Узбекистан в контексте региональной безопасности Средней Азии. Причины выхода из ОДКБ

21 декабря 2012г. на сайте «Военное обозрение» была опубликована статья Володина Алексея «Узбекистан. Прощай или до свидания». Статья эмоциональная, но не раскрывающая геополитический аспект описываемого события. В своей статье я постараюсь раскрыть геополитическую составляющую выхода Республики Узбекистан из ОДКБ.

Узбекистан в контексте региональной безопасности Средней Азии. Причины выхода из ОДКБ



Сначала попробуем разобраться, что есть ОДКБ. ОДКБ - военно-политический блок, стержневым (основным) участником является Российская Федерация, также в нее входят Республика Беларусь, Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан. Каждый член блока преследует свои собственные цели, исходя из своего понимания национальной безопасности. В частности, для РФ - это создание и консолидация контролируемого буферного пространства, поддержание стабильности в сферах влияния России на постсоветском пространстве. Республика Беларусь, находясь под санкциями Запада и гранича со странами НАТО, обеспечивает сохранение суверенитета, пользуясь защитой России, а также образует союзное с Россией государство. Базой для Союза является этническая близость русского и белорусского народов. Армения - стратегический анклав влияния России в Закавказском регионе, кроме того, само существование Армении в качестве суверенного государства невозможно без поддержки России. Казахстан- региональный лидер на южных рубежах России. Киргизия, Таджикистан - техническое пространство, буфер между миром ислама и сферами влияния России, само существование этих государств невозможно без экономической и военной помощи России и Казахстана.

С точки региональной безопасности в Центрально-Азиатском регионе (в дальнейшем ЦА), основными игроками являются:
1. члены ОДКБ- Россия и Казахстан;
2. КНР;
3. США;
4. «Виновник торжества» - Узбекистан, свободное от военных блоков государство;
5. Афганистан - очаг нестабильности, источник терроризма в регионе.
6. Туркменистан - нейтральное, ни в чем не участвующее государство, центрально-азиатский аналог Швейцарии с национальным туркменским колоритом.

Есть и другие игроки Индия, Пакистан, Турция и Иран, но влияние их незначительно, и мы оставим их за скобками.

Цели и задачи выше названых сторон различны. Если Россия. Казахстан, и Китай считают сохранение стабильности в регионе, то их «вероятный противник» США, наоборот, стремятся всколыхнуть регион, посеять смуту, хаос. Узбекистан в свою очередь считает своей основной задачей сохранение суверенитета, обеспечение безопасности в сопредельных странах для обеспечения стабильного развития страны. Он избегает втягивания в военные блоки для сохранения суверенитета, а дипломатия обеспечивает сотрудничество со всеми крупными игроками в регионе. А поле для сотрудничества есть, и довольно большое, в частности:

1. США. Участие в логистической инфраструктурной системе (NDN). В рамках проекта NDN армии Узбекистана передается военной оборудования для местных войск спец. назначения и подразделениям охраны основных узлов NDN. Участие в инфраструктурных проектах в Афганистане, в частности выиграны тендеры и производятся работы в таких отраслях, как энергетика, связь, строительство ж/д коммуникаций и прочее. Словом, сотрудничество с США приносят значительный доход в казну государства.

2. КНР. Разработаны и ведутся проекты по строительству и эксплуатации коммуникационных проектов (ж/д, автодороги, газопроводы), которые в последующем станут мостом между КНР и регионом персидского заливаи Европой (в обход России). Узбекистану китайские стратеги отводят роль стратегического тыла, а соответственно, обеспечение безопасности путей сообщения, а следовательно, и устойчивости дружественных режимов стран ЦА, в т.ч. режима И.Каримова.

3. Россия, Казахстан. Для России и Казахстана регион чувствителен с точки зрения обеспечения безопасности границ и борьбы с наркотрафиком. Спецслужбы Узбекистана, Казахстана, России тесно, а главное эффективно, сотрудничают в сфере борьбы с терроризмом и наркотрафиком.

В целях обеспечения безопасности ОДКБ имеет альтернативу в виде ШОС (Шанхайской организации сотрудничества), активным членом которой является Узбекистан, и в рамках которой возможно решение вопросов, связанных с безопасностью в регионе. Кроме того, Узбекистан и Россия – союзники на базе двухстроннего договора о военной взаимопомощи, и являются союзниками- механизм куда более быстрый чем структура ОДКБ.

Кроме того, следует учесть, что дестабилизация обстановки в Узбекистане - гарантированная дестабилизация всего региона, а это в свою очередь не в интересах ни России, ни Китая. Обострение ситуации в Узбекистане – угроза национальной безопасности в стран ЦА региона, и для сохранения стабильности Китай, Россия, Казахстан будут вынуждены оказывать помощь республике Узбекистан и без подписей в документах ОДКБ. Все находятся в одной лодке, все друг с другом взаимосвязаны. Руководство Республики Узбекистан понимает это и извлекает выгоду из сложившейся ситуации.
Автор:
Хасанов Шухрат
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

55 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти