Опытный танк Т-34-85 образца 1960 года «Объект 135»

История создания

Танк Т-34-85 образца 1960 года является усовершенствованной моделью танка Т-34-85 образца 1944 года. Т-34-85 периода Великой Отечественной войны, разработали в конструкторском бюро горьковского завода №112 «Красное Сормово». Руководил разработкой главный конструктор завода Крылов В.В. Впоследствии техдокументацию на машину утвердил головной завод №183 в Нижнем Тагиле (главный конструктор – Морозов А.А.). 23 января 1944 года постановлением ГКО №5020 танк приняли на вооружение Красной Армии. Производство данных танков велось на заводах №112 «Красное Сормово», №174 (Омск) и №183 в период с марта 1944 по декабрь 1946 гг. В послевоенный период заводами было выпущено 5742 танка.

В 1947 году машине было присвоено заводское обозначение «Объект 135». В 1950-х годах она неоднократно модернизировалась. Мероприятия по модернизации производились на заводах капремонта Минобороны СССР. Данные мероприятия (целью которых были улучшение технических и боевых характеристик, повышение надежности агрегатов и узлов танка, удобства обслуживания) разработали ВНИИ-100 и ЦЭЗ №1 по заданию ГБТУ. Окончательная отработка чертежно-технической документации по модернизации, утвержденной в 1960 году, выполнило под руководством главного конструктора Карцева Л.Н. конструкторское бюро завода №183 (Нижний Тагил). Танк Т-34-85 образца 1960 года имел классическую схему общей компоновки, экипаж – пять человек. Внутреннее оборудование размещалось в 4-х отделениях: трансмиссионном, моторном, боевом и управления. Бронекорпус, башня, вооружение, ходовая часть, трансмиссия и силовая установка по сравнению с Т-34-85 образца 1944 года не претерпели существенных изменений.


Опытный танк Т-34-85 образца 1960 года «Объект 135»

Опытный танк Т-34-85 образца 1960 года «Объект 135»


Компоновка и оборудование

В отделении управления размещались пулеметчик (справа) и механик-водитель (слева), пулемет ДТМ установленный в шаровой установке, органы управления танком, контрольно-измерительные приборы, два ручных огнетушителя, два баллона со сжатым воздухом, аппарат ТПУ, а также ЗИП и часть боекомплекта. Механик-водитель входил в машину через люк, который располагался в верхнем лобовом листе бронекорпуса и закрывался броневой крышкой. Крышка люка механика-водителя оснащалась двумя смотровыми приборами, служивших для увеличения горизонтального угла обзора (были развернуты в сторону бортов корпуса). Для наблюдения за местностью и дорогой в темное время суток у механика-водителя имелся прибор ночного видения БВН. Комплект БВН состоял из самого прибора, высоковольтного блока питания, фары ФГ-100 имеющей инфракрасный фильтр и ЗИП. Прибор БВН и ЗИП к нему в нерабочем положении хранились в укладочном ящике, располагавшемся за сиденьем водителя на первом ящике боеукладки. В носовой части корпуса на кронштейне крепился дополнительный оптический элемент, имеющий инфракрасный фильтр.

Прибор БВН при использовании монтировался в съемном кронштейне, который устанавливался на бонках, приваренных с правой стороны люка к верхнему лобовому листу (при этом крышка люка была открыта). Блок питания прибора устанавливался на кронштейне, внутри танка на левом борту, на правом борту корпуса – фара ФГ-100 имеющая инфракрасный фильтр. С левой ФГ-102 снимали оптический элемент и светомаскировочную насадку, а вместо них использовали оптический элемент имеющий инфракрасный фильтр. Перед сиденьем пулеметчика в днище отделения управления имелся запасный люк, который закрывался откидывавшейся вниз броневой крышкой (использовалась одна петля).

В боевом отделении, которое занимало среднюю часть корпуса и внутренний объем башни, находились вооружение танка с механизмами наводки и прицельными приспособлениями, приборы наблюдения, средства связи и часть боекомплекта, а также рабочие места, командира танка и наводчика – слева от пушки, заряжающего - справа. На крыше башни над сиденьем командира располагалась невращающаяся командирская башенка. Боковые стенки башенки имели пять смотровых щелей (защищены стеклами), которые обеспечивали командиру круговой обзор. В крыше башенки имелся входной люк, закрывавшийся бронекрышкой. В поворотном основании люка устанавливался смотровой прибор ТПКУ-2Б или ТПК-1. В крыше башни над рабочими местами наводчика и заряжающего устанавливалось по одному перископическому поворотному прибору МК-4. Для посадки экипажа кроме входного люка, имеющегося в командирской башенке, использовался люк, выполненный над рабочим местом заряжающего в правой части крыши башни. Люк закрывался при помощи откидной броневой крышкой на одной петле.

У левого борта в боевом отделении танка монтировался котел форсуночного подогревателя, который был включен в систему охлаждения двигателя. За боевым отделением располагалось моторное отделение. Их разделяла съемная перегородка. В моторном отделении размещались двигатель, четыре аккумуляторные батареи и два радиатора. В левом несъемном и верхнем съемном листах выполнили вырез для доступа к нагнетателю подогревателя, закрывающегося кожухом. В дверце бокового листа имелось окно для патрубков подогревателя. В кормовой части корпуса находилось трансмиссионное отделение, отделенное перегородкой от моторного отделения. В нем были установлены главный фрикцион с центробежным вентилятором, агрегаты трансмиссии, воздухоочистители, топливные баки и электростартер.

Вооружение и прицельные приспособления

Основным оружием Т-34-85 образца 1960 года являлась танковая пушка ЗИС-С-53 калибра 85 мм с полуавтоматикой механического (копирного) типа и вертикальным клиновым затвором. Длина ствола – 54,6 калибра, высота линии огня – 2,02 м. С пушкой ЗИС-С-53 был спарен пулемет ДТМ калибра 7,62 мм. В вертикальной плоскости наводка спаренной установки осуществлялась в диапазоне от -5 до +22 градусов при помощи подъемного механизма секторного типа. Непоражаемое пространство при ведении огня из спаренной установки составлял 23 метра. Для предохранения подъемного механизма во время марша от динамических нагрузок на кронштейне, слева от пушки, внутри башни размещался стопор походного положения пушки, обеспечивающий фиксацию орудия в двух положениях (углы возвышения – 16 и 0 градусов). В горизонтальной плоскости наводка спаренной установки осуществлялась МПБ, расположенным с лева от сиденья наводчика в башне. Конструкция механизма поворота башни обеспечивала поворот при помощи электромоторного или ручного привода. При использовании электромоторного привода (использован 1,35-киловаттный электродвигатель МБ-20Б) башня поворачивалась в обоих направлениях с двумя различными скоростями. Максимальная скорость поворота башни при этом составляла 30 градусов в секунду.

На части танков Т-34-85 последнего года выпуска двухскоростной электропривод поворота башни был заменен новым электроприводом КР-31. Данный привод обеспечивал поворот башни с места наводчика или с места командира. Поворот башни наводчиком осуществлялся при помощи контроллера-реостата КР-31. Направление поворота башни при этом соответствовало отклонению рукоятки вправо или влево от исходного положения. Скорость поворота задавалась углом наклона рукоятки контроллера и изменялась в пределах – от 2 до 26 градусов в секунду. Командир танка поворачивал башню при помощи системы командирского управления при нажатии кнопки, которая была смонтирована в левой рукоятке смотрового прибора командира. Переброс башни производился по кратчайшему пути до момента совмещения оси канала ствола и линии визирования смотрового прибора. Скорость – 20-24 градуса в секунду. В походном положении стопорение башни осуществлялось при помощи стопора башни, смонтированного с правой стороны (около сиденья заряжающего), в одном из захватов шариковой опоры башни.

Для наблюдения за полем боя, определения дальности до целей, прицельного огня из пушки и спаренного пулемета, корректирования огня использовался танковый шарнирный телескопический прицел ТШ-16. Максимальная дальность прицельного огня из пушки – 5,2 тыс. м, из спаренного пулемета – 1,5 тыс. м. Для предотвращения запотевания стекла прицела его оснастили электрообогревателем. При ведении огня из пушки с закрытых огневых позиций использовался боковой уровень, закрепленный на левом щите ограждения пушки, а также башенный угломер (указатель крепился слева от сиденья наводчика на верхнем погоне опоры башни). Максимальная дальность стрельбы из пушки – 13,8 тыс. метров. В состав спускового механизма пушки входили электроспуск и ручной (механический) спуск. Рычаг электроспуска был расположен на ручке маховичка подъемного механизма, рычаг ручного спуска - на левом щитке ограждения. Огонь из спаренного пулемета производился при помощи того же рычага электроспуска. Переключение/включение электроспусков осуществлялось тумблерами на щитке электроспусков наводчика.

Второй пулемет ДТМ калибра 7,62 мм устанавливался в шаровой установке в правой части лобового верхнего листа корпуса танка Т-34-85. Пулеметная установка обеспечивала углы вертикальной наводки в диапазоне от -6 до +16 градусов, горизонтальные углы – в секторе 12 градусов. При стрельбе из данного пулемета использовали оптический телескопический прицел ППУ-8Т. При стрельбе из лобового пулемета непоражаемое пространство составляло 13 метров. Боекомплект пушки состоял из 55 – 60 выстрелов, пулеметов ДТМ – 1890 патронов (30 дисков). Кроме того, боевое отделение имело укладку: автомата АК-47 калибра 7,62 мм (боекомплект 300 патронов, 10 магазинов), 20 ручных гранат Ф-1, 26-миллиметровый сигнальный пистолет (20 сигнальных патронов).

Боекомплект

Для стрельбы из пушки использовались унитарные выстрелы со следующими снарядами: тупоголовый бронебойно-трассирующий БР-365 имеющий баллистический наконечник; остроголовый БР-365К; подкалиберный бронебойно-трассирующий БР-365П; а также с цельнокорпусной осколочной гранатой 0-365К с уменьшенным и полным зарядом. Бронебойно-трассирующий снаряд имел начальную скорость 895 м/с, осколочная граната при полном заряде – 900 м/с и при уменьшенном заряде – 600 м/с. Дальность прямого выстрела по цели высотой 2 метра при использовании бронебойного снаряда – 900-950 метров, подкалиберного бронебойно-трассирующего - 1100 метров.

Основная стеллажная укладка, состоящая из 12 выстрелов (О-365К), размещалась в нише башни. Хомутиковые укладки, 8 выстрелов, размещались: 4 выстрела (БР-365 или БР-365К) – на правом борту корпуса в боевом отделении; 2 выстрела (БР-365П) – по углам перегородки в боевом отделении; 2 выстрела (БР-365П) – в передней части боевого отделения справа. Остальные 35 выстрелов (24 О-365К, 10 БР-365 или БР-365К и 1 БР-365П) укладывались в шести ящиках в боевом отделении на дне.

Диски к пулеметам располагались в спец. гнездах: впереди сиденья пулеметчика на переднем лобовом листе – 15 шт, у правого борта корпуса справа от сиденья пулеметчика – 7 шт, слева от сиденья механика-водителя на днище корпуса – 5 шт, впереди сиденья заряжающего на правой стенке башни – 4 шт. Ручные гранаты Ф-1 и запалы в сумках располагались на левом борту в укладочных гнездах.

Патроны к АК-47 (180 штук), снаряженные в 6 магазинов, располагались: в спец. сумке на правом борту башни – 5 магазинов; на чехле автомата в специальном кармане – 1 магазин. Остальные патроны (120 шт.) в штатной укупорке укладывались по усмотрению экипажа. 6 сигнальных патронов находились в спец. сумке, левее прицела ТШ на левом борту башни, остальные 14 патронов в укупорке размещались по усмотрению экипажа на свободных местах в боевом отделении.

Корпус и башня

Броневая защита танка – противоснарядная, дифференцированная. Конструкция корпуса и башни по сравнению с Т-34-85 образца 1944 года осталась без изменений. Корпус танка сваривался из катаной и литой брони толщиной 20 и 45 миллиметров с отдельными болтовыми соединениями. Литая башня, имеющая вварную крышу, монтировалась на корпусе танка с помощью шариковой опоры. Максимальная толщина в лобовой части – 90 миллиметров. На танке Т-34-85 образца 1960 года устанавливались башни, имеющие улучшенную систему вентиляции боевого отделения. Установку двух вытяжных вентиляторов разнесли. При этом один вентилятор, устанавливавшийся над срезом казенной части пушки в передней части крыши, выполнял функции вытяжного, а второй, установленный в кормовой части крыши башни – нагнетательного. Данное размещение вентиляторов позволило увеличить эффективность продувки боевого отделения и исключить прохождения газов образующихся при сгорании пороха через рабочие места экипажа. На верхнем кормовом листе корпуса для постановки дымовой завесы устанавливались 2 дымовые шашки БДШ-5 имеющие механизм сброса и электрическую систему воспламенения (с места командира). В походном положении (в случае установки двух дополнительных бочек с топливом, устанавливавшихся на спец. кронштейнах на верхнем кормовом листе) дымовые шашки крепили на левом верхнем бортовом листе, перед дополнительным баком с маслом (на некоторых машин здесь устанавливали третий дополнительный бак емкостью 90 литров).

Опытный танк Т-34-85 образца 1960 года «Объект 135»


Двигатель и топливная система

На танки Т-34-85 образца 1960 года устанавливался 500-сильный (при частоте вращения коленвала 1800 об/мин) дизельный двигатель В2-34М или В34М-11. Пуск двигателя осуществлялся при помощи 15-сильного электростартера СТ-700 (основной способ пуска) или сжатым воздухом (запасной способ) хранящимся в двух воздушных баллонов объемом 10 литров. Для облегчения пуска в условиях низких температур используется форсуночный подогреватель с водотрубным котлом, который включен в систему охлаждения, и калорифер для подогрева воздуха, который поступает в цилиндры двигателя. Подогреватель крепился к перегородке моторного отделения на кронштейне. Кроме форсуночного подогревателя в систему подогрева, входили радиаторы подогрева масла в обоих масляных баках, электрооборудование (электропровода и свечи накаливания) и трубопроводы. Система подогрева обеспечивала подготовку дизельного двигателя к пуску разогревом охлаждающей жидкости, а также части масла в баках. Кроме того, для облегчения пуска двигателя при низких температурах использовалось приспособление, удаляющее застывшее масло из маслопровода, подводящего его к нагнетающей части масляного насоса.

В топливной системе имелось 8 топливных баков, размещенных внутри корпуса и объединенных в 3 группы: группу кормовых баков, группу правых и левых бортовых баков. Общая емкость внутренних баков – 545 литров. На правом борту танка были установлены два наружных дополнительных топливных бака на 90 литров каждый. Наружные топливные баки в топливную систему включены не были. На наклонном кормовом листе крепились две бочки емкостью по 200 литров каждая. В состав топливной системы был включен сливной бачок, располагавшийся на перегородке моторно-трансмиссионного отделения у правого борта корпуса и служивший для слива через специальный трубопровод топлива картера топливного насоса. В ЗИП танка входил малогабаритный заправочный агрегат МЗА-3, укладывавшийся в транспортном положении в металлическом ящике, закрепленном снаружи на наклонном левом борту корпуса. Запас хода танка Т-34-85 образца 1960 года по шоссе на внутренних (основных) топливных баках – 300-400 километров, по грунтовым дорогам – до 320 километров.

Система охлаждения двигателя – принудительная, жидкостная, закрытого типа. Каждая сердцевина радиатора имела охлаждающую поверхность 53 метра. Емкость системы охлаждения после установки системы подогрева (с постоянным включением в систему) с форсуночным подогревателем равнялась 95 литрам. Для сокращения времени подготовки двигателя к пуску при низких температурах в системе охлаждения имеется заливная горловина. Горячая жидкость, заливаемая в эту горловину, поступала непосредственно в головки и зарубашечное пространство блоков двигателя, тем самым ускоряя его нагревание.

Система воздухоочистки

В системе воздухоочистки применялись два воздухоочистителя ВТИ-3 комбинированного типа оснащенных эжекционным автоматическим удалением пыли из первой ступени пылесборника. Эжекторы, соединенные с пылесборниками, устанавливались в выпускных трубах двигателя. Воздухоочиститель состоял из корпуса, циклонного аппарата с пылесборником, крышки и кожуха с тремя кассетами из проволочной канители.
Система смазки

Циркуляционная комбинированная (разбрызгиванием и под давлением) система смазки двигателя с сухим картером (применялось масло МТ-16п) состояла из: масляного трехсекционного шестеренного насоса, двух масляных баков, масляного проволочно-щелевого фильтра «Кимаф», уравнительного бачка, трубчатого масляного радиатора, маслозакачивающего насоса МЗН-2 с электроприводом, термометра, манометра и трубопроводов. Между двигателем и масляными баками с каждой стороны размещались водяные радиаторы, входящие в систему охлаждения. Масляный радиатор, охлаждающий выходящее из двигателя масло, крепился двумя болтами к стойкам левого водяного радиатора. В условиях низких температур масляный радиатор при помощи специального трубопровода (возился в ЗИП) от системы смазки отключался. Масло в этом случае поступало непосредственно в уравнительный бачок, после чего – в баки.

Полная заправочная емкость всей системы смазки Т-34-85 образца 1960 года составляла 100 литров. В каждый масляный бак входило 38 литров масла. В системе смазки имелся форсуночный подогреватель для разогрева масла перед пуском двигателя при низких температурах окружающего воздуха и специальные радиаторы, размешенные в масляных баках. На левом борту танка Т-34-85 образца 1960 года имелся наружный 90-литровый масляный бак, не имеющий подключения к системе смазки двигателя.

Опытный танк Т-34-85 образца 1960 года «Объект 135»


Трансмиссия и ходовая часть

Узлы и агрегаты ходовой части и трансмиссии существенно не отличаются от Т-34-85 образца 1944 года. Механическая трансмиссия танка состоит из: многодискового главного фрикциона сухого трения (сталь по стали), четырех- или пятиступенчатой коробки передач, двух многодисковых бортовых фрикциона с плавающими, ленточными тормозами, имеющими чугунные накладки, и двух шестеренчатых однорядных бортовых редуктора. Коробка передач в нижней половине картера имела сливной клапан для слива масла. Между коническим роликоподшипником ведущего вала КПП и переходной втулкой кроме сальника имеется маслоотражатель. Вытекание смазки через опоры главного вала предотвращалось маслоотражателем и уплотнительными пружинящими кольцами.

В ходовой части Т-34-85 образца 1960 года использовалась пружинная индивидуальная подвеска, узлы которой были расположены внутри корпуса танка. Подвеска первого опорного катка, размещавшаяся в отделении управления, ограждалась специальным щитком. Подвеска опорных катков 2 – 4 располагалась в специальных шахтах наклонно. Гусеничный движитель состоял из двух крупнозвенчатых гусениц, десяти опорных катков, имеющих наружную амортизацию, двух направляющих колеса оснащенных механизмами натяжения гусениц и двух ведущих колес гребневого зацепления. На машине устанавливались опорные катки двух типов: с литыми или штампованными дисками с массивными наружными резиновыми шинами.

Электрооборудование

Электрооборудование танка было выполнено по однопроводной схеме (в аварийном освещении использовалась двухпроводная схема). Напряжение бортовой сети - 24-29 В (МПБ и цепь стартера с пусковым реле) и 12 В (другие потребители). Основным источником электроэнергии являлся 1,5-киловаттный генератор Г-731 с реле-регулятором РРТ-30. Вспомогательным – 4 аккумуляторные батареи 6СТЭН-140М, которые между собой соединялись последовательно-параллельно, общей емкостью 256 и 280 А-ч соответственно. В передней части наклонного борта корпуса за фарой наружного освещения на кронштейне устанавливался сигнал С-58. На правом бортовом наклоном листе монтировалась фара наружного освещения, имеющая инфракрасный фильтр ФГ-100. Левая фара оснащалась светомаскировочной насадкой ФГ-102. Кроме заднего габаритного фонаря ГСТ-64, имелся аналогичный габаритный фонарь размещенный на башне, около которого размещалась фара ФГ-126. Чтобы подключать малогабаритный заправочный агрегат МЗН-3 и переносную лампу в кормовой части корпуса была установлена наружная штепсельная розетка.

Устройства связи

В башне танка для внешней радиосвязи использовалась радиостанция Р-123, а для внутренней связи - танковое переговорное устройство Р-124. Для связи с командиром десанта имелась розетку. На командирских машинах, устанавливались радиостанции 9РС и РСБ-Ф, а также танковое переговорное устройство ТПУ-ЗБис-Ф. Для питания радиостанций служили штатные аккумуляторные батареи. Подзарядка аккумуляторов производилась при помощи автономного зарядного агрегата, в который входил двигатель Л-3/2.

Опытный танк Т-34-85 образца 1960 года «Объект 135»


Тактико-технические характеристики Т-34-85 образца 1960 г.:
Боевая масса – 32,5 – 33 тонны;
Экипаж – 5 человек;
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ:
Длина полная – 8100 мм;
Длина по корпусу – 6100 мм;
Ширина – 3000 мм;
Высота – 2700 мм;
Клиренс – 400 мм;
ВООРУЖЕНИЕ:
- пушка С-53 калибра 85 мм;
- два пулемета ДТМ калибра 7,62 мм;
БОЕКОМПЛЕКТ:
- 56 выстрелов;
- 1953 патрона;
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ:
- телескопический прицел ТШ-16;
- пулеметный телескопический прицел ППУ-8Т;
БРОНИРОВАНИЕ:
лоб башни – 90 мм;
борт башни – 75 мм;
лоб корпуса – 45 мм;
борт корпуса – 45 мм;
крыша – 16-20 мм;
корма низ – 40 мм;
корма верх – 45 мм;
передний лист днища – 20 мм;
задний лист днища – 13 мм;
ДВИГАТЕЛЬ:
- В-2-34, 12-цилиндровый, дизельный, жидкостного охлаждения, мощностью 500 л.с. при 1700 оборотах в минуту; ёмкость баков - 550 л.;
ТРАНСМИССИЯ:
- механическая, 5-скоростная коробка переключения передач (4 вперед, 1 назад), бортовые редукторы, фрикционы;
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на борт):
5 сдвоенных опорных катков (диаметр 830 мм), заднее направляющее и переднее ведущее колесо; гусеницы – мелкозвенчатые, стальные, гребневого зацепления, 72 трака в каждой гусенице;
СКОРОСТЬ:
по шоссе – 54 км\ч;
запас хода по шоссе – 290-300 км;
по пересеченной местности – 25 км\ч;
запас хода по проселку – 220-250 км;
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
Подъём – 35 градусов;
Спуск – 40 градусов;
Высота стенки – 0,73 м;
Ширина рва – 2,50 м;
Глубина брода – 1,30 м;
СРЕДСТВА СВЯЗИ:
- переговорное устройство ТПУ-47;
- радиостанция 10-РТ-26Э.

Подготовлено по материалам:
http://www.dogswar.ru
http://www.battlefield.ru/
http://www.aviarmor.net


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 29
  1. borisst64 26 декабря 2012 10:00
    Интересно было узнать, что и в 1960 году танк Т-34-85 был на уровне. Пдробности в статье типа - "Между коническим роликоподшипником ведущего вала КПП и переходной втулкой кроме сальника имеется маслоотражатель." - вызывают улыбку (еще не хватало перечислить подшипники по номерам). Объем статьи не должен быть самоцелью.
    borisst64
    1. RedDragoN 26 декабря 2012 10:50
      В 50е, он был ещё ничего, но к 60м гг - устарел.

      Вообщето, он 46-го года, распространенная ошибка.

      История серийных модификаций:
      - Т-34-85 обр.1946 г. (об.135) – средний танк послевоенного выпуска
      - Т-34-85 обр.1952 г. – модернизированный средний танк, установлены новые средства р/с
      - Т-34-85 обр.1957 г. – модернизированный средний танк, установлен двигатель В-34-М11
      - Т-34-85 обр.1960 г. – модернизированный средний танк
  2. Прохор 26 декабря 2012 10:34
    Вряд-ли он был "на уровне". С появлением Т-54/55 и зарубежных аналогов, с появлением РПГ-7 великолепный для 1944 года Т-34 отстал сразу и навсегда. Как моментально устарели винтовые самолёты с появлением реактивных.
    Хотя при реальной в те годы угрозе тотальной войны модернизация и поддержание боеспособности любой военной техники, пожалуй, имели смысл
    Прохор
    1. cth;fyn 26 декабря 2012 11:21
      Думаю Т-34 устарел с появлением орудия L-7 105мм.
      1. Kars 26 декабря 2012 15:04
        К сожелению он устарел с появлением ПАК 40
        Но это непомешало ему воевать еще долгие годы.
        1. cth;fyn 26 декабря 2012 15:54

          К сожелению он устарел с появлением ПАК 40

          Я имел в виду маленько другое, при появлении Л-7 его могли порвать на дистанции при которой огонь С-53, не мог поразить противника и в борт толщиной всего 40мм (вы мне сами в прошлый раз это очень аргументированно доказали).
          В прошлый раз я ошибался, орудие Т-34 никогда не было стабилизированным. Орудие С-54 не выпускалось, а жаль, в 60-х можно было и переоборудовать старые танки немного повысив их огневую мощь.
          1. Kars 26 декабря 2012 16:00
            Цитата: cth;fyn
            -53, не мог поразить противника и в борт толщиной всего 40мм

            Ну поменяе 40 на 44.
            Это реальный факт Т-34 потерял приимущество защищенности с появлением --массовым появлением ПАК-40.

            Насчет борта,то если чесно так несчитают при оценке бронемашин.Учитывая что они веть воюют не только с танками но и ПТП
            1. cth;fyn 26 декабря 2012 20:33
              но пак-40 вроде на пантере и Т-4 стояло, а Т-34 с ними успешно боролась, вроде...
              1. Kars 27 декабря 2012 00:03
                Цитата: cth;fyn
                но пак-40 вроде на пантере и Т-4 стояло, а Т-34 с ними успешно боролась, вроде

                Боролось,и даже не вроде успешно,а довольно успешно.Но это не мешает ему устареть.Внизу приведен адекватный ответ на появление Пак-40,Пантеры и тд.(я про Т-44/Т-55)

                А вот Т-55 уже устарел(это всетаки условный термин) когда Л-5 появилась,а в ответку появился Т-64 которого Л-5 в лоб с 500 м пробить уже немогла.
            2. cth;fyn 26 декабря 2012 20:55
              А почему зис с-54 в серию не пошла, она ведь за счет вертикальной стабилизации реально имела преимущество над зис с-53?
        2. почтальон 26 декабря 2012 23:41
          Цитата: Kars
          Но это непомешало ему воевать еще долгие годы.

          А почему не Т-44?
          монолитный лобовой лист 120 мм , В-44 поперечно,на 300мм ниже Т-34,гтитара в трансмиссии, и практически тот же вес 3,19тн

          Какой смысл производить Т-34 в разных модификациях, когда 44 (1943) "рвал" М48 «Паттон» (1952)?


          первый вариант
          почтальон
          1. Kars 26 декабря 2012 23:58
            Цитата: почтальон
            А почему не Т-44?


            А куда девать тысячи Т-34,после того как все постаменты позанимались?
            Если ты про войну,то их веть ограниченно выпускали,а Т-34 уже гнался массово,и нехотели конвейеры перестраивать.-правельно это или неправильно,чесно сложно оценить.Это веть только немцы(не будем американцев,англичан-там другая ситуЕвина) додумались в середины войны новый средний танк изобретать.

            Ну а потом уже Т-54 созрел.

            Если про послевоеное производство то я незнаю
            1950-х годах она неоднократно модернизировалась. Мероприятия по модернизации производились на заводах капремонта Минобороны СССР. Данные мероприятия (целью которых были улучшение технических и боевых характеристик, повышение надежности агрегатов и узлов танка, удобства обслуживания) разработали ВНИИ-100 и ЦЭЗ №1 по заданию ГБТУ. Окончательная отработка чертежно-технической документации

            может всетаки новых неделали.
            1. почтальон 27 декабря 2012 01:10
              Цитата: Kars
              А куда девать тысячи Т-34,после того как все постаменты позанимались?

              Надо было прекратить производство в 1944 в конце/начале 1945. Наши хенералы как разгонятся ,так не остановиться.
              А остатние в Корею,Египты,Израилю , ну во всюда.

              На курской бы его.А?


              После войны производство Т-44 продолжалось до 1947 года, всего было выпущено более 1800 танков этого типа.



              Судят чиновника Ростовской области, пытавшегося продать танк "Т-44" за 4,5 млн руб.
              почтальон
              1. loft79 27 декабря 2012 01:40
                Карс правильно сказал, мудрить с отлаженным производством опасно.

                Цитата: почтальон
                Надо было прекратить производство в 1944 в конце/начале 1945.


                А воевать на чем?
                На начало 45-го никто не знал когда война закончится. пол-года, год.
                Опять же надо закладываться на "что и как будет после".

                Переходить на новый танк в то время было рискованно. Немцы на этом пролетели.
                1. почтальон 27 декабря 2012 01:48
                  Цитата: loft79
                  А воевать на чем?

                  Мне кажется их излишек был.
                  Нельзя же сказать что воевать было не на чем....
                  почтальон
                  1. Kars 27 декабря 2012 01:50
                    Цитата: почтальон
                    Нельзя же сказать что воевать было не на чем....

                    В 1945 СССР безвозвратно потерял 13 500 танков и сау.
                    1. почтальон 27 декабря 2012 01:53
                      "В 1945м" или "к 1945 му"?
                      почтальон
                      1. Kars 27 декабря 2012 01:55
                        Цитата: почтальон
                        В 1945м" или "к 1945 му"?

                        В, к сожелению в В 1945
                      2. почтальон 27 декабря 2012 02:08
                        Цитата: Kars
                        В, к сожелению в В 1945

                        Да. посмотрел. Я пас. не до 44 было.
                        почтальон
            2. почтальон 27 декабря 2012 01:51
              Цитата: Kars
              может всетаки новых неделали.

              Одгадай с трёх раз. Зачем так и зачем на Т-44 свастика?









              почтальон
              1. studentmati 27 декабря 2012 01:59
                Киностудия Мосфильм. По воротам гаража узнал....
                1. почтальон 27 декабря 2012 02:05
                  Да точно, после снятия "камуфляжа" ( надо было 1ую фото не ставить)
                  внутри все родное?



                  почтальон
                  1. studentmati 27 декабря 2012 02:08
                    На втором и третьем фото тоже, Василий и гараж виден, и что более заметно - это резкие границы серой краски, после снятия надстроек. И ещё ряд моментов для наблюдательного глаза....
                    1. почтальон 27 декабря 2012 02:10
                      Цитата: studentmati
                      На второй фото

                      Загадка не получилась, надо было сначала Kars попросить со Львовсгого завода(архивы) фоток прислать...
                      почтальон
                      1. studentmati 27 декабря 2012 02:15
                        Ну ведь кроме фото факт "камуфляжа" 34-ок под фашистов широко описан в специальной литературе и пересказан не раз по телевидению. Может это только у меня такой глубокий отпечаток остался? А может, что маршал бронетанковых войск Лосик Олег Александрович, мой земляк?
                      2. почтальон 27 декабря 2012 23:10
                        Цитата: studentmati
                        Ну ведь кроме фото факт "камуфляжа" 34-ок

                        ЭТО ТО 44КА!
                        почтальон
                      3. Kars 27 декабря 2012 02:19
                        Цитата: почтальон
                        со Львовсгого завода(архивы) фоток прислать

                        ты быстрее из пентагона чертежи тикондероги получишь)))))))0
              2. Kars 27 декабря 2012 02:01
                Для киноэпопеи "Освобождение" на Львовском танкоремонтном заводе изготовали 15 Тигров. Базой послужили танки Т-44. Впоследствии они снимались в "Горячем снеге" и других фильмах. Самое интересное, что на танки установили фальшивые катки и уширенные гусеницы. Но с такой ходовой частью машина теряла управляемость и от них пришлось отказаться.

    2. Виктор 26 декабря 2012 13:21
      Цитата: Прохор
      Хотя при реальной в те годы угрозе тотальной войны модернизация и поддержание боеспособности любой военной техники, пожалуй, имели смысл

      Модернизация была нужна прежде всего для поставок этого танка нашим корейским, а впоследствии и Вьетнамским союзникам, да и в Китай их было поставлено немерено и много ещё куда.
  3. Сирйожа 26 декабря 2012 10:40
    Интересно! Не знал, что, в то время, у нас, они еще не то, что стояли на вооружении, а еще и модернизировались. Вот правда для того, чтобы понять, что же там модернизировалось, надо досконально знать характеристики Т-34-85 обр. 1944 года, а иначе, как в моем случае, эта статья превращается просто в набор характеристик танка Т-34-85 обр. 1960 г. :)
    Сирйожа
    1. AK-47 26 декабря 2012 12:28
      Цитата: Сирйожа
      Не знал, что, в то время, у нас, они еще не то, что стояли на вооружении, а еще и модернизировались

      Официально, танк Т-34-85, был снят с вооружения Российской Федерации только в 1993 году.
      После 1945 года Т-34-85 в разное время состояли на вооружении в Австрии, Албании, Алжире, Анголе, Афганистане, Бангладеш, Болгарии, Венгрии, Вьетнаме, Гане, Гвинее, Гвинее-Биссау, ГДР, Египте, Израиле (трофейные египетские), Ираке, Кипре, Китае, КНДР, Конго, Кубе, Лаосе, Ливане, Ливии, Мали, Мозамбике, Монголии, Польше, Румынии, Северном Йемене, Сирии, Сомали, Судане, Того, Уганде, Финляндии (трофейные советские), Чехословакии, Экваториальной Гвинее, Эфиопии, ЮАР (трофейные ангольские), Югославии, Южном Йемене.
      По состоянию на 2010 год, Т-34-85 всё ещё состоит на вооружении ряда стран.
      AK-47
  4. cth;fyn 26 декабря 2012 11:12
    у механика-водителя имелся прибор ночного видения БВН
    Для предотвращения запотевания стекла прицела его оснастили электрообогревателем

    ММММ! Хай тек smile
    по грунтовым дорогам – до 320 километров

    а вот это уже серьезно
    Если честно не заметил серьезных отличий от образца 44 года, только приборы наблюдения у механика водителя ночные появились и комплектация радиостанциями была серьезная.
    По моему не хватало вот чего:
    В 1945 году на основе ЗИС-С-53 была разработана модификация с одноплоскостным гиростабилизатором ствола, названная ЗИС-С-54, но в серию она не запускалась.

    И это была бы реально крутая модернизация.
    1. Волхов 26 декабря 2012 12:12
      Круто было бы заменить МТО на компактное от Т-44, уменьшить количество снарядов, поставить гидравлический нижний люк с плужным отвалом и получилась бы БМП на 2 десантников с высадкой в готовый окоп. Но внешне это не заметно, не массово, дёшево, а занимать все высоты на флангах при движении колонн - не принято, несмотря на финскую, афганистан, чечню, соответственно техника для высадки и эвакуации малых групп не создаётся.
      Волхов
  5. mkpda 26 декабря 2012 12:22
    Важно, что осталось большое количество Т-34-85, их просто поддерживали на необходимом уровне при минимальных затратах.
  6. Алексей Приказчиков 26 декабря 2012 12:44
    Народ а у т 34 орудие было стабилизировано или нет? Ну хотя бы вертикальный стабилизатор был или нет?
    Алексей Приказчиков
    1. cth;fyn 26 декабря 2012 14:30
      В 1945 году на основе ЗИС-С-53 была разработана модификация с одноплоскостным гиростабилизатором ствола, названная ЗИС-С-54, но в серию она не запускалась.
      1. Алексей Приказчиков 26 декабря 2012 15:44
        Понятно, спасибо, а почему ее не запустили?
        Алексей Приказчиков
        1. cth;fyn 26 декабря 2012 20:31
          Точно не знаю, но мыслю что Т-54 разрабатывать начали, а там 100мм орудие и под него мощности освободили.
    2. bistrov. 26 декабря 2012 20:38
      Да не было там никакой стабилизации. Впервые стабилизация орудия появилась на тяжелом танке ИС-7 в1947 году. Впоследствии на танке Т-54.
      1. cth;fyn 26 декабря 2012 20:53
        На с-53 не было, а на С-54 была, но 54 не пошла в серию.
        А вообще на американских М-3 стюарт была стабилизация, а он еще до войны в серию пошел.
  7. bistrov. 26 декабря 2012 12:52
    Мое мнение- никакая модернизация танка Т-34 не спасала его от его основных недостатков, люка в переднем бронелисте и плохой видимости из смотровых приборов механика водителя, перегрузки передних катков из-за сдвинутой вперед башни, весьма посредственных прицельных приспособлений, из за этого он имел недостаточную дальность прицельного выстрела( например Р-6 "Тигр" мог поразить Т-34 с расстояния до 2000м.) А ведь в 1944 году уже производился танк Т-44 в большой мере избавленный недостатков Т-34, в котором двигатель удалось расположить поперечно, что позволило уменьшить высоту корпуса на 300мм, сместить башню в центр корпуса, увеличить толщину переднего листа брони до 120мм( у "Тигра"-100 мм), наконец перенести люк механика-водителя в крышу корпуса и отказаться от шаровой установки курсового пулемета, повышена надежность ходовой части благодаря торсионной подвеске опорных катков. За годы войны было выпущено 655 танков Т-44 и он продолжал выпускаться до появления созданного на его базе танка Т-54.
    1. jed13 27 декабря 2012 04:43
      bistrov-вы не поняли основную мысль существования Т-34-85 после ВОВ.Это своего рода мобилизационная машина.Ветеранов имевших подготовку на этих танках было предостаточно в случае войны только шлемофоны выдать и поехали старички трясти стариной.немаловажный фактор иметь кучу пускай посредственных танков разьезжающих по ядерным пустошам мимо ,превратившихся в металлолом,своих более совершенных колег.Короче когда все остальные просто кончились.Тут уже не имеют значения его недостатки.Недостаточная дальность прицельного выстрела?Это как?Реальная прицельная дальность без дальномеров и вычислительного оборудования,это расстояние прямого настильного выстрела во времена ВОВ 800-900метров,чтоб не заморачиваться вычислениями под огнём.Да тигр имеет возможность паразить с 2 километров,если наш будет при этом стоять,Чем собственно тигры всю войну и занимались стреляли с запредельных дистанций по неподвижным целям,ДОТы орудия др огневые точки ну до тех пор пока зверобой не подьедет конечно.Т-34-85 уверенно выбивал тигр с 1000метров,в районе 1500 метров он эту возможность утрачивал вот немцы и пытались в относительной безопасности куда то попасть.Плохая видимость советских приборов наблюдения и прицелов была из-за проблем с качеством варки стекла в эвакуации,после ВОВ с этим разобрались.Можно сказать что они были куда проще,но это как сравнивать АК и снайперскую винтовку.Ну про это я говорил выше.Плюс этот танк шёл на экспорт Корея,Вьетнам,Азия,Африка,Куба-персонал то там был не очень квалифицированный.То что надо не сложный,простой,ремонтопригодный-особенно в случе общения с дураками при этом ездит,стреляет и да же может защитить от крупноколиберного пулемёта,
      jed13
  8. Денис 27 декабря 2012 06:12
    Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.

    а не шаг ли это назад?
    ведь люк и пулемёт ослабляли защиту,от чего избавились на Т-44,тем более он уже раньше принят на вооружение
    кажется 34ка,отличная машина для своего времени,к 60му году устарела
    тем более к тому времени были сконструированы более современные Т-54
    1. jed13 27 декабря 2012 14:20
      люк и пулемёт это как культурное наследие предков,избавиться трудно да и бессмысленно.лобовую броню всё равно не наростить,изначальный недостаток конструкции-всё таки машина выросла из лёгкой Т-20, Т-34-85 это предел модернизации древней конструкции.В том что эти машины всё ещё производились можно посчитать выновными проблемы с массовым производством Т-54,Т-55 да и по стоимости они несколько отличаються.
      jed13
  9. копарь 27 декабря 2012 09:21
    Спасибо за статью.Да и коменты многие оказались информативными.Поэтому благодарен и автору и форумчанам.
  10. мамба 27 декабря 2012 10:06
    Странно, но в боекомплекте Т34-85 образца 1960 года нет кумулятивных снарядов. Почему-то для танковой пушки ЗИС-С-53 они не разрабатывались. А немцы ещё летом 1941 года жгли наши танки такими снарядами.
    мамба
    1. jed13 27 декабря 2012 14:05
      мамбе-скажем так,появление комулятивов у немцев в 41 и у нас попозже,было не от хорошей жизни.Просто обычными снарядами не могли короткоствольные орудия уверенно поражать вражескую бронетехнику и тут свои ньансы-у немцев вроде ТТХ комулятивов были хорошие вот только не могли их производить в достаточном колличестве.Гитлер чуть ли не лично распоряжался выдавать тем или иным подразделениям,у наших другой баян-сначала не могли взрыватель отработать:потом завалили войска достаточно посредственными коммулятивами.Вот такие пляски.А что касаеться 85мм пушки то зачем ему коммулятивный снаряд-ощутимой прибавки по пробиваемомти он не даст.Если встретит современного оппонента,а с несовременным или лёгким справиться и существующим,тем более что нормально работающий комулятив у нарезной пушки это удоволствие очень дорогое
      jed13
      1. cth;fyn 27 декабря 2012 14:32
        Пробиваемость кумулятивного снаряда не меняется от дальности, так что на 1500 метрах Т-34 с пушкой ЗИС С-53 уже не может пробить 44мм брони, а с кумулятивным снарядом он смог бы.
      2. мамба 27 декабря 2012 14:44
        Цитата: jed13
        А что касаеться 85мм пушки то зачем ему коммулятивный снаряд-ощутимой прибавки по пробиваемомти он не даст.

        Тогда для современных гладкоствольных танковых пушек, например типа КБА3, 2А46 калибра 125 мм, не использовали бы кумулятивные снаряды. request
        мамба
        1. jed13 29 декабря 2012 00:28
          во первых есть очень большая разница между гладкоствольной и нарезной пушкойв плане комулятива.Нарезной снаряд вылетает из пушки бешенно вращаясь:в рультате из-за центробежной силы комулятивная струю может просто не образоваться или будет просто не эффективна.С этим пытались бороться например делали снаряд двухкорпусным по типу подшипника-внешний корпус вращался стабилизирую полёт,внутренний не скажу что стоял на месте но вращение было существенно медленнее-позволяя создавать комулятивную струю.Удовольствие скажем так дороговатое.Гладкоствол таких проблем не имеет.Далее 85мм ствол устаревший да же имея комулятивный снаряд,вряд ли мог боротьсяс серьёзным оппонентом.Мысль закидывать противника снарядами на предельных дистанциях очень хорошая,но в итоге просто будет вести к перерасходу боезапаса,причём весьма дорогово.Ну и прошлось бы усовершенствовать прицелы.Вероятно исходя из подобных предпосылок решили не создавать снаряд.
          jed13
  11. vik71 27 декабря 2012 11:06
    Читая коментарии, складывается впечатление, что одни "знатоки" танковой техники и боя только по WOT и лишь немногие имеют реальную практику и представление. Мышкой юзить и "жечь" виртуальные танки на мониторе - не мешки инсталировать....
    Война всё расставляет на места, и Тигра с 2000 ми метрами, и якобы убогую 34 ку, хвалёную PAK 40 и простую ЗИС 3. Говорить и спорить можно здесь до бесконечности, ветеранов-танкистов Вермахта и РККА в наших обсуждениях к сожалению не будет..........
    1. jed13 27 декабря 2012 14:13
      ха батенька а вы бы попробовали в том же WoT завалить тигра, из скажем так 85мм на машине однокласснике,этож повеситься можно.Сплошные рикошеты снаряды только остроголовые и подколиберные,а у обычной Т-34-76 шансы вообще ноль без хвоста.Просто игру сделали более сбалансированной-чтоб не было тупого отстрела как было в реальной жизни
      jed13
      1. tomket 8 января 2013 22:21
        интересующиеся могут почитать "я дрался на т-34",тогда блаж WoTс вашими рикошетами быстро из головы вылетит,вы кстати задумывались к примеру куда летит срикошетивший от лобвой брони снаряд?под башню он летит ,у т-з4 очнь такая хоршая ловушка для снарядов,а 85мм, пушка вполне уверено и королевские тигры прошивала
        1. Денис 9 января 2013 13:31
          Цитата: tomket
          задумывались к примеру куда летит срикошетивший от лобвой брони снаряд?под башню он летит ,у т-з4 очнь такая хоршая ловушка для снарядов

          Может как в той поговорке "не до жиру,быть бы живу"?Такой большой заман только на Т-34-85.И на раннем Т-34 и на Т-44 его практически нет.Может такая конструкция башни от пушки 85мм-места больше надо?
    2. sscha 2 марта 2013 20:33
      Моя мама - участница ВОВ. (механик-радиотелеграфист, армия Черняховского)
      Мой дядя - механик-водитель Т - 34 - 76(до Курской дуги. после контузии - водитель - инструктор)
      Тесть моего друга - заряжающий на КВ на Курской...
      Я - не закончил в 80-х танковое.( но что такое ГИТАРА на Т-62 - знаю и на большее не претендую).
      ......Говорить и спорить можно здесь до бесконечности, ветеранов-танкистов Вермахта и РККА в наших обсуждениях к сожалению не будет..........
      Что ещё скажешь...???!!!...
  12. Strashila 27 декабря 2012 11:38
    Как говорит мой папа, танк это танк, и свинтовкой на него не попрешь, а по ноге проедет больно будет.Он фактически может жечь все кроме современных танков, да и приумелом действии экипажа сможет нагадить и им.
  13. vik71 27 декабря 2012 14:19
    jed13,
    Так вот я и говорю - одни спецы WoT.
  14. tomket 8 января 2013 22:16
    странно что мс-1 в 60г не решились модернезировать, хрущев что видимо не доглядел,раз подобным занимались

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня