Без оперения и в форме летающего крыла: концепт китайского истребителя шестого поколения

30
Без оперения и в форме летающего крыла: концепт китайского истребителя шестого поколения

В ноябре 2022 года на аэрокосмическом салоне в Чжухае был представлен концепт истребителя, разработанный Чэндуским институтом авиационных исследований из состава консорциума AVIC. Затем данная модель фигурировала в видеоматериалах, что говорит о продолжении проектирования нового самолета.

В обоих случаях показывался однотипный истребитель шестого поколения, создаваемый без оперения на основе концепции летающего крыла. Согласно заявлениям официальных лиц КНР, он должен нести не только обычные боевые системы, но и лазерное и гиперзвуковое оружие, и способен взаимодействовать с роями беспилотников.



Этот проект стал прорывом для авиационной промышленности Китая, которая, не считая копий советских самолетов (таких как J-15 – производный от Су-33), в основном разрабатывала истребители, повторяющие классическую архитектуру самолетов J-10 и J-20

- отмечается в издании Air & Cosmos.

В форме летающего крыла разрабатывается и перспективный стратегический бомбардировщик H-20, уже не раз появлявшийся в рекламных роликах. В целом эта концепция не нова: Lockheed Martin и Northrop Grumman ранее уже представляли соответствующие модели самолетов.

Китайский концепт истребителя может представлять собой самолет с убирающимся хвостовым оперением, учитывая предполагаемые зазоры в каждой консоли крыла.
30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -5
    26 августа 2023 17:35
    Из фильма "Стеллс "изображение самолёта китайцы явно утянули!
    1. +1
      26 августа 2023 21:09
      Турбины выглядят несерьёзно маленькими.
      Впрочем, если самолёт будет медленным, с упором на незаметность, а не на маневренность и скорость, могут и потянуть.
      Только ведь говорят, что это ИСТРЕБИТЕЛЬ, а не бомбардировщик или патрульный. Истребителю без скорости нельзя.
      1. 0
        27 августа 2023 09:04
        А где отсеки для ракет?
        Что пулемёта нет - ладно, многие считают (по-моему, ошибочно), что современному истребителю нужны только ракеты.
        Но у него и отсеков для ракет нету.
        Цеплять на внешней подвеске? Тогда это самолёт 5-ого поколения, а не 6-ого
        1. 0
          27 августа 2023 09:55
          А разве не 4? В пятом вроде внутрь ракеты убирают
          1. 0
            27 августа 2023 15:10
            Цитата: Антон_из_Бреста
            А разве не 4? В пятом вроде внутрь ракеты убирают

            ПАК-ФА имеет внешнюю подвеску
  2. +1
    26 августа 2023 17:40
    Нарисовать то можно всё, а вот технический вопрос....
    Двигатели опять же
  3. +2
    26 августа 2023 17:45
    В макете можно изобразить что угодно, насмотревшись "Звёздных войн".
  4. 0
    26 августа 2023 17:51
    Интересно узнать, а для ВКС России разрабатывают самолёт 6-го поколкния?
    1. +3
      26 августа 2023 20:53
      Цитата: Иезекиль 25-17
      Интересно узнать, а для ВКС России разрабатывают самолёт 6-го поколкния?

      А як же ! Как-то читал статью одного "немелкого" авиаэксперта ...так он оправдывал "затяжку" разработки Су-57 ! Он заявлял,что в процессе "доработки" Су-57 у авиаконструкторов появилось столько "новационных ,смелых и интересных " идей,что проект ероплана 5го поколения "плавно" переходит в проект 6го поколения ! Су-57 -наше Всё ! Главное процесс! Спешить не надо ! И тогда ,что не пригодится -само "рассосётся" !А что на свежую голову с утра придумают -плавно перетечёт в более крупную посуду !
    2. +3
      26 августа 2023 21:28
      Цитата: Иезекиль 25-17
      а для ВКС России разрабатывают самолёт 6-го поколкния?

      Для ВКСзапустить бы в нормальную серию пятое поколение . А если довести до кондиции и в серию двигатель "второго этапа" , пусть и с менее заявленной тягой (16,5 - 17 т.с. будет вполне достаточно , ради достижения хорошего ресурса) и БРЛК "Белка" , это уже будет твёрдое 5+ поколение - благодаря всеракурсного БРЛК с круговым обзором и дециметровыми (диапазоном) полотнами в передней кромке крыльев .
      А по поводу "6-го поколения" ... пока даже критериев ему не придумано . Предполагается , что это может быть безкилевые летающие крылья , но тут такие проблемы с путевой устойчивостью и маневренностью ... одними компьютерами летать ? А если с компьютером что случится ?
      Для нашей ОАК сейчас главное - Су-57 в серию запустить , чтоб хотя бы 30 шт. в год выдавать (лучше конечно 50 , ибо не только себе понадобится) , и лёгкий Су-75 на новом двигателе в небо отправить , довести и запустить в серию . А на сегодня - просто наращивание в разы выпуск боевых самолётов .
  5. 0
    26 августа 2023 17:52
    Ещё пятое поколение не доделали, а уже над шестым думают. Хотя, в общем-то, это правильный ход мыслей
    1. +2
      27 августа 2023 00:17
      Цитата: Lord Zedd
      Ещё пятое поколение не доделали, а уже над шестым думают.

      Кто не доделал? В статье речь про Китай, а не про нас.
      1. 0
        27 августа 2023 01:09
        Китайцы усиленно разрабатывают новый двигатель. Они не хотят оставлять АЛ-31ФН, поэтому создали WS-10C, а потом WS-15, который сейчас тестируется. Вполне возможно, что и он их не устроит. Такие дела.

        UPD Пересмотрел инфу. Сейчас WS-15 должен идти в серийку, но достоверной инфы, лично я, не нашел. Короче говоря- это спорная инфа, но мб кто-нибудь найдет и поправит меня касаемо данного вопроса.
      2. 0
        27 августа 2023 03:34
        А вообще, ситуацию попытались прояснить камрады Виталий161 и bayard. За их инфу, правда, не ручаюсь (ссылочек нема), но все ведёт к тому, что КНР в ближайшее время не создаст нормальное двигло для 5 поколения. И ведь не в чем их упрекнуть, ведь это дело очень сложное. Раньше, в школе (10-11 класс), думал, что двигатель создаётся под самолёт, но лет 9-10 назад, когда я стал реально интересоваться вооружением, я понял, что все происходит ровно наоборот.
  6. +2
    26 августа 2023 17:55
    Это же концепт, попытка угадать развитие в будущем. Его образ собирают не из принципа что мы можем, а из принципа он должен то-то и то-то. Дойдёт до инженеров и какие-то хотелки будут исчезать.
    1. 0
      26 августа 2023 19:56
      У американцев есть летающий прототип точно такой же
      формы. Китайцы решили не отстать.
  7. +3
    26 августа 2023 17:55
    "Из фильма "Стеллс "изображение самолёта китайцы явно утянули!","Нарисовать то можно всё, а вот технический вопрос....
    Двигатели опять же"
    "В макете можно изобразить что угодно, насмотревшись "Звёздных войн."
    Таки да! Но смогли ведь автопром поднять на недосягаемую (для нас) высоту? Смогли многое и в других областях науки, техники? Смогли... Вот и тут - продвигаются. Со временем и двигатель доделают(купят, скопируют или утянут). У КНР сейчас потенциал развития обеспечен всем, чем нужно.
    1. -2
      26 августа 2023 18:20
      Дес-откройте пожалуйста нам глаза на истину-в чём китайский авиапром кроме количества выпускаемых самолётов для нас недосигаем???По китайскому автопрому-не у одного моего знакомого или родственников нету и близко китайского автомобиля!Как бы из не хвалили но качество там далеко не корейское или немецкое!!!
      1. +1
        26 августа 2023 19:57
        Увы, не у всех здесь знакомые и родственники - олигархи.
        По итогам первой половины 2023 года на российском рынке реализовали рекордные 168 тысяч китайских машин — это больше, чем за весь прошлый год. Если же говорить о процентах, то доля «китайцев» в общем объеме продаж выросла с 10,6 процента до 46 процентов.
        1. +1
          26 августа 2023 20:19
          ну как бы санкции, свято место пусто не бывает, и КНР активно занимает авторынок, замещая западные марки авто, и вот вам для справки, Автоваз в июне этого года продал 30тыс авто, так что дело не в КНР, дело в санкциях
    2. -4
      26 августа 2023 20:10
      а что Китай свои движки какие разработал? все Японская или Корейская лицензия или вообще тупо копия, на этом форуме еще в 19м году вам подобные барабаны рвали и кричали что фсе Китай РФ по авиационным движкам обгонит...3 года прошло, Китай ни WS 10 ни WS 20 так и не допилил, как был ресурс дно так и есть, а АЛ 31ф и Д 10т извините двигло родом из 80х, так что про великий и могучий Китай тут не надо
      1. -4
        26 августа 2023 21:39
        Цитата: Виталий161
        , Китай ни WS 10 ни WS 20 так и не допилил, как был ресурс дно так и есть

        И всё же они стараются . С финансированием и техническим обеспечением работ у них проблем нет , а технологии дотягивают . К тому же они последнее время с нами всё чаще совместные учения проводят , экономика их на нас (не только сырьём) завязывается . В том же авиастроении они вполне могут сделать ставку на наши новые двигатели (запад им всё равно перекроет , они это уже поняли) . Тот же ПД-14 для их С-919 , и ПД-35 (они в его разработку уже вложились) для совместно разработанного СR-929 . Те же ПД-14 можно ставить и на их новые тяжелые транспортники . То есть там , где пока не дотягивают и страхуются закупками на западе , теперь можно брать у нас . И для боевой авиации тоже . У них и так вся авиация 4-го поколения на русских двигах летает . Поддержим . И обоим полегчает .
        1. -1
          27 августа 2023 01:17
          они и так делают ставки на наши и копии наших, а лицензию покупать не хотят, или наши не продают, ни на Ал 31 ни на АЛ 41, в гражданской авиации они рассчитывали на Мотор Сич, но ФША во время подсуетились и чем закончилось мы помним, не продают технологии китаю, а скопировать не так уж и просто, вы просто сами подумайте, они не могут воспроизвести движки 80х годов, что уж говорить о новых типа изделия 30?чудес не бывает увы, и если нет школы, или преемственности поколений(наши 90е тому пример) то двигателестроение находится в большущей ж, что собсно Китай и показывает, в мире и 10ка стран нет, которые могут с 0 спроектировать и построить ТРД, и КНР в это число не входит
          1. 0
            27 августа 2023 15:41
            Цитата: Виталий161
            они и так делают ставки на наши и копии наших, а лицензию покупать не хотят, или наши не продают

            Наши не продают лицензии и не делятся секретами техпроцесса именно из за того , что Китай в одностороннем порядке прервал контракт на поставку 200 Су-27 , закупив лишь половину машинокомплектов из заказанных и стал клепать нелицензионные копии . Но с двигателями у него получился затык - надёжность и ресурс оказались предельно низкими . После долгих препирательств двигатели им всё же стали продавать (АЛ-31Ф) , в результате почти вся современная авиация Китая летает на наших двигателях . А над своими они продолдают работать .
            Купили они так же на выставку и опытный двигатель Р-179В-300 , который готовили для нового СВВП Як-201 , ещё во второй половине 90-х . И с тех пор усиленно его допиливают . Несколько победных реляций о "успешном завершении работ" оказались преждевременными . В результате их J-20 до сих пор летают на АЛ-31Ф , как временная мера . Тяга родных двигателей должна быть порядка 18 - 18,5 т.с. на форсаже . Но ресурса нет , а на максимальной безфорсажной тяге идёт чудовищный перерасход топлива . Примерно то же самое у них и с гражданскими двигателями , у которых требования по ресурсу и надёжности куда выше , чем у военных .
            Для своих гражданских самолётов они планировали закупать двигатели на западе , но теперь очевидно , что им эту возможность перекроют . А сами пока не могут . Вот тут мы и можем предложить им кооперацию на долгосрочной основе . Нашей промышленности для запуска новых изделий , новых производственных линий и всех производственной кооперации , нужны длинные и достаточно объёмные контракты , коих внутренний рынок обеспечить не может (или Минпромторг не хочет !) . А вот если будут длинные контракты с Китаем , то и они получат двигатели для своих самолётов на долгосрочной основе , и наши производители смогут запустить производство в широкую серию , в результате чего снизится цена и ускорится окупаемость инвестиций . И для наших самолётов будут двигатели в достатке и свои .
            Кстати , в разработку ПД-35 Китай уже вписался и у нас в этом проекте софинансирование (как и в разработке широкофюзеляжного дальника СR-929) . Теперь этот самолёт мы будем производить у себя , а они - у себя . Но при кооперации - от нас двигатели и возможно крылья и хвостовое оперение , от них возможно какие то компоненты по авионике , бортовому оборудованию и отделке салона . Если же всё будем делать сами , а поставлять только двигатели - ещё лучше - больше заказов нашим предприятиям по кооперации .
            Цитата: Виталий161
            они не могут воспроизвести движки 80х годов,

            Рано или поздно они с этим справятся , как справился и Советский Союз . Знаете какой ресурс был у двигателей первых Су-7Б ?
            50 часов ! Просто двигатели постоянно меняли . Но постепенно ресурс дотянули до боле-менее приемлемых значений . Зато мощность была какова !
            А пока у них проблемы с двигателями , надо выручать и зарабатывать , поднимать свою промышленность за счёт этих заказов и возрождать собственный авиапром .
            Цитата: Виталий161
            рассчитывали на Мотор Сич

            Они много на что расчитывали в б\У . И на порты глубоководные перевалочные в Крыму , и на сельскохозяйственные земли с арендой на 50 лет и пролонгацией ещё на столько же , и на двигатели авиационные (технологии , техпроцесс и кадры) , и с "Зарёй-Машпроектом" очень плотно сотрудничали . Но б\У кинула многих .
            У нас же и собственная конструкторская школа , и технические компетенции , и преемственность поколений вернутся лишь тогда , когда мы запустим свои производства в широкую серию . Именно тогда инвестиции станут не обычным сжиганием средств на ОКР , а прибыльным и интересным для бизнеса и самих разработчиков , делом . Нужны большие авиастроительные программы . И поручать это надо не ворам , а подотчётным и ответственным за порученное дело профессионалам .
            1. 0
              27 августа 2023 22:49
              когда нибудь осилят, да уже не первый десяток лет идут, ИРИ тоже тем же путем идут, а пока не осилили, у них то 5е поколение летает не на своих движках, а про 6е то чт заикаться? в КНР то поставок АЛ 41 нет, про изделие 30 можно и не заикаться, хотя вот у Индусов был шанс разжиться лицензией на АЛ41, но жаба задушила, что технологии из 30 им не достанутся
  8. -1
    26 августа 2023 18:24
    Цитата: Иезекиль 25-17
    Интересно узнать, а для ВКС России разрабатывают самолёт 6-го поколкния?

    Да,уже начали шестое.
    Я,даже обозвал это распилом денег,мне наминусовали.
    Скоро пятое допилим, в 2010 су-57 первый полёт совершил, всего лишь 14 год
    1. -1
      26 августа 2023 18:39
      А многострадальный "охотник", чем не шестое поколение?
      1. +1
        26 августа 2023 18:56
        А многострадальный "охотник", чем не шестое поколение?

        Почему от многострадальный???
        Он сейчас на стадии завершения ГосИспытания.
        Он может как 5-ое поколение, и не исключено, может стать и 6-м поколением. Всё зависит от конфигурации и начинки самого БПЛА.
  9. -5
    26 августа 2023 18:52
    истребитель шестого поколения, и способен взаимодействовать с роями беспилотников
    .
    Тогда не так. Шестое поколение будет беспилотное, т.е. как раз эти рои беспилотников. А этот "истребитель 5+++++++" и есть командный пункт управления истребителями шестого поколения.
    1. 0
      27 августа 2023 12:40
      Цитата: Румaтa
      Шестое поколение будет беспилотное, т.е. как раз эти рои беспилотнико

      6 поколение будет "универсальным" ! Как в беспилотном,так и в пилотируемом вариантах ! А там... как эксплуатация покажет ,что лучше !