принимали решения о выходе из Организации. Видимо, ОДКБ господин Каримов все-таки держал про запас: как говорится, пусть будет – на всякий пожарный. А чтобы было меньше претензий, в Ташкенте принималось решение о временной приостановке членства. Однако в отношении Узбекистана было решено принять куда более бескомпромиссное решение.
Следует учесть, что накануне московского саммита ОДКБ в Ташкент прилетал министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Он встречался как со своим узбекским коллегой, так и с президентом Каримовым. Очевидно, Лаврову было поручено разъяснить то, что ждет Узбекистан в случае продолжения отправления своей странной политики в отношении ОДКБ. По всей видимости, от официальных властей Узбекистана ожидали пересмотра своих решений, принятых летом. Но сегодня Ташкент, который чувствует себя полностью защищенным от внешних и внутренних угроз, явно не был впечатлен разъяснениями Лаврова. Это в последний раз доказало, что Ташкент готов использовать ОДКБ далеко не как инструмент многопланового сотрудничества, а как средство для сиюминутного решения собственных внезапно возникающих проблем. И пока таких проблем нет – Ташкент в военном сотрудничестве с Россией, Арменией, Киргизией и Таджикистаном точно не заинтересован.
Но мир изменчив. И тот штиль, который бы на постсоветском пространстве вроде есть сейчас, в любую минуту может смениться совсем другими политическими погодными условиями…
Именно в таком ключе велось сотрудничество (хотя термин «сотрудничество» здесь подходит с большой натяжкой) Узбекистана с партнерами по ОДКБ. У Узбекистана «особое мнение» проявлялось по любому удобному поводу и явно наводило партнеров на вопрос: а что, собственно, Ташкент во главе с Исламом Каримовым хочет? Отвечать на вопрос конкретно официальный Ташкент, естественно, не собирался, но, по большому счету, все остальные государства-члены ОДКБ ответ и сами знали. А ответ, по всей вероятности, заключался в следующем: о членстве в Организации Договора о коллективной безопасности Узбекистан странным образом вспоминал лишь тогда, когда жареный петух клевал главу этого государства и основные политические элиты страны, извините, в мягкие места. Не клюнет петух – идут пространные разговоры о том, что позиция некоторых членов ОДКБ для Узбекистана является неприемлемой, эта позиция, оказывается, больно бьет по геополитическим интересам Ташкента. Но как только петух изволил нацеливаться на те самые мягкие места, как в Узбекистане проявлялось неожиданное стремление к братству и единению народов на постсоветском пространстве.
Ярким примером такой политики Узбекистана в отношении ОДКБ могут служить события в Андижане в 2005 году. Митинги узбекских граждан против арестов местных бизнесменов вылились в кровавое побоище, в ходе которого погибли, по разным данным, от 187 до 230 человек, сотни человек получили ранения. Войска спецназа столкнулись с группами хорошо вооруженных боевиков, которые нередко прикрывались мирными жителями. Именно среди обычных жителей Андижана, по версии местного общества по защите прав человека, и было больше всего жертв.
До сих пор нет точной оценки событий 7-летней давности, однако большинство политологов сходятся на мысли о том, что весьма жестокая и кровавая акция могла быть спровоцирована исламистами с целью захвата власти в Узбекистане сначала на региональном, а потом и на общегосударственном уровне. Каримов понимал, что после революции роз в Грузии, оранжевой революции на Украине и после массовых беспорядков с последующей сменой власти в Киргизии, революционное колесо может прокатиться и по нему лично. Очевидно, что президент Узбекистана не хотел выпускать из своих рук бразды правления, а потому был готов на любые действия, лишь бы беспорядки из Андижана не перекинулись в другие районы страны, в том числе, и в Ташкент.
После разгона недовольных в Андижане, в результате которого были зафиксированы многочисленные жертвы, глава Узбекистана рассчитывал на международную поддержку, и питал надежды на то, что Запад порадуется тому, как он, Ислам Абдуганиевич Каримов, расправился с революционными поползновения. Однако Запад, который сам же нередко и ходил в революционных спонсорах по территории бывшего Советского Союза, тогда решил крепко пожурить президента Узбекистана и даже инициировал принятие резолюции в рамках Совбеза ООН, осуждающую официальный Ташкент за действия на территории Андижана. Каримов пытался заявить, что это внутренние дела Узбекистана, но его уже никто не слушал. В результате резолюция большинством голосов была принята. Против резолюции голосовали Россия, Белоруссия, Таджикистан, Казахстан (из состава ОДКБ) и другие страны.
Напомним, что к моменту начала Андижанских событий Узбекистан благодаря своему «особому мнению» находился в формате временно приостановленного членства в Организации Договора о коллективной безопасности. Однако после того как Запад больно щелкнул Узбекистан и лично господина Каримова по носу, тот решил вновь влиться в ряды ОДКБ и о своих разногласиях с другими членам вроде бы забыть. И ведь действительно: ну как тут не влиться, если над тобой нависает революционная угроза, которая в целом ряде постсоветских республик скинула их лидеров практически в два счета. Пострадали Леонид Кучма, Эдуард Шеварднадзе, Аскар Акаев. Этот список Ислам Каримов явно не собирался пополнять своим именем. А если не собирался пополнять, то нужно было найти достойное прикрытие от угрозы оказаться на месте выше перечисленных политических деятелей. И прикрытие это Узбекистан нашел быстро – ОДКБ.
В общем, дружба между Узбекистаном и другими странами-членами ОДКБ в 2006 годы воспылала вновь.
Однако после того как волна революционных настроений на постсоветском пространстве стала сходить на нет, и после того, как в США заговорили о выводе войск из Афганистана, Узбекистан вновь стал заявлять о своем оригинальном видении участия в проектах ОДКБ. Вновь по поводу и без повода Ташкент стал выражать свое «особое мнение». А выражалось оно то в отказе участвовать в совместных учениях, то торможении военно-технических проектов, то в отказе ратифицировать соглашения. В общем, андижанский стресс явно проходил у Ислама Абдуганиевича, а вместо этого приходила уверенность в том, что с ОДКБ можно торговаться. Ну, а после того как Вашингтон заявил о возможном дарении Ташкенту больших объемов оружия и военной техники при выводе своего контингента с афганских территорий, господин Каримов решил, что пора ловить момент снова.
Летом текущего года Узбекистан объявил об очередной временной приостановке членства в ОДКБ, которое мотивировалось разночтениями в позициях членов организации.
Вообще, нужно признать, временная приостановка членства – это весьма интересная позиция, согласно которой ты, вроде как, и остаешься членом ОДКБ и имеешь право накладывать свои вето на принятия отдельных решений, но при этом с тебя взятки гладки. Чуть что – моя хата с краю, извините…
Но на прошедшем на днях заседании ОДКБ в Москве государства-партнеры (Армения, Россия, Белоруссия, Таджикистан и Киргизия) решили не просто удовлетворить требования официального Ташкента о временной приостановке членства в Организации, но и вовсе прекратить (приостановить) само его участие. Другими словами, демарш Узбекистана привел к тому, что Узбекистан остался за рамками ОДКБ, и уже если, не дай бог, возникнет новый «Андижан», то господину Каримову нельзя будет так просто взять и сказать: «Друзья, я срочно возвращаюсь в нашу дружную компанию. Принимайте меня!» Теперь чтобы вернуться в ОДКБ, если, конечно, Каримов вообще об этом сегодня задумывается, придется перешагивать через свои амбиции и ратифицировать все те соглашения, которые в свое время официальный Ташкент просто проигнорировал.
Узбекские издания в большинстве своем позитивно оценивают выход Узбекистана (а фактически его вывод) за рамки ОДКБ. По мнению ряда журналистов и аналитиков Узбекистана, правила применения силы со стороны силовых структур ОДКБ противоречат интересам страны.
В связи с этим возникает вопрос: а почему же, если интересы узбекской стороны не соответствовали интересам ОДКБ, официальные власти этого государства до сих пор не отличались политической волей и не принимали решения о выходе из Организации. Видимо, ОДКБ господин Каримов все-таки держал про запас: как говорится, пусть будет – на всякий пожарный. А чтобы было меньше претензий, в Ташкенте принималось решение о временной приостановке членства. Однако в отношении Узбекистана было решено принять куда более бескомпромиссное решение.
Следует учесть, что накануне московского саммита ОДКБ в Ташкент прилетал министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Он встречался как со своим узбекским коллегой, так и с президентом Каримовым. Очевидно, Лаврову было поручено разъяснить то, что ждет Узбекистан в случае продолжения отправления своей странной политики в отношении ОДКБ. По всей видимости, от официальных властей Узбекистана ожидали пересмотра своих решений, принятых летом. Но сегодня Ташкент, который чувствует себя полностью защищенным от внешних и внутренних угроз, явно не был впечатлен разъяснениями Лаврова. Это в последний раз доказало, что Ташкент готов использовать ОДКБ далеко не как инструмент многопланового сотрудничества, а как средство для сиюминутного решения собственных внезапно возникающих проблем. И пока таких проблем нет – Ташкент в военном сотрудничестве с Россией, Арменией, Киргизией и Таджикистаном точно не заинтересован.
Но мир изменчив. И тот штиль, который бы на постсоветском пространстве вроде есть сейчас, в любую минуту может смениться совсем другими политическими погодными условиями…
Информация