Апаши. Игры в индейцев парижской шпаны

99
Апаши. Игры в индейцев парижской шпаны
Открытка начала XX века из цикла «Конференция апашей». Гротескно изображенный апаш держит в руке револьвер, на столе перед ним – бутылка абсента, необходимые «инструменты» и набор отмычек


Период французской истории с 1871 года и до начала Первой мировой войны часто называют «Прекрасной эпохой» (La Belle Epoque). Это было время Второй промышленной революции, роста благосостояния, стабильности и оптимизма, ар-нуво и постимпресионизма.



Одним из гордых символов той эпохи стала Эйфелева башня, возведённая по случаю Всемирной выставки 1900 года. На улицах Парижа и других больших городов появились автомобили, повсюду открывались синематографы, кабаре (в том числе «Мулен Руж» – в 1889 г.) и мюзик-холлы, где с большим успехом шли представления в стиле бурлеск.


Moulin rouge


Уличное кабаре со слоном, Париж, 1900 г.


Тулуз-Лотрек. Танцующая Марселла Лендер. 1895 г.

В период «Прекрасной эпохи» в Париже появилось и первое казино – в 1890 году. На улицах и бульварах открывались и шикарные рестораны, и небольшие демократичные кафе.

Но обратной стороной «Прекрасной эпохи» стала криминальная субкультура апашей, считавших, что подражают свободолюбивым индейцам далёкой Америки. В те времена во Франции стали очень популярны вестерны. Билеты в синематограф, в отличие от театральных, были доступны всем слоям населения, и многие выходцы из низов сочувствовали именно американским туземцам.

Кроме того, охотно читались книги «про индейцев», написанные Густавом Эмаром, Габриэлем Ферри и Майн Ридом. Не отставали и журналисты дешёвых бульварных изданий, красочно описывавшие сражения индейцев с регулярными американскими войсками. У всех на слуху была история вождя Джеронимо, который на протяжении 25 лет возглавлял сопротивление апачей. Он сдался властям США в 1886 году и умер в 1909.


Geronimo на фото 1898 г.

Появление апашей


И вот в 1902 году в одном из репортажей о драке у ночного клуба на Монмартре парижские журналисты Артур Дюпен и Виктор Моррис сообщили читателям:

«Накал страстей в шумной ссоре между двумя мужчинами и женщиной достиг ярости бросающихся в бой индейцев апачей».

Но во французском языке слово «апачи» (les apaches) звучит как «апаши». И за рубежом это прозвище парижских уличных бандитов и хулиганов приняли именно во французской транскрипции, тем более что это позволяло отделять их от настоящих американских апачей.

Ещё одну версию происхождения названия «апаши» даёт Эрнест Лаут. В статье «Как избавить Париж от апашей», опубликованной в январе 1910 года в Le Petite Journal illustre, он сообщает, что в начале века арестованный 18-летний главарь белльвильской хулиганской группировки так красочно расписывал следователю «подвиги» своей банды», что тот, не выдержав, сказал: «Да вы просто какие-то апачи!»

Это сравнение ему очень польстило, и, выйдя свободу, он назвал свою шайку «Бельвилльскими апачами». Но стать оригинальным ему не удалось – очень скоро апашами объявили себя все остальные гопники Парижа. И теперь не только члены уличных банд, но и парижане стали называть «апашами» тех хулиганов, что отличались особо эксцентричным поведением и стремлением к демонстративному эпатажу. Э. Лаут предсказывал:

«Об апашах пишут ежедневно, и осталось только дождаться появления этого термина в академических словарях».

Ждать пришлось совсем недолго.

Назвавшиеся апашами гопники, средний возраст которых составлял всего 20 лет, разработали собственный «кодекс поведения» и даже не думали скрывать свою принадлежность к апашам. Их можно было легко узнать по «жеваным» рубахам с широким открытым воротом, характерным кепкам, начищенным остроносым штиблетам и ярким красным шарфам. Апаши были уверены, что именно так выглядят «настоящие американские индейцы». Именно кепки и особенно красные шарфы были обязательным элементом гардероба апашей. Позже, когда они окончательно достали всех парижан, наличие такого шарфа могло стать поводом для ареста его обладателя или избиения полицейскими.


Апаши

Костюм апаша:


Кстати, вероятно, многие помнят, что и пресловутых «люберов» в 80-х гг. XX века жители Москвы узнавали по характерным широким клетчатым штанам (их называли «одеяла») и клетчатым кепкам:

«Сшей мне, мама, клетчатые брюки, а я в них по Люберцам пройду».

(Н. Расторгуев и группа «Любэ»).


«Бьём не всех подряд… а только тех, кто нам не нравится. А разве вам нравятся те, кто ходит с цепями, весь «проклёпанный» или перекрашенный, кто позорит страну?»

(Из письма 16-летнего «любера» в газету «Комсомольская правда», январь 1986).

Но вернёмся в Париж «Прекрасной эпохи».

Некоторые апаши делали татуировки с изображением гильотины и подписью: «Моя последняя прогулка», либо «Вот, как я закончу свои дни». Другие «набивали татухи» в виде кольца из точек вокруг шеи и надписью: «Палач, руби по пунктирной линии».

Служители закона оказались абсолютно бессильны в борьбе с апашами, их число только росло, и некоторые историки утверждают, что на пике Париж терроризировали 70 тысяч апашей.


Драка апашей с полицией

Наиболее велика вероятность встречи с ними была в районах Бельвилль, Бастилия, Ла Вийет и Монмартр. Однако и жители других районов не чувствовали себя в безопасности. В статье парижского издания National Police Gazette 21 октября 1905 года можно было прочитать об апашах:

«Самые ужасные головорезы мира. Мастера воровства. Они ожесточённо дерутся на ножах в общественных местах среди бела дня. Не боятся и презирают полицию. Они преданны друг другу в любых обстоятельствах, живут по своим законам и объединены против общества. В Париже... есть улицы более опасные, чем улицы какого бы то ни было другого города. И всё это из-за отчаянных парижских бандитов. 15 лет назад песни и танцы парижских хулиганов были для публики в новинку и стали популярны. Тогда они ещё жили мало кому известной жизнью в своих «странных» кварталах... Сегодня эти головорезы уже в центре столицы. Они чувствуют себя как дома в самом сердце старого города, рядом с собором Нотр-Дам. Не проходит и дня без того, чтобы они появились на улице Сен-Мартен, в районе Монмартра, в Газетном ряду; Севастопольский бульвар и улочки вокруг Центрального рынка также становятся свидетелями каждодневного насилия; и площадь Бастилии превращается в настоящее поле битвы между апашами и полицией, что переходит все рамки».

Неудачи полиции, неспособной обеспечить безопасность на улицах города, была очевидна для всех. И 20 октября 1907 года на обложке всё того же популярного издания Le Petite Journal illustre появилась карикатура «Апаши, чума Парижа»: огромный апаш с высоты своего роста с презрением смотрит на маленького полицейского:


«Танец апашей»


Скажем пару слов об упомянутых выше «танцах апашей».

Этот танец, изображающий избиение сутенёром проститутки, неожиданно стал невероятно популярен в Париже. Он чуть было не повторил успех другого танца – танго, который первоначально являлся всего лишь иллюстрацией песен, содержанием которых был хвастливый рассказ аргентинского «мачо» о его новой «победе» над женщиной (а некоторые считают, что первоначально танго и вовсе символизировал изнасилование).

Танец апашей был ещё более грубым, а для женщин – просто опасным. Его «фигуры» просто шокируют: мужчина таскал партнёршу за волосы по полу, давал ей пощёчины, угрожал ножом, пускал в лицо сигаретный дым. А заканчивался «танец» обычно тем, что мужчина выбрасывал даму в окно или в дверь, и в финале партнёрша изображала потерю сознания.



Из-за этих грубых бросков для женщин танец часто заканчивался серьёзными ушибами и даже переломами. А первая супруга известного танцора Мориса Мове и вовсе получила травмы, несовместимые с жизнью. Кстати, сам Мове писал о «Танце апашей»:

«Я считаю его крайне жёстким, но в нём нет демонстративной вульгарности. Этот танец отражает реализм примитивных страстей, и, как отражение жизненных реалий, он обладает красотой и художественной мощью».

«Танец апашей» показан в фильме «Огни большого города»: впервые увидевший его герой Чарли Чаплина пытается заступиться за женщину.

И вот такой танец вдруг вошёл в моду даже в салонах парижской знати. Автор одной из статей российской газеты «Раннее утро» в октябре 1908 года с удивлением отмечал:

«Танец апашей – этих подонков современного Парижа, был недавно впервые исполнен в одном из обозрений какого-то монмартрского театра-шантана. Любой новый танец влияет на парижан с силой эпидемической. Танец апашей был подхвачен широкими кругами общества, и теперь в самых светских домах он завоевал себе почетное место в списке излюбленных танцев падких до острых ощущений парижан».


Действительно, некоторые дамы из высших кругов парижского общества стали учиться исполнению этого танца и в качестве преподавателей приглашали настоящих апашей. Причём, оплата зависела от авторитета «учителя» в криминальных кругах.

Кстати, специалисты считают, что элементы «Танца апашей» четко просматриваются в акробатическом рок-н-ролле и даже в некоторых элементах парного фигурного катания, где выполняются «поддержки» и броски партнёрши. Посмотрите на эти кадры «танца апашей»:



А эту фотографию можно увидеть на сайте Федерации танцевального спорта, она была сделана на Всероссийских соревнованиях по акробатическому рок-н-роллу в Калининграде (2016 г.) – трюк кугель (kugel):


А вот это уже – «фигурное катание»:



Как говорится, «когда б вы знали, из какого сора…».

Вошли тогда в моду и рубашки с широким открытым воротом, которые так и называли – «апаш».

В общем, поначалу в обществе отмечалась некоторая тенденция к романтизации апашей. В том же Petit Journal, например, в номере от 19 мая 1907 года красочно описывалась «благородная месть» апашей «стукачу» Бергеру. Тогда на пустыре близ бульвара де ла Шапель каждый член банды Марше нанёс Бергеру особый удар ножом по лицу – «piqua», а затем главарь банды отрубил ему нос. Бульварные газеты смаковали и другие «подвиги» апашей, печатали фотографии главарей банд. Самыми известными были Теофил ле Бонте, он же – Тео-Монпарнасец, Жюль Жак, имевший прозвище Тигр, Доминик Лека, Жозеф Пленьер, Морис Пату (Ужасный Шарль), некий Крошка Скарлип, а также Луи Душитель, Рауль Мясник и Шарль Аллеманж по кличке Мокрушник.

На этой фотографии мы видим выходца с острова Корсика Доминика Франсуа Эжена Лека, который возглавлял банду Пупанкур:


А это главарь банды Орту Жозеф Пленьер:


Неофициальным лидером движения апашей считался Теофил ле Бонте. Он даже сочинил своеобразный гимн, который называли «Марсельезой апашей»:

«Наши предки взяли Бастилию – так давайте же штурмовать тюрьму Сайте и Сент-Лазар, и станцию, и Сюрте; давайте разобьём наши цепи; конец рабству; давайте перевернём это общество; общество назвало нас апачами, так давайте же и мстить ему как дикари».

В припеве содержался призыв:

«К оружию, отважные воры, анархисты и сутенёры».

В июне 1907 года за убийство доносчика, выдавшего полиции шестерых членов его банды, он был приговорен к пожизненному заключению.

Однако фотографиями на страницах жёлтых газет сыт не будешь, и на танцах много не заработаешь. И потому даже учителя светских дам продолжали выходить на традиционный для апашей промысел.

Методы и оружие апашей


Апашами была изобретена особая система рукопашного боя, которая называлась сават (буквально – «старый ботинок»). Полагают, что она была основана на приёмах французских матросов, которые били противника в основном ногами – так как руки использовались для сохранения равновесия на качающейся палубе. «Фирменным» приемом апашей стало «ограбление по методу папаши Франсуа» (coup du рerе Fransois): на шею жертве набрасывался ремень, один из грабителей приподнимал полузадушенного горожанина, другой – потрошил его карманы. Третий бандит в это время «стоял на стрёме».


Ограбление с использованием метода папаши Франсуа. Comment Se Defendre. Жорж Дюпа, 1922 г.

Другой излюбленный приём назывался «пудреница»: в лицо ограбляемому неожиданно бросали коробку с сажей, после чего выхватывали сумку, либо срывали часы.

Большой популярностью пользовались маленькие револьверы «апаш» – без ствола, но с кастетом-рукояткой и складным клинком под барабаном.


Револьвер апашей. Боевые качества этого «уродца» не выдерживают никакой критики

Использовались также кастеты, дубинки, трости в один из концов которых заливался свинец. Но излюбленным оружием апашей были ножи, которые они сами называли «зуринами» или «чуринами» (surin). Впервые зурины упоминаются в книге «Воры. Их нравы и язык», которая в 1837 году была издана знаменитым сыщиком Эженом Видоком – основателем и первым директором Сюрте (французская служба уголовного сыска). Видок характеризует зурин, как небольшой нож (petit couteau).

В «Парижских тайнах» Эжена Сю искусно владевший ножом отрицательный персонаж назван именно «Чуринером». И в романе Виктора Гюго «Отверженные» мы видим зурин у Жана Вальжана (в русском переводе – просто нож).

Однако на самом деле ножи апашей не были однотипными. Наиболее распространены были «Couteau a cran d'arret» (складные пружинные ножи различных модификаций) и ножи, похожие на испанские навахи.

Это разновидности «Couteau a cran d'arret», ножи этого типа изготавливались в Шательро:


Каталонская наваха:


Однако иногда использовались также и традиционные крестьянские ножи – «нонтроны».


Оружие апашей на рисунке Эжена Вильода, 1912 г.

Имеются свидетельства очевидцев, что призванные на фронт Первой мировой войны апаши в рукопашных схватках использовали не штатное оружие, а привезенные с собой ножи или самодельные «заточки».

Кстати, драки на ножах в их среде громко назвались дуэлями. Жорж Сименон писал:

«А ещё были апаши. Повелась такая мода – шалить с ножом у тёмных фортов, и не обязательно ради выгоды, не всегда ради бумажника или часов прохожего. Видимо, просто хотелось доказать самому себе, что ты мужчина, гроза здешних мест, покуражиться перед потаскушками, которые в черных плиссированных юбках с пышными прическами поджидали клиентов на панели под газовым фонарем».

Широко освещалась в прессе «дуэль» упоминавшихся выше Мориса Пату и Шарля Аллеманжа, которые не поделили девицу Луизу Расти, известную среди апашей как Очаровашка Лулу. «Дуэлянты» получили одинаковые ножи, бой проходил в присутствии «секундантов» и закончился победой Пату. И он, и присутствовавшие на поединке «секунданты» были приговорены всего лишь к двум годам заключения каждый.

Бой с жандармами на рю де ла Рокетт


Осенью 1905 года не только Париж, но и всю Францию потрясло происшествие на рю де ла Рокетт. Здесь началась драка двух банд апашей, в которой приняло участие около двадцати человек. Один из владельцев окрестных магазинов вызвал полицию, что стало большой ошибкой.

Апаши обеих банд, увидев прибывших жандармов (которых было всего 8 человек), объединились и совместно атаковали «фликов», используя ножи, «фирменные» револьверы, дубинки и трости. К ним на помощь пришли и оказавшиеся поблизости члены других банд.

Сражение длилось около часа, причем истекающие кровью жандармы только защищались, поскольку боялись реакции либеральных газет и левых членов парламента, которые постоянно обвиняли стражей порядка в «варварской жестокости».

В конце концов прибыло подкрепление, и апаши благополучно разбежались.

Советы по самообороне


Первая работа, посвящённая методам самообороны от нападения апашей, была написана Жоржем Армори ещё в 1898 году. В 1912 году вышла книга Жозефа Рено.

Но особенно интересны советы учителя фехтования Жорда Дюбуа, который в книге «Как себя защитить» предлагал женщинам на улице держать в руке завёрнутый в газету открытый складной нож. При первых признаках опасности следовало без колебаний нанести потенциальному грабителю или насильнику удар в область желудка.

На этой иллюстрации к книге Дюбуа мы видим его жену Мадлен с ножом, спрятанным в газете:


Конец «Прекрасной эпохи» и движения апашей


В 1910-е годы о романтизации апашей уже не было и речи. Отношение к ним общества стало резко отрицательным, и полиция с этими гопниками уже не церемонилась: арестовывались либо избивались все люди, мало-мальские похожие на апашей.

Но окончательный удар по ним нанесла Первая мировая война. Апашей массово мобилизовывали и отправляли на фронт, где многие были убиты, умерли от болезней, либо стали калеками.

Тем из них, что вернулись в Париж живыми и относительно здоровыми, было уже не до «игр в индейцев».

Криминальная субкультура апашей исчезла навсегда, и никто во Франции и в Париже не жалеет об этом.
99 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    25 августа 2023 05:19
    Спасибо, Валерий! Интересный всплеск субкультуры. Особенно с большого расстояния.
    1. +5
      25 августа 2023 05:35
      Утро доброе Сергей, доброе утро Камрады!
      Присоединяюсь к добрым словам о работе Автора! Однозначно плюс!
      1. +6
        25 августа 2023 21:13
        Открытка начала XX века из цикла «Конференция апашей»

        Другие открытки этого цикла








      2. +2
        26 августа 2023 21:53
        истекающие кровью жандармы только защищались, поскольку боялись реакции либеральных газет и левых членов парламента

        Выходит, Франция уже гнила в начале прошлого века.
        Не удивительно, что один-на-один немцы имели её, как хотели.
  2. +2
    25 августа 2023 05:41
    [quote][/quote](Н. Расторгуев и группа «Любэ»).
    Давай-давай Дуся-агрегат, давай Дуся на сто киловатт... Штангою качайся...
  3. +7
    25 августа 2023 06:19
    Условия,способствовали появлению такой субкультуры..Сегодня преуспеваешь, завтра апаш.
    1. +11
      25 августа 2023 09:09
      Доброе утро . Я думаю такие движения возникают от безделия . Если бы этим апашам пришлось пахать с утра до вечера , для того что бы набить свое брюхо , им бы не до апашества было . От безделия , от скуки , просто поразвлечься . Молодёжь должна быть чем то занята , что бы не приходили бредовые идеи в голову . Спорт , какие то кружки , учеба , самые лучшие занятия для молодого поколения . С ними надо заниматься . В то же время , если родители пашут , дабы прокормить семью , то им не до детей , и они будут воспитаны «улицей» .
      1. +1
        26 августа 2023 14:11
        +очень чётко этап развития, состояния общества.
        Учитель(влияние школы) +пример культуры родителей+окружающего города(пригорода) +переселенцы из деревни. И тд тп.
        Смесь переходного периода деревенских с средним классом, сытым, но не вписанным в клубы и сословия "старого города"
        У нас можно назвать - не смысл фильмов, но показаны пермонажи второго плана да и первого:весна на заречной улице и операция Ы и др приключения
  4. +5
    25 августа 2023 06:30
    Наверное такое поведение свойственно молодости во все времена, вспомните наши молодежные группировки особенно известные из Казани, и у нас в городе так же было, особых банд не было конечно, а молодежь все же кучковалась вечерами, могли и "пошалить".
    1. +12
      25 августа 2023 07:02
      Конечно, определённые категории подростков и молодых людей имеют обыкновение сбиваться в "стайки" - потому что всемером на одного или на двух это как-то по безопаснее. "Кошмарят" по вечерам "на районе", облагают "данью" младшеклассников, и так далее. Но апаши все же случай экстраординарный по массовости, широте известности (даже за границей) и влиянию на культуру. У меня, кстати, есть ощущение, что такие массовые неформальные движения возможны только в достаточно богатых обществах, где, в общем-то, не бедствующим и не голодающая молодёжь бедных кварталов не удовлетворена своим положением и с завистью смотрит на богатые районы с кабаре и заграничными туристами И обшество, где не приходится бороться за кусок хлеба, поначалу довольно спокойно относится к этим бандам. А при ухудшении экономической ситуации молодёжные банды быстро исчезают: часть их членов идёт в "профессиональые" бандиты, вступая в разборки с конкурентами - поскольку "кормовая база" ограничена и на всех не хватает. Большая часть "братвы" "отстреливается", оставшиеся "мимикрируют' под "бизнесменов". Остальных быстро сажают, либо они помирают от наркоты и алкогольных циррозов. Те же люберы и прочие пригородные банды после распада СССР исчезли сами по себе - по вышеуказанному принципу. Кстати, американским аналогом французских апашей сейчас являются активисты BLM и просто примазывающаяся к ним чернокожая шпана, открыто грабящая магазины и ставящая на улицах белых на колени. А вместо танца апашей сейчас рэп. Если экономическая ситуация в США вдруг резко ухудшится - как у нас в 90-ые, халявшиков-БЛМ-щиков будут стрелять, как бешеных собак и разгромят в один момент.
      1. +7
        25 августа 2023 08:34
        А вместо танца апашей сейчас рэп.
        Танец называется хип-хоп. Этому субкультурному явлению, как и рэпу, уже лет 40, как минимум.
        Спасибо, Валерий!
      2. +7
        25 августа 2023 11:39
        Добрый день, согласен с Вами, те же Казанские банды возникли при СССР и быстро кончились в "лихие" 90е, кого постреляли, кого посадили. Причем еще заметил, что это явление цикличное. Затухнет в одном месте, появится в другом.
      3. +2
        25 августа 2023 20:10
        Цитата: ВлР
        У меня, кстати, есть ощущение, что такие массовые неформальные движения возможны только в достаточно богатых обществах

        В основном это явления из социальной психологии и антропологии и они были в социуме всегда, ещё в доденежные эпохи. Те же неформальные движняки были и во времена древних египтян и греков и в каменном веке. Можно прочесть об этом у Пинкера "Чистый лист" или даже лучше старое "Первобытное мышление" Леви Брюля.
  5. +10
    25 августа 2023 06:36
    А первая супруга известного танцора Мориса Мове и вовсе получила травмы, несовместимые с жизнью

    Очередная "городская легенда".
    У известного танцора Maurice Mouvet первой супругой была Florence Walton (Флоренс Уолтон).



    Познакомились они в Нью-Йорке, где Муве танцевал в бродвейском мюзикле "Над рекой". Стали супругами в 1911 году. Одна из самых известных пар в истории бальных танцев. Их коронными танцами были аргентинское танго и фокстрот. В 1920 году развелись.
    Муве женился на своей новой партнерше, Флоренс вышла замуж за Леона Литрима. Умерла в 1981 году в Нью-Йорке.
  6. +9
    25 августа 2023 06:56
    Танец апашей был ещё более грубым, а для женщин – просто опасным. Его «фигуры» просто шокируют: мужчина таскал партнёршу за волосы по полу, давал ей пощёчины, угрожал ножом, пускал в лицо сигаретный дым. А заканчивался «танец» обычно тем, что мужчина выбрасывал даму в окно или в дверь, и в финале партнёрша изображала потерю сознания.

    Прямо хоррор какой то. Танец, конечно, своеобразный в плане элементов. Но все это, естественно, танцевальная импровизация, хотя и требующая от исполнителей серьезной физической подготовки.



    Это танец апачей из британской комедии O-Kay for Sound 1937 года. Партнерша - известная американская балерина Патрисия Бауман (Patricia Bowman).

  7. +3
    25 августа 2023 07:21
    Что по этому поводу можно сказать? У каждой эпохи имеются свои герои и антигерои и от этого ни куда не деться. По поводу апашей. Сразу вспомнился фильм "Парижские тайны" с Жаном Маре в главной роли. Он переодевался как раз в одежду схожую с представленной на фото и бродил в ней по темным закоулкам Парижа.
  8. +11
    25 августа 2023 07:43
    Кстати, автор изменил себе и оставил "за кадром" "женскую сюжетную линию".
    Упомянутые в статье Доминик Франсуа Эжен Лек и Орту Жозеф Пленьер возглавляли враждовавшие между собой банды.



    А это причина их непримиримой вражды и кипения вулканических страстей - парижская проститутка Амели Эли, известная среди апашей как Casque d'or (Золотой шлем), оставившая, к слову, мемуары - Mémoires de Casque d'Or.
    В 1952 году Жак Беккер снял о ней фильм - Casque d'or с Симоной Синьоре в главной роли.



    Согласитесь, что "попасть в кино" удается проституткам нечасто, даже парижским.
  9. +7
    25 августа 2023 07:57
    Интересная статья о субкультуре начала ХХ века. Я знал лишь, что был воротник рубашки типа "апаш". Автору респект.
  10. vet
    +4
    25 августа 2023 08:18
    элементы «Танца апашей» четко просматриваются в акробатическом рок-н-ролле и даже в некоторых элементах парного фигурного катания

    На иллюстрациях очень похоже. Действительно:
    Как говорится, «когда б вы знали, из какого сора…».

    вместо танца апашей сейчас рэп

    Согласен: это такой американский аналог нашего "блатного шансона". Только еще более грубый и даже без малейших попыток хоть какой-то романтизации. Тупо: "я взял пушку и завалил подружку" и дальше в этом роде.
    1. +2
      25 августа 2023 21:04

      фото револьвер "апаш"

      видео про него
  11. vet
    +7
    25 августа 2023 08:24
    в достаточно богатых обществах, где, в общем-то, не бедствующим и не голодающая молодёжь бедных кварталов не удовлетворена своим положением и с завистью смотрит на богатые районы с кабаре и заграничными туристами

    Да, можно согласиться. благосостояние растет неравномерно. Те же любера. Простой люберецкий парень жил, в общем-то, совсем неплохо, особенно на фоне жителей провинции, где дома надо печку топить и "удобства" на улице. Но он видел, что его город - всего лишь спальный район Москвы, где работа почище, попрестижнее и зарплаты больше. И что все развлечения и вся "настоящая жизнь" - в Москве, где и хоккей с футболом, и "балет" (на фиг не нужен, конечно, но почему в Москве есть, а в Люберцах - нет?) и так далее. Да еще и столичные мажоры с ирокезами и в заклепках ходят и на тех, кто на электричках приезжает, с откровенным презрением смотрят. А потом - 90-ые и сообразили: зачем просто так морды бить, если можно буржуя в гараж привести и паяльник ему показать? И вместо дешевых клетчатых штанов - дорогие малиновые пиджаки, вместо электричек - подержанные "мерины". А "за просто так" морды на улице пусть лохи бьют.
    1. +8
      25 августа 2023 10:36
      Само собой, с исчезновением апашей преступность ни куда не делась, а лишь пропала одна-единственная криминальная субкультура. Парни в кепках и ярких шарфах исчезли с улиц Парижа, но остались в культуре Европы навсегда. К примеру, появилось так называемое "Общество апашей" - клуб знаменитых и новаторских деятелей искусства, в который входили Морис Равель и Стравинский, например. Вообще, называться в честь маргинальных групп - это какая-то фишка тех лет, вспомните хотя бы "Общество ассасинов", в которое входили Дюма и Бодлер.
      1. vet
        +5
        25 августа 2023 11:47
        так называемое "Общество апашей" - клуб знаменитых и новаторских деятелей искусства

        Ну, да, отдельные рафинированные интеллигентики любят в блатных поиграть. У нас в 90-ые это было хорошо заметно: "шансон слушали", фильмы и сериалы про всякие бригады и бандюков кто снимал, кто - смотрел. Не понимали, что для настоящих уголовников они - "подножный корм", и цинично обмануть или подставить лоха (или - "мужика) для блатных - не "западло" (как "своих"), а вполне нормально. Вон, Круга "завалили" - он-то думал, что из-за своих песенок для блатных свой. А нет - не свой, лох. Заигрывание с Сатаной всегда плохо кончается.
      2. +1
        25 августа 2023 20:04
        Цитата: parusnik
        Вообще, называться в честь маргинальных групп - это какая-то фишка тех лет, вспомните хотя бы "Общество ассасинов", в которое входили Дюма и Бодлер

        Ну да, типа клуб "Червоных валетов" в который входили петербургские поэты "серебряного века" и куча других декадентских культурных и околокультурных сообществ smile
    2. +14
      25 августа 2023 13:38
      на тех, кто на электричках приезжает, с откровенным презрением смотрят.

      Это презрительное отношение к подмосковным городам сохраняется до сих пор. Меня всегда удивляет, когда те же убогие КВН-щики Комеди-клаба - большинство из которых сами "лимита голимая", в качестве примера какой-то "дыры" называют, например, Мытищи - большой город, который начинаются сразу за МКАДом. Я лично не понимаю, чем Мытищи принципиально отличаются, например, от района платформы Лось.
  12. +11
    25 августа 2023 08:39
    Сейчас апашей на улицах Парижа успешно заменили этнические банды выходцев из Африки. Никакой романтики. Никаких танцев. Часто под наркотой. Видел таких. Среди них полно подростков. Приняли эстафету
  13. vet
    +8
    25 августа 2023 08:40
    предлагал женщинам на улице держать в руке завёрнутый в газету открытый складной нож. При первых признаках опасности следовало без колебаний нанести потенциальному грабителю или насильнику удар в область желудка.

    Видимо, в те времена, закон еще стоял на страже интересов нормальных людей, а не преступников - как сейчас.
  14. +6
    25 августа 2023 09:50
    Статья интересная, показательно что в около криминальной среде всегда создается субкультура т.н. "приблатненных" будущих членов банд...
    Апашами была изобретена особая система рукопашного боя, которая называлась сават (буквально – «старый ботинок»). Полагают, что она была основана на приёмах французских матросов, которые били противника в основном ногами – так как руки использовались для сохранения равновесия на качающейся палубе.

    Касательно Савата (он же или можно сказать папа французского бокса) наслышан про одну из версий создания матросами дерущимися на палубе. Проверено, очень трудно удержать равновесие на качающейся палубе стоя на одной ноге, даже размахивая руками (не до блоков). Другая версия распространения связана с портовыми городами (Марсель) от матросов, которые из плаваний в колонии, в т.ч. Юго-Восточной Азии насмотревшись некоторые приемы рукопашного боя с использованием ног, применяли в своих драках.

    Может быть и в Кейптаунском порту размахивая "зуринами" и ногами дрались с "ростбифами" (англичанами) wink
    1. +5
      25 августа 2023 12:10
      Цитата: Lynx2000
      Проверено, очень трудно удержать равновесие на качающейся палубе стоя на одной ноге, даже размахивая руками (не до блоков).

      Да это в статье какое-то надуманное объяснение. Конечно, стоя на раскачивающейся палубе, в первую очередь придёт в голову для надёжной устойчивости оторвать от опоры одну ногу и балансировать руками wassat Особенно учитывая, что если упадёшь - подняться на ноги тебе, скорее всего, уже не дадут. На самом деле французы когда-то носили сабо - деревянные башмаки (или на деревянной подошве), любой пинок которыми пробирал до костей (даже просто хлёст ребром, без вложения веса), вот и сложилась у них техника ударов этими ботинками "сават". Это как один удар дубинкой по голени или бедру, который может сложить противника быстрее, чем размен кулачными ударами. К этому естественным путём приходили все, кто носил тяжёлую или окованную железом обувь, в т.ч. вообще не имевшие отношения к морю. В США Эпплгейт, один из стоявших у истоков диверсионной службы УСС, писал в своём наставлении "Убей или будь убит": "...лесорубы Тихоокеанского Северо-Запада и Канады издавна использовали свои тяжёлые ботинки как наступательное оружие."
      1. +1
        25 августа 2023 12:34
        Даже на тогдашней иллюстрации драки апашей с полицией противники изображены вцепившимися друг в дружку - ну какое тут возможно балансирование размахиванием рук а-ля "стойка цапли" из китайского у-шу?
    2. +1
      26 августа 2023 07:56
      Проверено, очень трудно удержать равновесие на качающейся палубе стоя на одной ноге, даже размахивая руками (не до блоков).
      А кто говорит о размахивании руками? Лучший способ удержать равновесие на качающейся палубе - это теми же руками держаться за что нибуть.
      1. 0
        26 августа 2023 13:09
        Цитата: A2AD
        А кто говорит о размахивании руками? Лучший способ удержать равновесие на качающейся палубе - это теми же руками держаться за что нибуть.

        Ага, за леера, или как нанайские мальчики в борьбе...
  15. +3
    25 августа 2023 10:09
    Спасибо, Валерий! hi
    Примечательно, что "ch" произносится по-английски "ч", по-французки "ш". А по-немецки "х"! Так что немцы слово "Apache" произнесут как "Апахе", и всё в порядке! smile
  16. +8
    25 августа 2023 10:40
    Похвастаюсь .



    Мой Лайоль (Laguiole). Их выпускают во Франции с 1827 года.
    Ножу более 20 лет. Один раз только правил. Качество очень хорошее.
    Дополню про апашей. Считается, что во всем виноват Осман, когда он перестраивал Париж старый центр города разрушили (читай "чрево Парижа") и люмпен был переселен компактно на окраины, где молодёжь сплотилась в банды.
    Аналогия с сегодняшним временем.
    Пригороды заселены неграми и арабами. И те и другие без образования и естественно работы. От сюда и проблемы.
    1. vet
      +9
      25 августа 2023 10:46
      Пригороды заселены неграми и арабами. И те и другие без образования и естественно работы. От сюда и проблемы.

      Можно подумать, что они просто жаждут получать образование и работать. Пособия платят, социальное жилье дают, полиция в их кварталы даже и носа не сует. Периодически можно устраивать под видом социального протеста "перфомансы" с поджогами автомобилей и грабежами магазинов. Все устраивает.
      1. +3
        25 августа 2023 11:29
        Не так все просто. Ночью бродили по центру Парижа. В центре много камер и полиции, поэтому там более менее спокойно. Так вот, приехала мусорка, собирала урны и контейнеры. За рулём белый, убирают и грузят мусор черные. В аэропорту тоже почти все уборщики черные. Кто пойдёт на такую работу из коренных французов? Поэтому и терпят все эти гетто. Откуда черпать дешёвую и низкооплачиваемую рабочую силу?
        1. vet
          +4
          25 августа 2023 11:32
          На одного работающего негра или араба сколько приходится неработающих, сидящих на пособиях? И сколько работающих, но в сфере наркоторговли либо уличной преступности? Стоит это того? А гетто терпят уже просто потому, что не могут ничего поделать с ситуацией, которая там сложилась. Любая попытка полицейских зайти туда заканчивается массовыми беспорядками, погромами и воплями либералов, которые обвиняют полицию "в жестокости" и "необоснованном применении силы".
          1. +4
            25 августа 2023 12:38
            Любая попытка полицейских зайти туда заканчивается массовыми беспорядками
            Далеко не любая- Париж все же не зона анархии, как его любят представлять западоненавистники. Я по тем гетто тоже гулял-и ничего.
            1. vet
              +6
              25 августа 2023 12:44
              Я по тем гетто тоже гулял-и ничего

              Но, наверное днем, а не ночью? И были "не в форме". А полицейских в парижских гетто, действительно, не жалуют. Могут стекла в машине побить, швырнуть чем-нибудь. И, как говорят, полицейские обычно терпят, лишь стараются побыстрее уйти или уехать. Потому что чуть что либералы начнут писать о полицейском произволе, жестоком обращении с несчастными людьми, приехавшими во Францию в поисках демократии. А в худшем случае и до погромов может дело дойти. Что касается порядка в центре города - до сих пор помню слова гида, сказанные еще в 2000-х: мы сейчас проедем пару остановок на парижском метро - внимательно следите за своими карманами и сумками.
              1. +4
                25 августа 2023 12:52
                наверное днем, а не ночью?
                Ночью, ночью yes . И в лондонских гетто ночью доводилось шариться- никаких ужасных ужасов. Понятное дело, криминал есть- но где его нет? В пригородах Москвы?
                следите за своими карманами и сумками.
                У меня в автобусе в Понта Делгада фотоаппарат сперли из кармана. Бывает,чо. Наличие частной собственности подразумевает наличие преступности.
            2. +6
              25 августа 2023 12:54
              Цитата: Болторез
              Далеко не любая- Париж все же не зона анархии, как его любят представлять западоненавистники. Я по тем гетто тоже гулял-и ничего.

              Был в Париже в 2005г, в гетто не заходили, но все равно как-то тревожненько было.
              1. +6
                25 августа 2023 13:03
                как-то тревожненько было.
                Обилие черных морд. Я-то в Лондоне с 18лет,попривык уже. По мне все норм было.
                1. +5
                  25 августа 2023 13:55
                  Цитата: Болторез
                  Обилие черных морд. Я-то в Лондоне с 18лет,попривык уже. По мне все норм было.

                  Возле нашей гостиницы эти вот черные морды ограбили нашу туристическую группу: вырвали несколько сумок, причем напротив находился полицейский участок (это в Сен-Дени было). Группа шла от автобуса к гостинице, мы на эту экскурсию не поехали, откололись от группы и поехали смотреть Париж сами (у меня жена французский знает).
                  А еще когда спустились от Сакре-Кер вниз, как оказалось на улицу Пигаль, прямо перед нами полиция начала задерживать какого-то арапчонка, при этом женщина-полицейская довольно серьезно пострадала.
                  1. +3
                    25 августа 2023 14:00
                    Сакре-Кер вниз, как оказалось на улицу Пигаль
                    А места те злачные yes Там еще барыги промышляют практически не стесняясь yes А мне все равно нравится.
              2. +4
                25 августа 2023 13:25
                Как-то утром (9-10) шёл от восточного вокзала по севастопольскому бульвару.
                Народу мало,но вдоль домов такие характерные личности!
        2. +3
          25 августа 2023 13:43
          Цитата: Любитель_чтения
          Так вот, приехала мусорка, собирала урны и контейнеры. За рулём белый, убирают и грузят мусор черные. В аэропорту тоже почти все уборщики черные. Кто пойдёт на такую работу из коренных французов? Поэтому и терпят все эти гетто. Откуда черпать дешёвую и низкооплачиваемую рабочую силу?

          Раньше,когда работал в другом регионе, часто летал самолётом из а/п "Домодедово". Не знаю, как сейчас, но ещё лет 5-6 назад все дворники на территории, уборщицы в здании были в основном выходцы из Ср.Азии. Так что можно сказать, что у нас прямо Франция, Париж. Особенно это было заметно в нашем городе когда по весне начались "тёрки" с компанией по вывозу мусора и администрацией - во где грязищи,мягко говоря за две недели скопилось на "мусорках". А по ТВ как раз показали забастовку мусорщиков Парижа, так у них там ещё и крысы шныряли. У нас хоть до этого не дошло lol Пришёл мусор выбрасывать, стоят две женщины возмущаются, а я им - что Вы ругаетесь?Живём, как в Париже! Даже лучше! У нас крыс нету! laughing Поняли,посмеялись,разошлись....
          А за апашей - сейчас не помню где читал, но якобы в Первую мировую их по Парижу собрали сколько тысяч, чуть ли не десять и кто на фронт не пошёл - тех под пулемёты...
          1. +1
            25 августа 2023 14:53
            Да, апашей, в основном, насильно мобилизовывали и на фронте особо их не жалели, использовали как "пушечное мясо".
          2. +6
            25 августа 2023 14:57
            Москва давно превратилась в среднеазиатскую вотчину. И Подмосковье.
            Помню были в Плесе в прошлом году. Гуляем и что-то глаз режет. Присмотрелся - русские дворники улицы подметают. Отвыкли от такого...
  17. +2
    25 августа 2023 10:40
    танго, который первоначально являлся всего лишь иллюстрацией песен, содержанием которых был хвастливый рассказ аргентинского «мачо» о его новой «победе» над женщиной (а некоторые считают, что первоначально танго и вовсе символизировал изнасилование).

    Версий происхождения танго несколько и более правдоподобной представляется следующая:
    С умирание культуры "американских ковбоев" - гаучо" в начале 20 века в поисках лучшей доли они начинают массового скапливаться в городах, где помимо них было много и других эмигрантов из Италии, Германии, Франции. Вечером вся эта молодежь скапливалась в дешевых кафе или просто на улицах, где соответственно выпивала, пела и танцевала, но так как ощущалась острая нехватка женщин, то в основном это были чисто мужские сборища. В этой среде и возник такой танец как танго, первоначально бывшим не чем иным как имитацией в танце ножевого боя, столь популярного для выяснения отношений для гаучо. Отсюда в танго присутствует "агрессивность", сохранившаяся в нем до настоящего времени.
    1. vet
      +3
      25 августа 2023 10:58
      Извините, но на ножевой бой танцевальные па танго совсем непохожи. Где там нож, если руки заняты? А вот на доминирование над женщиной, принуждение ее к подчинению движения этого танца, напротив, очень похожи.
      1. m-z
        +2
        25 августа 2023 13:16
        Я тоже читал/слышал про ножевой бой. Предполагаю, что танго символизирует вариант "дуэли" на ножах, когда руки дуэлянтов связаны (оч. жесткий вариант - выжить почти невозможно).
  18. +5
    25 августа 2023 10:56
    Жан Маре - вождь апашей оказывается.
    Впрочем, Петроград перед 17 годом и после был той еще клоакой, где многие тысячи дезертиров, бандитов и иных околонаучных личностей сильно влияли на криминогенную обстановку.
    А попытка социализировать "классово близких" провалилась - оклло той же ГОПы (государственное общежитие пролетариата) стало смертельно опасно ходить, ГОПники никого не боялись и весьма охотно занимались грабежом, изнасилованиями и убийствами. Помогла смертная казнь, которую стали проводить быстро и без проволочек.
    А нам нынешняя власть бубнит 30 лет, что, мол, не помогает, ничем не доказывая эту "аксиому" или мантру, не знаю как правильно назвать.
    Типа многократно повторяемая глупость становится истиной.
    1. +3
      25 августа 2023 15:39
      Цитата: faterdom
      А попытка социализировать "классово близких" провалилась - оклло той же ГОПы (государственное общежитие пролетариата)

      Про общежитие пролетариата сами придумали? smile
      ГОПы были ещё при царе-косаре и расшифровывается данная аббревиатура как Городское Общество Презрения. Создавались для сбора,проживания и презрения (от слова зреть -"присматривать") за люмпенами,бомжами и проч.аналогичной публикой, но так как народ был плохо управляемый в доме-ночлежке не жил и шлялся по городу, вот и появились слова ГОПНИКИ,ГОПОТА для обозначения данного контингента и пролетариат к ним не имеет никакого отношения. Рабочих звали "заводские" либо "фабричные"
      1. +3
        25 августа 2023 15:59
        ГОП на Лиговском существовал уже хорошенько после революции, и обществом призрения уже не был. Чашу терпения переполнило изнасилование с убийством возвращавшийся со смены работницы, после чего уголовный розыск нашел всех причастных, задержал, и все они были расстреляны, что стало для них неожиданностью, они уже пиивыкли к безнаказанности.
        1. +3
          25 августа 2023 20:07
          Цитата: faterdom
          Чашу терпения переполнило изнасилование с убийством возвращавшийся со смены работницы, после чего уголовный розыск нашел всех причастных, задержал, и все они были расстреляны,

          Конец 1920-х так называемое "чубаровское дело", после чего в блатном арго для обозначения хулигана-беспредельщика появилось слово "чубаровец" hi
        2. +6
          25 августа 2023 20:33
          Андрей! Юрий! Мое почтение. hi Тот редкий случай. когда вы правы оба.
          С середины 1876 года На лиговке, 10 - было Городское Общество Призора ГОП. Обитателей звали гопниками. Они к криминалу никакого отношения не имели, это были инвалиды войн, больные сироты, одинокие старики и бездомные нищие. После революции и развала государства средства на их содержание просто перестали выделять, и они без ухода, бесплатного питания и средств к существованию частью поумирали, частью разъехались. Опустевшее здание ГОП облюбовала шпана, беспризорники, дезертиры и криминал. В среде жителей города словом «гопники» стали теперь называть не инвалидов, а криминальных новых жителей ГОПа с Лиговки. В конце 1918 года рассадник бандитизма на Лиговке, был разогнан ВЧК, а здание подремонтировали и переделали в общежитие на 400 мест для одиноких рабочих - лимитчиков. В связи с этим аббревиатуру ГОП менять не стали, а стали официально расшифровывать как «Гостиница-общежитие пролетариата». Но место видимо было проклятое. Гостиница общежитие пролетариата было закрыто после того, как в 1926 году его обитатели устроили групповое изнасилование рабочей Любови Беляковой. 20-летнюю девушку из деревни, имевшую неосторожность прогуляться по Лиговке, молодые парни силой затащили в сад, где над ней надругались 40 человек. Пострадавшая осталась жива, однако её за одну ночь заразили целым букетом венерических болезней. Интересно, что многие участники этого действа, слишком буквально понимавшие коммунистические призывы к «свободной любви», недоумевали, почему суд назначил им различные сроки - от 3 до 10 лет сажают, а семерых вообще приговорил к расстрелу.
          Первый секретарь Ленинградского губернского комитета (обкома) и горкома партии С.М. Киров миндальничать не стал - ГОП был в неделю ликвидирован, заботу о лимитчиках передали с городского бюджета на заводские и фабричные, а здание перепланировали и после завершения полномасштабной реконструкции открыли в нем гостиницу "Октябрьскую на 373 номера.
          фото. гост. Октябрьская 1935 год
          1. +3
            26 августа 2023 00:19
            Спасибо, весьма информативно и с иллюстрациями.
            И все-таки в наш блатной лексикон гопники вошли не как обитатели богадельни, а именно как наглые агрессивные бандиты, хотя тут слилось с блатным одесским "взять на гоп-стоп", когда фрайера чисто тактически и психологически ставили в крайне невыгодное подавленное положение, чтобы он сам, даже без применения насилия быстренько и добровольно передавал все требуемое налетчикам.
  19. +3
    25 августа 2023 12:01
    Больше всего понравился "костюм апаша" с китайскими тапочками... Нет к автору по этому поводу без претензий, не он же комплектовал этот костюм. Тем более у автора даже написано- начищенным остроносым штиблетам hi
  20. +5
    25 августа 2023 12:33
    Что-то ни кто абсентом не возбудился. Только танцы!
    А на открытке он присутствует!
    1. +4
      25 августа 2023 12:42
      Цитата: ee2100
      Что-то ни кто абсентом не возбудился. Только танцы!
      А на открытке он присутствует!

      Тогда наверное абсент был еще настоящим! drinks
      1. +6
        25 августа 2023 12:49
        Тогда наверное абсент был еще настоящим!
        Вплоть до 1914 года(запрета) абсент во Франции был настоящим, кондовым yes . Для ловли фей годился. В 2000 году во Франции его стали опять гнать, но уже в соответствии со стандартами ЕС- с пониженным содержанием туйона.
        1. +8
          25 августа 2023 12:57
          Вот эту фею, кажется, ловить не пришлось - "сама нашла".
          Albert Pierre René Maignan. Green Muse. 1895:

          1. +8
            25 августа 2023 12:59
            А вот эта, похоже, приятная собеседница.
            Олива Виктор."Пьющий абсент",1901 г.:

            1. +9
              25 августа 2023 13:03
              А здесь вспоминаются строки Высоцкого:
              У вина достоинства, говорят, целебные,
              Я решил попробовать — бутылку взял, открыл…
              Вдруг оттуда вылезло чтой-то непотребное:
              Может быть, зелёный змий, а может — крокодил!



              (Naktis. "Фея абсента")
              1. +8
                25 августа 2023 13:12
                Зелёный змий, зелёная фея. Что-то в этом цвете есть drinks
        2. +1
          25 августа 2023 15:44
          Цитата: Болторез
          Вплоть до 1914 года(запрета) абсент во Франции был настоящим, кондовым yes . Для ловли фей годился. В 2000 году во Франции его стали опять гнать, но уже в соответствии со стандартами ЕС- с пониженным содержанием туйона.

          Недели две назад читал на "Конте" или "Оптимисте" большую статью про абсент.Откуда что пошло, из чего делали, кто особо им увлекался. Интересная статья good drinks
      2. +4
        25 августа 2023 13:19
        Сергей,а не хочешь ли ты включить в свою номенклатуру абсент?
        1. +4
          25 августа 2023 13:46
          Я уже предлагал, но Сергей отказался....
        2. +4
          25 августа 2023 13:57
          Цитата: ee2100
          Сергей,а не хочешь ли ты включить в свою номенклатуру абсент?

          А кто полынь собирать будет? hi
          Ну и эти иглы с разумом (или с феями?) - как-то не доверяю я всему этому. drinks
          1. +4
            25 августа 2023 14:39
            А кто полынь собирать будет?
            Как кто? Кандидат биологических наук Сергей Коротков! laughing
          2. +3
            25 августа 2023 14:48
            Я как-то смотрел рецептуру абсента. Там полно всяких трав. Насобираем.
          3. 0
            26 августа 2023 23:36
            Туйон делается из туи, которая у енас произрастает.
  21. +6
    25 августа 2023 12:35
    совместно атаковали «фликов»
    Стоит отметить, что сленговое обозначение сотрудника правоохранительных органов- le flic-до сих пор в ходу у французов yes .
    1. +8
      25 августа 2023 13:10
      А ажан?(agant)
      Ясли я правильно перевёл "совет" на открытке,то этот что-то типо:
      "Чтобы успокоить терпилу, не используй это! Много шума и огня, что привлечёт полицию"
      "Rousse" - тоже на сленге "полиция"
      1. +6
        25 августа 2023 13:23
        "Rousse" - тоже на сленге "полиция"
        Устаревшее сленговое "Полиция"-как неприятная сущность,мешающая жить(из-за цвета вставок униформы). Тогда как flic-именно "сотрудник полиции".
        А ажан?(agant)
        Нативная парижанка про сие слово слыхом не слыхивала. Может быть agent?
        1. +7
          25 августа 2023 13:30
          Пусть будет агент!
          Ажан только для тех кто читает книги на исторические темы.
          1. +4
            25 августа 2023 13:33
            для тех кто читает книги на исторические темы
            Какое совпадение- это моя супруга таким увлекается. Можно ссылку на название книги?
            1. +5
              25 августа 2023 13:58
              Ажан присутствует и в русскоязычных книгах. Я не про французские.
              1. +4
                25 августа 2023 14:05
                Ажан присутствует и в русскоязычных книгах.
                Оставим это на совести переводчиков. Слово agant- читается как "аган" и в французском не существует.
                1. +5
                  25 августа 2023 14:46
                  Как и слово Париж! К стати.
                  Ажан во многих русских переводных книгах встречается
                2. +1
                  26 августа 2023 20:44
                  Но слово agent, которое читается, как ажан во французском существует.
        2. +1
          25 августа 2023 15:49
          Цитата: Болторез
          Стоит отметить, что сленговое обозначение сотрудника правоохранительных органов- le flic-до сих пор в ходу у французов

          Цитата: ee2100
          А ажан?(agant)

          Воровское арго, сленг или "феня" имеет свойство со временем меняться, например - лягавый, мусор, мент поганый Смена понятий по времени lol hi
          1. +1
            25 августа 2023 18:06
            Как-то легко вы всё упростили laughing
            ++++++++++++++
  22. +3
    25 августа 2023 12:36
    Блин! а российские диссиденты нам про Париж той эпохи пели совсем другие песни! Я думал там Культура, там Мода а там - Апаши!
  23. +4
    25 августа 2023 15:27
    1910-е годы

    , и в России упоминались
    1. +3
      25 августа 2023 15:40
      Цитата: bubalik
      и в России упоминались

      Забавно! А интересно у невских апашей был свой танец с национальным колоритом? ну вроде ударов балалайками по голове? laughing
      1. +4
        25 августа 2023 16:14
        невских апашей был свой танец с национальным колоритом

        Клим Григорьевич Чугункин, 25 лет. Холост. Беспартийный, сочувствующий. Судился 3 раза и оправдан: в первый раз благодаря недостатку улик, второй раз происхождение спасло, в третий – условно каторга на 15 лет. Кражи. Профессия – игра на балалайке по трактирам. laughing
    2. -2
      25 августа 2023 15:57
      .
      Цитата: bubalik
      и в России упоминались

      Ну уж ежели цари в России по-французски на горшок просились, то что простому народу делать feel what Всю жизнь за Европой тянемся, Европа- Европа огромная...(сами рифму найдётё) lol Однако до "апашей" в России после войны 1812 года в оборот вошло слово "шаромыжник", после того как пленные французы, дезертиры ходили и просили пожрать начиная фразу со слов "шер ами", которое крестьяне переделали в "шаромыжник".
      1. +3
        25 августа 2023 17:01
        Не в обиду Вам. Как измельчал сайт,когда такие комментарии. Типо, солнце восходит и заходит!
        Полныйзвиздец!
        1. +6
          25 августа 2023 19:14
          Цитата: ee2100
          Не в обиду Вам. Как измельчал сайт,когда такие комментарии. Типо, солнце восходит и заходит!
          Полныйзвиздец!

          Александр, а что Вы хотите? Если серьезно, то для меня история апешей в отличие апачей почти полная тайна приоткрытая сегодня уважаемым Валерием. Так что правило простое - иногда луче промолчать.
          С искренним уважением!
          1. +4
            25 августа 2023 21:29
            полная тайна приоткрытая

            В этом году фильм вышел,Банды Парижа
            Фильм, 2023.
            1. +3
              26 августа 2023 06:24
              Спасибо Сергей за наметку. Надо будет выбрать время прсмотреть.
            2. +3
              26 августа 2023 07:27
              В трейлере увидел только одну негритянку. Как так??? Например в "Мече Короля Артура" и негры, и азиаты...Непорядок.
  24. +4
    25 августа 2023 18:54
    Очень интересно, спасибо!
    Само слово " апаш", конечно, слышал и что-то такое смутно представлял, но все подробности - практически темный лес. Были)). Благодаря Валерию узнал новое и интересное. Прочитал с удовольствием!
  25. Комментарий был удален.
  26. +6
    26 августа 2023 01:19
    "Но окончательный удар по ним нанесла Первая мировая война. Апашей массово мобилизовывали и отправляли на фронт, где многие были убиты, умерли от болезней, либо стали калеками..."

    Статья супер-пупер!
    Осмелюсь и своё добавить.

    По воспоминаниям русского военного атташе в Париже графа Игнатьева ("50 лет в строю").
    Когда в 1914 немцы подходили к Парижу - осадное положение.

    - "Вот и Венсенский лес, когда-то самое популярное место у отдыхающих парижан, вот и зеленые скаты Венсенского форта, в глубоких рвах которого были расстреляны еще несколько дней назад сотни профессиональных взломщиков, воров и хулиганов; полиция давно была с ними знакома и использовала осадное положение для очищения столицы от подобных элементов, особенно опасных в военное время..."
    http://militera.lib.ru/memo/russian/ignatyev_aa/32.html

    Так что далеко не вся парижская братва попала на фронт, да и что она там забыла...
  27. +1
    29 августа 2023 07:38
    Некоторые вещи, которые написаны, несколько то ли странные, то ли за уши притянуты. Перевод апаша с француского абсолютно прямой - бич (бомж по нынешнему), зас÷$$/^#нец и т. п. И характеризует человека. Явно это индейцев и назвали апашами французы. Т. к. они и были в их глазах апашами. По английски читается прямо - апач. Пишется одинаково.
    И насколько знаю, сават появился еще в 18 веке. Тогдашние мажоры затеяли забаву: быть всех подряд в пролетарских кварталах, пользуясь полной безнаказанностью. Время у них было и тренировались они серьезно. Как те же люберы в наши времена. Только люберы били тех, кто им не нравился, а мажоры всех подряд. Пролетарская молодежь (совсем не ангелы) стали давать отпор. Ну, и эти драки превратились в своеобразный спорт. Весь 19 век это процветало. Т. е. появился аристократический спорт - сават. Настоящая драка без правил. Группа на группу, один на один.
  28. +1
    29 августа 2023 07:49
    А по танцам интересно. Сразу вспоминается начало фильма "Девушка моей мечты". Там танец и песня в начале минут на 10. Остальной фильм можно и не смотреть)).
  29. 0
    29 августа 2023 18:22
    Парижский криминальный мир древен, страшен, и в описываемые автором статьи времена работал так же, как работает сейчас - убивал, грабил, торговал дурью и женщинами. Благодаря тому, что Париж исстари был сплошным "русским публичным домом" (именно туда ездили состоятельные люди из России тратить деньги на шлюх. Все как сейчас, традиция вернулась), сутенеры всегда играли в нем значительную роль, и к ним не относились с таким презрением, как в других странах.
    Автору, конечно, стоило бы запостить еще пару-тройку страниц из книги, где приводились рисунки криминального европейского оружия. Но там много такого, что использовалось в гораздо более ранние времена, вроде стальной поковки рельсового типа на браслетных креплениях. Ее крепили под рубаху к предплечью, и когда дворянин наносил презрительный "хлещущий" удар по рукам и лицу жалкого простолюдина, шпага или рапира попросту... разбивалась. Как стекло. Ну и т.д.
    Апаши появились как очередное средство парижских журналистов заработать. То есть их придумали. И впервые тамошний криминальный мир сбойнул. Повелся. Бандитам понравилось красоваться на страницах газет. К ним тут же присоединились тысячи бездельников, в том числе из вполне обеспеченных слоев общества.
    Очень умиляет изобретение савата апашами) А рентген изобрел Иван Грозный. Так и орал боярам - я вас, сволочей, насквозь вижу!! И да. Дурачков, таскавшихся по улицам в красных шарфах, утилизировали на войне. А парижский криминалитет никуда не делся...
  30. 0
    2 сентября 2023 21:11
    Цитата: Кэптен45
    Про общежитие пролетариата сами придумали?


    Разные версии есть, и, возможно, обе верные:
    "...
    Термин происходит от названия «Городское общество призора» или «Городское общежитие пролетариата», сокращённо — ГОП. Это общество появилось в конце XIX века и располагалось в здании современной гостиницы «Октябрьская» на Лиговском проспекте в Санкт-Петербурге. В ГОП доставляли беспризорников и подростков, которые занимались грабежами и хулиганством, — на перевоспитание. В 1917 году, после Октябрьской революции, в этом же здании было организовано другое заведение — Государственное общежитие пролетариата. А в скором времени среди петербуржцев появилось слово «гопники», которым называли жителей того самого общежития на Лиговке[4]. Более того, в Петрограде, а затем и Ленинграде невоспитанных людей было принято спрашивать: «Вы что, на Лиговке живёте?» после этого, гопниками стали называть молодых преступников по всей стране. Термин «ГОП-СТОП» обозначает грабёж жителями ГОПа.
    ..."