Корабли поколения Z

53
Корабли поколения Z

Каждое поколение посмеивается
над своими отцами
и восхищается прадедами.

Морские глубины покоряет четвертое поколение атомных субмарин. Но что известно про современные фрегаты и эсминцы? Они представители какого поколения? X, Y или, может быть, Z?

В отличие от подводных лодок, архитектура и компоновка надводных кораблей не подчиняются строгому набору ограничений. Тут возможны различные варианты размещения систем и вооружения. И ВМС каждой страны ориентируются на собственные приоритеты.



Процесс строительства кораблей занимает долгие годы, что способствует еще большему разнообразию подсерий внутри одного проекта.

И часто представители одного проекта сочетают в себе технологии разного времени.

В мире не существует четкого деления на поколения среди крейсеров, эсминцев и фрегатов. Имеет смысл говорить только о принадлежности корабля к той или иной эпохе, судя по технологическим решениям в его конструкции.

Первые корабли с ракетным вооружением были потомками героев, сражавшихся в двух мировых войнах


Но конструктивно не имели со своими предками ничего общего. Их размеры получились столь малы, что традиционная классификация корабельного состава утратила значение. Фрегат, крейсер или эсминец – теперь выбор обозначений зависел только от политического курса и амбиций.

Здравый смысл запрещал ракетным кораблям увеличиваться в размерах. Их оружие получилось компактным. А излишняя концентрация вооружений на одном носителе порождала сомнения в эффективности крупных и перегруженных оружием конструкций.

Однажды при закладке корпуса ракетного корабля были использованы чертежи корпуса артиллерийского крейсера Второй мировой. В нем поместились два ядерных реактора, 170 зенитных ракет средней и большой дальности, радиолокационный комплекс в составе 16 антенн и... образовалась 40-метровая пустошь в средней части. За отсутствием лучших идей, там приготовились разместить баллистические ракеты «Поларис». Но затею с «Поларисами» вскоре признали излишней для надводного корабля.

Корпус принадлежал воину из другой реальности. И ракетный крейсер «Лонг Бич» до конца своих дней волочил 40 метров пустоты.


Этот и другие примеры были подробно рассмотрены в статье «Научно-техническая революция в области ВМФ».

На этот раз мы обратимся к изменениям в облике флота, пик которых пришелся на конец 1980-х годов.

Ревущие восьмидесятые. Кризис разрядки в отношениях сверхдержав. Программа СОИ, рейгановский «флот из 600 кораблей», морские инциденты в Персидском заливе и опыт войны на Фолклендах.

Достаточно веские основания для изменений на флоте? Увы, все было иначе.

Изменения, о которых пойдет речь, уходили своими корнями в далекое прошлое. Еще с середины прошлого века были определены направления роста боевых качеств, которым следуют и по сей день.

Максимальная боевая уcтойчивость – при минимальном числе антенных постов


Появление зенитных ракет немедленно выявило слабое звено всей концепции корабельных ЗРК. Недостаточное число сопровождаемых и обстреливаемых целей – при угрозе массированного применения средств воздушного нападения.

Первым ответить на вопрос попытался ЗРК «Тифон» – воплощение немыслимого. Установка, реализующая принципы активной фазированной антенны, созданная на основе радиоламп и электронной базы середины XX века. С десятками независимых радиоканалов для подсветки целей и управления зенитные ракетами.

Неудивительно, что при таком исполнении система оказалась нежизнеспособна.

Другим пришельцем из будущего стал радиолокационный комплекс SCANFAR. Невзирая на футуристический вид, его боевые качества даже в теории не слишком отличались от радаров с подвижными параболическими антеннами. Только к 1967 году удалось совместить функции обнаружения и сопровождения целей. Задачи по управлению выпущенными ракетами были возложены на группу радаров другого типа.

Несмотря на противоречивые результаты, SCANFAR представлял особый интерес из-за технического устройства – совершенно нетипичного для 1950–1960-х гг. Восемь неподвижных плоских антенн (ФАР), объединенных в единую систему.

По очевидным причинам SCANFAR не получил широкого распространения. Носителями экспериментального РЛК стали авианосец «Энтерпрайз» и упоминавшийся ранее «Лонг Бич».


Как быть, если родился не в свое время? Делать это время своим!

«Замволт 1957 года» не сумел поразить ни одну из воздушных целей в присутствии президента Кеннеди. После инцидента на корабль срочно вернули уже подзабытую 5-дюймовую артиллерию – чтобы крейсер имел возможность хотя бы стрелять в направлении противника.

Главное, в чем были правы создатели чудо-крейсера – они угадали направление развития морских вооружений. Как станут выглядеть все корабли по прошествии многих десятилетий.

Реальным итогом поисков стала система «Иджис» с многофункциональным радаром. Четыре плоские фазированные полотна шириной 4 метра взяли на себя все задачи по обзору воздушного пространства, сопровождению целей и частично – по управлению выпущенными ракетами. Но здесь ведется речь уже о самом конце 1970-х гг.

О появлении советского аналога «Иджиса» американцам рассказали спутниковые снимки строящегося авианесущего крейсера «Баку» проекта 1143.4.

Неслучайно именно этот корабль был представлен на иллюстрации в начале статьи, совместно с однотипным, но столь непохожим на него ТАВКР «Киев» (головной 1143). При размещении большей части вооружения под палубой и наличии многофункционального РЛК, четвертый ТАВКР серии 1143 получил многие признаки корабля XXI века.

РЛК «Марс-Пассат» должен был обеспечить обнаружение, классификацию и сопровождение до 120 целей. Мы не станем заострять внимание на процессе рождения, достигнутых успехах и недостатках данного комплекса. Создателям «Марс-Пассат» требовалось время. Сколько заняло приведение в работоспособное состояние радиолокационного комплекса SPY-1 системы «Иджис»? Ответ – более 10 лет.


Вместе с появлением многофункциональных РЛК изменился принцип организации боевых информационно-управляющих систем (БИУС). Ранее посты ЗРК могли получать лишь первичное целеуказание от обзорных РЛС корабля. И далее были вынуждены действовать самостоятельно, используя приданые им радиолокационные средства – РЛС сопровождения и подсветки целей.

БИУС нового поколения позволяли не только выделить приоритетную цель, но и выбрать наиболее эффективное в имеющейся ситуации оружие из арсенала корабля, подготовить данные для стрельбы и назначить пусковую установку.

А запускать ракеты планировалось из-под палубы, прямо с мест хранения боезапаса


Наибольшую известность приобрела установка вертикального пуска (УВП) Mk.41, принятая на вооружение в 1985 году. Восемь секций УВП (64 пусковые ячейки) обладали примерно такой же массой, как и предыдущая установка Mk.26 с двумя балочными направляющими и погребом на 64 ракеты. УВП не давал заметных преимуществ в плане компактности или увеличения боекомплекта.

В свою очередь УВП создавала немыслимые ранее угрозы. Включавшийся под палубой ракетный двигатель становился источником экстремальных вибраций, температур и создавал проблему отвода реактивных газов. А вертикальный старт означал «возращение» ракеты на палубу при отказе стартового ускорителя.


Падение ракеты на палубу немецкого фрегата Sachsen в 2018 году

Преимущества УВП оказались слишком велики, чтобы обращать внимание на подобные инциденты. В конструкции УВП отсутствовала необходимость в механическом перемещении боеприпасов перед стартом. По сравнению с балочной ПУ, установка вертикального пуска имела в 10 раз меньшее энергопотребление и обеспечивала (в теории) в пять раз больший темп запуска ракет.

Возможность гибко изменять состав боекомплекта, а также удобство эксплуатации предопределили выбор УВП на всех современных боевых кораблях.

Это была грань, за которой стоял флот новой эпохи


Корабельный состав западных флотов можно четко разделись на то, что вступило в строй до конца 1980-х. И на все, что строилось позднее.

Первым, кто получил полный набор технологий нового времени, стал ракетный крейсер «Банкер Хилл». Пятый представитель серии «Тикондерога», вступивший в строй в 1985 году.

Продолжительная служба таких крейсеров в статусе «перворангов» часто подается как оправдание для продления службы их ровесников в составе ВМФ России. К сожалению, аргумент с «Тикондерогой» не подходит.

За 40 лет их службы в мире так и не появилось кораблей, обладающих принципиально иными возможностями. Решения, которые используются в современных проектах, известны со времен холодной войны.


Крейсер типа «Тикондерога» в кильватере японского эсминца (у кораблей 30 лет разницы в возрасте)

Современные корабли становятся только слабее. Водоизмещение и боевые качества приносятся в жертву в борьбе за снижение их стоимости. Баланс смещен в сторону оборонительных качеств.

Наличие сотни универсальных УВП позволяет «Тикондерогам» применять любые современные средства и боеприпасы. И для этого не требуется вносить изменения в конструкцию. Радар пережил свое время и до сих пор остается лидером среди корабельных РЛС дальнего обзора. Функционал радиолокационных средств непрерывно расширяется путем обновления версий ПО.

Корабли более современных проектов выгодно отличает отсутствие РЛС подсветки воздушных целей с механическим наведением. Активные фазированные антенны основного радара теперь способны «вести» ракеты, подсвечивая для них десятки целей. А наиболее продвинутым ЗУР с активными головками наведения вообще не требуется какая-либо помощь и поддержка от корабля-носителя. Стоит заметить, что старинные крейсеры, вооруженные такими ракетами, вновь выходят на один уровень с самыми современными фрегатами и эсминцами.

Но время не стоит на месте.

В конструкции современных кораблей отмечается меньшая степень использования алюминиевых сплавов. Применяется модульность, адаптивный дизайн. Вместо избыточно мощных и прожорливых газовых турбин предпочтение отдается ЭУ комбинированного типа. Все это – правильные решения, снижающие стоимость эксплуатации. Но они не слишком сказываются на повышении реальных боевых качеств.

В таких условиях корабли из 1980-х остаются вне конкуренции, сохраняя статус мощнейших боевых единиц – с самого рождения и до момента вывода из состава флота. Беспрецедентный случай в мировой истории.

Стреляли лазером прямой наводкой – чтобы поджечь резиновую лодку


За последние десятилетия в мире не было заложено ни одного корабля с революционной конструкцией и возможностями. Наблюдаемые тенденции в военном кораблестроении указывают на кризис идей и полное отсутствие технологий, необходимых для совершения такого прорыва.

Лазеры и рельсотроны: по правде говоря, в настоящее время никто не может объяснить, с чем связана необходимость в появлении такого оружия. При наличии широкого спектра высокоточных ракет любого калибра и назначения. В лучшем случае лазер – это попытка заглянуть в отдаленное будущее.

Самые громкие из предложенных «инноваций» производят скорее комичный эффект.

Возникшая на рубеже веков идея корабля-арсенала, носителя сотен крылатых ракет оказалось бессмысленной в своей сути. При нынешней стоимости высокоточных боеприпасов – имеет смысл потратиться на постройку полноценного боевого корабля.

Суперэсминец «Замволт» проектировали умнейшие люди, и весь их ум был направлен на распил выделенного бюджета.

Отсюда – неудавшееся возвращение корабельной артиллерии. Лупить по противнику болванками в любую погоду, не обращая внимания на ПВО, с минимальным временем реакции, засыпая берег огненным дождем. Преимущества артиллерии очевидны, но в тот раз стоимость артиллерийских снарядов зачем-то превысила ценники высокоточных ракет.

Другой «инновационной» идеей было предложение разместить пусковые ячейки в ряд, вдоль бортов. Оснастив каждую УВП вышибными панелями на случай возникновения пожара или иной нештатной ситуации с ракетой.

Опыт многолетней эксплуатации 100 с лишним кораблей с УВП по всему миру указывает на отсутствие явной угрозы от боекомплекта, требующей подобных мер безопасности. Все, чего добились создатели «Замволта» – было значительным сокращением ракетного боезапаса (на треть), по сравнению с крейсерами 1980-х годов.

Французы совершили прорыв в создании корабля «нового века», упрятав в подпалубное пространство якорные брашпили и все палубное оборудование в носовой части. Так появился «стелс-фрегат» типа «Лафайетт», из-за отсутствия сколь-нибудь мощного оружия, способный лишь безучастно наблюдать за противником.

Датчане построили гибрид эсминца и парома («Абсалон»).

Итальянские зодчие вывели новую формулу корпуса, словно из-под днища фрегата вырос другой корабль! Фрегат типа PPA – высокий стиль. Но древняя «Тикондерога» (120 УВП) немало удивится, узнав о наличии всего 16 ракетных ячеек на современном фрегате, который лишь немногим уступает по водоизмещению старому крейсеру.

Немцы невероятным образом построили 7 000 тонн пустоты. Огромный беззубый фрегат F125 «Баден-Вюртемберг».

Будущее Королевского флота – Глобальный Боевой Корабль «Тип 26» не имеет отличий по вооружению от кораблей прошлого века. Его радиотехнические средства должны обеспечить плотный контроль за обстановкой в ближней зоне (в радиусе 60 морских миль). Поражение воздушных целей на больших дистанциях или перехват на околоземной орбите – явно не входят в список задач суперсовременного корабля. То, что умели делать корабли времен холодной войны.


Самый современный китайский крейсер и японский эсминец из начала 2000-х. Кто есть кто – сразу и не поймешь.

Наши восточные соседи – японцы, китайцы и корейцы на протяжении трех десятилетий «копипастили» идеи и решения американского эсминца «Берк» (проект 1985 года). Надо отдать должное Японии – за три десятилетия там появилось сразу несколько проектов «полноразмерных» и «уменьшенных» копий высокого качества, и каждая подсерия японских эсминцев заточена под определенный круг задач.

Китайцы, наоборот, ударились в гигантизм, раздув американский эсминец до 10 000 тонн. С сомнительным результатом в плане боевых возможностей. По многим показателям новейшие корабли ВМС КНР уступают кораблям из 80-х годов.

Корабли поколения Z


Длительное отсутствие прорывов в области военного кораблестроения, как это ни странно, сыграло на руку ВМФ России. За пару прошлых десятилетий флот успел пополниться вымпелами, сочетающими в себе наиболее удачные решения, свойственные кораблям начала XXI века.


Многофункциональный радар, УВП, БИУС, превращающая корабль в живой организм – все идеи, о которых говорилось выше, были переосмыслены и воплощены в облике современных корветов и фрегатов.

Так по прошествии времени стало ясно, что максимальная унификация ракетных ячеек содержит проблему – габариты стандартной ячейки не позволяют развертывание тяжелых ракет. На российских кораблях (как и на многих западных) сейчас применяется сразу два типа УВП – для размещения ударного и зенитного вооружения.

Архитектура надстройки позволила реализовать наиболее оптимальную (среди известных на сегодняшний день) схему размещения антенных постов.

Движение обеспечивает ЭУ комбинированного типа – две газовые турбины полного хода и пара экономичных дизелей, используемых на остальных режимах. Высокая скорость, необходимая для ведения артиллерийских сражений, осталась в прошлом. Сейчас в приоритетах – продолжительность боевого патрулирования, продление ресурса механизмов и снижение эксплуатационных затрат.

В конструкции заметно влияние технологии «стелс». Наклонные поверхности бортов, объединенные со стенами надстройки. Носовая часть палубы, скрытая за огромным фальшбортом. Укутанная в радиопоглощающий кожух артиллерийская установка.

При этом фрегат 22350 оказался неожиданно зубаст и максимально вооружен – обладая весомым преимуществом над зарубежными ровесниками.


Теперь вы готовы заглянуть в недалекое будущее?

Боевые надводные корабли второй половины XXI века


Автор полагает возможными три основных направления.

Первое и наиболее вероятное – совершенствование имеющихся конструкций с внедрением систем искусственного интеллекта, который позволит автоматизировать все задачи по сбору и обработке тактической информации. Решать вопросы боевого маневрирования, кораблевождения, применения оружия и дистанционного управления техническими средствами.

Следом должно идти увеличение межремонтного ресурса всех корабельных механизмов и систем. Корабли и их экипажи (если таковые останутся) будут избавлены от необходимости проведения ремонтных работ в открытом море. Все техническое обслуживание будет производиться в базе – до начала и после завершения похода.

Третий серьезный момент, которому в прошлом не уделялось внимания – автоматизация процессов погрузки боекомплекта, продовольствия, ЗИПа и расходных материалов при подготовке к походу. Все – для повышения коэффициента оперативного напряжения. Корабль должен провести максимум времени в открытом море.

Вооруженный универсальными ракетами (подобными «Стандарт-6»), что способны бить по надводным и воздушным целям. С отделяемыми боевыми модулями – беспилотниками, способными сопровождать корабль по воздуху, на воде и под водой.

Многое из перечисленного строится прямо сейчас. Встречайте – новое поколение японских фрегатов.


Согласно опубликованным данным, в проекте «Могами» (30DX) сочетаются композитный корпус, «прозрачный» мостик с технологией дополненной реальности и мачта с интегрированными антеннымии устройствами (известная мировая тенденция).

Уровень автоматизации позволяет «Могами» обходиться экипажем всего из 90 человек – что в два-три раза меньше, чем на других современных кораблях похожего класса и назначения.

Характерное для истории движение по спирали позволяет сценарий с возрождением идей из недалекого (или очень далекого) прошлого на новом технологическом уровне. Доказательством служит пример полного электродвижения, что используется в проектах новейших европейских фрегатов и эсминцев – по примеру турбоэлектрических ЭУ линейных кораблей 1910-х годов.

Последний, чисто гипотетический момент связан с надеждой на появление технологий, о которых в настоящее время отсутствует даже малейшее представление: способных произвести подлинную революцию во всех областях техники.

Какой облик получит флот через полвека – в 2073 году?

Будущее покажет.

53 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    10 августа 2023 04:41
    Спасибо автору за статью. Интересно, композитный корпус "японцев" обеспечивает минимальный уровень защиты от осколков и прочего?
    1. +10
      10 августа 2023 06:30
      композитный корпус "японцев" обеспечивает минимальный уровень защиты от осколков и прочего?

      Минимальный - если под этим понимать удары волн, обеспечивает. Еще ни один фрегат не утонул

      В остальном, как и у всех кораблей последних 70 лет. обшивка корпуса не предназначена для выполнения защитных функций
      1. +1
        11 августа 2023 03:09
        Будущее за роем под управлением ИИ и дрононосцами, носителями морских и воздушных дронов.
        Автономный катер в 9-12 метров со стелс покрытием и функцией полупогружения, 30мм ДУМ и дальнобойнми ПТУР, или торпедами.
        Рой в 10 таких катеров порвёт любой эсминец. Кораблю нечем перехватывать ПТУР типа Spike NLOS. Достаточно подкрастся на 30 км и вынести радары, оптические сенсоры и зенитную арту. Потом при желании можно подплыть на 1-2 км и нашпиговать тысячью 30-мм ОФС слепую тушу. Или пустить 2×10 торпед с 90 км. А дрононосец может приложить парой сотен мелких автономных дронов с дистанции в 200-300 км, которые ничем кроме лазера (который надо ещё довести до ума) не остановить, половина (как минимум) в сегодняших реалиях долетит и попадёт.
        Прорывных идей сотни, и большая часть из них уже в разработке и/или принимается на вооружение в ранних (от планируемого) версиях.
        Прежде чем заявлять, что нет никакого прогресса, стоит хотя бы следить за этим самым прогрессом, а не печатать статьи на основе Википедии.
        1. 0
          11 августа 2023 06:12
          Цитата: А Нас Рать
          Автономный катер в 9-12 метров со стелс покрытием и функцией полупогружения

          В Чёрном море такие (но поменьше размерами) уже применяются во всю , но беда для них в том , что поражаются они обычными крупнокалиберными пулемётами . А все случаи поражения оными - результат разгильдяйства и отвратного несения служб на кораблях . Системы оптического наблюдения , в т.ч. с тепловизионным каналом и увязка оных с зенитной артиллерией 30 мм. калибра , вопрос решат .
          Цитата: А Нас Рать
          30мм ДУМ и дальнобойнми ПТУР, или торпедами.

          Вы серьёзно ЭТО собираетесь на реальный боевой корабль посылать ?
          Во-первых размер - это же достаточно крупный катер , который и локационно , и оптическими средствами будет обнаружен .
          Чем поражать ?
          Да теми же ПТУРами , или в нашем случае ЛМУР типа "Изделия-305"\"Изделия-306" . Единственное условие - контроль надводного пространства придётся брать под жесткий и постоянный контроль . Делать это можно при помощи БПЛА , которых иметь на корабле можно хоть пару десятков , обеспечивая круглосуточное патрулирование . А если таком БПЛА подвесить небольшие ПТУР (как у того же "Ориона") , то он и уничтожать подобные катера сможет сразу при обнаружении . Но тогда на корабле потребуется нормальная катапульта или БПЛА вертолётного типа .
          Цитата: А Нас Рать
          Достаточно подкрастся на 30 км и вынести радары, оптические сенсоры и зенитную арту.

          Выглядит футуричтично , но допустим . Подкрались на 30 км. и запустили из-за горизонта "тучу стрел"\ПТУРов а\ля "Хелфайр" .
          Цитата: А Нас Рать
          Кораблю нечем перехватывать ПТУР типа Spike NLOS.

          В принципе подобные ракеты\ПТУР могут быть перехвачены ЗРПК "Панцирь-М" , который уже принят на вооружение . А на крупных кораблях типа "большой фрегат" \ эсминец может быть установлен\ны те самые лазерные установки , которые уже устанавливаются на последней серии "Бёрков" . Им оправданной задачей именно такие цели - дроны , малые ПКР , ПТУРы , ударные БПЛА . Мощности , точность наведения и выявление цели миллиметровым радаром и ОЛС уже отработаны\отрабатываются . Достаточно иметь два поста с таким лазером на баке и корме\шкафуте , и круговое ПВО крупного корабля от подобных целей будет обеспечено .
          И конечно - контроль надводной обстановки , с выявлением целей на ПМВ и надводных целей . Летающий радар и ОЛС - в помощь .
          Цитата: А Нас Рать
          Или пустить 2×10 торпед с 90 км.

          С предельной дистанции ?
          Групповой ?
          И как Вы при этом попытаетесь обеспечить внезапность такой атаки ? Их на пол Океана будет слышно , а плыть они к цели будут минут 40 , если не час .
          Но Вы сейчас говорите о "войне из-под тишка" - "подкрался , ударил" ... а ДАЛЬШЕ ЧТО ?
          Что будет со страной такой удар нанесшей , если это корабль ядерной державы , а отношения уже накалены ? Вы думаете кто-то будет "бить по катерам беспилотным в отместку" ? Или сразу по голове ?
          Такие средства и методы хороши для диверсий , но не как действенное средство реальной войны . Хотя ... на войне все средства хороши , и это - одно из них .
          Цитата: А Нас Рать
          Прежде чем заявлять, что нет никакого прогресса, стоит хотя бы следить за этим самым прогрессом, а не печатать статьи на основе Википедии.

          Вообще то речь о надводных кораблях основных классов - их облике , составе вооружений и перспективах развития .
          У США и блока НАТО до совсем недавних времён , не осталось на планете противника\поединщика , чтоб держать в тонусе их ВС , ВМФ и творческую военную мысль . Вот и деградировали потихоньку с расслабленными булками . О том и речь в статье .
          А теперь наблюдаем новый виток военно-политического противостояния , и уж теперь прогресс средств защиты и нападения , точно пустится вскачь .
          1. +1
            11 августа 2023 17:03
            Цитата: bayard
            В Чёрном море такие (но поменьше размерами) уже применяются во всю

            Плексигласовые поделки на пульте от папуасов из ВСУ, не имеют ничего общего с перспективными роботизироваными катерами будущего от мировых лидеров ВПК.

            Цитата: bayard
            поражаются они обычными крупнокалиберными пулемётами

            Практически у самого борта. То есть с дистанции даже в 5 км засадить ПТУРом в рубку или РЛС даже с украинского хлама, ничего не помешает.

            Цитата: bayard
            Вы серьёзно ЭТО собираетесь на реальный боевой корабль посылать?

            А в чем проблема? Религия запрещает?
            То есть Мавики с гранатами, жгущие танки, вас не смущают, а тут прям разрыв шаблона?

            Цитата: bayard
            и оптическими средствами будет обнаружен

            За 30 км? Ну-ну. А чего же тогда укро-хлам к самому борту подпускают? Из спортивного интереса?

            Цитата: bayard
            Чем поражать ?
            Да теми же ПТУРами , или в нашем случае ЛМУР типа "Изделия-305"\"Изделия-306" . Единственное условие - контроль надводного пространства придётся брать под жесткий и постоянный контроль . Делать это можно при помощи БПЛА , которых иметь на корабле можно хоть пару десятков , обеспечивая круглосуточное патрулирование.

            Именно это я и пытаюсь донести в ответ на измышления Капцова о стагнации. Морской бой будущего, это дрононосцы против дрононосцев. Кстати, против воздушных дронов можно применять ПЗРК и РЭБ с катеров. Очередной виток в гонке щита и меча.

            Цитата: bayard
            В принципе подобные ракеты\ПТУР могут быть перехвачены ЗРПК "Панцирь-М"

            Не могут, слишком мелкие. Нужны качественно новые ЗРПК для таких целей, с более точными РЛС и большими вычислительными мощностями. Очень наглядно видео из Сирии, на котором Панцирь дважды не может попасть по приближающейся ракете. Тут скорее нужен КАЗ.


            Цитата: bayard
            А на крупных кораблях типа "большой фрегат" \ эсминец может быть установлен\ны те самые лазерные установки

            Которые тут постоянно высмеивают, все кому не лень. А они реально будут нужны.

            Цитата: bayard
            Достаточно иметь два поста с таким лазером на баке и корме\шкафуте

            И на западные и китайские корабли их уже ставят, а что с российскими?

            Цитата: bayard
            Что будет со страной такой удар нанесшей , если это корабль ядерной державы , а отношения уже накалены?

            А ничего, что то я не вижу грибовидных облаков над Киевом.

            Цитата: bayard
            И как Вы при этом попытаетесь обеспечить внезапность такой атаки ? Их на пол Океана будет слышно , а плыть они к цели будут минут 40 , если не час.

            Сегодня есть очень тихие торпеды, способные подкрадываться на малом ходу. И хоть сутки, если это нужно для выполнения задачи.

            Цитата: bayard
            Такие средства и методы хороши для диверсий , но не как действенное средство реальной войны.

            Для задачи оставить противника без кораблей они подходят прекрасно.

            Цитата: bayard
            Вообще то речь о надводных кораблях основных классов - их облике , составе вооружений и перспективах развития.

            Основной класс - понятие растяжимое и переменчивое. Не надо мыслить квадратно.

            Цитата: bayard
            У США и блока НАТО до совсем недавних времён , не осталось на планете противника\поединщика , чтоб держать в тонусе их ВС , ВМФ и творческую военную мысль . Вот и деградировали потихоньку с расслабленными булками.

            А им надо было жечь ресурсы ради.... чего? Кому это надо, если против ослабленных противников и ослабленный флот вполне силен? В чем логика?
            Строить супер-дредноуты, которые так любит Капцов, на случай вторжения инопланетян?

            Цитата: bayard
            уж теперь прогресс средств защиты и нападения , точно пустится вскачь

            Именно, он уже скачет, но Капцов твердит о стагнации, чисто в силу недостаточной информированности.
        2. 0
          11 августа 2023 10:47
          Цитата: А Нас Рать
          Или пустить 2×10 торпед с 90 км.

          Торпеда будет длиной с катер. smile
          Если взять DM2A4ER, то у неё масса порядка 1,7-1,8 т и длина 8,5 м.
          1. +3
            11 августа 2023 17:23
            Цитата: Alexey RA
            Торпеда будет длиной с катер.

            Ага, никогда не было и вот опять. lol
    2. +8
      10 августа 2023 06:32
      Цитата: Владимир80
      Спасибо автору за статью. Интересно, композитный корпус "японцев" обеспечивает минимальный уровень защиты от осколков и прочего?

      Композитный корпус фрегата - скорее всего не полимерные материалы, а судовая сталь с применением для покрытия каких-то материалов. В "Морском вестнике" за март 2022 года была статья в которой упоминался фрегат типа Могами, и судовую сталь. Назван в честь японской реки Могами одной из рек с быстрым течением.
      "От майских ливней
      Взбурлил поток твой быстрый,
      Могамигава!"

      /Мацуо Басё/
      Фрегат также имеет передовой интегрированный информационный центр (БИЦ) с боевой информационно-управляющей системой OYQ-1, совместимой с американской Link 22. Командный пункт построен с круговой компоновкой по концепции открытого мостика. Он оснащен 18 многофункциональными дисплеями, 2 тактическими столами и потолочными экранами, которые могут проецировать круговой обзор вокруг корабля с дополненной реальностью с помощью технологии слияния датчиков.


      Полгода назад была статья:
      https://topwar.ru/206946-stroitelstvo-mnogocelevyh-fregatov-tipa-mogami-japonija.html
      1. +4
        10 августа 2023 06:51
        Композитный корпус фрегата - скорее всего не полимерные материалы, а судовая сталь

        Такая инфа встречалась
        …an integrated mast, a Carbon fiber reinforced plastic (CFRP) hull
        1. +2
          10 августа 2023 09:32
          Цитата: Santa Fe
          Композитный корпус фрегата - скорее всего не полимерные материалы, а судовая сталь

          Такая инфа встречалась
          …an integrated mast, a Carbon fiber reinforced plastic (CFRP) hull

          what Может быть, тема интересная, помнится в начале 2010 годов один предприниматель на ДВ загорелся идеей заказать и построить у исландской компании-производителя "Клеопатра" рыболовную шхуну, данная фирма специализируется на выпуске плавсредств корпус которых выполнен и полимерных, армированных материалов.

          11 марта 2022 г. была опубликована одна статья (из 4-х) к специальному выпуску по теме:
          "Границы кораблей и морских сооружений"
          https://www.mdpi.com/2077-1312/10/3/408

          Что интересно, было приведено техническое обоснование что строительство корпуса корабля (силовые наборы все-равно стальные) из композитных материалов с армированным волокном полимерной матрицей (FRP) более 100 метров длинной и водоизмещением свыше 500-700 тн. в настоящее время технически сложно.
          Примечательно, что в статье вскользь отмечено: "Россия претендует на самый большой монолитный корпус из стеклопластика для 890-тонного 62-метрового тральщика класса "Александрит", построенного на Средне-Невском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге."
  2. +4
    10 августа 2023 05:32
    ЗРК «Тифон» – воплощение немыслимого. Установка, реализующая принципы активной фазированной антенны, созданная на основе радиоламп и электронной базы середины XX века.

    Почему "немысленного"? Пожалуйста. Активная фазированная антенна на радиолампах на 20 каналов. СССР, 1955 год.
    1. +6
      10 августа 2023 06:16
      Активная фазированная антенна на радиолампах на 20 каналов. СССР, 1955 год.

      В составе комплекса С-25 использовалось несколько РЛС

      Тифон пошел еще дальше. Одна многофункциональная РЛС на весь корабль
      Search and illumination
      100 каналов

      Похоже на кадр из немого кино 1920х
      1. +3
        10 августа 2023 07:53
        Комплекс С-25 работал, а "Тифон" - нет. Вот и вся разница.
  3. +1
    10 августа 2023 07:07
    Лишних помещений на корабле не бывает. Мы просто не знаем что закладывал в конструкцию корабля конструктор по требованию заказчика. Может обеспечивал дополнительную плавучесть, может просто как грузовой трюм для снабжения сопровождающих кораблей, или для повышенного арсенала для своего вооружения.
    Композитный корпус может и обеспечивает минимальную защиту, но мы не знаем может в корабле бронируют боевые посты и центр управления оружием и кораблём, как танк. soldier
  4. -6
    10 августа 2023 09:48
    Блин, ну кто так пишет - "боевой корабль"?))) если корабль, то он боевой, не надо писать - масло масленное))) а статья не о чем, перечисление давно известных фактов.
    1. 0
      19 августа 2023 11:52
      Корабль - любое судно с экипажем только из военных под флагом ВМФ.
      Судном его делает наличие на борту гражданских лиц, являющихся членами экипажей и флаг вспомогательного флота.
      Поэтому и существуют, например такиен понятия как "корабль измерительного комплекса" и тому подобные НЕБОЕВЫЕ КОРАБЛИ ВМФ.
      А на судне вполне можно установить оружие и оно останется судном при этом.
      Потому, что см. выше.

      А вообще Вам пора на ампутацию мозга. Ваш, который у Вас есть, не функциоирует. Минус Вам поставил.
  5. -1
    10 августа 2023 10:03
    Японцы, как американцы и европейцы пошли по линии уменьшения водоизмещения, увеличение автоматизации и тем самым уменьшением количества экипажа. А, если посмотреть на ТТХ фрегата, так это наш фрегат 22350. Единственное, что более совершенная и передовая радиоэлектроника, меньше экипаж( 22350- 180 человек). Мы, как всегда в хвосте. Но, у Нас лучше вооруженность.
  6. +6
    10 августа 2023 10:28
    Олег, спасибо, очень интересно и, как всегда, читабельно hi
  7. 0
    10 августа 2023 10:48
    Преимущества артиллерии очевидны, но в тот раз стоимость артиллерийских снарядов зачем-то превысила ценники высокоточных ракет.

    Интересно, автор действительно думает, что читатели не в курсе, почему после урезания количества "Замволтов" в пятнадцать раз стоимость LRLAP для них подскочила в тридцать раз - с планируемых 35 килобаксов до миллиона? wink
    1. 0
      10 августа 2023 11:37
      планируемых 35 килобаксов

      Для артиллерийского снаряда

      Это множит на ноль все преимущества корабельной арты
      1. 0
        10 августа 2023 17:00
        Цитата: Santa Fe
        Для артиллерийского снаряда

        Для активно-реактивного артиллерийского снаряда с корректируемой траекторией (ИНС/СНС).

        Серийный обычный снаряд с корректируемой траекторией (тот же калибра) стоит от 68 до 112 килобаксов, в зависимости от года выпуска.
        1. -1
          10 августа 2023 19:56
          Серийный обычный снаряд с корректируемой траекторией (тот же калибра) стоит от 68 до 112 килобаксов

          Вот и ответ. Эсминцам зачем-то понадобились особые пушки с особыми-преособыми снарядами

          Калибр тот же, стандартный 155 мм, видно что создатели не преследовали цель повысить могущество. Тогда зачем это все
          1. +2
            11 августа 2023 10:41
            Цитата: Santa Fe
            Вот и ответ. Эсминцам зачем-то понадобились особые пушки с особыми-преособыми снарядами

            Даже с учётом инфляции, при нормальной серии на 29 "Замволтов" стоимость одного LRLAP была бы раза в полтора-два дороже "Эскалибура".
            А при сверхмалой партии в 2000 единиц...
            — Ручной труд, — быстро сказал Роман. — Безотказен. Конструкции Льва Бен Бецалеля. Бен Бецалель собирал и отлаживал его триста лет…

            Цитата: Santa Fe
            Калибр тот же, стандартный 155 мм, видно что создатели не преследовали цель повысить могущество. Тогда зачем это все

            Дальность. Создатели "Замволта", в отличие от создателей LCS wink , видимо не испытывали иллюзий по поводу береговой обороны в местах боевого применения ЭМ. И поэтому сразу заложили дальность работы 140-190 км - чтобы исключить из береговых противников всю артиллерию и ПКР с дальностью до 100 км.
            Ну а дальше понеслось: для дальности нужен активно-реактивный снаряд, для точности на такой дальности - коррекция от ИНС/СНС и т.д...
            1. 0
              11 августа 2023 12:34
              И поэтому сразу заложили дальность работы 140-190 км - чтобы исключить из береговых противников всю артиллерию и ПКР с дальностью до 100 км.

              Арта на корабле для других условий, пушкам бесполезно соревноваться в дальности с ракетами

              У пушек свои сильные стороны, когда они могут стать дополнением к ракетному вооружению
  8. +1
    10 августа 2023 11:17
    Согласно опубликованным данным, в проекте «Могами» (30DX) сочетаются композитный корпус

    Тут автор, по своей привычке, увлекся немного по вопросу материала корпуса.

    1. +3
      11 августа 2023 08:19
      олег не умеет в цифры и документы. он не для этого пишет. как вспомню его эпосы про граниты на москве, до сих пор пробирает до мурашек. но факт, это лучше рябова=)
  9. +2
    10 августа 2023 13:01
    Если говорить о тенденциях, и не только о флоте, а, вообще, в военных действиях, то они следующие - скрытность, удар из зоны недосягаемости и безэкипажность. Вот по этим тенденциям и изменяются корабли, у кого на сколько фантазии хватает.
    А, вообще, рассуждая о кораблях, нужно помнить о их назначении, т.е о решаемых ими задачах - блокирование морских перевозок, защита своих линий снабжения, удары по береговой инфраструктуре. Пока эти задачи выгоднее (в смысле, дешевле) решать именно кораблями, особенно на большом удалении от берега, а так ли это будет в дальнейшем, время покажет.
  10. 0
    10 августа 2023 14:08
    Я не знаю, почему автор скептически относится к возможностям китайских боевых кораблей и даже считает, что китайские корабли уступают кораблям 2010 - х годов. Однако СоединенныеШтаты обеспокоены растущим количеством китайских кораблей, и ВМС США предлагают расширить свой флот. В будущем ВМС США будут копировать концепцию DDG (x) - 055, который также является крупным эсминцем водоизмещением 13 500 тонн. Почему США боятся, а авторы сомневаются, что китайские боевые корабли бесполезны? Я думаю, что это должны быть американские мошенники, которые расширяют производство и зарабатывают деньги на военно - промышленном комплексе, чтобы обмануть людей с налогами. Возможно, американские эксперты действительно глупы. Автор статьи просто определяет китайские корабли как мусор, который может действительно превратить китайский флот в мусор. Однако американским экспертам пришлось бороться с Китаем самым глупым способом. Я думаю, что без приглашения авторов статей в качестве сотрудников и консультантов флот будет большой потерей.
    1. -1
      10 августа 2023 20:18
      Я не знаю, почему автор скептически относится к возможностям китайских боевых кораблей и даже считает, что китайские корабли уступают кораблям 2010 - х годов

      Подробно изложил все доводы, за и против

      https://topwar.ru/193905-kitajskij-flot-v-borbe-za-zvanie-silnejshego.html

      Вкратце:

      1. Все корабли - бледные копии западных конструкций
      2. Полное отсутствие современного подводного флота и морской авиации (это просто шокирует, все таки в остальном китайцы пытаются хоть чего-нибудь сделать)

      3. Ноль союзников имеющих сколь-нибудь заметные по силам ВМС

      Почему США боятся

      Если они «боятся» сейчас, когда у них абсолютное превосходство в силах и средствах, то они параноики. Наигранно все это выглядит
      также является крупным эсминцем водоизмещением 13 500 тонн.

      К слову, полное водоизмещение. Корабли сравниваются по значению стандартного в/и, т.к. оно дает более объективное представление о конструкции и возможностях. Китаец действительно крупнее американцев, но это не значит ничего

      Тип 055 содержит 0 свежих решений, все тоже самое как на Тикондерогах и еврофрегатах, только взял худшее от обоих. Радар - кусок мусора

      Предыдущие китайские «эсминцы» были еще смешнее:



      Что за убожество, на корабле, якобы из 21 века??
      1. 0
        11 августа 2023 08:12
        Все это лишь ваши субъективные предположения. Во - первых, вывод о том, что китайские корабли - это просто мусор, а затем находят различные необоснованные причины, чтобы доказать это. Это точно такой же стиль языка, как и западные критики, которых я видел в Твиттере, которые так же дискредитируют российское оружие.
        - -
        Первый вопрос: почему китайские корабли считаются копиями американских? Копии являются копиями конкретных технологий, таких как южнокорейские и японские эсминцы, которые используют одни и те же радиолокационные системы. Вы думаете, что СоединенныеШтаты предоставят такую радиолокационную систему Китаю? Это явно невозможно. Поэтому Китай может только развивать свою систему. Поэтому правильным аргументом должно быть изучение идеи развития американских кораблей и использование имеющихся у них технических средств для технологических прорывов.
        Но никто в Китае не может полностью понять реальную ситуацию с радиолокационными разработками, поэтому они могут дискредитировать их самыми злобными комментариями. Это также требует, чтобы многие злые западные страны злонамеренно предположили, что производственные мощности Китая низки, чтобы восстановить свое лицо, которое они потеряли из - за низкой мощности по производству кораблей.
        Кроме того, вы не ответили мне, почему СоединенныеШтаты снова производят DDG (X) или расширяют тоннаж эсминцев, просто сказав: « Это не имеет никакого смысла», чтобы избежать этого. Вместо того, чтобы превратить американское клеймо в паранойю, я чувствую себя человеком, который знает, что такое сила и знает, как предотвратить следующего, кто станет сильнее.
        - -
        Вторая проблема заключается в том, что у Китая нет современных кораблей, подводных лодок и морской авиации. Это тоже неправильно. Хотя китайские подводные лодки не находятся на передовом уровне в мире и занимают предпоследнее место среди постоянных членов, это не означает, что подводные лодки плохо оснащены, но не являются лучшими.
        Во - вторых, Китай использует много видов военно - морской авиации. Сегодня он строго разделен на три типа: вертолеты, истребители и специальные самолеты.
        В частности, истребители делятся на два типа: истребители, дислоцированные на рифе Южного острова или на прибрежном аэродроме, с использованием J - 10A, J - 10AS, J - 11B и J - 11BS. Это истребители четвертого поколения. Если вы считаете их недостаточно современными, многие страны могут не соответствовать современным стандартам. У них есть H в конце цифры, что означает военно - морской флот, и они также модифицировали радары и авионику, связанные с морскими операциями. Кроме того, большая часть J - 11B и небольшая часть J - 10A уже приступили к установке РЛС AESA, уровень боевой готовности которых достиг полуистребителя четвертого поколения. Тем не менее, в связи с продолжением военной реформы, береговые истребительные подразделения начали переводиться в авиацию ВВС, но пока не переведены в военно - воздушные силы Южного острова. Включая J - 15 (наибольшее количество, более 70 самолетов третьего поколения), J - 15S (двухместная версия), J - 15T (для модификации катапульты), J - 15B (AESA, четвертое поколение полуобновленной версии), А также J - 15D (специальная модификация для радиоэлектронной борьбы, аналогичная E / A - 18G, но электроника поступает из морской боевой модификации J - 16D ВВС Китая). После ввода в эксплуатацию CV - 18 его производство будет расширено примерно до 200 полуистребителей четвертого поколения. Кроме того, началось серийное производство палубной версии F - 35 FC - 31, истребителя пятого поколения.
        Позвольте мне упомянуть о специальных самолетах, то есть морских бомбардировщиках, которые были переданы бомбардировщикам ВВС. Противолодочные патрульные самолеты будут сохранены и будут продолжать расширяться, сохраняя оригинальные самолеты АВАКС и большие самолеты радиоэлектронной борьбы.
        1. 0
          13 августа 2023 06:53
          Первый вопрос: почему китайские корабли считаются копиями американских?

          Ответ - компоновка, архитектура, расположение боевых постов, полностью идентичны 6600-тонному эсминцу Берк (проект 1985 года).

          Если Вас заинтересует - есть ли в мире другие более «свежие» и эффективные решения на этот счет, ответ - да. Посмотрите британский Тип45 и европейские корабли начиная с F124 Саксония.

          Китайцы не стали ничего изобретать, просто повторив 40-летний Берк

          К слову, решения что были оптимальными (и зачастую единственно возможнымыми) для 6600 тонного эсминца 80_-х - слабо подходят для «крейсера» Тип 055 водоизмещением 10 000 тонн. Китайцы копипастят вслепую, перенося все недостатки в свой проект.
          Но никто в Китае не может полностью понять реальную ситуацию с радиолокационными разработками

          Все что достоверно известно - позволяет сделать выводы о значительном отставании в разработке радиоэлектронных стредств. Подробности - приведены по ссылке в прошлом комменте
          Хотя китайские подводные лодки не находятся на передовом уровне в мире и занимают предпоследнее место среди постоянных членов, это не означает, что подводные лодки плохо оснащены,

          Взаимоисключающие параграфы

          Они шумны, плохо оснащены и по неизвестной причине Китай уделяет минимум внимание этому направлению
          Кроме того, вы не ответили мне, почему СоединенныеШтаты снова производят DDG (X) или расширяют тоннаж эсминцев

          Проект новых эсминцев США отличает больший тоннаж, потому что те DDG(X) имеют другую компоновку и состав радиолокационных средств, чем корабли разработанные в 80-х гг.

          Китайцы же - просто «увеличили» эсминец прошлого в размерах, что дало мало заметных преимуществ
          Во - вторых, Китай использует много видов военно - морской авиации.

          У ВМС КНР отсутствует ключевое - морская патрульная (противолодочная) авиация (подобные P-8 Посейдон)

          Итого, флот лишен сразу двух компонент - современного подводного флота и базовой морской авиации

          С остальными компонентами - отставание на поколение. Что толку от тех же 50 «фрегатов» если по составу вооружения они слабее европейских и российских корветов
          1. 0
            6 сентября 2023 23:34
            你们俄罗斯人还活在苏联时期?噪声大,你亲自上过吗?雷达垃圾,是什么样的自信认为雷达垃圾的?说说你们的舰艇吧,潜艇?095号 096号你知道不?如果是国内允许的话,我都想把各种参数甩你脸上。
      2. 0
        11 августа 2023 08:23
        Цитата: Santa Fe
        Радар - кусок мусора
        итд итп. данные по работе радара есть? сто процентов, нет. а значит учитываем что этот "кусок мусора" работает.

        Цитата: Santa Fe
        Что за убожество, на корабле, якобы из 21 века??

        сам ищешь признаки, сам задаешь параметры, сам критикуешь. сам молодец.

        дай характеристики, дай результаты стрельб, стоимость опять же приведи. потом называй мусором. ну не бронированый радар,что теперь?
  11. -1
    10 августа 2023 14:48
    Сейчас в военно сорском строительстве наступил свой конец XIX века. Когда стали появляться новые концепции в строительстве и применении кораблей флота, но обобщить это в виде нового корабля - никто никак не мог. Были отдельные серии кораблей которые создавались с воплощением некоторых передовых решений, но в остальном были кораблями прошлого. Несколько десятилетий шла эта толкучка, пока Джон "Джеки" Фишер, став первым морским лордом, выдвинул новую концепцию которая совмещала в себе все передовые решения того времени в совершенно новой компоновке, а потому по ней построил новый корабль. Так появился Дредноут! И Как только "Неустрашимый" вышел со стапеля, все другие корабли всех других флотов резко превратились в бесполезный плавучий хлам.
    Сейчас так же, есть множество идей и концепций которые появляются во флоте, но всё никак не выстроится новой системы которая бы позволила бы создать лаконичный и сбалансированный корабль с качественно новым ростом производительности и эффективности. после которого все ныне строящиеся и стоящие на вооружении корабли - резко станут бесполезными.
    Когда то казалось что таким новым "дредноутом" станут корабли-арсеналы. Но пришло понимание что это лишь масштабирование нынешних кораблей, в которых масштабируются не только их преимущества, но и их недостатки.

    Что мы имеем на данный момент времени:
    УВП позволяют нести на борту много ракет различных классов (главное что бы габаритно влезали в УВП) и потенциально обеспечивают малый промежуток между запусками ракет.
    Теперь есть универсальные панели АФАР которые проводят и обзор, и целеуказание, и наведение всех основных систем.
    Корпуса современных кораблей менее радиоконтрастны чем корабли прошлых поколений, за счёт новый формы и новых материалов.
    Появляется возможность весли бой в пассивном режиме используя в качестве источников целеуказания только внешние источники разведки (другие корабли соединения, авиацию, БПЛА и спутники).
    При этом у кораблей наблюдается тенденция минусов которые никак не могут исправить, а именно:
    Ракеты стоят дорого, а значит в случае морской войны более менее высокой интенсивности, в короткие сроки источат запас ракет, которые будет сложно восстановить. А пополнение потенциальных "кораблей-арсеналов" вообще превратиться в кошмар логистов. При этом средства пополнения боезапаса крайне неэффективны на данный момент времени. Погрузка нового боезапаса очень сложный и долгий процесс, который порождает заметный временной лаг, воспользовавшись которым можно почти без вреда для себя атаковать корабль противника.
    Затем идёт самая настоящая притча во языцех - современные корабли хлипкие. Угрозу для современных кораблей представляет даже не сама ПКР, а даже обломки подбитой ПКР. т.е. ближняя ЗРК может сбить ПКР которая шла на судно, и та упадёт в воду. Но те обломки что отрекошетят от воды и полетят дальше, будут способны повредить корпус корабля, пробьют мостик и могут повредить лёгкое но необходимое антенное оборудование корабля. Что уж говорить про прямое попадание, даже лёгкой ПКР. Эшелонированная система ПРО и ПВО конечно позволяет остановить большую часть ракет ещё до того как они прилетят вплотную к судну. Но во первых это не 100% шанс, при залповой атаке 1-2 ракеты могут долететь до корабля. А во вторых эшелонированное ПВО может организовать далеко не каждая корабельная группа, и уж точно не каждый одиночный корабль. На некоторых современных фрегатах и корветах из средств ПВО вообще стоят только системы ближнего радиуса действия. А на некоторых крупных фрегатах и эсминцах - парочку систем ближней защиты и система ПВО дальнего радиуса действия с ограниченным кол-вом ракет и каналов наведения.
    Из-за этого современные малые группы кораблей ( из 2-3 кораблей), остаются достаточно уязвимы для атак противника. Отчего уже идут идеи возвращения рейдерства, для того что бы "ощипывать" флот противника топя его корабли по чуть чуть маленькими группами, постепенно сокращая количество кораблей флота до тех пор, пока во флоте не останутся только крупные корабли и небольшое кол-во кораблей эскорта которых не хватит для прикрытия крупных кораблей. А в сочетании с тем, что флот должен контролировать большие акватории, ему придётся рассредотачиваться опять на небольшие группы, а не собирать все остатки флота в один большой кулак. В итоге и такие силы флота противника, можно будет уничтожать опять атакуя поочерёдно разрозненные корабельные группы.
    Учитывая стоимость современных кораблей - строить их быстро и много во времена ПМВ и ВМВ уже не получится. А потому потеря каждого корабля для флота потенциального противника, будет трудновосполнимой проблемой. При этом и само кол-во кораблей во флотах нынешних стран всё так же меньше чем 70 лет назад.
    Отсюда мне кажется напрашивается вывод о том, что корабль будущего это корабли рейдеры в конфигурации близкие к некоторым лёгким крейсерам или эсминцам (что то похожее на наш сарыч, но со значительно большей автономностью, мореходностью, и средствами обнаружения). Но с более развитыми системами обнаружения (большим набором тех же БПЛА для разведки) и развитым артиллерийском вооружением. Такие корабли, группами по 2-3 корабля будут рассредоточены по всему мировому океану в регионах наибольшей вероятности нахождения кораблей противника (в районах примыкающие к узким проливам, в районах недалеко от их военно-морских баз, в районах недалеко от судоходных каналов) и которые будут своими средствами воздушного обнаружения (в основном БПЛА) а так же по наводке с внешних источников разведки (эсминцы разведки например), будут выискивать отдельные группы боевых кораблей противника и атаковывать их с последующим отступлением с манёврами ухода и прятанием от спутников.
    В то время как подводный флот будет выполнять 2 основные задачи. Первая это стратегическое сдерживание (буквально то что АПЛ с ядерными боеголовками делают сейчас, так что тут буз пояснений). А вторая его задача это ведение рейдерства за конвоями и боевыми кораблями противника. С простым распределением - если в акватории обнаружили грузовое судно противника. Топим грузовое судно. Если одиночный боевой корабль, топим корабль. А если обнаружили группу грузовых кораблей с охранением, то в приоритете БОЕВЫЕ корабли, а не грузовые. Опять же почему - потому что потеря современного корабля дороже чем потеря грузового корабля, уже не времена когда верфи могли штамповать эсминцы и фрегаты десятками и сотнями кораблей за несколько лет.
    1. -1
      10 августа 2023 18:39
      Флот без баз обречён! Флот строящийся для рейдерской стратегии всегда проигрывал войны флотам строящимся для победы в "линейном бою"! Правда погибали рейдеры обычно прихватив на дно немало транспортов противника, но не боевых кораблей! hi
      Поэтому задачи флотов расчитывающих на доминирование в мироаом океане, это блокирование флота противника в его базах и уничтожение его вместе с базами! soldier
      Возможно гиперзвуковые ракеты нивелируют мощь авианосцев, если появятся эффективные средства контроля пространства на подобии самолетов ДРЛО не палубного базирования.
      Подводные крейсера больше предназначены не транспорты топить, а базы и города сносить, незаметно выходя на рубеж атаки, либо с флотами боевым флотом бороться. А транспорты по ходу беспилотные катера камикадзе будут топить, это значительно дешевле и безопаснее, чем подводным крейсером! Безэкипажные транспорты и ракетные арсеналы с дальнобойными ракетами слпровождающие боевые флота на безопасном растоянии, в то время как боевые корабли в основном будут решать задачи ПВО-ПРО и противолодочные и противоминные задачи, т.е. боевой корабль будет применять оружие требующее спец оборудование, радар или сонар, а контейнера с умными ракетами наврдящиеся через спутник будут на всяких баржах и шхунах плавать в пвтономном режиме, вот такая фантастика нас ждёт fellow я думаю bully
  12. +1
    10 августа 2023 20:36
    Здравый смысл запрещал ракетным кораблям увеличиваться в размерах. Их оружие получилось компактным.
    Компактным получилось ракетное оружие у штатов, им не надо было топить авианосцы и линкоры, не надо было прорывать Иджис. А у нас ракеты были циклопические (Базальт, Вулкан, Гранит), чтобы соответствовать задачам. Просто посмотрите на 1144 или 1164.
    А излишняя концентрация вооружений на одном носителе порождала сомнения в эффективности крупных и перегруженных оружием конструкций.
    Об излишней концентрации вооружений речь могла бы идти только у корабля-арсенала, у остальных - явное недовооружение.
    Появление зенитных ракет немедленно выявило слабое звено всей концепции корабельных ЗРК. Недостаточное число сопровождаемых и обстреливаемых целей – при угрозе массированного применения средств воздушного нападения.
    Это проблема была у нас, а не у штатов. Это у нас во врагах палубная авиация почти дюжины авианосцев, а у штатов - только наша МРА, от которой основной защитой является та же палубная авиация, а не ЗРК.
    А наиболее продвинутым ЗУР с активными головками наведения вообще не требуется какая-либо помощь и поддержка от корабля-носителя.
    То, что ЗУР с АГСН можно применять без радара наведения не значит, что так стоит делать.
    Все, чего добились создатели «Замволта» – было значительным сокращением ракетного боезапаса (на треть), по сравнению с крейсерами 1980-х годов.
    Там новая УВП, под большие ракеты.
    1. 0
      10 августа 2023 22:17
      Компактным получилось ракетное оружие у штато

      У всех

      Крейсер Грозный - изначально эсминец пр. 58, около 4000 т стандартное в/и

      Настолько легким получилось ракетное оружие

      1144 - на корабль поставили все, что имелось, все подряд, все поместилось
      Это проблема была у нас, а не у штатов.

      Значит просто так построили десятки крейсеров ПВО
      Вт.ч. 9 атомных

      То, что ЗУР с АГСН можно применять без радара наведения

      «Без радара» - это преувеличение
      SPY-1 корректирует полет до 18 ракет одновременно, как и радары более современных кораблей

      Он только не может подсвечивать цель, но
      Современным ЗУР с АРГСН этого в принципе не требуется

      Ракета сама подсвечивает себе цель и это снимает с повестки основную проблему крейсера, которую не могли решить в 80х
      Там новая УВП, под большие ракеты.

      Так и сам эсминец крупнее аж в два раза
      А боекомплект по итогу сильно сократился, доигрались в инновации
      1. 0
        10 августа 2023 22:37
        Цитата: Santa Fe
        Крейсер Грозный - изначально эсминец пр. 58, около 4000 т стандартное в/и
        Не понял аргумента.
        Цитата: Santa Fe
        Настолько легким получилось ракетное оружие
        Гранит - 7 тонн каждая ракета, очень легкая.
        Цитата: Santa Fe
        1144 - на корабль поставили все, что имелось, все подряд, все поместилось
        Ну что вы, далеко не все. Много чего порезали, в том числе и настоящее бронирование (оставили только локальное, у реактора и главного калибра).
        Цитата: Santa Fe
        Вт.ч. 9 атомных
        Взгляните на свою картинку:
        -Кэп, на нас летят 3 эскадрильи Ту-22М!
        -Готовьте ракету! Обе!!
        Цитата: Santa Fe
        Просто так построили десятки крейсеров ПВО
        Это не крейсера ПВО, это крейсера УРО, просто крейсера. Вот Вустер - это крейсер ПВО.
        Цитата: Santa Fe
        Он только не может подсвечивать цель, но
        Современным ЗУР с АРГСН этого в принципе не требуется
        ЗУР не требуется, а тем, кто их пускает - весьма желательно. Сильно расширяет возможности.
        1. +1
          10 августа 2023 23:16
          Не понял аргумента.

          Ракетный крейсер 1950х в три раза меньше артиллерийского крейсера 1940х

          У штатов - все тоже самое. Пришлось изобретать понятно лидер эсминцев УРО, называть крейсером 5500 тонн Леги долго не решались
          Гранит - 7 тонн каждая ракета, очень легкая.

          Для корабля любая ракета пушинка. Это не артиллерийская башня 200 тонн (скромный калибр, 152 мм)

          Поэтому на переоборудованных в ракетные крейсерах ВМВ помещалось по 50 таких ракет - семиметровый Талос 3,5 тонны. И еще сотня чуть более легких Терьеров. И всеравно оставалась туча места и резервов нагрузки

          Готовьте ракету! Обе!!

          4
          С темпом перезарядки установок в 10 секунд

          Это вообще переделанный артиллерийский крейсер ВМВ
          Это не крейсера ПВО, это крейсера УРО

          Все чем они занимались - ПВО. Вся их конструкция под эти задачи
          ЗУР не требуется, а тем, кто их пускает - весьма желательно

          У вас есть данные на этот счет

          Или поражение воздушных целей за горизонтом - цель вне зоны видимости самого корабля
          1. 0
            10 августа 2023 23:37
            Цитата: Santa Fe
            Ракетный крейсер 1950х в три раза меньше артиллерийского крейсера 1940х
            Не показатель: Нью-Орлеан (9950 т)-Балтимор (13 880 т)-Де Мойн (17 532 т.). Вооружение везде 3 × 3 — 203-мм, водоизмещение выросло вдвое.
            Цитата: Santa Fe
            У вас есть данные на этот счет
            ... Тимохин писал, что этого очень не хватает на 22350.
            1. 0
              11 августа 2023 00:11
              Нью-Орлеан (9950 т)-Балтимор (13 880 т)-Де Мойн (17 532 т.). Вооружение везде 3 × 3 — 203-мм, водоизмещение выросло вдвое.

              Вы в теме про флот

              Не делайте вид что не знаете чем отличались договорные крейсеры от заложенных во время/после войны. И почему Де Мойн, самый продвинутый, получился особенно тяжелым

              Если брать минимум - вашингтонца в 10 000 тонн, то он был в 2 раза крупнее ракетных крейсеров 50-60х гг.

              Балтимор - уже в 3.

              С появлением ракет никто более не строил таких крупных кораблей. Лонг Бич и 1144 - уникумы, на них погрузили все имевшиеся на флоте вооружения и системы. Все что могли придумать, на биче под БРПЛ Поларис зарезервировано место
              1. 0
                11 августа 2023 09:24
                Цитата: Santa Fe
                Не делайте вид что не знаете чем отличались договорные крейсеры от заложенных во время/после войны. И почему Де Мойн, самый продвинутый, получился особенно тяжелым
                Вот именно. Я показываю, что водоизмещение определяется не только и не столько вооружением, одной придури (вашингтонское соглашение) достаточно, чтобы оно резко уменьшилось.
                1. 0
                  13 августа 2023 00:47
                  Я показываю, что водоизмещение определяется не только

                  Вы спорите сами с собой, в этом случае

                  Корабли бывают разные, по разным причинам

                  То сокращение размеров всего корабельного состава, наблюдаемое с конца 1950х, было вызвано переходом на ракетное вооружение

                  Для того чтобы «забросить» пару сотен кг БЧ на дистанцию в 300 кабельтов (30 морских миль) более не требовалось 100 тонное орудие в 1000 тонной башне. Вот и весь сказ
          2. +1
            11 августа 2023 10:59
            Цитата: Santa Fe
            Ракетный крейсер 1950х в три раза меньше артиллерийского крейсера 1940х

            Потому что пр. 58 - это не крейсер. Это перекормленный ЭМ - яичная скорлупа, вооружённая кузнечным молотом. Нафаршированный вооружением и электроникой корпус без какой-либо защиты.
            С таким же успехом можно считать крейсерами ЭМ типа 1936A - и сравнивать их с британскими КРЛ типа С. smile
            Цитата: Santa Fe
            Для корабля любая ракета пушинка. Это не артиллерийская башня 200 тонн (скромный калибр, 152 мм)

            Описание Кузиным процесса проектирования пр. 1164 помните?
            Таким образом, габариты ракет опять напрямую «вылезали» через корабль. Этого никак не понимали «вооруженцы»: «Подумаешь, добавили «всего-то» (!) меньше метра длины и меньше тонны (!) веса» (имелась ввиду новая ракета). Забегая вперед, заметим, что эти «всего-то» стоили кораблю дополнительно 13 м длины, 2,3 м ширины и 2700 т водоизмещения.

            © Кузин
            1. 0
              13 августа 2023 02:37
              Описание Кузиным процесса проектирования пр. 1164 помните?

              Алексей, учитывая Ваши знания, вы привели этот пример ради хохмы

              Ракетное оружие легче пушек и это известный всем факт, там не о чем спорить

              Да, если ставить 10-метровые ракеты на верхней палубе, на высоте 10 метров над водой, то окажется (сюрприз сюрприз) они не поместятся на корабле со стандартным в/и 7,5 тыс тонн, для этого потребуется корабль с водоизмещением почти как у «вашингтонского» крейсера 1920х. 10 000 тонн, казавшиеся ранее сложным ограничением, в 1970е хватило и на 10 метровые ракеты и на весь спектр вооружения и средства какие только мог иметь надводный корабль 1 ранга

              Ракетное вооружение весит ничтожно мало по сравнению с артиллерийскими системами 8”
              Потому что пр. 58 - это не крейсер

              Основной боевой корабль наших дней (берк и Ко) имеет стандартное в/и 6600 тонн

              100 ракетных установок
              1. 0
                14 августа 2023 15:54
                Вы кажись тот еще сказочник, ибо: вооружение эсминцев «Арли Берк» разных подсерий достаточно серьёзно отличается. Главным оружием всех 53 действующих кораблей этого типа являются 2 установки вертикального пуска (УВП) Mark 41 VLS. Стандартный комплект вооружения УВП эсминцев первых двух подсерий состоит из 74 зенитных ракет RIM-66 SM-2, 8 крылатых ракет BGM-109 Tomahawk и 8 противолодочных ракет RUM-139 VL-Asroc в многоцелевом варианте или из 56 крылатых ракет BGM-109 Tomahawk и 34 ракет RIM-66 SM-2 и RUM-139 VL-Asroc в ударном варианте. На эсминцах серии IIA общее число несомых кораблём ракет увеличилось с 90 до 96. Стандартный комплект вооружения УВП эсминцев третьей серии состоит из 74 ракет RIM-66 SM-2, 24 ракет RIM-7 Sea Sparrow (по четыре в ячейке), 8 крылатых ракет BGM-109 Tomahawk и 8 противолодочных управляемых ракет RUM-139 VL-Asroc. 100 не получается, и пожалуй ракет, не ракетных, установок, под установками полагаю надо понимать 2 "УВП", с указанным выше количеством ракет разного назначения. Подр. тут https://vpk.name/library/f/arleigh-burke.html
                1. 0
                  14 августа 2023 17:48
                  Вы кажись тот еще сказочник, ибо: вооружение эсминцев «Арли Берк» разных подсерий достаточно серьёзно отличается.

                  Ракетное вооружение у всех подсерий - 90 либо 96 ракетных ПУ, мизер различий
                  под установками полагаю надо понимать 2 "УВП"

                  90+ пусковых установок, объединены в две группы. Носовая и кормовая

                  Каждый квадратик - крышка пусковой установки с ракетой

                  На палубе могут быть дополнительно установлены еще 4-8 ПУ с ракетами
              2. 0
                14 августа 2023 15:59
                Для сравнения у корейских доработанных клонов эсминцев «Арли Берк». Эскадренных миноносцев типа KDX-III Sechong Taewanggup Kuchukham (Король Седжон Великий, Sejong Daewang-geup Guchukham). Ракетное вооружение - 4 x 4 SSM-700K Hae Sung + 80 ЗУР SM-2, 1 x 21 RAM; Противолодочное вооружение - 16 x ПЛУР ASROC.(Все это они кстати запихнули в 3 УВП) Подр. тут https://vpk.name/library/f/kdx-iii.html
  13. -1
    11 августа 2023 17:00
    Цитата: Conjurer
    Если говорить о тенденциях, и не только о флоте, а, вообще, в военных действиях, то они следующие - скрытность, удар из зоны недосягаемости и безэкипажность.

    Полностью согласен именно беспилотные корабли это корабли будущего. Стоящие копейки надводные беспилотники реально кошмарят черноморский флот России. и только то что этих беспилотников мало спасает фото от уничтожения. Если бы их были пару сотен уже бы все корабли потопили
  14. 0
    12 августа 2023 20:56
    (С) Характерное для истории движение по спирали позволяет сценарий с возрождением идей из недалекого (или очень далекого) прошлого на новом технологическом уровне.

    Согласен. Первый раз про «Стеклянный кокпит» я прочитал в фантастическом романе «Каллисто», Мартынова.Г.
  15. Справедливости ради должен заметить, что немецкая пустота это проект предназначенный для длительной эксплуатации в дали от родных баз с двойной или тройной надежностью всех систем и дублированием всего. Это было первое, теперь второе: напихать всё в одну скорлупку конечно можно и даже порой получается, но вот выживаемости кораблю это не добавляет. Также по вопросам автоматизации есть вопросы - предполагаемый набор фрегатов, должный заменить Петра великого внезапно обладает худшим соотношением водоизмещения к экипажу и кроме того уступает по динамическим характеристикам.
  16. 0
    15 августа 2023 19:24
    В рассуждениях о лишнем тоннаже и "пустоте" на некоторых кораблях автор совершенно упустил из виду один немаловажный момент - живучесть корабля. Тоннаж и кубометраж, не наполненные ракетами, пушками и радарами, можно наполнять конструктивной защитой, резервированными и эшелонированными системами пожаротушения, насосами затопления отсеков и откачки воды, можно оставлять двойные бронированные противопожарные перегородки и пустые отсеки вокруг погребов с ракетами и цистерн с горючим. Можно просто оставлять побольше пустого места в отсеках, где могли бы развернуться аварийные команды в случае пожара или поступления воды.

    Вспомним, сколько попаданий получали броненосцы в Цусимском сражении и продолжали вести бой. Сколько попаданий получали в артиллерийских дуэлях линкоры и крейсера Первой мировой и опять же оставались в строю. И вспомним крейсер "Москва". Два попадания - и экипаж не смог справиться с пожаром и задымлением, пришлось покинуть корабль. Хотя это вина не только корабля, но и экипажа.
  17. 0
    15 августа 2023 20:55
    Наверное будущее за Ныряющими кораблями! Дроны и ракеты уже сейчас большая проблема для флота.Радует что РФ это понимает!