AIM-132 на грузовике: новый британский ЗРК для Украины

27
AIM-132 на грузовике: новый британский ЗРК для Украины
Пока единственное известное изображение британского ЗРК для Украины


Иностранные государства поставляют киевскому режиму различные средства противовоздушной обороны, но их количество и качество не соответствуют ожиданиям и пожеланиям. Для повышения темпов поставки и скорейшего усиления украинской ПВО, Великобритания разработала оригинальный упрощенный зенитный ракетный комплекс. Он выполнен на основе доступных компонентов и имеет ограниченные тактико-технические характеристики.



Экстренная разработка


На днях британское издание The Times опубликовало большую статью о состоянии украинской ПВО и имеющихся у нее иностранных системах. В материале упоминаются хорошо известные образцы, переданные в 2022-23 гг., а также впервые упоминается совершенно новый зенитный ракетный комплекс любопытного облика. Газета опубликовала единственную фотографию этого изделия, а также раскрыла его основные особенности.

Новый ЗРК, название которого пока не раскрывается, был недавно разработан британскими специалистами. Проект создавался в экстренном порядке, и процесс разработки занял минимальное время – при этом точные сроки не названы. Для ускорения проектирования и упрощения сборки и поставки, комплекс выполнили на основе доступных комплектующих. Так, его основой стала авиационная ракета «воздух-воздух» AIM-132 ASRAAM.

Утверждается, что неназванные предприятия Великобритании уже изготовили некоторое количество таких ЗРК и передали их Украине. Впрочем, число собранных и поставленных машин не уточняется. Также остаются неизвестными дальнейшие производственные планы. По всей видимости, вместе с комплексами передали и ракеты AIM-132 – ранее в планах поставок иностранного оружия на Украину такие изделия не упоминались.

Получатель уже поставил новые комплексы на боевое дежурство и пытается с их помощью решать реальные задачи. Как сообщается, такие комплексы используются в объектовой ПВО и прикрывают некоторые районы от ударных БПЛА типа «Герань-2». Кроме того, некоторое количество ЗРК придано войскам, участвующим в т.н. контрнаступлении.


Ракета AIM-132 под крылом истребителя Eurofighter Typhoon

Результаты боевого применения оригинальных британских ЗРК – если информация об их развертывании соответствует действительности – пока остаются неизвестными. Впрочем, даже если бы британская или украинская сторона раскрыли такую информацию, ей не стоило бы доверять. Киевский режим регулярно публикует отчеты о работе ПВО, противоречащие не только объективным данным, но и здравому смыслу.

Упрощенный облик


Новый британский ЗРК для Украины отличается характерным обликом и составом, которые определялись исключительно доступностью компонентов и сложностью их объединения. В результате этого получилась самоходная боевая машина на серийном колесном шасси, несущая оригинальную пусковую установку с ракетами, оптико-электронную систему обнаружения и некие средства управления огнем.

В качестве основы для самоходного комплекса взяли британский военный грузовик Supacat HMT 600. Использован автомобиль с бронированной кабиной и грузовой площадкой на корме. Шасси этого типа оснащаются дизельным двигателем Cummins мощностью 180 л.с. и автоматической трансмиссией с раздачей крутящего момента на все колеса. Подвеска – независимая пневматическая с возможностью изменения клиренса.

По всей видимости, внутри защищенной кабины оборудовано рабочее место оператора. На нем должны присутствовать пульт управления пусковой установкой и средствами обнаружения, экран для вывода видеосигнала, а также средства связи для взаимодействия с другими компонентами ПВО. При этом точный состав и облик оборудования кабины пока не раскрыт.

Непосредственно за кабиной, находится оптико-электронная станция. Вероятно, ее установили на телескопической мачте для подъема над машиной. ОЭС является единственным штатным средством обзора и поиска воздушных целей. Может присутствовать возможность работы по внешнему целеуказанию, однако и в этом случае используется собственная оптика боевой машины.

На корме машины размещена пусковая установка для ракет. Это устройство выполнено на основе коробчатого корпуса и пары авиационных балочных держателей для ракет. Вероятно, имеются механизмы для наведения по азимуту. Изменение наклона непосредственно перед пуском, судя по конструкции установки, не предусмотрено.


ЗРК использует авиационную ракету AIM-132 Advanced Short Range Air-to-Air Missile (ASRAAM), разработанную компанией MBDA в конце девяностых годов. В 1998 г. это изделие поступило на вооружение Королевских ВВС Великобритании и в дальнейшем предлагалось иностранным заказчикам. В частности, MBDA UK рассчитывала на заказ Пентагона, в связи с чем и появился индекс американского типа.

AIM-132 строится в цилиндрическом корпусе длиной 2,9 м и диаметром 166 мм с оживальной головной частью. В хвосте имеются рули; другие плоскости отсутствуют. Стартовая масса – 88 кг. Ракета оснащена двухрежимным твердотопливным двигателем, при помощи которого развивает скорость более 3 М. Дальность при воздушном старте превышает 25 км. Пуск с наземной установки должен уменьшать дальность полета.

Под головным обтекателем располагается инфракрасная ГСН с возможностью взятия цели на сопровождение до и после пуска. Имеется возможность коррекции и донаведения на цель после пуска по командам с носителя. Получил ли новый ЗРК такую функцию, неизвестно. Изделие ASRAAM несет осколочно-фугасную боевую часть массой 10 кг. Взрыватели – контактный и лазерный, обеспечивающий подрыв при проходе на небольшом расстоянии от цели.

На пусковой установке нового ЗРК помещается всего две ракеты AIM-132. Дополнительный боекомплект на показанной машине отсутствует. Можно предполагать, что перевозка дополнительных ракет не предусматривается ввиду риска их повреждения реактивной струей взлетающего боеприпаса. Соответственно, комплекс нуждается в дополнительном транспортере для ракет, а экипажу придется перегружать их на пусковую установку.

Ограниченный потенциал


Новый ЗРК британского производства представляет интерес как пример любопытного подхода к созданию военной техники. Так, иностранные партнеры государства уже сталкиваются с проблемой дефицита полноценных ЗРК, которые можно было бы передать киевскому режиму без ущерба для себя. Великобритания нашла выход из этой ситуации – «в экстренном порядке» разработали упрощенный зенитный комплекс на основе доступных изделий и компонентов.

Предложенная конструкция отличается простотой производства и дешевизной. Как сообщается, к настоящему времени этот ЗРК дошел до производства и эксплуатации. Впрочем, простота конструкции была получена за счет сокращения возможных тактико-технических характеристик и боевых возможностей.


Пуск ракеты ASRAAM воздушным носителем

Безымянный ЗРК имеет целый ряд характерных проблем, от которых можно избавиться только за счет его серьезной переделки. Так, недостатком является наличие только ОЭС, при помощи которой решаются все задачи наблюдения и обнаружения целей. Даже малогабаритная РЛС улучшила бы подобные возможности комплекса.

Неудачной получилась пусковая установка – она несет только две управляемые ракеты, что резко ограничивает ее боевые возможности. После каждых двух пусков боевая машина нуждается в перезарядке, причем с участием другого транспортного средства. Все это ухудшает боевые и эксплуатационные характеристики комплекса.

Британские инженеры предложили использовать ракету AIM-132 ASRAAM – в целом неплохое оружие класса «воздух-воздух». Однако перенос авиационной ракеты на наземную платформу привел к нескольким негативным последствиям. Так, на самостоятельный взлет расходуется существенная часть энергии двигателя, из-за чего сокращается максимальная дальность полета. По всей видимости, этот параметр не превышает 15-17 км – против 25 км при использовании на авиационных платформах.

Дополнительные проблемы при пуске с земли может создать ИК ГСН. Ей требуется прямая видимость цели при пуске или на начальном участке траектории, что не всегда возможно из-за рельефа местности. Кроме того, такой способ запуска может приводить к появлению дополнительных помех, мешающих поиску и сопровождению цели.

Утверждается, что новый ЗРК предназначен для борьбы с БПЛА «Герань-2» и зенитного прикрытия войск на передовой. В обоих случаях речь идет о маловысотных целях, которые могут скрываться за различными препятствиями. В сочетании с особенностями работы ИК ГСН это может дополнительно ухудшить эффективность боевой работы комплекса.

Импровизированное решение


Новый британский ЗРК для киевского режима похож на импровизированную или даже кустарную разработку для срочного заполнения важной ниши. При этом характерный подход к ее созданию и объективные ограничения негативно повлияли на результат. Получившийся комплекс в принципе способен решать поставленные боевые задачи и не должен создать больших проблем по линии эксплуатации. В то же время, дальность действия и возможная эффективность не соответствуют ожиданиям и требованиям текущей ситуации.

Ситуация с украинской ПВО в целом выглядит еще интереснее. Киевский режим потерял имевшиеся у него зенитные средства, а иностранная помощь не помогла восполнить потери. Теперь зарубежные партнеры не могут предоставить всю требуемую технику, и Великобритания нашла выход в виде эрзац-комплекса – простого, но далеко не удачного.

Такие тенденции и события показывают, что противник и его покровители сталкиваются с проблемами военно-технического характера, и найти полноценное решение для них уже не удается. Это означает, что демилитаризация киевского режима успешно продолжается и теперь всерьез затрагивает третьи страны, ввязавшиеся в украинскую авантюру.
27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    8 августа 2023 05:13
    Даже недоЗРК лучше чем вообще никакого ЗРК. А вот насчет его использования по шахид-мопедам, это ради Бога. Использовать ракету стоимостью как минимум £200000 (грубо пересчитав, $255000) по дрону ценой не более $10000 не очень выгодный размен.
    1. Комментарий был удален.
    2. -7
      8 августа 2023 06:23
      Ракеты, скорее всего, просроченные или около того, как и основная часть того, что туда поставляется. Значит нормально полетит одна из пяти.
    3. +7
      8 августа 2023 10:06
      Цитата: Наган
      А вот насчет его использования по шахид-мопедам, это ради Бога.

      Что то мне подсказывает, что использовать по гераням сильно затруднительно будет, очень слабенькая тепловая картинка от герани. Если только наводить с помощью ОЭС, но тут вопрос с возможностями такого наведения. А вот работа по позициям ВСУ вертушками и штурмовиками с применение НУРС становится опаснее , дальность поражения 15-20км уже серьезно.
      1. 0
        8 августа 2023 12:25
        Там такая дальность при стрельбе с воздуха. Чтобы вертушка была в зоне прямой видимости и ещё вовремя засечена это надо постараться. Скорее всего это для защиты аэродромов от крылатых ракет - видимость хорошая на открытом пространстве, неподалеку радар наверняка стоит
      2. +3
        8 августа 2023 12:28
        . А вот работа по позициям ВСУ вертушками и штурмовиками с применение НУРС становится опаснее ,

        Тоже так думаю.Оперативный и относительно дешёвый вариант для поддержки на переднем крае, от прикрытия от вертушек.Чубы сейчас используют засадную тактику, пропустить летательный аппарат вперёд а потом в Догон пустить ракету.Комплекс относительно небольшой,легко маскируется при нужном умение.Хорошо бы захватить один для изучения
    4. +3
      8 августа 2023 11:31
      надо считать не стоимость мопеда а стоимость объекта в который он летит
    5. +1
      8 августа 2023 13:10
      Цитата: Наган
      Даже недоЗРК лучше чем вообще никакого ЗРК.

      Тем более, что это в какой-то мере замена Стреле-10. Другое дело, сколько еще ракет поставили.
  2. -1
    8 августа 2023 06:10
    британский военный грузовик Supacat HMT 600

    Меня больше заинтересовало шасси, помнится англичане чего то там угловатое "вундер-вафлю" уже поставляли на Украину после 2014 года. Где они теперь?
    Эти шакалы/койоты в степях Украины также будут передвигаться как в австралийском буше или 2-3 экз. для спецназа в пригороде Кабула?
    Помнится что наши фронтовики-ветераны как-то не очень отзывались о британских грузовиках полученных по ленд-лизу во время Великой Отечественной войны.

    Про Supacat HMT 600:
    https://topwar.ru/22528-bronemashina-specnaza-supacat-hmt-extenda.html
    1. +4
      8 августа 2023 06:19
      Нашим фронтовикам очень нравился американский Студер US6 c полным приводом.
      Мой покойный дед-ветеран на таком ездил, грил отличный грузовик был, выносливый, не капризный, по бездорожью пёр только так, если что - легко ремонтировался, перегруз легко таскал. Именно их за такие качества и начали потом как шасси для Катюш использовать. Даже организовали в Харькове крупноузловую сборку из машинокомплектов. Очень даже "зашел" US6 нашим водилам, и это притом что в самой армии США он на вооружении не состоял.
      1. 0
        8 августа 2023 06:50
        Цитата: Nexcom
        Нашим фронтовикам очень нравился американский Студер US6 c полным приводом.
        Мой покойный дед-ветеран на таком ездил, грил отличный грузовик был, выносливый, не капризный, по бездорожью пёр только так, если что - легко ремонтировался, перегруз легко таскал. Именно их за такие качества и начали потом как шасси для Катюш использовать. Даже организовали в Харькове крупноузловую сборку из машинокомплектов. Очень даже "зашел" US6 нашим водилам, и это притом что в самой армии США он на вооружении не состоял.

        Да я не за Студебекер написал, а за британские грузовики для фронта типа Остина или Морриса.
        1. +3
          8 августа 2023 07:39
          Цитата: Lynx2000
          Да я не за Студебекер написал, а за британские грузовики для фронта типа Остина или Морриса.

          Даже хреновый грузовик лучше чем никакой. Притом, что немцы конфисковали заводы Форда и Опеля в Германии, и загрузили их заказом на грузовики по самое никуда, и припахали французских, чешских, и каких там еще оккупированных производителей, основную тяжесть их фронтовых перевозок вынес гужевой транспорт по совершенно банальной причине нехватки грузовиков. А у РККА, не помню в какой пропорции, но большая часть грузов перевозилась автотранспортом. И это притом, что подавляющее большинство машин, особенно к концу войны, были иномарки, в основном американские, а советские автозаводы практически полностью переключились на производство бронетехники.
          1. +1
            8 августа 2023 08:55
            Цитата: Наган
            Цитата: Lynx2000
            Да я не за Студебекер написал, а за британские грузовики для фронта типа Остина или Морриса.

            Даже хреновый грузовик лучше чем никакой. Притом, что немцы конфисковали заводы Форда и Опеля в Германии, и загрузили их заказом на грузовики по самое никуда, и припахали французских, чешских, и каких там еще оккупированных производителей, основную тяжесть их фронтовых перевозок вынес гужевой транспорт по совершенно банальной причине нехватки грузовиков. А у РККА, не помню в какой пропорции, но большая часть грузов перевозилась автотранспортом. И это притом, что подавляющее большинство машин, особенно к концу войны, были иномарки, в основном американские, а советские автозаводы практически полностью переключились на производство бронетехники.

            Какое это отношение имеет к моему высказыванию на основе мнения фронтовиков о том что британские грузовики были непригодны для эксплуатации на нашем ТВД? Разве я высказался что лучше никакой техники чем такая?
            Разномастная техника ведет к усложнению обеспечения мат.частью - головная боль зампотеха.
            В открытом доступе есть сведения о данных отчета Управления снабжения ГАВТУ КА о работе за период Великой Отечественной войны от 28 сентября 1945 г.


  3. +7
    8 августа 2023 06:30
    Даже малогабаритная РЛС улучшила бы подобные возможности комплекса

    ...для его уничтожения?
    Написано же, что этот ЗРК
    Утверждается, что новый ЗРК предназначен для борьбы с БПЛА «Герань-2» и зенитного прикрытия войск на передовой.

    Какие РЛС видят Герани? Не надо так легкомысленно относиться к серьезному оружию. Оптико-электронное наведение устойчиво к РЭБ, поэтому для нашей ударной авиации еще сложнеее будет наносить удары, тем же "Вихрем", так как дальность ракет AIM-132 ASRAAM в 15 км вполне достаточна...
    1. +2
      8 августа 2023 06:48
      Ему скорее звуковой пеленгатор нужен. Ночью Герани глазом не видны, в инфракрасном тоже не слишком заметны, только по звуку мотора можно понять, в каком направлении пытаться навестись, а оператор сидит в закрытой кабине, которая если и пропускает звук, то искажает направление.
    2. -2
      8 августа 2023 14:55
      Не будет там 15 км, дай бог ,10 км пролетит, ракета всё-таки воздух воздух половина энергии уидет только на отрыв от земли ....
  4. +2
    8 августа 2023 07:22
    В материале , написанным традиционным для автора языком Джорджа Орузлла ,резюмируется :
    В Украину поступает на вооружение мобильный ,эффективный ,НЕДОРОГОЙ комплекс ПВО работающий по всему спектру российских средств : от фронтовой авиации , КР до шахедов-гераней ....как-то так.
    1. -1
      9 августа 2023 01:45
      Насколько он недорогой? Для украинцев всё бесплатно, сколько там есть ракет, как эти ракеты себя показывают, насколько легко их обмануть ик-ловушками или витебском - вообще неизвестно. Где-то потерялся тот страшный и опасный бук, который переделывали под американские ракеты, а ведь по цифрам там и ракет больше, и ТТХ круче. А по факту на фронте ПВО практически нет, всё попрятали в тылах
  5. -1
    8 августа 2023 07:48
    «в экстренном порядке» разработали упрощенный зенитный комплекс на основе доступных изделий и компонентов
    Ну коль упрощенный, то и спрос с него будет тоже очевидно упрощенным. Как англичане стараются для желанной, но к их сожалению недостижимой победы Киева, что даже в экстренном порядке соорудили из того, что было специально для украинской ПВО нечто, что себе на вооружение вряд ли приняли.
  6. 0
    8 августа 2023 08:33
    Прошу заметить: все! иностранные грузовики с бронированными кабинами! И неважно что они перевозят. Главная концепция это защита экипажа, а у нас отношение к мясу как было всегда так и остаётся:(
    1. 0
      8 августа 2023 13:14
      1. Сюрприз, НО нет - далеко не все.

      2.
      Цитата: Вадим С
      отношение к мясу как было всегда так и остаётся

      Именно поэтому штат пехотных бригад США предполагал только Хамви? Причем до определенного момента вообще небронированных и в отсутствии штатных ОБТ?

      3. Поставки бронекабин для Камазов сейчас идут. Вопрос в объемах производства. Но тут "было бы счастье, так несчастье помогло" - реальность показала всем, что большинство транспорта сейчас должно быть бронированным и поставки начались.
  7. -2
    8 августа 2023 11:07
    Как мне кажется ,этот образец и комплексом назвать трудно.Способен ли этот комплекс бороться с нашими бпла,думаю может,у ВСУ в отличии от нас хорошо поставлена система оповещения.Знают к сожелению и количество бпла и направления для атаки,а это дает существенные приемущества для засад и встречи наших бпла.Если зрк подтвердит хотя бы 50% эффективность,нам прийдется менять тактику приминения бпла,наверно полеты "стаями"уйдут в прошлое.
  8. +4
    8 августа 2023 11:25
    На днях британское издание The Times опубликовало большую статью

    Как приятно, что кто-то читает Таймс, а не копипастит с БМПД! laughing С двухдневным опозданием.... recourse

    По САБЖу - очень плохая история, так как этих ракет много, и они частично "под списание в связи с перевооружением", БМПД оценивает БК в 400 шт. приблизительно.

    Дополнительные проблемы при пуске с земли может создать ИК ГСН. Ей требуется прямая видимость цели при пуске или на начальном участке траектории, что не всегда возможно из-за рельефа местности.
    Хм, если все же внимательно читать у БМПД, то "Заявляется, что ракеты ASRAAM могут запускаться вне прямой видимости и имеют возможности захвата цели после пуска, причем целеуказание может быть передано ракете по радиоканалу после запуска."

    В общем, "дешево-сердито" и из того "что есть много и не жалко". Если СУО позволит "захват после запуска", то совсем нехорошо.
    Понятно, что никакие Герани они ловить не будут, их пошлют косплеить войсковое ПВО за пределами дальности Вихрей. Уже ИрисТ и Спада были в "войсковой ПВО" и подбиты, неужели грузовик с 2 ракетами будет по тылам "шарится"?
    Ланцетом их, Ланцетом....
  9. +3
    8 августа 2023 13:56
    На войне необходимость — мать изобретательности. Я никогда не думал, что увижу западные ракеты, используемые на российских самолетах благодаря использованию старых пилонов, российской реактивной брони на западных транспортных средствах, корабельных башнях и морских ракетных установках, установленных на МТ-ЛБ, я забыл МТ-12 Рапира, всегда на задняя часть этого старого боевого коня. Я недавно читал, но пока не нашел подтверждения, что французы и украинцы адаптировали бы "Морской Скальп" для наземного пуска с помощью "Точки" ТЕЛ БАЗ-5921. И примеры можно продолжать. hi
  10. 0
    9 августа 2023 01:58
    На the Drive хвалебная статья про эти ракеты, которые не смогли заменить сайдвиндера, который ещё Хрущева помнит. И поставили их чуть не в начале лета, и против гераней и вертолетов перемогают, и прячутся в кустах они прекрасно, и вообще по непроверенным данным ракета на 50 км летит. Оказывается вундерваффе это и у англичан, а не только у укров
  11. 0
    15 августа 2023 06:43
    Отлично. Давайте вместо того чтобы применять новые российские образцы вооружений, коих достаточно, будем писать какие украинцам поставляются ущербные боеприпасы. Это прекрасным образом сбалансирует снарядный голод на передовой.
  12. 0
    13 сентября 2023 09:39
    Ко всем британским учёным, разведчикам и отставным экспердам, теперь добавились ещё и инженеры с конструкторами. Весело у них на островке, одни специалисты.))))
  13. +1
    20 ноября 2023 02:32
    Такие тенденции и события показывают, что противник и его покровители сталкиваются с проблемами военно-технического характера, и найти полноценное решение для них уже не удается.


    Может быть. Тем не менее, заявленные характеристики и сама идея применения ракет воздух-воздух с дешёвых наземных комплексов выглядит разумной. Возможно применение по вертолетам и штурмовикам. Дальности до 15 км вполне достаточно при насыщении войск подобными системами. Целеуказание могут обеспечивать те же самолёты ДРЛО, либо автономные РЛС. Зачем всё размещать на одной платформе. Компактная РЛС это хорошо только потому что она есть и позволяет работать комплексу независимо и самостоятельно. Но компактные РЛС имеют серьёзные недостатки, такие как: недостаточная дальность обнаружения целей, проблемы с загоризонтным обнаружением целей, противник может обнаружить по излучению РЛС. Пожалуй идея стоящая и ВС России стоит задуматься о создании аналогов. Систем ПВО мало не бывает, тем более дешёвых и эффективных. Подобные системы не обязательно должны быть жёстко связаны с транспортным средством. Системы с 2-4 ракетами, в сочетании с генератором могут выгружаться краном и устанавливаться на боевое дежурство, для защиты различных объектов.