«Хохмодрама» духовности

46
Конца света 21 декабря не случилось. Напрасно его ждали китайцы, мексиканцы, американцы, европейцы, и мы, русские.

Когда думаешь о том, почему люди так любят всё «апокалиптическое», почему желают не только смерти своим соседям, но и самим себе, начинаешь понимать: всемирная катастрофа представляется многим актом тотальной справедливости. Все погибнут — не 21-го декабря 2012 г., так при ударе Апофиса в 2029 году о Землю, глубочайшие бункеры не спасут и миллиардеров, — и тем самым будет осуществлена вселенская справедливость, явится истинное равенство всех и вся: перед смертью.

«Хохмодрама» духовности
Малевич К.С. Черный квадрат. 1915


Нет разницы, какой национальности и веры тот или иной проповедник подобного конца. Не имеет значения, в какой стране он живёт. У всех одна причина торжественного ожидания всеобщей смерти: пусть умру я, но умрёт вот он, он и ещё вон тот. И вообще все умрут.

Это даже не пессимизм. Это — чистейшее, абсолютное, неразбавленное неверие в человека. Неверие в то, что он прекратит вооружаться, убивать, калечить, издеваться, насиловать, красть, обманывать, делать ближнему гадости и сеять кругом не разумное, доброе, вечное, а глупое, пошлое, сиюминутное. Это неверие в то, что люди могут сообща полететь к другим планетам, отменить границы и визы, победить болезни — и вообще сделать хоть что-то не ради денег и любой иной выгоды. Это полное, стопроцентное неверие во взаимовыручку — при полной, стопроцентной вере в противоположное: в то, что человек человеку — волк, тигр и медведь.

Все на планете разделяют священную веру в выживание наиболее приспособленного — ту веру, которую они же рьяно осуждают как «социал-дарвинизм» (кстати, основная формулировка принадлежит Спенсеру, а не Дарвину). Продолжением этой веры является тезис о судьбе наименее приспособленного, «падающего», которого, как завещал товарищ Ницше, лучше бы «толкнуть». Способов толкать нынче существует много, и их активно применяют все те, кто социал-дарвинизм и ницшеанство осуждает.

Но взаимопомощь характерна даже для мира животных. Социальная же эволюция вообще немыслима без неё. У антагонизма имеется антипод — альтруизм. Но беда в том, что человечество, забыв о былой стадности, с ходом НТП рассыпалось на атомы, и эта атомизация, индивидуализация, в которой особенно преуспел человек XXI века, уже стесняющийся, боящийся своего имени и прячущийся где-нибудь в Интернете под «псевдонимом», поощряется государственными институтами. Куда удобнее управлять каждой личностью по отдельности, нежели диктовать волю смышлёному «коллективному разуму». А чего вы хотите? Государство тоже приспосабливается.

Многим из нас давно уже нет дела до того, что происходит за стеной, в соседней квартире, или на улице, или в соседнем доме. Ещё Кропоткин писал:

«Нравственное начало в человеке есть не что иное, как дальнейшее развитие инстинкта общительности, свойственного почти всем живым существам и наблюдаемого во всей живой природе».


И — он же:

«В настоящее время мы живём в городах рядом с другими людьми, даже не зная их. В дни выборов мы встречаемся друг с другом на собраниях, слушаем лживые обещания или нелепые речи кандидатов и возвращаемся к себе домой. Государство заведует всеми делами, имеющими общественный интерес; на нём лежит обязанность следить за тем, чтобы отдельные люди не нарушали интересов своих сограждан, и, в случае надобности, исправлять нанесённый им вред, наказывая виновных. На нём лежит забота о помощи голодающим, забота образования, защита от врагов и т. д., и т. д.

Ваш сосед может умереть с голоду или заколотить насмерть своих детей — до вас это не касается: это дело полиции. Вы не знаете своих соседей; вас ничто не связывает с ними, и всё разъединяет, и, за неимением лучшего, вы просите у Всемогущего (прежде это был Бог, а теперь государство), чтобы он не допускал противообщественные страсти до их крайних пределов».


На самом деле не столько государство стимулирует атомизацию (в нескладные гипотезы алармистов, равно как и во всемирное торжество анархии, я не верю — так же, как не верю в коммунизм и прочие утопии), сколько индивиды, составляющие общество, отвергают саму возможность относительно братского сосуществования. Когда-то Маркс проповедовал высокую сознательность — и был по сути прав, если, правда, не считать того, что весь его «материализм» на поверку оказался тщедушным бесформенным идеализмом, который должен как-то устроиться-образоваться после смертного уничтожения одного класса другим: яростный могильщик-пролетариат, осознав свои цели и задачи, хоронит буржуазию. Ошибка бородатого Карла, который мог бы стать великолепным литературным критиком, но решил сделаться хорошим экономистом и посредственным философом, была в том, что он идеализировал будущее, доводил его до религиозного абсолюта (см. у Бертрана Рассела), а нужно было принимать его относительным, развивающимся, меняющимся, прогрессирующим без остановки. Тут скорее прав был молодой Уэллс, который разделил мир далёкого будущего на элоев и морлоков — вот заслуженный финал подлинно марксистского общества. Деградация.

Между тем высокая сознательность — реалистическая, настоящая её версия, а не утопическая, из «светлого будущего», вполне возможна. И государство ей не помеха, и, более того, оно — своего рода её проводник.

Действуя не вполне в духе марксовых гипотез, но зато в духе бытия, определяющего сознание, осенью 1917 года социалистическую революцию в России провернул материалист товарищ Ульянов (Ленин), окружённый кучкой верных и не очень верных соратников — общим числом не более трёхсот. Революция такая, согласно заветам К. Маркса, ожидалась скорее в промышленно развитой Британии, нежели в Питере, но у нас при Керенском «власть валялась под ногами», и большевики её просто «подобрали». В пользу Ленина сложились обстоятельства, и он это умно использовал. Не будем писать здесь о немецком золоте и цитировать Мельгунова. Не будем говорить и о красном и белом терроре. Не о том речь.

Дальше была страшная, кровавая жизнь: гражданская война, Сталин, коллективизация, индустриализация, тридцать седьмой год, лагеря, Великая Отечественная, восстановление. Потом был Хрущёв, потом относительно мирно свергнувший его Брежнев (хотел ведь убить, да Семичастный отговорил).

И оказалось, что за прошедшие с Октябрьской революции десятилетия в обществе, жившем под ленинскими и партийными лозунгами, мало-помалу сложилась-сформировалась та самая сознательность. Нет, не коммунистическая, нет, отнюдь не идеальная, но достаточно распространившаяся и достаточно твёрдая, чтобы можно было с убеждённостью говорить о социалистическом обществе. Кстати, словосочетание тавтологическое: социум и общество — синонимы. Поэтому будем говорить короче и проще: общество. Даже без прилагательного «гражданское», ибо в этом понятии содержится невольный уничижающий смысл: горожанин, гражданин — это, согласно корню, житель города. А мне, деревенщине, не хотелось бы исключать огромное сельское общество нашей России из общественной совокупности.

При Горбачёве стало модно говорить о «формализме» и «застойности» брежневского времени. Об этакой общественной лености. Застой, мол, мешал идти советским людям к торжеству развитого социализма, а комсомольские и партийные собрания выродились в пустые, формальные акты с лесом поднятых рук и фальшивыми единогласными решениями. Передовой перестроечный генсек грешил тою же самою односторонностью, что и Карл Маркс: он уже видел новый идеал (демократии на западный манер), но забывал об относительности, забывал, как и авторы «Манифеста Коммунистической партии», о законе единства и борьбы противоположностей. Забывал о постоянном движении, течении всего сущего — чему учили ещё древние греки. Горбачёв выделял негативное — и ничего не говорил о позитивном. Между тем оно в СССР было. Оно было и на Западе, но Михаил Сергеевич поднял на гребень политической волны те настроения в обществе, согласно которым плохое — оно у нас, а хорошее — оно у них. В конце 80-х мы все забыли ироничную нашу поговорку: хорошо там, где нас нет.

Да, в Стране Советов хватало формализма и застойности, но любые собрания вплоть до клубных, любые классные часы в школе, любые сборы металлолома и макулатуры, любые кружки, не говоря уже о народных демонстрациях в мае и ноябре, с оркестрами, от духового напора которых волновалась кровь в жилах и хотелось истребить остатки буржуазии на планете, начиная примерно с Детройта, были тем, что действительно объединяло людей. «Единогласное» решение, единственные кандидаты на выборах? И здесь можно и нужно было видеть консолидирующий фактор. Не было ведь той дурацкой борьбы между «партиями», гнусного этого сражения временщиков-приспособленцев за «электорат». Да и слова-то этого западного тоже не употребляли. Был народ, а не электорат.

Да, были перегибы и перехваты, да, в двадцатые-тридцатые годы (и до середины пятидесятых) была чересчур идеологизирована вся культура, превратившаяся почти в чистую надстройку над чисто индустриальным базисом. Но время перемен — всегда худшее для любого искусства. Китайцы своим врагам желают жить в эпоху перемен.

При экспрессивном товарище Хрущёве — кстати, не терпевшем «модернизма», «кубизма» и прочих буржуазных штучек, и разделывавшегося с ними по-советски, бульдозером, — жить стало полегче, разруха осталась позади. Настала долгожданная «оттепель», и всё довольно быстро пошло в гору. Нет, не так, как позднее при Горбачёве. Если при последнем перемены были мрачными и холодными, и в культуре было реанимировано лишь старое, а нового не родилось, то при первом не только воскресли Бунин и Булгаков, но и расцвела целая плеяда писателей, художников, режиссёров, которые, уже будучи именитыми, влились в брежневскую эпоху и стали её неотъемлемой культурной частью — а заодно и значительным сегментом мирового художественного достояния. Опять же, были и научные перегибы — но при государственном финансировании науки они неизбежны, ибо и тут полезут изо всех щелей неудержимые приспособленцы. Повторюсь: никто не говорит об идеальной сознательности, речь идёт лишь о пути к ней и о некоторых достижениях на этом трудном пути. Впрочем, космические полёты тоже начались при Никите Сергеевиче.

В СССР пятидесятых годов было всё — театр, кино, балет, живопись, поэзия, проза. Если отбросить идеологическую ноту, которая при тотальном госконтроле звучать будет неизбежно, то социалистический реализм — это отнюдь не «кастрированная» литература, как о ней однажды презрительно отозвался немолодой Лимонов. Это неправда. Эдуард Вениаминович, эмигрант с 1973 года, советской литературы, достигшей апогея как раз в семидесятые, просто не знал.

Навскидку назову несколько крупнейших имён, которые нынче, во втором десятилетии XXI века, продолжить просто некем: Фёдор Абрамов, Константин Воробьёв, Василь Быков, Виктор Астафьев, Владимир Солоухин, Виталий Сёмин, Юрий Казаков, Николай Никонов, Валентин Распутин. Прочтите или перечитайте рассказ Евгения Носова «Красное вино Победы», и вы поймёте, о чём я. Кто пришёл на смену этим людям? Никто. Не вырастают в эпоху перемен — а она у нас очень затянулась с «перестройки», — настоящие писатели. А затянулась она потому, что мы, товарищи и господа, не знаем, в каком направлении идти.

В ленинско-сталинском? Но мы его отменили как недемократическое и лагерное. В брежневском? Но это ведь застой и торжество партийных бонз. Тоже худо, хотя колбаса, мороженое и газировка были настоящими, сделанными для людей, а не для торговцев. Горбачёвское? Но это вообще не время, это — безвременье. Какая-то, понимаешь, пауза, кнопку который вслед за президентом СССР зажал Борис Николаевич Ельцин. И нынче эта кнопка не отпускается. Она передаётся в зажатом виде, как эстафета.

Что мы сегодня строим? Капитализм? Демократию? Может, новый вид автократии? Или какой-то особый, олигархическо-коррупционный, вид рынка, целиком и полностью воплощающий принцип «социал-дарвинизма»: наверху — «дарвинизм», внизу — «социал»?

Я думаю, мы ничего не строим. У нас ни пути, ни цели, ни желанья то и другое определять. Нет у нас больше ни пионерии, ни комсомола, ни «единогласных» решений (в которые, кстати, люди верили), зато полно формализма во всём и неверия ни во что. Не помог и талантливый Солженицын — своими советами о том, как нам обустроить Россию.

Вместо всего этого есть у нас сплетни, слухи, скандалы, коррупция, множество нелепых партий, «тандем» у власти, в который мы вряд ли истово верим, но за который исправно голосуем (это не чисто русский парадокс, в Японии тоже снова выбрали партию 58-летнего г-на Абэ, который считает, что в США всё ещё правит Дж. Буш-младший), пошлость во всём и вся, уменьшение населения, двадцать миллионов людей, живущих за чертой бедности, алкоголизм, наркомания и проституция, кошмарный уровень преступности, отвратительные продажные суды, полиция, погрязшая в коррупции и отращивающая огромные животы точно так же, как и домедведевская милиция. У нас плохая «бесплатная» медицина и плохое образование — хоть коммерческое, хоть бюджетное, — слепо и тупо скопированное с западных «образцов». А тем временем британцы заимствуют из славной советской эпохи физико-математическую школу, внедряя её в передовых своих вузах: программа будет реализована к 2014 году; первым советские стандарты 60-х годов станет применять Королевский колледж в Лондоне.

Вместо настоящего театра у нас теперь по городам и весям гастролируют разные московские труппы, показывающие «хохмодрамы» по пьесам Чехова (мерзкое словечко в кавычках, насколько помню, из сибирской афиши 2004 года — когда отмечалось столетие со дня смерти Антона Павловича).

Вместо живописи и скульптуры в XXI веке пропагандируются разные «биеннале», в т. ч. венецианская 2005 года, где от России были выставлены целующиеся «голубые» милиционеры, скопированные, кстати, с целующихся британских констеблей. Ещё на этой «биеннале» были банки с дорогостоящим дерьмом именитых художников, к счастью, доставленные туда с Запада. А в Красноярске в 2011 году арт-группа «Синие носы», автор «Милиционеров», устроила целую выставку «целующихся». В числе прочих голубых там были представлены на фотографиях и десантники в беретах.

Вместо Евгения Носова и Юрия Казакова у нас теперь в ходу иронические детективы, фантастика про «попаданцев» и про современный спецназ, переместившийся в Сталинград — на подмогу замерзающим советским бойцам, которые иначе с фашистами бы не справились. Ещё у нас множество литпремий — есть и такие крупные, богатые, как «Большая книга» или «НОС» господина Прохорова. Премии есть, конкурсы проводятся с потрясающей частотой — вот только писателей нет. Эпоха перемен? Она самая. Но когда она кончится?.. А зачем ей кончаться? И, главное, чем?

«Наша цель — коммунизм», — вот лозунг из советского прошлого. А нынче советские лозунги годятся только для рекламной эксплуатации — лишь потому, что эти выражения стали «крылатыми», в нынешнем понимании — «раскрученными». Даже слова Николая Островского воткнули на щит с рекламой кондиционеров: «Чтобы не было мучительно жарко…» Люди перестали видеть границу между святостью и пошлостью. Люди зашли на территорию пошлости так далеко, что святость им не видна и на горизонте. И я не о той святости, что имеет что-то общее с религией. Те же советские писатели в большинстве своём были атеистами.

Вместо эстрады у нас — «поющие кошельки». Как новейший вариант — поющие силиконовые груди и задницы. 5000 долларов — и клип готов. Нет голоса? Фальшивишь? А кто услышит-то? Да и электронные технологии теперь многое позволяют. Ещё 5000 — и фальшивить перестанешь.

Вместо прибытка населения у нас — смертность и убыток. В СССР картина была противоположная. 1926 год — 92,7 млн. чел., 1937 — 104,9 млн. (а ведь какое трудное было время!), 1950 — 101,4 млн. (после войны), 1960 — 119,0, 1970 — 130,1, 1980, год Олимпиады, — 138,3, 1990 — 147,7, 2000 — 146,9, 2005 — 143,5, 2011 — 142,9. Согласно данным Переписи населения от 2002 года, численность населения России с 1989 по 2002 гг. сократилась на 1,8 млн. чел. Общемировая же тенденция выражалась в то время в показателе отношения количества рождений к смертям, равное 2,6. Особенно была велика смертность в России среди мужчин. Средняя продолжительность их жизни составила всего 61,4 года. Причины столь короткой жизни мужской половины России: пьянство, большое количество несчастных случаев, убийства, самоубийства. К концу 1990-х гг. темпы естественной убыли населения превысили 900 тыс. чел. в год. С 2001 г. естественная убыль населения стала сокращаться (с 959 тыс. человек в 2000 г. до 249 тыс. в 2009-м). Дело в том, что с 2004 г. начался рост миграционного притока в Россию, т. е. увеличению численности населения способствовал внешний фактор.

Генеральный директор Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Степан Сулакшин выделяет следующие основные причины российского демографического кризиса: эрозия традиционных смыслов российской жизни; идейно-духовное опустошение; отсутствие сплачивающей национальной идеи; подмена присущих российской цивилизации ценностных кодов. Последнее, если прибегнуть к художественному сравнению, может означать замену полотен художника Пластова фотографиями целующихся милиционеров.

Наконец, вместо советской культуры воспитания детей в России — западноевропейский стиль и образ жизни, когда уже всерьёз поговаривают о внедрении в государстве «ювенальной юстиции»: ведь спасу нет от диких родителей, которые собственных детей, мешающих им криком или приставаньями, могут попросту выкинуть в окошко. С девятого или пятого этажа. Или сунуть зимой голышом в сугроб. И равнодушные соседи или прохожие редко когда помогут — см. выше цитаты из мудрого товарища Кропоткина.

Журналисты «Интерфакса» недавно собрали страшную коллекцию фактов. Все трагедии, описанные ими, случились в одном только 2012 году. Все они — лишь то, что стало достоянием прессы.

11 декабря пьяный житель Волгоградской области забил насмерть 6-летнего пасынка — избил его и ударил головой об стену, а потом попытался привести в чувство, прижигая тело огнём зажигалки.

7 декабря в Саратове отчим до смерти избил 7-летнюю девочку: она не реагировала на его замечания. Из медзаключения: «…вдавленный перелом свода черепа, ушиб головного мозга с кровоизлиянием, множественные ушибы тканей головы, туловища, конечностей, кома».

12 ноября Мосгорсуд приговорил наркомана-москвича к 16 годам строгого режима. Тот избил до смерти 11-месячного ребёнка сожительницы — «за то, что он часто плакал».

7 ноября жительница Сызрани выбросила новорожденного сына в мусорный контейнер, заткнув ему рот кляпом.

1 ноября пьяная жительница Челябинской области убила семилетнюю дочь половником, увидев, что та пописала в колготки.

15 октября жительнице Ставрополья дали три года в колонии. Девушка в туалете бросила ребёнка в унитаз, заколола его там ножницами, затем положила труп мальчика в сумку и выкинула в выгребную яму.

8 октября Ставропольский краевой суд приговорил к 18 годам колонии строгого режима местного жителя за убийство 5-летней внучки. Пьяный пожилой мужчина дома играл в карты с сыном и двумя знакомыми. По мнению деда, внучка вела себя слишком шумно, мешая игре. Он увёл девочку в соседнюю комнату, где, перекинув шерстяной шарф через штангу платяного шкафа, повесил её.

28 августа в Рязани пьяная мать сбросила своего годовалого ребёнка с 9-го этажа.

16 июля в Архангельске мать выбросила с пятого этажа своего ребёнка, а затем прыгнула сама.

4 июня житель Ангарска едва не убил свою шестимесячную дочь, ударив её о стену: она плакала и мешала пить взрослым водку.

23 мая жительница Волгограда зарубила трёхлетнюю дочь и выбросилась из окна…

Страшных примеров у «Интерфакса» много, много больше. И их содержание говорит о том, что количество переходит в качество. Что то, что в советское время показалось бы невозможным, теперь стало обыкновенным. Частью холодной статистики.

Если мы хотим достичь высокой сознательности (кто-то предпочтёт слово «духовности»), нам нужно понять, к чему мы стремимся. К чистому «социал-дарвинизму»? Но это не цель, это только способ выживания. Другим способом выживания является взаимопомощь.

Но какой же ориентир перед собой видит русское общество? Где тот большой маяк — вроде светлого коммунистического будущего? Где та цель, ради которой стоит рожать детей и верить в их грядущее счастье? Та, ради которой стоит писать книги — веря в то, что если звёзды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно?

Горько признавать, но нет у нас ясной цели. Мы, как американцы, успокоились, прочитав книжку Фрэнсиса Фукуямы «Конец истории и последний человек». Мы вместе с Западом уверовали в то, что за «демократией» дальше ничего нет. Всё, конец пути. Рельсы здесь обрываются.

Западу, с его несгибаемым капиталистическим курсом, подобное питекантропическое верование простительно, а нам — нет. Ведь и Фукуяма — идеалист. Его самого сметёт какая-нибудь невиданная доселе революция, к примеру, под лозунгами мирового шариата.

Чубайс оправдывал приватизацию с её неудовлетворительными итогами (о «неуде» — это вывод Госдумы, 1994 год) тем, что необходимо было сломать СССР и истребить всё советское — так, чтобы не случилось возврата. Послушные его воле, мы сломали Союз, мы выкорчевали из себя, вырвали с корнями и ту сознательность, которая взращивалась, по кирпичику возводилась семь десятков лет. Мы отказались от всего хорошего, поспешно заменив его скопированным плохим. Плохое, пошлое прививается быстро, а вот трудному хорошему надо долго учиться. Разрушать легче, нежели созидать.

Так к чему мы движемся? Быть может, мы просто обманываем себя, когда говорим, что мы не вымрем, уступив тайгу таджикам, а нефть — китайцам? В таком случае говорить не о чем. В эпоху атомизации индивидов, когда каждый бормочет: «Я сам по себе, моя хата с краю вилла в Европе», для «коллективного сознательного» основы просто нет.

Но, может быть, у нас есть ещё маленький шанс? Может, мы не совсем ещё избавились от «присущих российской цивилизации ценностных кодов»? Может, нам поучиться у британцев — и оглянуться на собственное прошлое? Или нам так к лицу то «идейно-духовное опустошение», о котором говорил товарищ Сулакшин, и мы хотим слыть на Западе теми варварами, к которым нас этот самый загнивающий Запад давно и небезосновательно причисляет?

Нам нужно поглядеться, как в зеркало, в советское прошлое. Нам нужно понять, почему мы до сих пор предпочитаем советские фильмы «рыночным». Нам нужно осознать, что у нас сейчас нет литературы, хотя раньше была, и была она великой — такой же, как эпоха. Нам, нынче выбрасывающим детей из форточек, нужно не отвергать своё прошлое, а учиться у него: строить на его основе, а не вопреки ей. Иначе мы будем лишь ломать — пусть и бессознательно, в отличие от мистера Чубайса. И целью нашей будет лишь «повышение ВВП».
46 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    21 декабря 2012 09:01
    цитата-Или нам так к лицу то «идейно-духовное опустошение», о котором говорил товарищ Сулакшин,

    такое ощющение, что к этому опустошению нас сознательно подталкивают............!
    1. +1
      21 декабря 2012 14:03
      Да основная масса людей живет по русской поговорке "Фигня что у меня корова сдохла, хреново что у соседа жива". Каюсь сам бываю такой же.
      1. Zynaps
        +1
        21 декабря 2012 18:48
        не знаю, где вы таких людей берёте. могу согласиться, что ч(м)удаков можно найти в количествах. но мне как-то всё больше попадаются люди, радующиеся чужому успеху. с одной существенной оговоркой - этот успех достигнут ими справедливо и заслуженно. но фокус в том, что относительно честно разбогатевших людей в наше время найдётся мало, да и всё их богатство не идёт ни в какое сравнение с уровнем жизни бывших держателей воровских общаков, прикупивших заводы-газеты-пароходы, созданные не их трудами. презирать и желать вонзить пролетарский штык в пузо таким гнидам - естественное желание нормального человека.
    2. -1
      21 декабря 2012 17:03
      странно, но в статье автор из бредовых личных аргументов, непонятно откуда взятых утверждений и просто своих фантазий делает в конце концов вполне правильные и логические выводы request belay
      с выводами согласен, со статьей в целом нет; оценивать это весьма спорный труд - не вижу причин.
      1. Zynaps
        0
        21 декабря 2012 18:05
        мне оченна пондравилась вот эта фраза - Революция такая, согласно заветам К. Маркса, ожидалась скорее в промышленно развитой Британии, нежели в Питере - из которой неумолимо следует, что автор практически ничего из Маркса и Ленина не читал. а ведь классики утверждали (и в своих утверждениях были правы), что социалистическая революция как раз грозит разразиться на периферии капиталистического мира, в наиболее слабом её звене, хотя Ленин и выражал сомнение, что именно Россия являет собой это самое слабое звено.

        с оценкой опуса согласен - спорно, а местами просто слабо.
        1. 0
          21 декабря 2012 18:24
          Zynaps

          камрад, да там что ни возьми:
          ...которого, как завещал товарищ Ницше, лучше бы «толкнуть» belay
          ...Многим из нас давно уже нет дела до того, что происходит за стеной, в соседней квартире, или на улице, или в соседнем доме. belay
          ...не считать того, что весь его «материализм» на поверку оказался тщедушным бесформенным идеализмом, который должен как-то устроиться-образоваться после смертного уничтожения одного класса другим: яростный могильщик-пролетариат, осознав свои цели и задачи, хоронит буржуазию. Ошибка бородатого Карла, который мог бы стать великолепным литературным критиком, но решил сделаться хорошим экономистом и посредственным философом, была в том, что он идеализировал будущее, доводил его до религиозного абсолюта (см. у Бертрана Рассела), а нужно было принимать его относительным, развивающимся, меняющимся, прогрессирующим без остановки. Тут скорее прав был молодой Уэллс, который разделил мир далёкого будущего на элоев и морлоков — вот заслуженный финал подлинно марксистского общества. Деградация.

          ну такой примитивной трактовки марксизма еще нужно по искать, но уже отсюда видно что автор с первоисточниками не знаком, к экономике не имеет отношения, а его привычка делегировать свое понимание высказанного философами как теорему просто удручает.
          Хотя безусловно радует, что по автору Уэллс прав, а Маркс нет, очевидно автору фантастическая литература ближе и понятней, чем труды философов.

          Можно долго приводить спорные моменты текста, но думаю хватит.

          Как из этого винегрета родились нормальные выводы - мне не понятно.
      2. 0
        21 декабря 2012 19:45
        Полностью поддерживаю Вас Karlsonn .Аналогичное мнение по поводу статьи...
  2. -2
    21 декабря 2012 09:07
    Конца света 21 декабря не случилось.

    Так вроде еще рановато, его обещали в 10 часов утра по Рио...
  3. +1
    21 декабря 2012 09:27
    Смотреться в прошлое - хорошо. Но ныть тоже не следует. Это затягивает.
    Читаешь статью - вроде бы нормально, поддерживаю, но потом надоедают стоны автора.
    Хотим в светлое будущее - надо не ныть и не стонать, а работать, изменять себя и страну.
    За нас этого никто не сделает.
    простите, если резко сказал.
    1. +7
      21 декабря 2012 09:55
      Цитата: Петрович-2
      Смотреться в прошлое - хорошо.


      Смотреться? Не забывать и не разрушать как раньше когда оно подлежало тотальному уничтожению, полному проклятию предавались его культура, искусство, идеи и философия.
      1. Zynaps
        +1
        21 декабря 2012 18:24
        это, как бы, сильное преувеличение. анархия и вандализм не были повсеместным явлением, а уж пика своего деструкция достигла в период безвластия "временных". а дальше было уже так, что старый профессор права А.Ф.Кони читал в промёрзших залах Петроградского университета основы юриспруденции рабочим, красногвардейцам и краснофлотцам. и уж тем более не согласятся грамотные искусствоведы, считающие, что время, наступившее после окончания Гражданской войны, принесло огромный всплеск в развитии русского-советского искусства, литературы, архитектуры. возникла такая плеяда титанов, которую в другие эпохи ещё поискать надо. от Шухова и Мухиной до Душкина, Дейнеко и Грекова.
    2. +6
      21 декабря 2012 11:31
      Цитата: Петрович-2
      , но потом надоедают стоны автора.

      Да что то я не заметил его стонов.Приводит факты и задаёт вопросы.Причём вопросы верные и насущные,которые требуют фактически не медленного ответа.Эти самые вопросы интересуют и меня.Где чётко сформулированная национальная идея?Какова наша цель?Куда движемся?Какое общество хотим построить?Власти должны ответить на эти вопросы.Или что так и жить по принципу куда кривая выведет?
      1. +1
        21 декабря 2012 12:53
        Цитата: baltika-18
        Какова наша цель?Куда движемся?Какое общество хотим построить?Власти должны ответить на эти вопросы.Или что так и жить по принципу куда кривая выведет?

        А какого ответа Вы ожидаете от властей?Во власти точно такие же люди,как и все мы, с двуме руками и ногами и одной головой.Единственное их отличие от нас - уровень их благосостояния.Ну и конечно их взгляды на жизнь.То,что для нас очевидно для властей неприемлемо.То,что неприемлимо для нас,для власти - в порядке вещей.Ну не может быть у власти и простых людей одной или хотя бы близкой позиции при этом общественно-политическом строе.Поэтому власть "не слышит" простых людей.Перефразируя известную пословицу,получим:"Что народу хорошо, то властям-смерть".Так какого ответа нам ожидать?Если уже давно они сами по себе, а народ-сам по себе.
        1. +1
          21 декабря 2012 16:43
          Цитата: revnagan
          Так какого ответа нам ожидать?Если уже давно они сами по себе, а народ-сам по себе.

          Вы правы.Так быть не должно.
        2. Konrad
          0
          22 декабря 2012 08:54
          Цитата: revnagan
          Если уже давно они сами по себе, а народ-сам по себе

          Представители власти с полным правом могут сказать о себе словами песни : " Вышли мы все из народа.." ( не приехали же из за бугра ) , а дальше, перефразируя поговорку, можно сделать вывод: " Какой приход, такой и поп ".
  4. vladsolo56
    0
    21 декабря 2012 09:28
    Все что здесь приведено давно ни для кого не секрет, но дальше то что? где то к чему стоит стремиться?
    1. EropMyxoMop
      +5
      21 декабря 2012 10:57
      где то к чему стоит стремиться?
      http://topwar.ru/uploads/images/2012/497/ereg569.jpg
      1. +2
        21 декабря 2012 14:05
        Пора уже. надоела эта "Независимость"
    2. Konrad
      0
      22 декабря 2012 08:55
      Цитата: vladsolo56

      Все что здесь приведено давно ни для кого не секрет, но дальше то что?

      Извечный вопрос на Руси - ЧТО ДЕЛАТЬ ?
  5. +1
    21 декабря 2012 09:36
    мысли автора интересны...и всё же:я не курю,не курил .и не собираюсь.к чему это?а к тому,как меня не подталкивай к этому,я курить не буду.это воспитание,совесть,внутренний стержень.у нынешнего поколения этого нет.эти качества высмеиваются и всячески поощряется создание мифов о пьянстве и дурости русского народа.откуда эта гниль идёт? кому это выгодно?кто проводит эти подталкивания?у всех явлений есть имя и фамилия(перефразируя Кагановича).
  6. predator.3
    +1
    21 декабря 2012 10:06
    Доброе утро Всем ! не знаю ,как насчет конца света, но у нас мороз стоит ,дети уже неделю школу "прогуливают", вчера уговорили сходить на "хоббита", еще раз убедился ,что П.Джексон гениальный режиссер. Вечером обещал сходить на каток. hi drinks
  7. +8
    21 декабря 2012 10:10
    Да, развитие нашего общества слишком уж приобрело чисто материальную составляющую. И не всегда в этом виноваты мы, члены этого общества. В такое положение нас ставит государство, а точнее - его руководство. Оглянитесь вечером вокруг себя, с какими лицами люди возвращаются с работы домой. А дома - дети, до которых нет дела учителям в школе, для которых нет возможности организовать досуг. Спортивные секции - дорого и не всем доступно, Дворцов пионеров - не существует. Раньше воспитание начиналось еще в яслях, теперь же место в детском саду - это чудо немыслимое.
    А мы превратились в добытчиков средств "на жизнь". Мы старательно делим и несем свои доходы в ЖЭК, поднявший тарифы по своему усмотрению, кому-то "на лапу", дабы пристроить ребенка в сад, врачам, чтобы на нас хотя бы обратили внимание. Вот и все "духовное" развитие.
  8. +4
    21 декабря 2012 10:19
    Господи, ну почему ПРАВДА, в нашей стране, всегда такая страшная?
  9. borisst64
    +6
    21 декабря 2012 10:22
    Как бы повидаться с автором "Целующихся десантников", я б ему поменял ориентацию за пару минут.
    1. Армеец
      0
      21 декабря 2012 12:18
      Я вот тоже думаю:-братцы-сибиряки,вы их что,там ещё не порвали!!!
  10. +9
    21 декабря 2012 10:39
    Март, ты специально готовился? здесь добил уже основательно.
    после таких статей о каком празднике конца света можно уже говорить.

    Олег во многом ты прав. если обобщить все сказанное, помните старый детский фильм - Проданный смех? Так вот мы все продали в обмен на сытую жизнь только не смех. а душу. Только вот и здесь прокололись. Сытой жизни оказывается тоже на всех не хватает.
    1. +6
      21 декабря 2012 10:53
      Цитата: vorobey
      Март, ты специально готовился? здесь добил уже основательно.

      Очень хотел, чтобы ты, дружище, прочитал.
  11. +2
    21 декабря 2012 11:02
    Олег ,что это ты с утра отходную завёл!? winked
    Конец света пережили.Радоваться надо!
    Оставшиеся в живых и будут строить наше светлое будущее.
    То есть мы с Вами! laughing
    Наступила эра Водолея где России отведена особая рольв построении нового миропорядка!
    Не бойсь. Прорвёмся! drinks
    1. +2
      21 декабря 2012 11:06
      Цитата: sergo0000
      Конец света пережили


      Тихо, спугнешь, говорят еще все впереди. drinks
      Привет Сергей.
      1. 0
        21 декабря 2012 11:59
        vorobey,
        Привет Саша!Нас ещё очень постараться убить надо!
        Слишком быстро у них не получиться. laughing drinks
    2. +3
      21 декабря 2012 12:00
      Цитата: sergo0000
      Конец света пережили.Радоваться надо!
      Оставшиеся в живых и будут строить наше светлое будущее.

      Привет Сергей,Я не понял ,а что конец света уже наступил и США больше нет?
      1. 0
        21 декабря 2012 15:04
        Александр романов,
        Привет Саша!У нас уже 17.04
        Пока живы! tongue
  12. USNik
    0
    21 декабря 2012 11:25
    Конца света 21 декабря не случилось.
    Так вроде еще рановато, его обещали в 10 часов утра по Рио...

    "Не Верю!" (с) Дядька Пу пообещал еще 500млрд лет жизни.
    На мой взгляд имел место удавшийся эксперемент по глобальному воздействию новостной паники на массы "концесветов"...
    1. 0
      21 декабря 2012 14:08
      Это он на бывший СССР прогноз дал. остальные должны готовиться сегодня.
  13. +1
    21 декабря 2012 14:40
    Если сказанное в статье совместить с фильмом "Рюрик.Потерянная быль" создаётся впечатление,что предки наши давно для нас всё сделали - нам оставалось только жить ,не отступая от их заветов и опыта,просто развиваться применяя новые познания...Но для нас "свободный дух запада" оказался интереснее и вкуснее... Вот и расплачиваемся за банальное предательство...Когда ещё ЗЕМЛЯ РУССКАЯ РОДИТ РЮРИКОВ,ПЕТРОВ,ИОСИФОВ ?...
  14. +3
    21 декабря 2012 15:39
    Все кто предсказывал конец света явно не были в России 1го января Вот где настоящий армагеддец wassat В сравнении с этим любой конец света это мелкая неприятность типа комара на голой заднице laughing
    1. YuDDP
      0
      22 декабря 2012 00:01
      да ладно, а пьяные англичане на курортах Вам не попадались? это хлеще
      или трясущиеся с похмелья финны

      а еще я плыл как-то на пароме Хельсинки-Стокгольм, а паром считался duty-free зоной. так утром к парому подкатили инвалидные кресла для этой пьяни

      так что Россия в этом деле далеко не лидер
  15. Yarbay
    +2
    21 декабря 2012 15:40
    Цитата: Ruslan67
    Все кто предсказывал конец света явно не были в России 1го января Вот где настоящий армагеддец В сравнении с этим любой конец света это мелкая неприятность типа комара на голой заднице

    +++++++
    Умер)))))))))))))))))))))))))))))
    1. +2
      21 декабря 2012 15:48
      Цитата: Yarbay
      Умер)))))))))))))))))))))))))))))

      Привет Алибек! А вот этого не надо!У нас ещё все новогодние праздники впереди drinks Хотя на 8-9 день появляется ощущение что лучше бы умер вчера am
  16. Yarbay
    +3
    21 декабря 2012 15:57
    Цитата: Ruslan67
    Привет Алибек! А вот этого не надо!У нас ещё все новогодние праздники впереди Хотя на 8-9 день появляется ощущение что лучше бы умер вчера

    Привет Руслан!!
    Вспоминаю юмористическую миниатюру с ныне покойным Ильей Олейником))))
    лежит он на кровати мучаеться ,подходит жена и говорит -ой Леня ,бедный Леня и дает рассольчику и спрашивает где вчера так напился))))))??
    Муж отвечает с Сидоровым пили)))))
    Жена из кармана халат вытаскивает его паспорт и сует в глаза говорит Леня читай ты Фельдман и в принципе не можеш пить на равных с Сидоровым никогда))))))))))))))))))
    1. +4
      21 декабря 2012 16:04
      Цитата: Yarbay
      читай ты Фельдман и в принципе не можеш пить на равных

      Ой не скажи! есть у меня приятель из фельдманов так он 15 лет мотается в командировки от Питера до Монголии по всем полигонам С ним пить это терять веру в силу Русской нации и себя лично в частности sad crying wassat
      1. Yarbay
        +1
        21 декабря 2012 16:06
        Цитата: Ruslan67
        есть у меня приятель из фельдманов так он 15 лет мотается в командировки от Питера до Монголии по всем полигонам С ним пить это терять веру в силу Русской нации и себя лично в частност

        Ну да бывает и такое)))))))))))
  17. +6
    21 декабря 2012 16:51
    Всё так, всё правильно. Ни слова неправды не увидел, Автор молодец, уже потому что историю знает, да к тому же с работами Фукуямы знаком, ещё бы сослался на Зиновьева с его концепцией "пчеловейника", в который превратилось общество в штатах, как на пример того, что ожидает нас если мы пойдём по западному пути.
  18. мамба
    0
    21 декабря 2012 16:55
    Продолжением этой веры является тезис о судьбе наименее приспособленного, «падающего», которого, как завещал товарищ Ницше, лучше бы «толкнуть».
    Да, вроде бы, - это старая еврейская мудрость. Кстати, хохма с ударением на первом слоге переводится с идиша как шутка или розыгрыш, а с ударением на втором слоге - как одна из трёх верхних сфирот в Каббале, означающая мудрость.
    У антагонизма имеется антипод — альтруизм.
    Вообще-то антиподом альтруизма является эгоизм и отчуждение.
    В эпоху атомизации индивидов, когда каждый бормочет: «Я сам по себе, моя хата с краю вилла в Европе», для «коллективного сознательного» основы просто нет.
    Совершенно справедливо для нынешних: "элиты" и среднего класса, но ещё есть надежда на простых россиян, которые могут стать основой для интеграции российского общества.
  19. 0
    21 декабря 2012 20:05
    Понимаете, в этих вопросах каждому приходится принимать решение самостоятельно. Как бы мы не бодрились, не повторяли со всеми общие лозунги - свою личность формируем мы сами. И что самое трудное - ежедневно и ежеминутно. Днем можно быть лидером, не боящимся ничего - а ночью мучиться бессоницей от дневных страхов.
    Потому что разум - тонкая прослойка последних 20 тыс лет. А под ним подсознание миллиардов лет предыдущих форм жизни.
    И, уж не обижайтесь, и значительная часть этих 20тыс, и все предыдущие миллиарды - одинаковы. Мы значительно более похожи друг на друга - внутри. Как бы нам не хотелось думать иначе.
  20. 0
    21 декабря 2012 20:40
    Предлагаю - установить 21 декабря ДВА праздника - Конец Света и сразу за ним - Начало Новой Эпохи. Ежели кто доберется до второго, сможет отметить два праздника. Ура-а-а!
  21. игорь12
    0
    21 декабря 2012 21:41
    уже 22.12.12
  22. 0
    21 декабря 2012 23:59
    Андрей Туркин - лейтенант , боец Вымпела ,ГЕРОЙ РОССИИ .
    Погиб при освобождении школы в Беслане .
    Про него не скажут по телику . Там другие "герои" которые нам даром не нужны .
  23. 0
    22 декабря 2012 00:09
    Эй там, отзовитесь кто-нибудь! По моим рассчетам ( не совсем трезвым) у вас в Москве уже десять минут как наступил кирдык...
    Интересно поэтому , что мне тут ожидать wassat
    1. +1
      22 декабря 2012 00:16
      По моим рассчетам ( не совсем трезвым) у вас в Москве уже десять минут как наступил кирдык


      Не дождётесь soldier
  24. +2
    22 декабря 2012 00:15
    Не решился оценить статью - какая-то двоякая, двусмысленная. Автор начал за здравие, а закончил за упокой - вернее наоборот. В начале хотел поставить минус, затем начал склоняться к плюсу. Так и остался на распутье. Вспоминая советское время, хотел бы отметить тот факт, что людям было важно мнение других о тебе. Что о тебе подумают, что скажут. Поэтому каждый старался быть на уровне. Не дай Бог кто-нибудь косо посмотрит - стыда не оберёшься.Сейчас хоть ссы в глаза - всё божья роса. Бабки в кармане - здесь и совесть, и честь и пропуск в другой мир, где на это никто не смотрит.
    Если говорить о молодёжи, то когда Государству нужно молодое поколение, оно старается его чем-то увлечь: создаёт какие-то организации, пытается увлечь какой-нибудь идеей. В СССР это начиналось уже с октябрят. Потом были пионеры, комсомольцы. А сколько было комсомольских строек. Сколько было неподдельного энтузиазма, когда молодёжь по зову Партии срывалась с места и ехала на край света. Кстати, а сколько было настоящих коммунистов, кто вступил в партию не ввиду карьерного роста, а по зову сердца. Я не имею ввиду функционеров высшего партийного звена, которые просто зажрались на своих постах. Кстати, это говорит о том, что во времена так называемого благополучия, в верхах необходима ротация.
    Ну вот, вроде как и выплеснулось.
  25. Cavas
    0
    22 декабря 2012 00:15
    Цитата: SlavaP
    Интересно поэтому , что мне тут ожидать


    Странный вопрос. Только подарки -- самодоставкой -- можно в кредит! laughing

  26. -1
    22 декабря 2012 01:05
    Присоединюсь к мнению многих форумчан, что статья неоднозначная. Но это и хорошо, наверное....
    Знаете, мне кажется, что корни современной бездуховности кроются в далеких 60-70 годах. На рубеже этих десятилетий. Глобальный формализм идеологической работы, первый приход "золотого тельца", резкая урбанизация, уничтожение десятков тысяч малых сел......И как следствие- уже в восьмидесятых в литературе значимыми остаются лишь те, кто "огранился" еще в 30-40-50 годы.
    Где среди нас, выросших в пионерах, в комсомольцах 60-70 годов гении? Муть одна.
    Петя Мамонов, может быть.....
  27. 0
    23 декабря 2012 19:51
    Нас погубит ФАМИЛЬЯРНОСТЬ в самом широком смысле этого слова-отсюда цинизм,бездуховность и многое другое.