Куда и с кем полетят школьные беспилотники

16
Куда и с кем полетят школьные беспилотники
Источник: stylishbag.ru


БПЛА в каждой школе


Беспилотники стали настоящей головной болью современной России. Спецоперация вскрыла серьезные проблемы планирования развития отрасли и элементарного конструирования. Все в худших традициях – на государственном уровне не существовало внятной политики в сфере развития БПЛА, по причине чего у частных компаний не было интереса к вопросу.



Когда интерес возник у всех подряд, оказалось, что в России не изготавливается большая часть комплектующих. Сложности с бесколлекторными моторами, управляющей электроникой и системами наблюдения.

Совершенно не случайно в июне 2023 года Правительство приняло амбициозную «Стратегию развития беспилотной авиации Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2035 года». 2030 год для России должен стать, наверное, самым судьбоносным если не за все столетие, то за двадцать-тридцать лет точно. К этому сроку в стране должны появиться авиационная отрасль мирового уровня, достаточная электронная промышленность, а спутниковая группировка увеличится в пять раз. И это только часть амбициозного планирования.

Помимо сугубо технических аспектов «Программы БПЛА», в Стратегии планируется «создание системы непрерывного образования, подготовки кадров и обеспечения квалифицированными кадрами отрасли беспилотной авиации». Логичным выглядит инициатива Министерства просвещения организовать для учащихся 10–11 классов программу подготовки пилотов дронов.

Отдельный предмет для этого, разумеется, не выделяется – отряжается несколько часов из курса начальной военной подготовки, который в свою очередь интегрирован в ОБЖ. Тема НВП вернется в школы с 1 сентября 2023 года, а вместе с ней и программа для «дроноводов».

Начальная военная подготовка – это солидный набор модулей: «Тактическая подготовка», «Огневая подготовка», «Основы технической подготовки и связи», «Инженерная подготовка», «Радиационная, химическая и биологическая защита», «Первая помощь», «Общевоинские уставы», «Строевая подготовка» и «Основы безопасности военной службы».

Умения и навыки пилота дрона включены в курс «Основы технической подготовки и связи». Ничего, кроме положительной оценки, такая история вызвать не может. Причин несколько.

Во-первых, любая техническая составляющая обучения неизменно привлекает внимание школьников. С мотивацией на уроках совсем кисло, и дроны должны сдвинуть ситуацию с мертвой точки, хотя бы в курсе ОБЖ. Дрон становится таким же привычным элементом поля боя, как и автомат Калашникова, поэтому будущие призывники должны иметь хорошие навыки пользования БПЛА.

Если верить рабочей программе курса, то отрабатывать старшеклассники будут не только взлет и посадку, но и более сложные элементы. В программе разведка и боевое применение (очевидно, сброс боеприпасов и атаки FPV-камикадзе), алгоритмы и признаки применения систем РЭБ, а также пилотирование в различных режимах работы.

Во-вторых, близкое знакомство с БПЛА на уроках позволит определиться с профессией будущим инженерам и профессиональным операторам беспилотников. Выше упоминалась Стратегия развития беспилотной авиации, которая наверняка столкнется с кадровым голодом. Школьная программа должна хотя бы частично утолить его.

Надежды на подвижки в образовании есть приличные, но немало здесь и сложностей. Многие из них критичны.

Что, где и когда?


Для консервативной школьной жизни появление курса для операторов БПЛА едва ли менее резонансно, чем раскат грома над головой. Сложностей множество. Главный вопрос – где найти специалистов, способных донести до школьников премудрости пилотирования и эксплуатации дронов?

В России около 70 тыс. школ, пусть и не во всех имеются старшие классы, но во всех по штату положен педагог ОБЖ. Оперативно переучить преподавателей-организаторов основ безопасности жизнедеятельности (именно так именуется должность) не получится – педагогам необходимы многие часы теоретической и практической подготовки. В самом худшем варианте, администрации школ по-быстрому организуют заочные курсы с совершенно предсказуемым результатом.

Возможным вариантом развития событий может быть перенос модуля «Основы технической подготовки и связи», где, напомним, и подразумевается обучение операторов БПЛА, на традиционные армейские сборы. Обычно мероприятие проходит в ближайших военных частях, где под чутким руководством сержантов и офицеров будущие новобранцы знакомятся с армейским укладом. Здесь и профессиональных операторов дронов для передачи опыта найти проще. Но не везде около школы можно найти войсковую часть – военные дислоцируются далеко не в каждом городе, не говоря уже о селах.

Вторым закономерным вопросом становится техническая оснащенность школ. Для каждой из 70 тыс. школ необходимо найти хотя бы один дрон для практических занятий. Впрочем, его благополучно убьют уже на второй неделе – либо горячие головы из 10 «В», либо сам преподаватель ОБЖ в ходе очередной тренировки. Поэтому в школе необходим целый штат дронов, начиная от простейших размеров в ладонь и заканчивая машинами уровня DJI Matrix и FVP-изделий. Это, конечно, самый «жирный» вариант, но кто мешает фантазировать?

Дополнительно в школе потребуется специалист, который раненые БПЛА умеет ремонтировать. Не говоря уже о гигантских объемах финансирования и сложностями с закупками дронов в Китае.

Стоит предусмотреть ответы на справедливые вопросы общественности и неравнодушных критиков. Например, на фронте у бойцов не хватает DJI, а в вашей школе почему в каждом классе дрон, да еще и не один? Здесь впору директору школы проходить специальные курсы для ответов на подобное.


Дронам нужен открытый воздух, значит – в школах придется предусмотреть отдельные площадки для тренировок. Финансирования требует и закупка специального программного обеспечения для компьютерных тренажеров.

К тому же очень желательно организовать знакомство с технической базой БПЛА и даже основы конструирования. Забарахливший дрон непросто привести в чувства – по простоте он далеко не автомат Калашникова. Нужны стенды, специалисты, комплектующие, отдельные площади и деньги, деньги, деньги…

Главным препятствием на пути внедрения курса видится запрет на полеты дронов, введенный сразу в 60 регионах стран. Каким образом, к примеру, в московской школе осваивать «разведку и боевое применение» БПЛА? Очевидно, что только на пальцах. С прокуратурой и Росавиацией чиновники от школьного образования инициативу явно не согласовали.

Без учета таких тонкостей хорошее дело рискует превратиться в очередную профанацию. В лучшем случае сподобятся на просмотр обучающих фильмом и тренировку на симуляторах. Чем окончательно отобьют желание школьников вникать в проблему и развиваться.

Неудивительно, что в итоге мы приходим к старой как мир истине – задумка хороша только тогда, когда предусмотрено её реальное воплощение. В инициативе Минпросвещения пока гораздо больше вопросов, чем положительных эмоций.
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    24 августа 2023 04:36
    Гладко было на бумаге...
    В школе нужно добавлять Начальную военную подготовку, отдельным предметом. Не нужно соединять ее с ОБЖ, там совсем другие задачи. С преподавателями НВП, проблем не должно быть. Вот материальное обеспечение- это да. Хотя при желании всё возможно.
    1. +6
      24 августа 2023 05:10
      Проблема в женском коллективе, съедают махом. Помню к нам в школу пришёл преподом бывший офицер ВДВ, причём мужик хваткий. Взял ставку и физрука. Начал из нас оболтусов мужиков делать. Автоматы учебные надыбал. Замахнулся на тир, как оказалось он был в проекте при постройки школы, тут то курицы его и заклевали.
  2. +1
    24 августа 2023 05:27
    Цитата: Трус
    тут то курицы его и заклевали.

    Им побывать разок в Донецке или Белгороде под обстрелом артиллерии и БПЛА ВСУ...мигом прозреют. what
  3. +4
    24 августа 2023 06:28
    Надо просто выяснить,сколько ребят у нас занимаются с подобными моделями.Не думаю,что поголовное знакомство с беспилотниками,сдвинет дело с мертвой точки.Только создание массово кружков типа "Сделай сам" может увлечь ребят на всю жизнь с этим делом.Все великие конструкторы вышли именно из коротких штанишек.
    1. 0
      27 августа 2023 21:59
      . Только создание массово кружков типа "Сделай сам"


      Согласен. Только палок в колеса государство напихало. Чего только одна регистрация авиамоделей стоит.
      Весь класс в школе не заинтересовать. Слишком специфичное увлечение. Да и для преподавания навыки нужны разносторонние. Таких учителей в школах нет.
  4. +2
    24 августа 2023 06:43
    Меня другой момент напрягает, наше государство уверенно что стране нужны школьники знакомые с военным применением дронов? Ну я понимаю - кадетский корпус, военные училища и т.д.
    Но как бы потом не прозвучало, от школьников - А что так можно было? - и оказалось можно.
  5. +2
    24 августа 2023 07:38
    "и сложностями с закупками дронов в Китае."
    Всё, занавес...

    "Например, на фронте у бойцов не хватает DJI, а в вашей школе почему в каждом классе дрон, да еще и не один?
    Здесь впору директору школы проходить специальные курсы для ответов на подобное."
    Аааа, так это оказывается директора школы виноваты, что в СВО влезли с голой пятой точкой и зашевелились только когда жаренный петух в неё же клюнул.
  6. +3
    24 августа 2023 12:55
    Опять всё через одно место сделают. Сисадмин в одном лицее+по пол ставки в других образов. учреждениях. В один из лицеев завезли ноуты на Линукс Астра. Теперь рассказываю дурдом их внедрения: пришли они значит, а на следующий день надо фотоотчёт о том, что мы их используем (мы у виска пальцем покрутили, про кого надо подумали). Так как никто не понимает как работать, пока отложили. Далее через неделю письмо, срочно проверить работоспособность всех ноутбуков и в случае проблем дали адрес мастерской.(чувствуете логику событий?). Прошло 1,5 месяца и удосужились обучение провести, но своеобразное:онлайн 3 видеоурока по 1,5 часа, где нихрена не говорилось как программы устанавливать и прочее, а тупо вот здесь меню, сюда панель управления, там время. И возложили обучение на учителей информатики, которые всю жизнь сидели на винде и офисы. Вот и с БПЛА будет примерно в том же духе.
    1. +1
      25 августа 2023 22:39
      Оооо, Астра это та ещё шняга если нет подключения к тырнету то такие танцы с бубном да и с тырнетом тоже laughing
    2. 0
      24 сентября 2023 06:27
      Как я вас понимаю. Сам в школе информатику веду. У нас вообще решили аж 4 точки роста открыть (сельская школа, на минуточку). Денег на ремонт кабинетов не дали, новую мебель ещё на тот момент не привезли. Прислали несколько ноутов с астрой, кое-какие химреактивы, ну и всё. Приходит с района (который должен был выделить средства на ремонт 4 кабинетов) требование срочно!!!! сделать фотоотчёт 4 кабинетов с разных ракурсов, где были бы видны новая техника и ремонт. Причём дальняя стена в кабинете должна быть покрашена в строго определенный цвет, требуемую расцветку нам присылали предварительно. Хотя даже таблички для классов были в процессе изготовления. Вы понимаете ту пропасть оголтелого идиотизма, из которой минпросвещения управляет образованием? Спасибо Фотошопу, хотя за час, который нам дали для отчёта, качественные фотки не получились. И вот теперь требуют каждую неделю присылать видеоотчёты, как кабинет используется... Уже уволиться хочется, чесслово.
  7. +1
    24 августа 2023 13:12
    Ну всех поголовно обучать этому точно дурь, не всем это нужно и интересно. Пробовали запряч ребёнка делать что ему не интересно или что он вообще не понимает? Плюс к старшим классам у многих уже свой интерес в будущем пути развития, и многим военная тема вообще не интересна, а деньги будут выделять на их обучение. Нужны кружки, выбор доп занятий или уроков, только желание и интерес гарантирует результат, а не обязаловка!
  8. 0
    24 августа 2023 14:21
    Симуляторы дронов раздадут, и будут детишки смотреть, как учитель там летает. Или что-нибудь в таком духе. Или даже хуже. Школьную информатику в 80-х можно вспомнить. Которая en masse преподавалась в отсутствие в школе компьютеров.
  9. +1
    24 августа 2023 21:14
    Евгений вообще с Луны? Владение и пользование дронами настолько зарегулировано, что про школы сейчас можно говорить только под грипп или нетрезвым.
    Дроны достаточно хайповая тема если из них делать шоу, а где хайп, там дети сами как-нибудь, без госрегуляции научатся курить в подворотне. Проблема была не в подготовке кадров, а в полном отсутствии государственного мышления, разомкнутых цепях смыслов. Овцы чтобы их стричь и меньше срали - это приблизительное отношение к "электорату" -- вот с чем мы имеем дело, а не с плохими программами подготовки, внешкольной работы или там конструирования.... (омг, в эпоху интернета какое в дупу конструирование, когда сплошной копи-пейст на 3Д принтере возможен и даже желателен?! деньги можно и нужно канализировать через взрослых участников рынка увлечений, а не бдыщь в кружках-пионероф).
    Украина увидела возможность и смогла ровно потому, что их иерархия гараздо ниже развита, там было не запрещено то за что в РФ вполне реально штрафовали и маячили если не нары, то кислые разговоры против лампы.
  10. 0
    12 сентября 2023 00:39
    Было бы гражданское производство ничего вводить не надо было как и программу очередного развития создавать. Тупо наличие производства ориентированного на гражданский рынок как очередной сегмент промышленной, а не ресурсной экономики.
  11. 0
    9 ноября 2023 04:34
    Для такой школьной программы нужны полигоны управления дронами в каждом районе.
  12. 0
    19 ноября 2023 01:47
    Ну как обычно. Все через .... Вначале для понимания достаточно симулятора полета, устройство и принцип работы объясняется на муляже. Если кто-то "загорится", тогда и дальнейшее обучение