Малюта Скуратов. Возвышение и гибель опричника

57
Малюта Скуратов. Возвышение и гибель опричника
Кадр фильма «Иван Грозный», 1944 г. (режиссер – С. Эйзенштейн)

В предыдущей статье мы говорили о том, как Иван Грозный разделил государство на две части – опричнину и земщину. О происхождении Малюты Скуратова, начале его царской службы, участии в убийстве митрополита Филиппа II (Фёдора Колычева) и двоюродного брата царя Владимира Старицкого. Сегодня мы продолжим этот рассказ.

Новгородский поход Ивана Грозного



Савичев А. Въезд Иоанна IV Грозного в Новгород 8 января 1570 г.

Надо сказать, что еще в начале 1569 года некий изменник Тетерин, «вопрошаясь опричниной», приказал открыть ворота Изборской крепости, которую в итоге захватил маленький литовский отряд. Через полторы недели воевода Михаил Морозов вернул Изборск. Прибывшие судьи приговорили к смерти нескольких приказных и двух псковичей, выступивших сообщниками Тетерина. Неудивительно, что Иван Грозный поверил известию об измене и в Новгороде. Расправившись с обвинённым в измене двоюродным братом Владимиром Старицким, Иван IV в декабре 1569 года выступил в свой печально знаменитый Новгородский поход.



По пути опричное войско заходило в Клин, Тверь и Торжок, где также проводились поиски «изменников». При этом сообщается, что репрессиям в Твери и Торжке были подвергнуты не коренные жители, а переселенные в город псковичи, полочане, ливонцы, немцы и литвины. Тогда же, как мы помним, Малютой был убит и заключённый в Тверской Отроч Успенский монастырь опальный митрополит Филипп.

В Твери Малюта получил приказ казнить 19 пленных татарских мурз. Татары оказали яростное сопротивление, Малюта получил ножевое ранение, после этого 15 еще остававшихся в живых татар были застрелены из пищалей.

Репрессии против Новгорода сомнений у историков не вызывают, однако масштаб их все же традиционно преувеличивается, и даже в учебниках до сих пор можно прочитать много небылиц.

Прежде всего, следует сказать, что на Новгород царь повёл относительно небольшое войско численностью от полутора тысяч до двух тысяч человек, в том числе – 500 опричников личной царской охраны.


Опричник на рисунке В. Шварца

Но сплошь и рядом можно прочитать о 15-тысячной армии. Однако, исходя из реальной численности экспедиционного корпуса, можно говорить о том, что поход скорее носил характер не войсковой, а полицейской операции.

Действительно, взять штурмом хорошо укрепленный Новгород с таким малочисленным войском было просто невозможно, но горожане сами открыли ворота – как только подошёл передовой отряд. Это говорит о том, что далеко не все в Новгороде поддерживали заговорщиков. На мосту через Волхов Ивана IV встречали с крестами и иконами. Здесь царь обвинил архиепископа Пимена в измене и отправился в Софийский собор.

Любопытно, что обедню в нем отслужил тот самый архиепископ Пимен. Арестован он был во время трапезы, на которую пригласил царя. Именно его Переписная книга Посольского приказа называет главой заговорщиков:

«Хотел Новгород и Псков отдати Литовскому королю, а царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси хотели злым умышлением извести, а на государство посадити князя Володимера Ондреевича».

Затем были произведены аресты других подозреваемых в измене, в основном бояр и представителей духовенства.

Что же происходило тогда в городе?

При чтении целого ряда источников перед нами предстаёт поистине апокалипсическая картина бессмысленной и какой-то звериной жестокости московского «царя-душегуба»:

«Мужей и жен и детей в великую реку Волхов вмета, яко и реки запрудитися».

О том же сообщает датский посол Яков Ульфельдт, посетивший Россию через 8 лет – в 1578 году:

«Мертвыми телами многих тысяч жалким образом казненных людей река Волхов так была наполнена, что нарушено было правильное течение ее: она вышла из берегов и должна была разлиться по полям».

Ливонские опричники Таубе и Крузе, а также Курбский говорят о 15 тысячах жертв. Авторы Новгородской и Псковской летописей сообщают о 30 тысячах и 60 тысячах соответственно.

А Джером Горсей, тот самый, которому якобы показывал свои сокровища Иван IV, и вовсе пишет о 700 тысячах (!) жертв. Непонятно, чему в данном случае следует больше удивляться: безудержной фантазии вышеуказанных авторов, или необъяснимой доверчивости вроде бы серьёзных историков, которые, начиная с Карамзина, бездумно вставляли в свои труды эти не выдерживающие никакой критики страшилки.

Ведь абсолютно доказанным считается, что в середине XVI столетия население Новгорода никак не могло превышать 30 тысяч человек – и это уже максимально допустимая цифра. Дважды посещавший Новгород папский нунций Антонио Поссевино оценивал численность его населения всего в 20 тысяч человек.

Советские историки А. А. Зимин и А. Л. Хорошкевич в книге «Россия времени Ивана Грозного» допускают, что в Новгороде могло проживать до 26 тысяч человек. И в распоряжении историков имеются вполне адекватные свидетельства людей, которым не было никакого смысла «выгораживать» хоть Ивана IV, хоть Малюту. Тот же «немец» Штаден, которому, казалось бы, сам Бог велел клеветать на московского царя, утверждает, что репрессиям в Новгороде подверглись в основном иноземцы и их новгородские сторонники:

«Большую часть их (казненных) составляли поляки».

(Добавим: также «те из русских, которые поженились на чужой стороне»).

Правда, Штаден утверждает, что расправы над новгородцами происходили в течение 6 недель (и за ним это повторяет Карамзин), в то время как Иван IV находился в этом городе всего неделю.

Кроме того, Штаден утверждает, что в Волхове топили не людей, а ненужное имущество казненных:

«Все, что воинские люди не могли увезти с собой, то кидалось в воду или сжигалось. Если кто-нибудь из земских пытался вытащить что-либо из воды, того вешали».

Здесь надо уточнить, что в 1569–1571 гг. на территории Руси зафиксирована эпидемия чумы, и наиболее пострадали северо-западные области. Есть все основания полагать, что гораздо больше Новгород пострадал не от опричного войска Ивана IV, а от эпидемии.

То же, вероятно, можно сказать о якобы полностью разорённых по пути к Новгороду Клине, Твери и Торжке. Вероятно, сжигались либо топились в Волхове вещи умерших от чумы людей – только этим и можно объяснить странное желание Ивана IV непременно уничтожить это имущество.

Шлихтинг и Гваньини, в отличие от предвзято относившихся к Ивану IV авторов новгородских и псковских летописей и фантастического лжеца Горсея, рассказывая о тех событиях, пишут о 2 770 убитых горожанах, правда, прибавляя:

«Не считая черни» (Шлихтинг) и «не считая бедного люда и женского пола» (Гваньини).
А Шлихтинг ещё и вдобавок сообщает, что из 300 арестованных и отданных под суд бояр были оправданы 184.

Сообщения Шлихтинга и Гваньини вызывают доверие, поскольку указанное ими число жертв практически совпадает с данными поминальных списков новгородских синодиков за тот год, где содержатся имена 2 800 человек. Но надо учитывать, что в синодики вносились имена всех умерших – не только казнённых.

И потому наиболее точными можно считать сведения, приведённые самим Малютой Скуратовым, которые упоминались ранее (в первой статье) в «сказке». Малюта утверждает, что за всю «Новгородскую посылку» (то есть, в Клину, Твери, Торжке, Новгороде и Пскове) были казнены 1 490 человек и 15 пленных татар застрелены из пищалей (мы уже говорили об их сопротивлении и ранении Малюты).

Думаю, вы согласитесь, что Скуратов вряд ли хотел преуменьшить «подвиги» своих подчиненных. Согласно тому же царскому синодику, в самом Новгороде были казнены 379 человек, из них рядовыми новгородцами (холопами, ремесленниками, монахами и т. д.) были всего 30 человек. Признанный главой заговорщиков архиепископ Пимен был сослан в Никольский Веневский монастырь (современная Тульская область), где и умер в 1571 году.

Возвышение Малюты



Г. Седов. Иван Грозный и Малюта Скуратов

Заслуги Скуратова в Новгородском походе Иван IV оценил очень высоко, и в мае 1570 года Малюта стал думным дворянином (его имя, кстати, стояло в списках последним).

Пошла тогда в гору и карьера Василия Грязного, о котором мы поговорим в следующей статье. А вот другие высокопоставленные опричники попали в немилость. При участии Малюты были арестованы отец и сын Басмановы.

Старший, Алексей Данилович Басманов – храбрый воин и незаурядный полководец, отличившийся при штурме Казани и в битве при Судбищах, взявший Нарву во время Ливонской войны и отстоявший Рязань от войск крымского хана Девлет-Гирея, был казнён. Его сын, бывший царский любимец, Фёдор умер в ссылке на Белом озере.


Алексей и Федор Басмановы отбивают атаку татар под Рязанью, миниатюра Лицевого свода

А такими увидели Алексея и Федора Басманова зрители фильма «Иван Грозный», 1944 г. (режиссер – С. Эйзенштейн):


Полагают, что именно по доносу Малюты был арестован и потом скончался «в железных оковах» глава Оружейного приказа А. Вяземский. Лето 1570 года было отмечено массовыми казнями в Москве, главную роль здесь также играл Малюта. На смерть были осуждены 300 человек, но 150 из них были помилованы. Известно о личном участии Малюты в казнях дьяка И. М. Висковатого, бывшего главы Посольского приказа, казначея Н. Фуникова и талантливого военачальника князя П. С. Серебряного.

А вот с возглавлявшим постельничий приказ Дмитрием Годуновым у Скуратова были хорошие отношения. Дочь Малюты – Мария Григорьевна Скуратова-Бельская в 1572 году была выдана замуж за племянника Дмитрия – Бориса Годунова. На Бориса к тому времени обратил внимание и царь – в том же году он был дружкой Ивана IV на его свадьбе с Марфой Собакиной. Это третья жена царя, знакомая всём по знаменитой комедии Л. Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», дальняя родственница Скуратова. А свахами Марфы были жена Малюты и его дочь Мария.

Впрочем, невиданного возвышения Бориса Годунова тогда ещё никто не предвидел, гораздо более удачными считались браки других дочерей Малюты. Екатерина вышла замуж за князя Дмитрия Ивановича Шуйского, брат которого, Василий, также ненадолго занял место на российском престоле. Супругом Анны стал князь Иван Михайлович Глинский. Елена была выдана замуж за другого князя – Ивана Келмамаевича, сына выходца из Орды (а Чингизиды на Руси считались царевичами и стояли выше Рюриковичей и Гедиминовичей).

Марию Григорьевну, убитую вместе с сыном – царём Фёдором, враги Годуновых безосновательно обвиняли в отравлении Федора Иоанновича. А вот слухи об отравлении Екатериной Григорьевной популярного воеводы – М. В. Скопина-Шуйского кажутся более обоснованными, хотя, конечно, никаких прямых доказательств в распоряжении историков не имеется. Она умерла в Польше – вместе с мужем и его братом, царём Василием Шуйским.

Весной 1571 года Москва была захвачена и сожжена крымскими татарами. Расследование неудачных действий воевод проводил Скуратов, причём виновными были признаны опричники: по результатам проведённого Малютой расследования, были казнены командовавший опричным войском князь М. Т. Черкасский (брат второй жены Ивана Грозного Марии Темрюковны) и более 100 высокопоставленных опричников. Некоторые полагают, что именно тогда Иван Грозный серьёзно разочаровался в эффективности созданной им организации. И в знаменитой битве при Молодях (между 29 июля и 2 августа 1572 года) опричники впервые за все время существования их войска оказались в подчинении у земского воеводы Михаила Воротынского.

Кстати, опричный отряд под командованием Дмитрия Хворостинина хорошо показал себя во время этого сражения. Действуя в качестве передового полка, он разбил татарский арьергард, а потом привел основную армию к холму, на котором уже был развернут гуляй-город. Итоги битвы при Молодях потрясли Крым: потеряв 27 тысяч боеспособных мужчин (до 15 тысяч погибло в бою, около 12 тысяч утонуло в Оке при бегстве), следующий поход на Русь ханство смогло организовать лишь в 1591 году – когда выросло новое поколение воинов.

Затем вышел царский указ о запрете упоминать само слово «опричнина». Вопреки распространенному мнению, официально она не была упразднена, изменилось название: опричники стали именоваться «дворовыми людьми», опричные города и земли – «дворовыми». А решение вопроса об их дальнейшей судьбе в своем завещании царь передал на усмотрение сыновей – Ивана и Федора: «как им прибыльнее, и чинят».
Но мы забегаем вперед.

Последний год жизни Малюты Скуратова


Зимой 1571–1572 гг. Малюта Скуратов предстает перед нами дипломатом высокого ранга. В декабре 1571 года он вместе с дьяком Щелкаловым вел переговоры с представителем Польского короля Михаилом Галабурдой. 6 января 1572 года участвовал в переговорах со шведскими послами, в феврале того же года – входил в группу переговорщиков с крымским «гонцом» Янмагметом. Затем он общался с представителями польско-литовского королевства, которые привезли известие о смерти короля Сигизмунда.

Весной 1572 года Малюта оказывается в армии, на должности второго дворцового воеводы, что ставит его выше многих бояр. Царь пожаловал ему поместье в Новгородских землях, но боярином Малюта так и не стал.

Осенью 1572 года Русская армия двинулась в Ливонию. Возглавил ее сам Иван Грозный, а о Малюте в летописи коротко говорится, что он тогда «ездил за государем».

27 декабря русские осадили замок Вайсенштайн между Нарвой и Ревелем (сейчас эстонский город Пайде). Это была уже четвертая попытка взять крепость: осады 1558, 1564, 1570 гг. оказались неудачными. После артиллерийского обстрела стен, 1 января 1573 года начался штурм, закончившийся падением Вайсенштайна.

Один из штурмовых отрядов возглавил Малюта Скуратов, другой – Василий Грязной. Здесь и был смертельно ранен герой статьи (а В. Грязной в том же году попал в плен к татарам). Некоторые, например, С. Веселовский, полагали, что Иван IV решил избавиться от этих видных руководителей опричнины и фактически отправил их на смерть.

Однако известно, что в отместку за гибель Малюты Иван Грозный жестоко отомстил пленным шведам и немцам. В Пискаревском летописце сообщается, что «немцев изсече всех», согласно записи в Псковской – «царь многих немцев погубил лютою смертию». А некоторые и вовсе утверждает, что Иван Грозный распорядился их «зажарить до смерти». По наиболее распространённой версии, Малюта был погребен в Иосифо-Волоколамском монастыре, где уже был похоронен его отец.

Иван IV приказал инокам поминать Малюту «доколя монастырь стоит». С этой целью он сделал вклад в 150 рублей – больше, чем после смерти брата Юрия и жены Марфы. Потом он ежегодно посещал эту обитель и выделял дополнительные средства на помин души Григория Лукьяновича Скуратова-Бельского. Его жене было назначено содержание в размере 400 рублей в год, что нетипично для той эпохи: она стала первой дворянской вдовой, которой была назначена «пенсия» (обычно на «кормление» оставляли часть поместья).

Для сравнения: Богдан Бельский, племянник Малюты, будущий окольничий и боярин, в то время, занимая должность «рынды с рогатиной», получал из казны жалованье в 250 рублей. Зять Малюты – Борис Годунов, также регулярно делал вклады в этот монастырь, как и его супруга.

Волоколамская чудотворная икона Божией Матери


Интересно, что незадолго до смерти Малюта Скуратов заказал в придворной мастерской список Владимирской иконы Божией Матери. Эта икона, известная как Волоколамская, почиталась в народе, как чудотворная, Чтобы оправдать её происхождение, церковными властями было объявлено, что перед смертью Малюта Скуратов раскаялся в своих грехах и молил Богоматерь о прощении. До 1954 года эта икона находилась в Успенском соборе Иосифо-Волоколамского монастыря, затем была передана в Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, где считается одним из семи наиболее ценных экспонатов.


«Богоматерь Владимирская Волоколамская», около 1572 г.

16 марта 2007 года Иосифо-Волоцкому монастырю была подарена её копия, написанная С. И. Фоминым и освящённая, в музее (с прикладыванием к подлиннику). В данном случае мы видим хороший пример того, как следует удовлетворять претензии церковных иерархов.

К моему огромному сожалению, 15 мая 2023 года было принято решение о передаче Русской Православной Церкви поистине бесценной иконы – знаменитой «Троицы» («Гостеприимство Авраама»), одной из двух работ Андрея Рублева, чье авторство достоверно подтверждено.


Между тем в июле 2022 года эта икона вывозилась в Сергиев Посад по случаю празднования 600-летия обретения мощей Сергия Радонежского и находилась в Лавре два дня. За это время она получила «существенные изменения, которые «могут угрожать существованию памятника» (заявление искусствоведа Ксении Коробейниковой).

Еще более страшный случай произошел с написанной в XII (!) веке Боголюбской иконой Божией Матери, которая в 1992 году была передана во Владимирский Княгинин монастырь.


Боголюбская икона Божией Матери

В 2009 году было обнаружено, что из-за неправильного хранения этот уникальный образ поражен грибком. Икона была срочно передана реставраторам Владимирско-Суздальского государственного музея, которые работали над её восстановлением с 2010 по 2016 год. Насколько мне известно, никто из чиновников за это преступление против нашей истории и культуры никакого наказания не понес.

Против переноса иконы Рублёва из Третьяковской галереи в храм Христа Спасителя и далее в Троицкий собор лавры выступил даже председатель экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации, епархиальный древлехранитель Московской епархии, член патриаршего совета по культуре протоиерей Леонид Калинин, настоятель храма Священномученика Климента.

В результате он был снят со всех должностей и «запрещён в священнослужении». И 12 июля 2023 года, на мой взгляд, роковое решение было принято: бесценную икону, являющуюся достоянием всего народа России, независимо от вероисповедания, передали РПЦ сроком на 49 лет с возможностью пролонгации.
57 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    31 августа 2023 05:20
    Валерию спасибо за очередную интересную статью. Всем доброго дня!
    PS. Блин, как хорошо спал. Проснулся от стука в окно. Вороны как кузнецы наяривают, аж весь дом дрожит. Время 5:00. Придется вставать и идти кормить. Кто подскажет как их отучить от этой дурацкой привычки?
    1. +2
      31 августа 2023 05:25
      Доброе утро, Дима!
      Я проснулся 2 часа назад - гремело и сверкало.
      Сейчас всё улеглось. hi
      1. +2
        31 августа 2023 05:42
        Привет, Саша hi
        У нас без осадков. На термометре сейчас +14°С
        1. +1
          31 августа 2023 05:44
          У нас птички ещё спят , по крайней мере не слышно
          1. +3
            31 августа 2023 06:29
            У нас птички ещё спят

            У нас уже завтракают smile

            птичек по крайней мере еще не слышно

            Наши тоже не особо разговорчивы, но стоит кому-нибудь постороннему на участок зайти - такой грай поднимут, лучше всякой сигнализации. wink
    2. +7
      31 августа 2023 08:01
      Когда человеку не нравится котячья диктатура в доме, он заводит себе ворону... recourse
      1. +2
        31 августа 2023 09:37
        Приветствую, Антон!
        Каркушке 12 лет, Она почти ручная - ее дочь птенцом в поле подобрала, выросла в доме. Черныш у нее в примаках. Живут на чердаке, там и птенцов выводят. А псу и кошке по три года. Так что вороны появились намного раньше.
        котячья диктатура в доме

        Муська не из диктаторов - она дама с низкой социальной ответственностью, благо что стерилизована, ночью лындит с кошаками по станице, днем отсыпается. Алабай Баха на диктатора то же не тянет- он среди кошки и ворон с самого рождения - привык. Диктатором был Рич, вот он у всего этого зоопарка был в непререкаемом авторитете и всех строил - и ворон и кошку и юного Баху, славный был пёс, жаль прожил всего 13 лет.
  2. +3
    31 августа 2023 05:21
    Иван IV дал титул думного дворянина,но боярином Малюту не сделал. Каждый сверчок знай своё место.
    "Зимой 1571–1572 гг. Малюта Скуратов предстает перед нами дипломатом высокого ранга. "(с)
    Очень спорное утверждение.
    Скорее всего Малюта Скуратов был соглядаем на переговорах. Как бы сейчас сказали - представитель администрации.
    Замок Вайсенштайн расположен между Дерптом (Тарту) и Ревелем(Таллинном), а не как между Нарвой и Таллинном.
    Роль Малюты в походе действитель не определенная.
    Скорее это личный телохранитель Ивана Васильевича.
    А если так, то зачем его посылать на штурм? Цель одна - "красиво" избавиться.
    После того,как царь закрыл проект опричнина, все документы,которые касались её деятельности странным образом сгорели.
    Семья Малюты тесно связана с Иосифо-Волоколамским монастырем.
    Старец этого монастыря Кассиан Босой был крестным отцом Ивана Грозного.
    Здесь жили брат Малюты – старец Илья, а впоследствии и сын Ильи – инок Григорий. В монастыре был иноком отец Малюты – Лукьян (инок Леонид).
    1. vet
      +4
      31 августа 2023 08:17
      Скорее это личный телохранитель Ивана Васильевича.

      Скуратов по тем временам был уже немолод - царь в телохранители, надо думать, людей помоложе и порасторопнее брал - всяких рынд с саадаком, с копьем и прочих. Скорее уж Малюта при Иване IV был "начальником штаба" или доверенным лицом - порученцем высокого уровня.
    2. 0
      31 августа 2023 23:34
      Цитата: ee2100
      Иван IV дал титул думного дворянина

      "Думный дворянин" не титул, а чин. И дан, на чин боярина Малюта родом не вышел
  3. +3
    31 августа 2023 05:59
    16 марта 2007 года Иосифо-Волоцкому монастырю была подарена её копия, написанная С. И. Фоминым и освящённая, в музее (с прикладыванием к подлиннику).


    До 1954 года сама икона находилась в Успенском соборе Иосифо-Волоколамского монастыря, затем была передана в Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, где считается одним из семи наиболее ценных экспонатов. Теперь в Успенском соборе Иосифо-Волоколамского монастыря находится ее список
    фото список иконы "Волоколамской Божией матери", работы С. И. Фомина. 2007г.

  4. +5
    31 августа 2023 06:07
    Один из штурмовых отрядов возглавил Малюта Скуратов, другой – Василий Грязной. Здесь и был смертельно ранен герой статьи (а В. Грязной в том же году попал в плен к татарам). Некоторые, например, С. Веселовский, полагали, что Иван IV решил избавиться от этих видных руководителей опричнины и фактически отправил их на смерть.

    Существуют как минимум две версии причины гибели Малюты: по одной - он мог предполагать, что гарнизон крепости сильно ослаблен после отправки отряда для встречи шведского обоза, и попытался выслужиться перед царем, без особого риска совершая подвиг на его глазах. По другой — Малюта осознано отправился в самоубийственную атаку зная, что Иван разочаровался в опричнине и что это чревато террором уже в отношении самих опричников, его семьи и всего рода Бельских.
  5. +5
    31 августа 2023 06:37
    Хотя Скуратов и погиб как воин,однако в памяти народной Малюта остался в первую очередь душегубом. А сколько он "зарезал,сколько перерезал,сколько душ невинных загубил"(с) , по воле своей или токмо по воле,пославшего его царя,не важно.
    1. +4
      31 августа 2023 08:01
      однако в памяти народной Малюта остался в первую очередь душегубом.
      Память народа - она такая. Так Степан Разин по-прежнему считается народным героем, борцом против самодержавия за всё хорошее против всего плохого, но
      сколько он "зарезал,сколько перерезал,сколько душ невинных загубил"(с)
      однако "это того, кого надо нога" (с)
      1. +1
        31 августа 2023 23:36
        Цитата: Авиатор_
        Так Степан Разин по-прежнему считается народным героем, борцом против самодержавия за всё хорошее против всего плохого, но

        А вот тут спасибо Советской власти. До революции Стенька - герой довольно таки неоднозначный. В числе прочего колдун.
        1. +1
          1 сентября 2023 00:23
          Цитата: Старший матрос
          До революции Стенька - герой довольно таки неоднозначный.

          Песню "Есть на Волге утес...." написал довольно высопоставленный чиновник царя генерал-лейтенант и военный юрис А.А. Навроцкий. Песня вскоре стала народной и имеется ее различные варианты в основном болле симпатизирующие Разину чем первая авторская оригинальная версия. Публикация песни прошла царскую цензуру.Так что С. Разин в некоторой степени уважался своими классовыми противниками. Его восстание в некоторой степени послужило помещикам предостережением от беспредельного гнета своих крепостных. Как воин и военноначальник М. Скуратов продемонстрировал свои качества в Твери. Собравшись убивать в остроге пленных татар Малюта Скуратов явился туда со своим отрядом. Но пленные татары голыми руками разогнали все воинство Скураты и видимо разоружили его. Пришлось Скуратову звать на помощь земских стрельцов которые и совершили задуманное Скуратовым душегубство безоружных пленных колодников.
  6. +1
    31 августа 2023 07:09
    Спасибо, Валерий!

    Новые доводы вряд ли появятся.
    Только любимого А. К. Толстого вспомнить:

    Вдруг гремят тулумбасы; идет караул,
    Гонит палками встречных с дороги;
    Едет царь на коне, в зипуне из парчи,
    А кругом с топорами идут палачи,—
    Его милость сбираются тешить,
    Там кого-то рубить или вешать.


    Что касается иконы, как думаете - с какой целью ее Андрей Рублев создавал?

    Или сразу к «музейному пленению» готовился?
    1. +6
      31 августа 2023 07:42
      к «музейному пленению»

      Это как понимать, Сергей? Ученый против музеев? Вот это напрасно. Церкви без икон по любому не останутся, а уникальным шедеврам, имхо, место - именно в музеях, там и и народу больше, чтобы их увидеть и условия для хранения и сохранности лучше, Вот Валерий пишет о "Боголюбской иконе Божией Матери" XII века, которая в 1992 году чиновниками была передана во Владимирский Княгинин монастырь:
      В 2009 году было обнаружено, что из-за неправильного хранения в монастыре этот уникальный образ поражен грибком. Икону пришлось срочно передавать реставраторам Владимирско-Суздальского государственного музея, которые работали над её восстановлением с 2010 по 2016 год.

      Просто удача, что ее удалось спасти - реставраторы просто подвиг совершили... И как обычно никто из чиновников и церковников не наказан...
      1. +4
        31 августа 2023 07:47
        Не против музеев, Дмитрий.

        У Вас не было чувства, что зал с иконами в Третьяковке отличается от других залов по воздействию на людей?

        Сейчас недавно вернулся из замечательного места на Вологодчине - Тотьмы.

        Храмы удивительные, но их сохранилось немного.

        1. +3
          31 августа 2023 07:54
          Сергей начал выкладывать изображения!
          Это прорыв!!! good
          1. +3
            31 августа 2023 08:00
            Редкий. Но иногда может быть доводом.

            Сколько-то лет назад и в презентациях картинки не очень любил.

            Критиковали.
        2. +5
          31 августа 2023 08:37
          Да разве я против церквей? И сам, и вся семья, и все предки были крещенные. Я о другом - мне совершенно непонятна показушная чиновничья религиозность - когда уникальные артефакты и объекты передаются служителям культа, один только Исаакиевский собор, чего стоит. А старинные бесценные иконы?
          У Вас не было чувства, что зал с иконами в Третьяковке отличается от других залов по воздействию на людей?

          Я вот выскажу может быть крамольную мысль - в зал с иконами в Третьяковке я ходил любоваться, но но воздействию лично на меня намоленные моими предками и земляками иконы в нашей станичной деревянной Церкви Рождества Пресвятой Богородицы, срубленной в 1875-79 годах, и помнящей и крещение, и отпевание моих предков и соседей оказывают большее впечатление. Извините.
          фото Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в ст. Лысогорской
          1. +5
            31 августа 2023 08:44
            Это не крамольная мысль.
            А очень даже объяснимая. Любое место несет на себе отпечаток времени, людей. А уж намоленные иконы.

            У музеев - иное. Это, нередко - вершина цивилизации.

            Но при этом иногда напоминают трофеи, натасканные в метрополию со всех концов света.
        3. +4
          31 августа 2023 08:49
          Цитата: Korsar4
          У Вас не было чувства, что зал с иконами в Третьяковке отличается от других залов по воздействию на людей?

          Всё это так. Но вопрос в другом, что лучше потерять икону через пару десятков лет или всё же она будет в месте для неё не предназначенном (музее), хотя с какой стороны смотреть. На мой взгляд, было бы лучше ,чтобы основное время такие шедевры хранились бы в музеях, но периодически выставлялись бы в храмах.
          1. +5
            31 августа 2023 08:52
            Лучше икону не терять. С этим не поспоришь.
        4. Комментарий был удален.
    2. vet
      +2
      31 августа 2023 08:19
      Что касается иконы, как думаете - с какой целью ее Андрей Рублев создавал?
      Или сразу к «музейному пленению» готовился?

      Произведения искусства такого уровня давно уже вышли за узкие пределы предметов культа. Как правильно указано в статье - это достояние всего народа России, даже мусульман и буддистов.
  7. +6
    31 августа 2023 07:26
    Валерию спасибо за статью!
    Всем доброе утро!
    Хотел бы вступиться за С.Б. Веселовского:
    Некоторые, например, С. Веселовский, полагали, что Иван IV решил избавиться от этих видных руководителей опричнины и фактически отправил их на смерть.

    Будучи, как подавляющее число русской дореволюционной профессуры либеральных взглядов, Веселовский безусловно отрицательно смотрел на опричнинную систему.
    Но я бы не стал С.Б. Веселовского относить "к некоторым", это один из немногих видных специалистов по данному периоду, без работ которого и публикаций Актового материала данная статья могла бы и не написаться.
    hi
    1. +5
      31 августа 2023 07:34
      Наверное, историк, которого спустя годы знают не профессионалы - явление выдающееся.

      Впервые столкнулся с академиком Веселовским по его работам по Подмосковью. Но он многодетно себя проявил.
      1. +5
        31 августа 2023 07:46
        Доброе утро Сергей,
        Наверное, историк, которого спустя годы знают не профессионалы - явление выдающееся.

        Специалистов по этому периоду не так и много. Вот и знают.
        Материал сложный, Актовый материал даже изданный сложно изучать, а что говорить про рукописный.
        Как говорится, добро пожаловать в детальный мир!
        А без изучения его, перевода Актов это времени, для профессиональных историков бессмысленно рассуждать: было или не было.
        Идут споры буквально о деталях, те же генеологические списки опричнины и т.п.
        Поэтому и возмутило, в том числе, научное сообщество диссертация Мединского об этом времени поверхностная и популистская: профессионал никогда в лоб не будет утверждать, что это было именно так, потому,
        что исторические источники нам не дают точного ответа.
        1. +5
          31 августа 2023 08:36
          Доброе утро, Эдуард!

          В любой работе хороша гармония идей и их убедительных подтверждений.

          Другое дело, что каждый эту гармонию по-своему понимает.
          1. +1
            31 августа 2023 20:52
            Цитата 3x3zsave ( антон):Сергей начал выкладывать изображения! Это прорыв!!! good

            Да он и раньше классные фото из своих экспедиций выкладывал - "Лесные ягоды", "В заповеднике с лосихами".
            Одну его экспедиционную фотографию я даже себе скачал, распечатал в типографии на нетканке, вставил в рамку и повесил над столом
            фото Сергея "Раннее туманное утро на реке"

            У Сергея замечательное редкое чувство композиции и цвета.
            Увидеть в самом обычном что-то необычное и сфотографировать это так, чтобы и другие благодаря этому увидели это необычное - это талант! Не каждому дано. Мне лично нет.
            1. +1
              31 августа 2023 21:08
              Спасибо большое, Дмитрий!

              Пока не приехал, еще один пейзаж выставлю. Впрочем, Антон его уже видел.

              1. +1
                31 августа 2023 21:39
                Спасибо за красоту!
                С огромным удовольствием посмотрел бы в разделе "Мнения" ваши путевые фотографии с комментариями.
                1. +1
                  31 августа 2023 21:51
                  Наверное, можно вернуться к дневнику. Раз уж фотоаппарат сегодня у каждого в кармане.

                  Могу просто рассказывать в любом комментарии.

                  Одной из мотиваций поездки в ЦЛГЗ было Оковский лес увидеть.

                  А так первый кредитор у меня Антон. Ему обещал сводку про подсчено-огневому земледелию.

                  Впрочем, если есть желающие послушать рассказ о Тотьме - просто скажите - где начинать.
  8. +1
    31 августа 2023 07:51
    Автор застращал страшными историями в конце статьи,заявление искусствоведа К.Коробейниковой,автора телеграм-какнала, не вызывает доверия ....... расследования,резонансные интервью,так называемые в журналистике акции по подсвечиванию и исследованию неочевидных сюжетов(?)........
  9. 0
    31 августа 2023 08:46
    Иван IV в декабре 1569 года выступил в свой печально знаменитый Новгородский поход.По пути опричное войско заходило в Клин, Тверь и Торжок, где также проводились поиски «изменников».
    Тут необходимо заметить,что в Новгороде Малюты не было, и все "справедливые решения" там прошли без царского любимца.Да и ещё,разгром, учинённый в Великом Новгороде, напугал самого царя. Он увидел, что опричники превратились в грозную силу, которая в любую минут может выйти из повиновения. Поэтому начался период "закручивания гаек" о котором указано в статье.Имя "Малюта Скуратов" стало нарицательным,но анафеме в церквях его имя не предавалось, как имена,С.Разина,Е.Пугачева,он же свой..разбойник,царский, а Пугачев и Разин из народа.Царские разбойники,для народа,старались, а народные,для себя laughing
  10. +5
    31 августа 2023 08:48
    Фото к статье,где Малюта Скуратов (арт. М.Жаров) и Иван Грозный (арт. Н.Черкасов) из фильма С.Эйзенштейна, слегка смешное.
    Сталин,когда посмотрел фильм,заявил ......... товарища Жарова как не гримируй,всё получается товарищ Жаров
  11. +4
    31 августа 2023 09:04
    Чёрного кобеля не отмоешь добела. Какие бы заслуги не придумывали Скуратову, помнить его будут по участию в казнях.
  12. -3
    31 августа 2023 09:26
    Спасибо за статью автору.

    , роковое решение было принято: бесценную икону, являющуюся достоянием всего народа России, независимо от вероисповедания, передали РПЦ

    Странно, что без этой бредятины не обошлось. Иконы должны быть в храмах, кто в иконах видит лишь художественную ценность может посмотреть на её фото в интернете или на репродукцию в книге.
  13. -1
    31 августа 2023 09:30
    Цитата: kor1vet1974
    разбойник,царский, а Пугачев и Разин из народа.Царские разбойники,для народа,старались, а народные,для себя

    Разбойник и в Африке разбойник. Пугачёв и Разин, если бы их деятельность окончилась "победой", также бы сидели на троне и казнили и вешали недовольных и несогласных. Их мнимый положительный образ создан после 1917 года...
  14. +1
    31 августа 2023 09:58
    К моему огромному сожалению, 15 мая 2023 года было принято решение о передаче Русской Православной Церкви поистине бесценной иконы – знаменитой «Троицы»
    Я, конечно, понимаю, что автору на моё мнение, примерно так же как и мне на его, но если у человека кроме спинного мозга есть ещё и головной, то он должен понимать что Андрей Рублёв не просто Андрей Рублёв, а монах Русской Православной Церкви и его "Троица" это не картинка из журнала Огонёк, а Икона, которую монах рисовал не для музея, для храма и для его прихожан. Так что сожалеть о том что икону, нет, не передали, а ВЕРНУЛИ тем, кому она изначально принадлежала, может или человек недалёкий, или наоборот знающий что он хочет - уничтожить духовность нашего народа, превратить русских людей в наследников небезызвестной "Пусси райт". И всё это , понятное дело, под предлогом заботы о культурном просвещении дремучих масс. Даже как то странно, ведь если у вас незаконно забрали смартфон, вы в полицию обращаетесь именно для того что бы этот самый смартфон вернуть. Это справедливо, а возврат иконы у автора вызывает сожаление. belay
    И да, я ни разу не поп, попом никогда не был, в роду у меня попов, дьяконов и прочих священнослужителей тоже нет. Я просто русский человек, чту свою историю и хочу чтобы мои внуки росли в нормальной стране, где есть папа и мама и нет гейпарадов.
    PPS: а организовать правильное хранение, постоянный контроль и своевременную реставрацию можно без проблем. Но это уже совсем другая история.
    1. +7
      31 августа 2023 11:20
      Я просто русский человек, чту свою историю и хочу чтобы мои внуки росли в нормальной стране, где есть папа и мама и нет гейпарадов.

      Простите, а логика то где?
      Музеи, особенно центральные, конечно обеспечивают надежность хранения Национальных ценностей для будущих поколений, о чем высказывает своем мнение автор.
      А вот подобные решения как раз и вносят раскол в общества и перекладывания принятия решений на Ваших внуков.
      Как и тот факт, что гейпарад сюда прейдет, будучи одной из форм расширения рынка услуг, по которому страна не смотря ни на что, упорно бредет с 1991 г., как пенсионная реформа, сокращение поликлиник, разрушение производственного потенциала, миграция, все звенья одной цепи, таков закон рынка.
  15. -2
    31 августа 2023 12:51
    Цитата: Эдуард Ващенко

    Простите, а логика то где

    С точки зрения логики ещё проще - иконы создавали не для музеев, а для храмов.
    1. +1
      31 августа 2023 13:09
      Цитата: Владимир80
      С точки зрения логики ещё проще - иконы создавали не для музеев, а для храмов.

      Да,всё правильно,икона имеет только один смысл - религиозный.
    2. +7
      31 августа 2023 13:10
      С точки зрения логики ещё проще - иконы создавали не для музеев, а для храмов.


      То что актуально для прошлых эпох, никак не актуально для сегодня.
      Какой нибудь паровоз конца XIX в. создавали не для музей, а сейчас он там. Мечи или мушкеты создавались для боя, а не для музея, что ж их тащить на поле боя сейчас?
      Помпезные латы ковались для правителей, а сейчас они в таких не ходят, а ходят в Brioni, и они лежат в музее.
      А если следовать логике православных XVI - XVII в., то от любой иконы исходит святость, поэтому, когда в ходе Никоновской реформы из церквей выбрасывали иконы европейского письма, православный люд считал это иконоборчеством. А в наши дни признаются только иконы написанные условно каноническим письмом и освещенные в Православном храме, а не абы какие, например, написанные в Италии и оттуда привезенные.
      Тогда же логично было креститься двумя перстами, а теперь мы освещаем себя тремя.
      До XVIII в. европейская одежда запрещалась, массами не воспринималась, так как носила дьявольский отпечаток, что было тогда очень даже логично.
      В XXI в. все ходят исключительно в европейской одежде, и это логично, а вырядись кто-то как русский боярин XVII в. его сочтут за клоуна, такая вот логика.
      Вот в чём логика, называется она: всему своё время.
      hi
      1. -2
        31 августа 2023 13:55
        а теперь мы освещаем себя тремя.

        Теперь мы освещаем лампочками накаливания и диодными ...
        Мне удивительно, когда атеисты лезут в чужие дела - никто ведь сегодня не заставляет их креститься и поклоны класть, никто их не переубеждает. А присвоение икон - воровство!
        (п.с. к атеистам у меня претензий нет - это их выбор, и их право - Бог создал людей свободными в этом смысле).
        1. +6
          31 августа 2023 14:22
          Мне удивительно

          Мне удивительно, когда люди из опечатки делают проблему.
          Я православный, это к слову, а не атеист.
          Но у нас нет такого юридического разделения, когда женщины не имеют права лезть туда, атеисты сюда, а верующие сюда. Все равны в правах и высказываниях.
          Фактически, все эти возвраты, раздачи, продолжение политики приватизации или разбазаривания государства. Звенья одной логической цепочки: немцам - витражи, Церкви - иконы, французам - царские займы, можно еще реституцию зданий осуществить, ну заводы уже, Слава богу, раздали и превратили в Торгово-развлекательные центры и прочие объекты аренды и недвижимости.
          Здесь вопрос не Веры, а вопрос ценности собственности.
          С уважением,
          hi
      2. +2
        31 августа 2023 13:58
        Цитата: Эдуард Ващенко
        А если следовать логике православных XVI - XVII в., то от любой иконы исходит святость

        А,сейчас какая логика у православных,как они понимают,что исходит от икон?
  16. 0
    31 августа 2023 14:00
    Цитата: Эдуард Ващенко
    То что актуально для прошлых эпох, никак не актуально для сегодня


    что сегодня актуально - посмотрите тренды постхристианской европы (гендерное разнообразие, виртуальная жизнь в метавселенных, всеобщая цифровизация, эвтаназия, углеродная нейтральность и т.д. и т.п.)
    Вы хотите жить в таком "актуальном мире"?
    1. +5
      31 августа 2023 14:42
      Вы хотите жить в таком "актуальном мире"?

      Я нет.
      Но хочу я чего то или нет, от меня это не зависит, как и от Вас.
      Есть правила развития общества, и если Вы идете по пути капитализма, то все, что Вы перечисляете будет и у нас, потому, что за внешней трескатнёй, всё это лишь новые рынки сбыта и формы их расширения, механизмы перераспределения собственности.
      Этот выбор наша страна сделала в 1991 г., как, оставим за скобками: за Ельцина голосовали 57% на открытых и честных выборах 1991 г.
      Повторюсь: я против, за это не голосовал, но вот большинство хотело рынка, джинсов, "нормальной жизни", "не совка", "вот так, вот так, живет Америка с Европой, а у нас все через ж...", пел Бестальков. И всем это нравилось. Но чудес не бывает: закон рынка един для всех: хотели джинсы, как у них там, получите гендерное разнообразие.
      1. 0
        31 августа 2023 14:50
        Но чудес не бывает: закон рынка един для всех: хотели джинсы, как у них там, получите гендерное разнообразие.

        и чудеса бывают, но хороших чудес мы не заслужили ... и законам рынка гендерное разнообразие не нужно - рынку нужен прогнозируемый и контролируемый рост потребителей (постоянный)... просто мир катится к финалу, и чем выше уровень технологий - тем быстрее катится....
      2. +2
        31 августа 2023 20:24
        Привет Эдуард!
        Повторюсь: я против, за это не голосовал, но вот большинство хотело рынка, джинсов, "нормальной жизни", "не совка", "вот так, вот так, живет Америка с Европой, а у нас все через ж...", пел Бестальков. И всем это нравилось

        Все большое видится на расстоянии.
        1. +1
          31 августа 2023 20:36
          Что-то, а опыт 35 лет в нас крепко вбит.
          1. +1
            31 августа 2023 20:45
            Что-то, а опыт 35 лет в нас крепко вбит.
            Я бы сказал, 40-45 лет...
            1. +1
              31 августа 2023 21:04
              Даже сорока. За конец 70-х говорить бы не стал.

              А взросление у всех по своему происходит.
              1. 0
                31 августа 2023 21:14
                Слово "дефицит" и слово "блат" имеют более глубокие корни, чем нынешняя власть.
  17. +1
    31 августа 2023 23:56
    Чингизиды на Руси считались царевичами и стояли выше Рюриковичей и Гедиминовичей

    да неужели? belay
    Для начала, Чингизидов на Руси-матушке было как собак нерезанных и далеко не все из них были даже князьями, не говоря уж о царевичах.
    Татарских царевичей было не так много и они были как правило потомками Казанских, Астраханских и Касимовских ханов. Чуть позже к ним присоединились Сибирские - потомки Кучума.
    Титул этот и впрямь был очень почетный и на всех торжественных церемониях их место было рядом с царем, но вот с реальной властью было не очень, поскольку в Думу их никогда не приглашали.
    Указанный Иван Келмамаевич, скорее всего, происходил из рода мирз Шейдяковых, и был князем.
    https://cyberleninka.ru/article/n/knyazya-i-mirzy-sheydyakovy-v-rossii-xvi-xix-vv/viewer