Принципы и средства защиты от безэкипажных катеров-камикадзе

49
Принципы и средства защиты от безэкипажных катеров-камикадзе
Патрульный корабль "Василий Быков" пр. 22160 - недавно он уничтожал украинские катера. Фото Минобороны РФ


С осени прошлого года киевский режим, оставшийся без полноценных военно-морских сил, использует одноразовые ударные безэкипажные катера. С помощью такой техники регулярно пытаются атаковать наши корабли и береговые объекты. Российские вооруженные силы учитывают эту угрозу и принимают меры по ее нейтрализации. За счет тех или иных средств и методик применение таких катеров предотвращается или пресекается.



Актуальная угроза


О возможности появления у киевского режима безэкипажных катеров-камикадзе стало известно прошлым летом. Позже, в сентябре, эта информация подтвердилась – противник впервые попытался применить такую технику. При этом атака сорвалась, и наши специалисты получили возможность изучить новое ударное средство.

Тем не менее, украинские формирования не оставили попыток применения катеров и атаки наших объектов и кораблей. Кроме того, на их вооружение поступили новые образцы подобной техники с иными тактико-техническими характеристиками. Как сообщается, наиболее крупные катера-камикадзе могут нести заряд в сотни килограммов и доставлять его на расстояние до 800 км.

В последние недели противник начал чаще применять свои катера. Так, утром 16 июля пара таких средств пыталась прорваться к побережью Крыма в районе г. Севастополь. Очевидно, их направляли на порт и корабли, но попытка диверсии была успешно пресечена. В ночь на 17 июля катера-камикадзе использовались в атаке на Керченский мост. На этот раз прорыв удался – были повреждены конструкции моста и погибли люди.


Украинский катер, найденный в Крыму в сентябре 2022 г. Фото Telegram / "Рыбарь"

В ночь на 25 июля два катера пытались атаковать патрульный корабль «Сергей Котов», выполнявший задачи в западной части Черного моря. Угроза была вовремя выявлена и нейтрализована. При помощи штатного вооружения экипаж корабля уничтожил катера на дистанции 1000 и 800 м. 1 августа «Сергей Котов» вместе с однотипным кораблем «Василий Быков» отразили атаку уже трех катеров, угрожавших гражданскому судоходству.

В ночь на 4 августа противник вновь предпринял попытку атаки береговых объектов. На этот раз его целью стала военно-морская база Новороссийск. Два вражеских катера вновь были обнаружены и уничтожены. При этом украинская пропаганда, несмотря на очередной провал, пытается выставить эту диверсию успешной – поводом для ее радости стали повреждения одного из российских кораблей. Через сутки в районе Керченского пролива атаковали гражданский танкер.

Очевидно, что киевский режим продолжит атаковать наши корабли и береговые объекты при помощи доступных ему безэкипажных катеров. Кроме того, уже пострадало гражданское население и судоходство. В связи с этим нашему флоту и другим войскам придется принимать соответствующие меры. К счастью, все необходимые методики и средства уже известны, освоены и готовы. Именно поэтому основная масса вражеских катеров уничтожается задолго до подхода к их целям.

Превентивная демилитаризация


Атаки катеров-камикадзе можно предотвращать уже на стадии их организации. Для этого необходимо выявлять места производства и дислокации такой техники. Своевременный удар по таким предприятиям и базам сокращает оперативные возможности противника или вообще лишает его возможности провести диверсию.


Катер, использовавшийся в атаке на корабль "Приазовье", июнь 2023 г. Фото Минобороны РФ

Российская армия проводит соответствующие мероприятия. Выявляются и уничтожаются объекты инфраструктуры, предназначенные для безэкипажных катеров. Так, 18 июля – на следующий день после теракта против Керченского моста – ВМФ выполнил групповой удар высокоточным оружием морского базирования по объектам противника в районе г. Одесса, где велась сборка и подготовка катеров-камикадзе. Эту операцию обозначили как удар возмездия.

В ночь на 20 июля аналогичный удар выполнили силами ВВС и ВМФ. Целями стали объекты в районе Одессы и Ильичевска. 23 июля комплексы воздушного и морского базирования вновь несли возмездие. Очевидно, что в ближайшее время противнику ответят за атаку Новороссийска.

Заграждение на пути


Достаточно простым и эффективным средством против надводных и подводных угроз разного рода являются боновые и боносетевые заграждения. Такое устройство представляет собой цепь из отдельных плавучих элементов, к которым снизу может прикрепляться сеть. Несмотря на свою простоту, заграждение такого типа позволяет защитить акваторию от надводной и подводной техники противника.

Еще в январе иностранная пресса, ссылаясь на спутниковые снимки коммерческих операторов, сообщала, что Черноморский флот начал использовать боновые заграждения. С их помощью тогда защитили бухты Севастополя, где базируются наши корабли. К сожалению, это усложняет процесс выхода в море и возвращения на базу, но такие трудности оправданы снижением рисков.

Несколько дней назад стало известно, что аналогичную защиту получает Керченский мост. Для защиты от новых атак, пролив в районе сооружения с обеих сторон перекроют бонами. Это повлияет на гражданское судоходство, но, как и в случае с Севастополем, безопасность окупает все временные неудобства.


Пулеметчик на борту "Приазовья" ведет огонь по катеру. Фото Минобороны РФ

Необходимо напомнить, что боносетевые заграждения не используются самостоятельно. Их применяют в рамках комплекса мер защиты акваторий. В частности, ведется наблюдение за надводной и подводной обстановкой, а также, при необходимости, применяется то или иное вооружение.

Огневое воздействие


Как показали события последних недель, значительную роль в борьбе с катерами-камикадзе играют боевые корабли. Они способны выявлять и уничтожать подобные цели вблизи баз и в открытом море – в последние недели и месяцы несколько вымпелов показали такие возможности. Кроме того, надводный флот обеспечил нанесение ударов возмездия и штатным оружием поразил пункты базирования катеров противника.

Украинские безэкипажные катера фактически представляют собой надводную скоростную маневренную цель. Такой объект можно обнаружить при помощи штатных радиолокаторов разных типов, ставящихся на наших кораблях. Кроме того, большое значение имеет визуальное наблюдение за окружающей обстановкой. Радиотехнические средства и оптика позволяют засечь опасный объект на дистанциях в километры и принять необходимые меры.

Катера-камикадзе уничтожаются штатным вооружением кораблей. Они не имеют никакой дополнительной защиты и уязвимы для любых огневых средств, начиная от крупнокалиберных пулеметов. После одной из прошлых атак Минобороны показывало кадры поражения катера пулеметным огнем. Также возможно использование малокалиберной скорострельной артиллерии. Она выгодно отличается от пулеметов большей огневой мощью и наличием автоматизированных систем управления.


Новый тип катера-камикадзе на вооружении Украины. Кадр из репортажа CNN

Вражеские катера управляются по радио и используют спутниковую навигацию. Это означает, что они принципиально уязвимы для систем радиоэлектронной борьбы. На наших кораблях, как и на береговых объектах, имеются такие средства. Тем не менее, пока о подавлении катеров не сообщалось – их попросту уничтожают.

В защите акваторий, баз и судоходства сейчас задействованы корабли разных типов. Так, гражданский флот прикрывают патрульные корабли пр. 22160, и недавно им пришлось отражать атаки катеров-камикадзе. Ранее, в июне, с подобной угрозой боролся разведывательный корабль «Приазовье», и его экипаж уничтожил нападавшие катера.

Борьба продолжается


Таким образом, украинские одноразовые катера ударного назначения представляют известную угрозу для наших кораблей и береговых объектов, но переоценивать ее не следует. С ними можно и нужна бороться, и наши вооруженные силы располагают всеми необходимыми средствами, методиками и компетенциями.

Как показывает практика, российский ВМФ эффективно решает задачи противодействия катерам-камикадзе. Подавляющее большинство таких объектов выявляется и поражается на пути к их целям. Кроме того, некоторое, пока неизвестное, количество катеров уничтожили ударами по их базам. Впрочем, единичные средства нападения все же прорываются к нашим объектам и наносят урон.

Все это показывает, что очередное украинское «чудо-оружие», созданное при помощи иностранных специалистов и призванное изменить ситуацию на море, не оправдало надежд. Тем не менее, противник не собирается отказываться от него и будет предпринимать новые попытки атак. Соответственно, нашему флоту придется продолжать борьбу с этой специфической угрозой.
49 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Комментарий был удален.
  2. 0
    7 августа 2023 05:49
    Все начинается с пота на учениях. Потом кровь. Далее финансы доя "возрождения ".
    Кто пот не пролил за 5-10 лет до...? Штабы или мичмана?
  3. +5
    7 августа 2023 06:15
    Для обороны баз и портов нужно применять комплекс мер. Прежде всего дальние гидроакустические и радиолокационные дозоры, патрулирование БПЛА, патрулирование катерами и вертолетами. Нарезать районы и назначить конкретных командиров, подчинив им и флот и мор. Части Береговой охраны и мор части Росгвардии, а также авиацию и БПЛА.
  4. +19
    7 августа 2023 06:29
    Как показывает практика, российский ВМФ эффективно решает задачи противодействия катерам-камикадзе

    Особенно эффективно в качестве противокатерного оружия Черноморский флот использует Крымский мост, БДК и даже гражданские танкеры.
    Читаешь подобные опусы и поневоле вспоминается
    Промолчишь - за умного сойдешь
  5. -1
    7 августа 2023 07:27
    Цитата: Дилетант

    Особенно эффективно в качестве противокатерного оружия Черноморский флот использует Крымский мост, БДК и даже гражданские танкеры.

    Где-то в интернете:)
    "Исследователь OSINTtechnical просмотрел историю рейсов поврежденного танкера SIG. Он находился под санкциями США еще с 2019 года. За годы он почти ежемесячно отправлялся в Сирию, снабжая авиационным топливом российскую авиагруппу в Сирии. Интересно, что возле Кипра он всегда отключал свой транспондер примерно на неделю, чтобы потом появится опять. Однако американцы установили, что он доставлял топливо в сирийский порт Банияс, рядом с которым была расположена российская авиабаза.

    1. +5
      7 августа 2023 08:17
      Цитата: Zufei
      "Исследователь OSINTtechnical просмотрел историю рейсов поврежденного танкера SIG.

      Что еще раз говорит о том, что выбором целей занимаются штатники и преследуют в первую очередь собственные интересы. украинцев используют в качестве амерского "иностранного легиона" для борьбы с Россией. И вполне успешно, что бы не говорили, учитывая менталитет славян. (Стойкость и упорство на поле боя)
      1. 0
        7 августа 2023 21:42
        Да даже из открытых данных понятно куда и зачем он ходил, и то, что это судно является судном снабжения. Более того, оно уже давно в санкционных списках, и как я думаю, украинцы как минимум об этом слышали.
  6. +3
    7 августа 2023 07:35
    Не понимаю почему не используют вертолеты. У флота есть вертолет ДРЛО Ка-31, есть транспортно-боевые Ка-28, я думаю, что такая связка была бы довольно эффективна в защите не только мест базирования, но и гражданского судоходства
    1. +2
      7 августа 2023 08:43
      Дешевле будут привязные дроны. Электроэнергии на судах/кораблях навалом. И ПО дронов можно интегрировать в СУО корабля.
    2. +2
      7 августа 2023 20:46
      У КА-31 время патрулирования 2.5 часа (отнимите от этого время на выдвижение в район патрулирования). Сколько вертолето-вылетов вам понадобится чтобы перекрыть не только места базирования, но и места гражданского судопроизводства?
    3. 0
      4 октября 2023 14:46
      Цитата: svp67
      Не понимаю почему не используют вертолеты. У флота есть вертолет ДРЛО Ка-31, есть транспортно-боевые Ка-28, я думаю, что такая связка была бы довольно эффективна в защите не только мест базирования, но и гражданского судоходства


      Один вертолёт просто не найдёт такую мелкую цель в море. Ка-31 оборудован РЛС для работы по небу или для поиска крупных целей в море. Вряд ли он засечёт такую мелочь. И таких вертолёта всего два. И о производстве новых пока не слышно. Сама платформа Ка-29 тоже больше не производится.
      Ка-28 -- это экспортный Ка-27 и тоже серийно не производится. Как и базовая модель.
      РЛС Ка-27 тоже вряд ли будет хороша для поиска таких малоразмерных целей. ЕМНИП при ЭПР цели 2 кв. м. она даёт обнаружение не далее 5 км. То есть фактически пилоты глазами проще увидеть такую цель. Но ОЛС на этой машине нет. Как нет и средств поражения, например пушки или пулемётов. Это же противолодочный вертолёт.

      Тут как раз лучше был бы Ка-52К, летающий с палубы. Это тоже совсем не идеальный вариант, лучше был бы Ми-28, но его невозможно посадить на палубу, к тому же средства обнаружения у него тоже для таких целей не лучшие...

      Тут скорее подошёл бы Ка-226 с ОЛС и пулемётными контейнерами, летающий с палубы. И побольше...
  7. +3
    7 августа 2023 08:37
    Самое эффективное по борьбе с этой напастью, это отключить старлинк над черноморским регионом
  8. +16
    7 августа 2023 09:06
    Угрозу нельзя недооценивать. Мы наблюдаем начало давно предвиденной дроновой революции в морской войне. К сожалению, Россия эту революцию проспала точно так же, как она в свое время проспала революцию в беспилотной авиации.

    Эти укрокатера - только первая ласточка. Пока они тупо прут на цель по поверхности воды для самоподрыва - их еще можно засечь и расстрелять.

    Когда они обзаведутся аккумуляторами и/или шноркелями и пойдут на цель под водой - засечь и расстрелять их будет значительно сложнее.

    Когда они начнут нести и запускать торпеды (типа американской Mark 46) или малогабаритные ПКР, или "Стингеры", или летающие дроны - всё станет значительно интереснее.

    Когда они начнут подносить к нашим портам и выставлять донные мины (в том числе самоходные) - всё будет совсем грустно. Про удручающее состояние наших противоминных сил прекрасно знаем и мы, и все наши противники.

    Кстати, те, кто думает, что удары по береговой инфраструктуре противника сильно снизят угрозу, - ошибаются. Изготавливать такие катера можно за сотни километров от моря, везти в тентованных прицепах и запускать с любого пляжа.
    1. 0
      7 августа 2023 09:38
      Увы, не все ещё понимают в какое время живут.
    2. +2
      7 августа 2023 10:07
      Кроме того, отказавшись от скорости перемещения в пользу скрытности, такие аппараты будут очень экономичными, а значит - и дальноходными. Отсюда следует, что их будущая тактика - это засады на морских путях.
    3. +3
      7 августа 2023 11:06
      Самое неприятное из всего перечисленного-донные мины. Их можно привозить по тихому и ставить по точкам GPS . Для всех остальных угроз нужен оператор и СТАРЛИНК. Найти способ ограничения приема сигнала, и проблема защиты будет решена.
    4. 0
      7 августа 2023 13:23
      Симметричным ответом на угрозу нашим танкерам была бы поставка в Ливию, Сирию и на Кубу аналогичных.
    5. 0
      7 августа 2023 20:59
      Тут скорее надо думать о противостоянии лёгким ПКР или системам их заменяющим. У Норвегии есть ПКР Пингвин, коя хоть и не лезет на Миколу2, но весит только 350кг. Есть более реальный вариант с Мавериком. Он конечно вроде Воздух-поверхность, однако запустить его с поверхности реально, а весит он 150кг
  9. +6
    7 августа 2023 09:57
    Я просто напомню:
    Главкомат не видит перспективы в создании кораблей, ранее обозначенных как "Корвет ОВР". Одна из главных задач ОВР - обеспечение охраны и обороны сил ВМФ в районах военно-морских баз и на прилегающих к ним территориях. Эта задача теперь выполняется береговыми средствами наблюдения, стационарными гидроакустическими станциями и береговыми ракетно-артиллерийскими войсками, имеющими на вооружении противокорабельные ракеты разной дальности, а также противолодочную и ударную авиацию.

    Отказавшись от корвета, ВМФ обратился к идее создания патрульных кораблей - менее вооруженных, но обладающих большей автономностью и универсальностью, способных, в том числе, выходить и в дальние походы. Разработкой проекта патрульного корабля будет заниматься ОАО "Северное проектно-конструкторское бюро.
    © главком ВМФ Чирков, 2014 год

    Результат отказа от перевооружения корабельного состава ОВР на что-то моложе 35-летних "Альбатросов" мы сейчас наблюдаем.
    1. 0
      7 августа 2023 11:17
      Цитата: Alexey RA
      Результат отказа от перевооружения корабельного состава ОВР на что-то моложе 35-летних "Альбатросов" мы сейчас наблюдаем.

      Кстати, многократно здесь обруганные патрульники 22160 пригодились именно для того, для чего создавались - для конвоирования транспортов. 1 августа тот же танкер они защитили на выходе из Босфора.

      Это я не к тому, что "корветы ОВР" не нужны. Нужны, конечно. Причем десятками штук.
      1. +1
        7 августа 2023 16:12
        Цитата: DenVB
        Кстати, многократно здесь обруганные патрульники 22160 пригодились именно для того, для чего создавались - для конвоирования транспортов. 1 августа тот же танкер они защитили на выходе из Босфора.

        Просто у противника туго с пилотируемой и беспилотной авиацией. Пока что.
        1. +2
          7 августа 2023 16:31
          Цитата: Alexey RA
          Просто у противника туго с пилотируемой и беспилотной авиацией.

          Если у противника будет все нормально с авиацией, корветам ОВР тоже не поздоровится.

          Как и всему нашему флоту, кстати.
      2. +3
        7 августа 2023 16:55
        Цитата: DenVB
        Это я не к тому, что "корветы ОВР" не нужны. Нужны, конечно. Причем десятками штук.

        К сути вопроса. Корабли ОВР (мпк, ТЩ, зм, СКРы и пр.) нужны для обеспечения боевой устойчивости сил флота (больших НК, ПЛ различного класса) в зоне ответственности ВМБ. Особо -- на узлах коммуникаций -- подходы к огражденной, точки разделения ФВК и пр. ЭТО --НУЖНО ФЛОТУ (!) , но отнюдь не Гениальному штабу ВС РФ (сапог, он всегда выше ботинка!). А вот Гениальному штабу нужны "шлюпки с КАЛИБРАМИ" !!! Поэтому у нас столько мелкосидящих на волне "пердящих" плоскодонных МРК !!! И работать они, по замыслу Гениального штаба, должны не по кораблям супостата, а по БЦ , да еще и с головой в специальном снаряжении... О "морских" проблемах "матросов" (как ехидно нас называют сапоги) они даже не заморачиваются. Им главное -- подчиненное положение 3-х из 4-х флотов страны. Поставлена задача "содействия СВ на приморском направлении" -- вот и содействуйте!!! А то, что ваши "лоханки" будут топить у входа в базу -- за это ответят ваши начальники. А мы с них спросим по полной!
        Это я ни капельки не выдумываю. Это было высказано в ходе "чайной церемонии" одним из "служителей культа" "больших батальонов"...
        А вы сетуете : почему у нас корветов ОВР нет!
        Но отмазка -- на все 155% !!! (по структуре кор состава ВМФ): -- нам нужны силы, способные решать оперативные и стратегические задачи...Мы же не трогаем РПК СН-ы, АПРК и прочие ед., способные решать О-С задачи! А то, что не входит в номенклатуру Гениального штаба -- дело флотского командования...
        А оно финансируется по остаточному принципу: мало и дорого...
        1. 0
          4 октября 2023 15:30
          Цитата: Удав КАА
          А вот Гениальному штабу нужны "шлюпки с КАЛИБРАМИ" !!! Поэтому у нас столько мелкосидящих на волне "пердящих" плоскодонных МРК !!!


          Конечно. Ведь такие кораблики можно применить в реальной войне. Например, шарахнуть с них по Сирии или Украине. Это вполне входит в концепцию сухопутной войны, которая "сапогами" более-менее проработана.
          А что там с концепцией развития флота от адмиралов? А? Дайте нам авианосец? Десять и вчера! Дайте нам эсминец не знаем какой, но вчера? Дайте нам немецких моторов? Вчера! Так? Маленькие корабли нужны били из-за ограничений по РСМД. Поскольку для Калибров просто не было других легальных носителей. "Сапоги" точно знали, что им нужно. И получили то, что РАБОТАЕТ. Простое и предельно утилитарное.
          А в головах у адмиралов сплошь и рядом "военно-морские традиции" и "романтика дальних странствий". В итоге до Дохи проектов, ни одного серийного и полная неспособность флота на что-то кроме стояния у причальной стенки и стрельбы всё теми же калибрами.

          Цитата: Удав КАА
          А то, что ваши "лоханки" будут топить у входа в базу -- за это ответят ваши начальники. А мы с них спросим по полной!

          А с кого спрашивать? С инженеров? С генералов, которые делают оружие "для себя"? Или с тех, кто занимая свои посты и получая адмиральские зарплаты не способны выполнять свои должностные обязаности? Кто должен продавливать через Правительство нужды флота? Командующий танковыми войсками? Именно с адмиралов и надо спустить три шкуры за то, что при огромных тратах на каждый корабль флот как был приложением к причалам, так по большому счёту и остаётся им.

          Цитата: Удав КАА
          А то, что не входит в номенклатуру Гениального штаба -- дело флотского командования...

          А чьё это дело? Командования ВКС? Командование ВКС, между прочим, довольно системно занимается развитием своего рода войск. У них нет проблем с двигателями. Они не бегают по миру с фуражками и не клянчат: "подаааайте дизель...!" ОДК даёт пусть не всю номенклатуру моторов, но хотя бы основные. А кто-нибудь слышал о том, чтобы адмиралитет как-то что-то предложил для преодоления кризиса с судовым двигателестроением? А?

          Не надо валить всю вину на "сапогов". Сапоги сейчас воюют и то, что они сделали для себя за эти года так или иначе используются по назначению. В том числе "пердящие плоскодонные МРК. А что делает ЧФ? Именно как флот. А не как береговые ракетные батареи? Будем объективны: пока самым ярким событием была потеря флагмана. Что известно о работе флота по досмотру "зерновозов"?

          Если флоту нужны корабли ОВР, почему адмиралы заказывали проекты всего, кроме них?
          Почему ФСБ смогла продавить для себя патрульные корабли и катера? И построила 14 кораблей и 23 катера? Может быть дело в том, что там люди пришли в Правительство с чётким понимаем, что им нужно и получили то, что заказали? А не метались как адмиралы туда-сюда?

          В любой стране мира где есть сухопутные силы и флот идёт борьба за военный бюджет. Например, в США флот доминирует над ВС. В России по-другому. И исключительно вина адмиралитета в том, что большие деньги разлетелись на чёрте-что а нужных кораблей как не было так и нет.
  10. +3
    7 августа 2023 11:03
    Пулеметчик на борту "Приазовья" ведет огонь по катеру.

    Вражеские катера управляются по радио и используют спутниковую навигацию.

    Вот же кринжатина...
    Начинаю понимать т. Сталина. который устав от идей, просто просил "не надо лучше, сделайте так же" и указывал, например, на Б29.

    Соответственно, "не надо лучше, сделайте так" же в нескольких частях. "Теплак"/радар, стабилизированное орудие с отдельной консолью управления.
    Можно совсем легкие, крепящиеся к палубе на болтах без "взрезания" палубы.
    Можно и потяжелее, и уже с программируемым подрывом, подходящие даже против арт. снарядов.
    1.
    https://youtu.be/S6-vCtF2-Fk

    2.
    https://youtu.be/tKzbd_XYacg

    3.
    https://youtu.be/i8eL-dbtPpo

    4.
    https://youtu.be/9Q7IEJiKtPY

    5.
    https://youtu.be/TSThO0A1A8o
    1. +3
      7 августа 2023 11:50
      Цитата: Wildcat
      Пулеметчик на борту "Приазовья" ведет огонь по катеру.

      Вражеские катера управляются по радио и используют спутниковую навигацию.

      Вот же кринжатина...
      Начинаю понимать т. Сталина. который устав от идей, просто просил "не надо лучше, сделайте так же" и указывал, например, на Б29.

      Так это подпись такая... своеобразная. На самом деле на фото член экипажа стоит за визирной колонкой и дистанционно управляет огнём 30-мм "паяльной лампы".
      Так сказать, ДУБМ нулевого поколения с ОЭС "Eyeballs Mark1" и системой управления огня "Brain Mark 1". smile
      1. +4
        7 августа 2023 13:06
        ДУБМ нулевого поколения с ОЭС "Eyeballs Mark1" и системой управления огня "Brain Mark 1"

        Ну нельзя же столько лет одни и те же системы использовать! angry
        Настало время непростых решений: надо перенимать передовой опыт и ставить на вооружение СУО типа "Woman in flame resistant and antistatic balaclava"

        https://youtu.be/i8eL-dbtPpo?t=135
        С одной стороны, это нарушение традиций... но с другой стороны, как это облегчит тяготы и лишения во время боевой службы! И сколько "вуман", которые ужас как хороши в балаклаве, наконец найдут себе занятие по душе!
        Только надо в рацион питания охлажденное "Советское шампанское" ввести. И тюльпаны.
  11. +3
    7 августа 2023 12:25
    При этом украинская пропаганда, несмотря на очередной провал, пытается выставить эту диверсию успешной – поводом для ее радости стали повреждения одного из российских кораблей.
    А что должно было быть успехом? Дрон должен потопить все корабли и насрать на причале сине-жёлтыми какашками?
    Российская армия проводит соответствующие мероприятия.
    Даже смеяться лень...
  12. +3
    7 августа 2023 13:31
    Тема статьи, "Защита от безэкипажных катеров-камикадзе" очень злободневная и, как показывает опыт последних месяцев, чрезвычайно болезненная. В статье не всекрыта, описана поверхностно, на уровне декларативных, всем приевшихся газетных штампов.
    Жаль потраченного времени на прочтение. negative
    1. +3
      7 августа 2023 13:56
      Это современный тренд - материал не как средство подачи новой информации, а как статья-заголовок для сбора комментариев, на основании которых формируется новый материал.
  13. 0
    7 августа 2023 13:52
    Одним из пассивных способов защиты российских гражданских судов может быть отключение траспондеров в акватории чёрного моря а также вывешивание флагов других стран
    1. +1
      7 августа 2023 23:57
      Отключение транспондеров может вызвать столкновения около мест скопления судов. Ну а вывешивать ложные флаги конечно можно, но это только снизит, но не устранит угрозу. Тот же Сиг был тщательно осмотрен перед атакой на предмет удостоверевания, что это искомая цель
  14. 0
    7 августа 2023 14:20
    Боновие заграждения и сети недостаточно для защиту баз. Против таких катеров можно делать минние заграждения маленкими(речними) минами - 10-12 килограм. В море их можно уничтожат птурсами или воздушними или морскими мини дронами.
    Активная защита для танков тоже можно приспособит для защиту кораблей.
    Можно оборудоват противоторпедними булями или параванами всех больших кораблей.
  15. +2
    7 августа 2023 14:38
    Зачем писать, что у киевской хунты нет Флота, Авиации и прочего?! Всё это есть у коллективного Запада и может быть у Украины в любой момент. Сейчас Западу достаточно того, что русские и украинцы убивают друг друга!!! А военная техника дорабатывается в боевых условиях, в том числе и дроны всех видов, эффективность проверяется периодически: столицу нашу беспокоят регулярно, но, пока, по минимуму...
  16. +2
    7 августа 2023 19:00
    У автора предпоследнее фото подписано как :
    Пулеметчик на борту "Приазовья" ведет огонь по катеру

    Только это не пулеметчик, а артеллерист который наводит установку АК-630 с помощью визирной колонки с кольцевым (коллиматорным) прицелом
    1. 0
      4 октября 2023 15:44
      Цитата: BORMAN82
      У автора предпоследнее фото подписано как :
      Пулеметчик на борту "Приазовья" ведет огонь по катеру

      Только это не пулеметчик, а артеллерист который наводит установку АК-630 с помощью визирной колонки с кольцевым (коллиматорным) прицелом


      Вам не кажется что при наличии работающих систем сопровождения цели, ОЛС, и артиллерийских модулей, которые уже установлены на вертолётах и боевых машинах сухопутных сил, такая с позволения сказать морская героика выглядит откровенной дикостью? Автомат сопровождения цели вертолёта Ми-28 способен удержать цель в центре экрана, когда машина производит манёвр уклонения недостижимый никаким кораблём, ОЛС машины видит дерево на фоне земли, малогабаритная РЛС Ка-52 адаптирована для поиска наземных целей, боевые модули для БМП, та же Бахча оборудованы стабилизированными платформами с пулемётом, 30-мм пушкой и 100-мм ПУ для ПТУР. С дистанционным управлением. Но на кораблях по-прежнему пользуются "визирной колонкой с кольцевым (коллиматорным) прицелом" как во времена 2МВ.
  17. Uno
    +1
    7 августа 2023 19:31
    "предотвращается или пресекается" - ок, тут все понятно) после атаки на бдк тоже сказали что все уничтожено, но оказалось немного не так. Сообщения о нейтрализации предыдущих атак я бы тоже пересмотрел, ну на всякий)
  18. 0
    7 августа 2023 21:36
    А, во времена второй мировой разе не обработаны были меры противодействия?..
    Там же ж у товарищей из Японии работали беспилотно- пилотные аппараты.
    Как сообщают эксперты- эффект весьма так-себе...
    Даже при наличии некоего пилота.
    А, бороться (когда уже в атаке) только радары и АК 630. На мой не просвещенный взгляд...
  19. +1
    7 августа 2023 23:15
    Странная тема предложена ВО, в лице, некто Рябова Кирилла, к обсуждению.... Идёт война, противник собирает специфическую информацию из открытых отечественных источников, для её анализа и применения в "своих рядах". А некоторые, которые "сильно в теме", по роду службы прошлой и настоящей, "заливаются соловьями" на страницах ВО, забыв старую советскую истину времён 1939 - 1945 гг - "Не болтай!" Одно можно сказать, что "морской беспилотник", в обычном исполнении - достаточно серьёзное оружие на морском ТВД, а в "полупогружном" и "погружном" исполнении - серьёзное оружие - на несколько порядков серьёзнее и грознее... Тактика его использования совершенствуется Западом и США уже более 10 лет, а серьёзных "противоядий"- "кот наплакал"... Однако, надо заметить, что наши вероятные и явные противники делают упор в борьбе с этим "вундер - ваффен" на многоуровневый визуальный, радиолокационный и акустический контроль водной среды, автоматизированные системы поиска и распознавания малоразмерных целей и средства поражения этих целей мелкокалиберной, многоствольной артиллерией или многоствольными пулемётами, на подвижных и неподвижных платформах... Выражаю осторожную уверенность, что и наша, "военно - морская мысль", в этом направлении, тоже, работает. Но, как и в любом новом деле, а на войне, в частности, случаются "проколы"... Главное не опускать руки и идти вперёд... Дорогу осилит идущий...
  20. -1
    8 августа 2023 08:11
    Принципы и средства защиты от безэкипажных катеров-камикадзе

    Принцип N1
    Не влезать в затяжную войну с равным по силе противником

    Который имеет технологии для создания современных беспилотных средств, бпла и катеров
    1. -2
      8 августа 2023 09:30
      Принцип N1
      Не влезать в затяжную войну с равным по силе противником

      В 2023 году, когда с дронами играют даже дети, естественно все это будет постоянно прилетать в борта кораблей ЧФ

      А публика будет каждый раз ныть, а как так получилось?? request почему так происхоодит?
      1. 0
        8 августа 2023 18:28
        Цитата: Santa Fe
        В 2023 году, когда с дронами играют даже дети, естественно все это будет постоянно прилетать в борта кораблей ЧФ

        Корабли ЧФ себя защитить способны. Если не зевать, а нести вахту как положено. Проблема не в боевых кораблях. Проблема в том, как защитить судоходство.
        1. -1
          8 августа 2023 19:24
          способны. Если не зевать, а нести вахту как положено.

          «Если» - значит вопрос времени и большего числа попыток
          Проблема в том, как защитить судоходство.

          Никак. В 2023 беспилотники будут везде, на море и в воздухе
        2. 0
          9 августа 2023 21:06
          Решение любой проблемы, повторяю, любой, начинается с решения проблем, пробелов, "пустот" в головах, тех, кто эти проблемы должен решать, прежде всего, организационно.... А технические аспекты приходят, уже, на на готовые организационные решения....
  21. -2
    8 августа 2023 16:09
    Необходимо корабли наши постоянно модернизировать по новым угрозам. Установить новые гидроакустичнские станции не настолько большая переделка корабля. Визуально или радарами сложно засечь невысокую цель на расстоянии. Особенно ночью или в тумане. А вот шум винов можно услышать. Притом не матрос в наушниках слушать должен как 100 лет назад, а автоматика. Определяющая курс, скорость.
    А далее уже визуальные средства наведения, и тоже желательно автоматические, а не матрос с ручным пулеметом. Установить автоматические пулемёты тоже не такая большая переделка корабля, если их нет на нем.
    Ну и нужны беспилотники определяющие в море источники радиоизлучения. Дроны же в прямом эфире видеокартинку передают в районе нападения на цель.
    Только вот с электроникой у нас давно хреново. Американцы знали, какие отрасли нужно в первую уничтожать в России в 90-е годы. Электронную, авиастроение, космическую. Сейчас мы понимаем плоды этого. Мы не можем построить банальный кукурузой с отечественным движком, коих в СССР летало немеренное количество. Мы не можем построить легкомоторный самолёт, нет двигателя, а в ВОВ советская оборонная промышленность выпускала тысячи самолётов...
    Но эффективные менеджеры типа Рогозиных всё просрали...
    Да и дрон подобный надводный мы тоже не можем сейчас воспроизвести. Нет ни двигателей, нет систем связи и управления. Только торпедами гасить неприятельские корабли. Вернее суда, кораблей у неприятеля уже нет.
    1. 0
      8 августа 2023 18:25
      Цитата: Oleg Ogorod
      Да и дрон подобный надводный мы тоже не можем сейчас воспроизвести.

      Можем, в принципе. Как уверяют украинцы, по мосту в Затоке удар был нанесен в том числе и морским дроном.
      1. -1
        10 августа 2023 08:08
        Это тёмная история, был ли там дрон или не был. Не исключена украинская имитация события в политических целях.
        Дрон без связи, это деньги выброшенные в море. Конечно можно к дрону в теории приделать российскую спутниковую связь, но тогда места в дроне не останется для взрывчатки.
    2. -1
      8 августа 2023 19:13
      Трудно, с Вами, Oleg Ogorod, не согласиться... "Утеряна", целая отрасль, занимавшаяся авиамоторами т.к. считалось, что легкомоторная авиация СССР (России) ни к чему, особенно в "частных руках", от которой, Государству, одни "головняки".... А, раз темы "движков", электроники, систем управления, новых материалов, подняты Государством, значит есть надежды на возрождение этих отраслей ( и им смежных), компетенций. Жаль, что многое утеряно, безвозвратно, в вакханалии ельцинско -чубайсовско - гайдаровского "пофигизма", безмозглости, в котором, мы, все, "скопом", "поучаствовали", в той или иной степени, не предполагая последствий... Правда, сейчас, в этом, не хочется признаться, даже, самому себе.... Проще стенать и рефлексировать об ушедшее и потерянном-так спокойнее, безопаснее и, очень по государственному, на текущий момент....
    3. 0
      4 октября 2023 15:36
      Цитата: Oleg Ogorod
      Но эффективные менеджеры типа Рогозиных всё просрали...

      Серьёзно? А ничего, что при Рогозине прекратились регулярные катастрофы ракет на старте и Роскосмос показал самую долгую безаварийную серию пусков со времён СССР.
  22. 0
    13 сентября 2023 20:31
    Прежде всего надо наладить выпуск Варшавянок по облегченному проекту, уменьшить водоизмещение, поставить литивые акб, и дизель выкинуть как можно быстрее и поставить пару ТРД от Т-80, если не получится, то бензин с надувом, на рубку надо АК-630М и ПЗРК к нему и все это можно запроектировать за месяц иначе нам кирдык... am