Проект летающей подводной лодки

10
Проект летающей подводной лодки


В 1934 году курсант ВМИУ им. Дзержинского Б.П.Ушаков представил схематичный проект летающей подводной лодки (ЛПЛ), который впоследствии был переработан и представлен в нескольких вариантах для определения остойчивости и нагрузок на элементы конструкции аппарата.

В апреле 1936 года в отзыве капитана 1 ранга Сурина указывалось, что идея Ушакова интересна и заслуживает безусловной реализации. Через несколько месяцев, в июле, полуэскизный проект ЛПЛ рассматривался в Научно-исследовательском военном комитете (НИВК) и получил в целом положительный отзыв, содержавший три дополнительных пункта, один из которых гласил: «...Разработку проекта желательно продолжать, чтобы выявить реальность его осуществления путем производства соответствующих расчетов и необходимых лабораторных испытаний...» Среди подписавших документ были начальник НИВКа военинженер 1 ранга Григайтис и начальник кафедры тактики боевых средств флагман 2 ранга профессор Гончаров.

В 1937 году тема была включена в план отдела «В» НИВКа, но после его пересмотра, что было очень характерно для того времени, от нее отказались. Вся дальнейшая разработка велась инженером отдела «В» воентехником 1 ранга Б.П.Ушаковым во внеслужебное время.

10 января 1938 года во 2-м отделе НИВКа состоялось рассмотрение эскизов и основных тактико-технических элементов ЛПЛ, подготовленных автором, Что же представлял собой проект? Летающая подводная лодка предназначалась для уничтожения кораблей противника в открытом море и в акватории морских баз, защищенных минными полями и бонами. Малая подводная скорость и ограниченный запас хода под водой ЛПЛ не являлись препятствием, так как при отсутствии целей в заданном квадрате (районе действия) лодка могла сама находить противника. Определив с воздуха его курс, она садилась за горизонтом, что исключало возможность ее преждевременного обнаружения, и погружалась на линии пути корабля. До появления цели в точке залпа ЛПЛ оставалась на глубине в стабилизированном положении, не расходуя энергию лишними ходами.

В случае допустимого откло нения неприятеля от линии курса ЛПЛ шла на сближение с ним, а при очень большом отклонении цели лодка пропускала ее за горизонт, затем всплывала, взлетала и вновь готовилась к атаке.

Возможное повторение захода на цель рассматривалось как одно из существенных преимуществ подводно-воздушного торпедоносца перед традиционными субмаринами. Особенно эффективным должно было быть действие летающих подводных лодок в группе, так как теоретически три таких аппарата создавали на пути противника непроходимый барьер шириной до девяти миль. ЛПЛ могла проникать в темное время суток в гавани и порты противника, погружаться, а днем вести наблюдение, пеленгование секретных фарватеров и при удобном случае атаковать. В конструкции ЛПЛ предусматривались шесть автономных отсеков, в трех из которых помещались авиамоторы АМ-34 мощностью по 1000 л.с. каждый. Они снабжались нагнетателями, допускавшими форсирование на взлетном режиме до 1200 л.с. Четвертый отсек был жилым, рассчитанным на команду из трех человек. Из него же велось управление судном под водой. В пятом отсеке находилась аккумуляторная батарея, в шестом – гребной электромотор мощностью 10 л,с. Прочный корпус ЛПЛ представлял собой цилиндрическую клепаную конструкцию диаметром 1,4 м из дюралюминия толщиной 6 мм. Помимо прочных отсеков, лодка имела пилотскую легкую кабину мокрого типа, которая при погружении заполнялась водой, При этом летные приборы задраивались в специальной шахте.

Обшивку крыльев и хвостового оперения предполагалось выполнить из стали, а поплавки из дюралюминия. Эти элементы конструкции не были рассчитаны на повышенное внешнее давление, так как при погружении затапливались морской водой, поступавшей самотеком через шпигаты (отверстия для стока воды ). Топливо (бензин) и масло хранились в специальных резиновых резервуарах, располагавшихся в центроплане. При погружении подводящая и отводящая магистрали водяной системы охлаждения авиамоторов перекрывались, что исключало их повреждение под действием давления забортной воды. Для предохранения корпуса от коррозии предусматривалась окраска и покрытие лаком его обшивки. Торпеды размещались под консолями крыла на специальных держателях. Проектная полезная нагрузка лодки составляла 44,5% от полного полетного веса аппарата, что было обычным для машин тяжелого типа.

Процесс погружения включал четыре этапа: задраивание моторных отсеков, перекрывание воды в радиаторах, перевод управления на подводное и переход экипажа из кабины в жилой отсек (центральный пост управления).


Летно-тактические характеристики ЛПЛ:


Экипаж, чел. - 3
Взлетная масса, кг - 15 000
Скорость полета, уз. (км/ч) - 100 (~200)
Дальность полета, км - 800
Потолок, м - 2 500
Кол-во и тип авиамоторов - 3xAM-34
Мощность на взлетном режиме, л.с. - 3x1200
Макс. доп. волнение при взлете/посадке и погружении, баллы - 4-5
Подводная ск-ть, уз - 2-3
Глубина погружения, м - 45
Запас хода под водой, миль - 5-6
Подводная автономность, ч - 48
Мощность гребного мотора, л.с. - 10
Продолжительность погружения, мин - 1,5
Продолжительность всплытия, мин - 1,8

Вооружение:

- 18-дюйм. торпеда, шт. - 2
- спаренный пулемет, шт. - 2
    Наши новостные каналы

    Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

    10 комментариев
    Информация
    Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
    1. +3
      2 февраля 2013 10:13
      Оригинальная мысль,но по тем временам трудная задача для производства
      1. kipr12s
        +1
        2 февраля 2013 11:04
        Сейчас вообще невозможно. Другой вопрос нужно ли вообще...
        1. +3
          2 февраля 2013 11:45
          Желательно что бы в космос выходил, хотя бы в ближний...
          1. +2
            2 февраля 2013 14:44
            Ну если сделать подводный экраноплан, то в общем и не фантастика.
            1. +2
              2 февраля 2013 17:16
              Понятно, когдато подлодки с характеристиками например Тайфуна были фантастикой, но тем не менее....
          2. +1
            2 февраля 2013 17:32
            Цитата: klimpopov
            Желательно

            Уже есть , уфологи не раз выкладывали видео wink
        2. 0
          2 февраля 2013 17:20
          Цитата: kipr12s
          Сейчас вообще невозможно

          сейчас всё воможно

    2. Kortik
      +1
      2 февраля 2013 12:28
      И чё тока наши не придумают.
      1. AK-47
        0
        2 февраля 2013 20:39
        Цитата: Kortik
        И чё тока наши не придумают

        И не только наши.

        "Агентство перспективных разработок министерства обороны США (DARPA) начало работы по созданию самолета, способного не только летать, но и плавать, а так же погружаться под воду как подводная лодка. Грузоподъемность аппарата составит около тонны, а в кабину поместиться 8 человек.
        Для чего это может понадобиться? Прежде всего для групп спецназа, который может быть скрытно высажен в прибрежных районах. После перелета (до 2 тысяч километров), летающая подлодка сядет на воду и может пройти до 200 километров в роли катера или же погрузиться под воду (в таком положении аппарат сможет пройти до 20 километров). Высадив людей в заданном месте, самолет-амфибия будет дожидаться возвращения группы в течении нескольких дней, находясь в надводном или подводном положении. Затем так же покинет район операции."
        1. +1
          3 февраля 2013 01:31
          Агентство перспективных разработок министерства обороны США (DARPA) таким образом оприходует кругленькую сумму выделенную на разработки и на этом все закончится.
          Невозможно сделать универсальную машину, которая будет качественно выполнять поставленные перед ней задачи.
    3. +3
      2 февраля 2013 15:36
      Сейчас это возможно. Но смысла нет. Глубоко не погружится, большая шумность итого: быстрая гибель.
    4. +1
      4 февраля 2013 00:36
      Люди, в головах которых рождаются подобные идеи, как раз и являются двигателями научно-технического прогресса.
    5. +1
      4 февраля 2013 10:07
      Все больше вСССР охота!
    6. 0
      4 февраля 2013 10:24
      Понимаешь что для таких людей самолет с вертикальным взлетом придумать раз плюнуть!
    7. busido4561
      0
      20 февраля 2013 12:42
      Для десантных войск является нужным средством для достижения поставленных боевых задач.

      Кроме того, появились бы новые горизонты по осовению и развитию новых технологий в данном направлении.

    «Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

    «Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»