Полностью электрическая силовая установка: Китай спустил на воду первый фрегат проекта 054B

37
Полностью электрическая силовая установка: Китай спустил на воду первый фрегат проекта 054B

Компания Hudong Zhonghua Shipbuilding на верфи в Шанхае спустила на воду первый фрегат типа 054B, линейка которых строится для нужд ВМС Китая.

Корабль длиной 147 метров, шириной 18,5 метров и водоизмещением около 6000 тонн отличается полностью электрической силовой установкой. Эта система повышает эффективность преобразования мощности, снижает энергопотребление, что в итоге приводит к улучшению навигационных характеристик и боевой мощи фрегата. На данный момент подобные двигательные установки используют немногие крупные корабли в мире.



Корабль оснащен РЛС с двойной АФАР. В сочетании с радиочастотным радаром, который также установлен на эсминцах проекта 055, это повышает осведомленность экипажа о воздушной обстановке.

Как отмечается в издании World Defence News, при такой радиолокационной поддержке возможности ПВО фрегата будут соответствовать или даже превосходить потенциал эсминца проекта 052C, что делает его сопоставимым с ведущими европейскими эсминцами, такими как британский Type 45 и французско-итальянский класс Horizon.

Основное вооружение проекта 054B аналогично 054A и включает в себя ВПУ с 32 ячейками, которые могут снаряжать как зенитными ракетами большой дальности HQ-16, так и торпедами с реактивным приводом Yu-8. Фрегат также оснащен 2 ПУ (по 4 ячейки в каждой) для дозвуковой крылатой ПКР YJ-83, системой вооружения ближнего действия и комплексом ПВО малой дальности HQ-10.

Артиллерийская часть может быть представлена новым 100-мм орудием, которое предлагает явные преимущества по сравнению с обычным калибром 76 мм с точки зрения дальнобойности и мощности. Это усовершенствование позволяет Type 054B лучше выполнять задачи по бомбардировке прибрежных целей.

37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    28 августа 2023 17:49
    Он что дизель- электроход.В чём новизна?
    1. 0
      28 августа 2023 17:57
      Может ветряки и солнечные панели, и на всякий случай весла wassat
      1. +3
        28 августа 2023 19:17
        Цитата: tralflot1832
        Он что дизель- электроход.В чём новизна?

        По-видимому потому, что на военных кораблях такая схема встречается редко. На память приходит, разве что, «Замволт». А у ледоколов такая схема поголовно. Но для военных, я так думаю, важна надёжность и КПД, в чём, до последнего времени, механика выигрывала.
        1. +1
          28 августа 2023 22:25
          Цитата: Bad_gr
          Цитата: tralflot1832
          Он что дизель- электроход.В чём новизна?

          По-видимому потому, что ... для военных, я так думаю, важна надёжность и КПД, в чём, до последнего времени, механика выигрывала.

          Преимущества "электрической схемы":
          1. КПД эл. машины близко к 90-99%, а ДВС -- (турбина) мах=40-45%;
          2. не нужны большие "привода" и системы преобразования и передачи мощности ( линии вала, опорные и опорно-упорные подшипники, муфты и редукторы и т.п.) Как итог -- освобождается место (веса и объемы!), снижается водоизмещение, повышается удельная мощность и энерговооруженность корабля;
          3. проще СУ энергоустановкой, она становится более маневренной, мене инертной к смене режимов движения;
          4. снижается акустическая сигнатура корабля. Он становится менее шумным, что очень важно для ПЛК: лучше условия для работы свих ГАС/ГАК, менее заметен для средств г/а наблюдения противника и т.д.;
          5. снижается расход ГСМ, особенно масел. "Электродвижение" более экологично: меньше испарения топлива и масел, протечек, сбросов ГСМ за борт, содержание СО2 в отработанных газах... Корабль становится более чистым...
          Как-то так, на вскидку... АГА.
          1. +1
            29 августа 2023 07:31
            3. проще СУ энергоустановкой, она становится более маневренной, мене инертной к смене режимов движения;

            А уж на сколько проще реверс, просто сказка.
            1. +2
              29 августа 2023 12:35
              Цитата: Удав КАА
              1. КПД эл. машины близко к 90-99%, а ДВС -- (турбина) мах=40-45%;

              Странное сравнение. А откуда берётся напряжение для этого электродвигателя ?
              На обсуждаемом корабле стоят 2 дизельгенератора + турбина со своим генератором. То есть: дизель (КПД 48%) + генератор (КПД 90%) + электродвигатель (КПД 90%)
              У обыкновенного корабля: дизель (КПД 48%) + редуктор (КПД выше, чем у "генератор+электродвигатель")
              Проценты поставлены усреднённо, так как на практике большой разброс (как правило, более мощные имеют более высокий КПД)

              Цитата: Удав КАА
              2. не нужны большие "привода" и системы преобразования и передачи мощности ( линии вала, опорные и опорно-упорные подшипники, муфты и редукторы и т.п.)

              Зато нужна надёжная электроника под громаднейшие токи (у нас из-за збоя управляющей электроники (на новом ледоколе) вышел из строя тяговый электродвигатель). Для военного корабля это вопрос выживания.
              1. Комментарий был удален.
          2. 0
            29 августа 2023 08:44
            К п. 1 Аха ...90-99% при движении на аккумуляторах или работе от розетки А в составе реальной СУ - нижняя граница 0,4*0,9=0,32 (32%), верхняя - 0,45*0,99=0,455 (45,5%) хотя хотелось бы видеть эл. машину с КПД 99, если она конечно не со сверхпроводимыми обмотками
    2. +1
      28 августа 2023 18:41
      В мощности. Два дизеля и турбина в сумме дают 33 МВт.
      Поэтому скорость до 35 узлов и куча электроэнергии для разных судовых потребителей (рельсотрон?).

      Для наглядного сравнения - наша плавучая атомная АЭС "Ломоносов" дает в максимальном режиме 70 МВт электроэнергии.
  2. +8
    28 августа 2023 17:52
    отличается полностью электрической силовой установкой.


    Как у американского Замвольта «турбина—генератор—электродвигатель»?
    Молодцы.

    https://invoen.ru/obraszi-vooruzhenija-i-voennoj-tehniki/storozhevie-korabli-proekta-054b-bms-noak/
    Основное отличие проекта 054В состоит в том, что силовая схема представлена двумя дизельными двигателями модели 16РА6STC (мощность каждого 5 МВт) и одним газотурбинным двигателем QC-280 (мощность 23 МВт). Они обеспечат выработку электроэнергии для тяговых электродвигателей (будут установлены на демпферы), которые позволят развивать максимальную скорость от 33 до 35 узлов.

    1. +3
      28 августа 2023 19:34
      Китайцы реализовали электродвижение (электротрансмиссия) на своих эсминцах Тип. 055 и новых авианосцах , теперь очередь дошла и до фрегатов .
      Дополнительным плюсом такой ГЭУ является низкий коэффициент собственных шумов , что весьма полезно для корабля ПЛО . Новый фрегат как раз таким и является .
      Дизеля у него , насколько я понял , такие же как на 054А (по французской лицензии , но 2 вместо 4-х) , а вот газовая турбина такая же как на эсминце 055 , но одна .
      Электродвижение штука хорошая , плюсов много (избыток электричества на борту , низкая шумность , не нужен сложный плюсующий редуктор) , но при этом требует много меди для электрической части , ибо двигатели там скорей всего постоянного тока , или просто низкооборотные . Если состав вооружения будет соответствовать и строить будут большой серией (а они точно будут) , то китайский флот станет расти ещё более высокими темпами ... ибо последнее время эллинги со стапелями пля строительства фрегатов в Китае в основном простаивали . Построены были только четыре фрегата для Пакистана .
      И скорость хороша . Тип 054А выдавал на дизелях не более 28 узлов .
      1. +2
        28 августа 2023 20:33
        Китайцы все же доделали свой 20386? wink
        Скорость 35 узлов для ПЛО - это тема.
        Европейцы тоже такие начали строить.
        У новых японских фрегатов - 35 узлов.
        1. +1
          28 августа 2023 22:08
          Цитата: Alex777
          Китайцы все же доделали свой 20386?

          У китайцев и 055 на электрическом ходу , и авианосцы , но уверен , что такого чудовища (ГЭУ) , как планировали на 20386 они точно не ставили . Уверен , что у них нормальные ходовые эл. двигатели , а не чушь из высокооборотных электродвигателей (ради компактности fool ) которые работают на редуктор (!!!) который уже вращает вал . В результате и шумность , и б0льшая потеря мощности на двойном преобразовании , и шумность от редуктора ... и форсажные турбины , работающие так же через редуктор . fool Такое выдумать ... это же какой извращённый ум надо иметь . Хвала Ахура-Мазде с этим проектом покончено , а Рахманова вышвырнули из руководства ОСК . Может хоть теперь с этими изУмительными чудачествами будет покончено , прекратится лоббирование прямо вредительских проектов и разворовывание средств .
          Электродвижение - штука интересная , но чтоб всё работало правильно , это должны быть генераторы от дизелей и турбин и ходовые электродвигатели . Для корветов такое делать дорого - много меди , тяжелые электродвигатели для лёгкого корабля (так говорили оправдывая несуразную ГЭУ для 20386) , но у нас такие стоят на ПЛ (и ДЭПР , и ПЛА) , на ледоколах , а стояли даже на траулерах . Китайцы такие ставят уже и на фрегаты ВИ 6000 т. , так что не грех бы и нам такими ГЭУ озаботиться . Это сняло бы проблемы с ходовыми редукторами , которые сдерживают наши программы судостроения . Это не является каким то ноу-хау , новыми высокими технологиями или чем то немыслимым . Напротив , это даст возможность иметь огромный избыток электричества на борту , можно будет лазеры ставить для борьбы с БПЛА и КР в ближней зоне . И корабли станут сильно тише , уравняются с ПЛ противника в шумности и рубежах обнаружения . Для ПЛО это имеет огромное значение . И больше не будет проблем с плюсованием на редукторе дизеля и турбины , при электродвижении запитывать ходовые эл.двигатели можно будет при одновременной работе и маршевых дизелей , и турбин .

          Кстати , недавно прошла информация , что Коломна отлила первый блок цилиндров (на сегодня может уже и второй) для долгожданного дизеля Д-500 , которому прочат мощность 10 000 л\с . Если этот двигатель получится , у нас со многим полегчает .
          Кстати , на последней выставке выставлялся проект новой модификации фрегата пр. 11356Р , но о типе и составе ГЭУ ни слова . Если Д-500 действительно появятся , то на четырёх таких можно было бы получить неплохой лёгкий фрегат . Особенно если ему ГАК от корвета 20380 присобачить , 2-3 УКСК , "Пакет-НК" и ПВО на выбор .
          И 22350.1 с Д-500 вместо прежних дизелей стал бы куда резвее на экономическом ходу . И даже для пр. 22350М , если в ВИ 7000 - 8000 т. и захочется сделать его более экономичным . Правда максимальная скорость просядет , если оставить прежние турбины , но всё же меньше 28 узлов не станет .
          1. 0
            29 августа 2023 08:57
            По поводу "много меди" - у нас есть вполне рабочие эл. моторные установки со сверхроводчщими обмотками (в частности на демонстратора технологий ЯК-40), отличающиеся по удельной мощности на кг веса в несколько раз от классического эл. двигателя. Обеспечить криогенку на борту судна куда проще чем на борту самолета ...ядерные реакторы работают очень давно, а хозяйство по сложности там не меньше...только никто в эту сторону не думает ...по крайней мере, даже о демонстраторах не слышал
  3. +6
    28 августа 2023 17:54
    Корабль длиной 147 метров, шириной 18,5 метров и водоизмещением около 6000 тонн отличается полностью электрической силовой установкой. Эта система повышает эффективность преобразования мощности, снижает энергопотребление, что в итоге приводит к улучшению навигационных характеристик и боевой мощи фрегата.


    Что такое электрическая установка? Откуда берется по мнению автора электроэнергия? Из батареек? Или из генераторов? Что приводит их в действие, дизеля, турбины или солнечные батареи? С чего бы эта конструкция стала экономичной? Для домохозяек написано, типа покупайте?
    1. +1
      28 августа 2023 18:38
      "Основное отличие проекта 054В состоит в том, что силовая схема представлена двумя дизельными двигателями модели 16РА6STC (мощность каждого 5 МВт) и одним газотурбинным двигателем QC-280 (мощность 23 МВт). Они обеспечат выработку электроэнергии для тяговых электродвигателей (будут установлены на демпферы), которые позволят развивать максимальную скорость от 33 до 35 узлов.

      Внешний вид электродвигателя для СКР проекта 054В
      Внешний вид электродвигателя для СКР проекта 054В
      Благодаря схеме «электродвижения» китайским кораблестроителям удастся исключить редукторы из силовой схемы и тем самым максимально снизить акустическую заметность корабля. Кроме того, за счет экономии топлива значительно возрастет дальность плавания.

      Китайские кораблестроители уверены, что благодаря электродвижению корабль сможет стабильно поддерживать высокую скорость даже в южных широтах в отличие от эсминцев УРО проекта «Тип 45» ВМС Великобритании, силовые установки которых склонны к перегреву". https://invoen.ru/obraszi-vooruzhenija-i-voennoj-tehniki/storozhevie-korabli-proekta-054b-bms-noak/ Достаточно доходчиво?
      1. -1
        28 августа 2023 19:32
        Цитата: sub307
        Благодаря схеме «электродвижения» китайским кораблестроителям удастся исключить редукторы из силовой схемы и тем самым максимально снизить акустическую заметность корабля. Кроме того, за счет экономии топлива значительно возрастет дальность плавания.

        По снижению акустической заметности все ясно.
        А вот за счет чего возросла экономичность?
        Все-таки, происходит двойное преобразование энергии - сначала механическая в электрическую, а затем снова электрическая энергия в механическую.
        Каждый раз с немалыми потерями.
        1. -2
          28 августа 2023 22:35
          Цитата: Капитан Пушкин
          А вот за счет чего возросла экономичность?

          КПД эл. двигуна на постоянных магнитах в 2 раза выше КПД газовой турбины!
          КПД газовой турбины составляет 29% - 45%, в зависимости от параметров работы конкретной модели турбины и характеристик топлива.
          1. +1
            29 августа 2023 11:08
            Цитата: Удав КАА
            Цитата: Капитан Пушкин
            А вот за счет чего возросла экономичность?

            КПД эл. двигуна на постоянных магнитах в 2 раза выше КПД газовой турбины!
            КПД газовой турбины составляет 29% - 45%, в зависимости от параметров работы конкретной модели турбины и характеристик топлива.

            А при чем тут КПД газовой турбины?
            Газовая турбина и дизель остаются, только работают не на редуктор, а на генерацию электроэнергии, т.е. на генератор.
            Что бы была экономия, суммарные потери в генераторе и электродвигателе, должны быть меньше потерь в редукторе.
            КПД генератора (электрической машины) порядка 90% + КПД электродвигателя порядка 90%
            Итого суммарные потери мощности на преобразованиях энергии порядка 20%.
            КПД редуктора в пределах 90-97%.
            Т.е. корабль с электроприводом (заменяющим редуктор) проигрывает кораблю с традиционным приводом не менее 10% по экономичности.
            Из чего делаем вывод, китайцы повысили дальность хода эсминца исключительно за счет увеличения запаса топлива.
          2. 0
            30 августа 2023 07:34
            КПД эл. двигуна на постоянных магнитах в 2 раза выше КПД газовой турбины!

            Исключительно грамотное техническое утверждение. Особенно если электричество брать в розетке. crying
    2. +4
      28 августа 2023 19:58
      Цитата: Deck
      С чего бы эта конструкция стала экономичной? Для домохозяек написано, типа покупайте?

      Экономичными являются сами дизели , и они похоже такие же , как и на 054А . Двойное преобразование - крутящий момент дизеля через генератор в эл. энергию , и затем эл.энергию через электродвигатель в крутящий момент на валах винтов , не способствует экономии топлива , потери всё равно (на двойном преобразовании) будут выше чем у редуктора . Возможно имеется в виду , что при желании для малого хода можно будет использовать для генерации ОДИН дизель для работы двух ходовых электродвигателей . Скорость будет низкой , но зато - экономия топлива на борту . Такая скорость может быть достаточной при сопровождении конвоев гражданских\торговых судов или при дежурстве в море , а так же при дальних переходах , когда скорость не важна , но важна дальность хода на одной заправке . То-есть - изрядная гибкость в режимах работы ГЭУ .
      Неплохо бы и нам подумать о реализации электродвижения на наших надводных кораблях . Ледоколы и ПЛА у нас давно на электрическом ходу , а вот прочим надводным кораблям такого типа ГЭУ бы точно не помешали . Производство мощных и сложных , с плюсованием крутящего момента от разных турбин , редукторов у нас сейчас только осваивается и с этим есть определённые трудности и риски . Китайцы тоже столкнулись с этими трудностями , когда решили строить Большой Флот , но пошли путём электродвижения . Их новые авианосцы , эсминцы , а теперь и фрегаты теперь имеют эллектрическую трансмиссию , и как следствие - низкую шумность и избыток эл. энергии на борту , а так же гораздо большую гибкость в режимах работы ГЭУ . А избыток эл. энергии позволяет запитывать мощные лазеры для ближней ПВО и рельсотроны , над которыми они сейчас работают .
      Фрегат получился вполне гармоничным и интересным , серия думаю будет не менее 24 - 30 шт. , но не удивлюсь , если её расширят и до 50 шт.
      Цитата: Deck
      Для домохозяек написано, типа покупайте?

      Думаю пока они такие фрегаты будут только для себя .
  4. +1
    28 августа 2023 18:00
    Источником электричества что является на этом корабле?
    1. +1
      28 августа 2023 18:40
      "...силовая схема представлена двумя дизельными двигателями модели 16РА6STC (мощность каждого 5 МВт) и одним газотурбинным двигателем QC-280 (мощность 23 МВт). Они обеспечат выработку электроэнергии ..." https://invoen.ru/obraszi-vooruzhenija-i-voennoj-tehniki/storozhevie-korabli-proekta-054b-bms-noak/ Теперь понятно:?
  5. -3
    28 августа 2023 18:08
    возможности ПВО фрегата будут соответствовать или даже превосходить потенциал эсминца проекта 052C, что делает его сопоставимым с ведущими европейскими эсминцами, такими как британский Type 45 и французско

    А что у нас есть сопоставимого? Вопрос риторический.
  6. +2
    28 августа 2023 18:10
    Этот заголовок, шедевр, скудоумия и глупости. Силовая установка на аккумуляторах что-ли? Написано так, что корабль весь на батарейках. Что стало с ВО?
  7. +3
    28 августа 2023 18:20
    Прошу любить и жаловать ,наверно единственный в мире траулер "электроход" типа Алтай ( Русское чудо- неофициально).При СССР построено 31 судно в УССР.
    До такого в мире вроде ни кто не додумался. laughing
    1. 0
      28 августа 2023 19:27
      Цитата: tralflot1832
      траулер "электроход" типа Алтай

      Правильная классификация - "дизель-электроход".
      1. +1
        28 августа 2023 19:38
        Капитан Пушкин.Я прикалываюсь.Первый мой пост по этой теме " дизель - электроход" .Кстати свою трудовую деятельность в море начал на БМРТ типа Пушкин ,Германия нам начала строить серию в 1955г.10 лет только прошло после войны.
    2. +1
      30 августа 2023 07:42
      Дизель-электроход "Россия" (В "девичестве" "Patria"). Построена в 1938 году в Гамбурге. Имело шесть дизель-генераторов МАН и два ходовых гребных электродвигателя АЕG.

      Построено всего 85 лет назад. what
  8. -1
    28 августа 2023 18:20
    Он на "батарейках" или гена всё же есть?
    1. 0
      28 августа 2023 19:28
      Цитата: 75Сергей
      Он на "батарейках" или гена всё же есть?

      На дизель-генераторах.
  9. -1
    28 августа 2023 18:28
    А что даёт электричество для двигателя,для нужд служб?На борту в специальных аквариумах скаты,,которые как белка в колесе крутят динамо-машины?Или это удел судовых электриков???
  10. 0
    28 августа 2023 20:44
    В клипе показаны 4 типа боеприпасов для УВП.В статье сказано о 2.Что еще кроме ЗУР и ПЛУР?/ request
    1. 0
      28 августа 2023 22:43
      Цитата: фа2998
      Что еще кроме ЗУР и ПЛУР?

      КРБД и ПКР -- другого не остается! Потому как БРСД они точно на такую платформу не поставят. Хотя.... no
      -- Китайцы !!! Эти могут !!! laughing
  11. +1
    28 августа 2023 21:03
    Фрегат 054В,с большим водоизмещением, чем у 054А, на 2000т.
    Оснащен двумя дизелями и одной ГТД, которые будут выдавать электроэнергию на электрические движители корабля, расположенных на демпферах. Эта схема будет позволять развивать скорость 33-35 узлов.
    Эти фрегаты будут сопровождать АУГи.
  12. +1
    28 августа 2023 23:19
    Китайцы-молодцы! Абсолютно прагматичный подход плюс расстрелы любителей распила бюджета.
    Потери в корабельном редукторе (я конечно не специалист) но с учётом сложности конструкции (особенно при использовании с дизелями ещё и форсажных турбин) будет ~7%. Потери при электродвижении на двойное преобразование и сетевые потери будет (с учётом комбинированной схемы постоянный/переменный ток и использования бесколлекторных двигателей/генераторов) ~10%. Т.е. получаем разницу в 3%! Которые скорее всего нивелируются возможностью более гибко управлять передачей мощности в случае с электродвижением.
    Плюсом получаем практически вечную трансмиссию. Поскольку в генераторе/электродвигателе изнашиваются только подшипники качения, в то время, как редуктор после выработки ресурса будет подлежать очень дорогостоящему ремонту. Про всякие плюшки типа снижения шумов/вибраций и появления резерва мощности электрогенерации я уже молчу. Кроме того, в наших российских реалиях можно было агрегатировать с генераторами ЛЮБЫЕ ДОСТУПНЫЕ двигатели и турбины. А не заниматься мастурбацией с освоением и «импортозамещением» новых дизелей и сложных редукторов.
  13. 0
    29 августа 2023 06:40
    Неправильно: YJ-83
    Правильно: YJ-12
  14. 0
    30 августа 2023 07:28
    В сочетании с радиочастотным радаром,

    Компьютерный перевод - он такой. Васисуалий Лоханкин "отдыхает".