Вспомогательные суда проекта 20180

20 декабря на северодвинском судостроительном предприятии «Звездочка» прошла торжественная церемония закладки нового морского судна обеспечения «Академик Александров». К концу 2016 года новое судно войдет в состав военно-морского флота России. «Академик Александров» сможет перевозить различные грузы, в том числе научную и военную технику. Это судно обеспечения является третьим в линейке кораблей вспомогательного назначения семейства проектов 20180. В настоящее время в составе Северного флота уже служит головное судно линейки – спасательный буксир «Звездочка», построенный по исходному проекту 20180.

Вспомогательные суда проекта 20180
Морское судно обеспечения пр.20183 "Академик Александров"


Все проекты семейства 20180 были разработаны в петербуржском ЦМКБ «Алмаз» под руководством А.А. Форста. К настоящему времени создано три проекта на единой основе: спасательный буксир (пр. 20180), морской транспорт вооружений (пр. 20180ТВ) и морское судно обеспечения (пр. 20183). Примечательно, что закладка судна обеспечения «Академик Александров» произошла ровно через год после торжественной церемонии, которой было отмечено начало строительство транспорта вооружений «Академик Ковалев». Всего планируется построить 5-6 кораблей семейства 20180, предназначенных для выполнения различных задач.


Интересной чертой всех трех проектов – 20180, 20180ТВ и 20183 – является конструкция корпуса. Суда этих проектов имеют специальные обводы корпуса и усиленную конструкцию с ледовой защитой. Благодаря этому вспомогательные суда семейства 20180 менее требовательны к условиям работы по сравнению с предыдущими кораблями. «Академик Александров» имеет корпус длиной около ста метров, шириной 17,8 метра и осадку порядка 9,3 м. Водоизмещение морского судна обеспечения немного меньше, чем у других кораблей семейства иного назначения: 5500 тонн. Относительно силовой установки и грузоподъемности судна обеспечения информации пока нет. Все данные о его ходовых характеристиках ограничены максимальной скоростью, этот показатель равен 14 узлам. Из фотоматериалов следует, что все суда семейства 20180 оснащаются носовым подруливающим устройством, состоящим из двух цилиндрических каналов с гребными винтами.

Все вспомогательные суда проектов 20180/20180ТВ/20183 оснащаются грузовыми кранами. Судя по имеющимся изображениям, количество этих подъемных средств зависит от конкретного проекта. Так, «Звездочка» проекта 20180 имеет три крана двух типов различной грузоподъемности, а «Академик Александров» проекта 20183 – два. Из имеющихся данных следует, что более крупная модель применяемых кранов имеет грузоподъемность 80 тонн и высоту подъема стрелы от 4,5 до 19 метров. При помощи кранов суда могут самостоятельно осуществлять погрузку и разгрузку, а также работать с различным специальным оборудованием, например, с научной аппаратурой, предназначенной для глубоководных исследований.

Вспомогательные суда проекта 20180
Церемония закладки судна обеспечения "Академик Александров" пр.20183, г.Северодвинск, ЦС "Звездочка", 20.12.2012 г. (http://forums.airbase.ru)


На палубе судов, перед опорами задних кранов большей грузоподъемности имеются люки грузового трюма. Наличие последнего позволяет предполагать применение дополнительных погрузочных средств, размещенных во внутренних объемах корабля, однако точных данных по этому вопросу пока нет. Поскольку вся палуба судов отдана под размещение кранов и люки трюма, надстройка монтируется в носовой части. Перед надстройкой имеется бак небольшого размера. Ввиду отсутствия других площадей, на крыше надстроек «Звездочки», «Академика Ковалева» и «Академика Александрова» предусмотрена посадочная площадка для вертолетов. Ее габариты позволяют взлетать и садиться всем имеющимся у военно-морского флота вертолетам, таким как Ка-29 или ему подобные. Экипаж судов проекта 20183 состоит из 70 человек.

Благодаря применению универсального оборудования, «Академик Александров» будет иметь достаточно широкие возможности для выполнения различных задач вспомогательного толка. Прежде всего нужно отметить возможность перевозки грузов во внутренних объемах корпуса, а также способность производить погрузку и разгрузку собственными силами. Кроме того, носовое подруливающее устройство значительно увеличивает маневренность судов. В зависимости от предназначения конкретного проекта облик судов семейства 20180 заметно отличается. К примеру, спасательный буксир «Звездочка» имеет два восьмидесятитонных крана и оборудование для буксировки других кораблей. На транспорте вооружений «Академик Ковалев» будет установлен только один кран. Возможно, более мощный чем на «Звездочке». Буксировочное оборудование, равно как и на «Академике Александрове», отсутствует.

Вспомогательные суда проекта 20180


Еще одним отличием кораблей разных версий проекта 20180, по-видимому, являются обводы носовой части. «Звездочка» и «Академик Ковалев» имеют классическую компоновку с выраженным баком и поднимающейся над ним надстройкой. На имеющихся изображениях судна обеспечения «Академик Александров» прекрасно видно, что его бак выполнен закрытым, без отдельной палубы. Обшивка бака доходит до самой надстройки и соединяется с ее нижней стенкой. Каких-либо ограждений на баке не предусмотрено, что может говорить о неиспользовании этой части судна.

В настоящее время головное судно проекта 20180 «Звездочка» эксплуатируется моряками Северного флота, морской транспорт вооружений «Академик Ковалев» находится на стапелях, а строительство судна обеспечения «Академик Александров» только начинается. При имеющихся темпах строительства есть все основания предполагать, что последнее шестое вспомогательное семейство проекта 20180, закладка которого состоится в течение ближайших нескольких лет, будет принято в состав военно-морского флота России примерно в 2018-20 годах.

Вспомогательные суда проекта 20180
Спасательное буксирное судно "Звездочка" пр.20180. 26.08.2009 г


Вспомогательные суда проекта 20180
Спасательное буксирное судно "Звездочка" пр.20180 обеспечивает испытания глубоководного аппарата АС-39 "Консул" пр.16811, май 2011 г. (фото из архива Curious)


Вспомогательные суда проекта 20180
Спасательное буксирное судно "Звездочка" пр.20180, г.Северодвинск, 2010 г. (http://forum.33b.ru)


По материалам сайтов:
http://star.ru/
http://zvezdochka-ru.livejournal.com/
http://oaoosk.ru/
http://bmpd.livejournal.com/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-542.html
http://flotprom.ru/
Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: http://militaryrussia.ru

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 11
  1. Милафон 26 декабря 2012 10:22
    Очень хорошая новости и корабли двойного назначения.
    Однако в сфере гражданского судостроения тишина! А ведь я другой такой страны незнаю, где так много озёр, морей и рек!
    Милафон
    1. dmitreach 26 декабря 2012 14:45
      сходите на "Сделано у нас", в раздел Судостроение.
      http://sdelanounas.ru/blogs/?id=135
      там много интересного.
      1. Милафон 27 декабря 2012 06:51
        Спасибо Дмитрий за ссылку. Действительно много информации.
        Закрепил на Экспресс-панели Оперы.
        Милафон
  2. desava 26 декабря 2012 12:15
    Судя по третьей картинке на борту судна установлены силовые трансформаторы. Мне интересно - зачем? Кто в курсе - просветите неуча)
    1. Волхов 26 декабря 2012 12:40
      Ну это же электроход, генераторы высоковольтные, значит вспомогательным потребителям нужен трансформатор.
      Волхов
      1. desava 26 декабря 2012 15:28
        Логично. Как-то не подумал, что это электроход.
      2. ka5280 23 февраля 2013 07:14
        Судно с дизель-электрической пропульсивной установкой. Ледового класса, в качестве движетелей используются азиподе с ВРШ. Так же оснащено системой динамической устойчивости на точке, это необходимо для проведения работ с использованием подводных аппаратов.
        ka5280
  3. dmitreach 26 декабря 2012 14:40
    Отличные фото. спасибо. статье плюс.
    Ох, взялись за освоение Арктики. одним "титановым флажком" сыт не будешь...
  4. Kir 26 декабря 2012 15:01
    Вообще исходя из имени, наверное стояло поставить ядерную устаноовку. а вообще имя правильное дали сколько он-Александров сделал для того-же атомного подводного флота, интересно только почему такой "тихий" полный ход всего в 14узлов, а касаемо бака, терзают смутные сомнения, что там есть какие-то скрытые устройства, в противном случае зачем столько места терять?
    А за наш ФЛОТ и СУДОСТРОЕНИЕ одназначно РАД!!!
    Kir
  5. vet6869 26 декабря 2012 21:32
    что за тупые и тяжелые краны, кто их проектировал? это какое надо усиление палубы делать ?
    1. Kir 26 декабря 2012 22:55
      Посмотрите у чужаков, можно подумать там изящней, а главная эстетика техники в её функциональности, а насчёт всего остального считали и просчитывали, если конечно нормальным организациям заказывали, а судя по списку участвуют профессионалы своего дела!!! если только "расходники правильные" то нечего беспокоиться.
      Kir
    2. ka5280 23 февраля 2013 07:22
      Подобные краны требуются для обеспечения различных подводных работ. К тому же на глубине на погруженое тело действует, по мимо веса, еще и гидростатическое давление. Я только в одном могу упрекнуть создателей крана, управление можно было сделать вынесеным на ПУ, так оператору крана работать будет было бы гараздо удобнее.
      ka5280

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня