Трудный путь к признанию

Более 50 лет в строю Т-62 – надежный, проверенный в бою танк

В июле 1962 года началось серийное производство последнего советского среднего танка Т-62. Последнего потому, что все последующие подобные боевые бронированные машины относились уже к классу основных танков. Эта модель стала первым в мире серийным средним танком, вооруженным гладкоствольной пушкой. Путь в серию Т-62 был трудным, а судьба – боевой. Далеко не всем советским послевоенным танкам пришлось повоевать так, как «шестьдесятдвойке». Причем не только в составе иностранных армий, но и под своим флагом. Впрочем, обо всем по порядку.

В целях достижения превосходства


К концу 50-х годов основным вооружением советских средних танков Т-54 и Т-55 была 100-мм нарезная пушка Д-10Т, созданная еще в 1944-м. Процесс ее модернизации привел к появлению артсистем Д-10ТГ и Д-10Т2С, но при этом затронул в основном вопрос стабилизации орудия сначала в одной, а затем и в двух плоскостях. Баллистические же характеристики остались неизменными. В боекомплект входили выстрелы с устаревшими осколочно-фугасными и бронебойными снарядами – ОФ-412, БР-412, БР-412Б и БР-412Д. Причем только последний был создан после войны по образцу трофейных немецких боеприпасов. Поэтому пушки семейства Д-10 не могли эффективно бороться с новыми образцами английских и американских танков.

Трудный путь к признанию

В марте 1954 года в ОКБ-9 (в настоящее время входит в состав екатеринбургского ОАО «Завод № 9») под руководством Федора Петрова был создан опытный образец 100-мм нарезной пушки Д-54 с начальной скоростью бронебойного снаряда 1015 метров в секунду. К октябрю на заводе № 183 в Нижнем Тагиле (нынешний УВЗ – ОАО «НПК «Уралвагонзавод») эту пушку установили на опытный образец среднего танка Т-54М («объект 139»), проходившего испытания в 1954–1955 годах. Тем временем в московском ЦНИИ-173 разработали двухплоскостной стабилизатор «Молния» для орудия, получившего обозначение Д-54ТС и предназначенного для создаваемого танка – «объект 140». Все работы по размещению новой пушки на «объектах 139 и 140», осуществлявшиеся на УВЗ под руководством главного конструктора Леонида Карцева, носили инициативный характер. Дело в том, что официально по постановлению правительства опытно-конструкторские работы по созданию новых танка и пушки к нему вело Харьковское КБ машиностроения под руководством Александра Морозова. Д-54ТС была установлена в Харькове на первый образец «объекта 430» – прототипа «шестьдесятчетверки», который предполагалось выпускать на всех танковых заводах СССР. Поэтому работу тагильчан руководство главных управлений Минобороны – бронетанкового (ГБТУ) и ракетно-артиллерийского (ГРАУ) воспринимало как конкуренцию и до некоторой степени как помеху харьковчанам, хотя и не пресекало ее.

К ноябрю 1958 года в рамках все той же заводской инициативы на УВЗ изготовили три образца нового танка («объект 165»). Эта машина представляла собой башню с пушкой от «объекта 140», установленную на удлиненный корпус Т-55 с увеличенным погоном. Кроме того, было изменено положение опорных катков для выравнивания нагрузки на них.

Пушка для нового танка

К февралю 1960 года пушка Д-54ТС выдержала повторные полигонно-войсковые испытания, на которых, впрочем, не обошлось без проблем. В частности, у военных вызывал нарекания дульный тормоз. Но это орудие не пошло в серию по другой причине. Осенью 1958 года представители ГРАУ показали Никите Хрущеву новую 100-мм гладкоствольную противотанковую пушку Т-12 «Рапира». Ее бронебойный снаряд имел в полтора раза большие скорость и бронепробиваемость по сравнению со 100-мм нарезным орудием. Хрущев задал вопрос: можно ли эту пушку установить на танк? Ему ответили: «Можно». «Тогда давайте-ка в следующем году сделаем 200 танков с этой пушкой», – распорядился глава государства. В связи с этим в Москву был срочно вызван Леонид Карцев. Ознакомившись с чертежами, он заявил, что на боевую бронированную машину (ББМ) пушку установить нельзя в том числе и потому, что выстрел имел длину 1200 миллиметров, а боеприпас, длиннее 1100 миллиметров, внутри танка невозможно развернуть и зарядить. Такой выстрел имела пушка Д-54, у которой Карцев предложил срезать нарезы, после чего ее калибр составил бы 115 миллиметров. Однако главный конструктор выстрелов Виктор Яворский возразил, что снаряд от выстрела длиной 1100 миллиметров будет иметь плохую баллистику. После споров, длившихся целый день, все-таки было принято решение о создании новых выстрелов калибра 115 миллиметров длиной 1100 миллиметров, одинаковых по габаритам с выстрелами 100-мм нарезной пушки.

Вместе с нарезами у Д-54 убрали и дульный тормоз. Так появилась первая в мире гладкоствольная танковая пушка У-5ТС «Молот» (индекс ГРАУ 2А20). После установки ее на «объект 165» танк переименовали в «объект 166». В течение 1959 года было изготовлено несколько опытных образцов. К осени 1960-го машины успешно прошли полигонные испытания. Комиссия, проводившая их, рекомендовала принять этот танк на вооружение. Эффективность пушки У-5ТС оказалась выше, чем прародительницы – 100-мм противотанковой гладкоствольной пушки Т-12. У снарядов была хорошая баллистика и все опасения Яворского оказались напрасными.

Помимо гладкоствольной пушки «изюминкой» новой ББМ стала цельнолитая башня. Танки семейства Т-54/55 имели литые башни с вварными катаными крышами, основания люков крепились к крыше болтами. Все это были с точки зрения снарядостойкости ослабленные зоны. По техусловиям броня башни «держала» бронебойный снаряд на расстоянии полутора калибров от сварного шва или от болтового соединения. На новой машине решили попробовать установить полностью литую башню. Идеологом этого решения был заместитель главного конструктора УВЗ Иван Бушнев, до 1957 года возглавлявший бюро вооружения и башни. В свое время он принимал участие в разработке литой башни танка Т-34. Непосредственное проектирование вел конструктор Ф. Ю. Беркович. Месяца через три изготовили первый опытный экземпляр башни.

В ходе испытаний «объекта 166» выявилось одно обстоятельство. При требуемом темпе стрельбы загазованность боевого отделения вдвое превышала норму. Чтобы снизить концентрацию выбросов, конструкторы предложили разработать механизм выброса стреляных гильз. Принцип его работы был таким: экстрактируемая гильза (для пушки У-5ТС использовались два типа гильз – стальная массой 7,95 килограмма и латунная массой 8,45 килограмма) попадала в ловушку механизма выброса, в задней части башни открывался специальный люк и гильза пружиной выбрасывалась наружу, после чего он закрывался. При выстреле во время отката пушки механизм взводился для очередного броска. Испытания показали, что эта конструкция позволила сократить загазованность в танке более чем в два раза и избавила экипаж от необходимости укладывать гильзы на место использованных выстрелов.

Неожиданное ускорение

Несмотря на то, что работа по установке на танк новой пушки была оформлена решением Военно-промышленной комиссии (ВПК) при ЦК КПСС и Совмина СССР, военные всячески противились постановке его на производство, поскольку по мощи вооружения он превосходил харьковский «объект 430», на который уже было потрачено огромное количество средств. Однако разразившийся в Министерстве обороны в начале января 1961 года скандал положил конец всем проволочкам с «объектом 166». Дело в том, что еще в 1958-м на вооружение английских танков «Центурион» была принята 105-мм нарезная пушка L7, имевшая ствол 62 калибра и огромное по тем временам давление в канале ствола – 5500 кг/см2. У подкалиберного 105-мм снаряда начальная скорость была 1470 метров в секунду и по бронепробиваемости он значительно превосходил снаряды советских 100-мм пушек. И все бы ничего – ведь «Центурион» производился в сравнительно небольших количествах, но в 1960 году в США начался серийный выпуск основного танка М60, также вооруженного этой пушкой. В ФРГ и Франции это орудие планировалось установить на перспективные танки «Леопард» и АМХ-30. Когда об этом узнал главнокомандующий Сухопутными войсками, герой Сталинградской битвы маршал Василий Чуйков, он пришел в ярость. Вызвав к себе начальника танковых войск маршала Павла Полубоярова и других руководителей ГБТУ, он поинтересовался, есть ли у Советской армии машина, способная противостоять танку М60. Услышав, что в Нижнем Тагиле разрабатывается танк со 115-мм пушкой, но он имеет недостатки, например при испытаниях сломался балансир, Чуйков в резкой, не терпящей возражения форме потребовал немедленно довести до конца этот проект.

Получившая ускорение группа представителей ГБТУ приехала в Нижний Тагил с намерением в кратчайшие сроки организовать производство «объекта 166». Однако директор УВЗ Иван Окунев категорически отказался переводить предприятие в состояние аврала, мотивируя это тем, что завод готовится к выпуску более совершенного танка – «объект 167». Не помогли ни уговоры, ни последовавшие за этим звонки из Москвы. И только в июле 1961 года на заседании ВПК, которое проводил заместитель председателя Совета министров СССР Дмитрий Устинов, руководство нижнетагильского завода дало согласие на производство новой машины с июля 1962-го. Уже 12 августа 1961 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О принятии на вооружение Советской армии среднего танка Т-62 ».

В 1961 году завод № 183 изготовил установочную партию из 25 машин, которые поступили в Прикарпатский военный округ. 1 января 1962-го предприятие было остановлено на шесть месяцев для переоборудования сварочного конвейера в корпусном цехе, замены карусельных станков для обработки погона башни и проведения других мероприятий по подготовке производства. С 1 июля 1962 года начался массовый выпуск танка Т-62.
Автор: Михаил Барятинский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 22
  1. Tan4ik 28 декабря 2012 08:54
    Отличный танк! До сих пор в некоторых странах на вооружении.
    1. evgenii67 28 декабря 2012 12:45
      В некоторых странах до сих пор и Т-34 на вооружении.
    2. Мак 28 декабря 2012 15:26
      например в России lol
      1. cth;fyn 28 декабря 2012 17:25
        На Кубе т-34-85 стоит на вооружении, вива ля Куба!
  2. Hard 28 декабря 2012 09:40
    Лучший средний танк! Даже сейчас доказывает свою эффективность в столкновениях на Ближнем Востоке!
    Hard
  3. Арон Заави 28 декабря 2012 12:13
    " Тиран-6" отличная машина была. На вооружении 404 резервисткой дивизии ЦАХАЛа стоял на вооружении до 2004 года.
    1. ikrut 28 декабря 2012 15:49
      Цитата: Арон Заави
      " Тиран-6" отличная машина была.

      А насколько серьезные доработки были у трофейных Т-62, чтобы он стал Тиран-6?
      1. orfo 28 декабря 2012 16:51

        Т-62 (Тиран 6), Израиль
        orfo
      2. Арон Заави 28 декабря 2012 20:44
        Это лучше прочитать, чем пересказывать.
        http://waronline.org/IDF/Articles/armament/army/afv/idf-afv-review/tanks/#chapte
        r-4
  4. itr 28 декабря 2012 12:19
    Вот в 62 году начал выпуск Т-62 а сейчас 90 ?????? отстаем
    itr
    1. evgenii67 28 декабря 2012 12:52
      "Вот в 62 году начал выпуск Т-62 а сейчас 90 ?????? отстаем" Тогда был Союз, а сейчас Россия, что уменьшаемся??? Вообще тот же Т-90 это глубокая модернизация Т-72. Т-90 имеет модификации например Т-90А или Т-90МС......если хотите назовите последний Т-110 good хотя дождемся Армату, и тогда его так назовем laughing
      1. Прохор 28 декабря 2012 13:08
        Ага! И сделаем "Армату" символом игр Сочи-2014! good
        А то у нас Олимпиады чаще проходят, чем новые танки появляются!
        Прохор
        1. Bad_gr 1 января 2013 23:26
          Цитата: Прохор
          И сделаем "Армату" символом игр Сочи-2014!

          Символов Олимпиады в гор.Сочи предлагалось много ...
          Вот, к примеру
  5. И. Бровкин 28 декабря 2012 13:15
    Лучший средний танк! Даже сейчас доказывает свою эффективность в столкновениях на Ближнем Востоке!

    Я бы с Вами не согласился,так как лучшим средним танком считаю Т-55.Тот даже в производстве его пережил(1958-1983 у Т-55 и 1962-1979 у Т-62). Единственное преимущество Т-62 перед Т-55 является более мощная пушка позволяющая поражать более современные танки,но эта же пушка обладает низкой скорострельностью всего 4 выстрела в минуту против кажется 7 у 100мм Т-54\55.
    И. Бровкин
    1. Мак 28 декабря 2012 15:28
      что в одном, так и в другом скорсотрельность реально зависит от заряжающего
  6. Hard 28 декабря 2012 15:30
    я думаю т-55 пережил т-62 по производству из-за соотношения цена/качество. Но если сравнивать характеристики, то т-62 превосходит т-55, следовательно он лучше.
    Hard
  7. pinachet 28 декабря 2012 17:39
    была версия т62 с 125-мм 2А26 пушкой (как у т72).
    было дешево и сердито!
  8. vorobey 28 декабря 2012 17:44
    Начинал в училище с 62. у нас уже эмки были в основном - афганский вариант.
    До сих пор считаю ее самой надежной и уютной машиной.
    хоть и тяжело на ней борьовые фрикционы регулировать в смысле чтобы работали синхронно, а так ломаться то и не чему тяги все железные, гидравлика в лишь в амортизаторах и стабилизаторе. Поговаривали бывалые что на ранних машинах в спиртик в гидроамортизаторы заливался поэтому и часто из строя выходили.
  9. cth;fyn 28 декабря 2012 17:54
    военные всячески противились постановке его на производство

    Ну правильно вояки не привыкли менять хорошее, на лучшее, а как припекло так и одумались.
  10. Nik_One 28 декабря 2012 19:15
    Это с чего это Т-62 последний средний. Что то позабыли что Т-64 именовался тоже как средний танк.
    Nik_One
  11. Nechai 29 декабря 2012 23:56
    Цитата: И. Бровкин
    Я бы с Вами не согласился,так как лучшим средним танком считаю Т-55.Тот даже в производстве его пережил(1958-1983 у Т-55 и 1962-1979 у Т-62). Единственное преимущество Т-62 перед Т-55 является более мощная пушка позволяющая поражать более современные танки,но эта же пушка обладает низкой скорострельностью всего 4 выстрела в минуту против кажется 7 у 100мм Т-54\55.

    Так 62ка и создавалась КАК ИСТРЕБИТЕЛЬ ТАНКОВ, для вооружения ПТДивизионов ТП и МСП. Приемлимая точность стрельбы комулятивным и ОФ у неё 1800м. Без приписок плюсовых на РТУ (БТУ, полковых и дивизионных учениях) получить для роты на 62ке оценку "отлично", даже для ТР с л/с 3-4 периода службы НЕ РЕАЛЬНО. При самом самом настойчивом воспитании бойцов, реально только стрельба на большие дальности на "хорошо". Уже недавно, я упоминал, подпольную кличку 62ки - "УТЮГ". А вот полстапяточка - ВЭЩЬ!!! Вон чего из 55ки амеры вымодернизировали на фото модернизированный Т-55 - Jaguar, США (http://military-today.com)
    Цитата: vorobey
    Поговаривали бывалые что на ранних машинах в спиртик в гидроамортизаторы заливался поэтому и часто из строя выходили.

    Гидравлическая жидкость называлась "Стеол-М". Заправлялась и в ПОУ. "Методика" добывания бойцами спиртус вини - при температуре за -40С, сливается "сырьё". В тару (обычноё ведро) ставиться лом (обычный же) и по нему, проворачивая его вокруг вертикальной оси, потихонечку сливается жидкость. Все добавки и присадки намерзают на железо и в ведро стекает ЧИСТЫЙ, ОБЕЗВОЖЕННЫЙ с2н5он. Травануться таким ликёром "шасси" не фиг делать, если пить неразведённым или не запивать водой (что западло). Без присутствия даже намёка на сивушные масла, алгоритм нашего организма даёт сбой в расщеплении винного спирта. И он без всякой обработки необходимями ферментами всасывается через стенки желудка и кишечника в кровь. Смертельная концентрация алкоголя достигается намного меньшими дозами выпитого. Можно сказать, привычными для человека. А вот потом пошла гидравлическая жидкость "ПОЖ-70(?)". Вот в ней с2н5он не было вообще. Но бойцы поначалу считали, что командиры, пулю льют - знаем мол, зачем вы нам эти сказки сказываете1 И только реальные смерти сослуживцев доказали им - усё лафа кончилася!
    Nechai
    1. почти дембель 2 января 2013 17:52
      Nechai
      Всегда с удовольствием читаю ваши комментарии, особенно про бронетехнику. Всегда поучительно и интересно. Спасибо и с Новым годом.
    2. Tank720 4 января 2013 13:29
      Насчет получений хороших оценок не соглашусь свами, стреляли и ничего ... а ребята всякие были и пехота и флот .... Отмечу что служил по кантракту на 62е на кавказе. Машина хорошая, но модернизация была бы полезна, особенно для горной местности и не только soldier
      Tank720

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня