Ил-114 против обновленного Ил-114-300: что изменилось

18
Ил-114 против обновленного Ил-114-300: что изменилось

В 2016 году правительством РФ было принято решение о возобновлении производства Ил-114. Изначально данная инициатива вызвала довольно много споров. Ведь по факту, под «возобновлением производства» подразумевалось его развертывание с нуля.

Кроме того, самолет из 90-х в наше время совершенно неконкурентоспособен. Следовательно, он должен был пройти глубокую модернизацию, что по мнению многих экспертов, равносильно созданию новой крылатой машины.



Между тем, просчитав экономические составляющие, конструкторы пришли к выводу, что выгоднее все же в качестве основы для обновленного лайнера использовать Ил-114, а не разрабатывать новый самолет. Так, на свет появился проект Ил-114-300.

Для отработки технологий, с помощью которых планируется создать обновленный серийный ближнемагистральный лайнер, использовался один из находящихся на консервации Ил-114. Первый прототип впервые поднялся в небо уже в 2020 году.

Стоит отметить, что внешне в Ил-114-300 практически ничего не изменилось. Длина самолета – 26,9 метров, высота – 9,2 метра, а размах крыла – 30 метров. Крыло, к слову, оставили таким же большим, но нарастили поперечный «V» до 7 градусов.

Шасси лайнера довольно приземистое для сохранения работы на грунтовых полосах. Силовая установка располагается в больших мотогондолах, интегрированных в крыло сверху и сильно выдвинутых вперед.

Сам агрегат ТВ7-117СТ-01 получил новую электронную систему управления, оптимизированную компонентную базу, стал легче и нарастил мощность до 2800 л.с. на взлете с максимумом в 3100 л.с., что примерно на 12-14% больше, чем у базовой версии. Показатели ресурса выросли до 7-8 тысяч часов, что в 10 раз больше, чем у движка, использовавшегося на Ил-114.

Модернизация коснулась и винтов. На Ил-114-300 установили шестилопастные саблевидные АВ112-114. По сравнению с предшественниками, они тише, легче и долговечнее.

Крейсерская скорость у обновленного лайнера осталась прежней – около 500 км/ч при практическом потолке в 7,6 км. Однако более мощный двигатель и улучшенная механизация обеспечивают больший разгон на взлете. Кроме того, при меньшей минимальной скорости полета он еще и быстрее тормозит. В итоге, на разбег Ил-114-300 требуется около 750 метров, а на пробег – 550 метров.

Массу конструкции удалось сократить на тонну, но и это дало результат. С учетом возможности увеличения запаса горючего, дальность полета теперь выросла до 1400 км. У Ил-114 данный показатель составлял – 1 тыс. км.

Согласно заявлениям разработчика, в кабине пилотов будет полностью заменена устаревшая советская авионика. Правда, с учетом невозможности установки зарубежной, российские конструкторы в ускоренном темпе работают над отечественной.

В целом, Ил-114-300 получился вполне компромиссным самолетом, в котором, с одной стороны, нет ничего экстраординарного, с другой – он не уступает коллегам по нише и будет еще долгое время оставаться актуальным.

Уже в скором времени ожидается полет второго и третьего прототипов перспективного самолета. Между тем на новый лайнер уже поступают заказы от отечественных авиакомпаний.

18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    9 августа 2023 23:35
    Самолёт включён в комплексную программу развития авиаотрасли – до 2030 года должно быть построено 70 Ил-114-300, а первые два планируется передать заказчику (единая дальневосточная авиакомпания) в 2024 году.
    70 за 6 лет. Самолет в месяц. Да уж, темпы не впечатляют.
    Что касается двигателей ТВ7-117СТ-01, то в текущем году ожидается изготовление шести единиц, в 2024-м – восьми, затем шестнадцати, и с 2026 года на предприятии «ОДК-Климов» в Санкт-Петербурге ежегодно должно производиться по 26 силовых установок.

    https://aviation21.ru/il-114-300-itogi-2022-goda/
    1. +3
      9 августа 2023 23:44
      Так вроде и на ИЛ -112 были те же двигатели и вроде как причина падения из за возгорания.... кто прояснит.
      1. 0
        10 августа 2023 00:11
        Цитата: Тит_2
        Так вроде и на ИЛ -112 были те же двигатели и вроде как причина падения из за возгорания.... кто прояснит.

        Для ИЛ 112 двигатель ТВ7–117СТ.
        ТВ7-117СТ-01 для ИЛ 114.
        Для финансирования затрат по разработке двигателя ТВ7-117СТ-01 выделяются бюджетные инвестиции в размере 158,22 млн рублей, которые пойдут на лётно-конструкторские испытания и обслуживание силовых установок в 2024 году в составе самолёта Ил-114-300

        1. 0
          10 августа 2023 15:35
          На оба самолета предполагались одинаковые двигатели тв7-117ст-01. Про 2 и 3 экземпляры ил-114 ничего не слышали пару лет после катастрофы ил-112в. Вероятно, двигатели дорабытывали. Про них писали о возможном перегреве масла. Возможно, поставили другие радиаторы, может быть скорректировали работу ПО - Ведь пассажирскому самолету нужны немного иные режимы, чем военному. Короче есть вариант, что решили двигатель оптимизировать под гражданский борт, а с ил-112в как-то потом решат. Писали, что могут даже пд8 на него поставить, потому что военные хотят чтобы он мог взлететь на одном двигателе.
      2. +1
        13 августа 2023 02:20
        На Ил-112 стоит более форсированная версия того же ТВ7-117СТ (не могу сказать, выжали из него 3600 кобыл допилингом железа - что хуже, - или только ПО). Впрочем, чрезвычайный режим - это все же режим аварийный, и номинально движки одинаковые (3100 л.с. взлетного и 2800 продолжительного режима при размерности исходного мотора под 2500 л.с.).
        То есть можно ожидать, что время с момента катастрофы Ил-112 было потрачено на доработку основной модификации (на 2800 кобыл), забив на перефорсированный вариант для Ил-112. Не удивлюсь даже, если моторы для серийных машин будут с ограничением мощности (т.е. о моще в 3100 на взлете мы забудем, как, возможно, и о 2800 на крейсере. С соответствующим ухудшением ВПХ и, возможно, снижением крейсерской скорости или коммерческой нагрузки).
    2. +1
      9 августа 2023 23:53
      Они ориентируются на твердые заказы, а авиакомпании, видимо, осторожничают. Оно и понятно: ценник высокий, как себя поведет неясно, рынок относительно небольшой.
    3. -4
      10 августа 2023 04:19
      Самолет в месяц.

      Кто нибудь в это верит? Сроки сместят вправо под предлогом санкций, попросят денег на модернизацию да и забудут... И я не злословлю, просто так уже было не раз к сожалению
      1. +1
        13 августа 2023 02:28
        Естественно, не будет "самолет в месяц". Как и в любом сложном (тем более высокотехнологичном) производстве - в начале выпуска будет "самолет в полгода", зато лет через 5-10 - "два самолета в месяц" (хотя тут задача вполне себе стратегическая - так что на "полную мощность" могут выйти и за 4-6 лет). Тупо в силу того, что персонал для его сборки надо сперва обучить, а потом еще и дать ему набраться опыта (а это вам не офисный планктон - тут знаний и навыков в разы больше надо)
  2. -3
    9 августа 2023 23:50
    И ведь правда хотят поставить двиг от Ил-112. Я прошлый раз ошибся, перепутал с ТВ7-117СМ, который 2650 взлетной мощности и был сертифицирован для Ил-114 в 2002 году. Казалось бы, есть хороший мотор, но надо было ещё немного форсировать, а потом огрести.
  3. +3
    10 августа 2023 00:52
    Решения по "возврату" 114-го принимались в 2014 где-то,
    а потом.. "вдруг" в 2017-2018 гг. выплыла "Ладога" от УЗГА (УГМК),
    который в начале с покупкой части технологий Л-410 "зашел" в отрасль.

    Хоть Ладога и поменьше будет пассажиров брать, но для турбопропа-региональника это даже лучше.
    Население у нас (как и везде) урбанизируется, так что закладывать в прогноз для ДВ и Северов - лучше борт с меньшими характеристиками. И тут "Ладога" - в выигрыше, по моему мнению.
    На маршрутах в цент.части страны, 114 - может быть поинтереснее, но тоже не везде.

    Учитывая что "Ладогу" делает частник (УГМК), с весьма эффективным и последовательным руководством, интрига с будущим Ил-114 остается. Есть вероятность что Ил-114 "зависнет" между Суперджетом и Ладогой, не раскрыв широкой рыночной ниши.

    Тем более, что темпы движения "Ладоги" как частного проекта - куда как выше.
    В чем "Ладога" может проиграть в первые годы - в "детских болячках".

    И очевидно, что Ил-114 может в этом случае быть интересным ВТА. Пора уже выводить часть не только Ан-30, Ан-24/26, но и Ан-140, которые зачем-то перед 2014 г. насобирали в состав ВТА.
    1. 0
      10 августа 2023 13:19
      Ну так и 114-300 может использовать МО, а там заказы от 5 бортов до...
    2. +1
      13 августа 2023 02:37
      Ладога несколько в другой нише работает. И она значительно дороже (если считать не цену машины, а себестоимость перевозки).
      Если очень грубо - то Ил-114 есть замена ССЖ на направлениях, где ССЖ нет достаточного пассажиропотока, слишком малое расстояние (или банально ВПП коротковата для ССЖ). В то время как Ладога - это самолет для маршрутов, где на одном конце аэропорт (не исключено, что с ВПП, коротковатой для ССЖ), а на другом - посадочная площадка (и хорошо если с искусственной, а не грунтовой ВПП), но при этом пассажиропоток стабилен и достаточно велик.
  4. Комментарий был удален.
  5. +3
    10 августа 2023 03:01
    Кроме того, самолет из 90-х в наше время совершенно неконкурентоспособен.

    Уважаемый автор, а что вы хотели этим сказать? Нельзя ли поподробнее о предполагаемых конкурентах? ТТХ не нужно, достаточно названий.
    1. -1
      24 сентября 2023 17:56
      Он имеет в виду, что на проектах 90х нет USB разъемов возле сидений. Что, разумеется, делает проект полностью неконкурентоспособным.
  6. +1
    10 августа 2023 07:54
    Цитата: Feodor13
    Учитывая что "Ладогу" делает частник (УГМК), с весьма эффективным и последовательным руководством,

    Тут нужно учитывать к то стоит за этим эффективным частником. Есть большая вероятность что этого товарища могут подвинуть, вот тут то и выяснится насколько эффективны частники. Так что не всё так просто. Административный ресурс ещё ни кто не отменял.
    1. 0
      10 августа 2023 09:23
      Согласен, но пока УГМК - на коне. В Магадане выкупили Сусуманзолото - компанию бывшую в десятке по золотодобыче РФ. Сейчас на повестке - покупка активов сбегающего в Казахстан "Полиметалла". Как бы..весьма показательные эпизоды в отношении компании и государства.
    2. +2
      13 августа 2023 02:41
      Ну, УГМК как раз и использует упомянутый вами "административный ресурс" на все 146%. Примерно как Илон Маск со своими космическими программами.
  7. 0
    25 сентября 2023 10:14
    что изменилось?? ни того, ни другого в небе нет... ничего не изменилось, только планы и обещания