Уникальность советского учебного самолёта Як-18Т

12
Уникальность советского учебного самолёта Як-18Т

Советский учебный самолет Як-18Т нередко называют "мощным", "легендарным", "классическим", "уникальным". Он удобно пилотируется, и отклики на движение рулей близки к эталонным. В чем же его уникальность?

Рассмотрев этот самолет в разобранном виде, все его качества можно представить наглядно.



По оценкам экспертов, учитывая мощность двигателя и размеры этой машины, из нее могла бы получиться шестиместный самолет. Его пассажировместимость была искусственно уменьшена, чтобы поместить в самолет около ста килограммов учебного оборудования, не являющегося необходимым для обычного представителя легкой авиации.




Для того чтобы дать курсантам навык пилотирования по приборам, под шторкой необходим хороший авиагоризонт. На Як-18Т устанавливали самый современный на то время АГД с гирогоризонтом, такой же, как был установлен на самолетах Ан-24, Ан-12 и Ту-134. Также учебный самолет оборудован массой других высококачественных приспособлений и приборов, разработанных для использования в большой авиации.

Курсанты, которых готовили на Як-18Т, обучались для большой советской авиации и должны были научиться использованию характерных для нее приборов и оборудования. Як-18Т способен выполнять фигуры высшего пилотажа, на первый взгляд не являющиеся необходимыми для пилотов гражданской авиации. Однако гражданские самолеты нередко входят в штопор, выходу из которого обучаются курсанты на Як-18Т.

Кабина Як-18Т больше и комфортнее, чем у его западного "собрата" - учебного самолета "Цессна". Благодаря этому, в отличие от "Цессны", в Як установлены полноразмерные штурвалы первого и второго пилотов. Также советский самолет оборудован мощными убираемыми шасси, что необходимо для отработки курсантами некоторых деталей пилотажа.

12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    21 августа 2023 11:55
    Вот и вопрос, - прекращение производства М-14 (АИ-14) что иное как не диверсия?
    1. -1
      21 августа 2023 17:43
      ВО умиляет - то статья из роликов Тактик Медиа, то из роликов Потапова.
    2. 0
      27 августа 2023 11:15
      Вот и вопрос, - прекращение производства М-14 (АИ-14) что иное как не диверсия?

      Это того самого преемника М-11, разработанного в 1929 году, который ещё на У-2 ставился? Туда ему и дорога.
      В основном из-за этого движка Як-18 на ремонты в год жрет до 5 000 000 руб.
      В этом смысле да, самолёт «уникальный».

      Нет и не предвидится нормального современного самолета в этом классе.
      Некому строить, школа разрушена. yes
    3. 0
      19 сентября 2023 16:33
      В СССР старались производить самую передовую и сложную технику, отдавая "мелочевку" партнерам по СЭВ. Это логично, штаты тоже так поступали и поступают.
  2. 0
    21 августа 2023 11:57
    Ему бы дизельный двигатель поставить и цены не было, и такой же на Як-152, пора работать друзья, а не бабло пилить, да хрен с ним купите движок в Китае, бездельники am
    1. +3
      21 августа 2023 12:10
      Ему бы дизельный двигатель поставить и цены не было


      А зачем? Переход на ГТД и авиационные дизели был актуален когда цена авиационного керосина была значительно ниже. Сейчас эта проблема отпала. В то же время, этот двигатель в отличие от дизелей, а тем более ГТД дешевле. При этом прост обслуживании и допускает полевой ремонт.
      Хватит уже оглядываться на запад, где своих энергоносителей нет, но плотность населения высочайшая.
      В наших реалиях бесконечных просторов будущее за более простой, в первую очередь в обслуживании техникой.
    2. 0
      21 августа 2023 16:01
      На кой самолёту дизель? Если хотите работать на керосине так в Аляске используют Лайкоминги работающие на керосине и имеющие зажигание от свечей накаливания. Летают нормально. Дизель двигатель наземного и водного транспортов. Если хотите летающий "чугунный утюг", дизель самое то.
      1. +1
        21 августа 2023 23:56
        Цитата: 2112vda
        На кой самолёту дизель? Если хотите работать на керосине так в Аляске используют Лайкоминги работающие на керосине и имеющие зажигание от свечей накаливания. Летают нормально. Дизель двигатель наземного и водного транспортов. Если хотите летающий "чугунный утюг", дизель самое то.

        Извините, но кто вам сказал что дизел обезательно с чугунным блоком? Даже у Т-34 дизел В-2 был с алюминиевым блоком. А еще даже част Пе-8 летали бомбит Берлин из под Москвы на дизельных двигателях. Таких машин было где-то с десяток но ведь были же!!! А еще преимущество дизеля в его КПД. Он економичнее и бензинового и газотурбинного. Одинственный (существенный) недостаток ето в том что при низких температурах на больших высотах если двигател заглохнет его не запустиш. Но для самолета типа Як-18Т ето не проблема. Выше 3-4км он не летает в принципе. Конечно существует проблема руской зимы laughing . Тогда и на 3-4 км если движок заглохнет то все. Но для остальных сезонов дизель на машине типа Як-18Т самое то.
        1. +1
          22 августа 2023 07:27
          А где я писал про чугунный дизель для самолёта? Вы лично занимались когда нибудь ремонтом и обслуживанием дизелей? Австрийские "Диаманты" с дизелями простаивают в наших авиационных училищах по причине отсутствия запчастей. Авиадизель такая замечательная вещь что после нескольких лет эксплуатации, фирма производитель "Диамантов" обратилась в Запорожье с просьбой поставок ТВД АИ-450 взамен немецких конвертированных дизелей. Турки тоже что-то возжелали АИ-450 вместо итальянских и немецких дизелей. "Утюжок" не потому-что блок из чугуна, а потому что удельный вес авиадизеля в районе 1, а это уровень начала прошлого века. Если вы хотите совершать какие ни будь трансатлантические перелёты, или построить микро стратегический бомбардировщик, дизель самое то. Для авиации АОН лёгкий авиационный двигатель работающий на бензине или авиационном керосине наиболее приемлемое решение. К стати. Когда Антонов сделал свой Ан-2 то некоторые тоже предлагали поставить на него авиадизель Ач-30. Но разум победил и поставили Аш-62. Так что это обычное хождение по кругу.
          Теперь на счёт проблемы русской зимы. Она существует только у раздолбаев. В районах Крайнего Севера нет этой проблемы, я там работал, эта проблема есть только в автохозяйствах изнеженного Юга. Для них зима всегда приходит внезапно и вдруг выясняется что зимнего, а тем более арктического топлива ни кто не завёз. Проблема в головах у руководства и обслуживающего персонала, а не в природе. Я знаю что такое стабильные минус 40 и что такое минус 60.
    3. 0
      21 августа 2023 17:50
      В ролике Потапова о другом речь - что машину надо перерабатывать, за счет удаления лишнего оборудования, вылизывания аэродинамики.
      Чтобы получить из учебной машины пассажирский самолетик.
      1. +1
        22 августа 2023 10:06
        В ролике Потапова о другом речь - что машину надо перерабатывать, за счет удаления лишнего оборудования, вылизывания аэродинамики.
        Чтобы получить из учебной машины пассажирский самолетик.


        Не лишнего, а устаревшего, с переходом на более современное.
        1. 0
          22 августа 2023 18:29
          Цитата: vovochkarzhevsky
          Не лишнего, а устаревшего, с переходом на более современное.

          И имелось в виду, что стало лишним по причине устаревания, и подлежит замене на новое, легкое.