One of the symbols of victory

3
The upgraded T-34 was recognized as the best medium a tank at the final stage of the second world war

History decreed that one of the greatest victories of the Red Army in the Great Patriotic War — near Kursk — was achieved at a time when the Soviet armored and mechanized troops (BT and MV) were qualitatively inferior to the German Pancerffe. By the summer of 1943, the most painful design flaws of the T-34 were eliminated, but the Germans had new Tiger and Panther tanks, which were noticeably superior to our weapons and armor thickness.

Therefore, during the Battle of Kursk, Soviet tank formations, as before, had to rely on their numerical superiority over the enemy. Only in some cases, when the thirty-three managed to get close to the German tanks very closely, the fire of their guns became effective. On the agenda was the question of a radical modernization of the T-34, and especially in terms of its weapons.

A MORE POWERFUL GUN IS REQUIRED

At the end of August at the plant number 112, a meeting was held at which V. A. Malyshev, Commissar of the Tank Industry arrived, Ya.N. Fedorenko, commander of the armored and mechanized forces of the Red Army, and responsible officers of the People's Commissariat of Arms. In his speech, Malyshev noted that the victory in the Battle of Kursk went to the Red Army at a high price. Enemy tanks fired from a distance of 1500 meters, while our 76-mm tank guns could hit the Tigers and Panthers only from 500-600 meters. “Figuratively speaking,” said the people's commissar, “the enemy has a hand a mile and a half, and we are only half a kilometer away. It is necessary to immediately install a more powerful gun in the T-34. ”

In fact, the situation was much worse than it was described by the People's Commissar. But attempts to rectify the situation have been made since the beginning of 1943.



As early as April 15, the GKO in response to the appearance of new German tanks on the Soviet-German front issued a decree “On measures to strengthen anti-tank defense”, which obliged the State Aviation Administration to subject anti-tank and tank guns in mass production to ground testing and submit to 10-day time your conclusion. In accordance with this document, the deputy commander of BT and MV Lieutenant-General of Tank Forces V.M. Korobkov ordered to use the trophy "Tigr" during the tests, which took place from 25 to 30 in April 1943 of the year at NIBTPpolygon in Kubinka. The results were not encouraging. So, the X-NUMX-mm armor-piercing tracer of the F-76 cannon did not penetrate the onboard armor of the German tank, even from a distance of 34 meters! The 200-mm 85K anti-aircraft gun of the 52 model of the year, which pierced its 1939-mm frontal armor from a distance to 1000 meters, turned out to be the most effective means of fighting the new enemy machine.

5 May 1943, the State Defense Committee adopted a decree "On strengthening the artillery armament of tanks and self-propelled guns." In it, NKTP and NKV were assigned specific tasks to create tank guns with anti-aircraft ballistics.

Back in January, 1943 of the year, the design bureau of plant No. 9, led by F. F. Petrov, began the development of such a weapon. By May 27, the X-NUMX-2 working drawings of the D-1943T-5 cannon, designed according to the type of German tank self-propelled barrels and differing in light weight and short recoil length, were released. In June, the first D-85Ts were manufactured in metal. This gun was successfully assembled in heavy tanks KV-5 and EC-85, and in the variant D-85C - in the SU-5 artillery missile.

However, to install it in an average T-34 tank, it was necessary to increase the diameter of the tower chase and design a new tower. The Red Sormov Design Bureau, led by V. V. Krylov, and the tower group of plant No. 183, led by A. A. Moloshtanov and M. A. Nabutovsky, worked on this problem. As a result, there were two very similar cast turrets with a diameter of shoulder strap around the world 1600 mm. Both of them resembled (but did not copy!) The tower of an experienced T-43 tank, taken as the basis for the design.

The D-5T cannon in the new turret - this seemed to solve all the problems, but ... The excellent weight and size characteristics of the gun were provided by the great complexity of the design. In addition, the feature of the D-5T was the location of the recoil brake and knurled over the barrel, like the German assault cannon Stuk 40, but unlike the latter, behind the main tower armor. For a better balance, its trunnions were pushed forward, and the breech, on the contrary, turned out to be rather strongly pushed to the rear stern of the tower, which practically excluded the possibility of loading the gun while the tank was moving. Even when moving at low speed, trained tank crews, trying to carry out loading, hit the projectile head part several times in the breech of the gun. As a result, the T-5 tank was not accepted by the D-34T, and immediately after completing its tests - in October 1943 of the year was issued an order from the CACB (chief designer - VG Grabin) to develop a special 85-mm gun for T-34. Serial production of the new weapon was supposed to start at 92 plant number 1 in March 1944, and until then, as a temporary measure, Red Sormov was allowed to be installed in the tower of its design D-5T. In this case, the plant was asked to ensure the release of the tank in the following quantities: in January 1944 of the year - 25 units, in February - 75, in March - 150. From April, the company was supposed to completely switch to the production of T-34-85 instead of T-34.

One of the symbols of victory


The tanks armed with the D-5T cannon differed markedly from the machines of later release in appearance and internal design. The tower was a double, and the crew consisted of four people. On the roof there was a strongly shifted forward commander's turret with a double-wing cap rotating on a ball bearing. A periscopic viewing device MK-4 was installed in the lid, which allowed a circular view. The accuracy of fire from a cannon and a coaxial machine gun was provided by a telescopic articulated sight TSH-15 and a panorama of the PTK-5. On both sides of the tower there were viewing slots with triplex glass blocks and loopholes for firing from personal weapons. The radio station was located in the body, and the input of its antenna - on the starboard side, just like the T-34. The power plant, transmission and chassis changes have practically not changed.

These machines differed somewhat depending on the time of release. For example, the first production tanks had one tower fan, and the following two had them. Tanks of the latest releases had observation devices MK-4 and a commander's turret of a later model. The radio station was in the turret, but the antenna input on the right side plate or its jammed hole was still in the hulls.

From January to April 1944, the factory workshops left the 255 T-34 tanks with the D-5T gun, including five command vehicles with RSB-F radio stations.

Fulfilling the order of the NKV to create 85-mm guns for the T-34 in October-November 1943, the TsAKB and Plant No. 92 produced three prototypes. CACB presented C-53 guns (leading designers - T. I. Sergeev and G. I. Shabarov) and C-50 (leading designers - V. D. Meshchaninov, A. M. Volgevsky and V. A. Tyurin), and Artillery Plant No. 92 - gun LB-1 (LB-85) designed by A. I. Savina.

APPROVED WITH-53

During the tests, which lasted until the end of 1943, preference was given to the C-53 gun, which 1 January 1944-th adopted the T-34 tank, and with both standard (1420 mm) and advanced shoulder strap. It compares favorably with analogs simplicity of design and reliability. The recoil brake and nakatnik were located under the base of the bolt, which made it possible to reduce the height of the line of fire and increase the distance between the breech and the back wall of the tower. In addition, the cost of the gun was lower than that of the 76-mm F-34 and even more so than the D-5T.

The T-34-85 tank with the C-53 gun was adopted by the Red Army by the T-bills No. 5020ss of January 23 of 1944.

Starting from February, the plant № 53 “Red Sormovo” began the gradual transition to the production of machines with the C-112 tool. Moreover, the first tanks had the appearance of many features from the T-34 with the D-5T: early Sormovskaya tower, U-shaped eyes, the location of the fuel tanks, etc. From 15 March 1944 of the year, plant No. 34 began production of T-85-183 , and since June - No. 174 in Omsk.



Meanwhile, continued, despite the start of mass production, ground tests C-53 revealed significant defects in recoil guns. Plant number 92 in Gorky was commissioned on its own to carry out its refinement. In November-December, the 1944-th began the production of this gun under the index ZIS-S-53 (ZIS - the index of the artillery plant number 92 named after Stalin, C - index TSAKB). In total, 1944 1945 C-11 518 and 53 14 265 53 cannons were manufactured in 34-85. The latter were installed on both the T-44-XNUMX and the new T-XNUMX tanks.

In C-53 and ZIS-C-53 cannons, the T-34 had a three-seat turret, the commander's turret moved closer to its stern. The radio station was moved from the housing to the tower. The machines were equipped with viewing instruments of a new type only - MK-4, both in the early - open and late - closed versions. During 1944, five spare tracks were mounted on the upper front hull sheet, the box-shaped front mud shields folded on the hinges, and the MDS smoke bombs were installed on the hull rear slate. As production proceeded, the shape of the bow section of the hull, connecting the upper and lower head plates, changed and decreased. On late-release machines, it was generally removed — the upper and lower sheets were butt-welded.

TREATMENTS AND IMPROVEMENTS

In December, 1944 Plant No. 112 introduced to the GBTU a number of improvements to the tank turret design. In particular, it was proposed to replace the two-wing commander's hatch with a single wing, to equip the tower's niche with frameless X-NUMX shots, introduce duplicate control of the turret rotation, and finally, improve the ventilation of the crew compartment by installing spaced fans. Of the improvements listed in January 16, only the first was adopted.



As for the improvement of ventilation, the Sormovichi intended to transfer one of the two fans installed in the rear part of the roof of the tower to its front. In this case, the front was exhaust, and the rear - discharge. Apparently, the GBTU for unknown reasons decided to postpone the implementation of this very sensible proposal. In any case, the photographs of the 1945 Spring Combat of the Year T-34-85 with separated fans are not found. You can not see these tanks and the Victory Parade. However, the units of the Kantemirovskaya tank division, which were passing through the Red Square on November 7 1945, were equipped with just such machines. All this suggests that tanks with separated fans began to be produced after World War II, or, apparently, at the very end of it and only at plant number 112. These machines are distinguished by another characteristic detail - the absence of a viewing slot in the right side of the hull. But unfortunately, the frameless ammunition was never implemented.

The experienced specialist was able to determine at which factory the T-34-85 was manufactured, on a number of grounds related to the tank manufacturing technology. The towers, for example, differed in the number and location of the casting and welds, in the form of the commander's cupola. In the undercarriage used as stamped track rollers, and cast with developed finning. There were various mounting options for fuel tanks and smoke bombs. Even the protective straps of the shoulder strap tower were different. Several variants of tracked tracks were also used.

In addition to linear, from June 1944, OT-34-85 flamethrower tanks were also produced. Like its predecessor - OT-34 on this machine, instead of a machine gun, was placed automatic piston flamethrower ATO-42 of plant number 222. Its installation in the tank was developed at the plant number 174, which, along with the "Red Sormov" was a manufacturer of flamethrowing machines.



Mastering in combat

The Red Army T-34-85 tank units began to arrive in February-March 1944. So, approximately then these machines of the brigade 2, 6, 10 and 11 of the Guards tank corps were received. Unfortunately, the effect of the first combat use of the new Thirty-Four turned out to be low, since only a few pieces arrived at their formations. In addition, very little time was allotted in the combat units for the retraining of crews.

Here is what M. E. Katukov wrote in his memoirs on this occasion, on the April days of 1944, commanding the 1 tank army, which fought hard in Ukraine: “We survived those difficult days and joyful moments. One of these - the arrival of tank replenishment. The army received, however, in a small amount the new thirty-fours, armed not with the usual 76-mm, but with the 85-mm cannon. Crews who received new thirty-fours had to give only two hours to master them. We could not give more then. The situation on the super-wide front was such that the new tanks, which had more powerful weapons, had to be put into action as soon as possible. ”


Experienced Teletan OT-34-85

Among the first went to the T-34-85 with a gun D-5T 38-th separate tank regiment. Together with the 516-th separate flame-throwing tank regiment, he was part of the Dimitri Donskoy column, built with funds from the Russian Orthodox Church. 19 T-34-85 and 21 flamethrower FROM-34 were purchased with money collected by believers. At the solemn meeting of March 8, 1944, the transfer of the Red Army vehicles took place. March 10 The 38 Tank Regiment went to the front, where as part of the 53 Army he took part in the Uman-Botosha operation.

In appreciable quantities, the T-34-85 was used during the offensive in Belarus, which began at the end of June, 1944. They already made up more than half of the thirty-four 811 who took part in Operation Bagration.

It was the summer of 1944 of the year that the troops were undergoing an active process of mastering new technology. For example, in all parts of the 3 of the Ukrainian Front, on the eve of the Yassy-Kishinev operation, live-fire exercises were conducted. At the same time, in order to demonstrate the fighting qualities of the T-34-85 cannon, it fired at German heavy tanks. Judging by the memoirs of V. P. Bryukhov, Soviet tank crews learned quickly: “In the Yassy-Kishinev operation in fifteen days on my T-34-85, I personally knocked out nine tanks. One fight was well remembered. Kushi went through and went out to Leovo, to connect with the 3-th Ukrainian Front. We walked along a corn height with a tank — nothing was visible, but there were roads or glades in it, like in a forest. I noticed that at the end of the clearing a German tank slipped towards us, then it turned out that it was the “Panther”. I command: “Stop. Sight - right 30, tank 400 ". Judging by the direction of its movement, we should have met on the next glade. The gunner threw the gun to the right, and we moved forward to the next glade. And the German also spotted me and, seeing the direction of movement of the tank, began to hide me in corn. I look into the panorama at the place where it should appear. And for sure - it appears under the 3 / 4 perspective! At this point you need to make a shot. If you give the Germans a shot and he misses with the first projectile, jump out, the second is guaranteed to be in you. Germans - they are. I shout to the gunner: “Tank!”, But he does not see. I look, he already got out half. You can not wait. The seconds go by. Then I grabbed the gunner by the collar - he is sitting in front of me - and threw it on the combat pack. He himself sat down at the sight, failed and struck him in the side. The tank broke out, no one jumped out of it. And, of course, when the tank broke out, at that moment my authority as a commander rose to an inaccessible height, because if it were not for me, this tank would have crashed down on us and the entire crew died. Gunner Nikolai Blinov felt humiliated, he was so ashamed. ”

In the mass order, the T-34-85 were used in combat operations in the winter and spring of 1945: in the Vistula-Oder, Pomeranian, and Berlin operations, in the battle at Lake Balaton in Hungary. So, on the eve of the attack on Berlin, the manning of tank brigades with combat vehicles of this type was almost one hundred percent.

And by the beginning of the Vistula-Oder operation 3, the Guards Tank Army under the command of General P. S. Rybalko, for example, had 55 674 man of personnel, which accounted for 99,2% of the regular strength. fleet consisted of 640 T-34-85 (staffing 103%), 22 tank-minesweeper T-34, 21 IC-2 (100%), 63 heavy ACS ISU-122 (100%), 63 secondary ACS SU-85 ( 63%), 63 light ACS SU-76 (100%), 49 light ACS SU-57-I (82%).

At the final stage of the Second World War, the Thirty-Four took part in the most impressive marches: to Prague in May and through the Great Khingan ridge and the Gobi desert in August 1945 of the year. In this case, the first was characterized by a high rate of movement. So, 3-I Guards Tank Army passed 450 km from Berlin to Prague for 68 marching hours. The failure of machines for technical reasons was not high - only two T-53-34 of the 85 in service were broken in the 18 of the Guards Tank Brigade.

Until the middle of 1945, the Soviet tank units deployed in the Far East were armed with mostly obsolete light BT and T-26. By the beginning of the war with Japan, 670 T-34-85 entered the troops, which allowed them to equip the first battalions in all separate tank brigades and the first regiments in tank divisions. 6-I Guards Tank Army, transferred to Mongolia from Europe, left its combat vehicles in the former deployment area (Czechoslovakia) and already received 408 T-34-85 units from factories No. 183 and No. 174 in place. Thus, the machines of this type took the most direct part in the defeat of the Kwantung Army, being the strike force of tank units and formations.

In conclusion, we can say that the modernization of the T-1943 carried out in 1944-34 years has significantly improved its combat capabilities. In the design of the tank as a whole, a certain balance of compromises was observed, which favorably distinguished it from other armored vehicles of the Second World War. Simplicity, ease of operation and maintenance, high maintainability, coupled with good body armor, maneuverability and powerful weapons have caused the popularity of the T-34-85 among tankers. These machines were the first to rush into Berlin and Prague, making the last shots at the enemy in the Great Patriotic War. It was they who, in most cases, froze on pedestals, forever remaining in the memory of the people one of the symbols of our Victory.

3 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. dred
    0
    1 January 2012 19: 23
    The legend of tank building.
  2. 9991
    +1
    16 March 2012 20: 40
    How many monuments they cost, it’s a pity that they have just been mostly built after the war.
  3. TeR
    TeR
    0
    13 December 2014 13: 04
    The caption under the picture is "Experienced teletank OT-34-85".
    However, in fact, it depicts "T-26-III (Demoman)".
    So it goes.
    1. 0
      4 January 2015 14: 02
      Quote: TeR
      You are depicted "T-26-III (demolition)".
      This is a "teletank", and there was also a "control tank"

Один из символов победы

Модернизированный Т-34 был признан лучшим средним танком на завершающем этапе второй мировой войны

Один из символов победыИстория распорядилась так, что одна из величайших побед Красной армии в Великой Отечественной войне - под Курском - была одержана в тот момент, когда советские бронетанковые и механизированные войска (БТ и МВ) в качественном отношении уступали германским панцерваффе. К лету 1943 года наиболее болезненные конструктивные недостатки Т-34 были устранены, но у немцев появились новые танки «Тигр» и «Пантера», заметно превосходившие наши по мощи вооружения и толщине брони.

Поэтому в ходе Курской битвы советским танковым соединениям, как и прежде, приходилось полагаться на свое численное превосходство над противником. Лишь в отдельных случаях, когда тридцатьчетверкам удавалось приблизиться к немецким танкам почти вплотную, огонь их пушек становился эффективным. На повестку дня остро встал вопрос о кардинальной модернизации Т-34 и особенно в части его вооружения.


ТРЕБУЕТСЯ БОЛЕЕ МОЩНАЯ ПУШКА

В конце августа на заводе № 112 состоялось совещание, на которое прибыли нарком танковой промышленности В. А. Малышев, командующий бронетанковыми и механизированными войсками Красной армии Я. Н. Федоренко и ответственные сотрудники Наркомата вооружений. В своем выступлении Малышев отметил, что победа в сражении на Курской дуге досталась РККА дорогой ценой. Вражеские танки вели огонь с дистанции 1500 метров, наши же 76-мм танковые пушки могли поразить «Тигры» и «Пантеры» лишь с 500-600 метров. «Образно выражаясь, - сказал нарком, - противник имеет руки в полтора километра, а мы всего в полкилометра. Нужно немедленно установить в Т-34 более мощную пушку».

На самом же деле ситуация была значительно хуже, чем ее обрисовал нарком. А ведь попытки исправить положение предпринимались с начала 1943 года.

Один из символов победы


Еще 15 апреля ГКО в ответ на появление на советско-германском фронте новых немецких танков издал постановление «О мероприятиях по усилению противотанковой обороны», которым обязал ГАУ подвергнуть полигонным испытаниям противотанковые и танковые пушки, находившиеся в серийном производстве, и в 10-дневный срок представить свое заключение. В соответствии с данным документом заместитель командующего БТ и МВ генерал-лейтенант танковых войск В. М. Коробков приказал задействовать в ходе этих испытаний, проходивших с 25 по 30 апреля 1943 года на НИБТПолигоне в Кубинке, трофейный «Тигр». Результаты были малоутешительными. Так, 76-мм бронебойно-трассирующий снаряд пушки Ф-34 не пробил бортовую броню немецкого танка даже с расстояния 200 метров! Наиболее же действенным средством борьбы с новой тяжелой машиной противника оказалась 85-мм зенитная пушка 52К образца 1939 года, которая с дистанции до 1000 метров пробивала его 100-мм лобовую броню.

5 мая 1943 года ГКО принял постановление «Об усилении артиллерийского вооружения танков и самоходных установок». В нем перед НКТП и НКВ были поставлены конкретные задачи по созданию танковых пушек с зенитной баллистикой.

Еще в январе 1943 года к разработке такого орудия приступило КБ завода № 9 под руководством Ф. Ф. Петрова. К 27 мая 1943-го были выпущены рабочие чертежи пушки Д-5Т-85, спроектированной по типу немецких танкосамоходных стволов и отличавшейся малым весом и небольшой длиной отката. В июне первые Д-5Т изготовили в металле. Эта пушка была удачно скомпонована в тяжелые танки КВ-85 и ИС-85, а в варианте Д-5С - в артсамоход СУ-85.

Однако для установки ее в средний танк Т-34 требовалось увеличить диаметр башенного погона и спроектировать новую башню. Над этой проблемой трудились КБ «Красного Сормова» во главе с В. В. Крыловым и башенная группа завода № 183, руководимая А. А. Молоштановым и М. А. Набутовским. В итоге появились две очень похожие друг на друга литые башни с диаметром погона по свету 1600 мм. Обе они напоминали (но не копировали!) башню опытного танка Т-43, взятую за основу при проектировании.

Пушка Д-5Т в новой башне - это вроде бы могло решить все проблемы, но... Прекрасные массогабаритные характеристики орудия обеспечивались за счет большой сложности конструкции. Кроме того, особенностью Д-5Т было расположение тормоза отката и накатника над стволом подобно немецкой штурмовой пушке Stuk 40, но в отличие от последней - за основной башенной броней. Для лучшего уравновешения ее цапфы сдвинули вперед, а казенная часть, наоборот, оказалась довольно сильно отодвинутой к кормовому листу башни, что практически исключало возможность заряжания пушки на ходу танка. Даже при движении на малой скорости натренированные танкисты, пытаясь осуществить заряжание, по нескольку раз ударяли головной частью снаряда в казенную часть орудия. В результате Д-5Т на вооружение танка Т-34 не приняли, а сразу по окончании ее испытаний - в октябре 1943 года отдали приказ ЦАКБ (главный конструктор - В. Г. Грабин) о разработке специальной 85-мм пушки для Т-34. Серийное изготовление нового орудия предполагалось начать на заводе № 92 с 1 марта 1944-го, а до тех пор в качестве временной меры «Красному Сормову» разрешалось устанавливать в башню своей конструкции Д-5Т. При этом заводу предлагалось обеспечить выпуск танка в следующих количествах: в январе 1944 года - 25 штук, в феврале - 75, в марте - 150. С апреля же предприятие должно было полностью перейти на производство Т-34-85 вместо Т-34.

Один из символов победы


Танки, вооруженные пушкой Д-5Т, заметно отличались от машин более позднего выпуска по внешнему виду и внутреннему устройству. Башня была двухместной, а экипаж состоял из четырех человек. На крыше имелась сильно смещенная вперед командирская башенка с двухстворчатой крышкой, вращавшейся на шариковой опоре. В крышке устанавливался смотровой перископический прибор МК-4, позволявший вести круговой обзор. Точность огня из пушки и спаренного пулемета обеспечивали телескопический шарнирный прицел ТШ-15 и панорама ПТК-5. В обоих бортах башни располагались смотровые щели со стеклоблоками триплекс и бойницы для стрельбы из личного оружия. Радиостанция размещалась в корпусе, а ввод ее антенны - на правом борту, так же, как у Т-34. Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть изменений практически не претерпели.

Эти машины несколько различались между собой в зависимости от времени выпуска. Например, у первых серийных танков был один башенный вентилятор, а у последующих - два. Танки самых последних выпусков имели приборы наблюдения МК-4 и командирскую башенку более позднего образца. Радиостанция находилась в башне, но в корпусах еще сохранялся антенный ввод на правом бортовом листе или его заглушенное отверстие.

С января по апрель 1944 года заводские цехи покинули 255 танков Т-34 с пушкой Д-5Т, в том числе пять командирских машин с радиостанциями РСБ-Ф.

Выполняя приказ НКВ по созданию 85-мм орудия для Т-34 в октябре-ноябре 1943 года, ЦАКБ и завод № 92 изготовили три опытных образца. ЦАКБ представило пушки С-53 (ведущие конструкторы - Т. И. Сергеев и Г. И. Шабаров) и С-50 (ведущие конструкторы - В. Д. Мещанинов, А. М. Волгевский и В. А. Тюрин), а артиллерийский завод № 92 - пушку ЛБ-1 (ЛБ-85) конструкции А. И. Савина.

УТВЕРДИЛИ С-53

В ходе испытаний, продолжавшихся до конца 1943 года, предпочтение было отдано пушке С-53, которую 1 января 1944-го приняли на вооружение танка Т-34, причем как со штатным (1420 мм), так и с расширенным погоном. Она выгодно отличалась от аналогов простотой конструкции и надежностью. Тормоз отката и накатник располагались под основанием затвора, что позволило уменьшить высоту линии огня и увеличить расстояние между казенником и задней стенкой башни. Кроме того, стоимость орудия оказалась ниже, чем у 76-мм Ф-34 и тем более чем у Д-5Т.

Танк Т-34-85 с пушкой С-53 был принят на вооружение Красной армии постановлением ГКО № 5020сс от 23 января 1944 года.

Начиная с февраля к постепенному переходу на выпуск машин с орудием С-53 приступил завод № 112 «Красное Сормово». Причем первые танки имели в облике много черт от Т-34 с Д-5Т: раннюю сормовскую башню, U-образные рымы, расположение топливных баков и т. д. С 15 марта 1944 года к производству Т-34-85 приступил завод № 183, а с июня - № 174 в Омске.

Один из символов победы


Между тем продолжавшиеся, несмотря на начало серийного изготовления, полигонные испытания С-53 выявили существенные дефекты противооткатных устройств пушки. Заводу № 92 в Горьком поручили своими силами провести ее доработку. В ноябре-декабре 1944-го началось производство этого орудия под индексом ЗИС-С-53 (ЗИС - индекс артиллерийского завода № 92 имени Сталина, С - индекс ЦАКБ). Всего в 1944-1945 годах было изготовлено 11 518 пушек С-53 и 14 265 ЗИС-С-53. Последние устанавливались как на Т-34-85, так и на новые танки Т-44.

У тридцатьчетверок с пушками С-53 и ЗИС-С-53 башня стала трехместной, ближе к ее корме сдвинулась командирская башенка. Радиостанцию перенесли из корпуса в башню. Машины оснащались смотровыми приборами только нового типа - МК-4, причем как в раннем - открытом, так и в позднем - закрытом варианте. В течение 1944 года были введены крепления пяти запасных траков на верхнем лобовом листе корпуса, коробчатые передние грязевые щитки, откидывавшиеся на петлях, на кормовом листе корпуса устанавливались дымовые шашки МДШ. По мере производства менялась форма и уменьшались размеры балки носовой части корпуса, соединявшей верхний и нижний лобовые листы. На машинах же поздних выпусков она была вообще изъята - верхний и нижний листы сваривались встык.

ДОРАБОТКИ И УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

В декабре 1944-го завод № 112 внес на рассмотрение ГБТУ ряд усовершенствований конструкции башни танка. В частности, предлагалось заменить двухстворчатый командирский люк на одностворчатый, в нише башни оборудовать безрамную боеукладку на 16 выстрелов, ввести дублированное управление поворотом башни и, наконец, улучшить вентиляцию боевого отделения путем установки разнесенных вентиляторов. Из перечисленных усовершенствований в январе 1945 года было принято только первое.

Один из символов победы


Что касается улучшения вентиляции, то сормовичи намеревались перенести один из двух установленных в задней части крыши башни вентиляторов в ее переднюю часть. При этом передний был вытяжным, а задний - нагнетательным. Судя по всему, в ГБТУ по непонятным причинам решили повременить с внедрением этого весьма толкового предложения. Во всяком случае на фотографиях боевых действий весны 1945 года Т-34-85 с разнесенными вентиляторами не встречаются. Не видно таких танков и на Параде Победы. Однако подразделения Кантемировской танковой дивизии, проходившие по Красной площади 7 ноября 1945 года, были оснащены именно такими машинами. Все это позволяет предположить, что танки с разнесенными вентиляторами начали выпускаться уже после Великой Отечественной войны или, по-видимому, в самом ее конце и только на заводе № 112. Данные машины отличает еще одна характерная деталь - отсутствие смотровой щели в правом борту корпуса. А вот безрамная боеукладка, к сожалению, так и не была внедрена.

Определить, на каком именно заводе выпущен Т-34-85, опытный специалист мог по ряду признаков, связанных с технологией изготовления танков. Башни, например, различались по числу и расположению литьевых и сварных швов, по форме командирской башенки. В ходовой части использовались как штампованные опорные катки, так и литые с развитым оребрением. Встречались различные варианты крепления топливных баков и дымовых шашек. Даже защитные планки погона башни были разными. Применялось и несколько вариантов гусеничных траков.

Кроме линейных, с июня 1944 года выпускались и огнеметные танки ОТ-34-85. Подобно его предшественнику - ОТ-34 на этой машине вместо курсового пулемета помещался автоматический поршневой огнемет АТО-42 завода № 222. Его установка в танке была разработана на заводе № 174, который наряду с «Красным Сормовом» являлся производителем огнеметных машин.

Один из символов победы


ОСВОЕНИЕ В БОЮ

В танковые части Красной армии Т-34-85 начали поступать в феврале-марте 1944 года. Так, примерно тогда получили эти машины бригады 2-го, 6-го, 10-го и 11-го гвардейских танковых корпусов. К сожалению, эффект от первого боевого применения новых тридцатьчетверок оказался невысоким, так как в соединения их поступило всего по нескольку штук. К тому же совсем мало времени отводилось в боевых частях на переподготовку экипажей.

Вот что по этому поводу писал в своих воспоминаниях М. Е. Катуков, в апрельские дни 1944-го командовавший 1-й танковой армией, которая вела тяжелые бои на Украине: «Пережили мы в те трудные дни и радостные минуты. Одна из таких - приход танкового пополнения. Получила армия, правда, в небольшом количестве новые тридцатьчетверки, вооруженные не обычной 76-мм, а 85-мм пушкой. Экипажам, получившим новые тридцатьчетверки, пришлось дать всего два часа на их освоение. Больше дать мы тогда не могли. Обстановка на сверхшироком фронте была такая, что новые танки, обладавшие более мощным вооружением, надо было как можно скорее ввести в бой».

Один из символов победы

Опытный телетанк ОТ-34-85

В числе первых достались Т-34-85 с пушкой Д-5Т 38-му отдельному танковому полку. Вместе с 516-м отдельным огнеметным танковым полком он входил в состав колонны «Димитрий Донской», построенной на средства Русской православной церкви. На деньги, собранные верующими, были приобретены 19 танков Т-34-85 и 21 огнеметный ОТ-34. На торжественном митинге 8 марта 1944 года состоялась передача машин Красной армии. 10 марта 38-й танковый полк отправился на фронт, где в составе 53-й армии принял участие в Уманско-Ботошанской операции.

В заметных количествах Т-34-85 использовались в ходе наступления в Белоруссии, начавшегося в конце июня 1944-го. Они составляли уже более половины из 811 тридцатьчетверок, принимавших участие в операции «Багратион».

Именно летом 1944 года в войсках шел активный процесс освоения новой техники. Так, например, во всех частях 3-го Украинского фронта накануне Ясско-Кишиневской операции проводились учения с боевой стрельбой. Одновременно с целью демонстрации боевых качеств пушки Т-34-85 из нее велся огонь по немецким тяжелым танкам. Судя по воспоминаниям В. П. Брюхова, советские танкисты обучались быстро: «В Ясско-Кишиневской операции за пятнадцать дней на своем Т-34-85 я лично подбил девять танков. Один бой хорошо запомнился. Куши прошли и выходили на Леово, на соединение с 3-м Украинским фронтом. Мы шли по кукурузе высотой с танк - ничего не видно, но были в ней такие дороги или просеки, как в лесу. Я заметил, что в конце просеки навстречу нам проскочил немецкий танк, потом уже выяснилось, что это была «Пантера». Я командую: «Стоп. Прицел - вправо 30, танк 400». Судя по направлению его движения, встретиться мы должны были на следующей просеке. Наводчик пушку вправо перебросил, и мы продвинулись вперед на следующую просеку. А немец меня тоже засек и, видя направление движения танка, начал скрадывать меня по кукурузе. Я смотрю в панораму в то место, где он должен появиться. И точно - он появляется под ракурсом 3/4! В этот момент нужно сделать выстрел. Если дашь немцу выстрелить и он первым снарядом промахнется - выскакивай, второй гарантированно будет в тебе. Немцы - они такие. Я кричу наводчику: «Танк!», а он не видит. Гляжу, он уже вылез наполовину. Ждать нельзя. Секунды идут. Тогда я наводчика схватил за шиворот - он же сидит передо мной - и скинул на боеукладку. Сам сел за прицел, подвел и вдарил ему в борт. Танк вспыхнул, из него никто не выпрыгнул. И, конечно, когда танк вспыхнул, в этот момент мой авторитет как командира поднялся на недосягаемую высоту, поскольку если бы не я, то этот танк врезал бы по нам и весь экипаж погиб. Наводчик Николай Блинов себя чувствовал униженным, так стыдно ему было».

В массовом же порядке Т-34-85 применялись в боевых действиях зимой-весной 1945 года: в Висло-Одерской, Померанской, Берлинской операциях, в сражении у озера Балатон в Венгрии. Так, накануне наступления на Берлин укомплектованность танковых бригад боевыми машинами этого типа была почти стопроцентной.

А к началу Висло-Одерской операции 3-я гвардейская танковая армия под командованием генерала П. С. Рыбалко, например, имела 55 674 человека личного состава, что составляло 99,2% штатной численности. Парк машин насчитывал 640 Т-34-85 (укомплектованность 103%), 22 танка-тральщика Т-34, 21 ИС-2 (100%), 63 тяжелых САУ ИСУ-122 (100%), 63 средних САУ СУ-85 (63%), 63 легких САУ СУ-76 (100%), 49 легких САУ СУ-57-И (82%).

На завершающем этапе Второй мировой войны тридцатьчетверки приняли участие в наиболее впечатляющих маршах: к Праге в мае и через хребет Большой Хинган и пустыню Гоби в августе 1945 года. При этом первый характеризовался высоким темпом движения. Так, 3-я гвардейская танковая армия прошла 450 км от Берлина до Праги за 68 маршевых часов. Выход из строя машин по техническим причинам был невысок - в 53-й гвардейской танковой бригаде поломалось только два Т-34-85 из 18 имевшихся в строю.

До середины 1945 года на вооружении советских танковых частей, дислоцировавшихся на Дальнем Востоке, состояли в основном устаревшие легкие БТ и Т-26. К началу войны с Японией в войска поступило 670 Т-34-85, что позволило укомплектовать ими первые батальоны во всех отдельных танковых бригадах и первые полки в танковых дивизиях. 6-я гвардейская танковая армия, переброшенная в Монголию из Европы, оставила свои боевые машины в прежнем районе дислокации (Чехословакия) и уже на месте получила 408 штук Т-34-85 с заводов № 183 и № 174. Таким образом, машины этого типа приняли самое непосредственное участие в разгроме Квантунской армии, являясь ударной силой танковых частей и соединений.

В заключение можно сказать, что проведенные в 1943-1944 годах мероприятия по модернизации Т-34 позволили существенно повысить его боевые возможности. В конструкции танка в целом был соблюден некий баланс компромиссов, выгодно отличавший его от других бронированных машин Второй мировой войны. Простота, удобство в эксплуатации и техническом обслуживании, высокая ремонтопригодность в совокупности с неплохой бронезащитой, маневренностью и мощным вооружением стали причиной популярности Т-34-85 у танкистов. Именно эти машины первыми ворвались в Берлин и Прагу, сделав последние выстрелы по врагу в Великой Отечественной войне. Именно они в большинстве случаев застыли на постаментах, навсегда оставшись в памяти народа одним из символов нашей Победы.

Автор: Михаил БАРЯТИНСКИЙ
Первоисточник: http://www.vpk-news.ru" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://www.vpk-news.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 3
  1. dred 1 января 2012 19:23
    Легенда танкостроения.
    dred
  2. 9991 16 марта 2012 20:40
    Сколько им памятников стоит,жаль только что в основном послевоенной постройки.
    9991
  3. TeR 13 декабря 2014 13:04
    Подпись под иллюстрацией - "Опытный телетанк ОТ-34-85".
    Однако на самом деле, там изображён "Т-26-III (подрывник)".
    Такие дела.
    TeR
    1. svp67 4 января 2015 14:02
      Цитата: TeR
      ам изображён "Т-26-III (подрывник)".
      Это "телетанк", а был еще "танк управления"

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня