Папская правда: об обращении Франциска к российской молодежи

34
Папская правда: об обращении Франциска к российской молодежи


В традициях Ватикана


Намедни римский понтифик напомнил о себе, вызвав одобрение российского МИД и раздражение – украинского, хотя ничего критического в адрес киевского режима Франциск не произнес. Само же его заявление выдержано в многовековых традициях Ватикана, берущих свое начало с VI века, когда папы на руинах Западно-Римской империи и в окружении варварских королевств начали играть важную, в том числе и политическую роль, во многом обусловленную внешними обстоятельствами.



За столетия случалось всякое: и лавирование между исповедовавшими арианство укрепившимися на севере Италии лангобардскими королями и византийскими, контролировавшими ее юг, императорами-иконоборцами; и путь императора Генриха IV в Каноссу, что явило собой пусть и временное, но торжество папской власти над светской; и инициированный Римом Первый крестовый поход; и унизительное, хотя и весьма комфортное, Авиньонское пленение пап, и самокоронование не выдержавшего долгой церемонии Наполеона (впрочем, возможно, это была исполненная символизма часть ритуала, о которой папу изначально поставили в известность).

Пошатнувшееся, но не утраченное влияние


С веками, в особенности после Великой французской революции и последовавшей затем «Весны народов», политическая роль Ватикана в Европе все больше нивелировалась. Однако она не стала историей совсем, что нашло отражение в приписываемой (именно приписываемой) Сталину сентенции о количестве дивизий в распоряжении понтифика.
Иоанн Павел II несколько реанимировал престиж Ватикана (одним из первых его шагов на международной арене стала встреча с Громыко, причем по просьбе последнего), хотя о возвращении его былого влияния уже не может быть и речи.

О России и Риме: наступая на стереотипы


Теперь давайте поподробнее разберем слова Франциска относительно России. Я понимаю, что читатели уже в курсе им сказанного, но все же:

«Никогда не забывайте о наследии. Вы наследники великой России. Великой России святых, правителей. Большой России Петра I, Екатерины II, той империи – великой, просвещенной, страны большой культуры и большой человечности».

Начнем со святых.

Обычно русские святые и римский престол рассматриваются в качестве своего рода антитезы по отношению друг к другу: мол, наши подвижники только и делали, что осуждали латинскую ересь. Нет, были и таковые – скажем, епископ Игнатий Брянчанинов.

Александр Невский и папские буллы


Но в целом отношения не стоит рисовать только черно-белыми красками. Даже знаменитая переписка Александра Невского и папы Иннокентия IV не носит однозначный характер, поскольку на первое послание князь дал вполне благожелательный ответ, зафиксированный в словах самого понтифика:

«Ты со всяким рвением испросил, чтобы тебя приобщили как члена к единой главе церкви через истинное послушание, в знак коего ты предложил воздвигнуть в граде твоем Плескове (Пскове. – Прим. авт.) соборный храм для латинян».

Тут нужно понимать контекст: Александр получил первую буллу в крайне непростой политической ситуации: летом 1248 года, накануне своей поездки в Каракорум, результат которой трудно было предугадать. Поэтому в целом дружественный ответ Иннокентию укладывался в стремление князя сохранить за собой возможность маневра в диалоге с Римом и Каракорумом, в зависимости от складывающейся ситуации, и накануне путешествия в полной мере непредсказуемой.

И уже только на вторую буллу последовал отрицательный ответ, причем, возможно, по соображениям более военно-политическим, нежели религиозным. Ибо во время поездки по просторам (к слову, совершенно немыслимым для европейского правителя) Монгольской империи Александр увидел мощь ее военной силы, несопоставимую с раздробленными государствами от Оки до Гибралтара и их очень небольшими профессиональными армиями.

Да и в Каракоруме, и Сарае, выразившим лояльность завоевателям, русским князьям дали понять, что не собираются захватывать их земли, ограничив отношения форматом вассалитета и выплатой дани. С этой точки зрения диалог с Римом терял для Александра смысл и был им свернут.

А судьба галицкого князя Даниила, получившего из рук папы королевскую корону, но не военную помощь, подтверждает правоту сделанного Невским геополитического выбора: Рим не мог оказать действенную военную помощь кому бы то ни было из русских князей в противостоянии со сверхдержавой того времени.

Малороссийское духовенство и католическое образование


После присоединения во второй половине XVII века Малороссии влияние более образованного местного духовенства, в значительной степени воспринявшего католические богословские взгляды, стало весьма распространенным (у нас в среде духовенства не то что с богословским – с элементарным образованием были серьезные проблемы).

Достаточно вспомнить рожденного на Киевщине святителя Дмитрия Ростовского: составленные им Четьи Минеи (жития святых) были прохладно встречены значительно менее образованным патриархом Иоакимом (кстати, бывшим рейтарским поручиком и капитаном одного из солдатских полков Нового строя) именно из-за использования подвижником католических источников.

Петр I и его «парадиз»


Нелишне также вспомнить прокатолические симпатии сподвижника Петра I Стефана Яворского. А о связи Ватикана и новой столицы Российской империи свидетельствует сам герб Петербурга. И здесь я предоставлю слово выдающимся отечественным ученым Борису Андреевичу Успенскому и ныне уже покойному Юрию Михайловичу Лотману:

«Герб Петербурга содержит в себе трансформированные мотивы герба города Рима (или Ватикана как преемника Рима), и это, конечно, не могло быть случайным.

Так, перекрещенным ключам в гербе Ватикана соответствуют перекрещенные же якоря в гербе Петербурга, расположение якорей лапами вверх отчетливо выдает их происхождение – ключи в гербе римского папы также повернуты бородками вверх. Символика герба Петербурга расшифровывается именно в этой связи.

С одной стороны, якорь – символ спасения и веры и в этом значении прекрасно известен в эмблематике барокко, сопоставление его с ключом естественно и уместно. Но одновременно якорь метонимически обозначает флот – помещенный на место ключей апостола Петра, он знаменует то, что Петр (император, а не апостол) намерен отворить дверь своего «парадиза».

Таким образом, герб Петербурга семантически соответствует имени города: имя и герб предстают как словесное и визуальное выражение одной общей идеи.

Вместе с тем особое значение приобретает подчеркнутое насаждение в Петербурге культа апостолов Петра и Павла. Им посвящается собор в Петропавловской крепости, что должно было по первоначальному плану совпадать с центром города. В этом нельзя не видеть переклички с местом, которое занимает в семиотике городского планирования собор святого Петра в Риме.

В этой перспективе частое наименование Петербурга «парадизом», как самим Петром, так и людьми его окружения, могло означать не просто похвалу избранного и возлюбленного кусочка земли, а именно указание на святость этого места».

Согласитесь, в контексте данной цитаты приведенные слова Франциска приобретают уже более глубокий смысл.

Дальше: ликвидация Петром патриаршества и принятие им титула «Отца Отчества» свидетельствует о его стремлении соединить по примеру римских понтификов еще времен раннего Средневековья духовную и светскую власть.

Павел I и церковь: в традициях Рима


Подобное видение императорского служения будет воспринято и потомками второго (первым, строго говоря, был Лжедмитрий I) императора – Павлом I прежде всего. В Акте о престолонаследии от 1797 года, он подчеркивал, что «государи российские (являются) суть главою Церкви».

Успенский пишет о желании Павла I «сразу же после коронации «в качестве главы Церкви» служить Литургию; равным образом, Павел хотел стать духовником своей семьи и министров. Однако Синод отговорил его, возразив, что «канон православной церкви запрещает совершать таинства священнику, который женился во второй раз». А однажды «Павел выразил желание служить обедню на Пасху, сославшись на то, что он глава Русской церкви и следовательно правомочен делать то, что делают подчиненные ему священнослужители».

Не сказать, чтобы в Риме подобное отношение русских самодержцев к собственной власти встретило одобрение, но понимание – точно. Да, касательно упомянутой Франциском Екатерины II: в переписке с австрийским императором Иосифом II она называет себя главою греческой церкви, по сути ставит себя выше Вселенского, то есть Константинопольского, патриарха, а Иосифа именует главою церкви западноевропейской.

За что Екатерина II не любила патриарха Никона


Кстати, с императрицей связана интересная деталь: в допетровскую эпоху существовал обряд шествия на осляти: в Вербное воскресенье стилизованного под осла коня с восседавшим на нем и символизировавшим Христа патриархом вел под уздцы царь. Петр I обряд отменил как несоответствующий достоинству царской власти.

И об этом же писала Екатерина II в своем сочинении «Антидот», упрекая нелюбимого ею патриарха Никона в «безмерных притязаниях» и приводя в пример упомянутое шествие.

Цезарепапизм по-русски: последний царь, желавший стать патриархом


Стремление сочетать в себе и власть духовную нашло отражение и в желании Николая II принять на себя патриаршество, когда в 1905 году всерьез заговорили о его восстановлении.

В общем, если папы стремились возвыситься над светскими королями и даже императорами, беря на себя прерогативы не только собственно религиозной власти, то русские императоры шли тем же путем, только с перестановкой слагаемых. И это не может не быть известно блестяще – иезуит же – образованному Франциску.

О почитании католиками русских святых


И под занавес вернемся к тому, с чего начали – призыву папы к российской католической молодежи почитать русских святых. Основан он не на пустом месте.

В католицизме весьма почтительное отношение к преподобным: Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому, а также долгое время жившему в Париже Иоанну Шанхайскому (католики-парижане называли его Иоанн Босой и при встрече брали благословение), а святые Евфросиния Полоцкая и Никита Столпник канонизированы и католической церковью.

Так что возмущения Киева взвешенным и выдержанным в рамках исторического контекста обращением папы безосновательны.

А о том, что Франциск прав относительно свойственной русским человечности, полагаю, и говорить не надо – очевидно же.
34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    5 сентября 2023 05:56
    Да же и не познавательно.Статья для членов Юнармии и будущих членов пионерской организации,на создание которой уже выделены лярды денег.Этакий расширенный комментарий к новости об обращении Франциска к российской молодежи.
    1. +12
      5 сентября 2023 07:29
      Юнармейцы Лотмана и Успенского не читают.
      1. +3
        5 сентября 2023 08:58
        Цитата: Игорь Ходаков
        Юнармейцы Лотмана и Успенского не читают.

        Они только в смартфонах читают, а книги только в первом классе читали и то Букварь.
    2. 0
      5 сентября 2023 10:10
      Отличие византийского от римского христианства заключалось в следующем: понтифик мог свергать европейских самодержцев.В Византии (потом на Руси) все было с точностью наоборот.
      И традиция,указанная Екатериной 2,бывшей лютеранкой,как то не вяжется с православием.
      С Питером вообще непонятно-слишком много фактов свидетельствует о том,что Петр1 строил город явно не на пустом месте.
      Да и речь была больше направлена в адрес Вселенского патриарха.
      1. +3
        5 сентября 2023 15:16
        "понтифик мог свергать европейских самодержцев." Не всегда. Да и судьба папы Мартина...
  2. +2
    5 сентября 2023 06:33
    стремлении соединить по примеру римских понтификов еще времен раннего Средневековья духовную и светскую власть.
    Мысль не новая и не оригинальная. Когда в 1534 году английский король Генрих VIII не договорился с папой о разводе и новом браке, он просто вышел из католичества вместе со своим королевством, и организовал Англиканскую Церковь, главой которой назначил короля Англии, т.е. на тот момент себя. А поскольку у папы оказалось недостаточно дивизий и военных кораблей (поди достань без флота Англию на её острове), пришлось ему это сглотнуть.
    1. +7
      5 сентября 2023 07:32
      Да я и не стремился особо что-то новое сказать. Просто счел нужным обратить внимание на неоднозначность отношений Ватикана и Москвы/.Петербурга. У нас все-таки сетеротипное здесь восприятие. Я сам человек православный и общаюсь с большим кругом православных людей. Мифов касательно католиков хватает.
      1. +3
        5 сентября 2023 07:59
        Да схизматики мы для них). Большое непаханное поле.
        1. -1
          5 сентября 2023 12:14
          Цитата: Любитель_чтения
          Да схизматики мы для них
          Церкви-сёстры официально.
      2. +3
        5 сентября 2023 09:00
        Цитата: Игорь Ходаков
        Мифов касательно католиков хватает.

        Но как бы там не было, религия у нас одна Христианская и корни этой религии у нас одни.
  3. +4
    5 сентября 2023 07:54
    История о том,как Николай II пожелал стать Патриархом,о чём упомянул автор - это из области мифов, Николай Александрович выступал против введения патриаршества.
    Надо отметить,на мой взгляд,что сам Государь несколько прохладно относился к православию и только со свержением самодержавия был избран Патриарх.
  4. +3
    5 сентября 2023 08:10
    Разве что познавательно для российских православных и католических молодежных объединений,для использования в методологической работе.
  5. +6
    5 сентября 2023 08:25
    Ещё в 30-ых годах прошлого века католическая церковь провозгласила несовместимость католицизма и социализма (с нацистами,кстати,такой несовместимости не было)
    Закончилась мировая война и, СССР и Ватикан,начали потихоньку налаживать отношения,каждая из сторон искала свою выгоду,наши рассматривали Ватикан,как посредника с Западом, Ватикан был озабочен советизацией Польши.
    Упомянутый А.Громыко,встречался не только с Иоанном Павлом II, но и неоднократно с Павлом VI,нашли общий язык.
  6. +2
    5 сентября 2023 09:35
    Да кому сдался этот полубольной старик-иезуит? Католики (Италия, Франция) передали огромное количество вооружений Украине, профессиональные наемники из Колумбии и Бразилии активно сражаются за режим Зеленского! Католики и Православные после всего этого страшные враги!
    1. +1
      5 сентября 2023 10:58
      Ну вот я католик и получается ваш страшный враг? Половина родственников католики, половина православные, и вроде норм, обычные родственные отношения. Бред не пишите.
      1. +4
        5 сентября 2023 12:53
        Вы наш, советский католик , а то другое, панимаешь....
      2. +3
        5 сентября 2023 15:49
        Цитата: Vinnibuh
        Ну вот я католик и получается ваш страшный враг? Половина родственников католики, половина православные, и вроде норм, обычные родственные отношения. Бред не пишите.

        Уважаемый Винни-Пух, я православный христианин и вы мне не враг, как и я вам. Так же, как нам не враг верующий мусульманин. Оставайтесь безмятежны к больным на голову ни в кого не верующим. Будем надеяться, что их время еще не пришло. drinks
      3. +1
        5 сентября 2023 17:00
        "Есть много вер, и все несхожи,
        Что значит — ересь, грех, ислам?
        Любовь к Тебе я выбрал, Боже!
        Все прочее — ничтожный хлам"!
  7. -2
    5 сентября 2023 10:06
    Любая религия опиум для народа.
    И неплохо- бы папе ,в призыве к молодежи,напомнить о рабовладельческой сущности "просвященной" петровской и екатерининской РИ.
  8. +6
    5 сентября 2023 10:50
    Вообще-то речь о реакции Украины на обращение папы.
    Как всегда реакция истеричная и глупая.
    Папа всего лишь озвучил историческую правду в которой нет Украины.
    А значит рушатся все сказки про великих укров и прочую фантастическую укрофигню.
  9. +8
    5 сентября 2023 11:26
    Статью прочитал с интересом. Углубленность автора в предмет вызывает уважение. Могу обсуждать предмет только с обывательской точки зрения. Обывательская точка зрения в силу невежества всегда отличается глобальными обобщения. Так вот ИМХО терки Павла с Синодом, на мой взгляд, аналогичны дискуссиям между министрами обороны и генеральными штабами в рамках западной парадигмы управления обороной. Когда Министр обороны занимается политическими вопросами и вопросами сношений с ВПК, но ни бельмеса не понимает в военной науке, на которую в своих решениях ДОЛЖЕН! опираться Генштаб. Так и Павла, захотевшего провести литургию, Синод отговорил на том основании, мол, Ваше Величество, это правда что Вы миррапомазанник, но чтобы правильно провести литургию священник учится много лет, быть просто свидетелем этой Службы недостаточно. Поэтому аналогия с Ватиканом мне кажется натянутой. Я бы не стал обращать внимание на высказывания Папы. Католическая церковь так и дышит лицемерием. После пыток в инквизиции , когда несчастная женщина не выдержала и созналась, что она ведьма, церковь как таковая не приводила приговор в исполнение. а передавала свою жертву в руки светских властей, при этом приговаривая, что она просит чтобы жертву казнили милостивой казнью без пролития крови, то есть сжигали на костре. Каково. Истерику же на Украине не стоит принимать во внимание. Сами избаловали, когда каждый лидер с запада считал своей обязанностью приложиться к небритой щеке Зели..
  10. +5
    5 сентября 2023 12:09
    Ничего хорошего от Ватикана ждать не следует. Это раз.

    Папа Франсис настоящий мастер лить елейные речи, в "лучших традициях иезуитов". Это два.

    А главное, он обратился не ко всей российской молодежи, а только ее части католического вероисповедания, рекомендовав тихонько брать управление страной в свои руки. Прямо по наставлениям Запада, когда он в 60-е годы точно так же обращался через свои "Голоса" к той части советской молодежи, которая уже "заболела свободой и демократией", наставляя не бузить больше, а тихо-мирно вступать в комсомол и в партию, стремиться занимать руководящие посты во всех учреждениях и на всех уровнях. Что очень "удачно" совпало с периодом правления Хрущева. Это три.

    Точно такое же послание он отправил китайцам-католикам с борта своего самолета, вылетая из Монголии. Вон аж куда его занесло, болезного. Все в заботах о мире во всем католическом мире. Объяснить это можно и нужно тем, что и здесь у него задача устроить нужный им раздрай в России и в Китае. Не обязательно прямо сейчас, они никуда не спешат, они думают о вечном. Работа у них такая, уничтожить всех своих врагов. Прежде всего Россию. А теперь и Китай. Затем, возможно, и Индию. Там и до остальных дойдет очередь.
    1. +2
      7 сентября 2023 00:03
      Цели недостижимые. Пупок развяжется. Особенно про Китай. Китайские католики,полтора десятка? Полторы сотни? Это конечно сила. А про Союз очень точно. Слякоть 60х аукнулась в 80е.
  11. -2
    5 сентября 2023 12:46
    Два уточнения, первое: что лангобарды управляли всей Италией, но это мало кого интересует. Ссылаясь на обнародованные несколько дней назад заявления Бергольо о русских католиках, Бергольо заявил вчера, вернувшись из поездки в Монголию, что намерен ценить исторические книги, музыку и искусство русской традиции. Затем, если вы хотите узнать больше, вы можете сами прочитать точные слова Бергольо, чтобы сделать более точное суждение.
  12. +4
    5 сентября 2023 13:01
    Нелишне также вспомнить прокатолические симпатии сподвижника Петра I Стефана Яворского. А о связи Ватикана и новой столицы Российской империи свидетельствует сам герб Петербурга.

    ...ликвидация Петром патриаршества и принятие им титула «Отца Отчества» свидетельствует о его стремлении соединить по примеру римских понтификов еще времен раннего Средневековья духовную и светскую власть.

    Все это лишний раз подтверждает то, что именно Петр Первый насадил в России культ восхищения западной культурой. Со всеми вытекающими последствиями. Которые живы и поныне у определенной части российского общества. Особенно находящейся у власти. Пример с уволенным (наконец) директором Института США и Канады Академии наук РФ Гарбузова, которому почему-то долгие 17 лет сходили с рук его антироссийские "умозаключения" и прозападные "наставления" по развитию государственных отношений на северо-американском направлении.
    1. +2
      6 сентября 2023 03:16
      Они ему и сходят, он не закрыт и никоим образом не получил пресечение своей деятельности.
  13. +2
    5 сентября 2023 15:42
    Надо же, не знал, что римская церковь приняла святого Никиту Столпника! Для тех, кто не знает: если будете проезжать Переславль-Залесский, то на выезде из города в сторону Ростова Великого стоит Никитский монастырь, которому уже 1000 лет. В этом монастыре мощи и вериги Никиты Столпника, а в овраге за полем позади монастыря - его источник с купелью. Хорошее место!
  14. +1
    5 сентября 2023 16:26
    Вот уж загадка! Почему Папа поддержал Россию, а не Украину?Всё элементарно. На Украине происходят гонения христиан, и здесь для Папы не важно, какой они конфессии.
    1. +2
      6 сентября 2023 11:17
      в 404 происходят гонения только на православных, а не на христиан, в целом. Даже наоборот, униаты под Римом.
  15. +1
    5 сентября 2023 18:18
    В "Магните" и "Пятерочке" продаются сосиски "Папа может". Дрянь, конечно, Стародворские и тем более Владимирские или Клинские на порядок лучше.
  16. +1
    6 сентября 2023 03:15
    Непонятно с какой целью это существо слушать и обсуждать тем паче.
  17. +1
    30 октября 2023 21:22
    В России Вы потомки Петра.
    В казахстане Вы потомки моголов.
    В Монголии Вы потомки Хабибулая.
    Шарахуятся по белому свету людям мозги пудрят и все молчат-
    инструменты музыкальные дарят.
    Маленькие такие на Геракла не похожие.
  18. -1
    30 октября 2023 21:23
    В России Вы потомки Петра.
    В казахстане Вы потомки моголов.
    В Монголии Вы потомки Хабибулая.
    Шарахуятся по белому свету людям мозги пудрят и все молчат-
    инструменты музыкальные дарят.
    Маленькие такие на Геракла не похожие.
  19. 0
    25 ноября 2023 06:13
    Чушь какая то. Каша понамешанная. Ни о чем. Зря потраченное время.