Послевоенное использование немецких авиационных 7,92-мм пулемётов и 20-мм пушек, созданных в годы Второй мировой

60
Послевоенное использование немецких авиационных 7,92-мм пулемётов и 20-мм пушек, созданных в годы Второй мировой

Во время войны в Германии был создан ряд удачных стрелково-пушечных образцов, предназначенных для использования в составе наступательного и оборонительного вооружения боевых самолётов. После окончания Второй мировой трофейные немецкие авиационные пулемёты калибра 7,92-мм, а также 20-мм пушки использовались вооруженными силами ряда государств или послужили прототипами при разработке собственных образцов.

7,92-мм авиационные пулемёты MG.81 и MG.81Z


К началу Второй мировой большая часть немецких боевых самолётов была вооружена пулемётами MG.15 и MG.17, для стрельбы из которых использовались патроны 7,92×57 Mauser.




7,92-мм авиационный турельный пулемёт MG.15

Турельный авиационный пулемёт MG.15 спроектирован на базе ручного пулемёта MG.30, который в свою очередь вёл свою родословную от S2-100, созданного в 1929 году швейцарской фирмой Waffenfabrik Solothurn AG.

Пулемет MG.15 по меркам 1930-х годов неплохо подходил для применения в составе оборонительных установок. Его масса и габариты позволяли свободно наводить оружие на цель с использованием мускульной силы стрелка. Без патронов MG.15 весил 8,1 кг, длина – 1 090 мм. Темп стрельбы: 900–1 000 выстр./мин. Однако практическая скорострельность была ограниченна использованием 75-зарядного двойного барабанного магазина, который к тому же часто давал задержки при стрельбе.

Пулемёт MG.17 с ленточным питанием предназначался для стрельбы через область, ометаемую винтом, с синхронизатором в неподвижных огневых установках и конструктивно имел много общего с MG.15.


7,92-мм авиационный пулемёт MG.17

В MG.17 использовался подающий механизм барабанного типа с неразъемной металлической лентой с полузамкнутым звеном. Благодаря ленточному питанию практическая скорострельность MG.17 по сравнению с MG.15 была несколько выше. Темп стрельбы без использования синхронизатора – до 1 100 выстр./мин. Масса пулемёта без боекомплекта составляла 10,2 кг, длина – 1 175 мм.

Для стрельбы из авиационных пулеметов винтовочного калибра немцы применяли специальные патроны, предназначенные только для этого оружия. В них был усиленный боевой заряд, значительно повышавший начальную скорость пули. Такие патроны имели в обозначении букву V (нем. Verbessert – улучшенные).


7,92-мм бронебойно-трассирующий патрон S.m.K. L'spur

К авиационным боеприпасам относились 7,92-мм пулеметные патроны с несколькими типами бронебойно-трассирующих, бронебойно-зажигательно-трассирующих и пристрелочных (разрывных) пуль: 7.9 mm Patrone SmK-V; 7.9 mm Patrone SmK L'spur 100/600-V; 7.9 mm Patrone SmK G'Spur-V; 7.9 mm Patrone PmK-V и 7.9 mm B-Patrone-V. При массе пули 10,1–12,8 г начальная скорость составляла 765–905 м/с.

В связи с тем, что уже в середине 1930-х темп стрельбы 900–1 100 выстр./мин считался недостаточным, компания Mauser Werke AG разработала новый авиационный пулемёт MG.81 винтовочного калибра.


7,92-мм авиационный пулемёт MG.81

Пулемётом MG.81, массовое производство которого началось в 1939 году, предполагалось в оборонительных и наступательных установках заменить недостаточно эффективные MG.15 и MG.17.

При создании MG.81 немцам вплотную удалось приблизиться к скорострельности советского авиационного пулемёта ШКАС и превзойти его по весу. Авиационный пулемет MG.81 являлся одним из лучших в своём классе. Благодаря сравнительно простой конструкции и высокому качеству изготовления MG.81 обладал хорошей надёжностью, был удобен в эксплуатации и технологичен в производстве.

Темп стрельбы MG.81 составлял 1 600–1 800 выстр./мин. Этот немецкий авиационный пулемет весил 6,5 кг и имел длину 1 065 мм. Длина ствола – 600 мм. Впоследствии для снижения усилий при наводке оружия на высоких скоростях полёта ствол укоротили до 475 мм. Общая длина пулемёта с укороченным стволом составляла 940 мм.

Для повышения массы секундного залпа при использовании в турельных оборонительных установках была разработана спаренная модификация MG.81Z (нем. zwilling – спаренный) с темпом стрельбы до 3 200 выстр./мин. Для управления огнем пистолетная рукоятка со спусковым механизмом располагалась на левом пулемете.


Спаренный 7,92-мм авиационный пулемёт MG.81Z

Без патронов MG.81Z весил 12,9 кг. Длина спаренной установки и баллистические характеристики соответствовали MG.81.

Пулеметы MG.81 и MG.81Z массово применялся в неподвижных, ручных и механизированных оборонительных установках на самолетах люфтваффе.


Верхние оборонительные установки 7,92-мм пулеметов MG.81 немецкого бомбардировщика Ju.88A-4

Пулеметы монтировались в ручных установках: Linsenlafette (линзовые установки, как например на Fw.189), Fensterlafette (установки в окнах, например бортовые на Не-111), Kuppellafette (купольные установки), Kurbellafette (поворотные установки), Walzenlafette (роликовые установки), Schwenkarmlafette (поворотно-рычажные установки).


Оборонительная установка MG.81Z на разведчике Fw.189

В неподвижном, наступательном варианте MG.81 и MG.81Z применялись главным образом как вспомогательное вооружение, монтируясь на штурмовиках, призванных работать по пехоте противника.


Подвесной пулемётный контейнер Waffenbehälter 81В

Для этих целей были разработаны специальные пулеметные контейнеры Waffenbehälter 81A/В, в которых устанавливались несколько пулеметов MG.81Z. Контейнеры подвешивались под крыло и при штурмовках, создавая очень высокую плотность огня.

Пулеметы MG.81 м MG.81Z применяли в зенитных установках, прикрывавших немецкие аэродромы от маловысотных ударов советской авиации, они также служили и в военно-морском флоте, где устанавливались на катерах и судах вспомогательного флота.


MG.81Z на зенитной треноге

В конце войны в условиях пулемётного голода MG.81 использовался в пехоте. В этой роли по основным служебно-эксплуатационным и боевым характеристикам авиационный пулемёт был близок к MG.34.


Однако слишком высокий для пехоты темп стрельбы требовал от пулемётчиков повышенного внимания и негативно сказывался на живучести ствола.

После капитуляции нацисткой Германии пулемёты MG.81 и MG.81Z стали востребованы в вооруженных силах ряда стран НАТО и использовались Францией и Португалией в вооруженных конфликтах в Юго-Восточной Азии и Африке. Неожиданно выяснилось, что в западных странах-победительницах нет пулемётов, которые могут сравниться с авиационными пулемётами винтовочного калибра, созданными в Третьем рейхе.

Имевшиеся на тот момент британские и американские образцы были плохо приспособлены для установки на вертолётах, и по темпу стрельбы лучшими были западногерманские MG.1 и MG.3, созданные на базе MG.42. Однако вне конкуренции оказались достаточно надежные, компактные и очень скорострельные MG.81 и MG.81Z. В конце 1950-х – начале 1960-х часть трофейных немецких авиационных пулемётов переделали под патрон 7.62×51 mm NATO, после чего их устанавливали на вертолёты, патрульные катера и автомобили повышенной проходимости.

20-мм авиационная пушка MG.151/20


В 1940 году фирма Mauser-Werke A.G. начала выпуск 15-мм пулемёта MG.151/15. Благодаря применению ряда удачных конструкторских решений, он обладал уникальными для своего времени характеристиками, что наряду с хорошо отработанными боеприпасами обеспечивало его превосходство над другими авиационными системами калибров 12,7–20 мм по дульной энергии снаряда и бронебойному действию. Благодаря высокой начальной скорости пули, MG.151/15 имел очень хорошую точность стрельбы. Характерной особенностью боеприпасов пулемёта было наличие ведущего медного пояска на пулях, что в современной классификации причисляло бы это оружие не к пулемётам, а к малокалиберным артиллерийским системам.

Действие автоматики 15-мм авиационного пулемёта было основано на использовании отдачи подвижного ствола, с которым во время выстрела прочно сцеплен затвор. В этом случае при выстреле назад откатывается ствол вместе с затвором. Такая схема обеспечивает плотное прилегание гильзы к стенкам патронника до вылета снаряда из ствола, что в свою очередь даёт возможность увеличить давление в стволе и обеспечивает более высокую начальную скорость по сравнению с оружием со свободным затвором.

В MG.151/15 используется отдача с коротким ходом ствола, меньшим хода затвора. Запирание канала ствола осуществляется поворотом боевой личинки. Подающий механизм ползункового типа. При массе тела пулемёта около 43 кг общая длина – 1 766 мм. Длина ствола – 1 104 мм. Темп стрельбы – 600–750 выстр./мин.

Бронебойно-трассирующая 15-мм пуля массой 72 г обладала превосхоёдной бронепробиваемостью и, покинув ствол с начальной скоростью 850 м/с, была способна на реальных дистанциях стрельбы пробить любую авиационную броню. На дальности 300 м она по нормали уверенно пробивала 20-мм броню средней твёрдости. В ходе испытаний защищённости бронекорпусов одноместных Ил-2, проведённых на заводе № 125 летом 1942 года, при обстреле из немецкого крупнокалиберного пулемёта MG.151/15 было установлено, что боковые бронеплиты толщиной 6 мм пробиваются бронебойными 15-мм пулями при обстреле с дистанций 400 м под углом к продольной оси самолёта свыше 20°.

В то же время, несмотря на хорошую точность и высокую бронепробиваемость, пулемёт MG.151/15 оказался недостаточно эффективным против тяжелых бомбардировщиков. 15-мм осколочно-зажигательно-трассирующие и осколочно-зажигательные пули обладали недостаточной разрушительной силой при воздействии на элементы конструкции тяжелых самолётов.

Истребители Bf.109F-2, вооружённые MG.151/15, на реальных дистанциях воздушного боя успешно поражали все типы одномоторных боевых самолётов, в том числе бронированные Ил-2, а также двухдвигательные отечественные, американские и английские фронтовые бомбардировщики. Однако попытки перехвата четырёхмоторных британских тяжелых бомбардировщиков продемонстрировали недостаточную эффективность 15-мм авиационного пулемёта.

В 1941 году фирма Mauser-Werke A.G. на базе пулемёта MG.151/15 создала 20-мм пушку MG.151/20, которая широко применялась в качестве основного вооружения истребителей различных модификаций. В связи с увеличением калибра до 20-мм, изменению подверглись не только ствол, ставший короче, но и патронник. Также пришлось использовать более мощный задний пружинный буфер, новые лентоприемник и шептало.

Выпуск MG.151/20 продолжался до конца войны. Эта 20-мм пушка широко применялась в качестве основного вооружения истребителей Bf.109 и Fw.190 различных модификаций, а также истребителей-бомбардировщиков, ночных истребителей и штурмовиков, устанавливалась в механизированных и ручных турелях на бомбардировщиках.

Несколько сотен авиационных пушек MG.151/20 было передано Италии и Японии, где они использовались на истребители C.205 Veltro, G.55A Centauro и Ki-61 Tony.

Выпускалось несколько модификаций MG.151/20: мотор-пушка для стрельбы через втулку винта, с синхронизатором, для установки в крыло, а также для применения в турельных оборонительных установках. Масса пушки составляла 42 кг, темп стрельбы – 750 выстр./мин.


В самом простом немеханизированном турельном варианте пушка MG.151/20 комплектовалась двумя ручками с гашеткой и вынесенным на кронштейне рамочным прицелом.

Для стрельбы из MG.151/20 применялся боеприпас 20x82 мм. Вес снаряда: от 105 до 115 г. Начальная скорость: 700–750 м/с. Бронебойно-трассирующий снаряд на дальности 300 м при попадании под углом 60° мог пробить 12-мм броню.


Звено ленты для 20-мм пушки MG.151/20

Помимо бронебойно-зажигательного, бронебойно-зажигательно-трассирующего, осколочно-зажигательно-трассирующего в боекомплект также входил фугасный снаряд, содержавший 25 г пластифицированной взрывчатки на основе гексогена и алюминиевой пудры. Данная взрывчатка, превосходившая по мощности тротил примерно в два раза, характеризовалась повышенным фугасным и зажигательным действием.

Специально разработанный облегченный взрыватель замедленного действия обеспечивал разрыв внутри конструкции самолета, нанося серьезные повреждения не обшивке, а силовому набору планера, что по сравнению со старыми 20-мм снарядами многократно увеличило поражающий эффект. Так, при попадании фугасного снаряда в основание крыла истребителя, его в большинстве случаев отрывало. При встрече 20-мм фугасного снаряда с бронекорпусом Ил-2 в большинстве случаев происходил его пролом. Попадание фугасного снаряда в киль или плоскость советского штурмовика, как правило, вызывало разрушение этих элементов конструкции, что означало прекращение управляемого полета.

20-мм авиационные пушки MG.151/20 на завершающем этапе Второй мировой активно использовались в зенитных установках, которые размещались на наземных позициях, различных транспортных средствах и железнодорожных платформах.


В кригсмарине 20-мм спарками MG.151/20 вооружили подводные лодки Типа VII, несколько установок разместили на тральщиках и катерах.


Небольшое количество 20-мм авиационных пушек адаптировали для стрельбы по наземным целям, смонтировав их на лёгкие колёсные лафеты. В вермахте такие импровизированные артиллерийские установки, которые можно было буксировать легковыми автомобилями, использовали в обороне для борьбы с живой силой и бронетехникой противника.

Окончание Второй мировой войны не привело к выводу из эксплуатации авиационных пушек MG.151/20. В первые послевоенные годы они устанавливались на чехословацкие истребители Avia S-99 (Bf.109G-14 с двигателем Daimler-Benz DB605 мощностью 1 800 л. с.) и Avia S-199 (с двигателем Jumo-211F мощностью 1 350 л. с.).


Истребитель S-99 ВВС Чехословакии

Однако гораздо в более широких масштабах немецкие 20-мм пушки использовались на различной наземной технике, катерах и боевых вертолётах.

Так, Югославская народная армия сохраняла на вооружении 20-мм зенитки 2,0 cm Flakdriling MG.151/20 до второй половины 1950-х.


Чаще всего трофейные строенные 20-мм зенитные установки устанавливались на грузовики или железнодорожные платформы.

После вывода из эксплуатации истребителей Bf.109 в Финляндии на складах осталось более 300 пригодных для дальнейшего использования автоматических пушек MG.151/20.


Спаренная 20-мм установка TorKK MG.151 в музейной экспозиции

Будучи рачительными хозяевами, финны на базе этих оружейных излишков создали спаренные установки TorKK MG.151, которые устанавливали на катерах и размещали в укреплениях береговой обороны. Активная служба 20-мм спарок MG.151/20 в ВМС Финляндии продолжалась до конца 1960-х.

В послевоенное время самым крупным эксплуатантом трофейных 20-мм пушек была Франция. Использование MG.151/20 французскими вооруженными формированиями началось ещё в 1945 году.


После освобождения от нацистов танкового завода в Фуге несколько артиллерийских тягачей Lorraine 37L были оснащены броневой башней с 20-мм пушкой MG.151/20. Свободные французские силы использовали их до тех пор, пока немцы не были полностью вытеснены из Франции.

Помимо большого количества MG.151/20, захваченных на складах и аэродромах, во французской зоне оккупации оказался завод Mauser Werke в Оберндорфе, где имелся значительный производственный задел. Запасные части и боеприпасы для 20-мм авиационных пушек, выпущенных в Третьем рейхе, производили французские фирмы SIPR и Matra.

В 1951 году два американских десантных корабля Mk.6 (LCM) были модифицированы в речные мониторы для патрулирования реки Меконг. Основное вооружение мониторов было размещено в башнях, снятых с британских броневиков Coventry.


Вместо малоэффективной против живой силы 40-мм пушки французы использовали автоматическую MG.151/20, спаренный с ней 7,92-мм пулемёт Besa сохранили. Еще одну 20-мм пушку, установленную на тумбе, разместили в кормовой части. Также мониторы были вооружены пулемётами винтовочного калибра и 81-мм минометами. Эти корабли огневой поддержки оказались вполне удачными, и их построили 14 единиц. Один речной монитор был потоплен огнём безоткатных орудий и минометов недалеко от Ханоя, но в целом хорошо вооруженные и защищенные от стрелкового оружия мониторы являлись силой, с которой партизаны были вынуждены считаться.

Очень широко MG.151/20 французские войска применяли в ходе колониальной войны в Алжире. Авиационные 20-мм пушки немецкого производства устанавливали на различный автотранспорт, вертолёты и транспортные самолёты.

В частности, специалисты 1-й морской вертолётной группы (GHAN-1) экспериментировали с установкой MG.151/20 на легковой автомобиль повышенной проходимости Citroën 2CV.


«Ситроен», вооруженный скорострельной 20-мм пушкой, вместе с броневиками M8 Greyhound предусматривалось использовать для патрулирования и отражения нападений на авиационные базы.

Кроме того, французское командование сил специальных операций желало иметь лёгкую машину огневой поддержки, которую можно было транспортировать на внешней подвеске вертолёта.

В 1957 году переделке подвергся первый вертолёт Sikorsky H-34. Винтокрылую машину огневой поддержки вооружили двумя пушками MG.151/20, установленными в дверях, и двумя 12,7-мм пулемётами M2HB Browning – в окнах кабины.


Обычно вооруженный Sikorsky H-34 прикрывал высадку с транспортно-десантных вертолётов и сопровождал их на маршруте, подавляя выявленные наземные огневые точки.

В период с 1955 по 1958 год Франция закупила в США 108 двухвинтовых вертолетов Piasecki H-21 Shawnee, и они широко использовались во время войны в Алжире.


Вертолёт H-21 был неплох в качестве транспортного средства, но оказался очень уязвим к зенитному огню. В 1957 году была проведена серия экспериментов по установке вооружения на борту некоторых H-21.


В боевой обстановке опробовали четыре различных варианта вооружения. В конечном итоге стандартным вариантом стали две спаренные установки для 7,5-мм пулеметов, два блока для 68-мм неуправляемых ракет и 20-мм пушка MG 151/20 в дверном проёме. Таким образом, было переоборудовано семь вертолётов.

После окончания войны в Алжире основным носителем MG.151/20 во Франции стал вертолет Alouette III.


Подвижную турель MG.151/20 и систему подвода боеприпасов для установки на Alouette III создала и производила фирма Matra. Вертолёты, вооруженные 20-мм немецкой пушкой, эксплуатировались во Франции и ряде других государств до середины 1980-х.

Свой подход в вооружении поставленных в конце 1970-х Alouette III продемонстрировали ВМС Аргентины. Несколько вертолётов были вооружены пушкой MG.151/20, установленной по правому борту и предназначенной для стрельбы вперед.


Питание патронами осуществляюсь гибкой лентой из ящика, размещенного на месте правого заднего пассажирского кресла. Вместо пушки вертолёт мог нести управляемые ракеты AS.11, одну противолодочную торпеду или блоки НАР. Последний такой Alouette III в Аргентине списали в 2010 году.

В конце 1960-х – начале 1970-х Португалия одновременно вела три колониальные войны на Африканском континенте в Португальской Гвинее (сегодня Гвинея-Бисау), Анголе и Мозамбике. Против местных повстанцев активно применялись французские вертолёты Alouette III, вооруженные пушками MG.151/20.


В ходе боевых вылетов выяснилось, что вертолёты с 20-мм пушками при стрельбе сквозь полог джунглей демонстрируют лучшие результаты, чем вооруженные 7,62–12,7-мм пулемётами. Высокоскоростные 20-мм снаряды свободно проходили сквозь листву и ветки, а также легко пробивали стволы деревьев, оставляя на земле хорошо заметные следы попаданий, что позволяло корректировать стрельбу.

После вывода португальских войск из Африки и предоставления бывшим колониям независимости вертолеты, вооруженные 20-мм немецкими пушками, оставались в Португалии на вооружении до середины 1980-х.

Ударные Alouette III с пушками MG.151/20 очень интенсивно применялись ВВС Родезии (сегодня Зимбабве) против партизан до окончания боевых действий в 1979 году.


Ударно-командный вертолёт с 20-мм пушкой, размешённой в пассажирском отсеке по левому борту, получил наименование K-Car. Экипаж состоял из трёх человек: пилота, стрелка и командира, координировавшего действия других вертолетов и боевых самолётов, а также десанта. Обычно боевая группа состояла из одного ударно-командного вертолёта, трёх десантных вертолётов и пары самолётов огневой поддержки, действующих по вызову. Ударно-командный K-Car летал вокруг места высадки, контролируя обстановку на земле и давя огнём очаги сопротивления. В случае необходимости организовывался вызов боевых самолётов, целеуказание для которых осуществлял командир вертолёта.

Опыт применения португальских и родезийских вертолётов Alouette III, вооруженных пушками MG.151/20, заимствовали ВВС ЮАР.


Более того, в Южной Африке по документации, переданной французской фирмой Matra, было освоено производство MG.151/20 и боеприпасов.

Незадолго до ликвидации режима апартеида в ЮАР компания Denel Land Systems на базе MG.151/20 разработала 20-мм пушку Vektor GA-1.


20-мм пушка Vektor GA-1

По сравнению со своим прототипом пушка Vektor GA-1 стала легче, её масса составляет 39 кг. Длина – 1 770 мм. Длина ствола – 1 005 мм. Начальная скорость 110 г снаряда – 720 м/с. Темп стрельбы – 750 выстр./мин.


Впервые пушка Vektor GA-1 была установлена на ударном вертолёте-демонстраторе технологий XH-1 Alpha, построенном в единственном экземпляре.


Впоследствии пушки Vektor GA-1 монтировались в дверных проёмах на вертолётах ВВС ЮАР вместо MG.151/20.


Впрочем, несмотря на усиленную рекламу, это изделие компании Denel Land Systems особого распространения не получило. Единственным известным иностранным покупателем Vektor GA-1 являются ВМС Индонезии, закупившие 20-мм пушки для своих патрульных катеров.

20-мм авиационная пушка MG.213C/20


В годы Второй мировой в конструкторском бюро фирмы Кrieghoff waffenfabrik в Зуле, занимавшейся до этого элитным охотничьем оружием, приступили к проектированию авиационных пушек. Благодаря оригинальной конструкции затвора, запиравшего патрон в каморе при помощи роликовых кулачков по бокам приемника, по которым затвор двигался по сложной дугообразной траектории, в конце своего хода, что позволило значительно сократить продольный ход подвижных частей оружия и соответственно уменьшить его габариты.

Однако доводка 20-мм пушки затянулась, и её доработку передали фирме Mauser-Werke A. G. Для увеличения темпа стрельбы конструкторы применили газоотводную схему с коротким ходом ствола и револьверную схему подачи выстрелов, совместив несколько операций в работе автоматики. До окончания войны на испытания удалось сдать 20-мм пушку MG.213С/20 и 30-мм MG.213С/30.

Масса 20-мм пушки MG.213С/20 немногим превышала 75 кг. Длина – 1 907 мм. Для стрельбы использовался мощный выстрел размерности 20x135 мм, что в сочетании с длиной ствола 1 394 мм обеспечивал начальную скорость 1 050 м/с. Темп стрельбы достигал 1 400 выстр./мин.

После поражения Германии основные разработчики пушки сумели перебраться в западную зону оккупации, и проект получил второе дыхание.

В США на базе MG.213С/20 специалисты Спрингфилдского арсенала совместно с компаниями Pontiac и Ford в начале 1950-х создали 20-мм авиационную пушку, принятую на вооружение под обозначением М39А1. Модернизированные варианты M39A2/3 поступили на вооружение в 1960-е годы.


При общей длине 1 830 мм масса тела пушки составляет 81 кг. Начальная скорость снаряда – 870 м/с. Темп стрельбы – до 1 700 выстр./мин.

20-мм авиационными пушками М39А1/А2/А3 вооружались истребители F-8 Crusader, F-100 Super Sabre, F-101 Voodoo, F-5 Freedom Fighter/Tiger 2. Всего было выпущено около 36 000 пушек.

В Китайской Республике на основе М39 спроектировали и выпускают 20-мм пушку Т-75, которой заменили 12,7-мм пулемёты M2HB Browning на автомобилях американского производства HMMWV.


Тайваньские автоматические пушки Т-75 также применяются в составе дистанционно управляемых модулей вооружения, устанавливаемых на бронетехнику, в спаренных буксируемых зенитных установках Т-82, на боевых катерах и тральщиках.

Продолжение следует...
60 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    1 сентября 2023 05:29
    Утро доброе!
    Сергею и Ольге отдых пошел на пользу, как минимум ожидал продолжение цикла только через неделю, не раньше…, а сегодня сюрприз!
    Исключительно информативная статья. Честно признаюсь, что более половины информации для меня лично открытие!!! Одним словом - шикарно!!! Спасибо огромное, всем доброго и результативного дня и хороших выходных!
    1. +8
      1 сентября 2023 09:02
      Цитата: Коте пане Коханка
      Утро доброе!
      Сергею и Ольге отдых пошел на пользу, как минимум ожидал продолжение цикла только через неделю, не раньше…, а сегодня сюрприз!
      Исключительно информативная статья. Честно признаюсь, что более половины информации для меня лично открытие!!! Одним словом - шикарно!!! Спасибо огромное, всем доброго и результативного дня и хороших выходных!

      Владислав, приветливую!
      Спасибо за добрые слова! Я пока в отпуске и свободное время для "писательства" имеется. На эту статью ушло примерно 6 часов и на подходе ещё одна, про немецкие зенитные и авиационные 30-мм пушки.
      1. +2
        1 сентября 2023 23:40
        Цитата: Bongo
        !

        hi
        Тут так закручено, что я запутался )
        Корабли американские,
        башни британские,
        устанавливали французы..
        Кто на них патрулировал?

        1. +3
          2 сентября 2023 14:12
          Цитата: Mister X
          Кто на них патрулировал?

          Французы конечно, часть экипажа была из местных коллаборантов.
          1. +3
            2 сентября 2023 20:10
            Цитата: Bongo
            Французы

            Спасибо
            .............
  2. +10
    1 сентября 2023 06:01
    Такие не предвзятые и политически нейтральные публикации очень радуют. Вот на кого надо равняться автору надоевших опусов "поздно, мало, бесполезно'.
    А вообще, людоедская нацистская Германия оказала очень существенное влияние на развитие военной техники и вооружения в послевоенное время.
    1. +2
      1 сентября 2023 12:34
      Немецкие оружейники , еще не будучи гражданами людоедской Германии, славились своей продукцией...
    2. +5
      1 сентября 2023 14:05
      Это правильный подход к техническим вопросам. Автомобили оцениваются не по тому, кто их производит, а по их внутренним качествам. Аналогично и оружие. Сам Калашников всегда ценил творчество Джона Гаранда. Чисто техническое решение
  3. +3
    1 сентября 2023 06:40
    В описанных системах большая часть образцов работала на автоматике с коротким ходом ствола, газоотводами не сильно увлекались. У нас эту тему развивали Таубин с Бабуриным и Владимиров. Подковёрные игры ряда деятелей в наркомате обороны привели к отставанию СССР в области авиационного вооружения от Германии. Расхваленный пулемёт ШКАС оказался устаревшим уже в начале войны, а вот немецкие МГ-15, МГ-17 и МГ-81 почему-то не устарели и активно использовались. Вывод простой, сущность человеческая от строя к строю не меняется. В борьбе с конкурентами за финансирование все средства хороши. Собственно сейчас то же самое наблюдаем.
    1. +6
      1 сентября 2023 10:33
      Цитата: 2112vda
      Подковёрные игры ряда деятелей в наркомате обороны привели к отставанию СССР в области авиационного вооружения от Германии.

      Там по большей части не подковёрные игры были, а техническое отставание промышленности. Тяжеленный ШВАК-20 с коротким маломощным патроном (сделавшим невозможным его использование в ПВО из-за меньшей, чем у 12,7-мм пулемёта, эффективной дальности стрельбы) не от хорошей жизни появился - нужно было максимально сохранить конструкцию освоенного промышленностью ШВАК-12,7, чтобы не запороть серию.
      Плюс традиционная нелюбовь КБ к доводке собственной техники, особенно ярко проявившаяся в случае с Таубиным.
      1. +2
        1 сентября 2023 12:40
        Вы знаете, сложно "с того света" что-то доводить, даже если очень хочется. Ну и потом, пушки серий НС и НР "выросли" из разработок Таубина и Бабурина. НС-37 вообще появилась в рекордно короткие сроки, эту пушку спас исполняющий обязанности начальника КБ военный инженер (фамилию запамятовал). Там всё было достаточно просто, перетёрли угловые штампы чертежей и внесли небольшие правки. Кулик с Шпитальным с конкурентами не церемонились.
        1. +3
          1 сентября 2023 16:14
          Премии получать на этом свете очень любили товарищи Таубин и Бабурин!
          Вот за эти премии, полученные за неработающие образцы вооружения, им "головы и сняли с плеч".
          Как и тем, кто "сконструировал" танк Т-46.
          Танк приняли на вооружение, а производить его завод не смог.
          И полетели умные головы... с плеч..
          1. +1
            1 сентября 2023 21:31
            Конструктора проектируют. Осваивают производство технологи.
            "Вот за эти премии, полученные за неработающие образцы вооружения, им "головы и сняли с плеч"."

            Там то технический совет был? Не конструктора принимали решение о постановке на производство данное изделие.
            1. +1
              2 сентября 2023 13:46
              Конструктор должен передать технологам изделие работающее на 100%.
              Подобного небыло.
              Изделия приняли к производству с условием исправления конструкторских ошибок при наладке производства.
              Но гении конструкторы от этого отказывались.
              А порой занимались откровенным "очковтерательством" заказчикам из военных ведомств.
        2. +5
          1 сентября 2023 16:20
          Цитата: 2112vda
          Вы знаете, сложно "с того света" что-то доводить, даже если очень хочется.

          Так на тот свет конструктор как раз и попал за то, что не удосужился довести до ума собственное изделие, уже принятое на вооружение и ставящееся в серию. Причём несмотря на дважды сдвинутые вправо сроки и неоднократные напоминания ГАУ. Но товарищу Таубину было неинтересно, что на авиазаводах застряли две с половиной сотни сотни новых самолётов, ждущих его пушку - он конструировал новые вундерваффе.
          По самолетам Ильюшина известно точно - из за неподачи пушек М-6 и срывов в подаче пушек ШВАК (которыми на Ил-2 заменили пушки Таубина до ввода в большую серию пушек ВЯ) на заводе в разной степени готовности застряло 146 машин. Ровно половина от того числа что имелась в войсках на 1 июля 1941 года.

          Далее про ЛаГГ-3 - итого пушки МП-6 должны были получить машины с 4й (частично) по 13ю заводские серии - это значит 85 машин. Плюс машины с 1й по 4й (частично) заводские серию (35 машин) из за непоставки ВЯ получили только пулеметы.
          (заводские серии не надо путать с промышленными - то есть ЛаГГ-3 4й заводской серии не есть ЛаГГ-3 4й серии)
          Для доворужения этих машин сняли подкрыльевые 12,7мм пулеметы с Миг-3
          Итого примерно четверть от имевшихся Лагг-3 не успели летом-осенью на фронт или не были освоены летчиками из за двух-трех месячной задержки готовности.
          © fvl1_01
          Причём Таубин умудрился сделать подобное дважды - он ещё добился включения в комплексы вооружения перспективных самолётов своего пулемёта АП-12,7. Заводы начали подготовку к его серийному производству. И повторилась история с МП-6 - гора обещаний родила даже не мышь, а заготовку под мышь.
          Цитата: 2112vda
          НС-37 вообще появилась в рекордно короткие сроки, эту пушку спас исполняющий обязанности начальника КБ военный инженер (фамилию запамятовал).

          Только делать это должен был не военный инженер, а конструктор Таубин - добившийся включения своей пушки в план, установивший сроки - и опять сорвавший их. Ах да, ещё и сделавший пушку для ЛаГГ-3, которая в его моторный отсек не влезла. wink
          Цитата: 2112vda
          Кулик с Шпитальным с конкурентами не церемонились.

          А там и церемониться не надо было - Таубин сам себе с пола поднял дело. Кто заставлял его добиваться включения своих изделий в планы? Кто заставлял его самого устанавливать сроки, записываемые в документы? Кто заставлял его выдавать нереальные ТТХ, при попытке довести орудия до которых те становились феноменально ненадёжными (серийная и якобы доработанная МП-6 на испытаниях дала сбоев больше, чем опытная ВЯ)? Кто заставлял его заниматься новыми изделиями вместо доводки тех, которые он обязан был сдать Заказчику?
          Две с половиной сотни безоружных самолётов новейших моделей - вот результат прожектёрства Таубина.
      2. 0
        3 сентября 2023 09:25
        Вот кстати интересный вопрос - начальная скорость снаряда швак согласно интернету - 800м/с, масса пушки 45кг. У mg 151/20 - 750 м/с, масса 43кг. Но почему то последний подходил для зенитных установок и легкий, а первый не подходил и тяжеленный. Подтасовка фактов или есть неучтенные данные?
        1. +2
          4 сентября 2023 11:15
          Цитата: IImonolitII
          Но почему то последний подходил для зенитных установок и легкий, а первый не подходил и тяжеленный. Подтасовка фактов или есть неучтенные данные?

          Результаты испытаний 1936 г.
          Произведенные в 1936 году всесторонние испытания этой системы в качестве зенитного и противотанкового оружия стрелкового полка показали, что переход от калибра 12,7 мм на 20 мм является с точки зрения задач ПВО и ПТО невыгодным.
          Благодаря тому, что автоматика ШВАКа была первоначально сконструирована на калибр 12,7 мм, пришлось для применения в ней 20 мм патрона сделать снаряд крайне легкого веса (91 грамм против нормального для этого калибра веса 125-150 грамм) и малой длины. Вследствие этого снаряд получил пониженные баллистические качества, приводящие к быстрой потере начальной скорости.
          Это обстоятельство приводит к значительному понижению бронепробиваемости 20 мм пулемета ШВАК и сокращению дистанций зенитного огня сравнительно с 12,7 мм пулеметом...

          На дистанции 600 м скорость 20-мм снаряда падала до 483 м/с, на 800 м - до 404 м/с.
          У ШВАК-12,7 на тех же дистанциях скорость пули составляла 612 м/с и 556 м/с.
          Вывод был однозначен:
          Учитывая, что существующий взрыватель МГ-3 действует по обшивке самолета при окончательных скоростях не меньших 300-350 м/сек, а также, что на успешное попадание по самолетам можно рассчитывать при временах полета не превышающих 2-2,5 секунды, следует считать, что максимальной дистанцией действительного зенитного огня для 20 мм ШВАКа является 1000 м, а для 12,7 мм ШВАКа --около 1500 метров.
          Для зенитной обороны эта дистанция неудовлетворительна.

          https://www.vif2ne.org/forum/arhprint/590960
          1. 0
            4 сентября 2023 20:05
            Спасибо за информацию! Учитывая вес снаряда мг 105-115г при скорости 700-750м/с, единственными сдерживающими факторами для ШВАК становятся длинна снаряда и чувствительность взрывателя. Т.е. не пушка плохая, а снарядное производство, как и в случае с сорокопятками и дивизионками.
            1. 0
              5 сентября 2023 11:13
              Цитата: IImonolitII
              Учитывая вес снаряда мг 105-115г при скорости 700-750м/с, единственными сдерживающими факторами для ШВАК становятся длинна снаряда и чувствительность взрывателя.

              Угу... а длину снаряда увеличить нельзя, ибо придётся уходить от отработанной серийной автоматики ШВАК-12,7. А это значит - новые НИОКР, и новая "ромашка" с промами - встанет в серию - не встанет в серию. Ах да, и новые патроны тоже.
              В общем, "Работает? Не трогай!".
              1. 0
                6 сентября 2023 09:01
                Теоретически, изменить длину снаряда без и баллистический коэфициент без изменения веса за счет изменения оживальности о конфигурации гильзы не так сложно. Тогда в пушке все что нужно менять это патронник и крутизну нарезов, автоматика не пострадает. Но это теоретически, и управленческая воля и развитая патронная промышленности тоже нужны
    2. +2
      1 сентября 2023 12:39
      Во многих источниках читал, что пулеметы винтовочного калибра к началу Второй Мировой устарели. Неважно, ШКАС ли это , или творения тевтонского сумрачного гения.
    3. +2
      1 сентября 2023 18:10
      Британцы от хорошей жизни всю войну ставили на свои бомбардировщики от "Бленима" и "Велингтона" до четырёхмоторных "Ланкастеров " пулемёты винтовочного калибра?
      Или они просто не производили авиационный крупнокалиберный пулемёт?
      1. +3
        1 сентября 2023 21:34
        Британцы всю войну просидели на острове. Ресурсы в основном завозные. Отсюда и экономия.
        1. +2
          2 сентября 2023 13:38
          Странная экономия.
          Пулемёты синтовочного калибра для авиации они выпускали массово!
          Пушки авиационные они выпускали и ставили на свои самолёты от 2-х до 4-х штук!
          А на производстве крупнокалиберных авиационных пулемётов экономили?
          Может они их просто не конструировали и не производили?
          Американцы производили всё, но предпочтение отдали крупнокалиберным пулемётам.
          И сидя всю войну "На Острове" британцы воевали по всему миру.
          И своей авиационной техникой снабжали свои доминионы.
          Может дело не в экономии, а во взглядах военных, которые заказывали самолёты с определёнными ТТХ?
          1. 0
            3 сентября 2023 05:29
            Цитата: hohol95

            Может они их просто не конструировали и не и не производили?

            Они и другие пулеметы с пушками не конструировали. Под .303 делали лицензионный браунинг, пушка - hispano по лицензии. И с 44 года как раз браунинг .303 мк 2 стали массово на бомберах заменять на американские м2. Британцы просто не озаботились до войны адекватным крупнокалиберным патроном, как и много чем еще (смотри зенитные автоматы, танки, самозарядные винтовки, пп и т.д.) а во время войны не хватало денег, времени, заводов и превозносить тут военную доктрину над экономикой не стоит.
            1. 0
              5 сентября 2023 11:22
              Цитата: IImonolitII
              Британцы просто не озаботились до войны адекватным крупнокалиберным патроном, как и много чем еще

              Встречал информацию, что их лордства в 30-х просто решили сэкономить, перепрыгнув с винтовочного калибра сразу на 20-мм авиапушки, минуя ККП. Мол, зачем менять .303 на .5, если через несколько лет всё равно придётся заменять .5 на 20-мм? А давайте немного подождём, и сразу перевооружимся с винтовочного калибра на авиапушки.
              В теории всё было замечательно... вот только на практике "Испана" упорно отказывалась вставать в серию.
              Цитата: IImonolitII
              И с 44 года как раз браунинг .303 мк 2 стали массово на бомберах заменять на американские м2.

              ЕМНИП, на четырёхмоторниках меняли всего одну турель на новую с ККП. И начали всё канадцы.
              1. -1
                6 сентября 2023 22:09
                Цитата: Alexey RA
                вот только на практике "Испана" упорно отказывалась вставать в серию.

                В реальности спит пятерка уже был пушечным, в то время как немцы и советы летали всю войну в основном с переделанными пулеметами, а американцы - просто с пулеметами. Британские винтовочные пулеметы с британскими зажигательными пулями были весьма эффективными, поставь такое на Тихом океане на Ф4Ф - толку было бы больше, чем от М2.

                Но да, к Битве за Британию не успели, обидно.
      2. +5
        1 сентября 2023 22:51
        Попадались воспоминания пилотов британских бомберов, они утверждали, что для их тактики - ночные вылеты, близкая дистанция стрельбы - предпочтительнее несколько винтовочных стволов, и большая плотность огня.
        Но, вполне request возможно, что это из серии "зелен виноград": мол, нет " "крупначей" и не надо".
        1. +4
          2 сентября 2023 13:41
          Именно по этой причине на первых моделях "Хариккейнов" и "Спитфайеров" ставили от 6 до 8 пулемётов "в винтовочном калибре".
          В крылья.
          Затем стали ставить пушки.
          Опять в крылья.
  4. +5
    1 сентября 2023 07:48
    Все же как была развита германия, какие технически сложные и продвинутые вещи делали что на их основе десятки стран начали свои разработки. Интересно в чем феномен
    1. +4
      1 сентября 2023 09:00
      Осталось много пушек и боеприпасов к ним задаром, почему бы и не использовать, вот и весь феномен. MG.213С/20 же пушкой была новой, вот американцы её и использовали - хорошо сэкономили на разработке.
      1. +9
        1 сентября 2023 09:09
        Цитата: LastPS
        Осталось много пушек и боеприпасов к ним задаром, почему бы и не использовать, вот и весь феномен.

        Здравствуйте!
        После войны от немцев много чего сталось, но не всем пользовались. Что касается 20-мм пушек, то я не нашел материалов о каком либ послевоенном использовании MG-FF. Скорострельные германские 20-мм зенитные автоматы несмотря на неплохие характеристики после войны использовались весьма ограниченно. А вот жизнь MG.151/20 напротив оказалась долгой, и эту пушку в послевоенное время производили во Франции и ЮАР. Так что, дело не только в многочисленных запасах.
        1. +5
          1 сентября 2023 10:59
          Здравствуйте, Сергей.
          MG.151/20 все-таки знаковая пушка, с этим не поспоришь, вы достаточно фактов в статье привели (и это даже если не рассматривать статью о немецких авиационных пушках). Наличие больших запасов это действительно просто последствия того, что пушка использовалась повсеместно в авиации третьего рейха.
        2. +3
          1 сентября 2023 17:11
          MG-FF всё же это довоенная разработка, как и советская ШВАК.
          К тому-же с боепитанием из барабана максимум на 90 патронов.
          В "нос" самолёта они не "залезали".
          И снаряд слабей чем у 151/20.
          С пушками "питавшимися" из рассыпных лент было легче работать и устанавливать в новую авиа и бронетехнику.
  5. +4
    1 сентября 2023 10:28
    В 1951 году два американских десантных корабля Mk.6 (LCM) были модифицированы в речные мониторы для патрулирования реки Меконг. Основное вооружение мониторов было размещено в башнях, снятых с британских броневиков Coventry.
    Вместо малоэффективной против живой силы 40-мм пушки французы использовали автоматическую MG.151/20, спаренный с ней 7,92-мм пулемёт Besa сохранили.

    Французский ДКА американской постройки, вооружённый британскими башнями с немецкими орудиями. Месье явно знали толк в извращениях. smile
    1. +4
      1 сентября 2023 11:02
      Цитата: Alexey RA
      Месье явно знали толк в извращениях.

      good lol
      1. +2
        1 сентября 2023 17:27
        Нет ли информации по французским бронепоездам времён войны в Индокотае? hi
        1. +1
          2 сентября 2023 14:09
          Цитата: hohol95
          Нет ли информации по французским бронепоездам времён войны в Индокотае?

          Здравствуйте! Это тема для целой книги.
          1. +2
            2 сентября 2023 19:09
            Вечер добрый! Книг по этой теме не встречал. Лишь одна статья на просторах Дзэна!
            Но тема то незнакомая.
    2. +5
      1 сентября 2023 12:09
      Месье явно знали толк в извращениях. smile

      Месье лепили из того что было. Это тоже надо уметь)
    3. +5
      1 сентября 2023 17:26
      1951 год.
      У "МУСЬЮ" полным полно оружия оставшегося от Второй Мировой.
      Собственное, подарки от американцев и британцев. Особенно бронетехника.
      И на германских складах, в самой Франции и своей зоне оккупации, хорошо поживились.
      Они помимо "речных канонерок" во Вьетнаме собрали несколько бронепоездов для защиты ж/д путей от партизан.
      Читал в "тырнете", что злые партизаны однажды напали на поезд и сожгли в топке паровоза захваченных в плен солдат охранявших этот поезд.
  6. +8
    1 сентября 2023 12:37
    Еще раз поздравляю автора за прекрасную статью. Это настоящие жемчужины. Настоящее удовольствие читать. Могу ли я что-нибудь добавить к уже сказанному. Я помню, что по крайней мере до 2010 года компания Nexter все еще рекламировала пушку Nexter MG 151 калибра 20x82. Я видел это в Интернете на выставке, установленной на VBL.
    https://www.thefirearmblog.com/blog/2010/07/12/nexter-mg-151-20mm-autocannon/.
    Наконец, пушки Т-75 (поздравляю, тайваньское оружие интересует не многих) используются поверх автоматизированных комплексов обороны малой дальности XTR101 и XTR102. Жду следующих статей. Моё почтение. hi
    1. +8
      1 сентября 2023 12:58
      XTR102

      l testo del tuo commento è troppo breve e, secondo l'amministrazione del sito, non contiene informazioni utili.
    2. +7
      1 сентября 2023 14:06
      Цитата: Decimalegio
      Еще раз поздравляю автора за прекрасную статью. Это настоящие жемчужины. Настоящее удовольствие читать.

      Таких ценителей как вы очень не много. Это ведь не про Украину.
      1. +5
        1 сентября 2023 14:37
        Привет, Оля!
        Ценителей хватает, но куда я со своими "полуторниками" против авиационных пулеметов? laughing
        1. +8
          1 сентября 2023 14:47
          Цитата: 3x3zsave
          Привет, Оля!
          Ценителей хватает, но куда я со своими "полуторниками" против авиационных пулеметов? laughing

          Антон, здравствуй!
          Пишущих про авиационные пулемёты и другие современные девайсы много, а таких энтузиастов и знатоков средневековья и в том числе "полуторников" как ты я не знаю.
          1. +4
            1 сентября 2023 21:00
            А забавно бы было сойтись с твоим супругом в поединке "баклер+фальшион"...
            1. +3
              2 сентября 2023 10:52
              А забавно бы было сойтись с твоим супругом в поединке "баклер+фальшион"...

              Секундантом возьмете?
            2. +4
              2 сентября 2023 14:07
              Цитата: 3x3zsave
              А забавно бы было сойтись с твоим супругом в поединке "баклер+фальшион"...

              Я согласен, ты с фальшионом, а я вот так....
              1. +2
                2 сентября 2023 14:23
                Как минимум нож у тебя есть. Осталось доковать его до гроссмесера.
                1. +2
                  2 сентября 2023 16:02
                  Цитата: 3x3zsave
                  Как минимум нож у тебя есть. Осталось доковать его до гроссмесера.

                  Могу взять на прокат у сына катану, ещё у нас в магазине есть ножи Cold Steel Recon Tanto.
                  1. +2
                    2 сентября 2023 17:18
                    Катанами меня сложно удивить, что называется: "у самих левонверты найдутся"(с)
                    1. +2
                      2 сентября 2023 19:17
                      Тогда добавь ещё ящик гранат и ты победитель...
                      Только неспутай... боевые и съедобные...
                      1. +3
                        3 сентября 2023 07:47
                        Цитата: hohol95
                        Тогда добавь ещё ящик гранат и ты победитель...

                        Гранаты имеются, прочем только страйкбольные , вместо гороха набиты перцем смешанным с табаком. Беру на рыбалку, на случай встречи с медведем.

                        Цитата: hohol95
                        Попадаете в цель в таком положении или это для охотографии?

                        С 20 м по 1,5 литровой бутылки попадаю легко, другое дело, что стрельба из такого оружия "по пистолетному" - это конечно баловство и понты.
              2. +1
                2 сентября 2023 19:19
                Попадаете в цель в таком положении или это для охотографии?
      2. +7
        1 сентября 2023 14:56
        Спасибо за комплименты, но я всего лишь скромный энтузиаст hi
  7. +3
    1 сентября 2023 20:59
    hi
    Как всегда, интересная статья!

    В мемуарной литературе "из Африки от солдат" часто попадалось описание вертолетов с 20 мм пушками, и вот, оказывается, "откуда дровишки", то есть пушки.
    Подвижную турель MG.151/20 и систему подвода боеприпасов для установки на Alouette III создала и производила фирма Matra. Вертолёты, вооруженные 20-мм немецкой пушкой, эксплуатировались во Франции и ряде других государств до середины 1980-х.


    Немного видео по теме

    https://youtu.be/g8q-GMxnYNk


    https://youtu.be/EK_4Qfgcadk
  8. +4
    1 сентября 2023 23:57
    Очередной бесподобный обзор, в смысле разбор!
    Впервые про воевавшие в Индокитае и Африке канонерские вертушки "Веселые зеленые гиганты" и "Летающие бананы" с авиапушками MG151/20, а также родезийские и позже юаровские Alouette III "K–Car" узнал лет десять назад из переводов мемуаров белых наемников, воевавших в зонах интересов Франции, Бельгии и Португалии, в частности об одиссее Короля наемников Боба Денара, а также из худлита за авторством, например, Александра Афанасьева (Маркьянова - автора литературно весьма годных, хотя местами и очень спорных технотриллеров, политических триллеров и боевиков), после чего и заинтересовался этой темой, вот только подробностей в РуНете ну очень мало, а учить хранцузский или гуглить на наглицком токмо ради этой темы... такое себе. Так что даже пусть краткое упоминание темы в столь традиционно качественных материале и подаче не могут не радовать. fellow
    С ув. hi
  9. +4
    2 сентября 2023 05:54
    Очень прекрасная,очень информативная статья!Давно не читал такого,тем более,что информация о послевоенном применении вооружения Германии весьма скудная.А здесь...Я просто залип и не мог оторваться... good
  10. 0
    5 сентября 2023 13:24
    Очень понравилась статья.
    Интересно, почему сейчас нет одноствольных 20мм пушек.
    Вроде только французская Nexter производит.
    Актуальность свою пушки 20мм не потеряли.
    Сейчас много в армиях бронеавтомобилей, лобовую броню которой не берут крупнокалиберные пулемёты.
    На них же можно было бы ставить турели с подобными пушками.