Следующий американский истребитель-невидимка будет править небом

95
Следующий американский истребитель-невидимка будет править небом

Поистине, есть что-то такое, умиротворяющее и жизнеутверждающее одновременно, как смотреть на текущую воду, горящий огонь и как в США работают над очередным суперсамолетом. И тут действительно, американцам можно позавидовать в плане целеустремленности и уверенности в своих силах. Следующий самолет будет править небом! А за кем он будет следовать – это не так уже и важно, тут важно то, что соблюдены цели и задачи пути.

Согласимся с тем, что путь американскими конструкторами был пройден весьма приличный. Lockheed F-117 «Nighthawk», Northrop B-2 «Spirit», F-22 «Raptor» - все это в той или иной степени летало и даже воевало с определенной степенью успеха.



Но шесть лет назад, в 2017 году, тридцатилетняя монополия на самолеты-невидимки закончилась. Китайцы приняли на вооружение Chengdu J-20 «Mighty Dragon» и на этом преимущество США начало таять.


«Могучий дракон» похож на F-22 «Raptor», есть такое сходство. Американцы до сих пор (не очень обоснованно) считают F-22 лучшим истребителем мира, но это вопрос личного вкуса, который оспаривать просто нет смысла. Важнее другое: производство F-22 было остановлено в 2011 году после того, как было выпущено всего 186 самолетов. Сегодня боеспособными являются менее 120 единиц. И с каждым днем американский флот F-22 приближается к выходу на пенсию, в то время как китайский флот J-20 продолжает расти.

Естественно, чтобы не отстать, в США начались работы над следующим поколением самолетов.

Здесь, конечно, стоит задаться вопросом, а за счет чего новый американский истребитель «всех порвет», как это принято у нас говорить. Прорывов в вооружениях вроде бы не случилось, двигатели тоже примерно на том же уровне.

Американские специалисты считают, что успех будущих разработок в новых аэродинамических моделях, широком применении искусственного интеллекта как в управлении самолетом, так и в управлении оружием, высокоскоростной обработке данных, поступающих на все системы наблюдения и беспилотные аппараты поддержки, которые смогут действовать совместно с самолетом – вот залог будущих успехов американской авиации.

В целом все смотрится стройно и логично.

Еще в 2013 году просочились сведения о том, что американское Агентство перспективных оборонных исследовательских проектов начало отрабатывать некую «инициативу по доминированию в воздухе».

Сегодня о программе известно немного больше. Аналитики считают, что новый самолет, известный как программа «Доминирование в воздухе следующего поколения» (NGAD), будет иметь новые мощные двигатели, летать с беспилотными летательными аппаратами и иметь передовые датчики и радары, которые используют машинное обучение и искусственный интеллект для нацеливания на вражеские самолеты.

Трудно сказать, насколько малозаметными будут новые самолеты NGAD. У F-22 с малозаметностью уже довольно неплохо, хотя до декларируемых «почти не обнаруживается на радарах противника в большинстве условий» еще честно признаем, очень далеко. Но производители самолетов продолжают работать в области малозаметности при помощи нескольких технологий. Здесь и поверхности с отражением и последующим наложением радиолокационных волн, и материалы, которые могут поглощать до 80 процентов радиолокационных волн. Двигатели самолетов-невидимок спроектированы так, чтобы производить меньше шума и выдавать меньшую тепловую сигнатуру, а их бортовые радары и средства связи излучают электромагнитные частоты, которые труднее обнаружить.

Истребители-невидимки могут атаковать наземные войска, выполнять разведывательные задачи, проводить скрытные разведывательные операции и даже глушить радары противника. Их способность выполнять эти функции в воздушном пространстве противника с относительной безнаказанностью делает их жизненно важными для любых современных военно-воздушных сил.

И здесь совершенно неудивительно, что весь мир не собирается стоять на месте и ждать. Работы идут не только в США и Китае, но и России, Японии, Южной Корее. Сегодня в мире раскрыто девять программ по созданию истребителей нового поколения, включая NGAD. И, по крайней мере, некоторые из этих разработок развивают возможности, которые позволяют характеризовать их как совершенно новое поколение — шестое поколение истребителей. Когда придет время короновать нового чемпиона по воздушным боям в 21 веке, честь почти наверняка выпадет одной из следующих программ.

Lockheed Martin F-22 «Raptor». США.


Понятно, что «Раптор» попадает в список как самый (по мнению американцев) малозаметный самолет в мире на сегодняшний день. Но это реально начало пути, и к тому времени, как придет время всерьез оценивать все, что будет придумано в мире, «Раптор» благополучно займет место в истории мировой авиации.

F-22 имеет одну из самых маленьких ЭПР среди всех истребителей, по сообщениям, 0,0001 квадратного метра. Это, конечно, миф, который, кстати, мы разберем в числе прочих в одной из ближайших статей. Вообще эта цифра для «Раптора» где-то 0,3-0,4, может и меньше, но зависеть будет от нескольких параметров.

Вообще вокруг «Раптора» навертели столько, что ум за разум заходит, но тут все логично: самолет получился отнюдь не лучшим в мире, и то, что его постепенно выводят из эксплуатации, говорит само за себя лучше всего. Вот почему наш Су-30 не убирают, несмотря на появление Су-35? А «Раптор» пошел на пенсию. Ларчик просто открывается, пассатижами.

Представленный в 2005 году как первый в мире истребитель пятого поколения, F-22 «Raptor» планируется вывести из эксплуатации где-то в 2030-х годах. Как самый старый самолет в этом списке, ему не хватает современных систем, которые есть у его конкурентов. Но программа модернизации стоимостью 10,9 миллиарда долларов добавит малозаметные внешние топливные баки, чтобы увеличить дальность полета, даст ему возможность общаться с беспилотными летательными аппаратами с поддержкой искусственного интеллекта и добавит возможности инфракрасного поиска и отслеживания (IRST), которые позволяют нацеливаться на вражеские истребители по их тепловым сигнатурам. Это, как надеются ВВС, сохранит статус F-22 как самого мощного истребителя в мире до тех пор, пока он не улетит в закат где-то в следующем десятилетии.

В целом, все уже давно поняли, почему «Раптор» такой классный самолет: а просто не может быть плохой машина, в которую вбабахали столько денег! Ирония, конечно.

Lockheed Martin F-35 «Lightning II». США.


Отличительная особенность – самая мощная компьютерная система в самолете.

F-35 является одним из самых технологически продвинутых истребителей, когда-либо поднимавшихся в небо. Его возможности в области обработки данных, полученные от многочисленных датчиков на самолете, обеспечивают замечательную ситуационную осведомленность. Эта система по заявлениям парней из «Локхид-Мартин» снижает нагрузку на пилотов и позволяет пилотам иметь тактические преимущество в бою с любым самолетом.

Мощный радар AN/APG-81 с АФАР F-35 может глушить радары противника, одновременно идентифицируя и нацеливаясь на противников (на самом деле все сложнее). Однако электрооптическая система с распределенной апертурой (EODAS) AN/AAQ-37, которая опирается на всенаправленные инфракрасные датчики, расположенные вокруг самолета, и которая подключается к системе наведения истребителя, позволяя пилотам F-35 поражать вражеские истребители, летящие позади них, действительно хорошая реализация.

В плане электроники F-35 действительно хорош, но ему однозначно не хватает чистой мощи некоторых других самолетов в этом списке. Конечно, американцы уповают на серию модернизаций стоимостью 15 миллиардов долларов, которая гарантирует, что он останется одним из самых мощных истребителей в небе на протяжении десятилетий.

Знакомо. Построить просто прекрасный самолет, лучший в мире, а потом убить еще немножечко миллиардов на то, чтобы он стал действительно самым лучшим.

Сухой Су-57. Россия


Отличительная особенность: непревзойденная маневренность

Американцы считают, что Су-57 — это в первую очередь очень мощный пилотажный самолет, который представляет значительную угрозу для любого истребителя четвертого поколения, с которым он сталкивается, или для любого истребителя пятого поколения, к которому ему удается приблизиться.

Это истребитель с ЭПР больше, чем у некоторых самолетов-невидимок, от 0,1 до 1 кв.м. Несмотря на это, Су-57 является сложным для противника самолетом благодаря тяге в 70 000 фунтов и активному радару с электронным сканированием. Истребитель также имеет возможность IRST, которая позволяет ему идентифицировать и нацеливаться на противников-невидимок, которые не появляются на радарах.

Это единственный истребитель пятого поколения с 3D-управлением вектором тяги. В отличие от F-22 и некоторых J-20, которые ориентируют тягу вверх и вниз, Су-57 может ориентировать тягу в любом направлении. Поэтому Су-57 может выполнять воздушные маневры, которые не снились другим самолетам.

Единственное, что портит общую картину этого выдающегося воздушного охотника – крайне медленные темпы выпуска.

Сhengdu J-20 «Mighty Dragon». Китай


Отличительная особенность: сотни в производстве

Уникальный силуэт «Могучего Дракона» не спутать ни с одним самолетом мира. И это несмотря на то, что со стороны США доносились яростные обвинения, что китайская разведка украла и проектные планы по F-22, и техническую документацию по МиГ 1.44 и вообще, украли все.

Учитывая, какими темпами были произведены первые 150 самолетов, действительно, выпуск современных истребителей такими темпами напугает кого угодно.

Самолет интересен, в первую очередь, своими непонятками с двигателями. На первых экземплярах стояли российские АЛ-31ФН. В СМИ публиковались статьи, согласно которым на J-20 монтировались более совершенные двигатели АЛ-31Ф-М2, но информация четкого подтверждения не получила.

Серийные самолеты пока оснащаются двигателем WS-10C, но на подходе совсем новый двигатель, с управляемым вектором тяги и пилообразным соплом для уменьшения заметности, WS-15.

Но даже без силовой установки WS-15 «Дракон» представляет собой серьезную угрозу для большинства самолетов благодаря своему радару с АФАР типа 1475 с 1856 приемо-передающими модулями. Плюс этот самолет имеет две боковых обзорных РЛС с АФАР. Самое опасное вооружение – ракеты класса «воздух-воздух» PL-15 с радиолокационным наведением. Ракеты имеют собственную бортовую РЛС с АФАР для наведения после пуска. В общем, идеальный охотник, не оставляющий шансов таким противникам, как F/A-18 «Super Hornet» и F-16 «Fighting Falcon».

Истребитель нового поколения воздушного превосходства NGAD. США.


Отличительная особенность: летит вместе с ведомыми дронами

Истребитель Next Generation Air Dominance - это опытно-конструкторская работа, направленная на замену лучшего в мире, но уже напрочь устаревшего F-22 «Raptor». NGAD не обязательно может напоминать традиционный истребитель. Согласно отчету Исследовательской службы Конгресса за 2022 год, целью программы является не просто создание еще одного истребителя, а разработка оружия, способного доминировать в воздушном пространстве. После завершения ОКР самолет может больше походить на бомбардировщик-невидимку B-21, чем на F-22.

Основываясь на рендерах, выпущенных Northrop Grumman и Lockheed Martin, которые конкурируют за разработку нового самолета, похоже, что самолет может предложить значительное увеличение малозаметности по сравнению с истребителями пятого поколения благодаря сочетанию улучшенной конструкции и новых композитных материалов, которые должны обеспечить большее электромагнитное поглощение. В отчете Исследовательской службы Конгресса также указывается, что истребитель NGAD будет иметь большую дальность действия датчиков и оружие большей дальности.

Кроме того, рядом с каждым новым истребителем NGAD будут летать беспилотные системы. Эти беспилотные летательные аппараты с поддержкой искусственного интеллекта, известные как совместные боевые самолеты или CCA, будут использоваться для атаки вражеских целей. Один из способов использования CCA — в качестве носителей дистанционно управляемых контейнеров с системами наведения, модулями радиоэлектронной борьбы или оружия.

Boeing F/А-ХХ. США


Отличительная особенность: морской самолет с боевым радиусом более 700 миль

F/A-XX является опытно-конструкторским самолетом, предназначенным для запуска с авианосцев. (Крестики означают, что самолету еще предстоит получить официальное обозначение) Истребитель-невидимка будет иметь общие модульные внутренние системы с истребителем NGAD ВВС и, как и этот самолет, будет летать вместе с беспилотниками, которые могут расширять радиус действия радара и нести дополнительные боеприпасы. Планируется, что эти истребители заменят существующий флот F/A-18 «Super Hornet» в 2030-х годах.

Подробностей об этом истребителе шестого поколения мало, но военно-морской флот настаивает на значительном увеличении скорости и дальности полета по сравнению с сегодняшними Super Hornet и F-35C, оба из которых имеют боевой радиус менее 700 миль. Военно-морской флот также хочет, чтобы новый истребитель нес более крупное и дальнобойное вооружение. Это позволило бы американским авианосцам атаковать оборону береговой линии противника, оставаясь вне досягаемости современных гиперзвуковых противокорабельных ракет, дальность действия которых превышает 1000 миль.

Shenyang FC-31 «Gyrfalcon». Китай


Отличительная особенность: первый палубный истребитель-невидимка Китая

Китайская Shenyang Aircraft Corporation представила прототип FC-31 в 2014 году, и самолет имел поразительное сходство с американским F-35. Как и в случае с J-20, США обвинили Китай в краже интеллектуальной собственности для создания FC-31. Но в отличие от F-35, который имеет только один двигатель, FC-31 будет нести два форсажных турбовентиляторных двигателя.

Сообщается, что Китай разрабатывает FC-31 для службы в составе крыльев своих авианосцев. Китай обнародовал мало подробностей о FC-31, но китайский аналитик военной авиации Фу Цяньшао сказал в интервью, что его технический уровень сопоставим с американским F-35C с точки зрения грузоподъемности, боевого радиуса, передового бортового оборудования и отличных возможностей ситуационной осведомленности. Фу также сказал, что, хотя FC-31 все еще является испытательным самолетом, он пройдет испытания на борту авианосцев в конце этого года.

Ждать недолго.

BAE «Tempest». Великобритания


Отличительная особенность: самый мощный радар, когда-либо размещенный в истребителе

Как и американские NGAD и F/A-XX, «Tempes»t является истребителем шестого поколения, который заменит существующий Eurofighter «Typhoon» к 2035 году. Если заменит.

В апреле Министерство обороны Великобритании выделило BAE Systems 822 миллиона долларов на продолжение разработки Tempest, и Великобритания надеется запустить прототип к 2027 году. Великобритания будет сотрудничать с Италией, Японией и Швецией для разработки нового истребителя.

По данным BAE Systems, он тоже будет летать вместе с беспилотниками с поддержкой ИИ. Итальянская аэрокосмическая оборонная компания Leonardo, которая разрабатывает новую РЛС для «Tempest», утверждает, что электроника может обрабатывать столько же данных, сколько интернет-трафик всего города среднего размера каждую секунду. Истребитель будет использовать электронно-оптическую инфракрасную систему нового поколения для наведения вооружений на самых скрытных противников.

Дизайнеры Tempest стремятся внедрить множество новых технологий. Одним из самых интригующих является виртуальная кабина, которая будет проецировать цифровой дисплей внутрь козырька шлема пилота, помогая ему сортировать огромные объемы данных, поступающих от беспилотников и истребителей союзников.
Вот такое видение там, за океаном.

На чем хотелось бы заострить внимание, так это на очень своеобразном подходе к оценкам. F-22 самый-самый-пресамый, лучше него не может быть ничего, только новый американский самолет. Но «Раптор» уже того, в смысле, глубоко на пенсии по причине дороговизны своего существования и полнейшего устаревания.

Вообще удивительно, как вообще у американцев язык поворачивается называть устаревший и снимаемый с вооружения самолет лучшим в мире. Логики нет совершенно.

Что касается преемников, то вот с ними все сложнее, хотя сроки более-менее внятно обозначены. От семи лет – это не так уж и много, но если вспомнить, сколько доводили до ума тот же «Раптор»…

И тут сразу очень хочется заметить, что китайские самолеты летают. И «Уголовник» Су-57 тоже, хоть и в мизерных количествах, но в небе присутствует.

Конечно, когда есть миллиарды, всегда найдется, на что их потратить. Вопрос только насколько эффективно и со смыслом.

Конечно, рано или поздно американские «чудо-литаки» полетят. В этом сомнений нет, на том стоит вся их промышленность. Вопрос только в том, что будет на тот момент в небе у других стран, и так просто ли новые американские самолеты станут повелителями небес.

Ведь вполне может получиться, как с «Раптором». То есть, на словах и цифрах лучший в мире, а на деле… А на деле все может оказаться совсем не так, как планировалось. И знаете, это, пожалуй, будет даже справедливо, на мой взгляд.
95 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    12 августа 2023 04:10
    Следующий американский истребитель-невидимка будет править небом

    Что-то подсказывает мне, что через несколько лет править небом будут беспилотники...
    1. -2
      12 августа 2023 09:47
      -Следующий американский истребитель-невидимка будет править небом.
      Если будет.
      1. -1
        14 августа 2023 13:40
        скорее, если уцелеет после попадания ЗУР 40Н6 от С-400 или С-500 на дистанции 400 км
    2. +2
      12 августа 2023 15:04
      Вот вроде бы все у Скоморохова в статьях неплохо, пишет грамотно и доступно. Цены бы ему не было (на фоне остальных, кто тут публикует), если бы не его пренбрежительно-шапкозакидательская подача материала.
      Из за подобного стиля, даже самая достоверная информация начинает выглядеть как пропаганда, и как следствие - теряет доверие любого адекватного читателя.
      Роман регулярно забывает, что его основные читатели - взрослые люди с независимым мышлением, а не внушаемые школьники. И то, что работает на школьников (или не сильно умных людей), у зрелого человека вызывает отторжение.
      Хотелось бы видеть больше объективности, рассудительности и непредвзятости в его публикациях.
      1. -3
        12 августа 2023 17:40
        Хотелось бы видеть больше объективности, рассудительности и непредвзятости в его публикациях.
        Совершенно верно!
        1. 0
          30 августа 2023 18:29
          Правильные слова. Профессионально нужно излагать материал.
      2. +1
        17 августа 2023 20:11
        Вот вроде бы все у Скоморохова в статьях неплохо, пишет грамотно и доступно.

        В данной статье отчетливо видно где автор сам излагает своё, а где перевод буржуйской саморекламы.
      3. 0
        20 августа 2023 20:14
        Так предложите вариант «адекватной», правильной подачи материала…
        Типа, Раптор реально самый крутой, круче только яйца,
        Темпест уже завтра полетит, а Фы-35 - это ж икона, а не шикарный бизнес проект, на нее молиться надо! То как он может воевать не главное. И может ли (сорри, иду следом за Скомороховым, но так и подмывает laughing )
      4. Комментарий был удален.
  2. +7
    12 августа 2023 04:56
    Есть такой двигатель - АИ-222-25, вроде его делает "Салют". Два таких ставят на Як-130. Но из одного можно сделать беспилотник массой до 5-6 т, которому нужен будет только более-менее приличный радар и хорошая система связи. Его вполне хватит чтобы унести пару Р-37М+пару Р-73 (но это конечно тяжело ему будет), либо 2-4 Р-77 + пара Р-73. Такой самолет будет стоить на порядок больше истребителя и если их наклепать в достаточных количествах то никакой стелс за полмиллиарда (вроде столько этот нгад стоить будет) не прокрадется, его массой задавят просто на аэродроме. Это не Kizilema, это я сам такое придумал!
  3. 0
    12 августа 2023 04:56
    Ведь вполне может получиться, как с «Раптором». То есть, на словах и цифрах лучший в мире, а на деле… А на деле все может оказаться совсем не так, как планировалось.

    Именно!!!
    В погоне за малой ЭПР некоторые забыли о самом главном - вооружении самолёта. Если у самолёта противника будет достаточно хорошая система обнаружения и защита от ракет, то его трудно будет взять.
    Разработка Су-57 - воодушевляет.
    Цитата: Luminman
    Что-то подсказывает мне, что через несколько лет править небом будут беспилотники...

    Что-то мне подсказывает, что средства РЭБ будут совершенствоваться и достигнут эффекта действия ЭМИ...Того самого, который при производстве ВЯВ сжигает всю электронику. Кстати, никто не отрицает, что при массовом использовании разных дронов произвести ВЯВ малой мощности для их нейтрализации не составит труда...Хотя и с некоторыми негативными последствиями...
    * * *
    Что касается «властелина неба», - мы хорошо знакомы с «властелинами звёздных войн», «покорителями Луны» и...«властелинами колец». В том числе и олимпийских, где МОК рулит.
    1. -17
      12 августа 2023 05:25
      Разработка Су-57 - воодушевляет.

      А я думал про него уже все забыли (кстати, не доведя его до серии, некие сановные болтуны объявили о его модернизации, пару лет назад была новость - поищите!)
      П.с. условные "жигули" сделать не могут (или не хотят), а всё щеки надувают (это я про наших сановников)
      1. -1
        12 августа 2023 05:47
        А я думал про него уже все забыли
        В Су - 57 на данный момент много временных, коленочных решений из-за провала импортозамещения . прежде всего, ну и в общем это почти правило для нашей промышленности, когда разработка комплектующих отстаёт от разработки проекта в целом, а то и не удаётся вовсе. Поэтому 57й, на данный момент времени, полуфабрикат с очень высоким потенциалом развития и совершенствования при этом он уже обладает весьма впечатляющими характеристиками.
        1. -10
          12 августа 2023 05:49
          уже обладает весьма впечатляющими характеристиками

          даже со старым двигателем?
          1. +5
            12 августа 2023 19:47
            Цитата: Владимир80
            даже со старым двигателем?

            Даже с двигателями АЛ-41Ф-1С , тяговых характеристик которых вполне достаточно для очень высоких ЛТХ . И отсутствие "двигателя второго этапа" - наименьшее из зол . Меня больше интересует доведённость и серийность составляющих его БРЭО . В первую очередь РЛК "Белка" , СУО , ОЛС , средства связи , шифрования и РЭБ . И если всё это уже есть и соответствует техзаданию , то и на имеющихся двигателях он может вполне себе летать и выполнять задания .
            А люльковцы похоже замахнулись слишком высоко , взяв на себя обязательства создать двигатель в весовых и габаритных параметрах АЛ-31Ф , но с тягой на форсаже до 19 500 кг.с. И даже понижение заявленной планки до 18 000 кг.с. делу не помогло . Уже несколько раз заявлялось , что двигатель "почти готов" и "вот-вот" ... а потом из самого КБ кто-то проговаривался (публично) , что они близки к достижению параметра ресурса (барабанная дробь) в 500 лётных часов .
            Для сравнения ресурс АЛ-41Ф-1С - 4 000 часов .
            похоже , что с "Изделием-30" люльковцы замахнулись на невозможное , упёршись в законы физики . Дальше повышать температуру на лопатках турбины request нельзя .
            Зато недавно заглянул в характеристики АИ-20 от старичка Ан-12 . Так там при температуре на лопатках (максимальной) 720 градусов , ресурс составляет ... 40 000 лётных часов !! При этом двигатель легко форсировался (форсированная модификация) до 5 180 л\с (Ан-8 , Ан-32 , Бе-12) .
            Так что если предельную тягу ограничить 16 000 - 17 000 кг.с. , "Изделие-30" может и покажет какой-то приемлемый ресурс . И вы знаете , даже 16 000 кг.с. этому двигателю хватит , чтоб Су-57 заиграл совершенно новыми красками . Этого будет вполне достаточно .
            А меня больше всего волнует БРЭО .
        2. 0
          12 августа 2023 06:13
          Нкт проекта самолета и отдельно его комплектующих.
          Это и Есть самолет.
        3. Комментарий был удален.
        4. 0
          30 августа 2023 18:35
          Цитата: ИВЗ
          Поэтому 57й, на данный момент времени, полуфабрикат с очень высоким потенциалом развития и совершенствования при этом он уже обладает весьма впечатляющими характеристиками.

          Хотелось бы услышать , что вас так впечатлило?!)
    2. +3
      12 августа 2023 07:13
      Цитата: ROSS 42
      Что касается «властелина неба»...

      Главная проблема в том, что на фоне общемировой деградации ВПК (а также опустошения старых арсеналов), американские авиа-космические корпорации будут получать всё больше прибыли и влияния. Уже сейчас понятно, что истребитель 5 поколения способны производить только две страны: США и РФ (по поводу КНР - всё пока очень сомнительно), а европейские мультики о 6-ке выглядят как ненаучная фантастика. А что это значит? А это значит - следующие десятилетия в мире будут править в небе всего два самолёта. Но с учетом американского экономического влияния в мире, продажи его продукта на экспорт будут в разы больше, чем нашего. Простой недавний пример: индонезийско-французский контракт на Рафали. Рафаль легче нашего 35-го, не имеет серьёзных преимуществ и минимум втрое дороже, но весьма небогатые индонезийцы выбрали не наш самолет... Политика. Поэтому, в условиях низкой конкуренции (или её отсутствия), американским самолетам гарантирован сбыт, а значит - прибыль. Уж сколько ругали F35, но по миру он расходится уверенно. А причины две: экономико-политическое давление и отсутствие конкуренции.
      1. -8
        12 августа 2023 07:59
        Причина с "Рафалем" проста - это самолет следующего поколения, по отношению к семейству Су-27.
        И естественно превосходящий его, на данный момент - это конкурент F-22, F-35, малочисленным Су-57, а вовсе не Су-35.
        1. +4
          12 августа 2023 11:16
          Нелепую чушь не пишите, Рафаэль это самолёт 4-го поколения, хоть и с довольно неплохими ТТХ, ему до 5-го поколения, как пешком до луны.
          1. -3
            12 августа 2023 18:52
            Цитата: sgrabik
            Рафаэль

            Это что за зверь?)

            Цитата: sgrabik
            Нелепую чушь не пишите, Рафаэль это самолёт 4-го поколения, хоть и с довольно неплохими ТТХ, ему до 5-го поколения, как пешком до луны.

            4 и 5 поколение - это журналистские жаргонизмы.
            А то что у него есть все черты современного самолета неоспоримо.
            Но дилетантам с ВО невдомёк).
            1. -1
              13 августа 2023 15:56
              Во первых - Рафаэль это конечно же опечатка, любой адекватный человек это сразу бы понял и не стал обращать на это внимания.
              А во вторых - я смотрю ты прямо "спец." в военной авиации, эту свою бредятину втюхивай дилетантам, но крайне нелепо думать что все вокруг глупее тебя.
              1. +1
                14 августа 2023 03:19
                Тебе есть, что сказать по факту?
                Или будут только отговорки? yes
      2. -1
        12 августа 2023 13:08
        "США и РФ (по поводу КНР - всё пока очень сомнительно)"
        У вас ошибка, РФ и КНР перепутали.
        1. +1
          12 августа 2023 15:18
          "Рапторов " очень мало - всего 120 шт. F 35 несколько сотен J 20
          многие десятки штук ,а СУ 57 ВООБЩЕ нет серийных,но самолеты 5 поколения есть только у США, РФ? и КНР.Какое интересное мышление у Автора,не правда ли?
        2. +1
          12 августа 2023 17:14
          Цитата: AdAstra
          "США и РФ (по поводу КНР - всё пока очень сомнительно)"
          У вас ошибка, РФ и КНР перепутали.

          Никакой ошибки.
          Вот что сами китайцы говорили о своём детище пару лет назад
          материала:

          Этим фактором является отсутствие на данный момент двигателей, которые способны дать истребителю J-20 сверхманевренность. Истребители эксплуатируются с российскими двигателями, есть единичные варианты новейших двигателей, созданных в Китае для новой партии J-20. Но пока эти двигатели с управляемым вектором тяги проходят испытания и пока они не пошли в серию, истребитель J-20 относить полноценно к 5-му поколению нельзя.
      3. 0
        16 августа 2023 22:23
        F-35 получают только союзники по нато и сателлиты и они же участвуют в производстве, тут вообще никакого политического давления наружу нато, давят только на союзников своих чтобы задавить внутреннюю конкуренцию. Ценник и технологии ограничивают массовые продажи всем подряд. Без всех его передовых технологий он никому не сдался даже если б был доступен всем и стал дешевле.
    3. KCA
      +2
      12 августа 2023 07:15
      Есть ещё и взрывные генератора ЭМИ, без всякого ядерного взрыва
    4. 0
      12 августа 2023 07:42
      Цитата: ROSS 42
      Что-то мне подсказывает, что средства РЭБ будут совершенствоваться и достигнут эффекта действия ЭМИ...Того самого, который при производстве ВЯВ сжигает всю электронику. Кстати, никто не отрицает, что при массовом использовании разных дронов произвести ВЯВ малой мощности для их нейтрализации не составит труда...Хотя и с некоторыми негативными последствиями...

      В пилотируемых самолетах так же вполне достаточно электроники и если ее сжечь, то пилот ничего не сможет сделать.
    5. +5
      12 августа 2023 09:05
      В погоне за малой ЭПР

      ИМХО - тут странна сама концепция. Ибо любая типа незаметность как-то мало сочетается с радаром на борту. Ибо при его включении - самолёт тут же начнёт светиться как новогодняя ёлка. Вспомним - у родоначальника всех подобных пепелацев F-117 радара на борту вообще не было, именно из этих соображений.

      А уж приносить в жертву этой новой моде основные характеристики самолёта, как манёвренность и вооружение,. как на пингвине F-35 - это вообще жесть. Особенно если учесть что типа малозаметность - штука весьма и весьма условная на сегодняшний момент. Играющая, да и то лишь в узком диапазоне, исключительно с носового ракурса. И ради этого - делать скажем недоистребитель, или недобомбардировщик? Крайне спорное решение..
      1. -1
        12 августа 2023 12:06
        Ну если вы не собираетесь вести сейчас воздушные бои в стиле этажерок первой мировой,то нынешняя "маневренность" абсолютно бестолковая вещь. И направленность на малозаметность, тут намного более полезна. Лучше,что бы радары / ракеты вас вообще не видели, чем вы будете пытаться уйти от них, исполняя фантастические пируэты,при этом ваши шансы уйти, все рано будут стремится к нулю. Нынешнее применение авиации, это запуск (сброс) заряда,при максимально возможном незаметном приближении к объекту и тут же отход. А в такой ситуации незаметность намного полезнее чем маневренность. Если вы заметили, сейчас "неуклюжие" стратеги приносят врагу намного больше проблем,чем супер маневренные 35 или 37-е, которых даже недо-ПВО Украины, просто прижала к аэродромам.
        Кстати - радар можно выключить, а включать его когда нужно.
        1. 0
          12 августа 2023 12:32
          нынешняя "маневренность" абсолютно бестолковая вещь.

          Не сказал бы.. Резкий манёвр вполне может сорвать захват головы ракеты, тем самым спася вам жизнь..

          А неуклюжие стратеги - играют ровно потому, что с ними никто и не борется, за отсутствием у противной стороны средств борьбы... Прикиньте на секунду что для нас потерять Ту-160 или для матрасников В-2...
          1. -2
            12 августа 2023 13:02
            "вполне может сорвать захват " - а может и не сорвать. А вот если вас не видят, то все наааааамного проще. Согласитесь, что лучше, что бы этого захвата не было вообще. И тогда не нужно показывать чудеса эквилибристики.
            "за отсутствием у противной стороны средств борьбы." - именно. Он их просто не видит,а когда видит не может достать. И это намного лучше, чем маневренность и именно это и работает. А вся "маневренная" авиация, у противника под прицелом и толку от неё совсем не много. Вывозят вертолёты, которые как раз используют не маневренность, а невидимость - малую высоту,складки местности и т.д.
        2. 0
          20 августа 2023 20:31
          Нынешнее применение авиации, это запуск (сброс) заряда,при максимально возможном незаметном приближении к объекту и тут же отход. А в такой ситуации незаметность намного полезнее чем маневренность.

          Таки не лучше ли, в таком случае, делать истребитель на базе С-5 или Ан-124?
          Уж десяток радаров разных диапазонов, с огромной мощностью излучения, сотен разнокалиберных ракет и тонны топлива вполне можно засунуть. Еще и пару экипажей для суточного патрулирования…
          А если еще и беспилотники подвесить …
      2. +1
        12 августа 2023 15:44
        Paul3390:
        любая типа незаметность как-то мало сочетается с радаром на борту

        Само собой напрашивается: один беспилотник из эскорта обеспечивает РЭР и РТР, ещё один — РЭП и подсветку по фронту, а пилотируемая ударная машина работает без включения излучения.
      3. +1
        15 августа 2023 10:46
        Ибо любая типа незаметность как-то мало сочетается с радаром на борту. Ибо при его включении - самолёт тут же начнёт светиться как новогодняя ёлка.

        С чего бы это? БРЛС по определению излучает достаточно узко направленным основным лучом. Да, можно фиксировать более слабые боковые лепестки, но именно для АФАР характерен очень низкий их уровень.
    6. +2
      12 августа 2023 13:06
      "Разработка Су-57 - воодушевляет."
      Воодушевлять должна разработка "су-67",
      а СУ-57 уже должен воодушевлять массовым поступлением в войска.
    7. +1
      12 августа 2023 14:08
      Объясните мне, как не специалисту: каким образом достигается "невидимость" при работающем АФАР, тем более, если им пытаются заглушить другой радар? А то получится, что если "невидимка" видит далеко (с включенным радаром), то и его видно далеко. Вот встретятся "в чистом поле" (гипотетически, больше никого нет) F-35 и Су-57, оба с неизлучающими радарами, как друг друга искать будут? ОЛС?
      И по поводу ЭПР самолетов 5-го поколения: а они известны достоверно? Пытаются судить по формам, но немалую долю в снижении ЭПР дает и покрытие, так что с чем сравнивают?
      И кроме того, сдается мне, что Су-57 с ДУ 1-го этапа ("старым" двигателем) поэффективней будет, чем F-35.
  4. +2
    12 августа 2023 04:57
    Здесь, конечно, стоит задаться вопросом, а за счет чего новый американский истребитель «всех порвет», как это принято у нас говорить.


    Отвечу за счёт чего.
    Около 40% своих затрат пин_досы обеспечивают по причине продажи своих нарисованных долларов !!!

    Обвали бакс и пин_досы в Жо...е !!!! -
    1. +6
      12 августа 2023 07:20
      Цитата: Alex20042004
      Обвали бакс

      А как это сделать? Даже самая крупная в мире китайская экономика не очень то рвется отказываться от американского доллара... И на БРИКС почему-то ребята из ФРС смотрят равнодушно. С чего бы? Ведь цели и задачи там озвучиваются ого-го - создание новой мировой валюты. Казалось бы, над долларом нависла смертельная угроза... И членов БРИКС скоро станет достаточно много, а демократорам пофиг... request
      1. -2
        12 августа 2023 07:43
        Цитата: Doccor18
        китайская экономика не очень то рвется отказываться от американского доллара

        а зачем отказываться? у них достаточно суверенная экономика, фиксированный курс... доллар для них лишь один из многих (!) способов резервирования и ведения дел!
      2. +1
        12 августа 2023 07:46
        И на БРИКС почему-то ребята из ФРС смотрят равнодушно...


        Потому что все ребята из БРИКС личные капиталы имеют не в национальных валютах, а в ... (смею предположить, сами догадаетесь в каких)
        1. 0
          12 августа 2023 08:11
          Цитата: АА17
          Потому что все ребята из БРИКС

          Вот и возвращаемся к первому вопросу: "Как это сделать?", если никому это собственно не нужно...
      3. 0
        12 августа 2023 12:21
        В современной экономической парадигме - никак, так как все измеряется долларами, а их у американцев много и кто больше всего им ништяков продал тот и молодец.
  5. -2
    12 августа 2023 05:05
    Вообще удивительно, как вообще у американцев язык поворачивается называть устаревший и снимаемый с вооружения самолет лучшим в мире. Логики нет совершенно.

    А мне удивительно, что вам удивительно. А в чем они собственно неправы? Он настолько устаревший, что по многим ТТХ его до сих пор никто не догнал)))
    От семи лет – это не так уж и много, но если вспомнить, сколько доводили до ума тот же «Раптор»…

    А сколько доводят Су-57? и напомните какие сроки обещали?
    Конечно, когда есть миллиарды, всегда найдется, на что их потратить. Вопрос только насколько эффективно и со смыслом.

    SSJ-100 - 200+ лярдов зеленых чтобы сделать самолет на 90%+ из импорта?
    Ил-112B - в трубу и самолет и деньги
    Конечно, рано или поздно американские «чудо-литаки» полетят. В этом сомнений нет, на том стоит вся их промышленность. Вопрос только в том, что будет на тот момент в небе у других стран, и так просто ли новые американские самолеты станут повелителями небес.

    Ответ очевиден. 6 и 5 поколение у них против 5 у некоторых и 4++++++ у всех остальных. И кто же это будет править небом?
    Ведь вполне может получиться, как с «Раптором». То есть, на словах и цифрах лучший в мире, а на деле… А на деле все может оказаться совсем не так, как планировалось. И знаете, это, пожалуй, будет даже справедливо, на мой взгляд.

    А на деле Рома ты можешь сказать кто был ЛУЧШИМ в период длинной полтора десятка лет+, ДО Су-57? и китайских условных 5х?)))
    1. +2
      12 августа 2023 08:18
      Цитата: JD1979
      SSJ-100 - 200+ лярдов зеленых чтобы сделать самолет на 90%+ из импорта?

      Пруф?
      Вы врите, но не завирайтесь.
      Стоимость программы разработки ≈ 44 млрд рублей, по некоторым оценкам — около 100 млрд рублей
      1. +1
        12 августа 2023 15:31
        Сотка Суперджет, это на 99,9% тупо купленный Дорнье 728. Их оригинальная разработка обошлась им в 1.7 млрд.. долларов, а наши якобы на "разработку" просто уже готового купленного самолета, потратили - 3.3 млрд. долларов. Вот так надо "разрабатывать".
        1. 0
          16 августа 2023 22:54
          сказки только рассказывать про 99 процентов не надо. Его считали по новой а потом за нова испытывали. Если б купили готовый на 99% то только салон бы поставили и полетели.
          Да, по максимуму использовали готовые узлы и изделия как все делают для ускорения процесса ввода в строй. Ну, и прокололись на этом, думали же встраиваемся в мировую экономику...
  6. +4
    12 августа 2023 05:06
    А на деле наши американские партнеры постоянно тренируются в небе на своих оппонентах. Китайские товарищи молодцы в плане объемов выпуска, но отсутствие боевого опыта - это существенный минус.
  7. +8
    12 августа 2023 05:17
    Следующий американский истребитель-невидимка будет править небом
    belay Сколько их было, претендентов. Не надоело? fool Хрень полная... контроль! ПВО + космические силы = обнуление повелителей. Даже богов свергали с пьедесталов. request
  8. 0
    12 августа 2023 05:20
    Ага! И стоимость его в золотых слитках будет весить больше веса истребителя! Вау!
  9. +5
    12 августа 2023 05:38
    Автор поленился перевести фунты тяги в килограммы))))
    1. +3
      12 августа 2023 08:20
      Цитата: Умник
      Автор поленился перевести фунты тяги в килограммы))))

      Он не умеет.
      Зато не только в боевой авиации, он во всем эксперт.
  10. +1
    12 августа 2023 05:39
    стоимость его в золотых слитках будет весить больше веса истребителя

    важен результат, считать гроши - это для колоний и папуасов задача...
    вот Ф35 весьма недешёвый самолет, однако сша обеспечили его покупку во всех странах-сателлитах! (и даже у Польши будут Ф35)
    1. 0
      15 августа 2023 10:52
      вот Ф35 весьма недешёвый самолет

      не дороже других современных самолетов.
  11. +1
    12 августа 2023 06:05
    Цитата: Alex20042004
    по причине продажи своих нарисованных долларов !!!
    Обвали бакс

    Ну тут простой механизм - когда рубль летит на дно, всем очень хочется сохранить свои деньги. А нарисованный и ничем не обеспеченный бакс со своим госдолгом почему-то в разы стабильнее рубля. Вот и получается, что насильно впихивать доллар никому и не надо.
    Зато теперь удобно курс считать - просто домножай на сто
    1. -2
      12 августа 2023 07:38
      Зато теперь удобно курс считать - просто домножай на сто

      ничего, эля постарается, поэтому всем надо подтягивать арифметику, придется и на 120 и на 150 умножать... в конце концов байден еще в прошлом году приказал - за доллар давать 200 рублей, а наши квн-щики смеялись, шутили...
  12. -2
    12 августа 2023 06:07
    Специально для фанатов 10 ав по 100000 ви и суперневидимок-турист на 3х колесном велосипеде с 20 дронами и 20 лимонками даст результат. Целую авиабазу или командование мо государства.
    Это не скоморохову, а фсб{защита} и гру{нападение}.
  13. +2
    12 августа 2023 07:23
    По сабжу тут уже расписали довольно, а лично меня в материале резанули речевые ошибки. Редактура хромает и портит всё впечатление от серьёзной, в общем-то, темы.
  14. +1
    12 августа 2023 07:45
    Не знаю, как на деле, а реклама у американцев работает хорошо.
  15. +1
    12 августа 2023 08:02
    BAE «Tempest». Великобритания
    / Ну, а где европейский FCAS?
  16. -4
    12 августа 2023 08:09
    Истребитель нового поколения воздушного превосходства NGAD. США.
    Отличительная особенность: летит вместе с ведомыми дронами

    Не летит, а только полетит, если полетит, а вот СУ 57 уже летит
    вместе с ведомыми дронами
  17. BAI
    +1
    12 августа 2023 08:28
    тяге в 70 000 фунтов

    Статья по иностранным источникам
  18. -3
    12 августа 2023 08:30
    Я отдаю первое место концепции Су57 good стелс и рэб вполне возможно сделают загоризонтеый бой невозможным (самолет и так не видно, да ещё помехи мешают) и сбивать придется в собачей свалке и тут Су57 будет круче всех! angry
    БПЛА врядли в обозримом будущем будет способен к воздушному бою, их ниша ударные миссии и ключевой смысл снизить стоимость ударной платформы! bully
    1. +1
      12 августа 2023 11:40
      Цитата: Eroma
      стелс и рэб вполне возможно сделают загоризонтеый бой невозможным (самолет и так не видно, да ещё помехи мешают)


      Самолеты сейчас становятся комплексным видом техники - один пилотируемый военный борт, вертолет, в большей степени или самолет - сопровождает и "ассистирует" ему, набор роботов.
      А научить таких роботов производить автоматические пуски противолокационных снарядов, ракет и бомб - очень легко. Ещё одним полезным, для них, применением может быть функция топливозаправщика и функция мощного летающего радара и постановщика помех.
      Даже невоенном применении они могут быть очень полезны. Например - известны неоднократные случаи столкновения гражданской авиации с горой - но ведь такие случаи можно предупредить, если комплектовать самолеты ГА беспилотником-лидером, за которым, по проверенному и безопасному маршруту, следует пассажирский самолет. И такой беспилотник-лидер или их набор может выполнять функцию разведчика погоды, транспортировать багаж (освободив объемы основного самолета), летающего радара и дистанционного автопилота и т. д. Можно отказаться от части пилотируемых рейсов в сложных метеоусловиях - от того что авиапочту, багаж или груз доставит робот, хуже не будет.
      1. 0
        20 августа 2023 22:04
        Даешь всю боевую авиацию на базе Русланов!
        Ну а чего? Тарелку радара, куча топлива, большая грузоподъемность (ракет можно напихать до… ну, короче, по пояс будет)
        Если в радар впихнуть невыносимую энергетику, а с такими габаритами это раз плюнуть - будет шикарный «истребитель», к нему подлететь ближе чем на полтыщи верст никакой стелс не сможет. И боезапаса, на все региональные ВВС супостата…
  19. 0
    12 августа 2023 09:01
    Вся эта игра в "поколения" пятое-шестое-седьмое не более чем рекламная шумиха, типа наклеек на старокитайских магнитофонах "500w".
    А ставка на "невидимость" самолета порочна изначально, и когда все подчинено ей, то такой литак будет ущербным в всех иных параметрах, а "невидимость" - она как девственность, быстро пройдет.
  20. 0
    12 августа 2023 09:15
    Если кто то правит домом - он зовётся управдомом.
    А вот управнебом... ?
    Ну небом то могут по править. А самолётами иных стран, ракетами, случайными отражениями солнечных лучей от вогнутых зеркальных конструкций?
  21. -1
    12 августа 2023 09:50
    Следующий американский истребитель-невидимка будет править небом

    Это из серии "как владеть миром не привлекая внимания санитаров"?
    В голивуде ещё и не то снимут. fellow yes laughing
  22. +4
    12 августа 2023 10:57
    Странно, почему автор приклеил ярлык «безнадежно устаревшего» F-22. Да, он давно в небе, но там есть все, что о 5 поколении: низкая заметность, крейсерский сверхзвук, РЛС АФАР, сетецентричность и тд. Секретность технологий этого самолета такова, что полосатые не пускают его воевать туда, где есть риск захвата. Ибо даже обломки могут о многом рассказать. Что касается 6 поколения, то ясно, что шпаги скрестят полосатые и КНР, ну а Россия приедет на мероприятие с некоторым опозданием, лет на 5. Все остальные будут в ближайшие 10 - 15 лет ломать голову, как сделать 5 поколение. И не все доедут до конечной станции. Ибо не только деньги…
  23. +1
    12 августа 2023 11:35
    Отличная обзорная статья. Роман, спасибо. good
    Небольшая ремарка. Сильная электроника борта -- это, с одной стороны, зер гут! а с другой стороны - ахиллесова пята ЛА. Потому как электромагнитному импульсу все равно что жечь: ламповую фигню или супер-пупер навороченную БРЭО на тонких графеновых лентах с микрочипами в 2нм... Они еще более уязвимы. чем чипы техпроцесса 130 нм, которые таки летают в космос...
    АГА.
    1. 0
      26 сентября 2023 11:05
      Говорят от 60нм и выше в космосе нормально себя чувствуют
  24. +2
    12 августа 2023 11:58
    Цитата: ROSS 42
    Разработка Су-57 - воодушевляет.

    Насколько я знаю эту "тему" уже разрабатывают БОЛЕЕ 20 лет(пр.с.2001 г.).Выпускают с двигателем 4 поколения(тактично называют двигателем первого этапа),и по чайной ложке.Когда поставят штатный-неизвестно.
    У Китая похожая проблема-у них либо наши двигатели,либо клоны.Как с авиационными сплавами в двигателях не в курсе.Будут проблемы с ресурсом.
    Я не Ванга,но кажется,что штатники новый самолет выкатят,пока мы Су-57 до ума доведем.Так его еще надо выпускать в товарных количествах. hi
  25. 0
    12 августа 2023 12:14
    Конечно полетит: но в своё время...
  26. +2
    12 августа 2023 12:47
    А где же Су-75? С такой помпой презентовали. А, ну да.
    1. +1
      12 августа 2023 13:32
      Су75 презентовали в первую очередь как экспортную машину hi причем в финансировании окр участвукт иностранный инвестр. Типа международный проект. То что его решили создавать для России, я так понимаю вынужденная мера, что бы инвестора не подвести. Су75 кроме более интересной цены иных преимуществ над Су57 не имеет
      1. 0
        20 августа 2023 22:10
        А цена, простите??!
        Глядишь и достойный потомок Миг-21 нарисуется
  27. +1
    12 августа 2023 13:15
    Цитата: Huggi
    А где же Су-75? С такой помпой презентовали. А, ну да.

    Скрипач не нужен. laughing hi
  28. 0
    12 августа 2023 13:16
    Цитата: alexoff
    Такой самолет будет стоить на порядок больше истребителя ...

    имели в виду "меньше"?
  29. 0
    12 августа 2023 13:43
    Вода, вода, вода...
    еслиб Автор просто сравнил бы данные самолетов и моделей и обозначил логику - почему так , а не иначе, было бы лучше...

    А реале - Раптор да, хорош. Но его стелс покрытие на сверхзвуке слишком дорогое для эксплуатации.
    Ф35 - маленький истребитель-бомбер. По размеру горадо меньше нашего СУ34, а груза берет почти столькоже. У стелс- покрытия подобные проблемы, но уже меньше.
    Сверхманевренность СУ57 - на сколько она пригодится на высоких скоростях? А эффект стелс засекречен, но индийцы отказались от Су и из за него (и кабину тогда "забыли" оснастить). По оговоркам на Звезде - на стелс упор совсем не делался...

    Су 75.... не будем перемогать.
    Китайцы... просто развиваются.

    А 6-е поколение.... посмотрим. Амеры уже выкатывают макет, в отличие от Су 75.

    Шах и Мат?
  30. +1
    12 августа 2023 17:38
    Странная статья; несмотря на успехи, китайцы пока находятся в роли догоняющих. У нас прорывных достижений на данный момент не наблюдается...
  31. -1
    12 августа 2023 19:14
    Дурень думкой богатеет!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
  32. +2
    12 августа 2023 20:11
    А про "японца" не написали , и про "корейца" тоже :-)
    У американцев сильной проектной стороной всегда была опора на современные качественные материалы и электронику , на надежность электронных систем (это не касается ПО ,я специально это подчеркну) - вероятно, они сохранят эту сильную сторону и в дальнейшем.
    Со времен "манхэттенского проекта" у них идея-фикс ,получить качественно иного уровня преимущество над противниками, уйти в технологический отрыв так сказать. И с тех же времен они готовы вбухивать в это миллиарды , вот только беда в том, что с тех пор и противники несколько больше стали задумываться о такой же парадигме мышления. Так что ,вполне возможно что американский "ноу-хау инновационный подход" может срубить под корень чей-то иной инновационный подход по обнаружению или борьбе с аэродинамическими целями.
  33. -1
    12 августа 2023 21:12
    Идея летучего комплекса подкупает по системе Самолет-беспилотники-земля-космос.Беспилотники как слуги самолета,охраняют,оповещают и уничтожают врагов хозяина,самолета с ИИ.
  34. -1
    12 августа 2023 23:53
    После такого заголовка статью читать - себя не уважать.
  35. 0
    13 августа 2023 04:13
    Цитата: alexoff
    Такой самолет будет стоить на порядок больше истребителя и если их наклепать в достаточных количествах то никакой стелс за полмиллиарда (вроде столько этот нгад стоить будет) не прокрадется, его массой задавят просто на аэродроме.


    Больше будет стоить или меньше?
  36. 0
    13 августа 2023 06:44
    Есть ощущение некоторого если не тупика, то поиска новых форм существования истребителей как класса. Числом меньше, защиты реальной или мнимой больше, а в целом выходит дороже со снижением общей ударной силы. Бомбардирощикам дали длинные руки и успокоились, а тут, с появлением гиперзвуковых ракет, уповать на осведомленность можно только разве в плане неотвратимости. Короли, как потенциально вымирающий класс не очень впечатляют, хотя и красуются совершенством форм.
  37. +1
    13 августа 2023 14:20
    Главное отличие истребителя 5-го поколения от 4-го вовсе не в ТТХ которые в принципе не меняются с 70-х годов прошлого века, а в способности взаимодействовать между собой и даже другими родами войск в едином информационном пространстве. Т.е самолёт, находящийся во враждебном воздушном пространстве может получить целеуказания от другого истребителя, самолёта ДРЛО, БПЛА или наземного корректировщика. Затем в считанные минуты ввести полученные данные в бортовой комплекс вооружения и отработать как по воздушной цели, так и по наземной или надводной.
  38. -1
    13 августа 2023 17:17
    Уважаемый Роман Скоморохов! А вы, разве не в курсе, что,уже, один летательный аппарат, "звездно - полосатых", "правит небом", правда, в границах США... Это я про F-35....Про "другие "небеса" - там, всё, значительно скромнее и прозаичнее.... Позволю, себе, заметить, что повторение судьбы F-22 и F-35, уже" заложено", в саму концепции, будущей американской "авианеведимки"... Грех не "попилить", на скорую руку, такой грандиозный бюджет, предполагаемы на разработку такого "вундер - ваффен".
  39. +1
    17 августа 2023 16:08
    к этой статье, еще бы статистику - сколько они тратят на исследовательские работы? - чтобы у нас было понимание на сколько мы отстаем (ни для кого не секрет, что всЁ что сейчас летает имеет корни из СССР!)?
  40. 0
    20 августа 2023 22:22
    Следующий американский истребитель-невидимка будет править небом

    Это намёк на то, что нынешний - доминирует и угнетает ангары.
  41. 0
    21 августа 2023 10:30
    Хватит писать и переписывать чушь всякую, у любого сверх современного самолёта будет двигатель, который будет выделять кучу тепла и излучения ик, поэтому появятся фотонные радары и ракеты и их также будут сбивать, венец развития это Су-35, даже Су-57 лишнее, ну возможно Су-75 пойдёт в серию, все остальное излишнее, тк массовое применение дронов с электромоторчиками создаст такие проблемы, что никакой стелс истребить их не решит.
    Вот я бы развивал Герань1 на электротяге, даже с дальностью 100-150 км это будет вудервафля, которая будет не позубам даже нашей пво, еще бы можно верхнюю часть с солнечными панелями сделать для дневного боя.
  42. 0
    15 сентября 2023 14:38
    Следующее поколение локаторов стоимостью в 100-1000 раз дешевле снимет все вопросы с "невидимкой"(может кто то и помнит-" человека невидимку" просто затравили собаки....)
  43. 0
    29 сентября 2023 00:05
    Амбиции Наглосаксов и последний пук дряхлеющего гегемона


    Передрано один в один с Камеди клаба. Куда смотрит редакция?
  44. fiv
    0
    30 сентября 2023 18:34
    Хотя все тут владеют в достаточной мере арифметикой (кроме меня, наверное)) ), хотелось бы тягу видеть в кгс, кН или тс, и дальность в км. Фунты и мили - для тех, кто с ними живет с детства. И , кстати, десяток тысяч кВт тепла из двигателя никуда не денешь, невидимка будет светиться, как елка. Невидимок, когда их станет много, будут ловить совсем другой техникой
  45. 0
    4 октября 2023 00:57
    Мне уже доводилось читать, что небом будет править F-35.......
  46. Комментарий был удален.