Фугасные авиабомбы в Спецоперации

29
Фугасные авиабомбы в Спецоперации
Подвеска бомбы ФАБ-250-М62 на бомбардировщик Су-34. Фото Минобороны РФ


В ходе текущей Спецоперации по защите Донбасса российские воздушно-космические силы используют широкий круг различных авиационных средств поражения. Значительная часть боевых задач решается при помощи фугасных авиационных бомб разных типов и калибров. В исходном и доработанном виде изделия серии ФАБ остаются эффективным и удобным оружием для поражения различных наземных и надводных целей.



Воздушные арсеналы


На вооружении российских ВКС состоит целая линейка изделий ФАБ, отличающихся размером, калибром и боевыми возможностями. Боеприпасы выполнены в 10 разных калибрах. Наименее крупные имеют массу порядка 50 или 100 кг, а наиболее тяжелые выполнены в калибрах 5000 и 9000 кг.

Заряд взрывчатого вещества в бомбе пропорционален ее калибру. Так, ФАБ-100 несет 70-кг заряд, а более крупная ФАБ-250, в зависимости от модификации, получает до 100 кг ВВ. Наиболее тяжелая отечественная ФАБ-9000 при общей массе 9,4 т несет более 5 т взрывчатого вещества.

Также существует семейство осколочно-фугасных бомб ОФАБ. Они выпускаются в меньшем диапазоне калибров, от 100 до 500 кг и несут меньший заряд. Как ясно из названия, основным поражающим фактором в их случае являются осколки дробящегося корпуса.


Авиабомба с устройством УМПК. Фото Telegram / Fighterbomber

Носителями отечественных ФАБ являются все самолеты фронтовой и дальней авиации. При этом истребители и фронтовые бомбардировщики имеют ограничения по калибру перевозимых изделий. Наиболее крупные и тяжелые бомбы могут применяться только дальними бомбардировщиками с соответствующей грузоподъемностью.

Точность сброса и поражения цели свободнопадающей бомбой определяется прицельно-навигационным комплексом самолета-носителя. В недавнем прошлом в нашей авиации активно внедрялась подсистема СВП-24 «Гефест», позволяющая резко улучшить точность сброса неуправляемых бомб. Высокие характеристики этих приборов были подтверждены на полигонах и в ходе сирийской операции.

Кроме того, недавно на вооружении появились т.н. унифицированные модули планирования и коррекции. Эти устройства, оснащенные собственным крылом и средствами управления, устанавливаются на ФАБ разных калибров и превращают их в высокоточное оружие с большой дальностью сброса.

Бомбы в операции


Несмотря на ограниченные характеристики точности, свободнопадающие авиабомбы активно используются нашими ВКС практически с первых дней Спецоперации. Такие средства применяются для поражения разнообразных наземных целей, таких как сооружения разного назначения, объекты инфраструктуры, вооруженные формирования противника в местах сосредоточения и на позициях и т.д. Нередко именно ФАБ оказывается наиболее удобным оружием для решения конкретной боевой задачи.


ФАБ-500 и УМПК. Фото Telegram / BMPD

В первые месяцы Спецоперации фронтовая авиация активно применяла бомбы в калибрах 100, 250 и 500 кг – в зависимости от характера и особенностей конкретных целей. Требуемая эффективность ударов достигалась за счет бортового оснащения самолетов-носителей. Значительный вклад в это вносила система «Гефест».

Следует отметить, что ФАБ в исходном виде удается использовать не всегда. Возможности для применения бомб сокращались из-за сохранения характерных угроз. Свободнопадающие бомбы не отличаются большой дальностью сброса, и бомбардировщик на боевом курсе может оказаться в зоне поражения ПВО противника.

Впрочем, гибкий подход к составлению боекомплекта и выполнению атак позволил сократить негативное влияние вражеских зенитных средств. Как предписывают уставы, ПВО выбивалась дальнобойным ракетным вооружением, после чего авиация получала возможность практически свободно использовать бомбы.


Еще одним ответом на имеющиеся угрозы стало появление изделий УМПК. Они позволили увеличить дальность сброса до десятков километров, благодаря чему самолет может даже не приближаться к зоне работы ПВО. При этом наведение за счет инерциальной и спутниковой навигации резко повышает точность поражения цели. К настоящему времени известно о производстве УМПК для бомб в калибрах 250 и 500 кг. Нельзя исключать появление аналогичных средств для ФАБ других типов.

Нужно учесть, что на вооружении ВКС имеются не только свободнопадающие ФАБ, в т.ч. оснащенные модулями планирования и коррекции. В арсеналах присутствуют полноценные корректируемые авиабомбы в калибрах 500-1500 кг. Их применяют в тех случаях, когда могущество ФАБ меньшего калибра недостаточно и/или требуется повышенная точность.

Без больших калибров


По известным данным, ВКС применяют в Спецоперации только ограниченный круг авиабомб в калибрах от 100 до 1500 кг. Более тяжелые боеприпасы, способные оказывать особое воздействие на цель или цели, не применяются. Они остаются в резерве и их вряд ли применят – хотя полностью исключать такой сценарий не следует.

Наиболее тяжелые авиабомбы, такие как ФАБ-5000 или ФАБ-9000 несут несколько тонн взрывчатого вещества и способны разрушать крупные наземные объекты, в т.ч. укрепленные сооружения. К примеру, в Афганистане наши ВВС использовали эти боеприпасы для борьбы с укрытиями противника в горах, и подрыв нередко вызывал обрушение склонов.


Пара бомб с модулями планирования в свободном полете. Фото Telegram / Fighterbomber

Тем не менее, мощность таких ФАБ избыточна для большей части нынешних задач. Эффективные удары удается наносить при помощи ракет и бомб, несущих десятки килограммов ВВ, или ракет с более тяжелыми БЧ. При этом тонны тротила или иного взрывчатого вещества не требуются, а высокая эффективность удара обеспечивается точностью попадания.

Тяжелые бомбы могут применяться только дальними бомбардировщиками, имеющими соответствующую грузоподъемность. При этом неясно, какие из имеющихся Ту-95МС и Ту-160 сохраняют такую возможность. В ходе модернизаций их могли полностью перевести на современное ракетное вооружение, отказавшись от возможности подвески бомб.

Подобное применение дальнего бомбардировщика имеет известные недостатки и связано с рисками. ФАБ-9000 и т.п. изделия являются свободнопадающими, из-за чего носителю придется лететь в район цели, где может присутствовать вражеская ПВО. При наличии ракет с дальностью в тысячи километров, такой авиаудар не выглядит целесообразным, а высокое могущество бомб большого калибра не компенсирует риски.


Авиабомба ФАБ-9000. Фото Airwar.ru

Возможным решением могло бы стать создание модификации УМПК под крупные и тяжелые бомбы. Однако такой шаг попросту не имеет смысла при наличии современной номенклатуры авиационных и иных средств поражения.

Современное и эффективное


Таким образом, фугасные авиационные бомбы разных типов и калибров, в исходном свободнопадающем виде или с дополнительными средствами, остаются важной частью арсеналов наших воздушно-космических сил. Это оружие вместе с образцами других классов и типов активно применяется в текущей Спецоперации для решения разных задач.

Несмотря на кажущееся устаревание, изделия серии ФАБ все еще сохраняют достаточно высокий потенциал. Для его реализации применяются современные средства разного рода – на борту носителя или непосредственно на бомбе. Кроме того, используется грамотный подход к подбору боекомплекта и организации конкретных вылетов. Все это позволяет максимально использовать возможности даже не самого совершенного оружия.

Очевидно, что свободнопадающие бомбы линеек ФАБ и ОФАБ будут оставаться на вооружении и применяться в дальнейшем. От них не будут отказываться, пока при помощи тех или иных средств они могут показывать достаточные характеристики. За счет этого ВКС смогут поддерживать и использовать разнообразную и гибкую номенклатуру авиационных средств поражения.
29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    18 августа 2023 03:36
    Сейчас наши планирующие бомбы самая большая головная боль хохла, ничего они не могут с ними поделать. И на Западе не знают, как с нашими бомбами бороться. А мы их применение наращиваем с каждым днем.
    1. 0
      20 августа 2023 17:17
      справедливости ради в обратную сторону та же ситуация. Украинские JDAM добавляют головной боли.
  2. +8
    18 августа 2023 05:50
    Читаю два первых предложения, проматываю в конец, вижу что автора угадал, дальше можно не читать :)
  3. +3
    18 августа 2023 08:23
    ФАБ-9000 , это уже музейный экспонат, эффективность её применения была невысокой,чисто психологическое воздействие на противника.
    1. +1
      18 августа 2023 09:28
      если в ФАБ-9000 засунуть октоген вместо гексогена - то по мощнее будет
      а так да, согласен, на СВО нет целей для ФАБ-9000
      не кому мозг стращать - всушники на лбс и так живут не более 3-х дней
      1. -2
        18 августа 2023 09:55
        Там нет гексогена, она термобарическая.
        1. 0
          18 августа 2023 14:10
          Там нет гексогена, она термобарическая.
          Нет. Она не термобарическая.
        2. 0
          8 октября 2023 08:35
          Цитата: Георгий Свиридов
          Там нет гексогена, она термобарическая.

          fool
      2. +2
        18 августа 2023 10:44
        если бы они были ОФАБ и летали на 80-90 км
        то цели для них нашлись бы и в сумской и в харьковской области
        такая фигня почтиничего не стоит
        а крылатыми ракетами надо бомбить по три-пять штук и это не дешево
      3. +3
        18 августа 2023 16:23
        Ну по какой-нибудь жд-станции вполне можно такой вдарить, чинить будут полгода. От лбс до Запорожья порядка 35 км, так что можно и часть мостов относительно дёшево снести
    2. 0
      18 августа 2023 10:00
      Эффективность у неё хорошая, просто сама позиция проведения СВО, что мы не наносим удары по жилому сектору делает бомбу бессмысленной, там полное разрушение зданий в радиусе до 300 метров...
      Частичные обрушения возможеы до 1,5 км... Тоесть это альтернатива ТЯО...
      С другой стороны допустим даже если бы хотели кинуть на Одесский порт, он хорошо прикрыт ПВО в том числе большого радиуса...
      Ну и изделие штучное, его естественно могут произвести грубо говоря под заказ для конкретной операции.
      1. -1
        18 августа 2023 10:14
        ФАБ-9000 утилизировали в Афганистане,их скопилось на тот момент огромное количество,нашли применение.
        Сейчас при большом желаниии эту бомбу не затащить на самолет,даже на Ту-160,в этом и необходимости нет,никаких разрушений ..... до 1,5км конечно же не будет,тем более и никакой альтернативы ТЯО эта бомба не может быть,разве что сильно напугать.
        1. +2
          18 августа 2023 13:27
          ФАБ 9000 хороша против заглубленных обьектов. Не сильно заглубленных но больших по площади. Собственно для чего то подобного она и создавалась.
          Цели для нее есть в СВО вот только носитель однозначно будет в большой опасности. Потому и не используют.
          А для максимального разрушения на поверхности применяется ОДАБ. Которая при том же весе эффективней в разы.
    3. +1
      18 августа 2023 20:04
      Цитата: bober1982
      ФАБ-9000 , это уже музейный экспонат, эффективность её применения была невысокой,чисто психологическое воздействие на противника.
      Нет, это серьезное оружие, просто не надо применять его "по воробьям". Помните, как ковыряли подземелья металлургического завода? Вот там ФАБ-9000 была бы к месту.
  4. 0
    18 августа 2023 09:54
    Ту-95 точно только ракетоносцы... На счёт ту-160 не уверен.
    Вообще под сброс тяжёлых бомб у нас заточены Ту-22м3... Не уверен на счёт 9000 бомб, они штучные изделия, а 3000 и 5000 ту-22м3 точно могут применять, вроде бы 3000 применялись в Марике, и как я понимаю это был один из факторов, который позволил уговорить гарнизон капитулировать.
  5. +6
    18 августа 2023 11:25
    ФАБ 5000 с крыльями планирующий на правительственный квартал в Киеве. Было бы мощно.
    1. -1
      18 августа 2023 13:50
      Цитата: Бодипанчер
      ФАБ 5000 с крыльями планирующий на правительственный квартал в Киеве. Было бы мощно.

      Задолго до того, как бомбардировщик достигнет точки сброса бомба, сгорит в поле.
      1. 0
        19 августа 2023 00:18
        В Киев нормально герани и калибры летают, а бомбардировщик сбросит бомбы за 60-70 км до города. Заодно и по системам ПВО можно отработать
  6. +2
    18 августа 2023 13:06
    Ту-22М3 сбросили несколько ФАБ-3000м46 на обекти в Азов Сталь - Мариополь . Как и несколько десятков ФАБ-500. Но при полном отсъствие на тот момент ПВО в районе цели. По други целям на Украине работата только ракетами Х-22/32
  7. +5
    18 августа 2023 13:58
    Читаем это:
    Тем не менее, мощность таких ФАБ избыточна для большей части нынешних задач. Эффективные удары удается наносить при помощи ракет и бомб, несущих десятки килограммов ВВ, или ракет с более тяжелыми БЧ


    И мы переводим это так:
    "Мы бы с удовольствием обстреляли их 5-ти и 9-тонными бомбами, но и так наши немногочисленные бомбардировщики не выживут и позор будет полный."
  8. +2
    18 августа 2023 14:50
    Тяжелые бомбы могут применяться только дальними бомбардировщиками, имеющими соответствующую грузоподъемность. При этом неясно, какие из имеющихся Ту-95МС и Ту-160 сохраняют такую возможность.

    Во время последнего применения ФАБ-9000 единственным её носителем был старичок Ту-16.
    К 1988 г. Ту-16 оставались единственными самолетами, способными нести ФАБ-9000, и это достоинство было наконец-то востребовано. Не обошлось и без проблем: дома никому не приходилось иметь дело с бомбами-монстрами, для размещения которых в грузоотсеке монтировалось целое сооружение - мостовой держатель БД-6 с массивными балками и подкосами. Перевозка "девятитонки" требовала персонального, транспорта - тележки БТ-6, сдвинуть которую с места могли усилия нескольких десятков человек.
    © Марковский В.Ю. Дальняя авиация над Афганистаном
  9. +3
    18 августа 2023 15:11
    Если я правильно понимаю, российский модуль UMPC — это автономный летательный аппарат, к которому прикрепляется бомба. Западное решение кажется мне более изощренным. С другой стороны, российский модуль может быть установлен на бомбу непосредственно в эксплуатационной установке, а не обязательно в ремонтном или производственном цеху, как в случае с JDAM. Однако, судя по фотографиям, устройство UMPC выглядит самодельным и, по мнению некоторых изданий, с присущими ему недостатками, нуждается в доработке.
  10. +3
    18 августа 2023 17:57
    Статья опять ни о чем. И снова Этот неистощимый на такие опусы рябов кирил. Похоже на то что это и не автор вовсе, а какая то дешевая программа задействована.
  11. +2
    18 августа 2023 18:09
    Анализ эффективности ФАБ проводился во времена ВОВ и до сих пор актуален.Цель определяет калибр и количество бомб нужных для поражения цели.По пехоте на марше , против автотранспорта и легкобронированной техники , артиллерии на позициях, отлично подходят бомбы до 25 кг , здесь не нужны тонны тротила , важно количество точек попадания на единицу площади . Ну и маленький пустячок , авиация должна свободно работать над ЛБС и по ближним тылам .вот когда это будет тогда можно о чем то говорить. На сегодняшний день все эти планирующие бомбы , при их мизерном применение для ВСУ неприятны, но не смертельны .
    1. 0
      19 августа 2023 00:22
      Зачем бомбы 25 кило на ЛБС, когда есть снаряды и птуры?
      1. 0
        20 августа 2023 18:30
        На ЛБС пехота и вот против неё малокалиберные бомбы самое то ..Их сбросить можно много ,точность современных авиа прицелов вполне удовлетворительная .Снаряд можно положить только перпендикулярно линии окопов , бомбы можно и вдоль.
  12. +1
    18 августа 2023 21:05
    Всё это блаародно (Дон Сэра), только где в заметке данные о боевом использовании бомб в СВО? Хотя бы о бомбёжке Азовстали? И за этот опус автор ещё и получает деньги.
  13. 0
    25 августа 2023 18:53
    Рецепт этих рассказок простой-находишь какого -нибудь Залужного. Тот бегает со своим клоуном с цветными тряпочками и цепляет их от Крыма до Самары.
  14. 0
    25 октября 2023 17:21
    Кто повезет ФАБ-9000??? Носитель ее Ту-95 (простой) и Ту-16 - у Вас в гараже не стоят они случайно??? Автор в АСП и их носителях разбирается на уровне старшей дедсадовской группы - слышал звон, да не знаю где он