Гидросамолет PBY Catalina пройдет модернизацию и вернется в серию

46
Гидросамолет PBY Catalina пройдет модернизацию и вернется в серию
Проектный облик самолета Catalina II в военной версии


Американская компания Catalina Aircraft, занимающаяся ремонтом старой авиационной техники, анонсировала смелый и интересный проект. Она планирует разработать проект глубокой модернизации гидросамолета-амфибии PBY Catalina и запустить серийное производство. Ожидается, что летающая лодка времен Второй мировой войны, получив новые агрегаты и системы, сможет заинтересовать современных заказчиков.



История продолжается


Многоцелевая летающая лодка PBY Catalina разрабатывалась в первой половине тридцатых годов американской компанией Consolidated Aircraft. В марте 1935 г. опытный самолет впервые поднялся в воздух, а в следующем году началось серийное производство. В октябре 1936-го «Каталина» официально поступила на вооружение ВМС США, а после начались поставки другим структурам и заказчикам.

Производство самолетов PBY Catalina освоили несколько предприятий США и Канады. Кроме того, несколько десятков самолетов собрали в СССР из машинокомплектов, переданных по ленд-лизу. Производство продолжалось до середины 1945 г., и к этому времени собрали более 4 тыс. машин. Вся эта техника активно эксплуатировалась во время Второй войны на разных театрах и решала те или иные задачи.

После Второй мировой войны самолет «Каталина» получил необходимые документы для эксплуатации в гражданской авиации. ВМС США и другие эксплуатанты начали сокращать свой парк и распродавать списанные самолеты с большим остатком ресурса. В общей сложности их эксплуатировало более 80 организаций и компаний из 40 с лишним стран.


В дальнейшем права на проект PBY Catalina неоднократно переходили от одной компании к другой. Так же менялся держатель сертификата летной годности. В 2009 г. ответственной за проект стала недавно основанная компания Catalina Aircraft. Она занималась поддержкой остающихся в эксплуатации самолетов, а кроме того, восстановила до летного состояния несколько ранее списанных машин.

Глубокая модернизация


25 июля компания «Каталина Эркрафт» раскрыла свои планы на будущее. Теперь она не собирается ограничиваться только сопровождением и ремонтом техники времен Второй мировой войны. Компания намерена провести глубокую модернизацию существующей амфибии, привести ее в соответствие с современными требованиями и запустить серийное производство.

Проект с рабочим названием Next Generation Amphibious Aircraft (NGAA) или Catalina II уже запущен. Сформированы общие задачи проекта, определен облик будущего самолета и предварительно выбраны агрегаты для замены имеющихся. Кроме того, компания-разработчик опубликовало первое изображение будущего самолета.

В Catalina Aircraft считают, что проведение модернизации вместо разработки нового самолета даст преимущества технического и бюрократического характера. Так, ей не придется разрабатывать заново планер и часть его систем. Кроме того, не потребуются новые разрешения – для изделия Catalina II оформят дополнение к действующему сертификату.


Гипотетическая противопожарная модификация

Планы на будущее


Разработка проекта Catalina II уже началась, и его авторы составляют график дальнейших мероприятий. Проектирование завершится не позднее 2024-25 гг. Затем на основе одного из сохранившихся самолетов старой постройки выполнят опытный образец новой модификации. Его первый полет запланирован на 2025 г., но точную дату пока назвать не могут.

Для дальнейших испытаний построят шесть полностью новых самолетов-амфибий – по три в гражданской и в военной конфигурации. На производство и испытания этой техники потратят еще несколько лет. Эти мероприятия завершатся только к 2027-28 гг.

К концу десятилетия Catalina Aircraft планирует запустить серийное производство новых самолетов. Компания не имеет собственных мощностей для полноценного строительства и планирует разместить заказ на другом заводе. В качестве будущей площадки для производства рассматривается несколько предприятий в США и Канаде. Согласно нынешним планам, первые самолеты Catalina II передадут заказчикам в 2029 г.

Компания-разработчик утверждает, что ей уже удалось найти первого заказчика на разрабатываемую летающую лодку. Кто именно собирается приобрести «Каталины-2», в каком количестве и по какой цене, пока не уточняют. Впрочем, стартового заказчика могут объявить уже в конце текущего года.

Замена агрегатов


Компания-разработчик раскрыла основные идеи создаваемого проекта модернизации. Самолет Catalina II внешне и по архитектуре будет походить на базовую конструкцию. Существующий планер в целом сохранят, но доработают в соответствии с обновленными требованиями. Под замену пойдут существующая двигательная установка, авионика и другие системы.


PBY Catalina оригинального выпуска в довоенной ливрее ВМС США

Рассматривается возможность создания нескольких модификаций с разными особенностями и отличающимися характеристиками. Для гражданских заказчиков разработают грузопассажирский самолет. Также сделают более тяжелую многоцелевую летающую лодку военного назначения. На ее основе может быть выполнена противопожарная версия с соответствующим оборудованием. Кроме того, не исключается разработка беспилотных модификаций гидросамолета.

Во всех версиях «Каталина-2» получит фюзеляж-лодку длиной 19,5 м с характерными обводами и максимально возможным внутренним объемом. На пилоне и при помощи подкосов на нем будет крепиться прямое крыло размахом 32 м. В военной версии самолета планируется доработать механизацию крыла для повышения ее эффективности. Сохранится хвостовое оперение традиционной конструкции со стабилизатором в средней части киля.

Самолет останется двухмоторным, но штатные поршневые двигатели мощностью по 1200 л.с. заменят современными турбовинтовыми. По некоторым данным, это могут быть изделия General Electric Catalyst мощностью до 1600 л.с. Модификация двигателей будет зависеть от исполнения самолета – военный вариант получит более мощную силовую установку.

Прирост мощности используют для увеличения массы самолета и его нагрузки, а также для улучшения летных характеристик. Так, исходная летающая лодка PBY Catalina имела взлетную массу не более 16,1 т. Военный вариант «Каталины-2» будет весить более 18 т. Его полезная нагрузка превысит 7,2 т, из них более 1,1 т под крылом на балочных держателях. В зависимости от потребностей эксплуатанта, самолет сможет нести оптические, радиотехнические или гидроакустические средства для решения разных задач, а также вооружение.


"Каталина" в окраске периода Второй мировой войны

Гражданская версия летающей лодки, при тех же габаритах, будет легче. Ее максимальная взлетная масса не будет превышать 14,5-14,6 т. Полезная нагрузка достигнет 5,4 т. Возможна организация пассажирского салона на 34 места.

Для коммерческого варианта Catalina II расчетная крейсерская скорость составляет 343 км/ч, для военного – 370 км/ч. Дальность пассажирского / грузового самолета превысит 2800 км, военного – более 7 тыс. км при возможности полета в течение 17-19 ч.

Старая новинка


На данный момент в летном состоянии находится не более 15-17 самолетов Catalina старого производства, и еще несколько машин сейчас восстанавливают. Основная масса таких амфибий уже не используется для решения реальных задач и является своего рода музейными экспонатами. Кроме того, количество летающих машин постепенно сокращается по объективным причинам.

Компания Catalina Aircraft следит за состоянием сохранившихся «Каталин» и изучает рынок. По ее мнению, гидросамолеты такого рода по-прежнему могут быть интересны заказчику, и эту нишу необходимо занять. С такой целью разрабатывается проект глубокой модернизации старого самолета, предусматривающий замену ключевых агрегатов для повышения основных характеристик.

Идея обновления старого самолета для соответствия современным требованиям в целом выглядит интересной и многообещающей. Однако перспективы такого проекта зависят от целого ряда факторов – от правильности предложенных технических решений до ситуации на рынке. Вполне возможно, что расчеты «Каталина Эркрафт» верны, и самолет NGAA Catalina II пойдет в серию и станет достаточно массовым. Однако пока нельзя исключать и противоположный сценарий, при котором проект не дойдет до крупной серии. Как именно будут развиваться события, станет ясно только через несколько лет.
46 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +22
    11 августа 2023 04:42
    Очень интересный проект.Нашим "управленцам"есть чему поучиться.Просчитали модернизация дешевле создания нового.Но в этом случае даже не это главное,все это иннициатива компании.Унас много чего разрабатывается ,но попробуй сделай.
    1. +11
      11 августа 2023 06:20
      Что вы что вы, батенька, у нас нельзя хвалить чужое, тем более штатовское laughing сейчас минусов накидают на шпалы до Владивостока laughing . У нас и своё то хвалить нельзя, только всякие странные проекты псевдо-патриотов с красивыми видео и скрепными лозунгами.
      1. +5
        11 августа 2023 08:51
        У нас была своя "Каталина"- Бе-12. Увы, признали концепцию бесперспективной....
        1. +7
          11 августа 2023 09:00
          Кто признал концепцию Бе-12 бесперспективной?
          В США производством Каталины займётся частная фирма на свой страх и риск. Возможно и военные заказы будут, но это только в перспективе. Фактически производство будет основано на уже имеющимся со стороны частников спросе на подобные машины. Есть ли у нас в стране спрос со стороны частников на Бе-12? Ответ очевиден.
          1. 0
            11 августа 2023 11:11
            Перспектив на частные проекты, что у нас, что в США мало... Нет там основного, нет статьи распила бюджета, а это сейчас кость проекта, во круг которой все и строится, остальное не так уж и важно.
            1. +12
              11 августа 2023 12:20
              На счет перспектив частных проектов, посмотрите спутниковые снимки озера Худ возле аэропорта Анкоридж. Там конечно есть корпоративные машины, но большинство частных. На Аляске частных гидросамолетов зарегистрировано едва не больше чем автомобилей.
        2. +1
          11 августа 2023 12:40
          Цитата: Monster_Fat
          У нас была своя "Каталина"- Бе-12. Увы, признали концепцию бесперспективной....

          Бесперспективная концепция ,с полным отсутствием замены ? Это называется вредительство
        3. +5
          11 августа 2023 17:08
          Цитата: Monster_Fat
          У нас была своя "Каталина"- Бе-12. Увы, признали концепцию бесперспективной....

          Наши авиа монстры упорно гнобили фирму Бериева, даже с ее прорывным проектом Альбатроса (А-40).
          Если ВМФ был заинтересован в новых самолетах-амфибиях, то в Мин авиа проме считали, что задачи противолодочной борьбы, поиска и спасения на море, смогут решать самолеты и вертолеты сухопутного базирования .
          В итоге -- доигрались! Когда случилась трагедия с Комсомольцем, некому было оперативно прийти на помощь экипажу К-278.
          7 апреля 1989 года в Норвежском море погибла подводная лодка К-278 «Комсомолец»
          1. +2
            11 августа 2023 21:00
            Наши авиа монстры упорно гнобили фирму Бериева, даже с ее прорывным проектом Альбатроса (А-40).
            Фирму Бериева и А-40 гнобили не "авиамонстры", а отсутствие заказов со стороны МО. Ту же Бе-200 спас заказ со стороны МЧС. А А-40 была разработана под самый развал СССР. Была страна - были и проекты. Нет страны - нет проектов. Вот сегодня, через 47 лет наконец-то возобновили лунную программу - запустили Луну-25. С таким же успехом можно заявлять, что систему "Буран" упорно кто-то гнобил.
  2. +6
    11 августа 2023 05:06
    Один конфликт реальный и один на подходе имеющие морскую составляющую и тут появляется Каталина. Просчитали необходимость наличия хорошего недорогого самолёта для патрулирования морской поверхности например.
  3. +9
    11 августа 2023 05:48
    Производство самолетов PBY Catalina освоили несколько предприятий США и Канады. Кроме того, несколько десятков самолетов собрали в СССР из машинокомплектов, переданных по ленд-лизу.
    Вообще то в СССР эти летающие лодки собирали по лицензии до 1939 года, до введения санкций США против СССР за начало войны с Финляндией под маркой ГСТ
  4. -3
    11 августа 2023 06:10
    летающая лодка времен Второй мировой войны, получив новые агрегаты и системы, сможет заинтересовать современных заказчиков.
    Странно, что в Сша только сейчас проявили интерес к таким самолетам и решили не идти долгим путем от проектирования до создания нового, а модернизировать старый и проверенный.
    1. +1
      11 августа 2023 06:28
      А причем тут США? Контора частная, почесались, увидели спрос, решили заработать. А чтобы не парить мозги ни себе, ни людям планер решили не менять. Спрос есть, но небольшой и видимо до недавнего времени полностью удовлетворялся пенсионерами в виде G-21 и старых Каталин. Пришло время обновить парк.

      Вообще это какая-то странная компания "Catalina aircraft". Сами про себя пишут - "14 лет занимаемся поддержанием парка старых самолетов". В принципе можно у них спросить, чего они хотят делать и есть ли у них авторские права и чертежи, но мне лень. Пусть автор статьи занимается laughing
      1. +3
        11 августа 2023 09:07
        Самолёт это вам не художественная книга - охрана патента длится вроде лет 14, а тут уже больше полу века прошло.
        Чертежи скорее всего есть, ибо они всё-таки ремонтом этих самолётов занимаются, однако тут они не сильно помогут, ибо придется перепроектировать пол самолёта под имеющиеся сейчас производственные мощности.
      2. +1
        11 августа 2023 20:29
        В статье пишут:
        права на проект PBY Catalina неоднократно переходили от одной компании к другой. Так же менялся держатель сертификата летной годности. В 2009 г. ответственной за проект стала недавно основанная компания Catalina Aircraft.
  5. +3
    11 августа 2023 06:22
    Что сказать: молодцы ребята, момент поймали; а спрос на нее будет. Теперь хочется, чтобы и у на почесались.
    1. -2
      11 августа 2023 10:03
      А от куда у нас спрос? У нас есть тысячи миллионеров часть из коих любит покататься на ретро-самолетах или подделок под них?
      1. +2
        13 августа 2023 11:47
        Ну, судя по новостям , количество миллионеров и миллиардеров у нас постоянно растет))) особенно из жен и детей чиновников. Все как один "талантливые управленцы и бизнес-мены/вумены"))))
    2. 0
      13 августа 2023 07:42
      Цитата: Иезекиль 25-17
      Что сказать: молодцы ребята, момент поймали; а спрос на нее буде

      В 30-е годы 20-го века этот самолет превосходил все иные самолеты подобного типа и у него не было конкурентов, но сейчас полно гидросамолетов превосходящих его по своим характеристикам и лучше соответствующих пожеланиям заказчика
  6. Да, вот пример отношения к своему наследству ! Инженерному , историческому и, просто к государственному . И, что главное- у них получится . Зависть берет. А, вот- ломать- не строить ( это к нам).
    1. -2
      12 августа 2023 02:05
      Цитата: Вольноопределяющийся Марек
      Да, вот пример отношения к своему наследству !

      Ну конечно, это же ОНИ, а то мы... По этому единичному факту делать такие грандиозные выводы...
      Цитата: Вольноопределяющийся Марек
      И, что главное- у них получится .

      Вот как получиться, вот тогда и стоит обсуждать. Историческая "Каталина" создавалась на знаниях и технологиях 30-х годов 20-го века. Почти век назад, за это время многое узнали и еще большему научились. Так, что думаю от той "Каталины" новая больше получит название и некоторые схожие черты, а так то это будет совершенно новый самолет и не факт, что он сможет потеснить своих нынешних конкурентов.
  7. +4
    11 августа 2023 07:50
    Удачная модель, нам надо поучится! Гидросамолетов нужны всегда и неважно какого года разработка, сильно там ничего не меняется, новые моторы и приборы, всё. А что у нас в этом направлении?
    1. +2
      11 августа 2023 17:24
      Цитата: Вадим С
      Гидросамолетов нужны всегда и неважно какого года разработка,

      Руководством страны поставлена задача освоения Сибири и ДВ. Лучший способ наладить транспортную логистику -- гидросамолеты! Озер и рек здесь навалом -- используй и радуйся, вместо того, чтобы вколачивать миллиарды в постройку аэродромов на вечной мерзлоте, которая уже начинает таять! (но, видать, что-то не так в королевстве датском!)
      1. +3
        11 августа 2023 19:34
        Цитата: Удав КАА
        вколачивать миллиарды в постройку аэродромов на вечной мерзлоте, которая уже начинает таять!

        Вот ! Главное Вы отметили. Пойди, докажи, сколько на самом деле из выделенных денег вложили в строительство.
    2. +1
      12 августа 2023 19:08
      Цитата: Вадим С
      Удачная модель, нам надо поучится!
      Чему?
  8. +3
    11 августа 2023 08:44
    В свое время, был очень удачный гидросамолет, удастся ли повторить это на новом уровне - большой вопрос. Где и как его собираются использовать?
  9. -6
    11 августа 2023 08:46
    не, не взлетит. во-первых, некрасивая. а такая переделка - это уже новый самолет и куча денег.
    1. +2
      11 августа 2023 10:05
      Новый самолёт в эксплуатации будет стоить меньше чем ретро. По крайней мере мелких неисправностей на нем будет уж точно меньше.
    2. +1
      13 августа 2023 14:05
      Цитата: Sadok
      не, не взлетит. во-первых, некрасивая.

      Это вот Вы зря... КРАСИВАЯ. Даже очень. Она есть в музеи УГМК у нас тут, так что лично видел ее
      Цитата: Sadok
      а такая переделка - это уже новый самолет и куча денег.

      А вот тут соглашусь, иные времена, иные требования
  10. +6
    11 августа 2023 09:10
    Чтож.
    Идея хороша. Просто осовременить удачный проект.
    С амфибиями, здесь же писали, в мире дефицит, и старые постепенно выходят из строя...
  11. +8
    11 августа 2023 11:30
    Это выдающийся самолёт! С историей, которой можно гордиться. А если сконцентрироваться на названии его типа, летающая лодка, то и подход верный - отличная, проверенная лодка, зачем придумывать велосипед?

    Помню пример из ВМВ, когда Каталина в ходе спасательной операции села на воду и подобрала больше моряков, чем могла поднять в воздух. И так и плавала в режиме спасательного буя какое-то время, пока вызыванная ею помощь не подоспела. Отличная машина.

    Для экономичных поршневых и турбовинтовых самолётов ниша есть, не зря их вовсю используют и продолжают разрабатывать для коммерческой авиации. А невысокая скорость, применительно к сценариям использования летающей лодки – это зачастую достоинство, а не недостаток.
  12. -4
    11 августа 2023 12:56
    То есть выходит: принципиально иные двигатели — не, сертифицировать не надо. Взлётная масса на 12,5% больше — не, всё сертифицировано уже, и мореходность тоже, как на плаву, так и при взлёте-посадке. И отдачу от больших пушек военного варианта старый планер выдержит без проблем, конечно же. И Клепальщица Рози уже готова с того света вернуться на конвеер...
    Вся новость больше похожа на: ЭФФЭКТИВНЫЕ манагеры увидели вероятность прибыли, а о возможных инженерных проблемах они даже не в состоянии задуматься.
  13. +2
    11 августа 2023 13:22
    Следующий на очереди "Сандерлэнд"? Сколько там "Каталина"в пассажирской версии потянет?
  14. 0
    11 августа 2023 14:53
    Цитата: Escariot
    Кто признал концепцию Бе-12 бесперспективной?

    Кто-кто... Есть у нашего главнюка дружбан - не разлей вода... С гербами на погонах...
    - Мы с Вованом ходим парой...
  15. +7
    11 августа 2023 17:03
    Каталина в музее УГМК "Боевая слава Урала" в В-Пышма.
    1. 0
      27 октября 2023 11:01
      Вот это да! Заиметь такой самолет в коллекцию - огромная удача.
  16. +1
    11 августа 2023 17:52
    Может и БЕ-12 так же возродить. Новые двигателя( правда это больная тема у нас), новая авионика, композиты и для флота подмога неплохая!
  17. +2
    11 августа 2023 23:54
    Гидроавиация должна развиваться и совершенствоваться... Вижу несколько направлений, на которых, можно, было бы, сконцентрировать внимание АКБ им. Г.М. Бериева:
    1. Создание гидросамолета для подразделений АСС ВМФ (авария АПЛ "Комсомолец": многочасовое ожидание помощи и непрофессионально "укомплектованная" и организованная спас. операция гражданскими судами).
    2. Патрульный артиллерийский гидросамолёт (по типу американского "Angel of Death" AC-130 Gunship), для длительного патрулирования территорий военно-морских баз, закрытых районов, акваторий портов, экономических зон, для борьбы с морскими дронами, браконьерством, противодействию морским (речным) ДРГ.
    3. Гидросамолёт дальней зоны (до 7000 - 8000 км) ПЛО....
    Главное, чтобы отечественное двигателестроение (авиационное и морское) в "совокупности с наукой и менеджментом вышли из состояния анабиоза...
    1. 0
      12 августа 2023 07:54
      Трудно сказать, как может помочь гидросамолет при спасательных работах. Все же мореходность у него так себе. Скинуть со сверхмалой спасательный РИБ можно любым самолетом с аппарелью или вертолетом, но не гидриком. А вот, например Чинук, может принять лодку с воды. Чего ни один самолет не может.
      1. +1
        13 августа 2023 17:40
        Уважаемый mmaxx! Тяжелы гидросамолёт приводнится и при волне 4 балла... Главное - кто за штурвалом.. А при волнении выше - 4 баллов и пароход не подойдет для выполнения спасательных работ... Спасательный гидросамолёт, через, аппарель примет не одну спасательную лодку и выведет к аварийному борту средства тушения или эвакуации экипажа. Затем, оперативно, доставит их к борту госпитального судна или на береговую базу. Оказание первой мед. помощи может производиться, уже, на авиаборту, что очень своевременно, в условиях переохлаждения, особенно в осенне - зимний период... А про "Чинук" - рекламные ролики , не более того. В спасательной службе ВМС и Береговой охране США, Канады, Британии - "Чинуками" и не пахнет, а "работают" MH-65 Dolphin, Sikorsky MH-60T Jayhawk.... А они могут поднять, на лебёдке, не более 200 кг.....
        1. 0
          27 октября 2023 11:11
          К сожалению, предупреждений сейчас нет, и увидел ваш комментарий только сейчас. Не сомневаясь (а точнее наоборот) в качествах пилотов, все же надо сказать, что аппарелей у летающих лодок пока нет. И не предвидится. Летающая лодка сидит довольно глубоко. И где там делать аппарель непонятно. Только боковая дверь.
          А "Чинук" аппарель имеет. Глиссирует с дифферентом на хвост так, что сама аппарель в воде. И моторный риб просто заезжает в грузовой отсек. Понятно, что потом его еще подтягивают, но это детали. Из лодки можно вытряхнуть спасенных и скинуть риб назад. Операция отработанная и цирком не пахнет. Просто тяжелая работа. И американцы тут молодцы. У нас, к сожалению, нет такой спасательной службы, как у американцев и бритов.
          Этот трюк есть на ютьюбе. Ничего там сверхъестесственного нет. Просто расчет и квалифицированная работа команды. Преимущество "Чинука" злесь в том, что вместе с наличием хвостовой аппарели и него нет хвостового винта.
          Если что: гидросамолеты (летающие лодки) видел живьем. Бе-12. А Бе-200 вообще во всех видах.
    2. 0
      12 августа 2023 07:56
      Ну, и с точки зрения самолетных качеств гидросамолет, летающая лодка точнее, будет всегда хуже обычного самолета. А необходимость садиться на воду при патрулировании не очевидна вообще.
  18. +2
    12 августа 2023 07:51
    Один из величайших самолетов всех времен! Еще в начале 2000-х в каких-то документальных съемках видел Каталин в строю, где-то в Южной Америке. Умели американцы делать Самолеты.
  19. +1
    12 августа 2023 08:25
    Проект имеет место быть. Ну а что, "Марсы" в Канаде до недавнего времени пожары тушили. https://topwar.ru/74415-martin-jrm-mars-krupneyshiy-v-mire-seriynyy-gidrosamolet.html
  20. +1
    12 августа 2023 19:38
    Отличный самолётик. Зачем придумывать что то новое , если старое справляется
  21. 0
    23 ноября 2023 16:19
    Есть самолёты, опередившие время. Каталина - один из таких. Наверное лучшая летающая лодка 2МВ, повоевала вовсю. Но большой серии уже не запустить. Может сотню / другую сделают. Но все равно прикол, самолетику то под 90.