Military Review

American Production Colony (AIK "Kuzbass") 1921-1926

4



In August, 1918. Lenin wrote the famous “Letter to the American Workers”, in which he called on them to help create the economic base of the new working state, because “the economic crisis is so deep that it is possible to restore the destroyed economy without equipment and technical assistance from abroad Russia cannot. " "The committed, energetic, advanced workers of America will lead all the workers from a number of industrialized countries carrying Soviet technical know-how, their determination to deprive in order to help the workers 'and peasants' republic recover their economy."

Residential building for colonists Sausage, designed by Van-Lokhem, built in 1920.



The project for the rapid recovery of the Russian economy was developed by delegates of the Congress of the Comintern, held at 1921 in Moscow. The Dutch engineer S.Rutgers and the Americans S.Kalvert and William Haywood suggested creating Industrial Labor Colonies in the most important economic regions of Russia with the participation of foreign workers and specialists. Using foreign technology and advanced technology, they will be able to revive the industry in these areas in a short time. The project received the support of Congress and the Soviet government.
Coke plant. 1920



At the end of 1921, the first such industrial colony was established in Kuzbass - AIK Kuzbass, a Soviet state-owned enterprise, to which the Kemerovo mine and an unfinished coking plant were transferred (in 1924, enterprises in the south of Kuzbass were additionally transferred: Leninsk-Kuznetsky, Prokopyevsky, Kiselevsky mines and Guryev Metallurgical Plant).
The creation of the colony took place simultaneously in Russia and abroad. 2 opened overseas representative offices of AIC in New York and Berlin, whose task was to recruit colonists and purchase equipment. AIC's US bureau was located in the center of New York on Broadway, it opened 30 AIC support centers in the mining regions of the United States and Canada.
On board the steamer "Rotterdam", the fourth group of Dutchmen. 1923





A total of 753 people arrived from AUK Kuzbass from abroad (635 adults, the rest of the children). People of more than 30 nationalities worked at AIC. The largest national groups were (in descending order): Finnish, American, German, Russian (from pre-revolutionary Russian immigrants, but with American citizenship), Dutch, Yugoslav. Most foreigners occupied engineering positions, as well as highly skilled workers. There were about 5 thousand of indigenous Russian workers in the colonies.
Coke plant. Electrochemical shop. Kemerovo, 1923





Unlike the concession enterprises of that time, the Kuzbass colony was on a completely different footing. To begin with, the backbone of foreign specialists was made up of representatives of extreme left-wing parties, mostly anarcho-syndicalists (not surprisingly, Trotsky provided patronage for the colony). So, the founder of AIK "Kuzbass" was an American of Dutch origin Rutgers Sebald Justus. despite American (previously Dutch) citizenship, he has been a member of the RCP (B.) since 1899. By training a hydraulic engineer. 1915 to 1918 He lived in the United States, became close to the Bolshevik emigrants (including Trotsky), and participated in the activities of the international League of Socialist Propaganda. With the mandate of the "League" he left (via Japan) to Vladivostok. I met with V.I. Lenin, was appointed inspector general of waterways, participated in the work of the 1-th Congress of the Comintern, secretary of the Anglo-American group of the RCP (b).
International rally. 1923



The trade union "Industrial Workers of the World" (IWW) emerged in the US in 1905 as a counterweight to the American Federation of Labor (AFL), which pursued a policy of class collaboration. The IRM included both traditional socialist and anarcho-syndicalist elements, the latter soon becoming the dominant force. The main method of struggle was combining the IRM with moderate “direct actions” - sabotage, strikes, and a general strike. The latter was a kind of symbol of faith for the IRM. The IRM Union believed that after victory (with the help of a general strike), the working class would immediately start organizing a new free industrial society, in which the entire economic life would be managed by industrial unions. The traditional political struggle, including the parliamentary one, was denied by the IRM.
AIKovtsy. Kemerovo mine, 4 July 1923



The leader of the Russian Americans was the famous anarcho-syndicalist Vladimir Shatov. In the revolutionary movement, he was listed with 1903. In 1907, he emigrated to the USA, where he became a member of the IWP trade union, where he led the Russian branch. In 1917, he returned to Russia with Trotsky.
AIC members of the Komsomol before leaving to study at the Tomsk Party School. Kemerovo mine, 1923



Of the 635 foreigners, 200 was a communist (for example, in March 1923 was an American squad of the Kemerovo organization of the RCP (B.) Had 73 people). Around 250, the colonists who arrived in Kuzbass were anarcho-syndicalists, members of the IWW.
The Soviet government allocated colonies in 1921, 600 thousand rubles in gold. for the most part this money went to purchase equipment. Initially, the collective agreement stated that the equipment should be procured at the rate of 100 dollars per employee, then this figure increased to 150 and 200 dollars. However, 50% of the cost of equipment was spent on transportation. Transportation in general was the weakest point in the colony: for example, cargo from the USA to Kemerovo went from 50 to 60 days. Several times the necessary equipment did not arrive due to the termination of navigation.
House AIKovtsev. Kemerovo mine 1923



More on 100 dollars for each was supposed to fall on the food supply of the colonists. At first, since it was planned that after a year they would begin to provide themselves with food.
Coke plant. Official opening. Kemerovo, 13 March 1924



One of the leaders of the colony Foote wrote: “Due to the late transfer of land and the relatively late arrival of agricultural machines from America, our farm could not be developed on an estimated scale this year. They started working the land after spring sowing and without machines, by the usual manual method. this summer 25 tithe of rye, which gave approximately 2.800 pounds. These 2.800 pounds of rye were used to seed 700 tithes for winter.Say collected all 50.000 pounds. Also sown for 110 tithes of spring wheat and 100 tithes for oats, yes 5.000 pounds of wheat and 7.500 pounds of oats, 20 also sowed dessiatines for millet, flax, etc. About 1000, dessiatines were seeded for winter rye and wheat and approximately as much prepared for future spring sowing. process only 12 tithe. Incidentally sown: potato 15 acres, cabbage - 25000 units, cauliflower 5000 units, peas 2 acre, beans 2 acre, 3 acre - tomato, cucumbers, lettuce, radishes, carrots and beets "
Coke plant. Extraction of the first coke. Kemerovo, 24 March 1924 g

American Production Colony (AIK "Kuzbass") 1921-1926


It should be added that the yield of all agricultural crops on the colonists' land was 2-2,5 times higher than in the surrounding lands of local peasants.
Coke plant. Panorama of the plant. Kemerovo, 1924





Labor productivity in mines, coke-chemical and chemical plants, built and managed by colonists, was also 2-3 times higher than in neighboring enterprises. Moreover, as Fut wrote, “Soviet power (i.e. Kuzbasstrest) carried out coal mining in Kemerovo predatory, which would inevitably lead to costs in the future and, therefore, the performance of Chemrudnik’s pre-AIK owners was fictitious because which would have had to be laid in a decade or two to eliminate the consequences of the primitive level of production. "
AIK people in nature. Kemerovo mine, September 24 1924



At the same time, the Soviet government very often did not fulfill the stipulated clauses of the agreement signed with the colonists. For example, the government of AIKovtsev was deceived about the promised delivery of 500 felt boots and 500 coats to supply workers in the winter of 1922 / 23, which provided for 5 with the paragraph fifteen paragraph. "Winter, spring and summer have passed," Foote writes, "but those have not yet been received." It did not provide colonists and building materials (19.000 promised logs for building houses), and they had to extract the forest themselves and build houses for themselves.
A house on the 150 colonists built by themselves



November 7 rally 1924 at the Kemerovo mine.



In December 1926, the Soviet government refused to renew the contract with Kuzbass AIC, about 90% of colonists returned to the US, about 7-8% went back to 1930. The remaining 15-20 people accepted Soviet citizenship and continued to work in Kemerovo mines until before 1950-60-s.
Panorama Koksokhimzavod. 1924



AIKovtsy on the Red Hill. Kemerovo mine, 1925



Komsomolka pioneer leaders, Rudin's Miracle Man and Preykhasas Anna. Kemerovo mine, 1925



Panorama of the Guryev Plant. 1926



Panorama Koksokhimzavod. 1926





Winter 1926



Colonists, 1926



School №5



School FZS



View of the coking plant, the village Shchegolskoye.



Bicycle race Shcheglovsk - Anzhero-Sudzhinsk. Xnumx



The group of miners of the North mine during the introduction of jackhammers. Start 30's.



4 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Middle-brother
    Middle-brother 27 December 2012 10: 24
    0
    Thanks to the author. In the end, what did this enterprise end with? I doubt that it could exist for a long time effectively, and even survive the 30 years ...
  2. borisst64
    borisst64 27 December 2012 14: 57
    +1
    A generation has already grown up for which the word "pioneer leader" requires an explanation.
  3. biglow
    biglow 27 December 2012 17: 22
    0
    Without comfort, the Americans are nowhere.
    High productivity through predatory exploitation. Typical methods. Proletariat not proletariat all united
  4. ares3
    ares3 27 December 2012 20: 41
    +1
    biglow,
    in the text, on the contrary, it is written that before them it was primitive. And why not think about the comfort of the workers or the workers should always live somehow, respectively, and work the same way.
  5. dualnik
    dualnik 28 January 2013 15: 47
    0
    Somewhere they are even sorry ... We drove for a dream, faced with a communal reality

Американская производственная колония (АИК "Кузбасс") 1921-1926



В августе 1918 г. Ленин написал знаменитое "Письмо к американским рабочим", в котором призывал их помочь в создании экономической базы нового рабочего государства, поскольку "экономический кризис так глубок, что своими силами восстановить разрушенное хозяйство без оборудования и технической помощи из-за границы Россия не сможет". "Преданные делу, энергичные передовые рабочие Америки пойдут во главе всех рабочих из ряда промышленных стран, несущих Советской России свои технические знания, свою решимость пойти на лишения ради помощи рабоче-крестьянской республике для восстановления ее хозяйства".

Жилой дом для колонистов Колбаса, по проекту Ван-Локхема, построенный в 1920 гг.




Проект быстрого восстановления экономики России был разработан делегатами конгресса Коминтерна, проходившего в 1921 г. в Москве. Голландский инженер С.Рутгерс и американцы С.Кальверт и Уильям Хейвуд предложили создать в наиболее важных экономических районах России "Промышленные трудовые колонии" с участием иностранных рабочих и специалистов. Используя зарубежную технику и передовые технологии, они смогут в короткий срок возродить промышленность в этих районах. Проект получил поддержку конгресса и советского правительства.
Коксохимический завод. 1920 гг.



В конце 1921 г. в Кузбассе была создана первая такая промышленная колония - АИК "Кузбасс" - советское государственное предприятие, которому передавались Кемеровский рудник и недостроенный коксохимзавод (в 1924 г. колонии дополнительно были переданы предприятия юга Кузбасса: Ленинск-Кузнецкий, Прокопьевский, Киселевский рудники и Гурьевский металлургический завод).
Создание колонии шла одновременно в России и за границей. Были открыты 2 зарубежных представительства АИК в Нью-Йорке и Берлине, задачей которых была вербовка колонистов и закупка оборудования. Американское бюро АИК находилось в центре Нью-Йорка на Бродвее, им было открыто 30 центров поддержки АИК в горнопромышленных районах США и Канады.
На борту парохода "Роттердам", четвертая группа голланцев. 1923 г.





Всего в АИК "Кузбасс" из-за рубежа прибыло 753 человека (635 взрослых, остальные дети). В АИК трудились люди более 30 национальностей. Крупнейшими национальными группами были (в порядке убывания): финская, американская, немецкая, русская (из русских дореволюционных эмигрантов, но уже с американским гражданством), голландская, югославская. В основном иностранцы занимали инженерные должности, а также высоквалифицированных рабочих. Коренных русских рабочих в колониит насчитывалось около 5 тыс. человек.
Коксохимический завод. Электрохимический цех. Кемерово, 1923 г.





В отличие от концессионных предприятий того времени, кузбасская колония стояла совсем на других началах. Начать с того, что костяк иностранных специалистов составляли представители крайне левых партий, в основном анархо-синдикалистов (неудивительно, что покровительство колонии оказывал Троцкий). Так, основателем АИК "Кузбасс" был американец голландского происхождения Рутгерс Себальд Юстус. несмотря на американское (ранее голландское) гражданство, он состоял в РКП (б) с 1899 года. По образованию инженер-гидротехник. С 1915 по 1918 гг. проживал в США, сблизился с эмигрантами-большевиками (в т.ч. с Троцким), участвовал в деятельности интернациональной "Лиги социалистической пропаганды". С мандатом "Лиги" выехал (через Японию) во Владивосток. Встречался с В.И. Лениным, был назначен генеральным инспектором водных путей, участвовал в работе 1-го конгресса Коминтерна, секретарь Англо-американской группы РКП (б).
Интернациональный митинг. 1923г



Профобъединение "Индустриальные рабочие мира"(IWW) возникло в США в 1905 г. как противовес Американской федерации труда (АФТ), проводившей политику классового сотрудничества. В ИРМ вошли как традиционные социалистические, так и анархо-синдикалистские элементы, причем последние вскоре стали преобладающей силой. Основным методом борьбы объединение ИРМ считало умеренные "прямые действия" - саботаж, забастовки, всеобщую стачку. Последняя была для ИРМ своеобразным символом веры. Союз ИРМ считал, что после победы (с помощью всеобщей стачки) рабочий класс немедленно приступит к организации нового свободного индустриального общества, в котором руководство всей хозяйственной жизнью будет осуществляться производственными союзами. Традиционную политическую борьбу, в том числе и парламентскую, союз ИРМ отрицал.
АИКовцы. Кемеровский рудник, 4 июля 1923 г.



Лидером русских американцев был известный анархо-синдикалист Владимир Шатов. В революционном движении он числился с 1903 г. В 1907 г. эмигрировал в США, где стал членом профобъединения ИРМ, в котором руководил русским отделением. В 1917 году вернулся в Россию вместе с Троцким.
Комсомольцы АИК перед отъездом на учебу в Томскую партийную школу. Кемеровский рудник, 1923 г.



Из 635 иностранцев 200 являлись коммунистами (так, в марте 1923 г. американская комячейка Кемеровской организации РКП(б) насчитывала 73 человека). Около 250 приехавших в Кузбасс колонистов были анархо-синдикалистами, членами ИРМ.
Советское правительство выделило колонии в 1921 г. 600 тыс. рублей золотом. большей частью эти деньги пошли на закупку оборудования. Изначально в коллективном договоре говорилось, что оборудование должно закупаться из расчёта 100 долларов на работника, потом эта цифра увеличилась до 150 и 200 долларов. Однако 50% от затрат на оборудование уходило на перевозку. Перевозка вообще была самым слабым местом в колонии: так, грузы из США в Кемерово шли от 50 до 60 дней. Несколько раз необходимое оборудование не прибывало по причине прекращения навигации.
Дом АИКовцев. Кемеровский рудник 1923 г.



Еще по 100 долларов на каждого должно было приходиться на обеспечение продовольствием колонистов. На первых порах, поскольку планировалось, что спустя год они станут сами себя обеспечивать продовольствием.
Коксохимический завод. Офицальное открытие. Кемерово, 13 марта 1924 г.



Один из руководителей колонии Фут писал: "Ввиду поздней передачи земли и сравнительно позднего прибытия сельскохозяйственных машин из Америки, в этом году развить нашу ферму в предполагаемом масштабе не удалось. Приступили к обработке земли после весеннего засева и без машин, обыкновенным ручным способом. Всего засеяно этим летом 25 десятин ржи, что дало приблизительно 2.800 пудов. Эти 2.800 пудов ржи пошли на обсеменивание 700 десятин под озимую. Сена собрано всего 50.000 пудов. Также засеяно 110 десятин яровой пшеницы и 100 десятин под овес, что дало 5.000 пудов пшеницы и 7.500 пудов овса. Также обсеменено 20 десятин под просо, лен и проч. Около 1000 десятин обсеменено под озимую рожь и пшеницу и приблизительно столько же подготовлено для будущего весеннего засева. Что касается огорода под овощи, то при существующих условиях удалось обработать только 12 десятин. Между прочим засеяно: картофеля 15 акров, капусты – 25000 ед., цветной капусты 5000 ед., гороху 2 акра, фасоли 2 акра, 3 акра – томат, огурцов, салату, редьки, моркови и свеклы".
Коксохимический завод. Выдача первого кокса. Кемерово, 24 марта 1924 г

Американская производственная колония (АИК "Кузбасс") 1921-1926


Стоит добавить, что урожайность всех сельскохозяйственных культур на земле колонистов была в 2-2,5 раза выше, чем на окружающих их землях местных крестьян.
Коксохимический завод. Панорама завода. Кемерово, 1924 г.





Производительность труда на шахтах, коксохимических и химических заводов, построенных и управляемых колонистами, также была в 2-3 раза выше, чем на окрестных предприятиях. Более того, как писал Фут, "Советская власть (т. е. Кузбасстрест) осуществлял добычу угля в Кемерове хищнически, что неминуемо привело бы к затратам в будущем и, стало быть, производительность доАИКовских владельцев Кемрудника была во многом фиктивна, поскольку не учитывала труд, который пришлось бы заложить через десяток-другой лет на ликвидацию последствий первобытного уровня добычи".
АИКовцы на природе. Кемеровский рудник, 24 сентября 1924 г.



В то же время советское правительство очень часто не выполняло положенные пункты подписанного с колонистами договора. Например, обмануло правительство АИКовцев и по поводу обещанной доставки 500 валенок и 500 полушубков для снабжения рабочих в зиму 1922/23 гг., что предусматривалось 5 абзацем пятнадцатого параграфа. "Прошла зима, весна и лето, - пишет Фут, - но таковые еще не получены". Не обеспечило оно колонистов и стройматериалами (обещанные 19.000 брёвен для строительства домов), и им пришлось самим добывать лес и самим строить для себя дома.
Дом на 150 колонистов, построенный ими самими



Митинг 7 ноября 1924 г. на Кемеровском руднике.



В декабре 1926 г. Советское правительство отказалось продлевать договор с АИК "Кузбасс", около 90% колонистов возвратилось в США, еще около 7-8% - до 1930 г. Оставшиеся 15-20 человек приняли советское гражданство и продолжали работать на кемеровских шахтах вплоть до 1950-60-х годов.
Панорама Коксохимзавода. 1924 г.



АИКовцы на Красной горке. Кемеровский рудник,1925 г.



Комсомолки пионервожатые, Чудник Руфина и Прейкшас Анна. Кемеровский рудник, 1925 г.



Панорама Гурьевского завода. 1926 г.



Панорама Коксохимзавода. 1926 г.





Зима 1926



Колонисты, 1926



Школа №5



Школа ФЗС



Вид на коксохимзавод, село Щегольское.



Велопробег Щегловск - Анжеро-Суджинск. 1928 г



Группа шахтеров шахты Северная в период внедрения отбойных молотков. Начало 30-х.





Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 4

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Средний брат 27 декабря 2012 10:24
    Спасибо автору. В итоге чем же это предприятие закончилось? Сомневаюсь, что оно смогло бы долго эффективно существовать, да еще и 30-е годы пережить...
  2. borisst64 27 декабря 2012 14:57
    Уже выросло поколение для которого слово "пионервожатая" требует пояснения.
    borisst64
  3. biglow 27 декабря 2012 17:22
    Без комфорта америкосы никуда .
    Высокая производительность за счет хищнической эксплуатации.типичные методы.Пролетариат не пролетариат все едино
    biglow
  4. ares3 27 декабря 2012 20:41
    biglow,
    в тексте наоборот написано что до них было примитивно. И почему бы не думать о комфорте рабочим или рабочие всегда должны жить кое-как , соответственно и работают так же.
    ares3
  5. dualnik 28 января 2013 15:47
    Где-то их даже жаль... Ехали за мечтой, столкнулись с коммунячьей реальностью
    dualnik
Картина дня