Су-25 – «Грачи» прилетели

Су-25 (изделие «Т-8», согласно кодификации НАТО: Frogfoot) – советский, а затем и российский дозвуковой бронированный штурмовик, который предназначен для поддержки боевых действий сухопутных войск в любое время суток при прямой видимости целей или же уничтожения объектов с известными координатами круглосуточно в любых метеорологических условиях. Впервые поднялся в воздух 22 февраля 1975 года. Штурмовики данного типа применяются с 1981 года и успели принять участие в большом количестве военных конфликтов, в том числе во время боевых действий в августе 2008 года на территории Южной Осетии. Данные самолеты получили в российской армии прозвище «Грач». Они будут находиться на вооружении ВВС России как минимум до 2020 года. Всего на вооружении ВВС России находится до 200 самолетов Су-25 различных модификаций.

В середине 1960-х годов военные доктрины СССР и США существенно изменились. Если до этого обе сверхдержавы планировали применение ядерного оружия даже для решения своих тактических целей, то теперь перед войсками двух стран была поставлена задача по успешному ведению боевых действий при помощи обычных видов вооружений. Особая роль в такой войне отводилась армейской и фронтовой авиации, которая должна была обеспечить достаточную эффективность поддержки сухопутных войск. В том числе и в условиях активного противодействия ПВО вероятного противника.
Находящиеся в то время на вооружении советских ВВС машины МиГ-19, МиГ-21, Су-7Б, а также Як-28 не удовлетворяли требованиям, которые предъявлялись к самолетам, работающим непосредственно над полем боя. Из-за плохой маневренности и больших рабочих скоростей полета эти самолеты не могли эффективно поражать малоразмерные наземные цели. Нe имея бронирования ответственных агрегатов и кабины пилотов, они были очень уязвимы от огня малокалиберной артиллерии и крупнокалиберного стрелкового оружия.
Су-25 – «Грачи» прилетели

Советская авиация остро нуждалась в специализированном самолете. В итоге ОКБ Сухого представило военным свой абсолютно новый проект Т-8, который разрабатывался ОКБ в инициативном порядке. Конкурентом Сухого был самолет Ил-102, но благодаря меньшим по сравнению с Ил-102 габаритам и массе и наличию более совершенного прицельного комплекса проекту Т-8 было отдано предпочтение, и осенью 1969 года он одержал победу в объявленном конкурсе. На штурмовике Т-8 был реализован принцип системного проектирования с учетом требований боевой живучести машины. На всех этапах создания нового самолета велись экспериментальные и опытно-конструкторские работы, благодаря которым удалось создать достаточно эффективный комплекс живучести, который гарантировал самолету необходимую работоспособность в условиях активного огневого противодействия со стороны ПЗРК и ствольных систем противника.


Конструктивные особенности штурмовика Су-25

Штурмовик Су-25 был спроектирован по нормальной аэродинамической схеме с высоко расположенным крылом, что позволяло машине получить оптимальные летные характеристики полета на дозвуковых скоростях. Аэродинамическая компоновка штурмовика обеспечивала машине: большие коэффициенты подъемной силы при посадке, взлете и маневрировании; высокое аэродинамические качества в полете; высокую маневренность при штурмовке наземных целей; повышенную безопасность полета во время совершения штурмовки на больших, закритических углах атаки; возможность пикирования на цель с углом 30 градусов на скорости 700 км/ч. Высокий уровень аэродинамических качеств и несущих свойств штурмовика обеспечили ему высокий уровень живучести и возможности возвращения на аэродром базирования даже с большим количеством повреждений.

Защита самолета

Штурмовик Су-25 – это достаточно высокозащищенный самолет. На системы обеспечения боевой живучести машины приходится 7,2 % ее нормальной взлетной массы, что составляет ни много ни мало 1050 кг. При этом жизненно важные системы самолета экранируются менее важными системами и дублируются. Особое внимание при разработке было уделено защите критически важных элементов и узлов самолета – кабине пилота и топливной системе.
Су-25 – «Грачи» прилетели

Кабина летчика производится сварной из специальной авиационной титановой брони АБВТ-20. Толщина бронеплит, которыми защищен пилот, составляет от 10 до 24 мм. Лобовое остекление кабины обеспечивает летчику противопульную защиту и представляет собой специальный стеклоблок ТСК-137 толщиной в 65 мм. Сзади пилот защищён стальной бронеспинкой толщиной в 10 мм и бронезаголовником толщиной в 6 мм. Летчик практически полностью защищен от обстрела из любого стрелкового оружия, обладающего калибром до 12,7 мм, по наиболее опасным направлениям от ствольного оружия калибром до 30 мм.

Спасение летчика в случае критического поражения штурмовика производится при помощи катапультного кресла К-36Л. Данное кресло обеспечивает спасение летчика на всех скоростях, режимах и высотах полета. Непосредственно перед катапультированием фонарь кабины пилота сбрасывается. Катапультирование из самолета производится вручную при помощи 2-х управляющих ручек, за которые летчику необходимо потянуть обеими руками.

Вооружение

Штурмовик Су-25 оснащается достаточно мощным комплексом управляемого и неуправляемого вооружения – авиационными пушками, бомбами разного калибра и назначения, неуправляемыми и управляемыми ракетами «воздух-земля», управляемыми ракетами «воздух-воздух». Всего штурмовик Су-25 может нести на себе 32 различных вида вооружений. Штурмовик оснащается встроенной двуствольной 30-мм авиационной пушкой ГШ-30-2, все остальное вооружение устанавливается на штурмовик в зависимости от решаемых им задач. Су-25 обладает 10 точками подвеса дополнительного вооружения, а также грузов (по 5 точек подвески под каждым крылом). Для подвеса УР «воздух-воздух» используются авиационные пусковые устройства АПУ-60, а для вооружений «воздух-поверхность» пилоны типа БДЗ-25. Максимальная боевая нагрузка штурмовика составляет 4 400 кг.
Су-25 – «Грачи» прилетели

Афганский экзамен

Правильность изначально заложенной в самолет концепции была подтверждена успешным боевым действиями с участием штурмовиков Су-25 в составе «ограниченного контингента советских войск» в Афганистане. В начале марта 1980 года военные выступили с предложением по проведению части испытаний нового штурмовика «в условиях, которые бы были максимально приближены к боевым». Доводы конструкторов Су-25 о том, что машина еще достаточно сырая и пока что прошла лишь этап «А» серии государственных испытаний на тогдашнего главнокомандующего ВВС маршала авиации П. С. Кутахова не произвели особого впечатления. В итоге была создана рабочая группа, которую возглавил заместитель начальника НИИ ВВС В. Алферов, группе было придано 6 самолетов: 2 Су-25 и 4 Як-38, последние привлекли военных возможностью эксплуатации с рассредоточенных посадок. Испытания новых самолетов Су-24 и Як-38 проходили в рамках операции, получившей специальный шифр «Ромб».

Уже 16 апреля 1980 года созданная группа прибыла на советскую авиабазу Шинданд, расположенную на западе Афганистана. При этом новое место базирования машин значительно отличалось от полигонов на территории СССР: аэродром находился на высоте 1140 метров над уровнем моря, в течение суток здесь фиксировались существенные колебания температуры атмосферного воздуха. Негативно сказывался и тот факт, что летчики не имели достаточного опыта для полетов в горах. Первоначально самолеты использовались для испытаний по применению вооружения, штурмовка целей выполнялась на бывшем танковом полигоне афганской армии, расположенном в 9 км. от авиабазы. Перед авиагруппой не было задач по непосредственному участию в боевых операциях, хотя командир расположенной рядом 5-й механизированной дивизии генерал Ю. Шаталин имел право в случае необходимости использовать данные самолеты для проведения ударных операций.
Су-25 – «Грачи» прилетели

На второй неделе своего пребывания в Афганистане группа начала получать задания по осуществлению оперативной поддержки сухопутных войск, которые в то время вели достаточно тяжелые бои с моджахедами в провинции Фаракх. В отличие от достаточно скоростных истребителей МиГ-21, МиГ-23, а также Су-17, штурмовики Су-25 работали в горах на малых высотах и скоростях, что значительно увеличивало эффективность их использования. При этом, если до этого вылеты с бомбовой нагрузкой в 4000 кг. не осуществлялись, то в боевых условиях такая необходимость возникла: испытуемый самолет Т-8-1Д брал 8 бомб массой по 500 кг., а Т-8-3 – 8 многозамковых держателей МБД-2 – по четыре 100 кг. бомбы на каждом. В то же время бомбовая нагрузка Су-17 не превышала 1 500 кг. Во время операции «Ромб-1», которая продлилась 50 дней, штурмовики Су-25 совершили 100 полетов, 30 из которых были зачтены в госиспытания машины. Уже тогда военные высоко оценили новый самолет и рекомендовали его для принятия на вооружение.

Сразу же по завершении госиспытаний самолета, 4 февраля 1981 года специально для отправки в Афганистан была создана 200-я отдельная штурмовая эскадрилья, вооруженная новейшими штурмовиками Су-25. Ее командиром стал А. Афанасьев. 18-19 июня 1981 года данная часть перелетела в Шинданд и вскоре приступила к выполнению боевых заданий. Именно в это время за самолетом закрепилось прозвище «Грач», а рисунок птицы стал украшать нос самолета.

По мере совершенствования средств ПВО, имеющихся на вооружении моджахедов, самолет дорабатывался. Так для борьбы с ракетами, оснащенными инфракрасными головками самонаведения, стали использоваться специальные кассеты АСО-2, каждая из которых содержала по 32 ИК-ловушки. На штурмовиках первых серий в хвостовом обтекателе монтировали 4 кассеты АСО-2, позже к ним добавили еще 4 кассеты на мотогондолах. Использование 8 кассет АСО-2 обеспечивали штурмовику Су-25 до 8 заходов на цель в рамках одного боевого вылета.
Су-25 – «Грачи» прилетели

В октябре 1986 года у моджахедов появились новые ПЗРК «Стингер». Ракета данного комплекса обладала мощным боеприпасом (масса БЧ ракеты около 1 кг., заряда ВВ – 0,4 кг) и большой кинетической энергией удара, при этом подрыв заряда происходил после внедрения в конструкцию самолета, что существенно усиливало фугасный эффект. ПЗРК «Стингер» был оснащен комбинированной системой наведения на цель повышенной точности. Надежных способов защиты от ракет данного класса в СССР найти не смогли, поэтому было принято решение усилить средства боевой живучести штурмовика Су-25.
Так в зонах возможного поражения ракетами была повышена прочность топливопроводов и изменена их прокладка, алюминиевые тяги управления были заменены на стальные. В хвостовой части фюзеляжа расположили систему пожаротушения. Между двигателями и фюзеляжем установили специальные стальные экраны толщиной 5 мм. и длинной в 1,2 м. Такие защитные мероприятия были протестированы на наземном комплексе, который имитировал атаку ракеты. Всего было выполнено 15 испытательных подрывов боевых частей ракет «Стингер», в ходе которых все жизненно важные системы Су-25 продолжали в должной мере сохранять свою работоспособность.

За 8 лет активного применения в Афганистане самолет смог подтвердить свою высокую боевую эффективность. За время афганской войны Су-25 совершили 60 000 боевых вылетов. При этом было потеряно 23 штурмовика. В среднем каждый из потерянных самолетов налетал 2800 часов в боевых условиях. Обычно на сбитый Су-25 приходилось до 80-90 повреждений (хотя известны случаи, когда самолет возвращался домой со 150 пробоинами). Также данный штурмовик часто возвращался на базу с пробитыми топливными баками и тягами управления, на одном двигателе, с поврежденными лонжеронами крыльев. За все время конфликта не было зафиксировано случаев взрыва топливных баков и потери самолета по причине гибели летчика.

Источники информации:
-http://vadimvswar.narod.ru/ALL_OUT/AiVOut/Su25/Su25001.htm
-http://www.airwar.ru/enc/attack/su25.html
-http://www.arms-expo.ru/049049056053124049054052056.html
-http://ru.wikipedia.org
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 16
  1. plohoy 26 декабря 2012 09:18
    КРАСАВЦЫ -сказать нечего.
  2. klimpopov 26 декабря 2012 11:04
    Супер самолет, восхищаюсь им. "Местные" знают мою любовь к Граченку.


    это ТМ.

    Это повреждени после боевого...
    1. алекс 241 26 декабря 2012 11:19
      ............................................
      алекс 241
      1. алекс 241 26 декабря 2012 11:22
        .................................................
        алекс 241
        1. алекс 241 26 декабря 2012 11:26
          Видео про боевую операцию в Чечне. Один из Су-25 был подбит из ПЗРК, однако смог добраться до базы, автор клипа также решил вставить переговоры с радио, иногда можно услышать как орёт СПО "Берёза". Плёнку трясёт и искажает из за высоких перегрузок в полёте. Подбитый "Грач" добрался домой всего на одном двигателе и с пробоинами в корпусе.
          алекс 241
      2. Воложанин 26 декабря 2012 19:05
        классный клип и классная песня о классном самолёте)))))++++++++
  3. алекс 241 26 декабря 2012 11:11
    знаем знаем laughing
    алекс 241
    1. алекс 241 26 декабря 2012 11:15
      ......................................................................
      алекс 241
  4. IRBIS 26 декабря 2012 11:19
    Я не летчик и не могу судить о летных качествах. Но я могу сказать, что для нас, воевавших на земле, "Грачи" в небе были гарантом успеха. И не могу, говоря о великолепном штурмовике, не сказать "огромное спасибо" летчикам. Спасибо, мужики!
    1. Громобой 26 декабря 2012 11:29
      Цитата: IRBIS
      Я не летчик

      Эх,Александр-все мы НЕМНОГО лётчики....
      1. алекс 241 26 декабря 2012 11:48
        ..................................
        алекс 241
  5. USNik 26 декабря 2012 11:25
    Отличная машина. Но ил-102 был по своему тоже хорош.
    USNik
  6. алекс 241 26 декабря 2012 11:29
    ...................................
    алекс 241
  7. Дублер 26 декабря 2012 12:36
    Достойный потомок "летающего танка". good
  8. studentmati 26 декабря 2012 20:43
    Самолёт весьма эффективный и живучий! Очередное подтверждение глубины мысли Советских конструкторов, заложивших в изделие такой огромный потенциал. Думаю, что начавшаяся подготовка к возобновлению серийного производства в модифицированном варианте очень кстати.
  9. aleksandrik 27 декабря 2012 19:44
    Съемки от первого лица )))

    aleksandrik
  10. Мареман Василич 24 сентября 2013 10:36
    Как говорится-Сделано в СССР! И этим всё сказано. Я горжусь своей Родиной, а её прошлым ещё больше.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня