В рамках визита Владимира Путина в Индию ожидается подписание ряда крупных контрактов в сфере ВТС

В рамках визита Владимира Путина в Индию ожидается подписание ряда крупных контрактов в сфере ВТС

В рамках визита президента России Владимира Путина в Индию, который запланирован на 24 декабря, ожидается подписание ряда контрактов в сфере ВТС. Ниже ЦАМТО публикует перечень наиболее крупных программ, которые реализуются или планируются к реализации с Индией.

I. Поставки в 2012 году

На заводе «Звезда» в г. Большой Камень (Приморский край) 23 января состоялась церемония передачи ВМС Индии АПЛ К-152 «Нерпа» проекта 971У «Щука-Б». Согласно контракту, АПЛ «Нерпа» передана в лизинг ВМС Индии на десять лет. Стоимость контракта - более 920 млн дол. Передача ВМС Индии АПЛ «Нерпа» стала первой в 2012 году крупной поставкой российских вооружений Индии.


До конца года планируется передать ВМС Индии модернизированную в Центре судоремонта «Звездочка» ДЭПЛ «Синдуракшак» (проект 877ЭКМ).

На ПСЗ «Янтарь» в конце апреля состоялась официальная церемония передачи ВМС Индии фрегата проекта 11356 «Тэг», построенного по проекту, разработанному Северным проектно-конструкторским бюро. Второй фрегат «Таркаш» был передан ВМС Индии 9 ноября.

С Индией продолжалась реализация крупной программы по поставке военно-транспортных вертолетов Ми-17В-5 в соответствии с контрактом, заключенным «Рособоронэкспортом» в 2008 году стоимостью 1,34 млрд дол. Первые машины в количестве 21 ед. были переданы ВВС Индии с октября по декабрь прошлого года. В 2012 году было передано, оценочно, не менее 30 вертолетов. Первая полностью укомплектованная эскадрилья Ми-17В-5 была официально введена в состав Военно-воздушных сил Индии в ходе церемонии, состоявшейся 29 июня на авиабазе «Барракпур».

Для ВМС Индии завершена поставка 6 вертолетов Ка-31, которые будут базироваться на авианосце «Викрамадтитья».

Продолжается программа лицензионного производства ПТУР «Конкурс-М» и «Рефлекс-М».

С Индией продолжает программа лицензионного производства ОБТ Т-90С (твердый заказ по лицензионному производству ОБТ Т-90С на мощностях индийского ОПК пока составляет 300 ед. с завершением передачи СВ Индии в 2013 году, опцион на 700 ед. пока не реализован). Оценочно, в 2012 году собрано по лицензии около 75 машин.

Кроме того, в 2012 году было завершено выполнение контракта от 2007 года, предусматривавшего поставку 124 готовых ОБТ Т-90С и 223 ОБТ в машинокомплектах для финальной сборки в Индии (оценочно, в 2012 году была поставлена последняя партия в количестве 23-25 ОБТ).

С Индией продолжается лицензионная сборка Су-30МКИ (оценочно, план на 2012 год составлял 18 ед. по контракту от 2000 года и 6 ед. по контракту от 2007 года).

Продолжается плановый капитальный ремонт самолетов Ту-142МЭ.

Первые шесть истребителей МиГ-29 для ВВС Индии по состоянию на октябрь прошли модернизацию в РСК «МиГ» по программе МиГ-29UPG. В первой декаде декабре Индии были переданы первые три самолета МиГ-29UPG.

До конца текущего года корпорация «МиГ» планирует начать поставки самолетов МиГ-29К/КУБ (оценочно 4 ед.) по второму контракту с Индией, предусматривающего передачу индийской стороне в общей сложности 29 самолетов.

Среди других текущих программ следует отметить следующие.

Россия продолжает оказывать содействие в строительстве кораблей на индийских верфях.

По имеющимся данным, продолжается программа по модернизации парка вертолетов Ми-8, Ми-17 и Ми-17-1В ВС Индии.

Компания ХАЛ продолжает работы по созданию мощностей по лицензионному производству двигателей АЛ-55И. Этот двигатель был разработан в НПО «Сатурн» по заказу Индии и предназначен для установки на индийский учебно-тренировочный самолет HJT-36 и, в дальнейшем, на УТС HJT-39. На текущий момент, помимо контракта на поставку 12 самолетов в рамках мелкосерийного производства, ХАЛ получила заказ на производство 60 серийных вариантов самолета HJT-36.

По контракту с «Рособоронэкспортом» при содействии российских специалистов продолжались работы по строительству наземного испытательного тренажера корабельной авиации (НИТКА) для ВМС Индии на базе Ханса (шт. Гоа). Работы планировалось завершить к концу 2012 года.

Компания «Р.Е.Т. Кронштадт» до конца 2012 года планировала поставить Индии два комплексных тренажера вертолета Ми-17В-5.

Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» продолжала поставки управляемых ракет РВВ-АЕ класса «воздух-воздух».

II. Контракты в 2012 году

1. Компании «ОАК-Транспортные самолеты», «Хиндустан аэронотикс лтд.» (ХАЛ) и Multirole Transport Aircraft Ltd. (MTAL) 28 мая в Бангалоре подписали генеральный контракт на проектирование многоцелевого транспортного самолета.

В НьюДели 12 октября состоялось подписание контракта на первый этап разработки многоцелевого транспортного самолета МТА. Контракт подписан между российско-индийским совместным предприятием MTAL – заказчик, индийской корпорацией ХАЛ и российской компанией ОАО «ОАК-ТС» - исполнители работ.

Подписание этого контракта дает официальный старт проектным работам по техническим заданиям, утвержденным МО Индии и МО России и открывает финансирование этих работ. Контроль над выполнением требований к самолету на всех этапах будет осуществляться представителями министерств обороны обеих стран.

2. ОАО «Рособоронэкспорт» совместно с ОАО «НПО «Сплав» и Управлением артиллерийских заводов Департамента оборонного производства Министерства обороны Индии 27 августа подписали в Нью-Дели меморандум о сотрудничестве.

Меморандум предусматривает организацию на территории Индии производства и послепродажного обслуживания реактивных снарядов к РСЗО «Смерч». В соответствии с достигнутыми договоренностями, технологии производства реактивных снарядов будут полностью переданы создаваемому совместному российско-индийскому предприятию.

3. Индия и Россия в начале ноября подписали два контракта на поставку индийской армии ПТУР «Инвар» и «Конкурс-М».

Комитет правительства Индии по безопасности (CCS) 18 октября одобрил выделение 20 млрд рупий (около 370 млн дол) на закупку 10 тыс. ПТУР «Инвар» (9К119М «Рефлекс-М») для танков Т-90С. При этом все ПТУР «Инвар» этой партии будут поставлены Россией. Согласно планам, следующий контракт на производство дополнительных 15 тыс. ПТУР «Инвар» предусматривает создание СП по лицензионному производству ПТУР на мощностях компании «Бхарат дайнемикс лтд.» в Индии.

Спустя неделю, 25 октября, Комитет правительства Индии по безопасности одобрил выделение 12 млрд рупий (около 223 млн дол) на производство очередной партии из 10 тыс. ПТУР «Конкурс-М» для механизированных пехотных частей СВ страны.

Это уже второе соглашение на производство российских ПТУР в течение четырех лет.

Как сообщал ЦАМТО ранее, в 2008 году был заключен контракт на продолжение лицензионного производства около 4 тыс. ПТУР «Конкурс-М». Изготовление российских ПТУР «Конкурс» выполняет компания «Бхарат дайнемикс лтд». На тот момент планировалось приобрести около 15 тыс. ПТУР «Конкурс-M» общей стоимостью 13,8 млрд рупий. По всей видимости, текущий заказ является опционом к контракту от 2008 года.

4. Комитет правительства Индии по безопасности (CCS) 18 октября одобрил выделение 60 млрд рупий (1,1 млрд дол) на закупку 200 КР «Брамос» в воздушной версии для оснащения Су-30МКИ. Проект будет реализован компаниями «Брамос аэроспейс» и «Хиндустан аэронотикс лтд.» (HAL) при техническом содействии России.

Предложение было внесено после обоснования технико-экономических расчетов, доказывающих, что воздушная версия КР «Брамос» может успешно использоваться с борта истребителя Су-30МКИ.

Правительство Индии предлагает на первой стадии проекта оснастить два прототипа истребителей «Супер Сухой» ракетой «Брамос» для проведения испытаний, после чего еще 40 самолетов будут дооборудованы для применения КР «Брамос».

III. Контракты, которые могут быть подписаны в ходе визита В. Путина в Нью-Дели

1. Контракты на поставку и модернизацию Су-30МКИ в версии «Супер Сухой»

Россия и Индия находятся на заключительной стадии переговоров по поставке 42 новых истребителей Су-30МКИ «Супер Сухой» стоимостью 3,77 млрд дол и модернизации 40 ранее поставленных Су-30МКИ к такой же версии на сумму около 1 млрд дол.

Контракты, по всей видимости, будут подписаны в ходе предстоящего визита президента России Владимира Путина в Нью-Дели 24 декабря текущего года.

Стоимость второго контракта по модернизации Су-30МКИ будет зависеть от достигнутых договоренностей по модернизации бортовой РЛС и авионики, а также закупаемого вооружения (не обязательно российского). Модернизации планируется подвергнуть 40 истребителей первой партии, поставленных в 1997-2004 гг.

В случае подписания контракта, работы по модернизации будут начаты в 2015 году.

2. Закупка второй партии вертолетов Ми-17В-5

Возможно, в ходе визита В.Путина будет подписан давно ожидаемый контракт на поставку второй партии вертолетов Ми-17В5.

В рамках этого заказа Индия планирует закупить дополнительно 12 вертолетов Ми-17В-5 для нужд МВД. Таким образом, общий заказ на вторую партию вертолетов Ми-17В-5 может возрасти с 59 до 71 машины.

Стоимость опциона на закупку 59 вертолетов Ми-17В-5 (в дополнение к основному контракту на 80 машин, подписанному в 2008 году) оценивалась в сумму около 1 млрд дол. С учетом закупки дополнительных машин, стоимость контракта, находящегося в стадии обсуждения, возрастет.

Индия заказала в России 80 вертолетов Ми-17В-5 в 2008 году по контракту стоимостью 1,34 млрд дол. Поставка всех 80 вертолетов по этому контракту, как планируется, будет выполнена к 2014 году.

3. Контракт на реализацию очередного этапа разработки истребителя FGFA

Индия и Россия планируют подписать контракт на реализацию этапа проектирования и разработки истребителя пятого поколения FGFA (Fifth-Generation Fighter Aircraft) до конца текущего или в начале 2013 года.

Создание индийской версии FGFA будет осуществляться на базе Т-50, однако проект будет адаптирован в соответствии с требованиями ВВС Индии.

21 декабря 2010 года представители ХАЛ и «Рособоронэкспорта» заключили контракт стоимостью 295 млн дол на совместную с компанией «Сухой» разработку в течение 18 месяцев эскизно-технического проекта истребителя FGFA. После оценки результатов данной фазы проекта стороны договорились подписать соглашение на реализацию этапа проектирования и разработки (Design & Development) самолета. Общие затраты на этом этапе оцениваются в 11 млрд дол, которые будут разделены между Индией и Россией.

Принадлежащее ХАЛ предприятие «Озар» в Насике получит три опытных образца в 2014, 2017 и 2019 гг., которые будут испытываться летчиками ВВС Индии.

Российская сторона передала Индии проект соответствующего контракта. Документ оговаривает стоимость проектирования, расширение инфраструктуры завода «Озар», процесс разработки и летных испытаний опытного образца. В частности, Индия разместит специалистов и летчиков-испытателей как в России, так и на предприятии «Озар» в течение всего этапа, который должен завершиться в 2019 году. Далее индийская компания приступит к серийному производству истребителей.

Согласно последней информации, Индия отступила от первоначального намерения создать двухместный вариант FGFA.

Первоначально предполагалось, что Индия перепроектирует одноместный ПАК ФА в двухместный истребитель, закупка которого определяется принятой ВВС Индии доктриной, предусматривающей решение самолетом широкого спектра боевых задач (в перспективе индийский истребитель пятого поколения должен заменить три типа эксплуатирующихся боевых самолетов). Ожидалось, что в итоге будут приобретены не менее 166 одноместных и 48 двухместных самолетов.

После проведенной оценки индийские специалисты пришли к выводу, что вторая кабина приведет к ухудшению показателя малозаметности, увеличению массы, как минимум, на 15% и снижению запаса топлива. Кроме того, затраты на разработку двухместного варианта могут увеличить стоимость проекта на 2 млрд дол.

Согласно опубликованной в конце 2011 года на сайте ХАЛ информации, длина FGFA составит 22,6 м, высота – 5,9 м, максимальный взлетный вес – 34 т. Самолет будет оснащен двумя двигателями с управляемым вектором тяги и сможет развивать максимальную скорость до 2М. Дальность полета составит до 3880 км. FGFA сможет нести до 2,25 т вооружения во внутренних отсеках и 5,75 т на внешней подвеске.

IV. Наиболее крупные программы, находящиеся в стадии обсуждения

1. Переговоры с Индией о строительстве трех фрегатов

Россия и Индия ведут переговоры о строительстве еще трех фрегатов проекта 11356 для ВМС Индии на ОАО «ПСЗ «Янтарь».

На ПСЗ «Янтарь» 9 ноября состоялась церемония передачи ВМС Индии фрегат «Таркаш» проекта 11356. «Таркаш» - второй корабль из второй тройки построенных для Индии фрегатов этого проекта.

Первая тройка этих фрегатов была построена на Балтийском заводе в 1999-2004 гг. Первые три фрегата («Тальвар», «Тришул» и «Табар»), а также построенный на ПСЗ «Янтарь» и переданный заказчику в апреле 2012 года головной корабль второй тройки «Тэг» успешно несут службу в составе ВМС Индии.

Фрегаты второй тройки получили усовершенствованное вооружение и улучшенные эксплуатационные характеристики. В отличие от «первой тройки» на них вместо ракетного комплекса Club-N установлен российско-индийский ракетный комплекс со сверхзвуковой крылатой ракетой «БраМос» PJ-10.

В начале октября на одном из индийских морских полигонов высокие боевые характеристики комплекса «БраМос» были подтверждены в ходе практических стрельб, о чем в Нью-Дели было сделано официальное правительственное заявление.

Третий корабль второй тройки «Триканд» и шестой фрегат этого проекта, построенный для ВМС Индии, проходит ходовые испытания и будет передан заказчику в 2013 году.

2. Правительство Индии рассматривает возможность лизинга второй АПЛ проекта 971

Правительство Индии рассматривает возможность лизинга второй российской атомной подводной лодки после ввода в состав ВМС страны АПЛ проекта 971 «Чакра».

Согласно заявлению министра обороны Индии А.К.Энтони, предложение по поставке второй АПЛ рассматривается, однако решение еще не принято. «Индия может себе это позволить и это целесообразно, исходя из стоимости 10-летней аренды «Чакры» в 920 млн дол», - подчеркнул А.К.Энтони.

Первоначально в 2004 году ВМС Индии планировали получить в аренду две АПЛ проекта 971 «Щука-Б» из России. Тогда же был подписан протокол о завершении строительства законсервированных на Амурском судостроительном заводе (АЗС) двух подлодок. Проект был согласован с правительством Индии. Тем не менее, в 2007 году новый кабинет министров принял решение реализовать опцион только одну российскую АПЛ, так как собственная программа строительства атомной подводной лодки уже находилась на продвинутой стадии.

Возобновление предложения по аренде второй АПЛ, в первую очередь, связано с намерением «убедить» российскую сторону в более тесном сотрудничестве с индийской Организацией оборонных исследований и разработок (DRDO) в рамках собственной программы развития АПЛ.

3. Продолжение лицензионного производства ОБТ Т-90С или закупка модернизированных ОБТ Т-90МС

В 2013 году, согласно графику, должно завершиться лицензионное производство в Индии 300 ОБТ Т-90С в рамках лицензионного соглашения на сборку в общей сложности 1000 танков Т-90С.

Твердый контракт пока подписан на лицензионную сборку 300 ОБТ Т-90С (сборка оставшихся 700 ед. пока находится в опционе).

Альтернативы: подписание контракта на продолжение лицензионной сборки Т-90С, либо закупка, а в дальнейшем (возможно) лицензионная сборка модернизированных ОБТ Т-90МС.

Соответствующее предложение передано индийской стороне. По имеющимся данным, на первом этапе речь может идти о закупке 354 ОБТ Т-90МС на сумму 1,8 млрд дол.

4. Лицензионное производство двигателей АЛ-31ФП

По официально неподтвержденной информации (сообщение опубликовано газетой «Ведомости») «Рособоронэкспорт» в октябре 2012 года подписал с индийской стороной контракт на сумму около 5 млрд дол, предусматривающий лицензионное производство в Индии из российских комплектующих до 970 двигателей АЛ-31ФП для истребителей Су-30МКИ в период до 2030 года.

Ввиду отсутствия официальных подтверждений, эту программу ЦАМТО относит пока в категорию «намерения». Возможно, что-то более конкретное по этой программе выяснится по итогам визита В.Путина в Нью-Дели.

В целом, по оценке ЦАМТО, с учетом большого количества истребителей Су-30МКИ в составе ВВС Индии, этот вопрос актуальный и индийская сторона рано или поздно должна была обратиться к России с таким предложением.

5. Закупка двух новых самолетов ДРЛОиУ для ВВС Индии

Министр обороны Индии подтвердил, что для ВВС страны планируется закупить два новых самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) в дополнение к уже поставленным трем израильским «Фалкон» на базе российских ВТС Ил-76.

V. Тендеры с участием России

Россия участвует более чем в 10 тендерах, проводящихся Министерством обороны Индии. Наиболее крупные из них – тендер на поставку 6 НАПЛ (этот тендер официально пока не объявлен, но подготовка к нему идет полным ходом) и 197 легких вертолетов (по этому тендеру итоги должны быть оглашены в ближайшей перспективе).

VI. Наиболее крупные неудачи России

1. Проигрыш по программе MMRCA (Россия представила на тендер истребитель МиГ-35). Выбор сделан в пользу Франции (истребитель «Рафаль»).

2. Проигрыш в тендере на поставку самолетов-заправщиков. Выбор в начале ноября этого года сделан в пользу «Эрбас милитэри» с А-330 MRTT.

3. Проигрыш в тендерах на поставку 22 ударных вертолетов и 15 тяжелых транспортных вертолетов. Выбор сделан в пользу США.
Первоисточник: http://www.armstrade.org


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 4
  1. гуманист 21 декабря 2012 11:22
    Планы большие, но надо заключать контракты учитывая свои возможности, а не желание "освоить бюджет" иначе "вылетим в трубу", "Янтарь" задерживает выпуск фрегатов где то на 1 год каждый и себестоимость выше, чем контрактная цена, то есть продают в убыток, Фигвамваридья мученица все никак не хочет покидать российские воды, тоже наверняка "отслюнявим" не хило и так кругом... winked
    Что касается выгодности контрактов по производству кораблей для Индии, то Руслан Пухов подчеркнул, что с каждым случаем надо разбираться отдельно. Он напомнил, что первые три фрегата этого класса для Индии (контракт был подписан в 1997 году) делались в Санкт-Петербурге на Балтийском заводе.

    «Были отдельные недостатки, но в целом там все прошло хорошо. Если бы вторую тройку фрегатов делали на Балтийском заводе, там, где производство один раз уже провернулось, то все было бы сделано в срок с должным качеством, без срывов и без убытков», – уверен Пухов.

    По его словам, «когда было принято волюнтаристское решение» перенести производство фрегатов на «Янтарь», «который не имел опыта постройки и находился в предбанкротном состоянии», деньги частично были потрачены на развертывание серийного производства.

    «Эта мина замедленного действия была заложена под решением – по каким-то непонятным причинам – поэкспериментировать на другом заводе. Если бы (вторую партию фрегатов) строил Балтийский завод, этой ситуации не было бы», – уверен Пухов.

    Он добавил, что если сейчас будет заключен контракт еще на три фрегата и их решат передать какому-то третьему заводу, «то будет еще хуже». «Это объективная ситуация, которая возникла ввиду неправильно принятого решения несколько лет назад», – подытожил эксперт.

    Всего индийские ВМС заказали у «Янтаря» три фрегата. Контракт стоимостью 1,5 млрд долларов был подписан в 2006 году. Все три фрегата второй партии Индия получает с задержкой на год. Первый – Teg («Сабля») – был передан в апреле, второй – Tarkash («Колчан») – в ноябре, третий – Trikand («Лук») – сейчас выполняет программу швартовных испытаний и будет передан летом 2013 года.


    и

    Индия может наложить на Россию штраф за задержку передачи авианосца «Викрамадитья» в 6 млрд рупий (115 млн долларов). Такая возможность предусмотрена в контракте, составленном между Россией и Индией.

    «Мы можем наложить штраф в размере до 5% от стоимости контракта «Викрамадитьи», если есть задержка в поставках военного корабля», – заявил официальный представитель министерства обороны Индии.
    гуманист
    1. bukyak 21 декабря 2012 14:21
      как я посмотрю, ты Эксперт по всем темам и вопросам!!!. Специалисты пренепременно прислушаются к вашим советам, как надо....да и какие они специалисты?! так деллитанты, а Эксперты в тырнетах сидят и всё знают.
      Ты там ещё авианосец у себя на даче не построил, с такими то знаниями?
      bukyak
  2. SWEET_SIXTEEN 21 декабря 2012 11:24
    VI. Наиболее крупные неудачи России

    1. Проигрыш по программе MMRCA (Россия представила на тендер истребитель МиГ-35). Выбор сделан в пользу Франции (истребитель «Рафаль»).

    2. Проигрыш в тендере на поставку самолетов-заправщиков. Выбор в начале ноября этого года сделан в пользу «Эрбас милитэри» с А-330 MRTT.

    3. Проигрыш в тендерах на поставку 22 ударных вертолетов и 15 тяжелых транспортных вертолетов. Выбор сделан в пользу США.


    А также история с "Викрамадитьей" (авианосец должен был быть построен еще в 2008 году) и выбор ВМС Индии Боинг Р-8 "Посейдон" в качестве базового противолодочного самолета.
  3. Рустам 21 декабря 2012 11:45
    Планы большие, но надо заключать контракты учитывая свои возможности
    \-------------
    не согласен - тут не надо щелкать одним местом(твое место займут моментом)

    ВВ подпишет намеченное то хорошо wink

    борьба за Индийский рынок предстоит колоcальная - потому что в китай нам и западу продовать что то надо с оглядкой
    в Индии по другому они платят налом и не занимаються тупым копированием как хитрые китайцы winked

    поэтому все крупнейшие игроки мирового рынка предлагают новешее вооружение,даже то которого пока мало в собственных армиях winked
    борьба будет колосальная-все в периуд кризиса должны выжить- поэтому мы не должны бояться продовать все современное- потому что это работа для наших людей и развитие предприятий

    во на фото новешие P-8I американские морские посейдон, вчера передали первые три,даже в вмф США их столько же
  4. Ботановед 21 декабря 2012 14:56
    Держаться за иностранные рынки нужно хотя бы для того, чтобы промышленность не расслаблялась. Адаптация изделий к требованию заказчика - весьма недурственный опыт и навыки. Да и влиять на соседей через продажи оружия всегда полезно.
    Ну а проколы в тендерах - это не беда. Ведь никто не поверит, когда мы заявляем, что вся номенклатура всех вооружений нашего производства самая лучшая в мире. Нсчет Апача - вообще было бы странно, если бы индия выбрала наш Ми-28 с недоведенным до конца БРЭО и вооружением.
    Зато есть куда расти.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня