Представления о войне и чести в моральном кодексе викингов

82
Представления о войне и чести в моральном кодексе викингов

Мир раннего Средневековья достаточно часто изображают как мир, находящийся в состоянии непрерывной войны, а средневековое общество – как преимущественно военное. Это достаточно упрощенное представление, хотя оно и имеет под собой основания.

Действительно, в некоторых традиционных обществах, особенно у древних германцев, война играла важную роль и была своеобразным ритуалом, опирающимся на теологию. Как писал французский исследователь Жорж Дюмезиль, «в представлениях германцев, война охватывает и расцвечивает все сферы жизни».



Власть у норманнов была неразрывно связана с богом войны Одином, который особо почитался у ярлов и привилегированных слоев населения. Если попытаться коротко охарактеризовать культ Одина, то можно сказать, что сам процесс войны воспринимался скандинавами как сакральный акт, посвященный богу. Ведь воины попадали не к богине преисподней Хель, а в небесный дворец Вальхаллу. В частности, румынский философ и религиовед Мирча Элиаде отмечал, что

«Сражение уподоблялось жертвоприношению: и победитель, и побежденный приносят на поле боя кровавую жертву богам. Таким образом, героическая смерть приобщает погибшего к исключительному религиозному опыту. Более того, экстатическая природа смерти сближает воина с вдохновенным поэтом, шаманом или провидцем. Благодаря такому преклонению перед войной, экстазом и смертью, образ Одина-Вотана обретает свою специфику» [2].

У викингов ритуалы в военном деле играли достаточно существенную роль – с точки зрения носителя традиции их роль не менее существенная, чем действия материального порядка. О представлениях викингов (и древних германцев в целом) о войне и чести мы и порассуждаем в данном материале.

Понятие судьбы и чести у норманнов



Как справедливо отмечают историки, для древних скандинавов граница между материальным и духовным была весьма условна, а религиозная подоплека присутствовала во всех значимых сферах материальной жизни. Нарушение ритуалов и обычаев или пренебрежение ими могло иметь фатальные последствия. Скандинавы архаического периода относились к числу обществ, с особым вниманием воспринимавших все, что связано с силой судьбы – из-за этого их мировосприятие приобрело достаточно специфический фаталистический оттенок – даже на фоне других традиционных социумов [3].

Эсхатологический мотив судьбы отчетливо звучит в предваряющем миф об уничтожении мира и уходе великих богов рассказе о гибели светлого бога Бальдра. Некоторые исследователи ставят равенство между судьбой и роком, который неотвратим, однако это не совсем верно, судьба у древних скандинавов – это в некотором смысле внутреннее предназначение человека. Человек должен проявить свою волю, не оставаться пассивным [4]. Викинги полагали, что каждый из них должен выполнить свое предназначение и реализовать его с честью.

Таким образом, понятие судьбы неразрывно связано с понятием чести – доблестный воин должен вести себя именно так, а не иначе, даже если этот путь ведет его к гибели. Доктор философии Вестейнн Оуласон пишет об исландской «культуре чести и отмщения» (honour and vengeance culture) и связывает ее с еще одним важнейшим понятием культуры уже общегерманской – с судьбой: по его мнению, герои саг вынуждены защищать свою честь против судьбы [6]. Следует отметить, что понятие чести в сагах викингов является воинской категорией.

Честь становится атрибутом легендарной героизированной эпохи, представители которой посвящали свою жизнь совершению подвигов и жили, следуя строгому кодексу поведения, в котором воинская репутация ставилась заведомо выше физического выживания [5]. Для древних германцев жизнь без чести была немыслима, человек не мог жить в позоре. В воззрениях норманнов без чести человеческая природа угасает, а вместо нее появляется природа зверя.

Нарушение клятвы или обета верности и тем более сознательное предательство считались для людей той эпохи страшными грехами, которые влияли и на репутацию потомков труса и предателя. Викинги, выражаясь высоким стилем, боялись запятнать свою честь [4].

Понятие «чести» можно назвать краеугольным камнем всей древнегерманской культуры, оно было тесно связано с понятиями славы, верности и благородства, а также бесчестности и в наибольшей степени – гордыни [5]. В «Речах Высокого» (поэма, входящая в «Старшую Эдду», в которой рассказ ведется от лица бога Одина) есть следующие строки:

Гибнут стада,
родня умирает,
и смертен ты сам;
но смерти не ведает
громкая слава
деяний достойных*.


Чаще всего ущерб чести и ее восстановление реализовывались посредством силовых конфликтов и были связаны с местью. Стеблин-Каменский, Дж. Байок, Вестейнн Оуласон и другие исследователи указывают, что именно месть являлась основным механизмом, призванным защищать честь в древнескандинавском обществе [5].

Датский историк Вильгельм Грёнбек писал, что если понимать жажду мести как желание одержать верх над противником, то это не согласуется с германской идеей.

«Викинги очень тщательно планировали месть и свершали ее с невообразимым хладнокровием; хочется даже сказать, по-деловому. Мститель вонзает топор в голову врага, вытирает лезвие об траву, чтобы не осталось следов крови, накрывает тело жертвы, согласно обычаю, и уезжает прочь.
Он не испытывает никакого желания уродовать тело; надругательства над останками погибшего в истории северян случались крайне редко и считались исключением из правил, а человек, совершивший это, становился изгоем.
В редких случаях тяжелые воспоминания заставляли убийцу забыться в гневе. Хавард, нанеся Торбьёрну смертельный удар, ударил его еще и топором по лицу, ибо тот однажды хлестнул его по голове сумкой, в которой хранил зубы Олава Хавардсона, выпавшие после удара, убившего его. Но поступок Хаварда тут же вызвал у его спутника вопрос: «Зачем ты ударил мертвеца?»
Даже если враг еще не умер, викинги считали бесчеловечным наносить удары смертельно раненному» [7],

– отмечал Грёнбек.

В своем положительном аспекте честь была важнейшим средством сохранения своего достоинства перед лицом ударов судьбы, что древние скандинавы расценивали как важнейшую добродетель [5].

Одним из способов защиты чести был также ритуальный поединок с противником, так называемый хольмганг («Поход на остров»).

Ритуальный поединок у викингов



Судебный поединок являлся одним из способов определения правоты той или иной стороны. В обществе древних германцев подобные поединки имели широкое распространение, и материал саг показывает, что данный способ разрешения конфликтов имел под собой религиозную основу [1].

Воинская культура раннего Средневековья, как справедливо отмечают Вадим Сеничев в книге «Саги о богах, героях и скальдах Исландии», была пропитана религиозно-магическим символизмом. Война и любое ее проявление достаточно часто воспринимались как ритуальный акт. Оружие и снаряжение воина, его поведение, даже то, с какой ноги он ступает на поле боя – все это являлось важными факторами в сознании древнего германца [1]. Традиция хольмганга является примером как раз такого восприятия войны.

Введение практики судебного поединка можно считать одним из способов урегулирования в том числе и такой характерной для индоевропейцев традиции как кровная месть. Большинство конфликтов решалось на тингах или в личных поединках.

Появление практики эйнвиги (др. норв. Einvigi, поединок) служит первым признаком того, что в обществе начинается процесс формализации вражды. Эйнвиги описывается как поединок без особых правил и на любом оружии. Не регламентируется ни место, ни количество свидетелей или судей. Эйнвиги упоминается в саге о Кормаке [1].

Однако с помощью эйнвиги далеко не всегда удавалось решить конфликт, поскольку после смерти одного из дуэлянтов его родственники могли начать мстить за него. По этой причине появилась практика хольмганга.

В Хеднелаген (Hednalagen), так называемом «Языческом Праве», записанном в Швеции в XIII веке, поединок (или дуэль), также обозначаемый термином hólmgang (хольмганг), являлся способом определения правоты одной из сторон в споре или на суде, либо вариантом защиты чести [8].

Как отмечает В. Сеничев, само название hólmgang происходит от слова hólm, что значит «остров». Площадкой для него мог служить как маленький остров, на котором могут встать только двое поединщиков, так и огороженное пространство. Для соблюдения ритуальной чистоты поле поединка огораживалось и выделялось как пространство, где действуют божественные законы, в которые людям не стоило вмешиваться [8].

Поле, описанное в «Саге о Кормаке», представляет собой разложенную шкуру в 5 локтей длиной с узелками на концах, в которые продеты колышки. По краям её располагаются шесты из орешника, и само поле от этого называется ореховым полем. Также вокруг него делались три ряда черт, каждая на расстоянии фута друг от друга. Были описаны правила, по которым боец, вышедший обеими ногами за черту, считался бежавшим с поля [8].

Убийство на хольмганге случалось нечасто и являлось скорее исключением, так как главным условием победы и доказательством правоты одной из сторон в споре являлась пролитая на поле кровь. Например, в «Саге о Кормаке» бой закончился тем, что отрубленный конец меча ударил по руке героя и порезал его палец, на чем поединок был остановлен, и было сказано, что правосудие свершилось [1].

Культ войны и отношение к смерти



Историк Наталия Будур отмечает, что доброе имя и слава являлись целью всей жизни викинга, который боялся не столько смерти, сколько обвинения в трусости. Бесчестьем считалась для воина и смерть от старости [4].

Героическая этика древних германцев, таким образом, считала смерть достойнее и желаннее, чем бесславное и бессильное существование, тем более что переход в мир иной не означал полного уничтожения человека, а совершенный доблестным образом, то есть на поле брани, гарантировал умершему достойное существование в Вальхалле [4].

В «Саге о Греттире» рассказывается о смелом Асмунде из Скалы, который умер от старости, что позволило его недругу насмехаться над ним и сказать: «Незавидная выпала доля воину: он задохся, как собака, в печном дыму». Объясняется такое отношение к старости очень просто: смысл жизни в мире викингов понимался как служение роду, соблюдение его чести и умножение его славы. Человек калечный, больной, слабоумный или старый оказывался малоценным членом общества, потому что не мог служить его основным целям [4].


Образы главных асов (богов) скандинавского пантеона – Одина, Тора и Тюра – неразрывно связаны с войной и военным искусством. Как отмечают исследователи, главенствующее положение Одина в религиозной жизни германцев объясняется его многочисленными магическими свойствами. Мирча Элиаде, например, пишет, что

«Будучи богом войны, Один-Вотан считался также богом мертвых. С помощью магии он защищал великих героев, но потом предавал и сражал их.
Причиной такого странного и противоречивого поведения была, по всей видимости, необходимость собрать вокруг себя самых отважных воителей ввиду приближающейся эсхатологической битвы (ragnarok). Ведь павших в сражении воинов валькирии забирали к Одину, в небесный чертог Вальхаллу…
Соединение в его лице верховного бога и бога войны и смерти позволяет понять священный характер королевской власти и религиозное значение смерти на поле боя – два момента, определяющих культуру германского Средневековья» [2].

Мотив неизбежной смерти настойчиво повторяется в германских средневековых текстах (скандинавских, англосаксонских, немецких) на протяжении столетий – от времени сложения «Беовульфа» в VII–VIII вв. и до времени записи скандинавских саг в XII–XIII вв. и «Песни о Нибелунгах» в 1200 году. Смерть ожидает героев, если они будут упорствовать в своих намерениях, и тем не менее герои решительно придерживаются первоначально принятых решений [9].

Достаточно любопытным являются отрывки из древнеанглийской поэмы «Битва при Мэлдоне», которая повествует о конкретном реальном событии: битва при Мэлдоне действительно имела место в 991 или 993 году, в ней действительно погиб реально существовавший олдермен Эссекса Бюрхтнот.

Бюрхтнот отказался от имевшегося у него тактического преимущества и позволил викингам, запертым на маленьком острове, высадиться, чтобы сразиться с ними. В итоге викинги победили, а Бюрхтнот пал в битве [9].

Некоторые исследователи, в частности Татьяна Бузина, называют это решение добровольным выбором смерти.

«Герои так настойчиво выбирают смерть, буквально напрашиваются на нее, затем, чтобы получить бессмертную славу, вместе с которой они получают бессмертие. Возможно даже, что слава здесь важна менее самой смерти» [9].

Последнее замечание представляется гораздо более логичным, поскольку слава (уважение) была крайне важна для воина в германской традиции в целом и у викингов в частности. Ведь в средневековом северном обществе храбрость воспринималась как естественный стандарт поведения, и в связи с этим такое качество, как трусость, подвергалось особенному осуждению.

Норманны мыслили совершенно иными категориями, и их логика сильно отличалась от логики современного человека. Это также относится и к их отношению к войне и смерти. Как говорится в «Речах Высокого»:

Глупый надеется
смерти не встретить,
коль битв избегает;
но старость настанет –
никто от нее
не сыщет защиты.


*«Старшая Эдда» цитируется в переводе А. И. Корсуна.

Использованная литература:
[1]. Саги о богах, героях и скальдах Исландии / Авт. Состав: Вадим Сеничев, Надежда Топчий – М.: Вече, 2022.
[2]. Элиаде М. История веры и религиозных идей. В 3 т. Т. 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства. Перев. с фр. – М., Критерион, 2002.
[3]. Хлевов А. А., Губанов И. Б. Обряд блотвейцла у древних скандинавов // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2022. Т. 67. Вып. 4. С. 1296–1312.
[4]. Будур Н. В. Повседневная жизнь викинrов. IX–XI века. – М.: Молодая гвардия, 2007.
[5]. Еременко А. Б. Викингские саги как источник для изучения этических представлений в Исландии XIII–XV вв.: авт. дисс... к.и.н. – Москва: Ивановский гос. ун-т, 2009.
[6]. Hallberg P. Den islandska sagan. Stockholm, 1956.
[7]. Грёнбек В. Эпоха викингов: мир богов и мир людей в мифах северных германцев / Пер. с англ. Е. В. Ламановой. – М.: Центрполиграф, 2019.
[8]. Сеничев В. Поединок как ритуальное действие на примере Саги о Кормаке // Вестник МГОУ. Серия: История и политические науки, № 4, 2015.
[9]. Бузина Т. В. Самообожение в германском героическом эпосе // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 2. С. 174–179.
82 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    11 августа 2023 04:40
    Нынешние норманны совершенно не похожи по поведению на своих предков...даже не верится что описанное в статье это относится к шведам, норвегам, датчанам которые сейчас превратились в оно...нечто аморфное и бесформенное.
    1. +16
      11 августа 2023 10:12
      Какая честь у скандинавов? Вот уж чего не было у скандинавов никогда, только до сих пор романтичные литераторы выдумывают викингов в стиле Вальтера Скотта. laughing
      Например для скандинава характерны высокопарные слова и низкие поступки. Это хорошо описано в "Cаге о Хаварде из Ледового Фьорда"
      Та (служанка) возвратилась и доложила, что Торбьёрн, её брат, и Вакр, её сын, бьются с Олавом сыном Хаварда, и тогда Тордис пошла в дом и рассказала об этом своему сыну Скарву, призвав его помочь родичам. Он ответил, однако:
      - Я предпочёл бы сражаться вместе с Олавом - и в честном бою. И я почитаю ничуть не менее позорным нападать втроём на одного, нежели делать это вчетвером. Я отказываюсь идти туда.
      Тордис ответила:
      - Я-то полагала, что у меня два сына-смельчака, а теперь я вижу, что ошибалась всё это долгое время, ибо ты скорее дочь мне, чем сын, раз отказываешься помочь своим родичам, и если б я родила девочку, она и то была бы храбрее, чем ты, сын мой.
      И вышла, а он, вне себя от гнева, схватил секиру и выбежал из дома, и примчался на склон холма, где шло сражение. Торбьёрн увидел его и начал биться ещё отчаянней, а Олав не заметил его приближения. И когда Скарв достиг Олава, он ударил его с двух рук, и секира вонзилась тому глубоко в спину."
      Нападение на одного противника превосходящими силами типично для скандинавских воинов.В той же саге рассказывается о смерти Льота. "Они укрылись возле тропы и терпеливо ждали, пока не показался Льот. Тот шел быстрым шагом и сжимал в руке бердыш. Когда он почти миновал засаду, Торстейн ударил его топором в предплечье, и удар этот был такой силы, как для мальчика, что хотя и не отсек руку, но вывихнул ее в плече. Однако Льот оборотился к мальчикам и воздел бердыш, чтобы зарубить Торстейна. Но в этот миг Грим исподтишка прыгнул на него, повалил, ибо Льот не ожидал атаки с этой стороны, и отсек руку, державшую оружие, а после этого удары братьев посыпались один за другим. Воистину диву даешься, что так пал Льот Смертобоец, и никто из братьев не получил даже легких ранений."
      Такая мораль прививалась скандинавам с детства. По крайней мере есть еще один пример в саге об Эгиле описывается просто детская игра "Во время игры Эгиль оказался слабее его, а Грим к тому же старался, как только мог, показать, насколько он сильнее. Тогда Эгиль рассердился, поднял биту и пытался ударить Грима. Но Грим схватил его и с размаху швырнул на землю. Он крепко поколотил Эгиля и сказал, что задаст ему еще крепче, если тот не научится вести себя как следует. Когда Эгиль встал на ноги, он вышел из игры, мальчики же кричали и насмехались над ним. Эгиль пошел к Торду, сыну Грани, и рассказал ему, что произошло. Торд сказал:
      - Я пойду с тобой, и мы отомстим ему
      Торд дал ему топор, который держал в руках. Этим оружием в то время охотно пользовались. Они пошли туда, где играли мальчики. Грим тогда держал мяч, и вот он кинул его, а другие мальчики бросились за мячом. Эгиль подбежал к Гриму и всадил ему топор глубоко в голову. Затем Эгиль и Торд ушли к своим.
      В саге о сыновьях Дроплауг показательно то, что убивают в спину брата тем самым, совершая братоубийство "Асмунд сгребал сено. Он видел, как шли братья и узнал их. Они выпрягли из саней лошадь, и Торгрим решил ускакать к хутору. И когда он уже был готов прыгнуть лошади на спину, Хельги метнул в него копье и пронзил насквозь. Торгрим тут же упал на землю мертвый. "
      Выждать момент и убить, ни о какой чести речи быть не может. Вот и сага об Эгиле говорит о том же, " В сенях было темно. Он пронзил Барда мечом, так что конец меча торчал из спины. Бард упал замертво, и из раны хлынула кровь.
      Ударить исподтишка, в спину и так поступают не отрицательные персонажи, а герои саг. Как-то странно поступают воины, такие поступки больше походят для рабов. В саге о сыновьях Дроплауг описывается такой случай "У Халльстейна был раб по имени Торгильс. Полмесяца спустя однажды утром случилось так, что Хельги, Дроплауг и Торгильс, раб Халльстейна, долго беседовали, и никто не знал, о чем они говорили. Той зимой Торгильс смотрел за овцами в загоне к югу от хутора: он был хороший работник. Туда принесли много сена. Как-то раз Торгильс пришел к Халльстейну и попросил его пойти осмотреть своих овец и сено. Тот пошел, зашел в амбар и заглянул в окошко. Тут Торгильс ударил Халльстейна секирой Хельги сына Дроплауг, и второго удара не понадобилось."
      В саге о Гуннлауге змеином языке мы видим опять нападение превосходящими силами, разница лишь в то, что победа оказалась на другой стороне "Грим и Олав вдвоем напали на одного Гуннлауга и бились очень храбро. Битва кончилась тем, что он убил их обоих, а сам не был ранен" Норма нападение превосходящими силами вот и в саге о Гисли это очень ярко показано "наступают на Гисли двенадцать. Они лезут на скалу, а он обороняется и камнями и оружием, так что эта оборона прославила его имя. В сеге о Вальсюнгах ситуация не просто повторяется, но и еще больше усугубляется "И под вечер конунг напился и отошел ко сну. А когда он заночевал, вошли к нему Гудрун и сын Хогни. Гудрун взяла меч и пронзила грудь Атли-конунга: так учинили они вдвоем, она и сын Хогни."
      "Герои" не прочь напасть и на спящего, и на пьяного. О том же говорится и в саге о Снэбьерне Борове "Снэбьёрн принялся чинить корабль, а Тородд с женой остались в землянке - они были из людей Снэбьёрна, а из людей Хрольва остался Стюрбьёрн: все прочие отправились ловить рыбу. Стюрбьёрн убил Тородда, а затем вдвоём с Хрольвом они убили Снэбьёрна. " А в саге об Эгмунде битом и Гуннаре пополам "герой" совешает убийство, подставляя при этом Гуннара, одев его накидку. "Эгмунд подошел к дверям, и все, кто там находились, признали в нем Гуннара Пополам. Понизив голос, он позвал Халльварда выйти к нему ненадолго:
      - У меня к тебе важное и неотложное дело, - сказал он. Затем Эгмунд отошел от дверей и обнажил меч. Гуннар Пополам был всем хорошо знаком, поэтому Халльвард вышел из дому один, и не успел он приблизиться к Эгмунду, как тот нанес ему смертельный удар. После этого Эгмунд побежал вниз к лодке. Он сбросил с себя накидку и, вложив в капюшон камень, забросил ее в реку, так что она пошла ко дну. Эгмунд прыгнул в лодку и приказал грести прочь из реки."
      Эгмунд ведет себя не просто, как трус, убегает с места убийства.
      В саге о Воглунде, братья Кетильрид пытаются совершить такое дело, с одобрения своей матери. " Эйнар спросил, где сейчас Улоф, и ему ответили, что она в горнице за рукоделием. Братья поднялись в горницу и увидели там женщину за шитьём, которую они приняли за Улоф; Эйнар сел рядом с ней и завёл разговор. Тут в комнату вошёл человек в синем одеянии с обнажённым мечом в руке, не очень длинным, но достаточно грозным на вид. Они спросили, как его зовут, и человек с мечом назвался Оттаром. Имя это им ничего не говорило, но в присутствии человека с мечом ражу у братьев сразу поубавилось." Как видим храбрость братьев как ветром сдуло, но самое любопытное, что воин с мечем была сама Улоф. Кетильрид перепугались на столько, что даже не удосужились проверить кто скрывается под синим плащом. В другой саге о Гисли, за оскорбление купцы убивают Торрода, тогда Торгрим решает отомстить. И как же он это делает? Он отправляется к норвежцам и "застигает их там, где они спали, и расталкивает Торарина древком копья. Тот вскакивает и только хочет схватиться за меч, - а он признал Торгрима, - как Торгрим наносит ему удар копьем и убивает. Тут просыпается Торир и хочет отомстить за сотоварища, но Торгрим ударом копья укладывает и его. Это место зовется теперь Долиною Завтрака и Погибелью Норвежцев. Вслед за тем Торгрим поехал домой, и эта поездка принесла ему славу." Убийство сонных людей приносит Торгриму славу, не победа в честном поедннке, а подлое убийство. В той же саге говорится и о другом убийстве сонного человека "незадолго до рассвета кто-то входит неслышно и идет туда, где лежит Вестейн. Тот в это время не спал. Но, прежде чем он что-либо заметил, в грудь ему вонзилось копье, проткнув его насквозь. " Гисли мстит за убийство Вестейна таким же образом убивает сонного противника " Гисли тихонько касается Торгрима, чтобы тот проснулся. Торгрим думал, что это Тордис его разбудила и повернулся к ней. Тут Гисли одною рукой срывает с них одеяло, а другой насквозь пронзает Торгрима Серым Клинком, так что острие засело в дереве." О том же говорит и сага о Глуме Убийце "Клэнг встал необычно рано и вышел из дому с тремя вооруженными спутниками. Они снарядили лодку и поплыли к Пастбищу. В тот час все на хуторе еще мирно спали. Клэнг сказал своим людям:
      - Вот как мы сейчас поступим: вокруг двора пасется много скота. Мы отгоним его к дому, где спит Торвальд. От шума он проснется и выглянет наружу, а мы застанем его врасплох. Так было сделано. Торвальда разбудил топот копыт, он оделся и вышел из дверей, и тогда Клэнг нанес ему смертельную рану. И в саге о сыновьях Драуплауг рассказывается схожая история "После этого оба заснули. Тогда Грим подошел к Хельги и отвел руку Тордис, которую та положила на мужа.
      Грим сказал:
      - Проснись Хельги, ты свое отоспал!
      Вслед за этим Грим ударил Хельги мечом и пронзил насквозь.
      Но подлость тоже не редкий гость в сагах, причем за благородный поступок отвечают злом. Гунлауг сражался в поединке с Хравном, побеждает его. Поверженный противник просит напиться. " Гуннлауг пошел к ручью, зачерпнул воды шлемом и отнес Храфну. Тот протянул ему навстречу левую руку, а правой ударил мечом Гуннлауга по голове и нанес ему очень большую рану." Ну и тд.Хватит уже этого романтичного идиотизма про викингов.
      1. +2
        11 августа 2023 10:18
        Не нравится - не читайте, какие проблемы? Вас кто-то заставлял?
        1. +5
          11 августа 2023 16:10
          Ай, да Виктор! Какой хороший материал Вы написали. Но не надо так уж резко отвечать сразу. У людей есть право на свое мнение. Пусть даже и неправильное.
          1. +5
            11 августа 2023 17:10
            Благодарю за высокую оценку. На счет права на свое мнение
            Хватит уже этого романтичного идиотизма про викингов

            Это, на мой взгляд, даже не мнение. Это указания автору что делать и завуалированное оскорбление. Я ответил еще довольно мягко, посоветовал "товарищу" следовать своей дорогой:)
            1. +5
              11 августа 2023 17:43
              Виктор, лично я с большим удовольствием прочитал Вашу статью. Сам не специалист по теме совершенно, так, нахватался немножко по верхам, поэтому не имею возможности обсуждать поднятые Вами вопросы по существу. Но читать было очень интересно. Спасибо!
      2. +18
        11 августа 2023 11:55
        Цитата: Венд
        Хватит уже этого романтичного идиотизма про викингов.

        Вы написали такой огромный комментарий... Читать его было весьма интересно. Жаль, что выводы у Вас совсем ошибочны.
        Честь у скандинавов, несомненно, была. Но вот критерии этой чести были весьма отличный от неких абстрактных понятий рыцарской чести, которыми оперируете Вы. Попросту говоря, для рыцаря нет бесчестия в смерти от старости после жизни, полной свершений, а для викинга - есть. Зато для викинга нет бесчестия в ударе "из Подтишка", а для рыцаря есть.
        Собственно, аналогичную картину мы имеем по японцам. Честь у них есть, но ее критерии не соответствуют европейским.
        Честь, это не универсальное макрокосмическое понятие. Это всего лишь набор требований, каковым необходимо соответствовать. И если для маори было нормальным поедать своих убитых врагов, то это вовсе не делает их бесчестными.
        1. +3
          11 августа 2023 16:11
          Цитата: Андрей из Челябинска
          Честь, это не универсальное макрокосмическое понятие.

          !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
          1. +4
            11 августа 2023 17:35
            Доброго вечера, уважаемый Вячеслав!
        2. -1
          19 августа 2023 21:54
          Цитата: Андрей из Челябинска
          Честь, это не универсальное макрокосмическое понятие. Это всего лишь набор требований, каковым необходимо соответствовать.

          Об этом ещё Ленин писал, что нет единой морали и нравственности на все времена, что они будут меняться с развитием общества.
          Пусть Венд неправ в своих выводах по статье, но его анализ не только подтверждает утверждения Ленина и ваш вывод, он даёт свой взгляд на понятие чести с позиции современности. Короче, меня волнует вопрос, он не к вам лично, пусть он будет риторическим: 1. Можем ли мы сейчас говорить о чести офицера вообще? Без манипуляций или это вопрос бессмысленный, пока у каждого своя идеология и правда. Да, вы уже ответили:
          Цитата: Андрей из Челябинска
          Сам не специалист по теме совершенно, так, нахватался немножко по верхам, поэтому не имею возможности обсуждать поднятые Вами вопросы по существу.

          Мы тут все дилетанты в этих вопросах, даже автор статьи, но если не будем двигаться в этих вопросах, то это будет нечестно, мягко сказать, даже с позиции дня сегодняшнего.
          ......
      3. 0
        11 августа 2023 20:53
        Хватит уже этого романтичного идиотизма про викингов.

        В Библии разборки тоже обходились без рыцарских правил, которые тогда ещё не придумали.
      4. +3
        11 августа 2023 21:25
        Цитата: Венд
        Какая честь у скандинавов?

        Своя собственная, причем отличная от того, что под этим понятием подразумевается сегодня.
        Например, жить с неотомщенным оскорблением для них было бесчестием. А отомстить, пусть даже ударом исподтишка, или напав на спящего - доблестью. Сумел отомстить (любым способом) - молодец, нет - грош тебе цена. Конечно, вызвать врага на поединок и убить в честном бою - круче, чем подкараулить и треснуть топором из-за угла, но вот только если ты вызвал и поединок проиграл, то ты - лох, а если вместо этого подкараулил и убил - честь тебе и хвала.
        Ну а с нашей, современной точки зрения, конечно, они паскудники, но в статье никто и не утверждал, что мораль викинга - эталон современной нравственности, что они - рыцари без страха и упрека.
      5. +1
        11 августа 2023 22:49
        Комментарий круче статьи.кстати комменты на во чаще лучше статьи
      6. 0
        16 августа 2023 12:27
        Скорее, викинги относились к войне, как к охоте. На охоте нет такого понятия, как честь по отношению к зверю.
    2. 0
      11 августа 2023 17:58
      Нынешние норманны совершенно не похожи по поведению на своих предков
      - их уже очень давно нет, норманнов-то.
  2. +2
    11 августа 2023 05:11
    Офицерский кодекс чести вероятно, и возник из представлений о чести у викингов. А стремление к смерти ближе к бусидо.
    1. +1
      12 августа 2023 07:40
      Может не очень по теме.
      Все же, зная немного историю Японии, следует понимать, что бусидо - это попытка вдолбить в голову вероломным, лживым и продажным, да, еще и склонным к предательству, какие-то добродетели. Самым жестоким образом. И эта жестокость как раз и показывает истинное лицо военного сословия Японии. Весь этикет меча основан на предотвращении убийства этим мечом. В Европе такой уровень вероломства был просто немыслимым.
      1. 0
        14 августа 2023 05:32
        Меч - душа самурая. Попробуй, оттолкни или невежливо ударь чужой меч за поясом, можно было вмиг головы лишиться. Хотя, считаю что в Европе продажность и предательство рыцарей были куда выше, чем в Японии. Местные рыцари суицидом не заканчивали при убийстве сюзерена, а вмиг находили нового хозяина. Ронины были изгоями, а в Европе половина рыцарей без дела болтались. hi
  3. +5
    11 августа 2023 06:12
    Норманны мыслили совершенно иными категориями, и их логика сильно отличалась от логики современного человека.
    В логике выделяются четыре основных закона: тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания. Эти законы являются основными потому, что выражают наиболее общие свойства мышления: определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность.Данные законы отражают и отражали схемы правильных рассуждений, сложившиеся в процессе многовековой практики мышления.
  4. 0
    11 августа 2023 06:28
    У скандинавов Сигурд (Зигфрид) воюет, исполняя контракт. И не станет напрягаться без выгоды, подобно Илье Муромцу. Честь которого заключалась в защите интересов народа. А честь Сигурда- - просто защита личного ранга в стаде, Которая имеет место у всех приматов.

    Русские изначально имели в своих древних традициях преимущества, не ведомые другим. Не русским. Но затем растеряли. Эта особенность русских общественных отношений отлично изложена в стихотворении поэта Толстого "Змей тугарин", написанного около 1880...
    1. +6
      11 августа 2023 07:09
      С детства нравятся баллады А. К. Толстого.

      А если б над нею беда и стряслась,
      Потомки беду перемогут!
      Бывает, - примолвил свет-солнышко-князь,-
      Неволя заставит пройти через грязь -
      Купаться в ней свиньи лишь могут!
    2. +4
      11 августа 2023 07:15
      Цитата: иван2022
      У скандинавов Сигурд (Зигфрид) воюет, исполняя контракт. И не станет напрягаться без выгоды, подобно Илье Муромцу. Честь которого заключалась в защите интересов народа. А честь Сигурда- - просто защита личного ранга в стаде, Которая имеет место у всех приматов.


      у Вас -"смешались, кони, люди".. Сигурд контракт он заключал с "чужими" - не ради интересов своего народа разве? а Муромцу - контракт такой и не предлагали-он не конунг и даже не ярл был, как Сигурд.. а просто легендарный воин.. сравнение некорректно.. А вообще - пантеон богов древних у них и у наших предков (до христианства) очень похож..
      1. -7
        11 августа 2023 08:03
        Это у вас все смешалось... Сигурд жил в такое время, когда говорить о своём собственном народе было рано. Немцы вообще осознали себя как большой народ только к 18 веку.... А русские называли немцами всех иностранцев - европейцев.

        Кто Сигурду платил, за того Сигурд и воевал. Сигурд--совершенно иная личность, чем Илья Муромец.. . И не надо их ровнять и натягивать сову на глобус....

        Это у вас пригожинская философия, которая умудряется наёмника представить, как единственного и самого правильного патриота в стране...... Герои ВОВ и ПМВ--отдыхают....."где уж им... .." Не так ли?
        1. +8
          11 августа 2023 08:45
          У скандинавов Сигурд (Зигфрид) воюет, исполняя контракт. И не станет напрягаться без выгоды, подобно Илье Муромцу. Честь которого заключалась в защите интересов народа. А честь Сигурда- - просто защита личного ранга в стаде, Которая имеет место у всех приматов.

          Кто Сигурду платил, за того Сигурд и воевал. Сигурд--совершенно иная личность, чем Илья Муромец.. . И не надо их ровнять и натягивать сову на глобус....

          Это же две Ваши "сентенции"?
          Сперва Вы, натягивая сову на глобус, сравниваете Зигфрида и Илью Муромца. И тут же призываете других сову на глобус не натягивать. Вы уж определитесь - что с совой будем делать - тянуть или нет?
        2. +2
          11 августа 2023 18:48
          Цитата: иван2022
          . Сигурд--совершенно иная личность, чем Илья Муромец.. . И не надо их ровнять и натягивать сову на глобус....

          А Илья на паперти стоял, что ли? Или жил за счет трофейного добра?
    3. +1
      13 августа 2023 00:38
      Да-да-да, у русских особая честь, куда там нерусским.

      Да по Божьей было всё по милости,
      По Добрынюшкиной было да по участи:
      Подвернулась у Илеюшки права ножечка,
      Ослабла у Илеюшки лева ручушка;
      Еща пал‑то Илеюшка на сыру землю;
      Еще сел тогды Добрыня на белы груди,
      Сам он говорил ему таково слово:
      «Уж ты вой еси, дородный добрый молодец!
      Уж ты коего города, какой земли,
      Какого сын отца ты, какой матери,
      И как, молодца, тебя именем зовут,
      Еще как звеличают из отечества?»
      Говорит восударь‑о Илья Муромец:
      «Ай сидел‑от кабы я у тя на белых грудях,
      Не спросил бы я ни родины, ни вотчины,
      А спорол бы я твои да груди белые.
      Досмотрил бы я твоёго ретива сердца».
  5. +5
    11 августа 2023 06:38
    Цитата: иван2022
    Русские изначально имели в своих древних традициях преимущества, не ведомые другим. Не русским. Но затем растеряли.

    Это ваши фантазии...что то каждый ваш коммент о русских выкладывается в негативном ключе и виде... what, я давно наблюдаю за этим и вижу что вы чем то сильно обижены на русских.
    Поделитесь вашими тайным обидами на Русский народ с форумчанами.
    1. -7
      11 августа 2023 07:11
      А разве из моего поста следует негативное отношение к русским вообще? Или только к современным русским? . Я не современный русский и мне противен ваш выпендреж...

      Лучше почитайте стихотворение "Змей тугарин", о котором я упомянул- и узнаете...господин квасной патриот...

      Хе... Хе... Я тоже наблюдаю и вижу, что нет для современного русского большего счастья, чем подвести под русскую статью другого русского...
      1. +5
        11 августа 2023 07:23
        Цитата: иван2022
        А разве из моего поста следует негативное отношение к русским вообще?

        Дружище, оно (негативное отношение) - у вас в каждом комментарии, за редким исключением.

        Цитата: иван2022
        нет для современного русского большего счастья, чем подвести под русскую статью другого русского...

        Вот-вот-вот... см. в начало моего комментария... понеслась душа по кочкам, что называется yes negative
        1. -4
          11 августа 2023 07:56
          Дружище, а вам не кажется, что переход от принципиальных вопросов на личности--это хамство?

          А вам неизвестно, что на ВО в личных сообщениях вас именуют провокатором?
          Комментаторы здесь не глупые и знают, кто вы есть на самом деле... Это все зафиксировано....

          А если в чем кто со мной не согласен по принципиальным вопросам, где принципиальные возражения? Ась?
          1. +2
            11 августа 2023 10:16
            Цитата: иван2022
            Дружище, а вам не кажется, что переход от принципиальных вопросов на личности--это хамство?

            Безусловно. Но это именно вы, кто этим регулярно занимается:

            Цитата: иван2022
            А вам неизвестно, что на ВО в личных сообщениях вас именуют провокатором?

            Вот как в данном случае, например yes

            Цитата: иван2022
            А если в чем кто со мной не согласен по принципиальным вопросам, где принципиальные возражения?

            Черного кобеля не отмоешь добела (с) русское народное. Вас проще убить, чем перевоспитать. ИМХО, да request laughing
      2. +6
        11 августа 2023 08:07
        Я думаю вы такой же русский как я китайский император...а то что вам противен как вы выразились мой выпендреж это ваши проблемы... smile вы тоже не ангел.
        Я смогу стерпеть личные оскорбления, но когда вы оскорбляет всех русских своими комментариями я терпеть этого не буду и отвечать вам буду как вы того заслуживаете. hi
        У меня нет желания вас под статью подводит...тут вы нагло лжете про русских.
  6. +4
    11 августа 2023 08:20
    А викинги они вообще кто? hi
    +++++++++++
    1. +3
      11 августа 2023 08:31
      Цитата: ee2100
      А викинги они вообще кто? hi
      +++++++++++

      Обобщенная народность, навроде поморов... smile наверно так их можно назвать.
      1. +5
        11 августа 2023 08:45
        Т.е. без привязки к национальности и территории?
        1. +2
          11 августа 2023 09:32
          Цитата: ee2100
          Т.е. без привязки к национальности и территории?

          Мы назло на мачте подняли чёрный-чёрный флаг!
          Нету дома, нету родины у морских бродяг!
          (с)
        2. +2
          11 августа 2023 21:12
          Цитата: ee2100
          без привязки к национальности и территории?

          Именно.
          Имеются упоминания даже об эстонских викингах.
          1. 0
            11 августа 2023 21:48
            Жаль, что автор не усвоил эту простую истину, попавшую аж википедию. Иначе бы не писал такое
            Цитата: ViktorBiryukov
            но в собственно в эпоху завоевательных походов, "эпоху викингов", таковыми считали практически всех скандинавов. Т.е. скандинав было = викинг.

            Да еще и с таким апломбом :
            Цитата: ViktorBiryukov
            На данный момент в западной историографии принято считать,
        3. +1
          12 августа 2023 09:19
          без привязки к национальности и территории?

          Да. Это скорее профессия.
          1. 0
            19 августа 2023 22:12
            Цитата: stelltok
            Да. Это скорее профессия.

            Возможно память меня подводит, но "викинг" в дословном переводе это "гребец". Так что - скорее профессия.
      2. +2
        11 августа 2023 09:07
        Обобщенная народность
        С поморами ясно,это выходцы из Новгорода и Пскова и старожилы финно-угорского населения .А викинги это какая обобщенная народность?Кто там обобщился?
    2. +7
      11 августа 2023 08:36
      А викинги они вообще кто?
      Измельчавшие руссоарии.
      1. +6
        11 августа 2023 09:18
        А викинги они вообще кто?
        Измельчавшие руссоарии.

        +++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
    3. +5
      11 августа 2023 09:42
      На данный момент в западной историографии принято считать, что под термином "викинги" кроются две различные группы людей: с одной стороны, в целом население Скандинавии эпохи викингов (т.е. германские народы проживающие в Скандинавии), а с другой – состоявшие исключительно из мужчин корабельные команды пиратов и скандинавских мореплавателей. Ряд авторитетных исследователей пишут, что изначально термином "викинг" именовался сам поход ("отправиться в викинг").

      Впоследствии викингов также называли норманнами (в Европе) и варягами. В целом историки и сами не пришли к однозначным выводам о точном определении термина "викинг", но в собственно в эпоху завоевательных походов, "эпоху викингов", таковыми считали практически всех скандинавов. Т.е. скандинав было = викинг.
      1. +3
        11 августа 2023 10:16
        Вы утверждаете,что сначала появились викинги, а затем норманны и варяги? love
        "Впоследствии викингов также называли норманнами (в Европе) и варягами. "(с)
        Это Ваше мнение или где-то прочитали?
        1. +4
          11 августа 2023 10:26
          Нет, норманны и варяги и были "викинги". Просто их называли по-разному. В Европе чаще всего норманнами. Немного не так выразился, извиняюсь, слово "впоследствии" было лишним.
          1. +2
            11 августа 2023 10:53
            Не помню где читал , слово "викинг" появилось и вошло в обиход только в 19 веке.
            1. +3
              11 августа 2023 11:24
              Нет, это не так. Термин "викинг" произошел от древнескандинавского слова víkingr, и употреблялся еще в 11-12 веках (некоторые пишут, что в староанглийском языке оно встречается даже в 8 веке). Вообще это тема для отдельного материала, т.к. как я уже говорил даже у авторитетных историков нет единого мнения на этот счет. Все таки эта статья на иную тему.
              1. +1
                11 августа 2023 11:29
                Слово может быть, а термин?
                В Европе они норманы, на Руси варяги. Их в те времена под именем викинги ни кто и не знал.
                А слово "викинг" вошло в оборот в 19 веке.
              2. 0
                11 августа 2023 21:11
                Где-то попадалось мнение, что слово викинг- это ещё и сложная трансформация от we kings, типа, так его слышали и понимали в старой Англии. А обозначало оно воинов дружины, в т.ч., участвующих в походе. К тому же многие викинги были наёмниками, которые служили в дружине и участвовали в походах за плату или за долю в будущей добыче в различных комбинациях.
            2. +6
              11 августа 2023 12:57
              слово "викинг" появилось и вошло в обиход только в 19 веке.
              Не стану спорить,но тоже
              читал,что викинг уже современное название.Добавлю,что они не были "расой",поэтому не каждый скандинав был викингом и не каждый викинг-скандинавом.
              1. 0
                12 августа 2023 09:23
                .......................................................

                Викинг это профессия.
      2. +3
        11 августа 2023 10:45
        То есть, по Вашему мнению, выражение "датское золото" не несет этнической нагрузки?
      3. +2
        11 августа 2023 16:05
        Впоследствии викингов также называли норманнами (в Европе) и варягами. В целом историки и сами не пришли к однозначным выводам о точном определении термина "викинг", но в собственно в эпоху завоевательных походов, "эпоху викингов", таковыми считали практически всех скандинавов. Т.е. скандинав было = викинг.

        Вы явно поспешили с написанием статьи.
        1. +4
          11 августа 2023 17:24
          Впоследствии викингов также называли норманнами (в Европе) и варягами. В целом историки и сами не пришли к однозначным выводам о точном определении термина "викинг", но в собственно в эпоху завоевательных походов, "эпоху викингов", таковыми считали практически всех скандинавов. Т.е. скандинав было = викинг.
          Вы явно поспешили с написанием статьи.

          Никаких загадок в терминологии "викинг", скажем в отличие от "варяг" - нет. Если даже обратимся у классике отечественной историографии, видным скандинавистам: Рыдзевская, Стеблин-Каменский, Гуревич, с обширной международной историографией этого вопроса в его работах, Джаксон, Глазырина, упомянутый в списке литературы Хлевов.
          Так что про определение "викингов" - это тень на плетень.
      4. +4
        11 августа 2023 18:38
        Отправиться не в викинг а в вик. "Вик" - набег. Отсюда викингом назывались участники. Викингами они были только на время набега. В остальной жизни они могли быть обычными торгашами, рыбаками, пастухами и пр. Хотя, конечно, были и профессионалы, живущие только войной. На канале История был цикл шведских передач о эпохе викингов. Два историка шведских вели её. Викингов, кстати, сами скандинавы считали подонками. Историк подробно разбирали несколько известных саг и поясняли, что там описывалось. Доблестного там было совсем не много. Запомнился один "чадолюбивый" викинг. Его так назвали за то, что он при набегах любил младенцев подбрасывать в воздух и разрубать мечом. А у нас как-то историк про этого урода сказал, что дескать, он очень любил детей , очевидно, отсюда и его кличка. Такой уровень многих наших историков. Романтизация викингов началась в Швеции после поражения в войне с Россией, которая кончилась для них потерей Финляндии. В Швеции наступила тогда экономическая и политическая стагнация и группки студентиков, собираясь в пивных барах чтобы хоть где-то найти в истории своей славные времена начали придумывать истории о могучих и храбрых викингах, писать примитивные рассказики про викингов, делали к ним иллюстрации. Всё это не воспринималось всерьёз тогда в самой Швеции, но вдруг после с интересом было подхвачено в Европе.
        1. +4
          11 августа 2023 19:18
          Его так назвали за то, что он при набегах любил младенцев подбрасывать в воздух и разрубать мечом. А у нас как-то историк про этого урода сказал, что дескать, он очень любил детей , очевидно, отсюда и его кличка. Такой уровень многих наших историков.

          Просто вопрос. Как фамилия этого "историка"?
          Российская скандинавистика одна и ведущих в мире. Все специалисты наперечёт.
          Если Вы, как многие читает историю на Дзене или смотрите альтернативщиков на Ютубе, без обид, но не надо тех, кто с утра проснулся, и решил порассуждать об истории в интернете или на экране, называть историком.
          Как фамилия его? hi
          1. 0
            11 августа 2023 21:34

            Рекомендую Вам ознакомится с книгой "Повести древних лет" Валентина Иванова, с вступлением и послесловием. В ней тема нурманнов / викингов неплохо раскрыта.
    4. 0
      11 августа 2023 21:03
      Цитата: ee2100
      А викинги они вообще кто? hi
      +++++++++++
      Моё мнение.
      Викинг = образ жизни - человек, который выбрал "тропу войны",в отличие от остальных своих соседей по поселению, которые занимались "мирными ремёслами".
      Например для русичей варяг (= викинг) наёмный воин или грабитель из-за моря, а народ живущий на землях современной Швеции свеи - из числа которых и происходили варяги - Народ свеи, а наёмные воины варяги
      hi
      1. 0
        12 августа 2023 02:54
        "Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные — норманны и англы, а еще иные готы — вот так и эти. "(ПВЛ)
        Варяги - это племена живущие по берегам Варяжского моря.
        1. 0
          12 августа 2023 11:20
          Одна из версий происхождения слова "варяг", от слова, по-моему, "varangar", то есть, " давший присягу" и, собственно, варягами называли тех викингов, что поступали на службу к кому-либо. На мой взгляд, вполне себе логичное объяснение.
  7. +6
    11 августа 2023 09:10
    Ведь воины попадали не к богине преисподней Хель, а в небесный дворец Вальхаллу.

    Хель - это не богиня преисподней, это дочь Локи. Она управляет местом обитания большинства умерших, которое тоже называется Хель. А "преисподняя", в которую попадали скандинавские "грешники", называлась Настронд.
    В "небесный дворец Вальхаллу" попадала только половина погибших в битве. Вторую половину забирала к себе Фрея в Фольквангр.
    Вообще, автор берется за очень интересные и сложные темы, что не может не вызывать уважения, но, к сожалению, не использует оригинальные первоисточники.
    Возможно поэтому у автора "смешались в кучу" викинги, норманны и древние скандинавы.
    1. +3
      11 августа 2023 10:13
      Не совсем верно. Настронд (Змеиный чертог) это лишь один из чертогов Хельхейма, который, действительно считался самым страшным, и куда попадали преступники. Т.е. он все равно находился под владычеством богини смерти Хель. Что касается Фрейи - в данном материале речь шла о культе Одина, поэтому указанные вами подробности не упоминались.
      Относительно викингов, норманнов и древних скандинавов - см. ответ выше. В эпоху викингов собственно "викингами" считали всех скандинавов. А норманнами в Европе называли опять-таки викингов:)
      1. +1
        11 августа 2023 12:06
        В эпоху викингов собственно "викингами" считали всех скандинавов.

        Но мы то живем не в эпоху викингов и знаем, что викингами были далеко не все скандинавы.
        А норманнами в Европе называли опять-таки викингов:)

        Норманнами в Европе называли население Нормандии, они вообще язычниками не были.
        1. +4
          11 августа 2023 12:36
          Норманны - название, под которым в Западной Европе были известны народы Скандинавии в период их экспансии в 8 середине 11 вв. В самой Скандинавии участники походов назывались викингами; на Руси их называли варягами (цитата из словаря Ожегова).

          Вы путаете названия "норманны" и "нормандцы". Норманны – это люди с севера, так чаще всего называли викингов. А нормандцы это уже население герцогства Нормандия, нормандцы – это не викинги. Название "Нормандия" отражает происхождение первого герцога Нормандии Роллона из викингов, то есть норманнов. Нормандцы достаточно быстро слились с местным населением (франками).
          1. +5
            11 августа 2023 12:47
            "В самой Скандинавии участники походов назывались викингами"
            Я не помню, что в сагах употреблялось слово "викинг" может я не прав. Поправьте меня
            1. +3
              11 августа 2023 14:30
              Я не помню, что в сагах употреблялось слово "викинг" может я не прав

              Вы совершенно правы. Этимология этого слова столь туманна, что современные историки вообще избегают его употреблять.
            2. +3
              11 августа 2023 15:30
              Полно употреблений. Причём обычно герои саг сражаются против викингов
              1. +1
                11 августа 2023 21:08
                Полно употреблений.

                Можете привести пример?
                1. 0
                  11 августа 2023 22:01
                  Открываем самую известную сагу- о Ньяле
                  Поиском по странице найдете несколько десятков упоминаний о викингах. Причем все в совершенно понятном контексте. Для сверки с исландским можно воспользоваться, например, этим ресурсом:
                  https://www.sagadb.org/brennu-njals_saga
                  и убедиться, что речь действительно о викингах : víkingum, Víkurinnar и т.д.
                  1. 0
                    11 августа 2023 23:04
                    Víkurinnar - бухта.



                    Kjalárnúpur handan víkurinnar
                    1. +3
                      11 августа 2023 23:42
                      С víkurinnar действительно ошибся
                      Непонятно только почему вы остановились, поупражняйтесь тогда уж с этим, если такой дотошный лингвист))
                      Глава 30
                      Annað sumar héldu þeir til Rafala og mættu þar víkingum og börðust
                      "Eg var tekinn af víkingum," segir Tófi
                      Глава 83
                      Þá nefndust fyrirmenn kaupmanna og spurðu í móti hverjir fyrir víkingum væru
                      Grímur tók það ráð að hann æpti á víkinga og lét þá eigi heyra illan kurr kaupmanna.
                      И т.д.
                      1. 0
                        12 августа 2023 07:48
                        С víkurinnar действительно ошибся

                        А я ошибся с víkingum.
          2. +2
            11 августа 2023 14:40
            Вы путаете названия "норманны" и "нормандцы".

            Нет - не путаю. Попробуйте проследить этимологию этого термина в разных европейских языках.
            Les Scandinaves ne sont pas tous des vikings et les vikings (qu’il ne faut pas considérer comme un peuple) ne sont pas tous des Scandinaves.
  8. +5
    11 августа 2023 09:14
    У Клим Жукова недавно был ролик,с объяснениями, чем у викингов "Война" отличалась от обычного "Набега".
    имхо, там все проще и доступнее описано чем здесь...
  9. +3
    11 августа 2023 11:05
    Норманны мыслили совершенно иными категориями, и их логика сильно отличалась от логики современного человека.
    Т.е. все их деяния, описанные в сагах,нельзя подвергнуть разумному объяснению с точки зрения современного человека?
  10. +2
    11 августа 2023 11:51
    Интересно, откуда шлюпка на драккаре?
    1. 0
      11 августа 2023 21:54
      Шлюпка - это, конечно, громко сказано...
  11. +1
    11 августа 2023 12:37
    Цитата: ViktorBiryukov
    В целом историки и сами не пришли к однозначным выводам о точном определении термина "викинг", но в собственно в эпоху завоевательных походов, "эпоху викингов", таковыми считали практически всех скандинавов. Т.е. скандинав было = викинг.
    Относительно того периода историки никогда не придут к единому мнению.
    Все эти типа исторические исследования есть гадания на кофейной гуще, а описания быта племен, заселявших в 8-9 веках Скандинавию, в основном целиком заимствованы из саг, т.е. из былинных преданий родного края.
    Так что споры о том, чем викинг отличается от нормана, а варяг отличается (или не отличается) от их обоих, будут длиться бесконечно
  12. +5
    11 августа 2023 15:28
    У сожалению, автор не смог раскрыть тему.
    Полностью отсутствует понятие виры, игравшей огромную роль в том числе и вопросах чести и мести.
    Институт поединка описан фрагментарно. Нет ничего о возможности выставить заместителя и т д.
    Тема огромна и глупо ожидать что можно было бы раскрыть всё в одной статье. Но сколько-нибудь системного изложения не получилось. Что касается "представлений о войне " В начале заголовка, то как будто автор забыл об этом, увлёкшись другими образами. Отношения к собственно войне в скандинавском обществе в статье нет вообще
  13. +2
    11 августа 2023 21:11
    Хорошая статья и обсуждение получилось интересное.
    Жаль, сегодня поздно заглянул на ВО, но хорошо, что хоть заглянул вообще. smile
    По содержанию самой статьи.
    Месть у скандинавов вовсе не единственный способ восстановить честь. Существовал также институт виры, в определенных случаях честь могла быть восстановлена заключением брачного союза, например.
  14. 0
    20 декабря 2023 06:44
    Все смешали в кучу и древних германцев и викингов, хотя это разные народы, а вот англосаксы это предки древних германцев, которые выбили древних кельтов на туманном Альбионе. И ещё слово Холм -остров по-скандинавски, если с воды смотреть на землю, то и по-русски можно назвать остров - холм, есть же под Архангельском город Холмогоры и это не спроста, просматривается родственная связь...