Загадка отечественной автоистории: первый советский легковой

29
Загадка отечественной автоистории: первый советский легковой

«…Вредители есть и будут, пока есть у нас классы, пока имеется капиталистическое окружение. Но это значит, что коль скоро значительная часть старой технической интеллигенции, так или иначе сочувствовавшая ранее вредителям, повернула теперь в сторону советской власти, активных вредителей осталось небольшое количество, они изолированы и должны будут уйти до поры до времени в глубокое подполье…»

Из речи И. В. Сталина, произнесенной 23 июля 1931 года.

«…1) развал нашего автомобилизма в настоящее время является актом общепризнанным…»

Из доклада начальника командования автоотдела НКПС тов. Литвина от 15 марта 1921 года.



Первый этап постройки первых советских легковых автомобилей


Начальники советского автопрома в своих юбилейных речах никогда не упоминали, что первый легковой автомобиль, самостоятельно изготовленный в Стране Советов, был сделан на доставшемся большевикам от прежнего режима бывшем «Московском автомобильном заводе Русско-Балтийского вагонного завода», заложенном (но недостроенном) еще в 1916 году в Филях под Москвой, где использовались станки и оборудование, эвакуированные после начала Великой войны из Риги.

26 ноября 1918 года завод был национализирован и в феврале 1919 года передан в ведение учрежденного при отделе металла ВСНХ Главного правления государственных автомобильных заводов (Автозав), назначенного ответственным за автомобилестроение Советской Республики. Но уже в конце года «в связи с невозможностью наладить серийное производство автомобилей» завод был передан в ЦАС Промвоенсовета ВСНХ. В документах 1920 года он проходит как 2-й Государственный автомобильный завод и относится к «ударной группе оборонных предприятий».

23 апреля 1921 года завод передали в ведение ЦУГАЗ Отдела металла ВСНХ. Затем в конце 1921 года он был передан в ведение Управления начальника Бронесил РККА и переименован в 1-й автобронетанковый завод, а с 1 января 1922 года – в 1-й Броневой танко-автомобильный завод (1-й БТАЗ).

Трудовой путь завода, как и многих советских предприятий тех лет, был труден и тернист. Сначала он занимался капитальным ремонтом бронемашин и танков, но в итоге был перепрофилирован и стал большим авиазаводом.

На нём еще с царских времен залежалось 300 комплектов деталей, предназначенных для производства легкового автомобиля «Руссо-Балт» модели С 24/40.

И вот однажды кому-то из руководителей предприятия пришла в голову дельная идея собрать из имеющихся комплектов деталей небольшую партию легковых машин для проверки рабочих чертежей и выявления возможности приспособить автомобили под бронировку с перспективой наладить выпуск однотипных броневых и вспомогательных автомобилей для РККА.

С целью реализации сей затеи в августе 1921 года в Филях началась постройка первых в Республике Советов легковых автомобилей собственного производства.

Однако дело шло как-то ни шатко ни валко (видимо, из-за скрытых вредителей), и только через год 8 октября 1922 года из ворот завода выкатил первый советский легковой автомобиль, по инерции называвшийся «Руссо-Балт» (встречается и наименование «Русско-Балт»), хотя правильнее было бы его назвать «Бронетаз».

Впрочем, название хорошо отражало действительность – несмотря на незначительные конструктивные изменения, машина по сути являлась копией модели «Руссо-Балт» образца 1916 года.

Газеты по этому поводу гордо писали:

«…Все детали автомобиля, за исключением подшипников и карбюратора, были изготовлены у нас в стране из отечественных материалов…»

Это был большой шестиместный автомобиль с трехдверным кузовом типа «торпедо», длиной при поднятом тенте около 4 500 мм и шириной 1 650 мм.


Колесная база составляла 3 200 мм; ширина колеи – 1 365 мм; минимальный дорожный просвет 270 мм.

Мотор стоял 4-цил. объемом 4,5 л, развивающий (по данным испытания НАМИ) около 39 л. с. при 1 300 об/мин. Но передаточные числа 4-ст. коробки скоростей плохо сочетались с передаточным числом главной передачи, равным 3, и в совокупности совсем не сочетались с внешней скоростной характеристикой двигателя.

В результате автомобиль, масса которого при полной загрузке составляла 2 200 кг, вяло разгонялся и на прямой передаче не мог преодолеть подъем свыше 1,5 %. А его максимальная скорость на этой передаче составляла 43 км/ч (при скорости на более низкой передаче 73,5 км/ч).

Огромным техническим прорывом стало введение электрогенератора, что позволило заменить дореволюционные керосиновые фары на современные электрические, а на некоторых машинах даже установить дополнительную фару-искатель.

Машина комплектовалась красивыми колесами с прикрывающими деревянные спицы блестящими металлическими колпаками и снабжалась отечественными пневматическими шинами бывшего Товарищества Российско-Американской Резиновой Мануфактуры «Треугольник» модели «Елка», стоившими до революции 30–35 коп. за штуку.


В те годы даже в Москве по улицам ежедневно скакали сотни лошадей, поэтому на мостовых повсюду валялись вылетавшие из подков гвозди, и проколы шин были для шоферов сущей мукой. Дабы облегчить им жизнь на правой подножке был установлен двухгнездовой шинодержатель, а за ним небольшой инструментальный ящик.

Чтобы новоявленный пролетарский автомобиль при первом взгляде не путали с допотопным буржуйским «Руссо-Балтом», спереди установили бампер в виде трубы, держащейся на двух кронштейнах, и нанесли специальную эмблему на соты радиатора, представляющую собой затейливый графический ребус, где при наличии воображения можно было угадать буквы А, Б, Т и З.


А на крышку коробки скоростей прикрепили дополнительную закрывающую большое круглое отверстие крышку с молотом, серпом, традиционным призывом к пролетариям всех стран соединяться, а также с наименованием завода-изготовителя и названием модели:


И хотя на табличке было совершенно четко прописано, что модель называется «тип «С» 24–40», авторы некоторых публикаций ее упорно именовали «Промбронь».

В действительности это слово обозначало и не модель, и не марку, а являлось сокращенным наименованием объединения фабрично-заводских предприятий броневого ведомства РСФСР, возглавляемых председателем правления, коим являлся начальник управления бронесил РККА. С начала 1922 года в ПРОМБРОНЬ (помимо прочих) входил и 1-й БТАЗ.

Большевики обожали придумывать сокращения громоздких названий своих учреждений. В результате возникали как интуитивно понятные обывателям аббревиатуры, например – ПРОМСВЯЗЬ или ПРОМВОЗДУХ, так и совершенно непонятные типа ПОГАРЗ, ЦУГАЗ, а также сложно выговариваемые, как например ВСНХ, или пугающие своей громоздкостью вроде ЦУПВОСО или ЦЕПВМОРЗ.

На этапе сборки рабочие изготовили красивый кузов стального цвета, экипировали его выдвижным столиком и другими предметами сервиса, никелировали радиатор, окантовку фар и отдельные элементы кузова, и 8 октября 1922 года в торжественной обстановке преподнесли автомобиль в дар председателю ВЦИК М. И. Калинину.



После произнесенных по этому случаю торжественных речей шофер завел мотор и под аплодисменты присутствующих на показе рабочих и красноармейцев покатал Михалваныча по территории Московского Кремля. По окончании мероприятия дорогой подарок уехал к месту службы в гараж ВЦИК.

Несмотря на огромное количество деталей, позволяющих изготовить несколько сотен машин, дело по сборке первого советского бывшего буржуйского как-то не заладилось.

После выпуска «пробной» партии из 5 автомобилей рабочие уже отсортировали комплекты деталей, позволяющие собрать еще 58 машин, но тут неожиданно в конце 1922 года в соответствии с новой экономической политикой завод был отдан в концессию иностранному авиапредприятию «Юнкерс». Поэтому выпуск автомобилей на нем благополучно свернули, чтобы наладить производство более важных для страны немецких самолетов.

Второй этап постройки первых советских легковых автомобилей


Имеющийся запас автокомплектов в апреле 1923 года был перевезен на другой заложенный еще при царе, но так и не достроенный авторемонтный завод, до революции являвшийся ремонтной базой автомобильной роты, а после названный Авторемонтным заводом (Преображенским). Затем в 1920 году название сменилось на 4-й Государственный авторемонтный завод Мостранса (4-й ГАРЗ). В 1922 году предприятие было вновь переименовано теперь уже во 2-й БТАЗ (Преображенская застава) и с февраля того же года начало функционировать в составе объединения ПРОМБРОНЬ.

Новое название звучало грозно, по-боевому, но в действительности, как указывалось в одном из документов сентября 1923 года, завод «…в его настоящем виде не может быть назван заводом…», поскольку, чтобы его превратить в таковой, требовалось осуществить работы по его достройке (как минимум навести перекрытия между небольшими отдельно стоящими корпусами).

В процессе перевозки часть деталей растеряли при погрузке-разгрузке, часть повредили или разворовали невыявленные вредители, и в результате очередной сортировки, проведенной рабочими 2-го БТАЗ, было установлено, что теперь деталей хватает лишь для сборки 38 машин.

По этой причине новому заводу была поставлена ответственная задача: выпустить 10 машин. Но, видимо, и тут в трудовом коллективе орудовали скрытые вредители, потому что даже с ней завод не справился: рабочие с большим трудом собрали в 1923 году только 5 автомобилей – два легковых с открытым кузовом типа «торпедо» и три грузовых.

На этом производство первых советских легковых автомобилей, выпущенных на двух «броневых» заводах, было успешно завершено.

Два «Руссо-Балта» из первой партии вошли в мировую автоисторию, приняв участие в советском автопробеге 1923 года в составе 49 легковых автомобилей (из которых 45 были иностранного производства). Рекордов скорости они не установили и в призовые места не попали, но тем не менее благодаря усилиям шоферов и механиков все же дошли до финиша своим ходом. Вместе с ними также благополучно финишировал и однотипный «Руссо-Балт», построенный еще до революции, правда, показал при этом самое длительное время прохождения дистанции.

А 2-й БТАЗ до конца 20-х годов выполнял отдельные работы по ремонту автомобилей и изготовлению их деталей, и даже входил в список предприятий Автотреста (быв. ЦУГАЗ). Имеется упоминание, что в производственную программу треста на 1925 год была включена постройка 50 автомобилей «Руссо-Балт». Однако сведения о реализации этого намерения не встречаются.

В 1929 году 2-й БТАЗ был передан в ведение Всесоюзного автотракторного объединения, переименован в Завод № 2 и в итоге перешел на изготовление танков.

Факт выпуска советских «Руссо-Балтов» был в скором времени позабыт, и первым советским легковым автомобилем, выпущенным в СССР, в официальных документах числился НАМИ-I (1927).

P. S.


Встречаются сведения, что новоявленных «Руссо-Балтов» в Стране Советов было выпущено 27 экземпляров, но, на мой взгляд, это число сильно завышено, и, видимо, поэтому в советских автосправочниках данная модель не упоминается. А о факте выпуска этих автомобилей общественность узнала из публикаций инженера Ю. А. Хальфана (1960) и известного автоисторика Л. М. Шугурова (1969).

Сведения они получали от ветеранов автопрома, которые за давностью лет вполне могли что-то позабыть или вспомнить о том, чего не было. Поэтому приводимые в публикациях отдельные технические подробности, которые невозможно увидеть на дошедших до нас фотографиях, могут быть не верными. Соответственно и сведения о точном числе выпущенных автомобилей и их дальнейшем использовании до сих пор остаются историческим пробелом.

К счастью, фотографий сохранилось много, и они позволяют в деталях рассмотреть, как выглядел внешне этот ранний результат зарождающегося в муках советского автостроения.
29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    17 августа 2023 05:47
    Какие ужасные вредители помешали выпустить 10 авто, а вот у Форда не было вредителей повидимому
    Сколько было выпущено Форд Модель Т?
    Данная модель выпускалась до 1927 года, и всего за это время было выпущено более 15 миллионов автомобилей модели «Т».
    1. +3
      17 августа 2023 11:41
      Цитата: Читателль 2013
      а вот у Форда не было вредителей повидимому
      Сколько было выпущено Форд Модель Т?
      Данная модель выпускалась до 1927 года, и всего за это время было выпущено более 15 миллионов автомобилей модели «Т».

      Правда у Форда и завод раньше появился, по территории его страны в это время ни сражений Первой мировой и Гражданской войн не было, ему не приходилось восстанавливать свои заводы и фабрики после этой разрухи. И это американские оккупационные войска "немножко" пограбили Россию, а не наоборот. Про разницу в образованности населения, и прочего даже говорить не приходиться... Поэтому до 1927-го года заводы Форда и выпустили 15 миллионов автомобилей, и только Модели Т, не говоря про остальные. А вся российская промышленность за все предыдущие годы, перед Первой Мировой всего 6,5 тысяч, примерно как завод Рено за один предвоенный год...
    2. +4
      17 августа 2023 16:38

      Это фото из музея УГМК В.Пышма в пригороде Екатеринбурга. Шикарнейший кстати музей транспорта и военной техники.
      На фото указано год-произведенное количество- цена.
      На сегодняшний день, спустя 100!!!! лет Автоваз выпускает около 400 тыс машин в год.
    3. +3
      17 августа 2023 17:45
      Цитата: Читателль 2013
      Какие ужасные вредители помешали выпустить 10 авто, а вот у Форда не было вредителей повидимому

      У Форда была промышленность США. А у Империи и наследовавших ей большевиков - промышленность Империи. Про которую ещё до ПМВ писали, что массовое производство автомобилей развернуть в Империи невозможно из-за отсутствия отечественных материалов и компонентов, в первую очередь - сталей.

      А ещё у Форда был американский внутренний рынок. Способный массово покупать автомобили. А у нас даже до революции основным заказчиком было государство. Есть госзаказ - есть сбыт, нет госзаказа - будешь как Лесснер, прогоревший на производстве автомобилей и перешедший на выпуск торпед.
      Тот же автозавод Рябушинских появился только в 1916 и только потому, что государство гарантировало заказ и выплатило аванс.
      27 февраля 1916 года Главное Военно-техническое управление (ГВТУ) и «Торговый дом Кузнецов, Рябушинские и К˚» заключили договор на поставку 1500 машин. Полный заказ составляет общую сумму в 27 000 000 рублей. Завод поставщика должен быть пущен не позднее 7 октября 1916 года. К 7 марта 1917 года должно быть изготовлено не менее 10 процентов всей поставки (то есть 150 автомашин).
      В счёт причитающихся по настоящему договору денег поставщику предоставляется право получения аванса в размере 32,5 % контрактной суммы. Ссуда выдаётся при подписании договора в размере 10 процентов стоимости заказа (в размере 2 миллионов 700 тысяч рублей).
  2. +4
    17 августа 2023 06:12
    Однозначно плюс!
    Если честно, впервые читаю не отрывки в свете истории Руссо-Балта или Советского зарождения автопрома, а развернутую статью о данном автомобиле.
    Спасибо!
    Р.s. Можно было и без «вредителей». Страна испытывала страшные сложности, так что есть масса объективных причин мешавних производству.
    1. +2
      17 августа 2023 09:24
      " Наличие отсутствия плашек 3/8 дюйма"???
      1. +1
        17 августа 2023 12:24
        Цитата: роман66
        Наличие отсутствия плашек 3/8 дюйма

        И шпалы не пропитаны...©
  3. 0
    17 августа 2023 08:06
    Ну, эти автомобили никак нельзя назвать советскими, так что странно было бы их упоминать. Никаких вредителей, скорее всего, не было, автор это понимает, привычно сжимая в кармане натруженную фигу. Пронес ее через всю жизнь, похоже)
    Просто рабочие на новом месте абсолютно ничего не понимали в тогдашних автомобилях, и видимо что то поломали, что то выкинули пока осваивались, вот и все. Советскими можно по праву назвать авто, выпущенные на купленных у американцев заводах, потому что эти машины были полностью сделаны уже из советских деталей, изготовленных и собранных советскими специалистами.
    Эти заводы были законно куплены СССР, производство на них было с нуля освоено, все честно. Руссо-Балт выпускал не только авто, у него делались и керосиновые двигатели для самолетов. Это было огромное достижение царской России, и приписывать его себе было смешно. Да и незачем, у СССР хватало своих уникальных достижений.
    1. +2
      17 августа 2023 11:00
      Ну, эти автомобили никак нельзя назвать советскими
      Вам к сведению: грузовики, поступившие в 30-х из САСШ в виде машинокомплектов и собранные в СССР вошли в статистику как выпущенные в СССР, то есть как советские. Одних только Фордов выпустили более 20 000.
      1. -1
        17 августа 2023 15:01
        А что это дает? Вот если вы правша, то у вас лучше выбрита левая щека. И наоборот. Насколько вам полезно это знание? Или мне? Оно как то помогает в анализе чего бы то ни было?
  4. 0
    17 августа 2023 08:14
    В основу конструкции БТАЗ была положена модель «С» , «Руссо-Балта» : но она претерпела существенные изменения. Мощность двигателя увеличили, укоротили колесную базу, что улучшило проходимость автомобиля по плохим дорогам. Переработали коробку передач, радиатору придали более современную форму, линии кузова выпрямили, снабдили его буфером. Позже производство этих машин было передано на завод №2 того же объединения, где в 1923 году были созданы еще двадцать два автомобиля. Калинин пользовался подаренным автомобилем до 1945 года. Кстати, существовали даже планы выпустить точно такие же автомобили для В. И. Ленина и Л. Д. Троцкого.
    Первым СЕРИЙНЫМ легковым советским автомобилем стал "НАМИ-1", созданный научным автомоторным институтом. Образцом был чехословацкий "Татра-12". С января 1928 их стали выпускать на ижорском заводе «Спартак» . В 1928, 1929 и 1930 годах было выпущено 50, 156 и 150 малолитражек.
    «Автомобиль за 100 лет». Ю. А. Долматовский.
    1. +1
      17 августа 2023 11:10
      В основу конструкции БТАЗ была положена модель «С» , «Руссо-Балта» : но она претерпела существенные изменения. Мощность двигателя увеличили, укоротили колесную базу,
      Вы переписываете чужие фантазии.
      Точных сведений об увеличении мощности ДВС нет, скорее всего она так и осталась около 40 л.с. Базу могли как уменьшить, так и увеличить, ибо существовала модель с базой 3165 мм, по крайней мере в чертежах.
      Позже производство этих машин было передано на завод №2 того же объединения, где в 1923 году были созданы еще двадцать два автомобиля.
      Какими документами подтверждается?
      С января 1928 их стали выпускать на ижорском заводе «Спартак» .
      на московском (быв. фабрика Ильина)
  5. +2
    17 августа 2023 08:32
    Факт выпуска советских «Руссо-Балтов» был в скором времени позабыт, и первым советским легковым автомобилем, выпущенным в СССР, в официальных документах числился НАМИ-I (1927)

    what Номинаций на право называться самым первым советским автомобилем множество как и в автоспорте, может быть например:
    - самый первый автомобиль в молодом советском государстве, собранный из узлов и агрегатов (машинокомплектов) произведенных в Российской империи;
    - самый первый ЛЕГКОВОЙ автомобиль из (см. выше);
    - самый первый легковой автомобиль, спроектированный и произведенный в СССР (НАМИ-1) и т.д.

    Сам пример с организацией сборки Руссо-Балт С24/40 (Промбронь) модель 1922 года, не является начальным этапом попытки создания советской автоиндустрии, скорее напоминает сборку в гаражах и небольших цехах мастерских Приморья японских автомобилей из агрегатов ввезенных в страну как запчасти, но, интересен подход - не пропадать добру, а попытаться наладить сборку ТС, использовать для нужд государства на фоне огромного дефицита транспортных средств в стране.
    В современных условиях, при банкротстве промышленных предприятий, "эффективные менеджеры" арбитражные управляющие, распродают запасы узлов и агрегатов, ЗИПы, станковый парк по цене лома...

    Года четыре назад, на одной из ведущих инет-платформ по продаже автомобилей наткнулся на объявление о продаже Руссо-Балта, цена впечатлила, заинтересовало как "старичок" мог дожить до наших дней, или реплику/новодел выдают за ретро, попалась на глаза статья из ж/н "Автолегенды СССР" про Руссо-Балт С24/40 (Промбронь).

    Хотя бы доехать до финиша на первом всесоюзном автопробеге 1923 года, по маршруту Москва-Юхнов-Смоленск-Витебск-Псков-Петроград-Новгород-Тверь-Москва протяженностью 2017 км. для автомобилей тех лет, по дорогам тех лет - уже достойный результат. Уверен, что такую дистанцию по тем дорогам не каждый Карог на роботе, или Аутлендер на вариаторе преодолеют. wink
    Ралли Москва-Москва, на перегоне:
  6. +2
    17 августа 2023 09:36
    "не мог преодолеть подъем свыше 1,5 %"
    чегой то уж слишком маленький угол. Может, речь идёт о 15% ?
    1. 0
      17 августа 2023 11:23
      Данные 1,5 % взяты из книги Ю. Хальфана Первые русские автомобили и их экспл-е качества
      Видимо опечатка, скорее правильно или 15% или 1,5 гр.
    2. 0
      17 августа 2023 21:56
      Цитата: Tarasios
      "не мог преодолеть подъем свыше 1,5 %"
      чегой то уж слишком маленький угол. Может, речь идёт о 15% ?

      Как понимать угол уклона в процентах?

      Если дорожный знак показывает 12%, то это означает, что на каждом километре такого подъема или спуска дорога будет подыматься (опускаться) на 120 метров. Чтобы перевести процентное значение в градусы, нужно попросту вычислить арктангенс этого значения и при необходимости перевести его из радиан в привычные градусы. Если, к примеру, указывается, что угол уклона в процентах равен 1, то это означает, что соотношение одного катета к другому равно 0,01.

      Т.е 1,5% означают 15% подъема.
  7. 0
    17 августа 2023 10:52
    Какие ужасные вредители помешали выпустить 10 авто, а вот у Форда не было вредителей повидимому
    Сколько было выпущено Форд Модель Т?

    Р.s. Можно было и без «вредителей».

    Никаких вредителей, скорее всего, не было,

    Статья предназначена для людей, обладающих чувством юмора laughing
  8. 0
    17 августа 2023 12:28
    еще с царских времен залежалось 300 комплектов деталей

    Любопытно, эти детали были отечественного производства или...? Статье - зачет!
  9. -1
    17 августа 2023 13:21
    Цитата: Lynx2000
    попалась на глаза статья из ж/н "Автолегенды СССР" про Руссо-Балт С24/40 (Промбронь).
    Если вы имеете в виду выпуск 230, то статья жутка халтура да еще за деньги, мне бы за такое было оч. стыдно
    1. +1
      19 августа 2023 23:29
      Цитата: Lewww
      Цитата: Lynx2000
      попалась на глаза статья из ж/н "Автолегенды СССР" про Руссо-Балт С24/40 (Промбронь).
      Если вы имеете в виду выпуск 230, то статья жутка халтура да еще за деньги, мне бы за такое было оч. стыдно

      Лев, но найдя эту статью, перечитав ее, изложенные факты с приложенными фото, ничем не отличаются от Вашей статьи. Например, в статье приложена схема конструкции а/м, его ТТХ, описание типа ДВС, конструкции КПП и сцепления. В чем халтура? Эти сведения об а/м недостоверные? hi
  10. +2
    17 августа 2023 13:31
    Хорошая, в принципе статья, но непонятно, зачем автор прилепил в начале рефрен о вредительстве и развале. В 1921 году в РСФСР автопром отсутствовал в принципе. Разваливать было нечего и почва для вредительства отсутствовала как таковая.
    Из мелочей - в автомобиле нет "коробки скоростей", есть КПП - коробка переключения передач.
  11. +2
    17 августа 2023 13:51
    Цитата: Frettaskyrandi
    но непонятно, зачем автор прилепил в начале рефрен о вредительстве и развале.

    Статья предназначена для людей, обладающих чувством юмора


    Из мелочей - в автомобиле нет "коробки скоростей", есть КПП
    КПП более позднее название коробки скоростей
    1. +2
      17 августа 2023 18:43
      Статья предназначена для людей, обладающих чувством юмора

      Стоит уточнить - специфическим чувством юмора.
    2. 0
      18 августа 2023 11:34
      Извините не уловил, затупил, плохо было с юмором с утра wink
  12. +3
    17 августа 2023 17:30
    Большевики обожали придумывать сокращения громоздких названий своих учреждений. В результате возникали как интуитивно понятные обывателям аббревиатуры, например – ПРОМСВЯЗЬ или ПРОМВОЗДУХ, так и совершенно непонятные типа ПОГАРЗ, ЦУГАЗ, а также сложно выговариваемые, как например ВСНХ, или пугающие своей громоздкостью вроде ЦУПВОСО или ЦЕПВМОРЗ.

    Ну, это не большевики начали. Множество организаций и должностей с длинными названиями породил ещё проклятый царский режим ©. И тогда же их начали сокращать.
    Продамет (Общество для продажи издѣлiй русскихъ металлургическихъ заводовъ).
    Продуголь (Общество для продажи угля).
    Главкосев, Главкозап, Главкоюз, Главкокав, Главкорум (Главнокомандующие Северным, Западным, Юго-Западным, Кавказским и Румынским фронтами).
    Наштасев, Наштазап, Наштаюз, Наштакав, Наштарум (Начальники штабов соответствующих фронтов).
    Генкварсев, генкварзап и т. д. (Соответствующие генерал-квартирмейстеры).
    1. +1
      18 августа 2023 23:06
      Цитата: Alexey RA
      Большевики обожали придумывать сокращения громоздких названий своих учреждений. В результате возникали как интуитивно понятные обывателям аббревиатуры, например – ПРОМСВЯЗЬ или ПРОМВОЗДУХ, так и совершенно непонятные типа ПОГАРЗ, ЦУГАЗ, а также сложно выговариваемые, как например ВСНХ, или пугающие своей громоздкостью вроде ЦУПВОСО или ЦЕПВМОРЗ.

      Ну, это не большевики начали. Множество организаций и должностей с длинными названиями породил ещё проклятый царский режим ©. И тогда же их начали сокращать.
      Продамет (Общество для продажи издѣлiй русскихъ металлургическихъ заводовъ).
      Продуголь (Общество для продажи угля).
      Главкосев, Главкозап, Главкоюз, Главкокав, Главкорум (Главнокомандующие Северным, Западным, Юго-Западным, Кавказским и Румынским фронтами).
      Наштасев, Наштазап, Наштаюз, Наштакав, Наштарум (Начальники штабов соответствующих фронтов).
      Генкварсев, генкварзап и т. д. (Соответствующие генерал-квартирмейстеры).

      А такой "шедевр" как Замкомпоморде ? Правда, все-таки большевикское изобретение... laughing
  13. 0
    18 августа 2023 23:28
    Машина комплектовалась красивыми колесами с прикрывающими деревянные спицы блестящими металлическими колпаками и снабжалась отечественными пневматическими шинами бывшего Товарищества Российско-Американской Резиновой Мануфактуры «Треугольник» модели «Елка», стоившими до революции 30–35 коп. за штуку.
    Здесь допущен ляп - шины стоили в 10 и более раз дороже.
    1. 0
      12 ноября 2023 15:05
      На листке цена журнала а не шины . Цена шины была заоблачной . Здесь ошибка в статье.
  14. -2
    20 августа 2023 16:32
    Начиналось всё коряво и трудно, зато как классно в 1991 закончилось ! Раз- и Мерс, два- и BMW..... Гайдар спас страну...
    Низкий поклон от простых русских мужиков, которые наконец пересели на настоящий европейский автомобиль. В буквальном смысле- по гроб жизни благодарны.