Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

«Хохмодрама» духовности

Конца света 21 декабря не случилось. Напрасно его ждали китайцы, мексиканцы, американцы, европейцы, и мы, русские.

Когда думаешь о том, почему люди так любят всё «апокалиптическое», почему желают не только смерти своим соседям, но и самим себе, начинаешь понимать: всемирная катастрофа представляется многим актом тотальной справедливости. Все погибнут — не 21-го декабря 2012 г., так при ударе Апофиса в 2029 году о Землю, глубочайшие бункеры не спасут и миллиардеров, — и тем самым будет осуществлена вселенская справедливость, явится истинное равенство всех и вся: перед смертью.

«Хохмодрама» духовности
Малевич К.С. Черный квадрат. 1915



Нет разницы, какой национальности и веры тот или иной проповедник подобного конца. Не имеет значения, в какой стране он живёт. У всех одна причина торжественного ожидания всеобщей смерти: пусть умру я, но умрёт вот он, он и ещё вон тот. И вообще все умрут.

Это даже не пессимизм. Это — чистейшее, абсолютное, неразбавленное неверие в человека. Неверие в то, что он прекратит вооружаться, убивать, калечить, издеваться, насиловать, красть, обманывать, делать ближнему гадости и сеять кругом не разумное, доброе, вечное, а глупое, пошлое, сиюминутное. Это неверие в то, что люди могут сообща полететь к другим планетам, отменить границы и визы, победить болезни — и вообще сделать хоть что-то не ради денег и любой иной выгоды. Это полное, стопроцентное неверие во взаимовыручку — при полной, стопроцентной вере в противоположное: в то, что человек человеку — волк, тигр и медведь.

Все на планете разделяют священную веру в выживание наиболее приспособленного — ту веру, которую они же рьяно осуждают как «социал-дарвинизм» (кстати, основная формулировка принадлежит Спенсеру, а не Дарвину). Продолжением этой веры является тезис о судьбе наименее приспособленного, «падающего», которого, как завещал товарищ Ницше, лучше бы «толкнуть». Способов толкать нынче существует много, и их активно применяют все те, кто социал-дарвинизм и ницшеанство осуждает.

Но взаимопомощь характерна даже для мира животных. Социальная же эволюция вообще немыслима без неё. У антагонизма имеется антипод — альтруизм. Но беда в том, что человечество, забыв о былой стадности, с ходом НТП рассыпалось на атомы, и эта атомизация, индивидуализация, в которой особенно преуспел человек XXI века, уже стесняющийся, боящийся своего имени и прячущийся где-нибудь в Интернете под «псевдонимом», поощряется государственными институтами. Куда удобнее управлять каждой личностью по отдельности, нежели диктовать волю смышлёному «коллективному разуму». А чего вы хотите? Государство тоже приспосабливается.

Многим из нас давно уже нет дела до того, что происходит за стеной, в соседней квартире, или на улице, или в соседнем доме. Ещё Кропоткин писал:

«Нравственное начало в человеке есть не что иное, как дальнейшее развитие инстинкта общительности, свойственного почти всем живым существам и наблюдаемого во всей живой природе».


И — он же:

«В настоящее время мы живём в городах рядом с другими людьми, даже не зная их. В дни выборов мы встречаемся друг с другом на собраниях, слушаем лживые обещания или нелепые речи кандидатов и возвращаемся к себе домой. Государство заведует всеми делами, имеющими общественный интерес; на нём лежит обязанность следить за тем, чтобы отдельные люди не нарушали интересов своих сограждан, и, в случае надобности, исправлять нанесённый им вред, наказывая виновных. На нём лежит забота о помощи голодающим, забота образования, защита от врагов и т. д., и т. д.

Ваш сосед может умереть с голоду или заколотить насмерть своих детей — до вас это не касается: это дело полиции. Вы не знаете своих соседей; вас ничто не связывает с ними, и всё разъединяет, и, за неимением лучшего, вы просите у Всемогущего (прежде это был Бог, а теперь государство), чтобы он не допускал противообщественные страсти до их крайних пределов».


На самом деле не столько государство стимулирует атомизацию (в нескладные гипотезы алармистов, равно как и во всемирное торжество анархии, я не верю — так же, как не верю в коммунизм и прочие утопии), сколько индивиды, составляющие общество, отвергают саму возможность относительно братского сосуществования. Когда-то Маркс проповедовал высокую сознательность — и был по сути прав, если, правда, не считать того, что весь его «материализм» на поверку оказался тщедушным бесформенным идеализмом, который должен как-то устроиться-образоваться после смертного уничтожения одного класса другим: яростный могильщик-пролетариат, осознав свои цели и задачи, хоронит буржуазию. Ошибка бородатого Карла, который мог бы стать великолепным литературным критиком, но решил сделаться хорошим экономистом и посредственным философом, была в том, что он идеализировал будущее, доводил его до религиозного абсолюта (см. у Бертрана Рассела), а нужно было принимать его относительным, развивающимся, меняющимся, прогрессирующим без остановки. Тут скорее прав был молодой Уэллс, который разделил мир далёкого будущего на элоев и морлоков — вот заслуженный финал подлинно марксистского общества. Деградация.

Между тем высокая сознательность — реалистическая, настоящая её версия, а не утопическая, из «светлого будущего», вполне возможна. И государство ей не помеха, и, более того, оно — своего рода её проводник.

Действуя не вполне в духе марксовых гипотез, но зато в духе бытия, определяющего сознание, осенью 1917 года социалистическую революцию в России провернул материалист товарищ Ульянов (Ленин), окружённый кучкой верных и не очень верных соратников — общим числом не более трёхсот. Революция такая, согласно заветам К. Маркса, ожидалась скорее в промышленно развитой Британии, нежели в Питере, но у нас при Керенском «власть валялась под ногами», и большевики её просто «подобрали». В пользу Ленина сложились обстоятельства, и он это умно использовал. Не будем писать здесь о немецком золоте и цитировать Мельгунова. Не будем говорить и о красном и белом терроре. Не о том речь.

Дальше была страшная, кровавая жизнь: гражданская война, Сталин, коллективизация, индустриализация, тридцать седьмой год, лагеря, Великая Отечественная, восстановление. Потом был Хрущёв, потом относительно мирно свергнувший его Брежнев (хотел ведь убить, да Семичастный отговорил).

И оказалось, что за прошедшие с Октябрьской революции десятилетия в обществе, жившем под ленинскими и партийными лозунгами, мало-помалу сложилась-сформировалась та самая сознательность. Нет, не коммунистическая, нет, отнюдь не идеальная, но достаточно распространившаяся и достаточно твёрдая, чтобы можно было с убеждённостью говорить о социалистическом обществе. Кстати, словосочетание тавтологическое: социум и общество — синонимы. Поэтому будем говорить короче и проще: общество. Даже без прилагательного «гражданское», ибо в этом понятии содержится невольный уничижающий смысл: горожанин, гражданин — это, согласно корню, житель города. А мне, деревенщине, не хотелось бы исключать огромное сельское общество нашей России из общественной совокупности.

При Горбачёве стало модно говорить о «формализме» и «застойности» брежневского времени. Об этакой общественной лености. Застой, мол, мешал идти советским людям к торжеству развитого социализма, а комсомольские и партийные собрания выродились в пустые, формальные акты с лесом поднятых рук и фальшивыми единогласными решениями. Передовой перестроечный генсек грешил тою же самою односторонностью, что и Карл Маркс: он уже видел новый идеал (демократии на западный манер), но забывал об относительности, забывал, как и авторы «Манифеста Коммунистической партии», о законе единства и борьбы противоположностей. Забывал о постоянном движении, течении всего сущего — чему учили ещё древние греки. Горбачёв выделял негативное — и ничего не говорил о позитивном. Между тем оно в СССР было. Оно было и на Западе, но Михаил Сергеевич поднял на гребень политической волны те настроения в обществе, согласно которым плохое — оно у нас, а хорошее — оно у них. В конце 80-х мы все забыли ироничную нашу поговорку: хорошо там, где нас нет.

Да, в Стране Советов хватало формализма и застойности, но любые собрания вплоть до клубных, любые классные часы в школе, любые сборы металлолома и макулатуры, любые кружки, не говоря уже о народных демонстрациях в мае и ноябре, с оркестрами, от духового напора которых волновалась кровь в жилах и хотелось истребить остатки буржуазии на планете, начиная примерно с Детройта, были тем, что действительно объединяло людей. «Единогласное» решение, единственные кандидаты на выборах? И здесь можно и нужно было видеть консолидирующий фактор. Не было ведь той дурацкой борьбы между «партиями», гнусного этого сражения временщиков-приспособленцев за «электорат». Да и слова-то этого западного тоже не употребляли. Был народ, а не электорат.

Да, были перегибы и перехваты, да, в двадцатые-тридцатые годы (и до середины пятидесятых) была чересчур идеологизирована вся культура, превратившаяся почти в чистую надстройку над чисто индустриальным базисом. Но время перемен — всегда худшее для любого искусства. Китайцы своим врагам желают жить в эпоху перемен.

При экспрессивном товарище Хрущёве — кстати, не терпевшем «модернизма», «кубизма» и прочих буржуазных штучек, и разделывавшегося с ними по-советски, бульдозером, — жить стало полегче, разруха осталась позади. Настала долгожданная «оттепель», и всё довольно быстро пошло в гору. Нет, не так, как позднее при Горбачёве. Если при последнем перемены были мрачными и холодными, и в культуре было реанимировано лишь старое, а нового не родилось, то при первом не только воскресли Бунин и Булгаков, но и расцвела целая плеяда писателей, художников, режиссёров, которые, уже будучи именитыми, влились в брежневскую эпоху и стали её неотъемлемой культурной частью — а заодно и значительным сегментом мирового художественного достояния. Опять же, были и научные перегибы — но при государственном финансировании науки они неизбежны, ибо и тут полезут изо всех щелей неудержимые приспособленцы. Повторюсь: никто не говорит об идеальной сознательности, речь идёт лишь о пути к ней и о некоторых достижениях на этом трудном пути. Впрочем, космические полёты тоже начались при Никите Сергеевиче.

В СССР пятидесятых годов было всё — театр, кино, балет, живопись, поэзия, проза. Если отбросить идеологическую ноту, которая при тотальном госконтроле звучать будет неизбежно, то социалистический реализм — это отнюдь не «кастрированная» литература, как о ней однажды презрительно отозвался немолодой Лимонов. Это неправда. Эдуард Вениаминович, эмигрант с 1973 года, советской литературы, достигшей апогея как раз в семидесятые, просто не знал.

Навскидку назову несколько крупнейших имён, которые нынче, во втором десятилетии XXI века, продолжить просто некем: Фёдор Абрамов, Константин Воробьёв, Василь Быков, Виктор Астафьев, Владимир Солоухин, Виталий Сёмин, Юрий Казаков, Николай Никонов, Валентин Распутин. Прочтите или перечитайте рассказ Евгения Носова «Красное вино Победы», и вы поймёте, о чём я. Кто пришёл на смену этим людям? Никто. Не вырастают в эпоху перемен — а она у нас очень затянулась с «перестройки», — настоящие писатели. А затянулась она потому, что мы, товарищи и господа, не знаем, в каком направлении идти.

В ленинско-сталинском? Но мы его отменили как недемократическое и лагерное. В брежневском? Но это ведь застой и торжество партийных бонз. Тоже худо, хотя колбаса, мороженое и газировка были настоящими, сделанными для людей, а не для торговцев. Горбачёвское? Но это вообще не время, это — безвременье. Какая-то, понимаешь, пауза, кнопку который вслед за президентом СССР зажал Борис Николаевич Ельцин. И нынче эта кнопка не отпускается. Она передаётся в зажатом виде, как эстафета.

Что мы сегодня строим? Капитализм? Демократию? Может, новый вид автократии? Или какой-то особый, олигархическо-коррупционный, вид рынка, целиком и полностью воплощающий принцип «социал-дарвинизма»: наверху — «дарвинизм», внизу — «социал»?

Я думаю, мы ничего не строим. У нас ни пути, ни цели, ни желанья то и другое определять. Нет у нас больше ни пионерии, ни комсомола, ни «единогласных» решений (в которые, кстати, люди верили), зато полно формализма во всём и неверия ни во что. Не помог и талантливый Солженицын — своими советами о том, как нам обустроить Россию.

Вместо всего этого есть у нас сплетни, слухи, скандалы, коррупция, множество нелепых партий, «тандем» у власти, в который мы вряд ли истово верим, но за который исправно голосуем (это не чисто русский парадокс, в Японии тоже снова выбрали партию 58-летнего г-на Абэ, который считает, что в США всё ещё правит Дж. Буш-младший), пошлость во всём и вся, уменьшение населения, двадцать миллионов людей, живущих за чертой бедности, алкоголизм, наркомания и проституция, кошмарный уровень преступности, отвратительные продажные суды, полиция, погрязшая в коррупции и отращивающая огромные животы точно так же, как и домедведевская милиция. У нас плохая «бесплатная» медицина и плохое образование — хоть коммерческое, хоть бюджетное, — слепо и тупо скопированное с западных «образцов». А тем временем британцы заимствуют из славной советской эпохи физико-математическую школу, внедряя её в передовых своих вузах: программа будет реализована к 2014 году; первым советские стандарты 60-х годов станет применять Королевский колледж в Лондоне.

Вместо настоящего театра у нас теперь по городам и весям гастролируют разные московские труппы, показывающие «хохмодрамы» по пьесам Чехова (мерзкое словечко в кавычках, насколько помню, из сибирской афиши 2004 года — когда отмечалось столетие со дня смерти Антона Павловича).

Вместо живописи и скульптуры в XXI веке пропагандируются разные «биеннале», в т. ч. венецианская 2005 года, где от России были выставлены целующиеся «голубые» милиционеры, скопированные, кстати, с целующихся британских констеблей. Ещё на этой «биеннале» были банки с дорогостоящим дерьмом именитых художников, к счастью, доставленные туда с Запада. А в Красноярске в 2011 году арт-группа «Синие носы», автор «Милиционеров», устроила целую выставку «целующихся». В числе прочих голубых там были представлены на фотографиях и десантники в беретах.

Вместо Евгения Носова и Юрия Казакова у нас теперь в ходу иронические детективы, фантастика про «попаданцев» и про современный спецназ, переместившийся в Сталинград — на подмогу замерзающим советским бойцам, которые иначе с фашистами бы не справились. Ещё у нас множество литпремий — есть и такие крупные, богатые, как «Большая книга» или «НОС» господина Прохорова. Премии есть, конкурсы проводятся с потрясающей частотой — вот только писателей нет. Эпоха перемен? Она самая. Но когда она кончится?.. А зачем ей кончаться? И, главное, чем?

«Наша цель — коммунизм», — вот лозунг из советского прошлого. А нынче советские лозунги годятся только для рекламной эксплуатации — лишь потому, что эти выражения стали «крылатыми», в нынешнем понимании — «раскрученными». Даже слова Николая Островского воткнули на щит с рекламой кондиционеров: «Чтобы не было мучительно жарко…» Люди перестали видеть границу между святостью и пошлостью. Люди зашли на территорию пошлости так далеко, что святость им не видна и на горизонте. И я не о той святости, что имеет что-то общее с религией. Те же советские писатели в большинстве своём были атеистами.

Вместо эстрады у нас — «поющие кошельки». Как новейший вариант — поющие силиконовые груди и задницы. 5000 долларов — и клип готов. Нет голоса? Фальшивишь? А кто услышит-то? Да и электронные технологии теперь многое позволяют. Ещё 5000 — и фальшивить перестанешь.

Вместо прибытка населения у нас — смертность и убыток. В СССР картина была противоположная. 1926 год — 92,7 млн. чел., 1937 — 104,9 млн. (а ведь какое трудное было время!), 1950 — 101,4 млн. (после войны), 1960 — 119,0, 1970 — 130,1, 1980, год Олимпиады, — 138,3, 1990 — 147,7, 2000 — 146,9, 2005 — 143,5, 2011 — 142,9. Согласно данным Переписи населения от 2002 года, численность населения России с 1989 по 2002 гг. сократилась на 1,8 млн. чел. Общемировая же тенденция выражалась в то время в показателе отношения количества рождений к смертям, равное 2,6. Особенно была велика смертность в России среди мужчин. Средняя продолжительность их жизни составила всего 61,4 года. Причины столь короткой жизни мужской половины России: пьянство, большое количество несчастных случаев, убийства, самоубийства. К концу 1990-х гг. темпы естественной убыли населения превысили 900 тыс. чел. в год. С 2001 г. естественная убыль населения стала сокращаться (с 959 тыс. человек в 2000 г. до 249 тыс. в 2009-м). Дело в том, что с 2004 г. начался рост миграционного притока в Россию, т. е. увеличению численности населения способствовал внешний фактор.

Генеральный директор Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Степан Сулакшин выделяет следующие основные причины российского демографического кризиса: эрозия традиционных смыслов российской жизни; идейно-духовное опустошение; отсутствие сплачивающей национальной идеи; подмена присущих российской цивилизации ценностных кодов. Последнее, если прибегнуть к художественному сравнению, может означать замену полотен художника Пластова фотографиями целующихся милиционеров.

Наконец, вместо советской культуры воспитания детей в России — западноевропейский стиль и образ жизни, когда уже всерьёз поговаривают о внедрении в государстве «ювенальной юстиции»: ведь спасу нет от диких родителей, которые собственных детей, мешающих им криком или приставаньями, могут попросту выкинуть в окошко. С девятого или пятого этажа. Или сунуть зимой голышом в сугроб. И равнодушные соседи или прохожие редко когда помогут — см. выше цитаты из мудрого товарища Кропоткина.

Журналисты «Интерфакса» недавно собрали страшную коллекцию фактов. Все трагедии, описанные ими, случились в одном только 2012 году. Все они — лишь то, что стало достоянием прессы.

11 декабря пьяный житель Волгоградской области забил насмерть 6-летнего пасынка — избил его и ударил головой об стену, а потом попытался привести в чувство, прижигая тело огнём зажигалки.

7 декабря в Саратове отчим до смерти избил 7-летнюю девочку: она не реагировала на его замечания. Из медзаключения: «…вдавленный перелом свода черепа, ушиб головного мозга с кровоизлиянием, множественные ушибы тканей головы, туловища, конечностей, кома».

12 ноября Мосгорсуд приговорил наркомана-москвича к 16 годам строгого режима. Тот избил до смерти 11-месячного ребёнка сожительницы — «за то, что он часто плакал».

7 ноября жительница Сызрани выбросила новорожденного сына в мусорный контейнер, заткнув ему рот кляпом.

1 ноября пьяная жительница Челябинской области убила семилетнюю дочь половником, увидев, что та пописала в колготки.

15 октября жительнице Ставрополья дали три года в колонии. Девушка в туалете бросила ребёнка в унитаз, заколола его там ножницами, затем положила труп мальчика в сумку и выкинула в выгребную яму.

8 октября Ставропольский краевой суд приговорил к 18 годам колонии строгого режима местного жителя за убийство 5-летней внучки. Пьяный пожилой мужчина дома играл в карты с сыном и двумя знакомыми. По мнению деда, внучка вела себя слишком шумно, мешая игре. Он увёл девочку в соседнюю комнату, где, перекинув шерстяной шарф через штангу платяного шкафа, повесил её.

28 августа в Рязани пьяная мать сбросила своего годовалого ребёнка с 9-го этажа.

16 июля в Архангельске мать выбросила с пятого этажа своего ребёнка, а затем прыгнула сама.

4 июня житель Ангарска едва не убил свою шестимесячную дочь, ударив её о стену: она плакала и мешала пить взрослым водку.

23 мая жительница Волгограда зарубила трёхлетнюю дочь и выбросилась из окна…

Страшных примеров у «Интерфакса» много, много больше. И их содержание говорит о том, что количество переходит в качество. Что то, что в советское время показалось бы невозможным, теперь стало обыкновенным. Частью холодной статистики.

Если мы хотим достичь высокой сознательности (кто-то предпочтёт слово «духовности»), нам нужно понять, к чему мы стремимся. К чистому «социал-дарвинизму»? Но это не цель, это только способ выживания. Другим способом выживания является взаимопомощь.

Но какой же ориентир перед собой видит русское общество? Где тот большой маяк — вроде светлого коммунистического будущего? Где та цель, ради которой стоит рожать детей и верить в их грядущее счастье? Та, ради которой стоит писать книги — веря в то, что если звёзды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно?

Горько признавать, но нет у нас ясной цели. Мы, как американцы, успокоились, прочитав книжку Фрэнсиса Фукуямы «Конец истории и последний человек». Мы вместе с Западом уверовали в то, что за «демократией» дальше ничего нет. Всё, конец пути. Рельсы здесь обрываются.

Западу, с его несгибаемым капиталистическим курсом, подобное питекантропическое верование простительно, а нам — нет. Ведь и Фукуяма — идеалист. Его самого сметёт какая-нибудь невиданная доселе революция, к примеру, под лозунгами мирового шариата.

Чубайс оправдывал приватизацию с её неудовлетворительными итогами (о «неуде» — это вывод Госдумы, 1994 год) тем, что необходимо было сломать СССР и истребить всё советское — так, чтобы не случилось возврата. Послушные его воле, мы сломали Союз, мы выкорчевали из себя, вырвали с корнями и ту сознательность, которая взращивалась, по кирпичику возводилась семь десятков лет. Мы отказались от всего хорошего, поспешно заменив его скопированным плохим. Плохое, пошлое прививается быстро, а вот трудному хорошему надо долго учиться. Разрушать легче, нежели созидать.

Так к чему мы движемся? Быть может, мы просто обманываем себя, когда говорим, что мы не вымрем, уступив тайгу таджикам, а нефть — китайцам? В таком случае говорить не о чем. В эпоху атомизации индивидов, когда каждый бормочет: «Я сам по себе, моя хата с краю вилла в Европе», для «коллективного сознательного» основы просто нет.

Но, может быть, у нас есть ещё маленький шанс? Может, мы не совсем ещё избавились от «присущих российской цивилизации ценностных кодов»? Может, нам поучиться у британцев — и оглянуться на собственное прошлое? Или нам так к лицу то «идейно-духовное опустошение», о котором говорил товарищ Сулакшин, и мы хотим слыть на Западе теми варварами, к которым нас этот самый загнивающий Запад давно и небезосновательно причисляет?

Нам нужно поглядеться, как в зеркало, в советское прошлое. Нам нужно понять, почему мы до сих пор предпочитаем советские фильмы «рыночным». Нам нужно осознать, что у нас сейчас нет литературы, хотя раньше была, и была она великой — такой же, как эпоха. Нам, нынче выбрасывающим детей из форточек, нужно не отвергать своё прошлое, а учиться у него: строить на его основе, а не вопреки ей. Иначе мы будем лишь ломать — пусть и бессознательно, в отличие от мистера Чубайса. И целью нашей будет лишь «повышение ВВП».
Автор: Олег Чувакин


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 46
  1. Apollon 21 декабря 2012 09:01
    цитата-Или нам так к лицу то «идейно-духовное опустошение», о котором говорил товарищ Сулакшин,

    такое ощющение, что к этому опустошению нас сознательно подталкивают............!
    1. Vodrak 21 декабря 2012 14:03
      Да основная масса людей живет по русской поговорке "Фигня что у меня корова сдохла, хреново что у соседа жива". Каюсь сам бываю такой же.
      1. Zynaps 21 декабря 2012 18:48
        не знаю, где вы таких людей берёте. могу согласиться, что ч(м)удаков можно найти в количествах. но мне как-то всё больше попадаются люди, радующиеся чужому успеху. с одной существенной оговоркой - этот успех достигнут ими справедливо и заслуженно. но фокус в том, что относительно честно разбогатевших людей в наше время найдётся мало, да и всё их богатство не идёт ни в какое сравнение с уровнем жизни бывших держателей воровских общаков, прикупивших заводы-газеты-пароходы, созданные не их трудами. презирать и желать вонзить пролетарский штык в пузо таким гнидам - естественное желание нормального человека.
        Zynaps
    2. Karlsonn 21 декабря 2012 17:03
      странно, но в статье автор из бредовых личных аргументов, непонятно откуда взятых утверждений и просто своих фантазий делает в конце концов вполне правильные и логические выводы request belay
      с выводами согласен, со статьей в целом нет; оценивать это весьма спорный труд - не вижу причин.
      1. Zynaps 21 декабря 2012 18:05
        мне оченна пондравилась вот эта фраза - Революция такая, согласно заветам К. Маркса, ожидалась скорее в промышленно развитой Британии, нежели в Питере - из которой неумолимо следует, что автор практически ничего из Маркса и Ленина не читал. а ведь классики утверждали (и в своих утверждениях были правы), что социалистическая революция как раз грозит разразиться на периферии капиталистического мира, в наиболее слабом её звене, хотя Ленин и выражал сомнение, что именно Россия являет собой это самое слабое звено.

        с оценкой опуса согласен - спорно, а местами просто слабо.
        Zynaps
        1. Karlsonn 21 декабря 2012 18:24
          Zynaps

          камрад, да там что ни возьми:
          ...которого, как завещал товарищ Ницше, лучше бы «толкнуть» belay
          ...Многим из нас давно уже нет дела до того, что происходит за стеной, в соседней квартире, или на улице, или в соседнем доме. belay
          ...не считать того, что весь его «материализм» на поверку оказался тщедушным бесформенным идеализмом, который должен как-то устроиться-образоваться после смертного уничтожения одного класса другим: яростный могильщик-пролетариат, осознав свои цели и задачи, хоронит буржуазию. Ошибка бородатого Карла, который мог бы стать великолепным литературным критиком, но решил сделаться хорошим экономистом и посредственным философом, была в том, что он идеализировал будущее, доводил его до религиозного абсолюта (см. у Бертрана Рассела), а нужно было принимать его относительным, развивающимся, меняющимся, прогрессирующим без остановки. Тут скорее прав был молодой Уэллс, который разделил мир далёкого будущего на элоев и морлоков — вот заслуженный финал подлинно марксистского общества. Деградация.

          ну такой примитивной трактовки марксизма еще нужно по искать, но уже отсюда видно что автор с первоисточниками не знаком, к экономике не имеет отношения, а его привычка делегировать свое понимание высказанного философами как теорему просто удручает.
          Хотя безусловно радует, что по автору Уэллс прав, а Маркс нет, очевидно автору фантастическая литература ближе и понятней, чем труды философов.

          Можно долго приводить спорные моменты текста, но думаю хватит.

          Как из этого винегрета родились нормальные выводы - мне не понятно.
      2. polly 21 декабря 2012 19:45
        Полностью поддерживаю Вас Karlsonn .Аналогичное мнение по поводу статьи...
  2. PSih2097 21 декабря 2012 09:07
    Конца света 21 декабря не случилось.

    Так вроде еще рановато, его обещали в 10 часов утра по Рио...
  3. Петрович-2 21 декабря 2012 09:27
    Смотреться в прошлое - хорошо. Но ныть тоже не следует. Это затягивает.
    Читаешь статью - вроде бы нормально, поддерживаю, но потом надоедают стоны автора.
    Хотим в светлое будущее - надо не ныть и не стонать, а работать, изменять себя и страну.
    За нас этого никто не сделает.
    простите, если резко сказал.
    1. Vadivak 21 декабря 2012 09:55
      Цитата: Петрович-2
      Смотреться в прошлое - хорошо.


      Смотреться? Не забывать и не разрушать как раньше когда оно подлежало тотальному уничтожению, полному проклятию предавались его культура, искусство, идеи и философия.
      1. Zynaps 21 декабря 2012 18:24
        это, как бы, сильное преувеличение. анархия и вандализм не были повсеместным явлением, а уж пика своего деструкция достигла в период безвластия "временных". а дальше было уже так, что старый профессор права А.Ф.Кони читал в промёрзших залах Петроградского университета основы юриспруденции рабочим, красногвардейцам и краснофлотцам. и уж тем более не согласятся грамотные искусствоведы, считающие, что время, наступившее после окончания Гражданской войны, принесло огромный всплеск в развитии русского-советского искусства, литературы, архитектуры. возникла такая плеяда титанов, которую в другие эпохи ещё поискать надо. от Шухова и Мухиной до Душкина, Дейнеко и Грекова.
        Zynaps
    2. baltika-18 21 декабря 2012 11:31
      Цитата: Петрович-2
      , но потом надоедают стоны автора.

      Да что то я не заметил его стонов.Приводит факты и задаёт вопросы.Причём вопросы верные и насущные,которые требуют фактически не медленного ответа.Эти самые вопросы интересуют и меня.Где чётко сформулированная национальная идея?Какова наша цель?Куда движемся?Какое общество хотим построить?Власти должны ответить на эти вопросы.Или что так и жить по принципу куда кривая выведет?
      1. revnagan 21 декабря 2012 12:53
        Цитата: baltika-18
        Какова наша цель?Куда движемся?Какое общество хотим построить?Власти должны ответить на эти вопросы.Или что так и жить по принципу куда кривая выведет?

        А какого ответа Вы ожидаете от властей?Во власти точно такие же люди,как и все мы, с двуме руками и ногами и одной головой.Единственное их отличие от нас - уровень их благосостояния.Ну и конечно их взгляды на жизнь.То,что для нас очевидно для властей неприемлемо.То,что неприемлимо для нас,для власти - в порядке вещей.Ну не может быть у власти и простых людей одной или хотя бы близкой позиции при этом общественно-политическом строе.Поэтому власть "не слышит" простых людей.Перефразируя известную пословицу,получим:"Что народу хорошо, то властям-смерть".Так какого ответа нам ожидать?Если уже давно они сами по себе, а народ-сам по себе.
        1. baltika-18 21 декабря 2012 16:43
          Цитата: revnagan
          Так какого ответа нам ожидать?Если уже давно они сами по себе, а народ-сам по себе.

          Вы правы.Так быть не должно.
        2. Konrad 22 декабря 2012 08:54
          Цитата: revnagan
          Если уже давно они сами по себе, а народ-сам по себе

          Представители власти с полным правом могут сказать о себе словами песни : " Вышли мы все из народа.." ( не приехали же из за бугра ) , а дальше, перефразируя поговорку, можно сделать вывод: " Какой приход, такой и поп ".
          Konrad
  4. vladsolo56 21 декабря 2012 09:28
    Все что здесь приведено давно ни для кого не секрет, но дальше то что? где то к чему стоит стремиться?
    vladsolo56
    1. EropMyxoMop 21 декабря 2012 10:57
      где то к чему стоит стремиться?
      http://topwar.ru/uploads/images/2012/497/ereg569.jpg
      EropMyxoMop
      1. Vodrak 21 декабря 2012 14:05
        Пора уже. надоела эта "Независимость"
    2. Konrad 22 декабря 2012 08:55
      Цитата: vladsolo56

      Все что здесь приведено давно ни для кого не секрет, но дальше то что?

      Извечный вопрос на Руси - ЧТО ДЕЛАТЬ ?
      Konrad
  5. лис 21 декабря 2012 09:36
    мысли автора интересны...и всё же:я не курю,не курил .и не собираюсь.к чему это?а к тому,как меня не подталкивай к этому,я курить не буду.это воспитание,совесть,внутренний стержень.у нынешнего поколения этого нет.эти качества высмеиваются и всячески поощряется создание мифов о пьянстве и дурости русского народа.откуда эта гниль идёт? кому это выгодно?кто проводит эти подталкивания?у всех явлений есть имя и фамилия(перефразируя Кагановича).
  6. predator.3 21 декабря 2012 10:06
    Доброе утро Всем ! не знаю ,как насчет конца света, но у нас мороз стоит ,дети уже неделю школу "прогуливают", вчера уговорили сходить на "хоббита", еще раз убедился ,что П.Джексон гениальный режиссер. Вечером обещал сходить на каток. hi drinks
    predator.3
  7. IRBIS 21 декабря 2012 10:10
    Да, развитие нашего общества слишком уж приобрело чисто материальную составляющую. И не всегда в этом виноваты мы, члены этого общества. В такое положение нас ставит государство, а точнее - его руководство. Оглянитесь вечером вокруг себя, с какими лицами люди возвращаются с работы домой. А дома - дети, до которых нет дела учителям в школе, для которых нет возможности организовать досуг. Спортивные секции - дорого и не всем доступно, Дворцов пионеров - не существует. Раньше воспитание начиналось еще в яслях, теперь же место в детском саду - это чудо немыслимое.
    А мы превратились в добытчиков средств "на жизнь". Мы старательно делим и несем свои доходы в ЖЭК, поднявший тарифы по своему усмотрению, кому-то "на лапу", дабы пристроить ребенка в сад, врачам, чтобы на нас хотя бы обратили внимание. Вот и все "духовное" развитие.
  8. Vorchun 21 декабря 2012 10:19
    Господи, ну почему ПРАВДА, в нашей стране, всегда такая страшная?
  9. borisst64 21 декабря 2012 10:22
    Как бы повидаться с автором "Целующихся десантников", я б ему поменял ориентацию за пару минут.
    borisst64
    1. Армеец 21 декабря 2012 12:18
      Я вот тоже думаю:-братцы-сибиряки,вы их что,там ещё не порвали!!!
      Армеец
  10. vorobey 21 декабря 2012 10:39
    Март, ты специально готовился? здесь добил уже основательно.
    после таких статей о каком празднике конца света можно уже говорить.

    Олег во многом ты прав. если обобщить все сказанное, помните старый детский фильм - Проданный смех? Так вот мы все продали в обмен на сытую жизнь только не смех. а душу. Только вот и здесь прокололись. Сытой жизни оказывается тоже на всех не хватает.
    1. Mart 21 декабря 2012 10:53
      Цитата: vorobey
      Март, ты специально готовился? здесь добил уже основательно.

      Очень хотел, чтобы ты, дружище, прочитал.
  11. sergo0000 21 декабря 2012 11:02
    Олег ,что это ты с утра отходную завёл!? winked
    Конец света пережили.Радоваться надо!
    Оставшиеся в живых и будут строить наше светлое будущее.
    То есть мы с Вами! laughing
    Наступила эра Водолея где России отведена особая рольв построении нового миропорядка!
    Не бойсь. Прорвёмся! drinks
    1. vorobey 21 декабря 2012 11:06
      Цитата: sergo0000
      Конец света пережили


      Тихо, спугнешь, говорят еще все впереди. drinks
      Привет Сергей.
      1. sergo0000 21 декабря 2012 11:59
        vorobey,
        Привет Саша!Нас ещё очень постараться убить надо!
        Слишком быстро у них не получиться. laughing drinks
    2. Александр романов 21 декабря 2012 12:00
      Цитата: sergo0000
      Конец света пережили.Радоваться надо!
      Оставшиеся в живых и будут строить наше светлое будущее.

      Привет Сергей,Я не понял ,а что конец света уже наступил и США больше нет?
      1. sergo0000 21 декабря 2012 15:04
        Александр романов,
        Привет Саша!У нас уже 17.04
        Пока живы! tongue
  12. USNik 21 декабря 2012 11:25
    Конца света 21 декабря не случилось.
    Так вроде еще рановато, его обещали в 10 часов утра по Рио...

    "Не Верю!" (с) Дядька Пу пообещал еще 500млрд лет жизни.
    На мой взгляд имел место удавшийся эксперемент по глобальному воздействию новостной паники на массы "концесветов"...
    USNik
    1. Vodrak 21 декабря 2012 14:08
      Это он на бывший СССР прогноз дал. остальные должны готовиться сегодня.
  13. evgenm55 21 декабря 2012 14:40
    Если сказанное в статье совместить с фильмом "Рюрик.Потерянная быль" создаётся впечатление,что предки наши давно для нас всё сделали - нам оставалось только жить ,не отступая от их заветов и опыта,просто развиваться применяя новые познания...Но для нас "свободный дух запада" оказался интереснее и вкуснее... Вот и расплачиваемся за банальное предательство...Когда ещё ЗЕМЛЯ РУССКАЯ РОДИТ РЮРИКОВ,ПЕТРОВ,ИОСИФОВ ?...
  14. Ruslan67 21 декабря 2012 15:39
    Все кто предсказывал конец света явно не были в России 1го января Вот где настоящий армагеддец wassat В сравнении с этим любой конец света это мелкая неприятность типа комара на голой заднице laughing
    1. YuDDP 22 декабря 2012 00:01
      да ладно, а пьяные англичане на курортах Вам не попадались? это хлеще
      или трясущиеся с похмелья финны

      а еще я плыл как-то на пароме Хельсинки-Стокгольм, а паром считался duty-free зоной. так утром к парому подкатили инвалидные кресла для этой пьяни

      так что Россия в этом деле далеко не лидер
      YuDDP
  15. Yarbay 21 декабря 2012 15:40
    Цитата: Ruslan67
    Все кто предсказывал конец света явно не были в России 1го января Вот где настоящий армагеддец В сравнении с этим любой конец света это мелкая неприятность типа комара на голой заднице

    +++++++
    Умер)))))))))))))))))))))))))))))
    Yarbay
    1. Ruslan67 21 декабря 2012 15:48
      Цитата: Yarbay
      Умер)))))))))))))))))))))))))))))

      Привет Алибек! А вот этого не надо!У нас ещё все новогодние праздники впереди drinks Хотя на 8-9 день появляется ощущение что лучше бы умер вчера am
  16. Yarbay 21 декабря 2012 15:57
    Цитата: Ruslan67
    Привет Алибек! А вот этого не надо!У нас ещё все новогодние праздники впереди Хотя на 8-9 день появляется ощущение что лучше бы умер вчера

    Привет Руслан!!
    Вспоминаю юмористическую миниатюру с ныне покойным Ильей Олейником))))
    лежит он на кровати мучаеться ,подходит жена и говорит -ой Леня ,бедный Леня и дает рассольчику и спрашивает где вчера так напился))))))??
    Муж отвечает с Сидоровым пили)))))
    Жена из кармана халат вытаскивает его паспорт и сует в глаза говорит Леня читай ты Фельдман и в принципе не можеш пить на равных с Сидоровым никогда))))))))))))))))))
    Yarbay
    1. Ruslan67 21 декабря 2012 16:04
      Цитата: Yarbay
      читай ты Фельдман и в принципе не можеш пить на равных

      Ой не скажи! есть у меня приятель из фельдманов так он 15 лет мотается в командировки от Питера до Монголии по всем полигонам С ним пить это терять веру в силу Русской нации и себя лично в частности sad crying wassat
      1. Yarbay 21 декабря 2012 16:06
        Цитата: Ruslan67
        есть у меня приятель из фельдманов так он 15 лет мотается в командировки от Питера до Монголии по всем полигонам С ним пить это терять веру в силу Русской нации и себя лично в частност

        Ну да бывает и такое)))))))))))
        Yarbay
  17. Dante 21 декабря 2012 16:51
    Всё так, всё правильно. Ни слова неправды не увидел, Автор молодец, уже потому что историю знает, да к тому же с работами Фукуямы знаком, ещё бы сослался на Зиновьева с его концепцией "пчеловейника", в который превратилось общество в штатах, как на пример того, что ожидает нас если мы пойдём по западному пути.
  18. мамба 21 декабря 2012 16:55
    Продолжением этой веры является тезис о судьбе наименее приспособленного, «падающего», которого, как завещал товарищ Ницше, лучше бы «толкнуть».
    Да, вроде бы, - это старая еврейская мудрость. Кстати, хохма с ударением на первом слоге переводится с идиша как шутка или розыгрыш, а с ударением на втором слоге - как одна из трёх верхних сфирот в Каббале, означающая мудрость.
    У антагонизма имеется антипод — альтруизм.
    Вообще-то антиподом альтруизма является эгоизм и отчуждение.
    В эпоху атомизации индивидов, когда каждый бормочет: «Я сам по себе, моя хата с краю вилла в Европе», для «коллективного сознательного» основы просто нет.
    Совершенно справедливо для нынешних: "элиты" и среднего класса, но ещё есть надежда на простых россиян, которые могут стать основой для интеграции российского общества.
    мамба
  19. homosum20 21 декабря 2012 20:05
    Понимаете, в этих вопросах каждому приходится принимать решение самостоятельно. Как бы мы не бодрились, не повторяли со всеми общие лозунги - свою личность формируем мы сами. И что самое трудное - ежедневно и ежеминутно. Днем можно быть лидером, не боящимся ничего - а ночью мучиться бессоницей от дневных страхов.
    Потому что разум - тонкая прослойка последних 20 тыс лет. А под ним подсознание миллиардов лет предыдущих форм жизни.
    И, уж не обижайтесь, и значительная часть этих 20тыс, и все предыдущие миллиарды - одинаковы. Мы значительно более похожи друг на друга - внутри. Как бы нам не хотелось думать иначе.
  20. crambol 21 декабря 2012 20:40
    Предлагаю - установить 21 декабря ДВА праздника - Конец Света и сразу за ним - Начало Новой Эпохи. Ежели кто доберется до второго, сможет отметить два праздника. Ура-а-а!
  21. игорь12 21 декабря 2012 21:41
    уже 22.12.12
    игорь12
  22. ЖОРЖ 21 декабря 2012 23:59
    Андрей Туркин - лейтенант , боец Вымпела ,ГЕРОЙ РОССИИ .
    Погиб при освобождении школы в Беслане .
    Про него не скажут по телику . Там другие "герои" которые нам даром не нужны .
  23. SlavaP 22 декабря 2012 00:09
    Эй там, отзовитесь кто-нибудь! По моим рассчетам ( не совсем трезвым) у вас в Москве уже десять минут как наступил кирдык...
    Интересно поэтому , что мне тут ожидать wassat
    1. ЖОРЖ 22 декабря 2012 00:16
      По моим рассчетам ( не совсем трезвым) у вас в Москве уже десять минут как наступил кирдык


      Не дождётесь soldier
  24. sedoj 22 декабря 2012 00:15
    Не решился оценить статью - какая-то двоякая, двусмысленная. Автор начал за здравие, а закончил за упокой - вернее наоборот. В начале хотел поставить минус, затем начал склоняться к плюсу. Так и остался на распутье. Вспоминая советское время, хотел бы отметить тот факт, что людям было важно мнение других о тебе. Что о тебе подумают, что скажут. Поэтому каждый старался быть на уровне. Не дай Бог кто-нибудь косо посмотрит - стыда не оберёшься.Сейчас хоть ссы в глаза - всё божья роса. Бабки в кармане - здесь и совесть, и честь и пропуск в другой мир, где на это никто не смотрит.
    Если говорить о молодёжи, то когда Государству нужно молодое поколение, оно старается его чем-то увлечь: создаёт какие-то организации, пытается увлечь какой-нибудь идеей. В СССР это начиналось уже с октябрят. Потом были пионеры, комсомольцы. А сколько было комсомольских строек. Сколько было неподдельного энтузиазма, когда молодёжь по зову Партии срывалась с места и ехала на край света. Кстати, а сколько было настоящих коммунистов, кто вступил в партию не ввиду карьерного роста, а по зову сердца. Я не имею ввиду функционеров высшего партийного звена, которые просто зажрались на своих постах. Кстати, это говорит о том, что во времена так называемого благополучия, в верхах необходима ротация.
    Ну вот, вроде как и выплеснулось.
  25. Cavas 22 декабря 2012 00:15
    Цитата: SlavaP
    Интересно поэтому , что мне тут ожидать


    Странный вопрос. Только подарки -- самодоставкой -- можно в кредит! laughing

    Cavas
  26. Чёный 22 декабря 2012 01:05
    Присоединюсь к мнению многих форумчан, что статья неоднозначная. Но это и хорошо, наверное....
    Знаете, мне кажется, что корни современной бездуховности кроются в далеких 60-70 годах. На рубеже этих десятилетий. Глобальный формализм идеологической работы, первый приход "золотого тельца", резкая урбанизация, уничтожение десятков тысяч малых сел......И как следствие- уже в восьмидесятых в литературе значимыми остаются лишь те, кто "огранился" еще в 30-40-50 годы.
    Где среди нас, выросших в пионерах, в комсомольцах 60-70 годов гении? Муть одна.
    Петя Мамонов, может быть.....
  27. knn54 23 декабря 2012 19:51
    Нас погубит ФАМИЛЬЯРНОСТЬ в самом широком смысле этого слова-отсюда цинизм,бездуховность и многое другое.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня