Смута – рождение классового общества

59
Смута – рождение классового общества
Минин и Пожарский. Худ. М. Скотти, XIX в.


Вместо вступления


Эта статья посвящена первой гражданской войне в истории России – Смуте.
Она продолжает рассказ об эволюции Русского государства, начатый в предыдущих работах. Эти статьи написаны на основе современных исследований не только по истории России и стран Европы, но и современных исследований в области развития государственных и догосударственных институтов.



История, как наука, далеко ушла с той поры, когда развитие страны рассматривалось исключительно с точки зрения правителей, последовательно сменявших друг друга. Сегодня это даже не анахронизм.

Так случилось, что единственной теорией, которая комплексно рассматривает эволюцию развития общества, является эволюционная или стадийная теория, основанная на марксизме.

Все остальные теории рассматривают общество в статике. Например, любимый политологами взгляд на все общества как тоталитарные, авторитарные и демократические в любые исторические периоды. То же можно сказать и о цивилизационной теории, которая любую цивилизацию рассматривает в статике, и если бы не внешнее влияние (вызовы), цивилизации бы и не изменялись.

Повторюсь, единственная теория, которая рассматривает развитие как минимум всех европейских стран – это теория стадийная.

В стадийной теории, с которой мы все знакомы со школьной скамьи, всегда отмечалось, что существует классовое общество, система управления которого называется государством. И доклассовые, вопрос управления в которых долго не изучался. Не потому, что кто-то не хотел, а потому, что таков был уровень науки.

Но последние полвека исследования этого периода формируют взгляд на этот период как самостоятельный, самодовлеющий и равный классовым стадиям.

Соответственно, если классовому обществу присуща система управления, которая в русском языке называется государством, то для периода доклассового общества общепринятого названия системы управления нет, используются термины: потестарный, предгосударственный, протогосударственный и т. п.

Каждая стадия, как доклассовая, так и классовая, делится на разные периоды очень условно: ранний, рассвет, поздний, закат. Здесь все сложнее, потому что здесь мы наблюдаем большую специфику в разных странах. Пережитки прошлых стадий и систем управления могут присутствовать на новой стадии развития. Это мы наблюдаем постоянно.
И наконец, в каждой стадии имеются соответствующие ей системы управления, адекватные при управлении обществом на данном этапе развития. Системы более-менее тождественные, так как, как мы видим с высоты развития современной науки, вариантов управления не так уж и много. Они те же, что когда-то были названы Аристотелем.

Но если, например, монархизм для феодализма был наиболее адекватной формой управления, то для периода территориальной общины примитивная демократия могла соперничать с единовластной формой правления. Понятно, что и эти формы управления могут иметь свои ответвления и различные нюансы, связанные с этапами развития в стадии. Достаточно посмотреть на все капиталистические страны на современном этапе.

Исходя именно из этих параметров, и написан цикл, в котором я на основе современных исследований освещаю исторический путь России по стадиям и системам управления общества.


Дмитрий – царевич убиенный. Худ. М. Нестеров, XX в.

Начало первой гражданской войны в России


На литовской границе появился «десницей Всевышнего устранённый от ножа царя Борисова» «царевич» Дмитрий, последний сын Ивана Грозного, который при жизни царевичем не был. Это был расстрига Григорий Отрепьев, который, оказавшись в Польше, получил теплый прием, был поддержан на словах королем польским, но в его авантюру вписалось всего несколько польских феодалов.

Вся ставка была сделана на то, что и воинство, и народ поддержит «настоящего» наследника престола Рюриковичей. Потому что в военном отношении отряды Самозванца не имели никаких шансов в борьбе с Русской армией. И вдруг…

Причины его побед над мощной Русской армией и захвата престола в Москве нужно искать исключительно в недрах русского общества. Недаром царь Борис Годунов связал его появление с опальными боярами. Ситуация очень напоминала, о чём я писал выше, другую аналогичную эпоху в истории Руси: во время падения родового строя и перехода к территориальной общине.

Гражданская война началась в 1604 году. Все недовольные нашли для себя «знамя» в борьбе с царём Борисом, прежде всего опальные и недовольные боярские группировки.

Потому что мы здесь снова сталкиваемся с проблемой столкновения частных интересов и тенденций развития общества. Начиная с Ивана Грозного, что мы еще увидим ниже, монархия и сидящие на престоле монархи, как система (подчеркну, система управления при феодализме) с ошибками и проблемами, но шла историческим путем. Альтернативой чему была только гибель Русского царства.

В то время как боярские группы, даже если среди них были неординарные личности, в силу частных узкокорпоративных интересов, стояли на пути развития общества и были по факту преградой.

После первых неудач Лжедмитрию стали сдаваться служилым людом и недовольными воеводами «украинные» города: Чернигов, Моровск, Путивль, Курск, Кромы, Елец. Вскоре Самозванец вошел в Москву, где его сторонники расправились с царём Федором Годуновым и всеми теми, кто мог в нём опознать Отрепьева, включая первого русского патриарха Иова.


Агенты Самозванца убивают сына царя Бориса, царя Федора Годунова. Худ. К. Маковский, ХIХ в.

А дочь царя Бориса Ксения, «бровми союзна, телом изобилна», стала наложницей расстриги.

Взойдя на престол, Лжедмитрий I, будучи формально польским ставленником, стал вести себя как монарх, проводя продворянскую политику. В письмах к польскому королю он называет себя не только царём, титулом и так раздражающим того, а ещё и «наияснейшим и непобедимым цезарем» – императором. Если не учитывать ментальность этого периода, то эти титулы можно посчитать просто заносчивыми выражениями дорвавшегося до верховной власти Самозванца, начитавшегося римской истории на латинском языке.

Возможно, для современного человека это и так, но для людей Cредневековья слова носили семантическую нагрузку значительно большую, чем в наши дни. А в период становления института монархии знаковые титулатуры всегда являлись важным аргументом во внешнеполитических сношениях. О чем мы писали выше относительно монархии как института правления.

Лжедмитрий прямо как настоящий феодальный монарх-рыцарь, в отличие от «боярского» царя Бориса (очень условное название), проводил время в воинских утехах и с воинами-дворянами, охотился, любил воевать, недавно познакомившись с военным делом, успешно побеждал в сражениях.


Лжедмирий I. Гравюра. Худ. Ф. Снядетский, начало XVII в.

Но что особенно важно, он провел ряд мероприятий по улучшению состояния феодального воинского сословия: от повышения содержания до принятия указов в пользу пограничного дворянства – детей боярских, собрал деньги с монастырей для жалования войскам во время намечавшегося похода против турок и татар.

Будет несправедливо не сказать, что ряд его постановлений касались и крестьян: так укреплялся образ «доброго царя».

Но роковым для него стало пренебрежение к русским обычаям, которым умело воспользовались недовольные бояре, что привело к гибели Гришки.


Конец Лжедмирия. Худ. К. Вениг, XIX в.

Сменивший его очень условный «боярский» царь В. И. Шуйский (1552–1612) на самом деле проводил такую же политику, что и Лжедмитрий: законодательно подтвердил указы о сыске беглых крестьян и холопов в пользу феодалов.

Повторимся, термин «боярский» или «дворянский» царь весьма условные, но и современники использовали их.

Дело в том, что детям боярским, служилому люду, которых мы традиционно называем дворянами, было понятно, когда речь шла о заповедных годах и сыске беглых, что если указы продлеваются, а те, что дошли до нас носят временный характер, то они продворянской направленности, если нет, то пробоярской. Потому что прежде всего крестьяне уходили к крупным вотчинникам, которыми и были бояре, а потом уже бежали куда глаза глядят.

И борьба за бессрочность таких указов была важным аспектом первой гражданской войны в России.

Но решения Василия Шуйского были запоздалыми: зачем воинам южных и западных окраин, наиболее опасных направлений в военном отношении, был царь в Москве, когда рядом с ними был «чудесным образом второй раз спасшийся» царь Дмитрий.

В ходе Смуты дети боярские, собранные в «города», ищут «справедливого царя», который их снабдит жалованием за службу: отсюда постоянные отливы и приливы служилых от одного царя к другому, в том числе и уход со службы целыми «городами» (полками). Правда, часто этот уход был связан с тем, что нужно было спасать свои имения и семьи от разорения, в гражданской войне фронта нет.

Они, естественно, переходили к тому, кто больше даст и правильнее определит цели, с их точки зрения, для дворянских корпораций-«городов». Так, с приходом польского короля в Россию множество детей боярских перешло к нему на службу. Формировавшемуся феодальному классу была необходима только монархическая форма управления, по образу и подобию власти Бога на небесах.


Лжедмитрий II. Гравюра. XIX в.

Большинство из них знали, что Лжедмитрий II – это чистейшей воды самозванец, но для движения нужно было знамя, а Самозванец поддерживал нужную политику для служилых людей и казаков.

Монархия как система управления при феодальном строе


Здесь важно понимать, что монархизм в «варварской» Европе возник как система управление при феодализме. Сегодня в Европе монархий нет, есть короли, рудимент Средневековья, в ряде капиталистических стран: Дании, Швеции или Британии. Методологический вопрос сводится к тому, что при феодальной монархии верховной властью является монарх, в современных странах, где есть монархи, они не являются верховной властью и вообще властью, а лишь декоративным оформлением при власти.

Таким образом, можно сказать, что возврат, например, монарха как верховного правителя в России возможен только при возврате к феодальному строю, что сейчас представляется утопией.

А для формировавшегося класса русских феодалов монархия – это единоличная, не обременённая ограничениями, богоизбранная власть, а царь:

Солнце праведное, светило Русское.

Следует сказать, что бояре, как сословная группа, не были противниками единоначальной власти, называлась ли она великокняжеской или царской, но были противниками её, как верховной ничем не ограниченной власти, монаршей. Потому что бояре, даже серьезно потерявшие свое влияние в ходе разгрома вотчин Иваном Грозным и опал Бориса Годунова, оставались единственной родовой группой, имеющей потомственное право на управление, которое они осуществляли весь период Смуты.

Боярская дума существовала и активно работала, выступая иногда как единственная верховная власть в Русии. Система управления через бояр, через ближайших слуг, имеющих родовые права на такую высшую службу при государе, относилась к предыдущей стадии развития общества и противостояла складывающейся феодальной системе, но ничего иного на этом этапе не существовало.

Мне можно возразить, но такая же система существует и при феодализме, в феодальной России боярское управление, управление через роды, продолжилось и в XVII веке, а с XVIII века эта функция перешла к феодальным аристократам, сохранявшим такие права вплоть до 1917 года. Разница заключается лишь в том, что принцип земли за службу стал преобладающим после Смуты, оставшиеся бояре были встроены в феодальную иерархию, как её часть, а не как стоящие над детьми боярскими роды, в структуру, где уже никто не мог претендовать на верховную власть монарха. Это был результат победы дворян в гражданской войне.

Показательно, что в момент свержения царя В. Шуйского в 1610 году и выборе нового царя, бояре стояли за сына польского короля Владислава, находящегося далеко от столицы и дававшего, как им казалось, возможность продолжить управлять от имени государя, а москвичи – за «доброго царя», стоящего под стенами первопрестольной, Лжедмитрия II:

Чернь между тем волновалась, невзирая на присягу, и вступила с боярами в распрю, требуя перемены государя.

Феодальному классу боярство представлялось злом, ненужным звеном управления: между Богом и людьми посредники не нужны. Именно здесь берет свое начало и массовая поддержка со стороны части служилого люда, особенно из районов южного и западного пограничья, да и Подмосковья, первого и второго самозванца, как «правильных», «дворянских» царей, с которыми служилый люд связывал своё благополучие в борьбе за служебные места, против московских «чиновников»-бояр. Если посад в Ярославле, Галиче, Костроме, Вологде, Муроме стоял за московского царя Шуйского, то дворяне приняли сторону «своего» царя, Лжедмитрия II, который повелевал:

а дворян и детей боярских... велим поместным окладом и денежным жалованьем верстать и в поместном окладе и денежном жалованье прибавку учинить.

Гражданская война вывела наверх неименитых дворянских предводителей, таких как Истома Пашков или Прокопий Ляпунов, казачьих атаманов и даже боевых холопов, таких как Иван Болотников.

Близкое к служилому люду по своей боевой деятельности казачество, тоже воевало для получения поместий, как у «детей боярских», которые мог дать только православный и «добрый» русский царь. Такая позиция казаков, сильно сближавшая их с дворянством, и подчеркивала переходный момент общества, где все служилые поддерживают монархию, единственную форму, которая может обеспечить становление и развитие воинского класса за счёт других сословий, как написано в Приговоре первого ополчения:

А с приставства из городов и из дворцовых сел и из черных волостей атаманов и казаков свесть, и насильства ни которого по городам и в волостях и на дороге грабежев и убивства чинити не велети; а посылати по городом и в волости для кормов дворян добрых, а с ними для россылки детей боярских и казаков и стрельцов и велети кормы збирать по указу, почему приговорят и укажут бояре, а мимо указу никакого насильства и раззоренья крестьяном не чинити.

Неоднородность казачества, где холопы, включая боевых, составляли 35 %, крестьяне 25 %, несмотря на важное значение в борьбе с интервенцией, не позволила включить их в феодальное сообщество. Неудивительно, что на некоторых этапах Смуты (1607 г.), казаки сражались против дворян, да и вплоть до сражения за освобождение Москвы эти два сословия не доверяли друг другу, конкурируя за место под солнцем феодальной монархии.

Участие других сословий было менее значительным, крестьяне были скорее страдательным сословием, уже лишённые организационных структур, они никак не проявили себя, только лишь вымещая периодически злобу на интервентах и эксплуататорах-дворянах в ходе скоротечных восстаний. Что совершенно сближало их с аналогичными сословиями времен становления феодализма в Европе. Поэтому применительно к данному периоду невозможно говорить о «крестьянской войне»: крестьянство как класс только оформлялось.

Ожесточенная борьба в период Смуты, первой гражданской войны, борьба всех против всех была связана с выбором пути развития, где движущей силой были дворяне. Смута не была бы столь длительной и кровавой, если бы не интервенция.

Иностранное вторжение


Лжедмитрий I был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве. Но после его убийства в 1606 году, разгрома союзного ему казачества в 1607 году, перехода служилых на сторону царя Василия Шуйского гражданская война должна была закончиться, но польское шляхетство в частном порядке решает поживиться в соседней стране.


В смутное время. Худ. С. В. Иванов, XIX в.

В Польше только закончилась ракоши (восстания) против польского короля Сигизмунда III (1566–1632). Повстанцы, сплоченные и закалённые в боях отряды шляхты и казаков из Запорожья и Дона, отправились к Самозванцу.

Под прикрытием первого попавшегося самозванца, который был игрушкой в руках противников Шуйского и поляков, их действия становились все более антирусскими, а их ключевой целью стал грабеж и разбой. Зверства поляков, но в особенности русских «воров» лжецаря, превосходили ужасы татарских нашествий. На кормление шляхтичам и казачьим «станицам» (отрядам) отдавались целые области.

Вынужденная политика Шуйского по сбору провианта для войска вызвала отпадение большого числа областей, а служилые снова стали переходить на сторону «царя Дмитрия». В конце концов, полякам, казакам и детям боярским Лжедмитрия II удалось взять столицу в осаду, а сам Самозванец сел в Тушине. Была сформирована «воровская» Дума из бояр, недовольных царём Василием.

В ответ царь Василий обратился за помощью к врагу польского короля, королю шведскому. Король, набрав профессиональных наемников по всей Европе в 1609 году, отправил их на помощь князю М. В. Скопину-Шуйскому (1586–1610), родственнику царя. Князь Скопин, несмотря на то, что часть наемников покинула его, разгромил все польские и «воровские» отряды, подошёл к Москве с севера.


Рисунок из пехотного устава Якова де Гейна 1608 г.

Тем временем польский король Сигизмунд III, учитывая плачевное состояния Русии, вследствии длившейся уже 5 лет Смуты, решил под благовидным предлогом освобождения русских от бед гражданской войны, присоединить Россию на условиях унии, посадив на царский трон своего сына, Владислава (1595–1648). Так началась интервенция.

Первой его целью был Смоленск, город-крепость, древний русский город, бывший длительное время яблоком раздора между Русью и Литвой. Но расчеты короля на слабость гарнизона не оправдались. Героическая оборона Смоленска, грандиозной крепости, построенной Федором Конем, продлилась два года. Во главе обороны стоял боярин Михаил Борисович Шеин, тщательно подготовившийся к осаде.

Смоленск своей героической борьбой связал основное коронное войско, которое так и не было применено под Москвой. Одновременно борьбу с поляками вели южные пограничные города в Северо-Черниговской земле. Тем временем 12 марта 1610 года князь Михаил Скопин-Шуйский и граф Якоб Делагарди с остатками наемников деблокировали Москву. Но Скопин прожил не долго, его популярность напугала царя Василия, и он отравил героя.

Шла гражданская война всех против всех.

24 июня 1610 года под деревней Клушино произошла битва между королевским войском и войсками Шуйского. Русские войска, дезориентированные политикой царя Василия, не приняли участие в битве, где сражались поляки со шведскими наемниками, победа оказалась на стороне первых.

После чего польский гетман Станислав Жолкевич встал под Москвой, предлагая на выбор войну или признание царем сына польского короля. Шуйский был низвергнут 17 июля 1610 года. Москвичи решили созвать Земский собор для избрания царя, который не состоялся.

Новых претендентов было трое: патриарх стоял за князя В. В. Голицина, дворянский предводитель Захарий Ляпунов агитировал за Лжедмитрия II, за что был бит, а князь Ф. И. Мстиславский за королевича Владислава. Он и был призван на царствие Боярской думой с условием принятия православной веры, бояре, как писал Аврамий Палицын (1550–1626) считали:

Лучше убо государю служите, чем от холопей своих побитыми быти.

А уже вскоре по соглашению с боярами поляки оккупировали Москву и взяли под контроль Боярскую думу в Москве. Большое число русских городов присягнули королевичу Владиславу. Лжедмитрий II начал борьбу с поляками, а отец призванного «царя» Владислава, польский король, решил воспользоваться ситуацией и присоединить всю Русь к Польше. Одновременно и Швеция, действуя по ситуации, начала захватывать города на юго-западе Русии.

Окончание Смуты, избрание царя


В сложившейся ситуации патриарх Гермоген, узнав о претензиях польского короля Сигизмунда захватить Россию, стал рассылать письма по городам с призывом подняться на борьбу с интервентами, он одновременно освобождал от присяги Владиславу. Призыв патриарха из оккупированной Москвы против тех, кто хочет «ниспровергнуть православную веру», был услышан Землей.


Гермоген в темнице отказывает полякам подписать грамоту. Худ. П. П. Чистяков, XIX в.

В ходе этой борьбы было создано два всенародных ополчения, первое распалось из-за противоречий между казаками и дворянами, которые соперничали за право быть или оставаться «помещиками».

Второе было создано исстрадавшейся земщиной – купцами и посадскими Нижнего Новгорода, и было построено на иных началах, чем первое. Горожане выбрали во главе этого течения старосту Кузьму Минина.

Современные исследователи считают, что реформа самоуправления, дублирование «государства» на местах, проведенная во второй половине XVI сработала в самый трудный час для страны. По реформе на места в очередной раз передали сбор и расклад налогов, ведение правосудия.

При создании второго ополчения Земщина сделала то, что должен был сделать «государь», которого не было: собрала деньги на оборону и определила, как и за что будут получать деньги воины – земля за службу, плюс подъемные. Дворяне, кроме ежемесячных выплат на себя и на лошадь, обрели единоразовую выплату, а по мере освобождения земель получали или могли вернуть поместья.


Воззвание Минина к новгородцам. Худ. К. Маковский. XIX в.

Во главе дворянского ополчения встал служилый князь Дмитрий Михайлович Пожарский.

В кровопролитном сражении ополчение освободило Москву от интервентов в сентябре 1612 года, а польский гарнизон Кремля сдался в ноябре. Попытка короля Сигизмунда лично атаковать город не увенчалась успехом.

Надо отметить, что даже в ходе сражения против интервентов за Москву противоречия между дворянами и казаками возникали снова и снова, и лишь слова увещевания со стороны келаря Сергеева-Троицкого монастыря Авраамия Палицына изменили ситуацию прямо в разгар сражения.

Так, ополчение, возглавляемое князем Пожарским и гражданином Мининым, спасло Россию.

В январе-феврале 1613 года собрался Земской собор из 700 делегатов с целью избрания царя, как говорили казаки, заполонившие Москву, чтоб было

кому нам поклонитися и служите, и у кого нам жалование просити, и до чего нам гладкою смертию измирати!

Гражданская война с освобождением Москвы не закончилась.

На северо-западе правил Лжедмитрий III, Новгород был захвачен шведами, а Смоленск поляками. На юге был «воренок», сын Марины Мнишек, и с ним атаман Заруцкий. Никуда не делись и польские претензии: королевич Владислав продолжал претендовать на власть.

По стране бродили банды поляков, украинских и донских казаков-разбойников. Татары и ногайцы буквально опустошали пограничье, восточные базары были забиты русскими невольниками. В 1619 году после победы над ногаями удалось освободить 15 тыс. пленённых в это время.

Так кому нам поклоняться?


Точных данных, почему Михаил Федорович Романов был выбран царём, у нас нет, и источники нам не позволяют это сделать. Конечно, есть множество версий, но они не столь важны для рассматриваемого процесса.


Призвание на царства Михаила Фёдоровича Романова 4 марта 1613 года. Худ. Г. Угрюмов

«Повесть о Земском соборе» показывает яростное противостояние бояр и казаков, собравшихся в Москве. Боярские кандидаты: Ф. М. Мстиславский, И. М. Воротынский, Д. Т. Трубецкой, И. Н. Романов, И. Б. Черкаский, Ф. И. Шереметьев, Д. М. Пожарский, П. И. Пронский, были отклонены только потому, что они были так или иначе связаны с разными группами бояр.

А вот нейтральный юный Михаил Романов, да еще в отсутствие его отца, «воровского» патриарха Филарета, который находился в польском плену, устроил как и неистовых казаков, временно верховодивших в Москве, так и другие группы, конечно, прежде всего бояр.

Если для бояр выбор конкретного лица был принципиален, от этого зависело их «место под солнцем», то для казаков, случайно оказавшихся в Москве в огромной силе, спор этот имел больше смысла как противопоставление боярам, голос дворян мы не слышим. Вероятно, потому, что основная сила Смуты понимала, что любой, вступивший на престол, теперь будет проводить исключительно продворянскую политику. Что и произошло.

Показательно, что как только был избран новый царь, еще враг не был разбит, а служилый люд, посады и монастыри бросили разыскивать своих крестьян и «тяглых», началась раздача земель служилым.

Окончание Смуты и интервенции произошло только к 1619 году, что потребовало колоссальное напряжение сил, финансовых и военных. Но и Польша, воевавшая против Русии, делала это из последних сил. В результате Смуты и интервенции страна была разорена, требовала восстановления, но… Это была страна после болезни, готовая к новому историческому развитию.

Смута разрушила границы между стратами служилых, превратив их по факту в однородный класс феодалов: окончательно ослабив власть родового боярства и оформив феодальную корпорацию детей боярских и дворян, на пути к созданию единого класса дворян, разного уровня достатка и места в феодальной иерархии.

В ходе Смуты класс феодалов получил свое оформление как главный класс классового государства на Руси/Русии. Помещики поняли значимость своей корпорации как единственной, целостной и многочисленной политической силы в государстве, силы с оружием в руках.

Это предопределило и формирование класса крестьян как зависимого и эксплуатируемого. Сословие горожан, не имеющее ни сил, ни возможностей феодального класса, оставалось лишь малочисленным тягловым сословием, верхушка которого тяготела к феодалам, а низы – к крепостным. Так же было вытеснено за рамки классовой структуры и другое сословие, пытавшееся претендовать на роль «помещиков» – казаки.

Потому что после Смуты четко определились два основных класса. Как в свое время другие европейские страны, Россия вступила на путь классового феодального общества.
59 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    21 августа 2023 06:28
    А где и с кем был в то время Михаил Фёдорович Романов , пока Минин и Пожарский поляков из Москвы гнали ? Правильно . В Кремле и с боярами , которые недавно ещё присягу дали ставленнику поляков Лжедмитрию . Те же самые бояре и играли первыми скрипками во время Земского Собора , когда Михаила избрали царём. Только не надо , что вот вчера любив поляков , бояре сегодня полюбили уже Романова . Так что Романов был ставленником поляков , потому что его избрали польское лобби в виде таких вот бояр . Помешать мог Пожарский и Трубецкой со своими казаками , но Пожарского просто отодвинули , а Трубецкого просто подкупили . Какие привилегии получил потом Трубецкой , об этом мало кто даже мечтать мог. Кстати , поляки ошиблись в Романовых . Романовы Польшу в итоге и раздербанили ...
  2. +4
    21 августа 2023 06:30
    в отличие от «боярского» царя Бориса (очень условное название)
    Бориса,царя,все таки Земский собор избрал.Шуйского,выкрикнули приверженцы.Бориса,увы,судьба наследником обидела,не в папашу пошел.
    1. +2
      21 августа 2023 16:12
      В каком смысле не в папашу? Если брать интеллектуальное развитие, то Годунов-младший был очень образованным и умным молодым человеком.
  3. +3
    21 августа 2023 06:53
    в современных странах, где есть монархи, они не являются верховной властью и вообще властью, а лишь декоративным оформлением при власти

    В современных монархических государствах - монархи гаранты конституции, а в Британии, где конституция отсутствует, монархи гарантируют незыблимость различных Актов в которых зафиксирована структура основы государственной власти и все ее полномочия. Пример: Великая хартия вольностей или Биль о правах...

    П.С. Власть современного монарха схожа с властью президента ФРГ - смотрящий за конституционным строем...
    1. +6
      21 августа 2023 08:45
      В современных монархических государствах - монархи гаранты конституции, а в Британии, где конституция отсутствует, монархи гарантируют незыблимость различных Актов

      Ну так в этом противоречий то и нет: это и есть декоративная функция.
      Если нарушаются конституционные права монарх не велит стрелять из пушек по нарушителям, да его никто и не послушает. Достаточно того, что король (королева) периодически выезжает на карете у Букингемского дворца. Развод принимает в Вестминстере. Более чем. laughing
      Потому что "гарант Конституции" - это симулякр, никаких механизмов "гарантий" нет.
      А есть УПК и АПК. laughing
      1. +1
        21 августа 2023 21:47
        Добрый вечер Эдуард!
        А есть УПК и АПК. laughing

        В Великобритании нет уголовного или административного кодекса. С большой натяжкой уголовным законодательством британцев модно назвать статуты. Если на пальцах англичане, уэльцы, шотландцы и. северные ирландцы живут в прецедентном правовом поле, а не нормативном правовом в отличие от нас. Для них основа судебная практика (судебный обычай).
        К слову ошибка студента первокурсника.
        1. 0
          22 августа 2023 08:03
          Добрый вечер Эдуард!
          А есть УПК и АПК.
          Для них основа судебная практика (судебный обычай).
          К слову ошибка студента первокурсника.

          Вы серьезно думаете, что я не знаком с правовой системой Англии?
          У меня даже в Лондоне было досудебное соглашение, как то, но это к слову.
          drinks
          Но если так всем будет спокойнее, пусть я допустил ошибку первокурсника.
          laughing good
  4. +4
    21 августа 2023 07:23
    На мой взгляд,автор просто переборщил с определением первой гражданской войной в России,чересчур смелый и новаторский взгляд на историю.
  5. +8
    21 августа 2023 08:30
    Потому что после Смуты четко определились два основных класса.
    Может быть окончательно сформировались?
    1. +6
      21 августа 2023 08:46
      Потому что после Смуты четко определились два основных класса.
      Может быть окончательно сформировались?
      Пожалуй да.
      Добрый день hi
      1. +5
        21 августа 2023 09:39
        hi Добрый день!Началось - то всё с отмены Юрьева дня,а там независимо от того кто находился у власти,происходило дальнейшее закабаление крестьян.Детство Шарика кончилось,началась трудная крепостная жизнь.
      2. +2
        21 августа 2023 22:10
        Так случилось, что единственной теорией, которая комплексно рассматривает эволюцию развития общества, является эволюционная или стадийная теория, основанная на марксизме.

        Теория отечественного государства и права в рамах истории одноимённой науки изучает развитие институтов права и государства комплексно без «классовой» привязки уже как три десятилетия.
        С современной точки зрения правоведов протогомсударсивенный период нашего отчества заканчивается с появлением частной собственгости. Далее идет период формирования государственности, когда политическое формирование набирает признаки (маркеры): 1. Публичность власти, 2. На определенной территории. 3. Институты управления и принуждения. 4. Признание населения в едином правовом пространстве и 5. Суверенитет.
        Все остальное от лукавого.
        К слову, самая поздняя дата у юристов возникновения России как государства 1481 год (стояние на Югре). Иными словами обретение суверенитета.
        1. +1
          22 августа 2023 07:39
          Теория отечественного государства и права в рамах истории одноимённой науки изучает развитие институтов права и государства комплексно без «классовой» привязки уже как три десятилетия.

          Владислав,
          доброе утро,
          мы уже сто раз по этому вопросу спорили, я уже и не знаю что сказать: одно и тоже laughing
          Я же с Вами не спорю, буржуазные правоведы (безоценочная констатация реалий) в капиталистической стране, которой является Россия, именно этим и занимаются: начиная следствие главное не выйти на самих себя.
          В советской - правоведам и в голову не пришло рассматривать современное общество вне контекста "классов".

          Вы же перечислением современное определение государства (взятое из советского школьного учебник по государству и праву, но без "классовости" laughing ) в рамках капиталистической системы пытаетесь сказать, что эти признаки универсальны для всех государств всех эпох.
          Убрал большую часть текста...много буковок получилось.
          Скажу одно:
          Всё это к истории, как науки, которая исходит из знания, умения читать и переводить исторический источник, и рассматривать его данные
          в эволюции развитие институтов общества
          никакого отношения не имеет.
          PS
          Если бы эти правовреды хоть немного поработали там, где что то производится своим трудом, ручками, они бы возможно знали, что становление любого предприятия, как любого сообщества для производительного труда в человеческом обществе, процесс эволюционный. Это тоже относится к государству.
          С уважением,
          hi
          1. 0
            22 августа 2023 22:57
            Если бы эти правовреды хоть немного поработали там, где что то производится своим трудом, ручками, они бы возможно знали, что становление любого предприятия, как любого сообщества для производительного труда в человеческом обществе, процесс эволюционный. Это тоже относится к государству.
            С уважением,

            Доброй ночи Эдуард!
            Теория государства и права достаточно консервативная дисциплина. Студенты банально учат основные термины наизусть. Ошибочность классового характера государственности рассматривалась еще в конце 80-х. Определение государства, я привожу памяти. С 1995 по 2015 (когда я последний раз стоял за кафедрой) ничего не менялось.
            По поводу эволюции - ей подвержена любая общественная система в независимости ее формы. Проблема, в том, что не всегда она имеет положительный результат. Классический пример гибель потомков викингов в Гренландии. Когда ряд запретов «табу», в частности на рыбалку, привел к гибели общины. Таких примеров множество. Так что мое мнение, историки усложняя систему и навязывая ей нормативы и этапы банально впадают в ересь систематизации несистематизируемого.
            С искренним уважением, Влад!
  6. +4
    21 августа 2023 08:35
    . Россия вступила на путь классового феодального общества.

    А до этого что было? Рабовладельчество?
    1. +8
      21 августа 2023 08:49
      А до этого что было? Рабовладельчество?

      В статье то написано:
      В стадийной теории, с которой мы все знакомы со школьной скамьи, всегда отмечалось, что существует классовое общество, система управления которого называется государством. И доклассовые, вопрос управления в которых долго не изучался. Не потому, что кто-то не хотел, а потому, что таков был уровень науки.

      Посмотрите предыдущие статьи цикла - все станет на свои места.
      hi
      1. +8
        21 августа 2023 09:12
        Всё-таки вы не ответили на вопрос, что было до феодализма при Романовых. Какой-то внеклассовый феодализм что ли? То есть не было деления на крестьян, бояр, дворян и посадских людей? Вы меня простите, я плохо понимаю. hi
        1. +3
          21 августа 2023 12:16
          Всё-таки вы не ответили на вопрос, что было до феодализма при Романовых. Какой-то внеклассовый феодализм что ли? То есть не было деления на крестьян, бояр, дворян и посадских людей? Вы меня простите, я плохо понимаю.

          Дело в том, что в школе, ну и в обычных околоисторических писаниях, систему развития общества упрощают, потому что крыша кругом поедет.
          В период до XVI в. было доклассовое общество (совр термин) или соседско-территориальной общины, в XVI в. формируется феодализм6 классовое общество.
          Боярин или крестьянин – это не установившиеся сословные группы, они проходят эволюцию.
          Бояре: от старших дружинников, до ближних слуг князя или великого князя, и до верхушки феодального класса.
          Крестьяне появляются только с XIV в. До этого, когда бояре были дружинниками, крестьян не было. Был селькохозяйственный производитель. Или свободный, или послусвободный (не свободные по отношению только к своему кредитору, закуп, например). Был смерд (иноплеменник), был холоп (раб из своих).
          Крестьянин формируется, когда земля начинает приобретать ценность, до XIV в. такого не было.
          Крестьянин формируется из разных слоев сельхозяйственных категорий тяглых (платящих налог) .
          И он оформляется как класс, единый класс сельских производителей, когда оформился класс дворян. Между 16 до сер 17 века. hi
          1. +3
            21 августа 2023 22:29
            Боярин или крестьянин – это не установившиеся сословные группы, они проходят эволюцию.

            Эдуард, а куда будем девать священников? Или клирик католический церкви священник правильный «феодальный», а русский попик 13 века - неправильный? Киев при Ярославе Хромце (Мудром) и Новгород до монгольского нашествия больше Лондона и Парижа. Но Купцы иноземные являются сословием, на наши «золотые поясах» поросячьи хвостики.
            Стадийная теория удобна, но есть масса исключений от Папуа новая Гвинея до нашего Отечества, которое в иных географических условиях могло и проскочить мимо эпохи феодализма и тем самым к «ужасу» историков выпасть из системы! Ну и последнее глупо привязывать возникновение государства к возникновению классов и сословий. Куда казаков девать будем?
            Псы.псы. Теперь я знаю почему Маркс ненавидел славян - они выпадали из стройной теории стадийности! Отсюда и геморрой у ее Отца!!!
            1. +1
              22 августа 2023 07:57
              Владислав,
              возможно читали в позднее время, не заметили:
              Куда казаков девать будем?

              Повторюсь:
              Это предопределило и формирование класса крестьян как зависимого и эксплуатируемого. Сословие горожан, не имеющее ни сил, ни возможностей феодального класса, оставалось лишь малочисленным тягловым сословием, верхушка которого тяготела к феодалам, а низы – к крепостным. Так же было вытеснено за рамки классовой структуры и другое сословие, пытавшееся претендовать на роль «помещиков» – казаки.
          2. -2
            22 августа 2023 17:34
            Цитата: Эдуард Ващенко

            Дело в том, что в школе,
            Крестьяне появляются только с XIV в....
            Крестьянин формируется из разных слоев сельхозяйственных категорий тяглых (платящих налог) .
            И он оформляется как класс, единый класс сельских производителей, когда оформился класс дворян. Между 16 до сер 17 века. hi

            Не убедительно. Крестьянин не "формируется", его "формирует" землевладелец.
            В 1592 г выходит запрет Юрьевна дня. Все!

            Сформировался холоп и сформировался барин потому, что сформировалась государственная машина для сохранения этого порядка.

            Это разве не классовое общество ? КОНКРЕТНО - ЧЕГО ЕМУ ЕЩЕ НЕ ХВАТАЕТ К 1592 ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ БЫТЬ КЛАССОВЫМ?
            1. +1
              22 августа 2023 20:29
              КОНКРЕТНО - ЧЕГО ЕМУ ЕЩЕ НЕ ХВАТАЕТ К 1592 ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ БЫТЬ КЛАССОВЫМ?

              Иван,
              вечер добрый.
              По школьному учебнику это так: 1592 г.
              По историческим источникам и современным исследованиям: нет, путь был к 1649 г. Эти указы не были бессрочными. они постоянно должны были подтверждаться. Это мы знаем из ряда дошедших документов (не все сохранились)+ коллективные челобитные дворян, я о них писал: и там постоянно просьба о том, чтобы урочные сделать безурочными.
              От сюда и гражданская война, дворяне саблями выколачивали безурочность и крепость, против бояр, может не все бояре были против бессрочного запрета переходов, но как "сословие" крупных землевладельцев конечно они были против "закрепощения": переход для них был выгоден.
              Повторюсь, это все на основе дошедших документов, а не общих знаний и данных учебника.
              Пока не дошло, что надо вводить единый кодекс и скопировали частично у Речи Посполитой))), а частью ввели указы прошлых лет.
              Так появилось государственное законодательство классового общества, которого до этого не было, не Судебник 1497, ни тем более, Русская правда такими не являлась.
        2. +5
          21 августа 2023 14:26
          По марксистско-ленинскому учению - при разложении первобытного общества и возникли классовые общества,то есть,буквально до нашей эры и возникли.
          Более конкретно высказался Ленин,он так определил,что такое классы - это когда одна группа людей грабит другую группу людей,используя своё общественное положение.
  7. +7
    21 августа 2023 08:59
    Автор рассматривает смутное время через призму возникновения кассового общества в России. Вполне нормальный взгляд.
    То, что в конце XVI ,да и в на большом протяжении XVII века в России накопились неразрешимые противоречия это ясно всем. Иван IV не смог провести свои реформы до конца ,вот и получили ,да действительно наверное первую гражданскую войну.
    Масло, в огонь споров, о том время подливает влияние Польши, пропольская партия внутри государства и призвание на царство Владислава. К этому надо относиться вполне нормально, а не глядя на это из XXI века.
    Ярлыки - типа предатель, тоже мешают разобраться во всем клубке проблем того времени.
    С окончанием смуты, на протяжении всего XVII века Россию продолжали сотрясать медные, солянные бунты. Востание Разина. Всё это говорит, что с приходом Романовых справедливости в стране не прибавилось.
    1. +9
      21 августа 2023 09:17
      Всё это говорит, что с приходом Романовых справедливости в стране не прибавилось.

      Александр приветствую!
      Спасибо за мнение.
      Про последующие события, в рамках рассматриваемой концепции, в следующих статьях. Одна на модерации.
      Пару слов: Романовы здесь не причем, были бы Ивановы - результат тот же.
      В классов обществе справедливость, как это не ужасно звучит для многих из советской эпохи, она для каждого класса своя.
      Так что Вы о какой справедливости? для крестьян или для дворян? laughing
      Вот крестьян закрепостили - во это справедливый царь, внял наши челобитным, думает дворянин (об этом в следующей статье), а крестьянин -вот же несправедливость.
      hi
      1. +6
        21 августа 2023 09:29
        Доброе утро!
        В моём понимании справедливость это некий баланс. "И овцы и волки"
        Медный бунт, соляной - всё это доказывает, что баланса власть не достигла. hi
        1. +5
          21 августа 2023 10:10
          Медный бунт, соляной - всё это доказывает
          Что государство,пополняет бюджет, а так же олигархов, за счёт податного населения. smile
  8. +5
    21 августа 2023 12:02
    При всём уважении к автору, позволю себе чисто философскую реплику:
    В то время как боярские группы, даже если среди них были неординарные личности, в силу частных узкокорпоративных интересов, стояли на пути развития общества и были по факту преградой.

    Развитие общества - это эволюционный процесс, и в нём нет преград - есть только формирующие его силы.
  9. +4
    21 августа 2023 14:18
    Эдуард, большое спасибо за статью! Я, ещё только начиная читать статью, сразу понял, что это Ваш почерк! Большое спасибо!
    1. +4
      21 августа 2023 14:25
      Я, ещё только начиная читать статью, сразу понял, что это Ваш почерк! Большое спасибо!

      Спасибо!!!
      1. +2
        21 августа 2023 14:40
        Цитата: Эдуард Ващенко
        Я, ещё только начиная читать статью, сразу понял, что это Ваш почерк! Большое спасибо!

        Спасибо!!!

        Пожалуйста! Я понял, что это Ваш почерк потому, что Вы упоминали про классы, а ведь не эту ли тему Вы с Владом (Коте пане Коханка) спорили?
  10. +9
    21 августа 2023 15:01
    А я так и не понял - гражданская война, по мнению автора, была между кем и кем. Между казаками и боярами? Между боярами и дворянами?
    Нет, серьезно, я что-то не уловил сути глубокого социального раскола, которые мог бы привести к полноценной гражданской войне. Я вижу именно что смуту. Династический кризис, климатические катаклизмы, эпидемии... Все это помноженное на глубокую религиозность общества, его суеверность и дало такой результат, как серия гражданских бунтов, причем, по моему мнению, было совершенно безразлично под чьим стягом и с какими лозунгами эти бунты происходили. Добавим ещё к этой картине широким мазками польскую интервенцию, придавшую Смуте специфическую нотку национально-освободительного движения, да разгул криминала в форме казачьих вольниц, и картина, в общем-то получится достаточно полной.
    Да и закончилась эта Смута не потому, что кто-то "железной рукой" навел порядок, как это через триста лет сделали в почти аналогичной ситуации большевики, а потому что сил у участников не осталось. Всем просто надоело таскать друг друга за вихры.
    Нужен царь? Давайте уж выберем кого-нибудь, да хоть этого убогого бесполезного Мишу Романова... Чтоб ни нашим, ни вашим, ни в борщ, ни в Красную Амию, а там дальше посмотрим. Хуже, во всяком случае не будет.
    А рассматривать дворянство начала XVII в. как "первофеодалов" на Руси... Не согласен, как хотите.
    Впрочем, мы с автором (моё почтение, Эдуард hi smile ) уже неоднократно закусывались и на тему государства, и на тему феодализма и убедить друг друга ни в чем не смогли, а без согласия по определению этих базовых понятий любая дискуссия на эту тему теряет смысл, увы.
    1. +4
      21 августа 2023 15:52
      а без согласия по определению этих базовых понятий любая дискуссия на эту тему теряет смысл


      1. +4
        21 августа 2023 16:24
        А я так и не понял - гражданская война, по мнению автора, была между кем и кем?

        Да не было там никакой гражданской войны по определению. Была смута, предки не глупее нас, раз окрестили так этот период. А уж историки впоследствии разделили этот период на три этапа:
        * Первый период называют династическим – на этом этапе претенденты боролись за московский престол, пока на него не взошел Василий Шуйский
        * Второй период - "воровской", продолжение первого, когда династическими распрями пользовались в своих интересах иноземные государства, авантюристы всех мастей и откровенный криминал - в лице казачества, мелкопоместной шляхты, отечественного мелкого дворянства и даже обычных холопов, сбившихся в шайки и отряды банальных разбойников и грабителей
        *И третий – национальный – он продолжался до тех пор, пока на российский престол не взошел Михаил Романов, и тесно связан с борьбой против захватчиков-иностранцев.
        Как писал С.М. Соловьев про смуту:
        Смута была борьбой старого привычного народу порядка и анархии, вызванной династическими распрями и усугублённой внешней интервенцией и широким разгулом бандитизма. Народ устал. (с)

        Ну какая тут классовая гражданская война?
        Тут я больше согласен с Сергеем Михайловичем и нашим Михаилом, чем с Эдуардом.
        1. +5
          21 августа 2023 16:31
          пока на российский престол не взошел Михаил Романов, и тесно связан с борьбой против захватчиков-иностранцев.
          Тут я больше согласен с Михаилом, чем с Эдуардом

          Дмитрий приветствую, с Михаилом Романовым? hi
          1. +3
            21 августа 2023 16:50
            Приветствую Эдуард hi Спасибо за статью!
            с Михаилом Романовым?

            Нет. С Михаилом Хозяином Трилобита. Мне его позиция в этом вопросе более импонирует
            1. +4
              21 августа 2023 17:19
              Нет. С Михаилом Хозяином Трилобита. Мне его позиция в этом вопросе более импонирует

              ++++++++++++++++++++
              Шучу hi
        2. +5
          21 августа 2023 16:33
          Цитата: Ричард
          Была смута, предки не глупее нас, раз окрестили так этот период

          Действительно: почему они эти события "гражданской войной" не назвали? Взяли бы и придумали новый термин, зачем было еще 300 лет ждать? laughing
        3. +4
          21 августа 2023 17:21
          Тут я больше согласен с Сергеем Михайловичем

          Сергей Михайлович жил до "исторического материализма". Ему простительно. laughing
        4. +3
          21 августа 2023 17:35
          Я, кстати, тоже согласен с Михаилом. Если нет гражданского социума, откуда гражданская война? Вандея и шуанерия - это гражданская война? Война Роз - гражданская?
          1. +4
            21 августа 2023 18:25
            Антон приветствую,
            не соглашусь, уж простите великодушно.
            такого понятия как "гражданский социум" обязательный для гражданской войны - нет.
            Гражданская война - война внутри государства, от Древнего Рима и т.п. до наших дней, часто, всех против всех.
            Вандея и шуанерия - это гражданская война?
            - классическая часть гражданской войны после Революции, а Наполеон не в ходе ли гражданской войны в Тулоне палил из пушек?
            Война Роз - гражданская?
            - война между двумя (тремя) правящими группировками. Даже не затрагивали прочих участников: ни тебе сожжённых в дым городов и сел, ничего такого, в отличие от Вандеи или Дона, осады Троицкого монастыря и пр.
            С уважением hi
    2. +4
      21 августа 2023 17:18
      Михаил, мое почтение!
      Ну как же с кем Гражданская война? Дворяне, дети боярские «выгодополучатели»:
      1. Бояре включены в феодальный класс, никаких над или рядом, жестко введены в класс феодалом, путем прямого насилия, о котором полным-полно сообщений. Бояре остались, но их роль совсем не та, что ранее.
      2. Казакам отбили охоту претендовать на роль вторых «дворян», кого на плаху, кого долой.
      3. Крестьяне вообще - не дергаться.
      4. Посад – так и остался тяглым, хотя 3% населения, что там они могли.
      Возможно все и устали, но… феодальный класс оформился полностью, все служилые под одну гребенку, а за ними, всех тяглых на земле, в крестьян.
      Миша Романов, может не такой, может папА слушал, но «солнце русское», «за кого умирать», настоящий феодальный монарх, не тот, кто на коне скачет, а тот, кто за интересы дворян стоит (об этом в следующей статьи), цитата от мамы Миши laughing

      И про предков и Смуту, слово к любому бунту6 и Медному в том числе, употребил впервые Котошихин в 70-х 17 века.
      А вот А. И. Деникин, не в бровь, а в глаз, назвал переход к новому строю «Очерки русской Смуты» - символично, Смута (гражданская война) 17 в. – переход к феодализму, новая Смута – Гражданская война 1918–1920 г. – к новому строю. hi
      1. +7
        21 августа 2023 19:27
        Про столкновение интересов бояр (крупных вотчинников) и дворян (мелких помещиков) и поддержка монархами дворян, как опоры на пути к абсолютизму, я помню из школьной программы. И этот процесс, как раз, и знаменует переход из Средневековья, из феодализма, в Новое время.
        Дворяне, как класс, появились при Иване Третьем. При Иване Грозном стали опорой в его борьбе с боярами. В смутное время показали себя самостоятельной политической силой, но до осознания себя как класса служилых людей, на которых, что называется, "земля держится", ещё далеко. Они ив ходе Смуты болтались туда-сюда, приставая то к одной стороне, то к другой, следуя, по большей части за более крупными феодалами. Воевали они не как класс, защищая свои классовые интересы, а чисто по-феодальному - шли за предводителем, вождём, поэтому и появлялись на разных сторонах, вернее, на всех сторонах конфликта.
        1. +1
          21 августа 2023 19:38
          Про столкновение интересов бояр (крупных вотчинников) и дворян (мелких помещиков) и поддержка монархами дворян, как опоры на пути к абсолютизму, я помню из школьной программы. И этот процесс, как раз, и знаменует переход из Средневековья, из феодализма, в Новое время.
          Бинго!!!
          1. 0
            21 августа 2023 21:43
            я помню из школьной программы.

            Так школьная программа она родом из 40-х ХХ в., наука далеко шагнула вперёд.
            Вот это Бинго! wassat
    3. +5
      21 августа 2023 17:55
      Между казаками и боярами? Между боярами и дворянами?
      Между казаками и разбойниками! laughing
      1. +2
        21 августа 2023 18:40
        Между казаками и разбойниками!

        казаки они и были первыми разбойниками laughing
        1. +2
          21 августа 2023 19:07
          А. Н. Толстой в своей книге "Повести смутного времени"

          хорошо описал, что именно дворяне и дети боярские со своей челядью первыми сбились в разбойничьи шайки. А казаки и поляки "подтянулись" уже следом smile
      2. +3
        21 августа 2023 18:53
        Цитата: 3x3zsave
        Между казаками и разбойниками

        Ну, да... Это как "рок против наркотиков" или "пчелы против мёда" laughing
        1. +3
          21 августа 2023 19:08
          Ну, как бы, выжившие в рок-тусовке, они всегда против наркотиков... Относительно пчел, поинтересуюсь.
  11. +5
    21 августа 2023 16:11
    Близкое к служилому люду по своей боевой деятельности казачество

    Добрый день Эдуард!
    хочу уточнить по казачеству: к началу 17 века - это близкое к дворянам/детям боярским военно-служилое сословие, только в отличии от служившим по отечеству дворян за поместья, казаки служат "по прибору" и не за поместья, а в основном за денежное жалованье. Ну и вообще крутятся и выживают как могут. Землю насколько я понимаю им тоже периодически давали, но без крестьян, так сказать для самостоятельной обработки. Поэтому их требования - это инкорпорация в дворянское сословие или создание для них таких же условий службы как и для дворянства. В казаки более открыты "социальные лифты", ибо можно "показачиться".
    Что происходит далее? я так понимаю, что более удачливая часть казаков переходит в дворянское сословие, неудачливая - в крестьянское, а часть остается в казаках с локальными (в основном пограничными) районами проживания и с несколько специфическим социальным статусом? hi
    1. +5
      21 августа 2023 16:34
      Сергей приветствую!
      Что происходит далее? я так понимаю, что более удачливая часть казаков переходит в дворянское сословие, неудачливая - в крестьянское, а часть остается в казаках с локальными (в основном пограничными) районами проживания и с несколько специфическим социальным статусом?

      Точно, понятно, это не я придумал laughing
      С казачеством такая же ситуация и на Украине, там совсем это было ярко в 18 века: одни в паны, масса в хлопы.
      hi
    2. +5
      21 августа 2023 18:38
      казаки служат "по прибору" и не за поместья, а в основном за денежное жалованье.

      Приветствую, Сергей! Я немного знаком с историей казачества. Небольшое замечание - на 1613 год - год окончания смуты, никаких "реестровых приборов" для казаков в России не было. В Польше были. А у нас они появятся уже только при Алексее Михайловиче - сначала для терцев (т.н. гребенской и волгский низовой реестровый прибор 1633 года.), а затем и остальных. В то время для казачества от царя были только две привилегии - винокуренная и не выдача беглых холопов, не считая разовых подачек в виде "злата и огненного боя" - когда казаки требовались для войны. Казаки в то время "жили" в основном войной, разбоями, охотой, рыболовством, "походами за зипунами" все равно куда и против кого, и "крышеванием" шинков и винокурен. Многие наверняка удивятся, но факт - в то время за земледелие и скотоводство казак в лучшем случае мог быть с позором изгнан из войска, а в худшем и казнен. Реестровый приборы, в которые многие не смогли попасть в итоге и привели к расслоению тогдашнего казачества на голутвенных, наймитов, новоприходцев и домовитых. В отличие от Войска Терского, более многочисленные Войско Донское и Войско Яицкое особенно сильно пострадали, что и вызвало там множество бунтов и восстаний.
      1. +2
        21 августа 2023 20:55
        Цитата: Ричард
        Небольшое замечание - на 1613 год - год окончания смуты, никаких "реестровых приборов" для казаков в России не было

        Добрый день Дмитрий,
        про реестровые приборы я ничего и не говорил.
        В данном случае ориентировался на новую книгу А. В. Малова "Основные проблемы строительства вооруженных сил России 1613-1689гг.", где он перечисляет все категории ("строи") служилые по прибору:
        конные и пешие городовые казаки
        станичники и вожи
        конные пищальники
        стрельцы московские и городовые конные и пешие
        пушкари и затинщики
        воротники и сторожа
        и т.д.
        Все эти страты служилых людей "по прибору" были уже традиционными к началу 17 века, хотя и в основном сложились позже служилых "по отечеству".
        Служилые "по прибору" также несли наследственную службу и могли получать за нее землю, но поместными правами не обладали как и правами на крестьян, а наделы были ближе к крестьянским (отсюда и их активное участие в событиях смуты) hi .
    3. 0
      22 августа 2023 21:51
      Цитата: Mihaylov
      по казачеству: к началу 17 века - это близкое к дворянам/детям боярским военно-служилое сословие

      К началу XVII века это скорее отдельный этнос. Уж больно велики отличия. Тут и обычаи, и самоназвание (черкасы) и много чего еще.
      Более или менее они обрусеют как раз после Смуты, когда нежелающие возвращаться к своим помещикам вчерашние крестьне потянулись в Верховья Дона и основали там новые станицы. К слову сказать, и через сто лет после этих событий Верховые и Низовые казаки между собой очень сильно отличались и часто враждовали.
  12. -1
    21 августа 2023 22:33
    Князь Пожарский и мещанин Минин...когда Адам пахал, а Ева пряла, кто был тогда дворянином?
  13. 0
    22 августа 2023 22:02
    Это был расстрига Григорий Отрепьев

    Как по мне, крайне сомнительно, чтобы костромской дворянин настолько не знал русских обычаев, чтобы делать такие глупые ошибки. no
    Ну и противопоставление "бояр" и "дворян" несколько исскуственное. Это части единого сословия или если угодно класса. В Европе их называли "феодалами", а у нас "служилыми людьми по отечеству".
    Собсно, "боярин" и "дворянин" в описываемое время это чины. Называться дворянами это сословие начало только при Екатерине II. Можно, конечно, противопоставить, мол первые вотчинники, а вторые помещики, но дело в том, что представители знатнейших родов, достигнув определенных чинов, тоже жаловались поместным окладом, а среди менее знатных таки встречались и владельцы вотчин. Мелких, по сравнению с прочими, но тем не менее.
  14. 0
    4 ноября 2023 19:09
    Жаль, что на борьбу с последним Бориской в 93-м вышли немногие...
  15. 0
    5 декабря 2023 16:45
    Таким образом, можно сказать, что возврат, например, монарха как верховного правителя в России возможен только при возврате к феодальному строю, что сейчас представляется утопией.

    Вот периодически, но со всех утюгов..невозможно,немыслимо и +100500 других "веских" причин.
    Забавно и вызывает улыбку.