XVII век. После Смуты

82
XVII век. После Смуты
Подвиг Ивана Сусанина. Худ. М. Скотти. XIX в.


Смута закончилась формированием единого, правящего феодального класса. А царская, монархическая власть встала над всеми классами и политическими группами. В этой и двух последующих статьях я расскажу о развитии русского государства в XVII в.



Внешняя угроза – ключевой фактор оформления феодализма


Базовым, одним из ключевых факторов становления феодализма была трудно преодолимая внешняя угроза. Можно уверенно констатировать, что без неё бы феодализма и не возникло нигде, в России в том числе. Остаётся лишь рассуждать, насколько она была значительной:

«Московское государство, – писал австрийский посол в Москве Август Мейерберг, – почти отовсюду опоясано воинственными народами, не терпящими покоя, и окружено их завистью и ненавистью.»

Гражданская война и последовавшая за ней интервенция Швеции и Польши нанесли удар по экономическим основам страны, прежде всего по тяглому населению, посаду и крестьянству. И, конечно же, по дворянам, которые зависели от них, которые содержали их. И зависящим от них экономически дворянам-феодалам.

Внешняя угроза


В 1632 г. произошла война, целью которой было вернуть Смоленск. Война продемонстрировала тот факт, что дворянское ополчение ещё не готово к такой войне, и показала необходимость военных преобразований, перестройки русского воинства. Но… польский король отказался от претензий на московский трон.

В то время как на ослабленную Россию после Смуты продолжало свои набеги Крымское ханство. Это столкновение со степью стоило огромных человеческих и финансовых ресурсов. В ходе Смуты и интервенции огромное количество городов-крепостей на пограничных линиях было уничтожено, что давало возможность крымским татарам и ногаям опустошать русские земли даже вокруг Москвы, на последнем этапе Смуты за добычей татары ходили до изнеможения.


На сторожевой границе московского государства. Худ. С. В. Иванов. ХХ в.

В первой половине XVII в. в плен попало до 150-200 тыс. человек. На дипломатическое «успокоение» крымского хана было потрачено в это время около 1 млн рублей. Для сравнения, в благодатные 90-е гг. XVI в. основной доход государства в год составлял 1 430 000 руб.

Правительство после Смуты предпринимало усилия по восстановлению и постройке городов-крепостей, созданию укреплённых линий, которые продвигались всё южнее и южнее. Они мешали татарам проходить вглубь страны. Это были титанические усилия страны, стоившие огромных ресурсов. Украинное пограничье, как именовалась эта территория тогда, было опасным «фронтиром». Недаром мать будущего царя, инокиня Марфа, высказываясь против избрания своего сына царём, понимала ключевую проблему для верховной власти на этом этапе:

«…и кому повелит Бог быть государем-царём, и ему, будучи на Московском государстве, чем служилых людей жаловать, свои государевы обиходы полните и против пограничных государей стояти.»

Продвижение на юг постепенно уменьшало угрозу центру страны. Если в 1632, 1633, 1634 гг. некоторые отряды кочевников в своих набегах доходили на севере и до Москвы, то уже в ходе набегов в 1643, 1644, 1645 и 1647 гг. некоторые отряды едва пробивались на север только к Орлу и Ряжску. В 30-х гг. против шляхов (путей), по которым продвигались татарские орды, были выстроены города Козлов и Тамбов, Верхний и Нижний Ломов, Яблонов, Чернавск (Чернава), Ефремов, Короча и Чугуев. Восстановлен Орёл.

В 40-х годах началось создание второй Белгородской линии с валами и городами-крепостями, была сформирована сплошная укреплённая линия от Белгорода до Дона.

А что дворянам за службу?


Ежегодно в марте и мае в Москву, а затем в Тулу стекалось феодальное ополчение с боевыми слугами для выдвижения на украинное пограничье с целью защиты от степной угрозы. Дворяне постоянно находились в походе, на некоторое, непродолжительное время они могли вернуться в поместье, в котором не наблюдалось стабильности: крестьяне могли уйти, их могли свезти богатые соседи.

После Смуты хозяйства дворян, остававшиеся без контроля, восстанавливались медленнее, чем крестьянские. Поэтому и их вооружение оставляло желать лучшего.

Вдобавок ко всему дворянам для решения своих проблем в суде и приказах Москвы оставался только период Рождества. «Дети боярские» (дворяне) ежегодно стекаются для этого в Москву. Тут же они начинают писать коллективные челобитные, настойчиво требуя решения вопроса о запрете перехода крестьян от одного помещика к другому, об обеспечении стабильности в хозяйствах, которые обеспечивали их службу. Об этом были челобитные дворянских корпораций в 1637, 1641, 1646 и 1648 гг. Ни одна челобитная не осталась без внимания, царь постепенно решал их проблемы.

Это происходило по понятным для царя и правительства причинам, а с точки зрения исторической социологии следует сказать, что только с формированием классов возникает и система прав и обязанностей, в отличие предыдущего доклассового общества, когда в период военно-служилого «государства» все имели определённые обязанности без определённых прав.

От себя добавим, это ещё раз нам демонстрирует, что развитие мышления, социальных институтов происходит эволюционно, то, что есть в XVII в., и близко не было и не могло быть в XI веке. И так во всём.

И снова в поисках ресурсов, или где взять деньги?


Оборона требовала огромных ресурсов. Получение их легло тяжким бременем на податные сословия, на крестьян и горожан. Лавирование правительства в попытках урегулирования этой ситуации и вызвало к жизни восстания и движения, которые дали наименование XVII веку – «Бунташный», то есть век восстаний и социальных волнений.

После избрания царём Михаила, правительство постоянно увеличивало налоговое давление на «тяглое» население, что не исключало финансовых злоупотреблений отдельных лиц, таких как боярин Б. И. Морозов, который и проводил «реформы».

Об освоении Сибири и Дальнего Востока


В рамках рассматриваемой темы мы поговорим о вопросе освоения Сибири и Дальнего Востока.

Суровые климатические условия, сложность для ведения традиционного аграрного хозяйства не позволяли осуществить массовую колонизацию этих территорий, как это делали голландцы, французы и англичане в Северной Америке. Самые южные остроги русских казаков на Амуре находились севернее 48-й параллели северной долготы, все колонизируемые земли в Северной Америке находились южнее этой параллели, то есть движение русских происходило в климатических зонах, мало пригодных для аграрного развития. Русская вооруженная колонизация до берегов Тихого океана и владений империи Цинь была связана исключительно с поиском сырья, пушнины: немногочисленные этносы и народы на этих территориях облагались данями, прежде всего пушниной, с ними осуществлялся неэквивалентный обмен.

Нет никаких данных для того, чтобы называть эту политику имперской, так же как не может идти речи о создании «Империи», в России само государство только сформировалось – не может телега стоять впереди лошади.

Но и нет причин говорить о том, что эта колонизация была значительно мягче, чем освоение Америки.


Подведение сибирских инородцев под высокую Царскую руку. Целование атамановой сабли как знак покорности и верности. 1640-е. Худ. Н. Н. Каразин. XIX в.

Люди – главный ресурс, или возникновение класса крестьян


Для своего обеспечения, для войны и жизни дворянам была необходима стабильность. Для этого было нужно окончательно запретить возможность «перехода» крестьян, раз и навсегда. А посадские и крестьяне желали уменьшить налоговый гнёт, но желание первых кардинально расходилось с желанием вторых. Опять мы сталкиваемся с взаимосвязанными закономерностями.

При оформлении феодализма военная угроза требовала огромного числа воинов, которые должны были быть обеспечены землёй за службу, ни о каком полном денежном довольствии не могло идти речи в условиях натурального хозяйства и отсутствия всероссийского рынка.

Поэтому именно с земли должны были кормиться и обеспечивать себя всем необходимым по службе дворяне, а это в свою очередь требовало, чтобы крестьяне были закреплены или прикреплены к обрабатываем ими землям и не имели права перемещаться в поисках лучшей доли. Такой же вопрос стоял по отношению к тяглым в посадах, бегство которых ложилось налоговым бременем на оставшихся.

Прикрепление всех сословий, которые обеспечивали содержание войска, стало наиважнейшей задачей феодального государства и его системы управления – монархии, «monarchia dominica et despotica», как её определил не раз посещавший Москву в это время профессор Лейпцигского университета Адам Олеарий.

Формирование зависимого класса земледельцев, крестьян, происходило путём запрета перемещения с одного места на другое любых тяглых или, говоря современным языком, налогоплательщиков-производителей. Феодальный класс, как высший, налогов не платил. После Смуты из разношёрстного сословия «служилых» формируется один класс феодалов-дворян, так же и из разношёрстного сословия сельских тружеников-страдников (крестьян, бобылей, захребетников, подворников и, наконец, холопов) формируется класс крестьян. Отмена Юрьева дня и бессрочный сыск беглых были ключевыми в этом процессе, занявшим почти 50 лет.

Процесс закрепления крестьян за землёй, начавшийся в 80-е годы XVI в., был завершён к середине XVII в., когда был оформлен в Соборном Уложении 1648 г. Этот кодекс кардинально отличался от всего предыдущего русского законодательства, потому что это был первый феодальный кодекс Русии-России. Это был первый законодательный сборник классового государства, которого до этого на Руси-Русии не было.

По этому закону Россия, конечно, во многом формально в последний период, жила до 1832 г., когда его отменил последний «рыцарь Европы» Николай I.

В тех исторических условиях без «крепости» для крестьян, а ещё шире, всего тяглового населения на местах их жизнедеятельности, ни о каком окончательном оформлении феодализма не могло быть и речи: за службу давалась земля в условное пользование, но без крестьян обладание ею было бы бессмысленно. Тем более что при огромном количестве «детей боярских»-дворян, как и однодворцы, мелкие феодалы крестьян не имели.

Уложение 1649 г. закрепило сложившуюся систему взаимодействия между двумя сформировавшимися классами: феодалами и крестьянами.


Юрьев день. Худ. С. В. Иванов. ХХ в.

В то же время сформировался диаметрально противоположный взгляд на землю, ключевой вопрос дальнейшей русской истории!

Крестьяне считали, как во всей феодальной Европе, что земля принадлежит тем, кто её обрабатывает, а дворяне – что им, так как они получили её за службу.

Уже с 70-х гг. XVII в. началась прямая продажа крестьян, как собственность, без земли, и вопреки законодательству, Уложению 1649 г.

В результате, по данным Переписной книги 1687 г.: дворянам принадлежало 57 % тяглых дворов, боярам 10 %, Церквям и монастырям – 13,3 %, дворцу – 9,3 %, а посаду и чёрным (принадлежащим теперь государству) крестьянам – 10,4 %. Этот процесс не был одномоментным.

Большие массы народонаселения находились в движении, в социально неопределённом состоянии, именно они и были «материалом» для «солдатчины», колонизации новых территорий и освоения новых обширных земель в поисках прибытков и лучшей доли. Казаки, о которых мы уже писали, в это время были промежуточным сословием, и по мере укрепления феодализма они будут причислены к тем или иным классам, в зависимости от места в иерархии. В рамках городов, с ростом их специализации, начинает формироваться городское сословие, деятельность которого не связано с сельским хозяйством. Но на данном этапе, этапе формирования класса феодалов и крестьян, говорить о наличии или возникновении других классов в России XVII в. ненаучно. Посадские составляли всего 3 % населения страны.

А как же «всесословная монархия» и Земские соборы?


Поэтому и не приходится говорить ни о какой всесословной монархии этого периода. После Смуты монархия могла быть только инструментом проведения интересов господствующего класса, формирования которого, конечно же, формально, увенчалось Соборным Уложением 1649 г. Монархия, повторимся, это система управления, соответствующая одной стадии развития – феодализму.

Монархизм в эллинистических государствах и в древнем Риме формировался в других условиях и на другой стадии развития.

Монарх, как наместник Бога на земле, образ Бога, о чём мы уже писали в предыдущих статьях на ВО, воспринимался именно таковым в любой феодальной и христианской стране Европы, и, конечно же, ему «противостояли» в глазах общества, в русском случае, бояре. Доходило до того, что даже запорожские казаки в период освободительной войны считали, что именно бояре не доводят истинную волю царя казакам, а чаяния казаков – царю. А служение царю было высшей ценностью, как служение наместнику Бога на земле. Поэтому термин «холоп» при обращении к царю первоначально носил не уничижительный, а высокий статусный характер, крестьяне так обращаться к царю не имели права. Такое обращение можно сравнить с обращением к Богу: «раб божий».


Земской Собор. Худ. С. В. Иванов. ХХ в.

«Вера в доброго царя» – не специфическая особенность русского средневекового менталитета. Это особенность ментальности европейского феодального общества, где господствовала аграрная экономика, а идеологией являлось Христианство. Без военной угрозы и Христианства, как иерархического идеала устройства общества, никакого бы феодализма не было, как не было его в регионах иных религиозных взглядов: «Бог непогрешим, а ангелы бывают и падшими», – так мыслил любой человек феодальной эпохи, поэтому никто не выступает против «строя» как такового, а только против управленцев-исполнителей, искажающих справедливую волю Наместника Бога. Поход атамана казаков Степана Разина изначально был направлен против «злых» бояр, на помощь справедливому царю.

В период раннего феодализма, при формировании государственных систем управления, приказов, которые только возникли за пятьдесят лет до этого времени, государю требовалась прямая информация с огромной территории. Нужна была и «поддержка», часто столь необходимая руководителям при принятии сложных решений.

Исключительно этому и были посвящены все Земские Соборы, как отмечается в современных исследованиях, отвечавшие на вопросы, которые ставил государь. Земские Соборы XVII в., принудительно-представительные органы были бесконечно далёкими от Генеральных штатов во Франции этого периода, а уж тем более от Парламента в Англии, страны, в которой произошла буржуазная революция и казнь короля на глазах у изумлённого Алексея Михайловича.

С построением более-менее приемлемой системы управления надобность в таких учреждениях, как Соборы, отпала сама собой.

Проблемы управления


И в этой связи хотелось бы сказать ещё об одном явлении, не свойственном и не соответствующим раннему феодализму – централизации. Впрочем, как мы видели ранее, не было до этого и никакой «децентрализации».

«Централизация» в русском государстве – это историографическая ошибка, когда исследователи 30-50-х гг. ХХ в., во-первых, стремились сблизить русскую историю с западноевропейской, доказать, что Русь-Россия нисколько не отставала, а во-вторых, экстраполировали ситуацию в СССР этого периода, когда были возвращены ряд исторических земель с 1939 по 1945 г. Такой же взгляд на данные события мы встречаем и в школьных учебниках, что в корне расходится с современными теориями и фактическим анализом исторических источников.

У первых русских монархов не имелось никаких инструментов для проведения «централизации». Аппарат управления по направлениям деятельности только формируется. Периодически власть для решения проблем обращалась к компетентным стратам, таким как купцы. Аппарат управления был минимальный, в регионах всё решалось на уровне дворянских корпораций-«городов». Когда мы говорим о «раннем государстве», это в том числе означает, что «наука управлять» только формировалась, просто формировалась элементарная система взаимодействия и управления населением, которое до этого самоуправлялось в рамках общин.


В приказе. Худ. А. Янов. ХIХ в.

Система приказов (министерств) была запутанная: перемешано управление по родам деятельности и территориям, а приказы сами собирали налоги для своих нужд. Повторюсь, такая система характерна для любого управления на первоначальном этапе любой организации, что государства на раннем этапе развития, что любого стартапа в наши дни.

Прямое налоговое обложение носило репартиционный характер и исходило из потребностей на определённые нужды (содержание стрельцов и солдатские полки, выкуп полона, 10-я, 15-я и 20-я деньга на войны с Польшей, Швецией, Турцией и Крымом и т. п.).

«Централизация» начинается только при наличии разветвлённого бюрократического аппарата, который возможен только при достаточно сильном развитии феодального государства, то есть к его закату, а не в начале его развития, когда аппарат управления только формируется. «Ярко выраженная милитаризация» налогообложения была связана не с какой-то спецификой или особенностью русского государства или русских, «крайне склонных к войне», а с особенностью феодального строя, суть которого и есть воинственность.

Важной функцией монархии, не свойственной в другие исторические периоды, на этом этапе было «испомещение», таким образом создавался класс феодалов – так же как, но уже осознано, раздачей общенародной собственности в конце XX – начале XXI века в России был сформирован капиталистический класс.

Феодализация церкви


Тектонические изменения при формировании феодального и крепостного классов привели и к бунту в умах. Священников поразили те же недуги, что и паству, что было взаимосвязано. Разобщённость службы, самодеятельность на службе, нарушения и отклонения от канонов присутствовали повсеместно: отец будущего главы раскола и видного члена кружка реформаторов «Ревнителей старины» Аввакума был священником… и горьким пьяницей, от этого и умерший.


5 дек 1666 г. Царь Алексей Михайлович и Никон. Худ. Машков И. ХХI в.

С другой стороны, царь (монарх), как институт управления при феодальном строе, легитимность свою черпает в Богоизбранности. Для царя Алексея Михайловича, как наместника Бога на земле, отличающегося от Царя небесного только «тленностью», стал насущным вопросом исправление разброда, шатания и сепаратизма в Церкви. Устроение церковных институтов в рамках феодальной иерархии было крайне важно для молодого феодального государства.

Формально это выглядело как борьба за возврат к старине, к «правильной старине» в церковных обрядах и службе. Вокруг царя Алексея Михайловича, большого знатока Богословия, сложился «Кружок ревнителей благочестия», которые считали, что пороки и нарушения нужно исправить путём возврата к забытым обычаям. Но только к какой старине обращаться, каждый решил по-разному.

Никон, ставший патриархом в 1652 г., принял решение механистически копировать греческую обрядовость, которую он, как и царь, отождествлял с древней и истинной. В противовес протопопу Аввакуму, другому ревнителю, не согласному с этим подходом и считавшим старинные русские обряды предпочтительными.

Ради справедливости следует добавить, что, по сути, произошло двойное заимствование. Вначале Русь переняла обрядовость после крещения, в то время как греческая церковь развивалась параллельно, и вторично, в XVII в., взяв новые греческие обряды, сформировавшиеся к тому времени. Всё свелось к малозначительной для Православного учения лютой борьбе с внешней обрядовостью: русским двоеперстием и с иконами, написанными по польским и европейским образцам, «аллилуя» произносить не дважды, а трижды, обходом аналоя не по солнцу, а против него, и т. д., что не являлось критичным для развития Православной веры. Двоеперстие действительно шло с момента принятия Русью крещения, а к любой иконе на Руси относились не как к художественному произведению, а как к святому символу, поэтому гонение на «франкские» иконы рассматривалось обществом как «иконоборство». Знаменательно, что при этом Никон привлёк к реформе малороссийских священников, которые хотя и обладали бòльшими знаниями – в прямом противостояние с католиками на Украине они вынуждены были их иметь – но не обладали достаточным тактом, явлением, не свойственным средневековью, для проведения реформ. Такие изменения не могли не привести вначале к их отторжению реформы, а затем и к расколу. Но, как и при формировании единого феодального класса, Церковь в результате была приведена к такой же системе феодального подчинения и единообразия, как и разношёрстное сословие служилых людей. Все противники были выведены за «скобки» феодальной системы, а наиболее упорствующие – уничтожены, как сожжённый в 1682 г. протопоп Аввакум.


Аввакум Петрович (протопоп). Худ. В. Е. Нестеров. ХХ в.

Общепринятое мнение о том, что взаимоотношения церкви и государства на Руси-России и в Западной Европе отличаются кардинально, в корне не верны. Чуть ли это не тот самый исторический «камень преткновения», жёстко разделивший развитие христианского мира: запада и востока.

Конечно, есть существенные отличия. На Руси-Русии, как и в Византии, глава церкви не имел собственного государства и войска, как папа Римский, благодаря чему он мог балансировать среди различных полюсов силы, а умело пользуясь ключами Св. Петра, выступать и арбитром государей. В то время как в отдельных средневековых государствах архиепископы были частью государства. И короли стремились стоять над церковью, а не рядом с ней, чего они успешно достигали.

Потому что в любой феодальной стране Церковь становилась частью этой системы, встраивалась в неё, а церковные иерархи вели себя как феодалы, часто даже на войне. Короли принимали оммаж по отношению к папе Римскому, а когда настала историческая пора, выступали против своего сеньора.

И также, как в любом феодальном государстве, и в России Церковь была встроена в феодальную иерархию.

Реакция на изменения


«Бунташность» века определялась неумелыми управленческими решениями, попытками изыскать средства любым путём (Смоленская война стоила по минимуму 8-10 млн руб.), началом давления на ранее лично свободный класс земледельцев.

Средневековая феодальная ментальность напрямую была завязана на насилии, которое творилось со стороны как помещиков, так и должностных лиц, воевод, приставов, по отношению к тяглому населению налево и направо. Отсюда и дикая несправедливость по отношению к тяглому населению, и ответные аналогичные действия тех, кто подвергался жесточайшим преследованиям, никак не смягчаемым Христианством. Такая ситуация, наряду с массовыми разбоями, периодически прорывалась социальными взрывами. Такими, как московский «соляной» бунт 1648 г., вызванный косвенными налогами (налог на соль) и сбором недоимок по ним, восстание в Новгороде и Пскове в 1650 г., связанные с дороговизной хлеба. Жестоко подавленный Медный бунт 1662 г., вызванный «порчей» денег со стороны государства. И, наконец, огромное восстание, произошедшее под руководством казаков Степана Разина в 1667-1671 гг. и охватившее Поволжье от Астрахани до Симбирска (совр. Ульяновска).


Медный бунт. Худ. Э. Лисснер. ХХ в.

А был ли экономический прогресс?


Переход к новому строю был бы совершенно бессмыслен, если бы мы не наблюдали хозяйственного прогресса. Мы видим дальнейшее усиление разделения труда, более существенное, чем в предыдущую эпоху.

Только с XVII в., с развитием феодализма, можно говорить о начале формирования города в современном понимании этого слова, никак не ранее. Население городов в конце XVII в. составляло 7,3 % всего населения, а посадский люд – 3 %.

Наблюдается прогресс в сельском хозяйстве благодаря росту обрабатываемых площадей. Появляются массивы земель, что позволяло не тратить огромных усилий на огораживание и копание рвов. Каждый участок до этого обозначался рвами и заборами. Изменился тип поселения, они увеличились в размерах, что улучшало быт сельских жителей.


Утварь и снасти XVI–XVII вв. Москва. Музей Москвы. Фото автора

Русская деревня до этого времени – это хутор или микропосёлок из 2-3 дворов. Благодаря увеличению населённых пунктов стало проще поддерживать инфраструктуру вокруг поселений, мосты и дороги. Близкое общежитие обеспечивает взаимопомощь и поддержку, улучшается быт, появляются торговые лавки, чего не могло быть в русских деревнях «хуторского» типа до этого периода. Начинается и сельская специализация. Например, появляется пастух, который пасёт скот всей деревни, когда ранее крестьяне отпускали пастись скот в лес без присмотра на свой страх и риск или под присмотром детей. С XVI в. появляется и хлев, отдельное помещение для скотины.

Началось активное применение естественных удобрений, хотя по этому поводу идут споры, и более эффективная борьба с сорняками. Борьбе с сорняками способствовало и увеличение размера обрабатываемого надела. Обработка новых земель теперь осуществляется крестьянами из имеющихся деревень, а не созданием новых однодворных деревень (хуторов), как это было ранее.

При огромных финансовых трудностях в период войн XVII в. и непосильных налогах на податное население, закрепощении в зоне рискованного земледелия, эти изменения позволяли с трудом, но вытягивать ситуацию.

Так в России окончательно, юридически был оформлен феодализм в середине XVII в.

Как же так, спрашивают многие?

Получается, что на Русии-России постоянно наращивается боевая мощь, но она никак не может справиться с угрозами. Но дело то в том, что и внешние угрозы не остаются прежними, и мы наблюдаем их постоянный рост.

«Органическое» развитие России идёт рядом со странами, где технический прогресс, вызванный социальными и технологическими революциями, даёт им возможность «бросать вызовы» менее развитым странам. О том, как справиться с этим феодальная страна, рассказ будет далее.

Продолжение следует…
82 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    22 августа 2023 05:24
    Утро доброе Эдуард, спасибо. Если будет возможность ответьте на мои комментарии к предыдущей статье.
    С уважением Влад!
    1. +5
      22 августа 2023 08:09
      Утро доброе Эдуард, спасибо.

      Владислав, доброе утро!
      Ответил, спасибо за комментарии.
      Повесили!
      Когда в Лондоне у меня было досудебное соглашение не знал, что допущу ошибку студента первокурсника в комментариях.
      С уважением,
      hi
      1. +2
        22 августа 2023 21:10
        Эдуард, я ведь без ёрничества. Просто, это как матерый профессор философии пытает студента о трудах Сократа или истории - в каком из полисов Эллады имел виллу Диоген!
        Если честно, я прекрасно осознавая, что наше Отечество как ледокол вломилось в16-17 века и единственным его шансом подтвердить свои амбиции было перейти на более примитивную систему натуральных отношений, когда одни несут службу кровью другие трудом и обе группы жертвуют своей личной свободой. Но если бы мы были немного богаче и географически удачнее, то возможно имели шанс избежать периода крепостничества. Так как решения были на поверхности и перед глазами.
        1. +1
          22 августа 2023 22:42
          Эдуард, я ведь без ёрничества.

          Владислав, вообще без проблем! drinks
          Имеете право good
          Но если бы мы были немного богаче и географически удачнее, то возможно имели шанс избежать периода крепостничества.

          За тридцать лет профессионального интереса к истории, увы историком я не работал и не работаю, если не считать немного аспирантуры, мнение менял несколько раз на те или иные события русской истории, колебался с новейшими исследованиями и новыми знаниями.
          Как мне кажется исходя из этих знаний, у Русии-России других вариантов не было. Точнее или феодализм с крепостничеством (специфика страны в зоне рискованного земледелия) или гибель: поляки, боярское олигархическое правление и т.п.
          Феодализм с крепостничеством, как бы плохо я лично к нему не относился, был исторически предопределённым путем прогресса.
          С уважением,
          hi
          1. 0
            23 августа 2023 05:39
            Феодализм с крепостничеством, как бы плохо я лично к нему не относился, был исторически предопределённым путем прогресса.

            История не имеет слогательного склонения.
            С уважением, Влад!
      2. 0
        23 августа 2023 11:48
        Цитата: Эдуард Ващенко
        Повесили!

        Любопытная оговорочка... feel
  2. +4
    22 августа 2023 05:33
    Спасибо, Эдуард.

    «Наука управлять» - ключевой вопрос. И на такое множество факторов опирается.

    «Лютая борьба с внешней обрядовостью» была заметной. А когда кровь пролилась - это на долгие годы в стране сказалось.
  3. +6
    22 августа 2023 05:38
    Поход атамана казаков Степана Разина изначально был направлен против «злых» бояр, на помощь справедливому царю.
    Пойди он против царя,восстание задушили бы в зародыше..
    1. +6
      22 августа 2023 14:21
      Сильно сомневаюсь, что поход Степана Разина, как и Е.Пугачева изначально был направлен против «злых» бояр. Тут более напрашиваются их меркантильные и эго интересы. Попробую обосновать - у обоих и Пугачева и Разина, которых с разницей в сто лет четвертовали на Болотной площади одна родина - станица Зимовейская. А эта богатая среднедонская станица никогда не была голутвенной, а всегда относилась к домовитым. Там никогда не было никаких бунтов и восстаний, ни против «злых» бояр, ни против царя. Причем семьи обоих - и Разина и Пугачева по копному праву принадлежали к старшинским донским родам. Неудивительно, что сторонников для своих "подвигов" среди донцов они так и не нашли и были вынуждены бежать с Дона - один в Терки, другой на Яик. Вот там и "развернулись во всей красе" Ну а далее, как говорится - "пошло -поехало" .Привлечение новых сторонников- новые лозунги, сказки туземному населению один - про свою близость к Патриарху. другой - про свое царское происхождение, привлечение беднейших слоев лозунгами про злых бояр. В итоге оба стали заложниками своих бредней и звериной жестокости. Чем того и другого постоянно шантажировало их ближайшее окружение, которое обладая фактической властью их обоих превратило в заурядных "зицпредседателей" и использовало в своих интересах. А когда запахло керосином просто выдало их властям как использованный и уже не нужный ....
      1. +5
        22 августа 2023 17:21
        Чисто в современном духе, с "дворянской" точки зрения,народ же чернь, только бандитствовать умеет laughing
        1. +5
          22 августа 2023 17:56
          При чем здесь народ? Бандитизм присущ всем классам без исключения. Если еще можно как то попытаться понять умирающего с голода беглого крестьянина не от хорошей жизни вышедшего на большую дорогу, то зимовейские копники Разин и Пугачев явно не из их числа. Тут совсем другой коленкор - оба из зажиточных семейств, оба с детства привыкли к сытой жизни, оба по разным причинам лишились своего статуса и оба решили наверстать упущенное, а методы достижения этого их особо не волновали.
          Чисто в современном духе, с "дворянской" точки зрения laughing

          Я, Алексей, дворянских, поповских,кулацких и купеческих корней совсем не имею и по этому поводу ни чуть не переживаю, меня и свои крестьянские вполне устраивают smile
  4. +2
    22 августа 2023 06:09
    Можно уверенно констатировать, что без неё бы феодализма и не возникло нигде, в России в том числе. Остаётся лишь рассуждать, насколько она была значительной:

    Нет не всегда раннефеолальные государства Англии и Франции возникали в ходе завоеваний и феодализм был институтом удержания власти. В обоих случаях внешняя угроза вторична.
    1. +1
      22 августа 2023 08:13
      Еще раз, доброе утро!
      раннефеолальные государства Англии и Франции возникали в ходе завоеваний и феодализм был институтом удержания власти.

      а можно узнать в какой работе это написано про Францию?
      Вот прямо про завоевание при раннем феодализме, кого завоевали?
      Что там про это у Дюби, Ле Гоффа, может у Люсьена Февра или Марка Блока?
      С уважением,
      hi
  5. +4
    22 августа 2023 07:04
    Без военной угрозы и Христианства, как иерархического идеала устройства общества, никакого бы феодализма не было, как не было его в регионах иных религиозных взглядов
    Япония?
    1. +3
      22 августа 2023 08:24
      Япония?

      Добрый день,
      Японию действительно традиционно причисляют к "феодальной" стране.
      Мое субъективное мнение, ничего похоже с европейским феодализмом там не было.
      Из переведенных на русский язык японских источников это не следует никак, по японски, понятно, не умею читать.
      Много писать: ни системы вассалитета, ни раздачи земель, а вот дружины были. Дружины - признак не феодализма, а общества территориальной общины, доклассового и т.п.
      Опять же, мое субъективное мнение, в таком состоянии прибывали все азиатские общества: Китай, Япония, на разных стадиях, тем не менее, все.До столкновения с западноевропейским капитализмом, который запустил новые социальные процесс.
      С уважением,
      hi
      1. +6
        22 августа 2023 14:46
        Как раз вассалитет в Японии был едва ли не более сложной формы, чем в Европе. Просто феодальные отношения в Европе проще представить в виде лестницы- король- герцоги и графы- прочие рыцари-баннереты- однощитные рыцари. В Японии иерархию лучше представлять в виде концентрических окружностей по степени близости к даймё. Даймё- кровные родственники даймё; фудай — потомственные вассалы; кунисю - прочие землевладельцы; такокусю- покоренные кланы; мелкие самураи и богатые крестьяне.

        В Японии сложности были именно с куда менее четким императивом "земля (с крестьянами )за службу". Система наследственного землевладения- сёэн не охватывала всю страну и не привязывалась к обязательствам нести воинскую службу. Большинство самураев не имели прикрепленных крестьян и должны были обрабатывать землю сами или получали рисовый паек. С одной стороны это сближало их не с рыцарями , а с казаками. С другой стороны беднейшая шляхта в Польше также обрабатывала землю самостоятельно. Рисовые дачи выполняли функцию денег, а служба не за земельный, а денежный феод тоже известна в Европе. Так что отличия есть, но они не так принципиальны как может показаться на первый взгляд.
        1. +3
          22 августа 2023 15:02
          Цитата: Engineer
          а служба не за земельный, а денежный феод тоже известна в Европе.

          Как собственно и у нас в России: поместья откровенно "не тянули" содержание дворянства уже со второй половины 16века и правительство старалось поддерживать их на плаву денежными выплатами, а после смуты - так вообще обычное дело.
          В Японии иерархию лучше представлять в виде концентрических окружностей по степени близости к даймё. Даймё- кровные родственники даймё; фудай — потомственные вассалы; кунисю - прочие землевладельцы; такокусю- покоренные кланы; мелкие самураи и богатые крестьяне.

          Не очень знаю Японию, но это описание больше тянет на родовое общество. На кочевников по-моему больше похоже.
          1. +3
            22 августа 2023 15:09
            Очевидна мешанина родовых и сословных и феодальных элементов
        2. +3
          22 августа 2023 17:14
          С одной стороны это сближало их не с рыцарями , а с казаками. С другой стороны беднейшая шляхта в Польше также обрабатывала землю самостоятельно. Рисовые дачи выполняли функцию денег, а служба не за земельный, а денежный феод тоже известна в Европе.

          Вот по всему по этому, это и не феодализм никакой.
          Если взять передовые страны Европы, то описанная ситуация в Японии была им синхронна, но только вот они с XVI в. стали переходить к капитализму, естественным путём. В Японии таким и не пахло, если бы не насильственное его насаждения в ходе "реформы- революции" Мэйдзи за 20 лет.
          Япония - классическая, естественно со своей спецификой, общество территориальной общины периода военного управления, служилое государство, говоря по русски. Все перечисленное про однодворцев, казаков, рядовых шляхтичей, и прочих служилых шатающихся - это в период оформления феодализма, при феодализме все в жесткой иерархии, праздно не шатаются, а ранее.
          1. +2
            22 августа 2023 19:07
            при феодализме все в жесткой иерархии, праздно не шатаются,
            Еще как шатаются! Первые кондотты формируются в середине XVI века, в последней четверти Столетки праздно шатаются уже и бароны.
            1. -1
              22 августа 2023 20:16
              Антон,
              Еще как шатаются!

              кондотты - это XV в., вы наверное опечатались, но это же Италия!!! Большинство специалистов считают, чт в Италии первые ростки капитализма началось в XI - XII в.: дебет-кредит, бух учет. и наемники за деньги: не рыцари, а военные ремесленники.
              Пошел феодализм на убыль. А с началом "пороховой революции" растёт значимость пехоты во всей Европе: и опять удар по рыцарям как военной системе. Вначале за кондоттой, швейцарцы с конца XVв., а затем и ландскнехты, и пушки в поле, а затем жандармы, и закружилась "осень средневековья" , а у японцев всегда самураи шатались, набирались в дружины, совершенно другая история. В европейском средневековье в конце, да, да, помню про английский вольных стрелков, а в Японии на протяжение всего периода.
              hi
              1. +2
                22 августа 2023 22:21
                вы наверное опечатались,
                Я не опечатался. Самый известный кондотьер Средневековья, Джон Хоквуд, начал свою карьеру "праздношатающегося" примерно в 1360 году, а скорее, на несколько лет раньше, ибо нужно было еще имя заработать. А до него были немцы...
                1. 0
                  22 августа 2023 22:45
                  Первые кондотты формируются в середине XVI века,

                  Я не опечатался.

                  Точно опечатались hi
  6. +5
    22 августа 2023 07:12
    Автору конечно плюс в карму. Но описывать целый век. Попробуйте опишите шесть лет правления Федора Алексеевича, заодно и многие мифы про Петрушку развенчаете. Федор Алексеевич реформ поболе сделал за столь короткий период, многое начал, да не успел.
    А Петрушкина заслуга в чем? Положил страну под Священную Римскую Империю, да Ниеншанц переименовал в Санкт-Петербург.
    1. +4
      22 августа 2023 08:05
      Но описывать целый век.

      Доброе утро, спасибо за оценку.
      Еще две с половиной статьи впереди hi
      1. +4
        22 августа 2023 15:02
        Доброе утро, спасибо за оценку.

        Спасибо за статью. Вас читать всегда интересно. И ваши работы, и ваши комментарии
    2. +3
      22 августа 2023 08:50
      Федор Алексеевич реформ поболе сделал за столь короткий период, многое начал, да не успел.
      Автор,преследует другую цель,он пишет не конкретно,кто и какие реформы проводил и кто больше, а о развитии и становлении феодализма в России. hi
      1. +2
        22 августа 2023 11:02
        Да, нет, я автора не критикую. Скорее понимаю, как тяжело описывать время, когда все постоянно меняется.
        Ну а Федор Алексеевич мой кумир, вот и вспомнил о нем.
  7. +5
    22 августа 2023 07:22
    смена общественно-политических формаций это результат развития экономических отношений а не внешняя угроза
    1. +6
      22 августа 2023 08:06
      смена общественно-политических формаций это результат развития экономических отношений а не внешняя угроза

      Доброе утро,
      но без влияния внешнего фактора возможно и смены бы не произошло: закон эволюции
      hi
      1. +2
        22 августа 2023 11:31
        Внешние факторы...
        Вот у коренного населения обеих Америк и Полинезии с Австралией "туговато" было с разного рода "внешними факторами".
        По этому они и "развивались" так "неспеша"...
        А при появлении "белых господ" многим из них развиваться уже было никчему...
        1. +4
          22 августа 2023 11:50
          Цитата: hohol95
          Вот у коренного населения обеих Америк и Полинезии с Австралией "туговато" было с разного рода "внешними факторами".

          Помнится наш живой классик Дробышеский рассказывал, что на некоторых островах Полинезии различия между представителями правящих родов и родов подчиненных стали достигать антропологических различий, а дальше вождеств они так и не продвинулись. Может быть как раз внешнего фактора и не хватило? hi
          1. +3
            22 августа 2023 12:01
            наш живой классик Дробышеский

            так же неоднократно подчеркивал, что эволюция есть там, где нет комфорта, что бы его достичь, надо изменять что-то, отвечая на вопрос, почему человекообразные обезьяны не становятся опять людьми: а в их среде обитания все "ок".
            hi
            Так и здесь: зачем на пустом месте городить феодализм (как систему) когда и так нас "неплохо кормят".
            1. +5
              22 августа 2023 12:10
              Если женщина и дети хорошо тянут "волокушу" с "типи-вигвамом" то "Великому Бизону" нет надобности напрягать мозг и придумывать колесо?
              1. +4
                22 августа 2023 12:47
                Если женщина и дети хорошо тянут "волокушу" с "типи-вигвамом" то "Великому Бизону" нет надобности напрягать мозг и придумывать колесо?

                ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
                Так и не изобрели
                1. +1
                  22 августа 2023 12:49
                  Цитата: Эдуард Ващенко
                  Так и не изобрели

                  Так и не изобрели? laughing
              2. 0
                21 декабря 2023 12:55
                Цитата: hohol95
                Если женщина и дети хорошо тянут "волокушу" с "типи-вигвамом" то "Великому Бизону" нет надобности напрягать мозг и придумывать колесо?

                Есть пословица: наху. волку телега, - по кустам ее тягать.
                1. 0
                  21 декабря 2023 22:54
                  И собак в эти волокуши "Гордый Ястреб" и "Юркий Ящер" запрягали с великим удовольствием!
            2. +2
              22 августа 2023 14:49
              так же неоднократно подчеркивал, что эволюция есть там, где нет комфорта,

              Вроде бы есть консенсус что для эволюции комфорта должно быть "в меру". Не слишком много но и не слишком мало.
          2. +3
            22 августа 2023 12:17
            Там основными факторами были природные.
            Тайфуны, влажность, сама дикая природа.
            К ним они приспособились за века "всемирной изоляции".
            Плавать плавали, но не далеко.
            Воевали с себе подобными и подобным оружием. Или с более слабыми противниками.
            А если ничего не меняется то и смысла нет "изобретать лампочку Ильича".
            Побольше татуажа на мускулистые тела.
            Побольше стрел с костяными наконечниками да потяжелее деревянный меч сделать потяжелее и вставить в него более острые зубы акулы или больше осколков кремня или обсидиана.
          3. +1
            22 августа 2023 16:29
            Цитата: Mihaylov
            Помнится наш живой классик Дробышеский рассказывал, что на некоторых островах Полинезии...
            ...стали достигать антропологических различий

            Он рассказывал, что когда нет угроз, как внешних, так и внутренних, то размер мозга начинает либо сокращаться, либо в лучшем случае остается на прежнем уровне. В Полинезии как раз и была такая ситуация. А вот наши предки, как раз-таки и занимались тем, что защищали себя как от животных, так и от представителей собственного вида...
  8. +1
    22 августа 2023 08:17
    Эдуард, добрый день! hi
    Большое спасибо за статью! Единственное, что Вашу статью сегодня ещё не пожаловали комментаторы -- на соседней ветке 50+ комментариев. Печально.
    1. +2
      22 августа 2023 10:16
      Артем,
      добрый день,
      на соседней ветке 50+ комментариев. Печально.

      Да почему же?
      Статьи разные нужны, статьи разные важны.

      Не лайков и коментов для, а дабы рассказать о новых научных знаниях

      С уважением,
      hi
  9. +4
    22 августа 2023 08:45
    hi Доброе утро!
    Так в России окончательно, юридически был оформлен феодализм в середине XVII в.
    Правильнее было оформился.Согласитесь,что нет документа, в котором было прописано:"Мы государь...и т.д. сего числа,сего года от сотворения мира или от рождества Христова оформляем феодализм в России. hi
  10. +4
    22 августа 2023 08:51
    Спасибо автору за интересную статью. СтОит перечитать не раз.

    Конечно вера в Царя-не только наше родное,но и обще-человеческое. Но до известных пределов, пока есть цари...........
    А если она сохраняется в неизменном виде сотни лет и нет ей конца и края, то это уже предмет для особого отдельного исследования.
    1. +5
      22 августа 2023 10:54
      особого отдельного исследования.

      Да.
      Иван приветствую!
      это отзвуки все той же психологии, "коллективного бессознательного".
      о чем я пишу в этих статьях.
      А картинка такая, очень грубо, мне тут же возразят: одно дело готы, другое герулы:
      у германцев, будущих "варварских государств" - распад родоплеменной структуры с 1 по 4 век н.э. у восточных славян с 10 по 11 век. Соседско-территориальная община - "варварские королевства" - 6 - 9 вв., Русь - 12 - 15 вв.
      Феодализм в западной Европе (опять условно, пережитки были до начала ХХ в.) - с 9 (10) по 16 вв., Россия с 16 по 1861 (19 век). Понятно, что на западе переход в 16 веке еще феодализм с началом развития капитализма, в России микроростки капитализма тоже имеются в первой половине 19 века. И не значит, что после 1861 н. вдруг наступил капитализм, это была аграрная феодальная страна с некоторыми элементами капитализма.
      Суть в чем, отставания социальные серьёзные, из-за того, что славяне вступили на путь истор развития на 5-6 веков позднее соседей Европе.
      И соответственно мышление, близкое к этому отставания.
      Советская власть пыталась с этим что-то делать - воспитание нового человека: боролась с Клопом, дедом-людоедов Павлика Морозова, и прочими РЕАЛЬНЫМИ ПЕРЕЖИТКАМИ ПРОШЛОГО: не ходить на четвереньках, не пить воду из лужи. Но после начала 90-х все пошло прахом: капиталу нужно неограниченное потребление, зачем сдерживать инстинкты? Пей, гуляй, покупай – потребляй: «мы никогда лучше не жили»
      Все самое отвратительное из России, которую мы потеряли, вернулось и отыграло со сторицей: даже заводы на зло проклятым большевикам переломали, как маленькие дети игрушки, и сдали в развитые страны на металлолом, прямо символизм какой-то.
      Вот все то что и так лежало в основе ментальности большинства: аграрное, примитивное мышление, вернулось на круги своя.
      Можно называть это феноменом, или еще как, но в стране, где к 1917 г. 80% жило так, из-за сельскохозяйственного уклада, а еще 10-15 % тяготилось к ним, а объевропеевшиеся и передовые, считали, что эти первые форменные скоты (профессор Преображенский из кина) еще сто лет назад, не может, вдруг появиться массовое рациональное мышление.
      Вот о чем я в статьях про эволюцию социального уклада (стадий), управления (государства) и ментальности.
      hi
      1. +2
        22 августа 2023 11:32
        Цитата: Эдуард Ващенко
        не пить воду из лужи

        Имидж - ничто! Жажда - все!
        Приветствую Эдуард! hi
        1. +3
          22 августа 2023 11:57
          Имидж - ничто! Жажда - все!
          Приветствую Эдуард!

          Приветствую Сергей!
          hi
      2. +3
        22 августа 2023 12:02
        «Почему это нам царь до сего времени не сделает уравнение землею, если бы я был царь, разве бы я давно этого не сделал! Отца его убили, пора и этого убить, я бы и сам его убил...» (с) крестьянин Воронежской губернии И. К. Чурилов об императоре Александре III. Из полицейского донесения. / Крестьянское движение в Воронежской губернии (1864-1904 гг.) : сборник документов и материалов. / В. В. Кондрашин. И. Н. Слепнев. Крестьянское движение в России в конце XIX — начале XX вв. /
        «В результате к концу XIX века «царистские иллюзии» начинают ослабевать и крестьянское петиционное движение временно угасает. Более того, в начале ХХ века увеличивается число установленных полицией оскорблений царской фамилии со стороны крестьян...» (с) В. В. Кондрашин. И. Н. Слепнев. Упомянутый источник.

        https://dzen.ru/dark_historian
        1. +3
          22 августа 2023 12:17
          Цитата: hohol95
          Более того, в начале ХХ века увеличивается число установленных полицией оскорблений царской фамилии со стороны крестьян...

          "Двадцатый век начинается"...
          1. +3
            22 августа 2023 12:20
            Впрочем, и к Александру II были претензии — освобождение без достаточного количества земли в 1861 году вызвало немало крестьянских выступлений.
            Ну а в 1890-е годы крестьяне многократно подавали прошения и жалобы на имена Александра III, Николая II, министров... ответом были преследования таких крестьян за «несанкционированные обращения к царственным особам».

            "Заканчивался 19 век.."
          2. +6
            22 августа 2023 12:30
            «Меня всё ещё продолжает удивлять и поражать та неблагодарность, которая является отличительным свойством нашего народа. Я заметил, что за добро, которое ему делается, он с особливо злорадным упоением платит вам каким-нибудь злом, какой-нибудь гнусностью.
            У других народов этого нет; сильнее скажу - у многих, наиболее развитых животных, у слона, собаки и других, живет чувство благодарности; а у русского мужика его совсем нет. Я не люблю евреев, особенно теперь, когда им удалось нанести нам столько вреда, но уважаю в них ту черту, что в большинстве случаев еврей никогда не забывает добро, ему сделанное, и даже доброе слово, ему сказанное.
            Бедный, глупый, одураченный и одурманенный народ. Но злой, но бездушный, но бесчувственный, но совершенно бесчестный народ!» (с) Ф. В. Винберг. В плену у "обезьян" (Записки "контрреволюционера).
            Весьма показательный взгляд на собственный народ со стороны яркого представителя типажа «белогвардейца-помещика» — Фёдора Викторовича Винберга (1868 — 1927). В 1905 году он принимал участие в карательных экспедициях в Прибалтийском крае. А на крестьян так обиделся, когда узнал, что они «протянули грубые, стяжательные лапы хищного мужика» к его конезаводу. В записках Винберга есть цитаты и покруче, по сути он называет большую часть русского народа «человекообразными существами». Русского мужика ставит ниже евреев и собак.
            Большевики судили Ф. В. Винберга в январе 1918 года за участие в контрреволюционной организации В. М. Пуришкевича. Дали три года условно и год общественных работ, но, как и Пуришкевича, отпустили Винберга по амнистии в мае 1918 года.
            Потом Винберг станет участником белого движения, черносотенным эмигрантом. Примет участие в Капповском путче в Германии (куда эмигрирует), будет связан с нацистами через подпольную организацию Aufbau Vereinigung. Доживи Винберг до 1941 года, то, разумеется, он находился бы в рядах бывших белых — немецких пособников. Благо, как и немцы, фактически считал русских «низшей расой».
            Мой блог в телеграм.
            https://dzen.ru/dark_historian

            И это не речь "профессора Преображенского"...
            Подобные "этому конезаводчику" германцы (родившиеся на территории Российской Империи) потом придумывали и реализовывали планы по очищению захваченных территорий СССР от населения.
            1. +3
              22 августа 2023 13:24
              " Мужики, что злы и грубы,
              На дворянство точат зубы,
              Только нищими мне любы!
              Любо видеть мне народ
              Голодающим, раздетым,
              Страждущим, не обогретым!
              Пусть мне милая солжёт,
              Ежели солгал я в этом!
              Нрав свиньи мужик имеет,
              Жить пристойно не умеет,
              Если же разбогатеет,
              То безумствовать начнёт.
              Чтоб вилланы не жирели,
              Чтоб лишения терпели,
              Надобно из года в год
              Век держать их в чёрном теле.
              Кто своих вилланов холит,
              Их ни в чём не обездолит
              И им головы позволит
              Задирать — безумен тот.
              Ведь виллан, коль укрепится,
              Коль в достатке утвердится,
              В злости равных не найдёт —
              Всё разрушить он стремится.
              Если причинят виллану
              Вред, увечье или рану,
              Я его жалеть не стану —
              Недостоин он забот!
              Если кто о нём хлопочет,
              Он тому помочь не хочет
              Хоть немножко в свой черёд.
              Злобой он себя порочит.
              Люд нахальный, нерадивый,
              Подлый, скаредный и лживый,
              Вероломный и кичливый!
              Кто грехи его сочтёт?
              Он Адаму подражает,
              Божью волю презирает,
              Заповедей не блюдёт!
              Пусть Господь их покарает!"(с)
              1. +4
                22 августа 2023 14:59
                Автор, какой нибудь идальго или мусье?
                А могёт быть прусский барон али аглицкий мисьтэр?
                1. +3
                  22 августа 2023 15:07
                  Цитата: hohol95
                  Автор, какой нибудь идальго или мусье?

                  "Трубадур войны" hi
                2. +6
                  22 августа 2023 15:21
                  Это сирвента написана Бертраном де Борном в 1195 году.
              2. +3
                22 августа 2023 18:27
                .......Кто грехи его сочтёт?
                Он Адаму подражает,
                Божью волю презирает,
                Заповедей не блюдёт!
                Пусть Господь их покарает!"

                Антон, вечер добрый,
                блеск! Ваша сирвента нив бровь, а в глаз.
                1. +2
                  22 августа 2023 19:14
                  Ваша сирвента нив бровь, а в глаз.
                  Здравствуйте, Эдуард!
                  Я в сравнении с де Борном, ни породой, ни поэтикой не вышел. crying laughing
                  1. +3
                    22 августа 2023 20:18
                    Я в сравнении с де Борном, ни породой, ни поэтикой не вышел

                    не скромничайте! А знания то, знания!
                    Да и "породу" отменили в 1917 г. Так что заслуженно good good good
  11. +3
    22 августа 2023 09:23
    Доброе всем утро!
    Можно смотреть на развитие России через призму феодализма.
    Можно смотреть на развитие России через развитие проституции или развитие медеплавильного дела.
    Страна, хоть это и окраина Европы, не могла быть в стороне от того прогресса, который переживала Европа в 17 веке.
    Постоянные военные угрозы- вот основной стимул развития общества.
    1. +2
      22 августа 2023 10:30
      Постоянные военные угрозы- вот основной стимул развития общества.
      Так автор об этом и пишет,что формироваться феодализм стал в виду военных угроз и с чем Вы не согласны?Разъясните. И вопрос как развивалась Россия путем развития проституции и медеплавильного дела? Вот например:У коренных южноамериканцев была полноценная металлургия с выплавкой и преднамеренным сплавлением различных металлов, а феодализм так и не сформировался?
  12. +1
    22 августа 2023 11:25
    более эффективная борьба с сорняками

    А поподробнее можно? Что было кроме ручной прополки?
    1. +4
      22 августа 2023 12:14
      более эффективная борьба с сорняками
      А поподробнее можно? Что было кроме ручной прополки?

      Барин мог собрать на барщину по уборке сорняком много рабочих рук, чего ранее не было, каждый сам по себе и еще в поселениях хуторского типа. Деревня появляется в XVI веке, ранее все сельские поселения - хутора, не более 3 домохозяйств.
      Если вся деревня хором рвет сорняки - это одно, если каждый когда может и хочет – другое.
      В принципе появилась возможность концентрировано использовать рабочую силу.
      Больше данных нет.

      hi
      1. +2
        22 августа 2023 12:20
        Цитата: Эдуард Ващенко
        Деревня появляется в XVI веке, ранее все сельские поселения - хутора, не более 3 домохозяйств.

        Насколько я помню, само слово "деревня" довольно позднего происхождения и как раз где-то к 17 веку относиться, до этого все называлось - "селом" hi
      2. +4
        22 августа 2023 12:25
        И больше рук для разбрасывания золы с навозом на поля...
        Если конечно это практиковали в то время.
        С удобрение пахотных земель в России тоже были "проблемы"...
        Не удобряли. Да и пахали "не глыбоко".
        Лошадёнки ледащие, скотина тощая (на "хамон" не годилась) и так далее...
        1. +4
          22 августа 2023 12:35
          Цитата: hohol95
          С удобрение пахотных земель в России тоже были "проблемы"...
          Не удобряли.

          Чтобы удобрять - нужен навоз, то есть нужно держать достаточное количество скотины. Держали обычно не более 1 лошади и 1 коровы. Свиней насколько помню только к 20 веку начинают держать, они траву не едят, бывали козы и овцы, но в небольшом количестве.
          1. +4
            22 августа 2023 12:51
            Чтобы удобрять - нужен навоз, то есть нужно держать достаточное количество скотины. Держали обычно не более 1 лошади и 1 коровы.

            Сергей,
            Детально хотел рассказать об этом, когда дойдем до XVIII в. для данного периода материала нет, а там массовый.
            1. +3
              22 августа 2023 12:55
              Цитата: Эдуард Ващенко
              Детально хотел рассказать об этом, когда дойдем до XVIII

              Хорошо, подождем: не будем катить волокушу впереди типи-вигвама wassat
              1. +3
                22 августа 2023 14:47
                Тогда уж не "катить", а "толкать".
                Жерди-"волокуши" привязывали даже к собакам.
                Вот народы Севера и алеуты додумались собак и оленей в упряжки запрягать, а "горячие парни" нет.
        2. +4
          22 августа 2023 12:54
          С удобрение пахотных земель в России тоже были "проблемы"...
          Не удобряли. Да и пахали "не глыбоко".
          Лошадёнки ледащие, скотина тощая (на "хамон" не годилась) и так далее...

          Мачеха-природа, как сказал С. М. Соловьев.
          Вегетационный период не давал роста зерновых, а соответственно и качественно прокормить скот.
          1. Комментарий был удален.
  13. +3
    22 августа 2023 14:12
    Гражданская война и последовавшая за ней интервенция Швеции и Польши нанесли удар по экономическим основам страны, прежде всего по тяглому населению, посаду и крестьянству. И, конечно же, по дворянам, которые зависели от них, которые содержали их. И зависящим от них экономически дворянам-феодалам.

    - Мы, управление дома, - с ненавистью заговорил Швондер, - пришли к вам после общего собрания жильцов нашего дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир дома...
    - Кто на ком стоял? - крикнул Филипп Филиппович, - потрудитесь излагать ваши мысли яснее.
    laughing
    1. +1
      22 августа 2023 18:28
      - Кто на ком стоял? - крикнул Филипп Филиппович, - потрудитесь излагать ваши мысли яснее.

      Оценил good
  14. +4
    22 августа 2023 21:04
    Это столкновение со степью стоило огромных человеческих и финансовых ресурсов.

    Правительство после Смуты предпринимало усилия по восстановлению и постройке городов-крепостей, созданию укреплённых линий, которые продвигались всё южнее и южнее. Они мешали татарам проходить вглубь страны.
    Те же задачи решали князья древней Руси. И гораздо дешевле. Как? Они сами ходили резать зарвавшихся кочевников. Воины кочевья сбежать могли, а вот скотину увести не успевали. Скотину перебили - отморозки зимой вымирают. Вскоре кочевники начинали следить, чтобы мелкие банды на Русь не бегали. Крупные наезды, да, продолжались, но это было ощутимо реже.
    Но и нет причин говорить о том, что эта колонизация была значительно мягче, чем освоение Америки.
    Есть. Малые народы у нас никто не резал. И оспой не заражал. Наоборот, защищали от агрессивных соседей (татар, например или чукчей).
    После Смуты из разношёрстного сословия «служилых» формируется один класс феодалов-дворян, так же и из разношёрстного сословия сельских тружеников-страдников (крестьян, бобылей, захребетников, подворников и, наконец, холопов) формируется класс крестьян.
    Опять. Объясните, почему помещик времен Романовых - феодал, а помещик времен Ивана 3 - нет. Или фемный ополченец Византии. Они тоже служат за землю. Только не ссылайтесь на перечень литературы, а сами, парой тезисов.
    Без военной угрозы и Христианства, как иерархического идеала устройства общества, никакого бы феодализма не было
    То есть в Турции феодализма не было. Кем же была вся их поместная конница?
    У первых русских монархов не имелось никаких инструментов для проведения «централизации».
    Инструменты появились еще при переходе от "варварских королевств" к княжествам, когда от полюдья перешли к оброку. Иван 4 завел еще такой инструмент, как "опричнина". Да, это не инструмент управления, но, безусловно, инструмент централизации. Об эффективности инструментов управления можно спорить, но отрицать их наличие странно. Есть дьяки - есть инструмент.
    1. 0
      22 августа 2023 21:50
      Добрый вечер,
      Слишком много вопросов. Рекомендую прочитать все работы этого цикла.
      Сложно ответить на вопросы-ответы, основанные не понятно на чем, поэтому не обессудьте:

      Те же задачи решали князья древней Руси.

      Какими данными в цифрах Вы можете подтвердить? В каких работах Вы это читали?
      Есть. Малые народы у нас никто не резал.

      Опять тот же вопрос, в каких научных работах такое написано? Вся колонизация, начиная с IX в. отмечена уничтожением и изгнанием каких то этносов. Как сократились например чукчи? Техн ически никакой разницы с западной колонизацией, просто этносов было значительно меньше, и они были совсем уж примитивными.

      Опять. Объясните, почему помещик времен Романовых - феодал, а помещик времен Ивана 3 - нет.

      Если Вы укажите исторические источники где при Иване 3 были помещики буду рад узнать? Вот этим и отличается.

      Или фемный ополченец Византии. Они тоже служат за землю.

      Отвечу, феодал-дворян служил за землю, которую обрабатывали крепостные или другие зависимые крестьяне, а фемный ополченец – это крестьянин-общинник, который чаще всего сам обрабатывал землю. Служит не за землю, земля его.

      Дворянину давали «помостье», он становился помещиком, а фемному ополченцу ничего не давали, за редким исключением поселения на границах, он имел общинную землю.
      То есть в Турции феодализма не было. Кем же была вся их поместная конница?

      Опять вопрос: где это написано? В каких научных исследованиях?
      Централизация. Инструменты появились еще при переходе от "варварских королевств" к княжествам, когда от полюдья перешли к оброку.

      Ваше мнение не основано на знание управления, просто домыслы из головы, уж простите.Я ответил на этот вопрос в главке про централизацию, добавить не чего.
      hi
      1. +1
        22 августа 2023 23:41
        В каких работах Вы это читали?

        Опять тот же вопрос, в каких научных работах такое написано?
        Просил же, без ссылок на список литературы. Как я сейчас это вспомню? Что-то вплоть до хроник, где один князь предлагает весной идти кочевников бить, другой ему отвечает "посевы потопчем", а первый укоряет - "посевы жалеешь, а крестьян нет. Кочевник придет и побьет их".
        Цитата: Эдуард Ващенко
        Как сократились например чукчи?
        Как? Рекомендую почитать книгу что-то типа "Военное дело чукчей", развеете это заблуждение.
        Цитата: Эдуард Ващенко

        Если Вы укажите исторические источники где при Иване 3 были помещики буду рад узнать?

        Первый опыт массового испомещения (до 2 тыс. человек) был предпринят Иваном 3 в Новгородской земле в 1480— 1490-е годы.
        Цитата: Эдуард Ващенко
        Служит не за землю, земля его.
        Чего тогда он служил? Чай не в общине жил, в империи.
        Цитата: Эдуард Ващенко
        Отвечу, феодал-дворян служил за землю, которую обрабатывали крепостные или другие зависимые крестьяне, а фемный ополченец – это крестьянин-общинник, который чаще всего сам обрабатывал землю.
        И чем они принципиально отличались от однодворцев?
        Цитата: Эдуард Ващенко
        Опять вопрос: где это написано? В каких научных исследованиях?
        Гуглите по слову "сипахи".
        1. -1
          23 августа 2023 10:06
          Гуглите по слову "сипахи".

          Мне то зачем гуглить?
          Это вы задали вопросы, на которые сами себе ответили из головы.
          Я же Вам предложил перевести дискуссию в область научных знаний, понятно, что у Вас их нет. Но я Вас в этом и не обвиняю и ни я Вам задаю вопросы по Вашей специальности: ну как объясните нам? что у Вас да как?
          Что я хотел, изложил в статье, если бы Вы задали уточняющие вопросы, смог бы объяснить.
          Когда Вы с апломбом заявляете про феодализм в Порте, я и спрашиваю от куда Вы это взяли? Просто приснилось ,какой то чудик для хайпа в Джезе написал и т.д. Ради справедливости отмечу, что такой взгляд есть на феодализм и Турцию, в научной литературы, но он не подтвержден историческими источниками, а является умозрительным построением: они на коне? коне. В броне? броне. Его кто то кормит? Кормит: может деньги, может с земли, ну значит феодализм laughing laughing
          1. +1
            23 августа 2023 12:29
            Цитата: Эдуард Ващенко
            В броне? броне. Его кто то кормит?

            Тимариота? Так крестьяне в этом самом тимаре и кормят....
            И если оный сипах служить не будет, тимар могут и отобрать. В общем, очень похоже на нашу поместную систему))
            Хотя, конечно, у Османов своя специфика...
          2. +1
            23 августа 2023 19:39
            Цитата: Эдуард Ващенко
            Я же Вам предложил перевести дискуссию в область научных знаний, понятно, что у Вас их нет.
            Мдаа... Ладно, поступим так. Каковы по вашему основные признаки феодализма?
            1. Служба за землю.
            А еще?
        2. 0
          23 августа 2023 18:15
          Рекомендую почитать книгу что-то типа "Военное дело чукчей", развеете это заблуждение.

          Было дело, прочитал первый раз в 2003 г. Цитата:
          1731, 12 марта — 21 октября — первый поход капитана Тобольского драгунского полка Д. И. Павлуцкого из Анадырска на Чукотку
          с большой, по восточносибирским меркам, армией (236 казаков, 280
          коряков и юкагиров) с целью наказать немирных чукчей и отбить захваченных оленей3
          . Убито от 800 до 1462 чукчей, захвачено 160 пленных, угнано до 40 000 оленей, возвращены ружья, 12 железных куяков
          и вещи А. Ф. Шестакова, освобождено 42 коряка и 2 русских; потери
          капитана — 23 человека.
          .

          Прям как с индейцами или не так?
          1. 0
            23 августа 2023 18:32
            Цитата: Эдуард Ващенко
            Прям как с индейцами или не так?

            Не-а.
            Если говорить о САСШ, то их до определенного момента индейцы не интересовали от слова совсем. Не важно были ли это ирокезы в лесах, команчи в прериях или вполне культурные представители "пяти цивилизованных племен". Как только их земля понадобилась белым, их тут же без сантиментов геноцидили.
            В нашем богоспасаемом отечестве жизни инородцев таки имели значение. Поскольку ясак сам себя не поймает.
            Единственно замечу, что если бы была возможность загнать жителей Крайнего Севера на рудники на предмет добычи золота, вполне вероятно загнали бы, но ... время желтого металла еще не пришло. Было время мягкой рухляди и мирных инородцев особо не притесняли.
          2. +1
            23 августа 2023 19:37
            Цитата: Эдуард Ващенко
            Прям как с индейцами или не так?
            Не так:
            Цитата: Эдуард Ващенко
            освобождено 42 коряка и 2 русских;
      2. ANB
        0
        24 августа 2023 15:24
        . Вся колонизация, начиная с IX в. отмечена уничтожением и изгнанием каких то этносов. Как сократились например чукчи?

        И как же сократились именно чукчи?
        Ительмены, да сократились сильно, в основном спились.
        Коряки с радостью приняли русское подданство. Живут хорошо до сих пор. Их поселения от русских подальше, или ещё по какой-то причине, но алкоголизмом особо не страдают.
        А чукчи - вопрос особый. Дань имели с Российской империи до 1917 года.