Каким должен быть флот России?

Каким должен быть флот России?
Более 10 лет стоящий у стенки завода "Севмаш" тяжелый атомный ракетный крейсер "Адмирал Нахимов" вернется в строй в 2012 году - затянувшийся ремонт будет профинансирован и доведен до конца.

Кроме того, ремонт с модернизацией пройдут и остальные корабли проекта 1144 - такое решение, по имеющейся информации, принято в министерстве обороны России.

Возможное возвращение в строй группировки ракетных крейсеров проекта 1144 является одной из самых обсуждаемых военно-морских тем: специалисты и любители ломают копья в спорах о том, насколько эти корабли соответствуют сегодняшним требованиям ВМФ России.


Любимый проект адмирала Горшкова

"Только Сергей Георгиевич может позволить себе такую дорогую игрушку", - этой фразой Владимир Челомей, главный конструктор ракетного комплекса "Гранит", основного вооружения новых крейсеров, едва не испортил отношения с главкомом ВМФ СССР Сергеем Горшковым.

Конструктор в чем-то был прав: огромные и очень дорогостоящие корабли, созданные для решения одной-единственной задачи - уничтожения авианесущих соединений вероятного противника, казались анахронизмом в то время, когда весь мир двигался в сторону универсализации, позволявшей боевым кораблям решать множество различных задач с помощью разнообразного ракетного вооружения в универсальных пусковых установках.

Разумеется, корабли проекта 1144 несли не только противокорабельные ракеты, предназначенные для уничтожения крупных надводных кораблей противника. Они получили и мощную ПВО, и весьма внушительные противолодочные возможности, но все эти средства были вспомогательными - а ударное оружие корабля, его главный ракетный комплекс, было весьма узкоспециализированным.

Использовать эти крейсера для иных задач, нежели слежение за авианосными соединения ВМС США в готовности к удару, было нецелесообразно.


Такая узкая специализация предопределила судьбу этих кораблей в условиях тотального безденежья: к концу 90-х годов прошлого века из четырех построенных крейсеров в строю остался только последний - "Петр Великий", достроенный политическим решением к 300-летию ВМФ России. Первые три корабля застыли у заводских "стенок".

Что делать с "белыми слонами"?

В британском Королевском флоте есть замечательное выражение "белые слоны", которым обозначаются боевые корабли нестандартных проектов, назначение и схема применения которых неясны даже специалистам. Именно в положении "белых слонов" оказались крейсера проекта 1144 в постсоветском ВМФ России. Слежение за авианосцами США реальной задачей быть уже не могло - даже если допустить войну России и США, ракетные крейсера без поддержки становились всего лишь очень крупными мишенями, а поддержки в условиях деградации всех ключевых элементов военной структуры государства им ждать не приходилось.

Во второй половине 2000-х годов у Вооруженных сил стали появляться деньги, и тогда же зашла речь о возвращении в строй стоящих "у стенки" крейсеров. Естественно, сразу же был задан вопрос о задачах, которые они должны будут выполнять в составе флота.

Практически все специалисты сходились в одном: возвращение в состав флота кораблей проекта 1144 целесообразно только при условии глубокой его модернизации, которая позволит сделать их универсальными.


Возможности для такой модернизации у российской промышленности к этому моменту уже появились: были созданы универсальные корабельные стрельбовые комплексы, значительно увеличившие номенклатуру вооружения, которым может быть оснащен корабль в зависимости от конкретной задачи. Появились боевые информационно-управляющие системы нового поколения, позволяющие строить систему коллективной обороны соединения: обмениваться информацией в режиме реального времени и управлять огнем нескольких кораблей с одного командного поста.

Эти новшества, которые внедряются на кораблях новых проектов, в настоящее время строящихся по заказу ВМФ, стали шансом для крейсеров.

Более того, модернизированные с установкой новых стрельбовых комплексов и радиоэлектронного оборудования, крейсера проекта 1144 приобретут принципиально иное качество: их размеры позволяют оснастить эти корабли большим количеством вооружения, сделав их действительно универсальными платформами, сочетающими мощное и разнообразное ударное вооружение, системы ПВО и противолодочной обороны.

Такие корабли смогут выполнять различные задачи - от поддержки действий сухопутных войск на побережье и в глубине территории противника до борьбы с его надводными кораблями, подлодками и авиацией, при этом появляется возможность оптимизировать их вооружение в зависимости от целей каждого конкретного выхода на боевую службу.


Новая структура для новых крейсеров

В настоящее время надводный флот ВМФ России движется "от простого к сложному" - строящиеся корветы и фрегаты планируется дополнить в наступающем десятилетии более крупными единицами, эсминцами и универсальными десантными кораблями. Унифицированные по оборудованию и вооружению корабли позволят создавать эффективно действующие соединения, поддержание которых не будет разорительным для бюджета благодаря использованию большого количества стандартизированных комплектующих для ремонта и обслуживания кораблей разных проектов.

Эта структура, сама по себе способная решать широкий круг задач, как в мирное, так и в военное время, может быть легко усилена за счет ввода дополнительных элементов, которыми могут стать модернизированные ракетные крейсера, и, если будет принято соответствующее политическое решение - авианосцы новой постройки. Более того, наличие боеспособных легких сил является обязательным условием ввода в строй новых тяжелых кораблей: в своем сегодняшнем состоянии ВМФ России не сможет использовать ни универсальные десантные корабли, ни ракетные крейсера, ни авианосцы. Лишенные сопровождения тяжелые боевые единицы обречены "стоять у стенки", изредка выходя в море, когда удается собрать боеспособный отряд кораблей "с бора по сосенке", либо же просто в одиночку - с представительскими целями.

Именно так сегодня используются авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" и единственный находящийся в строю тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий". Стоит надеяться, что модернизацию остальных крейсеров Минобороны затевает не для того, чтобы использовать их подобным образом.
Автор: Илья Крамник
Первоисточник: http://www.rian.ru" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://www.rian.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 2
  1. Kudrev 13 ноября 2010 10:57
    До тех пор, пока отсутствует внятная концепция/доктрина - "Зачем России флот ВООБЩЕ, и надводный в частности?", ситуация будет в подвешенном состоянии. И это при всех прочих благоприятных моментах... Если для подводного флота все более-менее понятно, то флот надводный... Мне кажется, что его постепенная деградация уже приняла необратимы характер. И разовые пиар-акции, типа "возврата в строй" атомных монстров непонятного предназначения - не более чем неуклюжие потуги власти в очередной раз сыграть на "патриотическом поле"... Кинуть "кость" "патриотам"... Пусть тешатся...
    Kudrev
  2. Танкоград 27 ноября 2010 09:22
    Возвращение в строй крейсеров пр.1144 дело правильное и нужное для страны! яне все же для индусов и китайцев достраивать и перестраивать корабли оставшиеся от ВМС СССР. Пусть эти ветераны послужат и для России. Тем более что на Дальнем Востоке у России полно проблем. Так назревает серьезный военный конфликт между кореями.С КНДР как известно у нас общая граница. Япония все хочет отнять у нас Курилы! Так что усиление Российского флота на Дальнем Востоке крайне необходимая мера!
    Хотелось бы чтобы при модернизации кораблей не былоникаких перекосов.Судя по статье предпочтение при перевооружении отдаеться ракетной технике. Может быть это и правильно, все таки на дворе 21 век! Но мне кажеться что и про артиллерию рано забывать! Необходимо заменить находящиеся на крейсерах 100-130 мм орудия на калибр 152-155 мм а в дополнение к ним поставить еще по одной башне калибра 152-155 "Каолицию" на место где раньше на Ушакове были ЗРК Оса, да на носовой полубак поставить спаренную башню с 203 мм орудиями Пион-М. Вот тогда точно получиться уневерсальный корабль. Так при войне с высокотехнологичным противником удары будут наноситься с дистанции 5000-3000 км ракетами х-101 и РК-555, ракетами Оникс и Калибр с дистанции 300 км, а орудийным огнем до 50 км. Для борьбы с отсталым в техническом отношении противником хватит и огня орудий калибря 155 и 203 мм боевые части которых сопоставимы с Б\Ч ракет средних колибров. Да и точность корректируемых снарядов этих калибров не уступит ракетам. И это при том что стоимость одного снаряда в десятки раз меньше чем стоимость ракеты. Пора бы научиться считать народные деньги! Ведь даже богатые амереканцы до конца 20 века использовали свои тяжелые артиллерийские корабли- линкоры Айова и Миссури в войнах на Бдижнем Востоке (Ливан 1982 год, Ирак 1991 год) Использовали надо сказать эффективно и умело. А ведь линкор Миссури был построен во времена 2-й Мировой войны 1939-1945 гг. На нем же и была подписанна капитуляция Японии 9 сентября 1945 года. Я думаю что и наши славные тяжелые атомные ракетные крейсеры пр. 1144 ждет такая же судьба! После их модернизации и ремонта они еще внесут славную боевую лепту в историю России. Может быть на борту ТАКР "Адмирал Лазарев" в Токийской бухте и будет подписан мирный договор с японцами по которому они навсегда откажуться от Курил , Свхалина и будут произносить слово Россия со страхом и трепетом.Если конечно после боевой работы обновленных крейсеров пр. 1144 в Японии останеться хоть кто нибудь кто сможет поставить свой иероглиф на акте капитуляции!
    Танкоград

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня