Неизвестная война. Белочешский мятеж в старых и современных фотографиях

93
Неизвестная война. Белочешский мятеж в старых и современных фотографиях
Здание вокзала станции Пенза-З сегодня. Оно много раз перестраивалось, но в целом сохранило свой старинный внешний облик


«…Все советы по железной дороге обязаны под страхом тяжкой ответственности разоружить чехословаков. Каждый чехословак, который будет найден вооружённым на железнодорожных линиях, должен быть расстрелян на месте; каждый эшелон, в котором окажется хотя бы один вооружённый, должен быть выгружен из вагонов и заключен в лагерь для военнопленных. Местные военные комиссариаты обязуются немедленно выполнить этот приказ, всякое промедление будет равносильно измене и обрушит на виновных суровую кару. Одновременно посылаю в тыл чехословацким эшелонам надёжные силы, которым поручено проучить неповинующихся. С честными чехословаками, которые сдадут оружие и подчинятся Советской власти, поступить как с братьями и оказать им всяческую поддержку. Всем железнодорожникам сообщается, что ни один вагон с чехословаками не должен продвинуться на восток…»
Народный комиссар по военным делам Л. Троцкий.
— Цитируется по кн. Парфёнова «Гражданская война в Сибири». Стр. 25-26.

Неизвестные войны. Сегодня продолжаем тему Гражданской войны в России, основанной на публикациях в советской газете «Известия» того времени. По времени прошла пора рассказать о том, как эта газета освещала события белочешского мятежа, но тут возникла идея, что прежде чем обращаться к пожелтевшим страницам этой газеты, имеет смысл включить своего рода «машину времени» и посмотреть на места этих трагических событий, что называется, своими собственными глазами.



Первым таким местом, куда мы отправимся, будет станция Пенза-3. Именно там концентрировались в мае 1918 года эшелоны чехословацкого корпуса, и там же они должны были сдавать оружие и боеприпасы. Для Пензы того времени это был Уральский вокзал, и роль он играл тогда куда большую, чем сегодня.


Вот так он выглядел до революции… Вид со стороны железнодорожных путей


Вид на Уральский вокзал со стороны пристанционной площади


Здесь же на перроне уже в наше время установлен вот этот памятник чехословацким солдатам, погибшим в тех боях. Почему он был установлен? Скорее всего, причиной стало Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Чешской Республики о взаимном содержании военных захоронений, подписанное 15 апреля 1999 года. Но если наши захоронения в Чехии, так сказать, очевидны. То где захоронения в той же Пензе? Вот такой кенотаф на станции и поставили. На его стенках перечислены фамилии павших, и он теперь попадает под действие этого соглашения


Каменный дом напротив станции. В 1918 году он здесь уже стоял и был свидетелем тех событий. Повернуть от него налево, и ты попадаешь на берег реки Суры. Идёшь направо – там будет длинная улица по её берегу, которая закончится мостом через реку. Интересно, что магазин на первом этаже был в нём всегда!


Сворачиваем налево – и прямо перед нами остров Пески и ведущий туда понтонный мост. Будь в 1918 году всё так, как сейчас, достаточно было бы этот мост развести, чтобы преградить наступающим путь к центру города. Но Сура тогда была мелководной, подпорной плотины на её русле не существовало, и как раз это место заливалось лишь в паводок, а уже в мае здесь вполне можно было пройти


Вот это место в то время!


Это же место с несколько иного ракурса


Удивительно, но тогда здесь всё было очень голо, ни деревца, ни кустика. Есть фото, где на правом берегу чехами вырыты стрелковые ячейки… Сплошной «лес», что справа, что слева. Фото с середины понтонного моста


Зато сейчас совсем неподалёку через Суру переброшен вот этот широкий шоссейный мост. Был бы он во времена мятежа, по нему было бы очень легко попасть прямо в самый центр города


В истории мятежа остров Пески играл очень важную роль. Вот так он выглядит с высоты птичьего полёта. А соединён он с центром города всего лишь одним мостом. Давно предлагаю снести на нём все старые (а заодно и новые) домишки и устроить здесь шикарный «Диснейленд». Но, видимо, Пенза до этого ещё не созрела, да и денег на это широкомасштабное строительство потребуется ну просто очень много. Понтонный мост взят в кружок, а здание вокзала Пенза-3 подчёркнуто красным…


Зато на Песках сохранилось множество домов-ровесников тех событий! Например, вот этот дом тогда здесь уже стоял, и… его окна видели, как мимо него пробегали легионеры с винтовками!


А вот этого дома тогда здесь, понятно, не было. Это уже постройка нашей эпохи. Но вот если бы он был тогда? Тогда поставить на нём бы три пулемёта, и ни один неприятель мимо бы него не прошёл!


Ещё один ветеран очень почтенного возраста. Опросил хозяев и узнал, что построен он был ещё в 1880 году, то есть даже раньше моего дома на улице Александровской, то бишь Пролетарской!


Зелёный берег реки Суры


Каменный мест, ведущий на остров Пески, сегодня не так-то и легко увидеть…


Тогда мост с Песков всё-таки сожгли. Вот только белочехов это не остановило!


Ещё один старый дом на пути к центру города. Сейчас со всех сторон его окружают строящиеся современные дома с видом на реку


Интересно, что на набережной предусмотрен даже небольшой амфитеатр. Будь всё это тут во времена СССР, мне бы уж точно пришлось читать здесь лекцию о загадках истории либо американском империализме – угрозе мира и прогресса!


Это современная набережная, а вот там, вдали белеют здания, опять-таки ровесники тех событий, и виден мост, который ведёт из заречья в центр. Понятно, что тогда он был не каменный, а деревянный. А вот следующий за ним железнодорожный мост не изменился ну ни капельки!


В общем, переправились чехи через Суру и двинулись по улице Московской вверх на Соборную площадь. Интересно, что оба этих дома, слева и справа, стоят до сих пор. Правый занимают современные чекисты и шашлычная, в которой я не был… ровно 50 лет! А слева в двухэтажном доме всегда, сколько я себя помню, была куча самых разных магазинов. Они и сейчас там!


Улица Московская практически на самом верху. Удивительно, как мало она изменилась. Самые заметные это… деревья! Улица стала зелёной и тенистой. И почему, интересно, их не посадили тогда? И вот ещё – проводов всех этих не стало


Раньше она вся была замощена отполированной до блеска брусчаткой, из-за чего чешский бронеавтомобиль даже не мог сначала по ней въехать в гору, и солдатам пришлось его толкать!


Сегодня её опять-таки мостят брусчаткой, но только она ещё шероховатая, а сама улица стала пешеходной


Поднялись мы на самый верх, а там сегодня высится вот такой собор. Он больше того, что стоял здесь ранее. И Колокольня расположена иначе. И деревья сегодня бы помешали броневикам стрелять по зданию Совдепа…


Но лавочки и тогда здесь стояли абсолютно современные! Удивительно даже!

Ну а о самих событиях того времени, вернее, о том, как эти события описывались в прессе 1918 года, рассказано будет в следующий раз.

P.S.


Кстати, событиям того далёкого времени, включая и мятеж белочехов, и бои в Пензе и в разных других местах, посвящена первая книга моей трилогии «Трое из Энска», которая до этого издавалась лишь в Германии, а у нас в России и в Сингапуре только лишь в электронной форме. Однако далеко не всем такая форма издания нравится, да и читать книгу, сидя перед экраном компьютера не вполне удобно. Поэтому многие меня спрашивали, а нельзя ли эти книги, равно как и несколько других моих романов, издать? Ну, если не издать, то хотя бы напечатать их частным образом, чтобы тот, кто захочет, мог бы их приобрести в печатном варианте. И вот это пожелание исполнилось! Удалось напечатать и «Троих…», и другие книги, как в мягкой, так и в твёрдой обложке. Так что теперь все эти книги можно у автора заказать, причём с его автографом на добрую память.


В первой книге романа «Трое из Энска. Боевая группа «Железный конь» дело происходит в 1918-1922 гг. на территории России в самый разгар Гражданской войны, а её герои – двое юношей и одна девушка, принимают в ней самое активное участие на стороне Белой гвардии. Во второй книге «Трое из Энска и «закон Парето» они попадают в США, поступают учиться в Колумбийский университет по специальности «связи с общественностью», сражаются с бутлегерами, помогают жителям одного из гувервиллей, а в 1936 году едут в Испанию сражаться на стороне… Франко! В третьей части романа «Изумрудные пальмы, песок золотой» дальний потомок одного из героев романа уже в наши дни пытается выжить в лихие 90-ые. Но… вынужден бежать в Колумбию, где начинает всё заново и где ему тоже приходится очень несладко. В итоге все сюжетные линии романа сходятся, но конец остаётся открытым, потому что кто ж может нам сказать, осуществятся все наши заветные планы или же нет?! В общем, было бы предложено, а там уж кто чего пожелает. Связь через личку на сайте.

Продолжение следует…
93 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    8 сентября 2023 05:21
    Спасибо, Вячеслав Олегович!

    Меняется жизнь. Все больше фотографий. Даже в виде введения.
    1. +17
      8 сентября 2023 06:20
      Меняется жизнь. Все больше фотографий.

      Меняется то меняется, но статья про белочехов в Пензе, а их на фото как раз и нет. Будем исправлять ситуацию
      Белочешский мятеж на старых фото из Пензы








      1. +11
        8 сентября 2023 06:23
        Белочешский мятеж на старых фото из Пензы (продолжение - так как вставить в комментарий можно только пять фото)










        Удивляюсь почему автор их не вставил в статью. Впрочем ему виднее.
        Всем доброго утра.
        1. +4
          8 сентября 2023 07:00
          Цитата: Ричард

          Удивляюсь почему автор их не вставил в статью

          Они были в упомянутой статье 2016 года.
      2. +5
        8 сентября 2023 06:27
        Спасибо, Дмитрий!

        Каких только разновидностей мятежа наша страна не видела.
        1. +14
          8 сентября 2023 06:43
          Здесь же у нас в Пензе на перроне уже в наше время установлен вот этот памятник чехословацким солдатам, погибшим в тех боях


          Однако видимо не всем в Пензе он по нраву. И это честно говоря радует


          1. +4
            8 сентября 2023 06:57
            Слишком много за это время у нас в стране власть менялась. И в каждом регионе - боль и разрушения.
          2. +4
            8 сентября 2023 07:02
            Какое интересное фото Вы нашли. Не слышал об этом. Но я очень далеко живу от Пензы-3, так что и видеть этого не видел.
          3. +16
            8 сентября 2023 07:03
            Этот монумент, который вызывает много непонимания и неоднозначных мыслей и чувств.
            фото - Государственный архив Пензенской области Жители Пензы, убитые чехословацкими легионерами 28-29 мая 1918 года

            Память о жертвах 28-29 мая 1918 года увековечена в той же Пензе в памятнике Борцам Революции на Советской площади, где расположена братская могила 80 погибших

            А тем кто цветочки к памятнику белочехам в Пензе приносит. Есть там и такие

            Стоит задуматься над этим
            фото - Epa/Martin Diviser/ТАСС Снос памятника маршалу Коневу в Праге
            1. +14
              8 сентября 2023 09:31
              Цитата: Ричард
              А тем кто цветочки к памятнику белочехам в Пензе приносит. Есть там и такие

              Памятник белочехам был открыт в Пензе в 2015 г. очень тихо, совсем незаметно, несмотря на внушительную делегацию в 40 чел. из Чехии. Никаких сообщений в газетах и в других СМИ не было, да и сам Автор Вячеслав Шпаковский об этом памятнике узнал здесь на сайте ВО, что и честно признал тогда. До сих пор, спустя 8 лет, про этот памятник многие пензенцы совсем не знают, некоторые что-то слышали, а так в основном относятся безразлично, хотя местные коммунисты изредка выступают за его снос, да левый фронт обольёт его чёрной краской или наложит фекалий. Цветочки у памятника на фото, которое Вы разместили, да ещё корзинка, поваленная то ли ветром, то ли кто-то пнул, проходя мимо, ну не смешите мои тапки, пензяки каким-то чехам принесли, да плевать на этот памятник.

              В списке пензенского «мемориала» «павшим» чехословацким легионерам 67 фамилий. Из них 27 человек значатся пропавшими без вести. То есть, достоверных данных об их смерти просто нет. И Самое интересное, что большая часть из этих пропавших без вести – 20 из 27 человек пропали даже не в Пензе. А в Ртищево и в Сердобске Из них 18 человек пропали без вести в один день - 28 мая в Ртищево. Что наводит на мысль о том, что они просто-напросто дезертировали и перешли на сторону Советов. Ещё 2 человека по официальным данным попали в плен.
              Подпоручик Jaroslav Černy, самый старший по званию в списке. Назвать его «героем» и уж тем более «павшим» язык никак не поворачивается, так как подпоручик банально… застрелился.
              есть даже подробности одной из этих смертей: рядовой Antonin Vitek скончался… неудачно упав. 1 человек попал под поезд (видимо «пал» от руки «вражеского» машиниста).
              Один погиб от несчастного случая, второго пристрелил сослуживиц, третий решил сходить с гранатой… на рыбалку (вот это действительно «героическая» смерть)!
              https://1pnz.ru/city_online/obshchestvo/news/srazhenie_za_pamyat_belocheham_pora_domoy/
              1. +7
                8 сентября 2023 10:25
                Потрясающе интересный комментарий! Спасибо Анатолий!
                1. 0
                  16 сентября 2023 15:02
                  = ней самое активное участие на стороне Белой гвардии. =
                  Да кто бы сомневался.
            2. +6
              8 сентября 2023 10:33
              Цитата: Ричард
              Этот монумент, который вызывает много непонимания и неоднозначных мыслей и чувств

              Интересно было бы узнать, кто был инициатором установки этого памятника белочехам? Ведь обязательно же должен быть какой-то инициативник. И неплохо было бы статейку о нем тиснуть, с полным указанием занимаемой должности и Ф.И.О...
              1. +3
                8 сентября 2023 12:07
                Цитата: Luminman
                И неплохо было бы статейку о нем тиснуть, с полным указанием занимаемой должности и Ф.И.О...

                Ещё в 2016 году после выхода первой статьи на эту тему в комментариях к которой узнал про этот памятник захотел об этом узнать... и не узнал. Как-то все и никто конкретно...за это не отвечал.Так что на статью не набралось.
          4. +2
            9 сентября 2023 10:48
            Цитата: Ричард
            Здесь же у нас в Пензе на перроне уже в наше время установлен вот этот памятник чехословацким солдатам, погибшим в тех боях

            Я вполне допускаю, что есть соглашения с разными странами о нахождении на нашей территории этих недоразумений и снести их мы не можем по политическим причинам. Но вполне можно окружить (ну или сделать на подходе) эти памятники нашими, которые бы показывали зверства тех же поляков, чехов и остальных, кто топтался у нас. Совсем по другому всё бы выглядело.
    2. +5
      8 сентября 2023 06:59
      Цитата: Korsar4
      Все больше фотографий.

      Уже написана и ждет выхода статья, где фото всего одно.
      1. +5
        8 сентября 2023 07:10
        Главное достоинство статей - регулярно выходят.

        Картинки же Слово начинают заменять.
        1. +9
          8 сентября 2023 07:32
          Картинки же Слово начинают заменять.

          Так это и не плохо - когда картинки в дополнению к авторскому тексту. Я например с огромным удовольствием посмотрел фотографии старой Пензы. Есть какая то необъяснимая притягательность в дореволюционных фото. Да и в снимках 50-60 ых годов тоже. Все современные города почти на одно лицо. А в те периоды каждый - замечателен по своему. Буду очень рад авторским иллюстрированным статьям о своих городах того времени. Таким статьям в этом разделе самое место. История которая меняется прямо на наших глазах.
          1. +6
            8 сентября 2023 07:41
            Согласен. Как и фотографии людей.
            Как у Голсуорси: «Дом с чувством собственного достоинства».
          2. +2
            8 сентября 2023 08:05
            Цитата: Ричард
            Есть какая то необъяснимая притягательность в дореволюционных фото.

            ++++++++++++++++++++++++
          3. 0
            9 сентября 2023 20:54
            Цитата: Ричард
            Есть какая то необъяснимая притягательность в дореволюционных фото.
            -и все города тогда были- без деревьев.Почему-не понятно,ладно у нас песок,но в Пензе уже приличная земля-а деревьев нет.
    3. +3
      8 сентября 2023 08:26
      Все больше фотографий. Даже в виде введения.

      Это да. Если не считать эпиграф и постскриптум то на 12 строчек текста "статьи"- 26 фотографий - инста обзавидуется.
  2. +1
    8 сентября 2023 07:17
    Добрый день всем! hi

    Весьма интересная статья. Прочитал с большим удовольствием! good Вячеслав Олегович, большое спасибо, и можно вопрос: а по Средневековью ещё будут статьи?
    1. +3
      8 сентября 2023 07:25
      Цитата: Kojote21
      а по Средневековью ещё будут статьи?

      Да, конечно, будут. Просто они требуют значительно больше работы.
      1. +1
        8 сентября 2023 07:45
        Цитата: kalibr
        Цитата: Kojote21
        а по Средневековью ещё будут статьи?

        Да, конечно, будут. Просто они требуют значительно больше работы.

        Ясно, спасибо. hi
  3. +3
    8 сентября 2023 07:27
    Жаль, что там не было Ярослава Гашека!
    Было бы что вспомнить...
    1. +6
      8 сентября 2023 08:06
      После заключения Брестского мира между Россией и Германией и начавшейся эвакуацией чешского корпуса в Европу через Владивосток Гашек порывает с легионом и отправляется в Москву. Там он вступает в коммунистическую партию и формирует боевой отряд из чехов и сербов. К концу мая 1918г. чешско-сербский отряд Гашека насчитывал 120 бойцов, которые принимали активное участие в боях с белочехами и успешно подавили анархистский мятеж в Самаре. В июле 1918г то есть спустя всего три месяца после событий в Самаре полевой суд чехословацкого легиона выдал ордер на арест Гашека, как «предателя и убийцу чешского народа». Всю гражданскую войну Гашек провоевал на различных командных и политических должностях в Красной Армии.
      фото Ярослав Гашек в форме политработника 5-ой красной армии 1920г.

      В ноябре 1920 года в Чехословакии разразился политический кризис, началась всеобщая забастовка, а в Кладно рабочие провозгласили «советскую республику». Чешские коммунисты в России получили распоряжение отправляться на родину, чтобы поддержать местное коммунистическое движение. Гашек вернулся в Прагу. Сам писатель с юмором напишет:
      Вернувшись на родину, я с удивлением узнал, что был трижды повешен легионерами, дважды расстрелян белогвардейцами и один раз четвертован дикими повстанцами киргизами у озера Кале-Исых. Наконец меня окончательно закололи в дикой драке с пьяными матросами в одесском кабаке. (с)
  4. +3
    8 сентября 2023 08:06
    а павшим англичанам и японцам в интервенцию случаем в кремле не хотят поставить памятник
    1. +2
      8 сентября 2023 08:16
      Цитата: Ryaruav
      а павшим англичанам и японцам в интервенцию случаем в кремле не хотят поставить памятник

      Это не ко мне вопрос.
    2. +3
      8 сентября 2023 09:26
      [b]
      а павшим англичанам и японцам в интервенцию случаем в кремле не хотят поставить памятник[
      /b]
      Есть такое. Памятник находится на улице Петровско-Заводской, в сквере Читинского Государственного Университета. Установлен на могиле японских солдат, погибших в годы гражданской войны в Забайкалье. Является памятником истории. После подписания в июле 1920 года Гонготского соглашения убитые и умершие от ран японские солдаты были похоронены на кладбище в Чите. 20 июля 1920 года на могиле установили пирамидальный четырёхгранный обелиск на двухступенчатом постаменте. Обелиск сделан из кирпича, оштукатурен и побелен.Гонготское соглашение было окончательно оформлено 15 июля 1920 года между делегацией Дальневосточной республики(ДВР-не входила в состав РСФСР на тот момент) во главе с Александром Краснощековым и Генрихом Эйхе и командующим японским экспедиционным корпусом Юи Мицуэ.
  5. +6
    8 сентября 2023 08:08
    Интересная историческая заметка. Но собственно про мятеж вообще ничего - это недоработка.
    Это уже постройка нашей эпохи. Но вот если бы он был тогда? Тогда поставить на нём бы три пулемёта, и ни один неприятель мимо бы него не прошёл!
    Пулемёты сносятся несколькими выстрелами из трёхдюймовки, правда, для этого нужны грамотные артиллеристы. Их после ПМВ было много.
    1. +4
      8 сентября 2023 08:13
      Цитата: Авиатор_
      Но собственно про мятеж вообще ничего - это недоработка.

      Нельзя запихнуть в один материал все. Он не резиновый. В конце было написано довольно КРУПНО: ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
    2. +3
      8 сентября 2023 08:15
      Только в том случае, если дом этот со станции был бы виден...
      1. +3
        8 сентября 2023 17:05
        Только в том случае, если дом этот со станции был бы виден...
        Есть такой способ стрельбы, как с закрытой позиции с корректоровкой огня. Ну а корректоровщику, естественно нужно видеть цель, он рядом с орудием не сидит.
        1. +2
          8 сентября 2023 20:34
          Цитата: Авиатор_
          с орудием не сидит.

          Тут дело в том, что у чехов было только одно 76,2-мм короткоствольное орудие в башне броневика Гарфорд-Путилов, а стрелять из него было неудобно. Они и в реальной-то жизни дали по городу всего 3 выстрела, которые куда-то там попали.
  6. +7
    8 сентября 2023 08:36
    Первым таким местом, куда мы отправимся, будет станция Пенза-3.




    Водонапорня башня на станции Пенза -3. Сохранилась практически в первозданном виде с момента постройки - 1896 год. Точно была свидетелем описываемых событий.
    1. +3
      8 сентября 2023 08:53
      Стала интересна датировка этой фотографии. Судя по запаркованным автомобилям - конец 90гг.
    2. +4
      8 сентября 2023 09:08
      Кстати, что осталось во многих городах - водонапорные башни. Наш «Летний» театр сгорел в 90-х годах прошлого века. Теперь как символ города - водонапорная башня.

      Если не считать Никольскую церковь.
    3. +4
      8 сентября 2023 10:27
      Вы правы и надо было бы её снять. Но она стоит довольно далеко от вокзала, а мне и так предстояло обойти всю центральную часть Пензы. Заленился, если честно...
      1. +7
        8 сентября 2023 13:40
        Кстати, достаточно интересный не только архитектурный, но и инженерный объект.



        Вообще тема истории железнодорожного транспорта - непаханное поле и реальная возможность внести свежую струю в творчество. А то рыцари и средневековье уже до дыр затерли, а про паровозы были как то у одного товарища попытки, но весьма убогие.
        1. +5
          8 сентября 2023 13:51
          Вообще тема истории железнодорожного транспорта - непаханное поле и реальная возможность внести свежую струю в творчество.
          Если кто-то решится, могу обеспечить оригинальными фотографиями из железнодорожного музея в Питере.
          1. +3
            8 сентября 2023 14:04
            Если кто-то решится, могу обеспечить оригинальными фотографиями из железнодорожного музея в Питере.

            В Питере применительно к теме есть много объектов, заслуживающих внимания и пребывающих в изрядном запустении.

            1. +4
              8 сентября 2023 15:03
              Согласен. Яркий пример - особняк Нобеля на Пироговской набережной.
            2. +3
              8 сентября 2023 15:26
              Водонапорным башням в Питере повезло больше. Даже при застройке прилегающих территорий их стараются сохранить и отреставрировать. Бывшая водонапорная башня в Лахте.
              1. +5
                8 сентября 2023 16:44
                Цитата: 3x3zsave
                Бывшая водонапорная башня в Лахте.

                В Зеленоградске в Калининградской области водонапорную башню превратили в отель и музей кошек!
                1. +4
                  8 сентября 2023 17:30
                  В Зеленоградске в Калининградской области водонапорную башню превратили в отель и музей кошек!


                  Там кроме музея кошек есть еще и музей скелетов. Эдакий культурный контраст. Посмотрел кошечек, расслабился - и тут раз...
                  Чтобы не забывали
                  что на этом свете вы еще в пути, Так осмотрите место назначения




                  В этом плане мне гораздо больше нравится замысел реконструкторов водонапорной башни Главной водопроводной станции в Питере. В ней организовали музей воды. Правда пристройкой вид слегка попртили, но в любом случае лучше, чем скелеты.



                  1. +3
                    8 сентября 2023 17:54
                    Правда пристройкой вид слегка попртили,
                    Это меньшее зло. 20 лет назад там даже набережной не было. Был крутой склон к Неве, заросший бурьяном, принадлежавший "Водоканалу". Прямого проезда по левому берегу от моста Александра Невского до моста Литейного не было
                    1. +3
                      8 сентября 2023 18:13
                      Кстати, если я не ошибаюсь, водонапорня башня в Лахте снабжала водой усадьбу Стенбок-Ферморов. Эссен-Стенбок-Фермор Яков Иванович не только "Пассаж" построил, но и первый коммерческий водопровод в Петербурге.
                      1. +4
                        8 сентября 2023 18:23
                        Вы меня заинтриговали, но думаю приведеннная мной башня в Лахте более позднего времени постройки... Хотя, попробую углубиться в детали...
                      2. +4
                        8 сентября 2023 18:30
                        Башня, которая сохранилась на сегодня - это действительно более поздняя постройка - 1902 год. А Эссен-Стенбок-Фермор свой проект водоснабжения Литейной и Московской частей начинал в 1846 году, вряд ли что осталось с тех времен. Даже могила самого Фермора утеряна.
                      3. +3
                        8 сентября 2023 18:45
                        вряд ли что осталось с тех времен
                        Ну почему же? Яков Иванович этот дом не строил, но какое-то время жил в нем.

                        Угол улиц Чайковского и Чернышевского.
                        К слову, стало интересно, не является ли Яков Иванович родственником "мастера минных постановок"?
                      4. +4
                        8 сентября 2023 19:11
                        Ну почему же? Яков Иванович этот дом не строил, но какое-то время жил в нем.

                        Я имел ввиду его коммерческий водопровод 1846 года. Тем более, что предприятие прогорело буквально за два года.
                        К слову, стало интересно, не является ли Яков Иванович родственником "мастера минных постановок"?

                        Является. Граф Яков Иванович Стенбок-Фермор был женат на единственной дочери Петра Кирилловича Эссена, Александре. Так как единственный сын Эссена, будучи полковником, умер от ран, участвуя в войне с турками 1828 - 1829 гг, Высочайше повелено графу Якову Ивановичу Стенбок-Фермор принять фамилию тестя и именоваться Эссен-Стенбок-Фермор.
                      5. +4
                        8 сентября 2023 18:45


                        На дальнем плане - Воскресенский наплавной мост. Где то возле него на берегу Невы была паровая водокачка. Как абориген, попробуйте сориентироваться на местности и определиться, осталась ли там застройка середины XIX века.
                      6. +1
                        8 сентября 2023 19:18
                        Я абориген реки Нива, а не Нева, я ж из "понаехавшихтут", как и подавляющее большинство здесь живущих.
                        Что до каменной застройки нынешней Синопской набережной в середине XIX века, подворье Валаамского монастыря (1834 год постройки, если не ошибаюсь) устроит?
                      7. +2
                        8 сентября 2023 19:33
                        подворье Валаамского монастыря

                        Оно на левом, или на правом берегу?
                      8. +2
                        8 сентября 2023 19:41
                        Оно на левом, или на правом берегу?
                        На левом, угол Синопской набережной и улицы Бакунина. На правом берегу в то время еще волки выли и медведи слонялись.
                      9. +2
                        8 сентября 2023 19:55
                        Сомнительно, конечно, что водокачка была на монастырском подворье. Где то на берегу.
                        Время всесильно: порой изменяют немногие годы
                        Имя и облик вещей, их естество и судьбу.
                      10. +2
                        8 сентября 2023 20:10
                        Вы спросили про каменнные постройки на левом берегу Невы, середины XIX века, на протяжении течения примерно от нынешней гостиницы "Москва", до "Большого дома". О чем точно знал - сказал.
                      11. +2
                        8 сентября 2023 20:14
                        ""Мы, оглядываясь, видим лишь руины",
                        Взгляд, конечно, очень варварский, но верный"(с)
              2. +2
                8 сентября 2023 17:10
                Водонапорным башням в Питере повезло больше.

                Но не всем.

                1. +2
                  8 сентября 2023 17:36
                  Конечно, не всем. Есть здания в абсолютно аварийном состоянии. На той фотографии, что я привел, состояние пристройки к башне не выдерживала никакой критики. Ее сломали и возвели заново.
              3. +4
                8 сентября 2023 17:20
                А вот Оренбургская водонапорная башня образца 1927 года
          2. +3
            8 сентября 2023 17:06
            фотографиями из железнодорожного музея в Питере.
            Прекрасный музей, правда я там бывал очень давно.
            1. +4
              8 сентября 2023 17:22
              Здравствуйте, Сергей!
              Мы говорим о разных музеях, я, о том, что открылся несколько лет назад, рядом с Балтийским вокзалом
              1. +2
                8 сентября 2023 22:25
                Мы говорим о разных музеях, я, о том, что открылся несколько лет назад
                Здравствуй, Антон. Действительно, в новом я не был. А тот посещал в начале 80-х.
        2. +3
          8 сентября 2023 16:47
          Цитата: Frettaskyrandi
          А то рыцари и средневековье уже до дыр затерли

          Ну, вот теперь когда книга одна вышла и вторая ждет очереди в АСТ, можно мне этой темой и не заниматься. Но Вы же читали - люди спрашивают, им хочется... Просто надо найти малозатертые темы.
        3. 0
          9 сентября 2023 20:58
          Цитата: Frettaskyrandi
          Кстати, достаточно интересный не только архитектурный, но и инженерный объект.

          они по всей Рязано-Уральской жд(в том числе и у нас в Саратовской области) - типовые.Отличия есть но малозаметные.Жаль только целых и используемых практически не остается....
  7. +5
    8 сентября 2023 08:37
    Шалом, православные!
    Много иллюстраций - не нравится, мало иллюстраций - не нравится...
    Коллеги, уже решите , что вам нужно, а то как с примером формальной логики получается: много сыра - много дырок, много дырок - мало сыра, много сыра - мало сыра.
    1. +4
      8 сентября 2023 08:56
      hi Привет, Антон.
      Цитата: 3x3zsave
      Коллеги, уже решите , что вам нужно, а то как с примером формальной логики получается: много сыра - много дырок, много дырок - мало сыра, много сыра - мало сыра.

      Ну надо-же! Опыты показывают, что килограмм сыра с дырками и килограмм дырок с сыром весят и ценятся одинаково... Однако гауда, для помещения на булке в 1 слой гораздо практичнее, чем маасдам wassat
      1. +5
        8 сентября 2023 09:14
        Привет, Борисыч!
        Последние исследования британских ученых наглядно доказывают, что килограмм гауды и килограмм маасдама занимают разный объем.
        1. +5
          8 сентября 2023 10:15
          Цитата: 3x3zsave
          Последние исследования британских ученых наглядно доказывают, что килограмм гауды и килограмм маасдама занимают разный объем.

          Молодцы!
          Ведь могут же, когда захотят! laughing
          1. +3
            8 сентября 2023 16:36
            Меж тем замечу, в этих исследованиях не пострадал ни один адронный коллайдер!
        2. +2
          8 сентября 2023 11:14
          Поэтому и предпочитаю эдаммер, там количество дырок минимально. И вкусно и компактно yes
          1. +2
            8 сентября 2023 11:32
            Цитата: Толстый
            Поэтому и предпочитаю эдаммер

            А я рокфор! В нем дыр вообще нет и сплошь пенициллиновая плесень!
            1. +2
              8 сентября 2023 18:26
              Цитата: kalibr
              В нем дыр вообще нет и сплошь пенициллиновая плесень!


              Ну... В общем, да...
              Это в правильном в правильном "эдаме" дырок нет. Петр I ввез этот сорт в Россию. Теперь местные производители называют его просто голландским. Все по честному и без всяких подвохов во внутреннем содержании fellow smile
    2. +4
      8 сентября 2023 09:09
      «Кто любит арбуз, а кто свиной хрящик» (с).
    3. +2
      8 сентября 2023 21:27
      Цитата: 3x3zsave
      Шалом, православные!
      Много иллюстраций - не нравится, мало иллюстраций - не нравится...
      Коллеги, уже решите , что вам нужно, а то как с примером формальной логики получается: много сыра - много дырок, много дырок - мало сыра, много сыра - мало сыра.

      Котиков!!! laughing
  8. +2
    8 сентября 2023 08:40
    Здесь же на перроне уже в наше время установлен вот этот памятник чехословацким солдатам
    Тогда Чехия и Словакия были дружественными партнерами и памятник был установлен как бы борцам с большевизмом дружественных партнеров на территории России.Сейчас Чехия и Словакия,не дружественные партнеры и каково сейчас значение памятника?
  9. -1
    8 сентября 2023 08:52
    Цитата: kor1vet1974
    и каково сейчас значение памятника?

    Кое кто и мид кажется постоянно заявляют что "мы не они", сносить и отменять ничего не будем... Такая наша нелёгкая колониальная доля...
    1. +3
      8 сентября 2023 10:55
      И не призываю к сносу, сейчас получается памятник установлен бойцам из не дружественных стран,какое сакральное значение он несет?Это памятник героям? То какой героизм они совершили?А ежели враги,то врагам то за что? laughing
  10. +6
    8 сентября 2023 11:14
    Фотки классные - захотелось в Пензу, честное слово...

    Теперь кое что по сути вопроса.

    Колыбелью чехословацкой армии и вообще их современной государственности стал... Киев.
    В 1914 здесь сформировали из эмигрантов первую чешскую дружину против австрияков и отправили на фронт. В 1915 - уже целый полк из перебежчиков.
    В Киеве в то время появился Масарик - ставший в 1918 первым президентом независимой Чехословакии.

    Здесь издавались чешские газеты и сочинял своего культового "Швейка" журналист Ярослав Гашек. Кстати, потом он очутился у красных, причем комиссаром и даже военным комендантом Бугульмы.

    Вся жизнь этого гениального писателя и хохмача - один большой прикол над всеми.
    К сожалению, юмора не поняла его жена и попыталась упрятать непутевого мужа в... Пражский институт психиатрии. Что потом не помешало ей, как наследнице после умершего в 1923 Гашека, безбедно жить на гонорары с многократно переиздаваемого "Швейка", причём вместе с молодым мужем...

    На тему мятежа белочехов, Гашека и Швейка - в 1962 СССР и Чехословакия сняли действительно забавную и весёлую кинокомедию "Большая дорога" с прекрасными актёрами (Яковлев, Борисов и лучший Швейк в кино - чех Грушинский). Историки могут с этой кинокомедией поспорить, но всё равно киношники сделали прикольно...

    1. +3
      8 сентября 2023 11:34
      Цитата: Тимофей Чарута
      На тему мятежа белочехов, Гашека и Швейка - в 1962 СССР и Чехословакия сняли действительно забавную и весёлую кинокомедию "Большая дорога

      Очень хорошо, что вспомнили. Вот ведь видел этот фильм, но название забыл.
  11. +2
    8 сентября 2023 11:36
    Цитата: Тимофей Чарута
    Фотки классные - захотелось в Пензу, честное слово...

    Приезжайте! Много всего интересного. Музеи интересные, картинная галерея... Сам город на горе не совсем обычный...Можно заказать экскурсию по городу через Интернет- их несколько и все интересные.
  12. +3
    8 сентября 2023 13:01
    Всегда приятно увидеть открытки и фотографии того периода, увидеть пейзажи, города и то, как когда-то жили люди.
  13. 0
    8 сентября 2023 13:37
    "В суровой Сибири замерзают белые чехи..." - на эту тему и классный клип сбацали.
    https://www.youtube.com/watch?v=4vrRPtle2Pg

  14. +2
    8 сентября 2023 15:44
    Сегодня её опять-таки мостят брусчаткой, но только она ещё шероховатая, а сама улица стала пешеходной

    Вот это правильная брусчатка! В Питере, зимой, на Дворцовой площади можно запросто поскользуться. Но ничего не поделать, старались сохранить историзм.
    Спасибо, Вячеслав Олегович!
  15. +3
    8 сентября 2023 17:41
    А почему "белочехи"? Они такие же белые, как и коричневые. Насиловали, грабили, жгли и убивали мою многострадальную Родину. А им памятники ставят. "Они просто хотели домой"- что то в этом духе написано во Владивостоке.
    1. +1
      9 сентября 2023 07:59
      А почему "белочехи"? Они такие же белые, как и коричневые. Насиловали, грабили, жгли и убивали мою многострадальную Родину.
      Ну так этим же отечественные белые и занимались, а потом громадная их часть пошла служить к коричневым. Поэтому белыми их и назвали - современникам виднее было. Тогда любители "хрустеть французскими булками" себя проявили очень однозначно. А эти чехи им помогали.
    2. 0
      9 сентября 2023 12:17
      Советский союз по ленд лизу за весь период ВОВ получил вооружения, продовольствия и др. на сумму, примерно, 10 млрд долларов. «Наши» чешские друзья на март 1944 года поставили «нашим» немецким друзьям только оружия и снаряжение на сумму 14 млрд марок... На 22 июня 1941г. 1 долл. США обменивался на 2,5 марки.
      К июню 1941 года немецкое вооружение на треть состояло из оружия чешского производства. Бронетехника оттуда же составляла четвертую часть парка всех 17 немецких танковых дивизий 1-го эшелона. В 1944 году Чехия ежемесячно (!) поставляла в Германию около 11 тысяч пистолетов, 30 тысяч винтовок, более 3 тысяч пулеметов, 15 миллионов патронов, около 100 самоходных артиллерийских орудий, 144 пехотных орудия, 180 зенитных орудий, более 620 тысяч артиллерийских снарядов, почти миллион снарядов для зенитных орудий, от 600 до 900 вагонов авиационных бомб, 0,5 миллиона сигнальных боеприпасов, 1000 тонн пороха и 600 тысяч взрывчатых веществ. И это не все. Было еще производство на авиационных заводах Чехии, которое было остановлено лишь 25 марта 1945 года, после того, как авиация разбомбила производственные корпуса
      А оружейные заводы продолжали ковать победу вермахту до 5 мая 1945 года. Берлин был уже взят, а чехи по стахановски продолжали пахать на благо рейха. Перестали они этим заниматься только потому, что им прекратили выдавать зарплату…
      Ну и.. в составе вермахта служило 100 тысяч словаков и чехов. Погибло их около 7 тысяч. При освобождение Чехословакии погибло 144 тысячи советских солдат и офицеров!...
  16. +2
    8 сентября 2023 19:12
    И вот ещё – проводов всех этих не стало


    Это значит что теперь в городе есть кабельная канализация. Проводов в современных городах очень много, несравнимо с началом столетия.
  17. -1
    26 октября 2023 11:44
    Шпаковский как всегда заявляет одно, а втюхивает читателю другое.... Не объективен. Показал всё красивое, что есть сегодня, кроме самого мятежа, о котором как бы собирался поведать... Оно конечно ;"объём статьи не резиновый". .....

    Удовольствие от сих противоречий- "на любителя", хотя ....как говорит один знакомый казах ;" Я люблю слушать и смотреть еврейские передачи, когда там дело идёт о фактах. Они знают такое, что другие не знают. Ради этого всегда стОит смотреть. А толкования их предпочитаю разворачивать на 180 градусов .. laughing .."
  18. 0
    22 ноября 2023 12:48
    Скоро выйдет компьютерная игра Cs Legion
    https://store.steampowered.com/app/1469610/Last_Train_Home/
  19. 0
    4 февраля 2024 00:38
    Странно, освещать белочешский мятеж и не осветить их жертвы. Обычных людей, которых чехи убивали, насиловали и сжигали. У Шпаковского всё вылилось в экскурсию по родному городу и невнятно, противоречащее местами само себе, повествование. Впрочем от гауляйтера нечего другого и не ожидал.