«Двигатели остаются слабым местом проекта»: в итальянской прессе оценили ход импортозамещения на самолете Як-152

77
«Двигатели остаются слабым местом проекта»: в итальянской прессе оценили ход импортозамещения на самолете Як-152

В России реализуется программа импортозамещения учебно-тренировочного самолета Як-152, так как требуется замена немецкого двигателя на российский. При этом, как недавно заявили в ПАО «Яковлев», разработчик находится в поисках организации, способной создать отечественную силовую установку.

Несмотря на попытки наладить лицензионное производство на российской площадке и частичное устранение зависимости от импорта, выпуск двигателей для Як-152 по-прежнему остается слабым местом проекта

- указывается в издании Analisi Difesa.



Как отмечается, в случае, если удастся решить эту проблему, ВВС получат УТС, отлично подходящий для подготовки летчиков. Як-152 получил унифицированное с Як-130 БРЭО, чтобы значительно облегчить подготовку летного состава за счет совместного (поэтапного) использования двух самолетов.

Однако подписанный Минобороны с компанией «Иркут» в июне 2015 года контракт на поставку к 2020 году около 150 самолетов Як-152 так и остался на бумаге. Сложности Як-152 с двигателем даже привели к рождению альтернативного учебно-тренировочного самолета.

Речь идет об УТС-800 производства УЗГА, который был представлен в 2021 году. Но даже он оснащен зарубежным турбовинтовым двигателем, который разработчики машины планируют заменить на отечественный ВК-800ПС. При этом в настоящее время дорабатывается лишь базовый турбовинтовой вариант ВК-800 – ВК-800С, сертификация которого намечена на декабрь 2024 года.

Первая из двух авиационных компаний, получившая подходящий двигатель российского производства, в итоге обзаведется солидным контрактом с Минобороны

- оценили перспективы Як-152 в итальянской прессе.

77 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    17 августа 2023 20:45
    С детства перечитал множество книг об авиации и авиастроении.
    Двигатели всегда были очень большой проблемой как в СССР, так и в РФ. К большому сожалению...
    1. +1
      17 августа 2023 20:52
      В книге Яковлева "Свои самолёты, свои моторы" представлена несколько иная точка зрения. Двигатели в СССР были, но выбор их был невелик и определенными характеристиками они никак не блистали (например расход топлива и/или моторесурс) по сравнению с иностранщиной. Однако наши двигатели были более живучи в плане не совсем корректного обслуживания и использования не сильно качественных масел, топлива и прочего ГСМ.
    2. 0
      18 августа 2023 09:08
      Самые наукоемкие направления это двигателя и микропроцессоры. Например для гражданских самолётов двигателя делают всего 4 страны. США, Англия, Франция,Россия. Но при этом запад всегда делает в глобальной мировой кооперации. Мы так в СССР делать не могли, и сейчас не можем. Отсюда все эти проблемы. Тем неменее нужно продать пытаться делать. Иначе так и останемся сырьевым придатком.
    3. +1
      18 августа 2023 12:42
      Не удивительно. Двигатель это самая сложная часть самолёта. Самолёты много кто умеет строить, а двигатели мало кто делает.
    4. -1
      18 августа 2023 19:39
      Цитата: Fachmann
      С детства перечитал множество книг об авиации и авиастроении.
      Двигатели всегда были очень большой проблемой как в СССР, так и в РФ. К большому сожалению...

      В РИ своих двигателей вообще не было, затем они стали "проблемой", а теперь "проблема" решается так же, как в РИ. Но совсем не так, как в СССР.
    5. -1
      19 августа 2023 09:43
      Цитата: Fachmann
      С детства перечитал множество книг об авиации и авиастроении.
      Двигатели всегда были очень большой проблемой как в СССР, так и в РФ. К большому сожалению...

      Если бы вы почитали бы и во взрослом возрасте, то узнали бы, что ни такой большой, как в РФ.
  2. +7
    17 августа 2023 20:48
    Целая Объединённая Двиготелестроительная корпорация с 2015 года ничего не родила для этого проекта. У нас как двигатель - так слабое место. Что в автомобиле, что в самолёте, что в пароходе...
    1. +6
      17 августа 2023 21:37
      Пример.
      Сегодня на Форуме Армия 2023 демонстрируется новый внедорожник для ВС и для гражданского покупателя под названием "Стрела". Так вот и эта новинка комплектуется дизелем китайско-американского производства Cummins ISF 2.8.
      1. -1
        17 августа 2023 22:09
        Месяц назад заново запущен завод дизельных двигателей Соллерс в Алабуге, они делают улучшенные аналоги Cummins. ГАЗ в Нижнем Новгороде запускает производство дизельных двигателей, КАМАЗ разработал свой небольшой дизельный двигатель и готовит массовое производство, готовятся перезапустить завод во Владивостоке. Проблема здесь в том, что никто не ожидал, что капиталисты побросают хорошо работающие заводы на миллиарды долларов.
        1. +3
          17 августа 2023 22:46
          Проблема в бестолковом руководстве, которое заключало контракты с этими капиталистами так, что при саботаже с их стороны мы остались в провале. Продумать такие варианты мозгов не хватило?
          1. 0
            17 августа 2023 23:09
            За то у вас на диване мозгов очень много. Нет в мире стран, полностью самодостаточных по всем позициям комплектующих. Нет таких вообще.
          2. 0
            18 августа 2023 19:43
            Цитата: barclay
            Проблема в бестолковом руководстве, которое заключало контракты с этими капиталистами так, что при саботаже с их стороны мы остались в провале. Продумать такие варианты мозгов не хватило?

            Мозгов хватило..... Но для других целей. Это у наших соотечественников мозгов не хватает понять, какие цели.....

            За капиталистов не беспокойтесь, они предусмотрели все, что им нужно. А о себе нам беспокоиться уже поздно....
        2. -1
          17 августа 2023 23:14
          кхе.
          станки которые частично выработали свой ресурс и требуют узлов замены и ПО, которое не пишется/разрабатывается здесь и к которому доступ дистанционно за территорией РФ??!
          это все можно списать (станки) по остаточной балансовой стоимости и переложить остатки убытков в международные торги.

          а то что корпуса каркасные и обшитые мин плитой и панелями - ну так, старая добрая традиция чиновников и людей РФ, открыть торговый центр и продавать носки привезенные из Китая. Он ведь о как поднимает ВВП
          1. +1
            18 августа 2023 05:33
            Программу работы универсального станка с ЧПУ (а на таких заводах ничего "уникального" нет) может написать любой наладчик. В России с десяток фирм, которые берутся целиком голову управления разработать, а не только её перепрошить.
            1. KCA
              +2
              18 августа 2023 09:35
              Станков с ЧПУ давно не видел, годов с 90-х, сейчас обрабатывающие станции, там и резка, и фрезеровка, и токарная, вот прям так любой наладчик не напишет программу, но зато потом она жужжит себе сутками и хлеба не просит, сидит человек на всякий случай и материал только подкидывает
      2. KCA
        +1
        18 августа 2023 07:13
        Пример - в конце 90-х, начале 2000 был очень популярен двигатель Honda HR-V, лицензию на его производство купили практически все производители автомобилей, остальные лепили копии, называли своим именем и расхваливали какой он лучше всех других
  3. +4
    17 августа 2023 20:48
    Двигатели всегда были слабым местом России при любой власти. Технари почему то думают, что стоит создать планер, корабль, кузов машины и фсё сразу полетит, поплывёт и поедет. Двигатель главное, вокруг него можно табуретку слепить и она полетит. Не доходит никак!
    1. +3
      17 августа 2023 21:28
      Двигатели всегда были слабым местом России при любой власти. Технари почему то думают, что стоит создать планер, корабль, кузов машины и фсё сразу полетит, поплывёт и поедет. Двигатель главное, вокруг него можно табуретку слепить и она полетит. Не доходит никак!


      Во-первых, в СССР с двигателями таки проблему решили, если вы не в курсе. Это сейчас всё пролюбили.
      Во-вторых, вы стало быть гуманитарий. Так вот, открою вам секрет, двигатели сами по себе не появляются, их тоже технари делают. А проблема в том, что в том же ОДК, слишком много как раз гуманитариев развелось, которые себя эффективными менеджерами величают.
      1. -1
        17 августа 2023 21:43
        А проблема в том, что в том же ОДК, слишком много как раз гуманитариев развелось, которые себя эффективными менеджерами величают.
        Так от этого не легче. Получается, ни работать, ни руками водить не можем... только бюджеты отсчитываем и осваиваем.
        Своих спецов нет, так наймите, купите, украдите в конце концов...
        1. +2
          17 августа 2023 21:50
          Так от этого нелегче. Получается ни работать ни руками водить неможем... только бюджеты отсчитываем и осваиваем.

          А вы вот полюбуйтесь какие зарплаты манагеры Климова слесарям, инженерам, конструкторам предлагают.
          https://spb.hh.ru/search/vacancy?from=employerPage&employer_id=63954&page=0
          И да, на вторую цифру не смотрите, это морковка, в силе первая.
          1. -4
            17 августа 2023 21:59
            Зарплата конечно не самая большая, но и не маленькая. Так вот размеры этих зарплат и должны пробивать начальники, если конечно они заинтересованы в реальных результатах.
            Эти начальники привыкли ждать волшебного пенделя из Кремля. А до этого у них все замечательно в докладах наверх.
            1. 0
              17 августа 2023 22:50
              Зарплата конечно не самая большая, но и не маленькая.


              Инженер-конструктор 3-1 категории ПБ Автоматика (комплексный отдел)
              36 000 – 70 000 ₽


              36 000 для инженера-конструктора это нормально?
              1. +1
                17 августа 2023 22:55
                Нет, конечно. Спорить не буду. Даже гастарбайтер из Средней Азии подумает стоит ли...
            2. -1
              17 августа 2023 23:19
              зачем им пробивать заработные платы, когда при таких течениях производства - их жизнь как сахар и мед???!
              там ковырни, найдется не один ручеек бизнеса - ответвленного от основной деятельности. но завязанный на занимаемом стуле и контактах.
      2. -3
        17 августа 2023 21:59
        в СССР с двигателями таки проблему решили,

        Нихрена не решили. Например: отличные ТТХ, но малый ресурс.
        1. 0
          17 августа 2023 22:01

          Нихрена не решили. Например: отличные ТТХ, но малый ресурс.


          Вы хоть видели двигатели вблизи? И что такое ресурс в курсе?
      3. 0
        18 августа 2023 08:30
        Сейчас это эффективные менеджеры, раньше они партработниками назывались...
        Россия была богата природными ресурсами, поэтому инженеры особо не требовались и не ценились. Всегда можно было купить англицкую вещь, блоху например, в обмен на золотишко и пушнину. Да и приглашать западных инженеров было всегда модно в России.
        При Сталине инженеры потребовались в оборонку, но и они в основном шли по стопам западных инженеров.
        И это сложно переломить. Даже сейчас наши купцы-менеджеры кастой намного выше, чем инженеры. Впрочем и инженерная школа после 90-х захирела.
        Раньше говорили, купим всё на Западе, теперь говорят, купим всё в Китае. Инженеры так же не нужны, как и ранее.
    2. 0
      17 августа 2023 21:55
      Цитата: Елеазар бен Шауль
      Технари почему то думают, что стоит создать планер, корабль, кузов машины и фсё сразу полетит, поплывёт и поедет.

      Технари так не думают!
      "С хорошим двигателем и ворота полетят" (с) Глушко, приписывается Туполеву.
  4. -1
    17 августа 2023 21:15
    Это же не микроэлектроника с малипусенькими переходами. Не литографы для непонятного простому школьнику сложностЯми. Даже не биотехнологии, где все бациллы, и хорошие и плохие, видны в микроскоп. Это же мотор. Там топливо с воздухом смешай, вовремя искру поднеси и вот и пламя, двигающее самолёт.
    Чего опять не хватает? Компютеров суверенных? Или таблицы Брадиса с логарифмическими линейками депутаты запретили?
    С 2015-го года... Пока не получилось...
    1. +4
      17 августа 2023 21:45
      Цитата: Fangaro
      топливо с воздухом смешай, вовремя искру поднеси и вот и пламя, двигающее самолёт

      Вы описываете полёт Бабы Яги?
      laughing
      1. +2
        17 августа 2023 22:11
        В данном случае я, разумеется, язвлю.
        Потому, что религиозные объединения отделены от государства.
        Потому, что на моей памяти "все чиновники будут ездить на отечественных автомобилях" началась вторая серия.
        Потому, что не хватает квалифицированных специалистов на неквалифицированный уровень заработанной платы.
        Потому, что прочесать овощебазу в СПб с проверкой россиян, не вставших на воинский учёт, заставил кто то с большими звёздами на погонах, после того, как гости с паспортами РФ контрактника пробовали побить и пообещали сжечь военкомат.
      2. -1
        17 августа 2023 22:17
        Цитата: Mister X
        Цитата: Fangaro
        топливо с воздухом смешай, вовремя искру поднеси и вот и пламя, двигающее самолёт

        Вы описываете полёт Бабы Яги?
        laughing

        Не, это примус.
    2. +4
      17 августа 2023 21:57
      Цитата: Fangaro
      Это же не микроэлектроника с малипусенькими переходами.

      Современный двигатель, это высокотехнологичное изделие с "малюсенькими" допусками при изготовлении деталей. А для этого нужны станки с еще меньшими допусками, которых у нас нет. Плюс материалы и сплавы с определенными свойствами. Поэтому у нас в двигателестроении всегда и было:
      Цитата: Nexcom
      выбор их был невелик и определенными характеристиками они никак не блистали (например расход топлива и/или моторесурс) по сравнению с иностранщиной. Однако наши двигатели были более живучи в плане не совсем корректного обслуживания и использования не сильно качественных масел, топлива и прочего ГСМ.

      У нас даже поршневые кольца для судовых дизелей импортозаместить не могут, а Вы говорите, подумаешь авиа двигатель соорудить.
      1. -1
        17 августа 2023 22:02
        В судах всех уровней дизели не нужны. Электросети у нас вполне стабильно работают. Не помню ни одного заседания ни по гражданским, ни по административным спорам, сорванного из-за отсутствия резервного дизель-генератора.
      2. +1
        18 августа 2023 05:52
        А для этого нужны станки с еще меньшими допусками, которых у нас нет.

        Ви на производстве то хоть раз были? Бракоделу всё равно на чём гнать брак, они умудряются на самом совершенном станке ЧПУ в брак все детали вогнать. Проблема не в станках, а в менталитете человека, в отсутствии культуры производства, если хотите в пофигизме.
        1. +1
          18 августа 2023 07:35
          Цитата: Сергей3
          Бракоделу всё равно на чём гнать брак, они умудряются на самом совершенном станке ЧПУ в брак все детали вогнать.

          В этом согласен, имеет место быть.
          На производстве был, еще в советское время, на маш. заводе. Не видел ни одного станка-автомата отечественного производства. Все японские да французские (вроде-бы) были. Не думаю, что за 90-е что-то изменилось в лучшую сторону.
          P.S. Кстати завод тот в 90-е так же прекратил свое существование. А выпускал, от велосипедов до воен. изделий.
    3. +3
      17 августа 2023 22:07
      Там топливо с воздухом смешай, вовремя искру поднеси и вот и пламя, двигающее самолёт.

      Какой вы смешной.)))
      Кстати. "топливо с воздухом смешай". Смесь будет стехиометрической, не, а какой? А какое давление в камере сгорания, а под каким давлением подавать керосин, а параметры центробежной форсунки, а какая форма камеры сгорания, чтобы не было срыва пламени, какая при этом предельная температура лопаток, а какой слав с точностью добавления лигатуры до десятых процента, а они монокристаллические, а какое у них охлаждение, а какой будет ресурс? Так какое соотношение топлива и окислителя оптимальное? Таких вопросов по мотору примерно 12....13 тысяч.
      1. +1
        18 августа 2023 00:57
        Если моё юродство чем то поможет стране, то и хорошо.
        Вы помните первую пересадку чиновников на отечественные автомобили?
        Контракт, заключённый в 2015-м году, который к 2021-му не реализовался тоже помните?
        Фразу Дмитрия Анатольевича про деньги, учителей и том, куда надо было идти, что бы не голодать, тоже помните?
        Это вроде к мотору для самолёта отношения не имеет.
        Только к центробежности форсунок.
        И к параметрам сплава человеков, которых 30 лет учили капитализму, а затем, без референдума, обязали стать патриотами Генерал-Депутатов Государственной Думы и проникнуться ненавистью ко всем, кто не успел записаться добровольцем в ЧВК. А кто успел в ЧВК записаться - те уже и не наши, а попутчики переворотчиков.
  5. +1
    17 августа 2023 21:51
    Все стратегические предприятия/объекты стали Публичными и прочими акционерными обществами.

    ...как недавно заявили в ПАО «Яковлев», разработчик находится в поисках организации, способной создать отечественную силовую установку.

    Надо ведь не только найти, вернее очень хорошо заинтересовать, чтобы нашелся кто-то.
  6. 0
    17 августа 2023 22:06
    Такой великолепный проект для начинающих летчиков и буксует почти 10 лет из-за не реактивного двигателя.
    Неужели нельзя было реализовать этот проект с китайским двигателем, если сами нее могут сделать?
  7. 0
    17 августа 2023 22:36
    Воистину, плюрализм мнений!
    Чтоб "Горбатому" пусто было...
    А авиации нашей, Слава!
    К тому же, вся неделя, ейный праздник!
  8. -6
    17 августа 2023 22:39
    Это дерьмо Як-152 выкинуть на помойку и забыть о нём. Для первоначального обучения в военных училищах нужен самолёт типа СР-10.

    Тем более, что под него уже имеется подходящий двигатель АЛ-55Э.
    1. +2
      18 августа 2023 05:39
      АЛ-55Э (вернее не "Э", а "И") создавался 15 лет назад только для Индии, изготовлено несколько образцов, на этом всё успешно и померло. Что ж он индусам то не нужен, если он такой хороший?
      1. -1
        18 августа 2023 09:33
        АЛ-55Э (вернее не "Э", а "И") создавался 15 лет назад только для Индии, изготовлено несколько образцов, на этом всё успешно и померло. Что ж он индусам то не нужен, если он такой хороший?


        И что с того? Если не покупают, это не значит что плохой. Притом, этот двигатель уже реально существует и создавался не на пустом месте.
      2. 0
        18 августа 2023 09:58
        Можно приспособить под АИ-222-25, от того же Як-130. Было бы желание, а так есть устойчивое ощущение, что все подобные самолеты создаются с заведомо неприменимыми в производстве двигателями, как бы впрок обрекая проекты на провал.
    2. 0
      18 августа 2023 10:11
      Т.е. пилота не будут сажать на поршневой самолёт (типа Як-18Т) перед реактивным УТС, а сразу на реактивный?
      1. +2
        18 августа 2023 13:21
        Т.е. пилота не будут сажать на поршневой самолёт (типа Як-18Т) перед реактивным УТС, а сразу на реактивный?


        А как учили в СССР? Сразу Л-29/39.
        И да, первое время вертолётчиков в училищах сначала вывозили на Як-12, затем уже вертолёт. Потом установили, что это лишняя трата времени и средств.
        1. 0
          18 августа 2023 13:29
          Почему тогда не на Як-130?
          Дороговато?

          С Як-152, видимо копируют французскую схему, у них сейчас сначала учат на турбовинтовых Пилатусах (вместо Альфа-джета).
          1. -1
            19 августа 2023 10:08
            Почему тогда не на Як-130?
            Дороговато?


            Именно! При том что Як-130 отличная машина, но уже для совершенствования лётного состава.
            1. 0
              19 августа 2023 15:02
              Т.е. первоначальное на СР-10, потом Як-130, затем уже модель самолёта на которой будет летать лётчик?
              1. 0
                20 августа 2023 11:09
                Т.е. первоначальное на СР-10, потом Як-130, затем уже модель самолёта на которой будет летать лётчик?


                Для училища идеально СР-10, потом Як-130. В части Як-130 и далее боевая машина.
                1. 0
                  20 августа 2023 13:42
                  А без Як-130 разве нельзя обойтись?
                  Дорого производить две учебные машины.
                  Да и по сути Як-130 учебная машина, как боевая он может использоваться только для нанесения наземных ударов.
                  Но для этого лучше двухдвигательный турбовинтовой, вроде Ил-114.
  9. -2
    18 августа 2023 09:17
    Цитата: Сергей Т19
    Самые наукоемкие направления это двигателя и микропроцессоры. Например для гражданских самолётов двигателя делают всего 4 страны. США, Англия, Франция,Россия. Но при этом запад всегда делает в глобальной мировой кооперации. Мы так в СССР делать не могли, и сейчас не можем. Отсюда все эти проблемы. Тем неменее нужно продать пытаться делать. Иначе так и останемся сырьевым придатком.


    вы видимо заблуждаетесь - СССР
    а потом - Россия и Украина
  10. +1
    18 августа 2023 09:25
    правильно написали итальянцы
    вспоминая события 40 летней давности, в германии, могу сказать, что талантливый инженер получал в несколько раз больше чем ректор технического университета у которого он когда то писал диплом...
    а у нас сегодня получают только менаггеры, остальные - по остаточному принципу
  11. +2
    18 августа 2023 13:26
    Почему нельзя использовать звездообразный двигатель Веденеева М-14Х?? Я помню прототип Hongdu/Yakovlev CJ-7 с этим двигателем.