Белочешский мятеж и другие боевые действия весной-летом 1918 года

72
Белочешский мятеж и другие боевые действия весной-летом 1918 года
Первая батарея чехословацкого корпуса имени Яна Жижки из Троцнова в боях за Безенчук. Июнь 1918 года


Всё, чем держатся их троны, –
Дело рабочей руки...
Сами набьем мы патроны,
К ружьям привинтим штыки.

«Смело товарищи в ногу», слова Леонида Радина.
В легальном издании текст песни был напечатан
ещё в 1914 г. в газете большевиков «Путь правды» (№ 75).

Неизвестные войны. В предыдущем материале о белочешском мятеже было много картинок, вернее – фотографий. В этом материале, как и обещано, будут даны выдержки из газеты «Известия». По ним мы попробуем узнать, а какую информацию о текущих событиях получали граждане России в 1918 году. Но прежде следует дать немного информации на основе наших сегодняшних знаний.




Вот она – обложка подшивки газет «Известия» из фондов Пензенского госархива!

Итак, чехословацкий корпус был сформирован на территории РИ из военнопленных австро-венгерской армии соответствующих национальностей, вооружен российским оружием и использовался на Восточном фронте Первой мировой войны. Стимулом было обещание после победы помочь в создании независимого от Австрии и Венгрии чехословацкого государства. Октябрьский переворот корпус поддержал, о чем восторженно писали все советские газеты и в частности «Правда».


А вот воззвание советского правительства от 31 мая. Как видите, трудности, стоявшие перед ним и перед страной, в то время были просто громадные!

Но 3 марта 1918 года в Брест-Литовске был подписан договор между Германией, Австро-Венгрией и Турцией с одной стороны и Советской Россией с другой. Не все понимали, что это вынужденная мера, однако условия договора, давшего мир истощенной России, были очень тяжелыми. Советская Россия теряла контроль над Украиной, Польшей, Беларусью, своими Балтийскими провинциями (ныне Литва, Латвия и Эстония) и своими кавказскими провинциями Карс и Батум. На эти земли приходилось 34 % населения бывшей империи, 54 % ее промышленного потенциала, 89 % угольных месторождений и 26 % железных дорог.

Сумма репараций была назначена – 300 миллионов рублей. Также была согласована продажа Германии 25 % добычи Бакинских нефтяных месторождений. Три секретных пункта договора (это при декларированном уже отказе от секретной дипломатии!) разрешали Германии действовать вооруженной силой против сил Антанты на территории России, равно как и британских войск из Баку.


Интересно, что разоружать в то время приходилось не только чехов, но и советские полки. Причина… не выплата зарплаты, и отсюда недовольство властью, которого не следовало допускать

Договор также предусматривал обмен военнопленными, то есть возвращение в действующую армию Германии и Австро-Венгрии большого количества плененных Россией солдат Четверного союза. Понятно, что Антанте всего этого никак не хотелось. Ведь предвидеть революцию в Германии в то время не мог еще никто.


Информация из Пензы


Декрет о призыве в армию

Между тем с 7 по 14 марта в районе Бахмача чехословаки совместно с советскими войсками вели бои с немцами, обеспечивая эвакуацию советских учреждений и беженцев. Одновременно руководство корпуса предложило советскому правительству позволить ему выехать во Францию через Владивосток.


Заметка о том, что советская власть никаких черных замыслов в отношении чехословацкого корпуса не питает…


Одной рукой Троцкий подписывал газетные статьи. Другой… приказ о разоружении корпуса и направлении чехословаков в лагеря для военнопленных. Политика, однако…

Но тут советскому правительству стало известно о секретных переговорах союзников относительно японского десанта в Сибири и на Дальнем Востоке. Поэтому 28 марта, чтобы ему помешать, Лев Троцкий дал согласие Локкарту на высадку во Владивостоке общесоюзного десанта. Но 5 апреля японский адмирал Като высадил во Владивостоке небольшой отряд морской пехоты «для защиты жизни и собственности японских граждан», не уведомив союзников.


«Японский дессант». Тогда писали так

Советское правительство, заподозрив Антанту в двойной игре, потребовало немедленно начать переговоры об эвакуации чехословаков через Архангельск и Мурманск вместо Владивостока. Германии, понятно, тоже не улыбалось скорое их прибытие на Западный фронт. Поэтому посол Германии в России граф Мирбах направил советскому правительству ноту с требованием разоружить корпус и, по сути, интернировать его на территории России. Такова была плата за мир с немцами.

И вот уже 21 апреля нарком иностранных дел Г. В. Чичерин направил телеграмму Красноярскому совету, приказывая дальнейшее передвижение чехословацких эшелонов на восток приостановить:

Опасаясь японского наступления на Сибирь, Германия решительно требует, чтобы была начата скорая эвакуация немецких пленных из Восточной Сибири в Западную или в Европейскую Россию. Прошу употребить все средства. Чехословацкие отряды не должны передвигаться на восток.
Чичерин

Корпус, однако, продолжал движение в направлении Владивостока, поэтому 25 мая последовала телеграмма наркомвоенмора Троцкого «всем совдепам по линии от Пензы до Омска», которая не оставляла никаких сомнений в решительности советских властей сначала разоружить чехословаков, а затем в угоду немцам опять превратить их в военнопленных.


Восставшие легионеры пробыли в Пензе два дня и пошли дальше. Вот сообщение из Пензы от 2 июня

Итогом стало восстание чехословацкого корпуса от Пензы до Владивостока. Восстание корпуса позволило сплотиться силам контрреволюции. В частности, в Самаре было создано правительство Комуча (Комитета членов Учредительного собрания) и, по сути, первое на территории России оппозиционное большевикам руководство белогвардейцев. И это при том, что сражалась Народная армия Комуча под революционным Красным Знаменем!


Первое упоминание в «Известиях» о Гражданской войне…

Уже 10 июля её бойцы под командованием подполковника Каппеля взяли повторно Сызрань, а легионеры Чечека 15 июля захватили Кузнецк. 22 июля отряды Каппеля пробились через Бугульму к Симбирску и затем уже вместе с чехословаками пошли на Саратов и Казань. 25 июля на Урале полковник Войцеховский занял Екатеринбург. На востоке генерал Гайда 11 июля занял Иркутск, а позднее – Читу.


Платой за остановку наступления немцев на Новороссийск стал Черноморский флот…

Но затем превосходящие силы Красной Армии 10 сентября отбили у Народной армии Казань, затем 12 сентября – Симбирск. В начале октября были взяты Сызрань, Ставрополь и Самара. В самих чехословацких легионах неуклонно росла неуверенность в том, что именно им необходимо вести бои в Поволжье и на Урале.


11 июня – «Борьба с чехословаками»

Здесь надо отметить, что именно Брест-Литовский мирный договор, ставший прологом к восстанию чехословацкого корпуса, ознаменовал собой наступление эпохи открытого политического прагматизма, то есть того, что до этого хотя бы как-то стремились завуалировать. Впрочем, как любое циничное и исключительно прагматичное «дело», этот договор по большому счету особой пользы не принес никому. О потерях советской стороны здесь уже говорилось. Но и особого мира ей он тоже не принес: начался белочешский мятеж, активизировались белогвардейские банды, так что воевать молодой республике все равно пришлось.


18 июня – «К борьбе с чехословаками»

Соответственно, немцы, получив огромный кусок Российской империи, вынуждены были держать здесь многочисленные войска, которые в итоге на Западный фронт так и не попали. Потери, которые они понесли в боях на территории той же Украины, были тоже значительными. Многие солдаты были запропагандированы и стали активными участниками Ноябрьской революции в Германии.


Сожжение комиссии. Реалии Гражданской войны…

В свою очередь восстание корпуса заблокировало в сибирских лагерях огромное количество германо-австрйских военнопленных, которые так и не появились на Западном фронте, что облегчило победу Антанты. Причем теперь у советского правительства были все основания, чтобы оправдаться перед немцами за неисполнение пунктов Брест-Литовского договора относительно освобождения военнопленных. Ибо они были не властны делать это на территориях, контролируемых чехословаками. Правда, можно говорить о том, что именно чехи взрастили и омского правителя Колчака, но они же и продали его Иркутскому ревкому (причем вместе с золотым запасом!), выторговав таким образом себе право покинуть пределы России.


22 июня. Не успели чехи из Пензы уйти, как там сразу же созрел заговор!


Заговор в Пензе. Продолжение

Наконец, какую выгоду получил от вооруженного выступления на территории России сам чехословацкий корпус?

Ну, во-первых, за время пребывания в России чехи и словаки обустроили массу различных предприятий. Производились пиво и колбасы. Но главное – они загружали в свои эшелоны все то, до чего могли дотянуться их руки. Цветные и черные металлы (включая дверные ручки), прокат, пенька, кожи, сало, лен, меха, золото – все это можно было в изобилии найти в идущих на восток эшелонах. Был создан Легионерский банк. В боях корпус участвовал так, чтобы понести минимальные потери. Многие легионеры успели за время пребывания в России обзавестись и женами, и детьми.


Бои в лесах под Оршей...


Вполне современный анонс!


Слухи об убийстве Романовых не соответствуют действительности… А они соответствовали… Потом об этом «Известиям» придется написать! Это как в случае с японским самолетом в 1980 году, который ушел в сторону моря. Нет бы сразу выдать: «Граница на замке». Коротко и ясно. И веет силой и уверенностью в своем праве. Но нет...

Так что уехало из России в чешских эшелонах людей значительно больше, нежели числилось в корпусе на момент начала мятежа! И, пожалуй, можно считать этот мятеж одним из наиболее выгодных… экономических предприятий начала ХХ века. Именно, легион, вернувшийся в созданную Чехословакию, привез в неё такие ценности, что она не испытала всех таких трудностей, которые ощутили разгромленная Германия и Австрия, и быстро стала одним из наиболее развитых государств послевоенной Европы!


Находилось место в газете и для того, чтобы написать о проекте туннеля под Ла-Маншем. И почему бы и не напечатать, если об этом писали? Интересно ведь. Война войной, а достижения науки и техники – они… радуют!

Продолжение следует…
72 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    9 сентября 2023 04:54
    Если меня заинтересовала какая-либо новость в российских СМИ, то я стараюсь продублировать ее и прочитать в СМИ не наших. Это вовсе не означает, что я все принимаю за чистую монету, однако, прочитав сразу несколько различных подач материала, можно получить более или менее ясную картину - что же на самом деле там произошло...

    Это я к чему? А к тому, что Известия - всего лишь рупор большевиков, выражающая взгляд большевистского правительства, сидящего в Москве. Интересно было бы почитать газеты другие, хотя бы местные, пензенские. Что они писали по этому поводу? Спасибо...
    1. +8
      9 сентября 2023 05:53
      А к тому, что Известия - всего лишь рупор большевиков, выражающая взгляд большевистского правительства, сидящего в Москве.

      Один из классических примеров истории - освещение начала стодневной войны Наполеона.
      «Корсиканское чудовище высадилось в бухте Жуан».
      «Людоед идет в Трассу».
      «Узурпатор вошел в Гренобль».
      «Бонапарт занял Лион».
      «Наполеон приближается к Фонтенбло».
      «Его императорское величество вступает в верный ему Париж».

      Думаю нет смысла в работах Вячеслава искать второе дно, он пишет основываясь на источник и не скрывает этого. Хотя надо признать, что статье достаточно взвешенная позиция.
      За работу однозначно плюс, спасибо!
      1. +5
        9 сентября 2023 06:20
        Каждую страничку произошедшего, в каждом регионе воспринимаю как дополнение к названию достаточно известной книги «Россия, кровью умытая».
        1. +8
          9 сентября 2023 07:14
          Цитата: Korsar4
          Каждую страничку произошедшего, в каждом регионе воспринимаю как дополнение к названию достаточно известной книги «Россия, кровью умытая».

          Летом ездил в поселок Кын (на западном склоне Уральских гор в Пермском крае). В краеведческом музее зацепила интересная информация, что поселок в годы гражданской войны 7 раз переходил из рук в руки. Причем с одной стороны воевали белочехи, а с другой красные венгры.



          Несколько фотографий!
          1. +6
            9 сентября 2023 08:02
            Цитата: Коте пане Коханка
            воевали белочехи, а с другой красные венгры.

            Ох, и резали они друг друга!
            1. +6
              9 сентября 2023 08:28
              Национальные проблемы двуединой монархии были перенесены на территорию России.
              1. +6
                9 сентября 2023 08:34
                А здесь уже место имеет не такое большое значение.

                Все равно, что поединок непримеримых футбольных команд сейчас. Только цена вопроса немного иная.
                1. +5
                  9 сентября 2023 08:48
                  Только цена вопроса немного иная.
                  Именно так. "Дед, а почему русские хотят нас убить?" Ты знаешь о ком я говорю.
                  1. +5
                    9 сентября 2023 08:49
                    Разумеется. Очень часто эту фразу вспоминаю. Даже просто помню.
                    1. +6
                      9 сентября 2023 09:00
                      Знаешь, проблема ведь не в этом вопросе, заданнном полтора года назад и который можно считать результатом государственной пропаганды. Проблема в том, что подрастает поколение, у которого "папу русские убили" - реальность, а не результат агитпропа.
                      1. +5
                        9 сентября 2023 09:09
                        Не знаю, что может перейти через пролитую кровь. Только время. И то два-три поколения.

                        А скорее даже новая пролитая кровь перебивает остроту восприятия.
              2. +3
                9 сентября 2023 08:48
                Цитата: 3x3zsave
                Национальные проблемы двуединой монархии были перенесены на территорию России.

                Как хорошо Вы сказали!
          2. +5
            9 сентября 2023 08:33
            Перемещения людей.

            Сейчас шел на электричку, и пелось

            Сердце глупое, не бейся
            Мыслям скорым в унисон!
            Там во Франции, под Реймсом,
            Спрятан город Мурмелон,
            Где за честь, не за награду, —
            Клевета, навек отстань, —
            Дрались русские бригады
            За провинцию Шампань.
            1. Eug
              0
              10 сентября 2023 11:08
              На этот же мотив есть песня с совсем другими словами...
      2. +5
        9 сентября 2023 09:06
        За работу однозначно плюс, спасибо!

        Да, эта статья более интересна и информативна, чем вчерашняя. Прямо дух эпохи ощущается.
        1. +2
          9 сентября 2023 11:51
          Цитата: ИванИванычИванов
          чем вчерашняя

          Раз на раз не приходит...
    2. +3
      9 сентября 2023 07:54
      Цитата: Luminman
      Интересно было бы почитать газеты другие,

      А другие были в это время уже закрыты! Не было других! А о мятеже в Пензе написано в моей статье 2016 года здесь же на ВО.
      1. +3
        9 сентября 2023 08:27
        Цитата: kalibr
        Не было других

        Ну как же не было! А зарубежные? Особенно газеты чешские и словацкие. Сразу же можно понять чем жила эпоха...

        Цитата: kalibr
        Есть в Сети статьи на пензенских сайтах

        Это всего лишь выжимки из газет и субъективное мнение автора...
        1. +5
          9 сентября 2023 08:47
          Цитата: Luminman
          Особенно газеты чешские и словацкие.

          И как я туда загляну? Вы смеётесь?
          1. +3
            9 сентября 2023 09:03
            Цитата: kalibr
            И как я туда загляну?

            Это и относится к серьезной журналистской работе - заглядывать везде... wink
            1. +4
              9 сентября 2023 09:06
              Цитата: Luminman
              Это относится к серьезной журналистской работе.

              Оплатите мне поездку в Чехию и все расходы связанные с оформлением разных бумаг и... поезду завтра же! И поскольку Вы сами понимаете, что это невозможно, то зачем писать глупость? Серьезная работа должна серьезно оплачиваться. В свое время я связался с чешским журналом HPM и только благодаря этому получил информацию о броневиках на улицах Пензы. Но это была исключительно моя инициатива и мои расходы на почту и все такое. Окупались они за счет гонораров.Сейчас расходы на... "газеты" никакими гонорарами не окупить!
              1. +3
                9 сентября 2023 11:03
                Цитата: kalibr
                Оплатите мне поездку в Чехию и все расходы

                Для вас не будет шоком, что уже давным-давно существует Всемирная паутина, где можно добраться практически до любой информации не выходя из дома, включая сканы любых газет, в том числе и чешских?

                Цитата: kalibr
                В свое время я связался с чешским журналом HPM...
                ...и получил информацию о броневиках на улицах Пензы

                Всегда считал, что информацию о броневиках на улицах Пензы можно получить только в Пензе... wink

                Одним словом:
                Цитата: kalibr
                зачем писать глупость?
                1. +6
                  9 сентября 2023 11:38
                  Цитата: Luminman
                  Для вас не будет шоком, что уже давным-давно существует Всемирная паутина, где можно добраться практически до любой информации не выходя из дома, включая сканы любых газет

                  hi Слишком много надежд у Вас на сетевые ресурсы, коллега. Очевидно того, что Вы находите в сети вам вполне достаточно.
                  Однако расчет на то, что в сети можно найти все, что нужно - это заблуждение. Обычно целевой поиск в сетях можно охарактеризовать словами: "Оставь надежду, всяк сюда входящий..." Даже не смотря на модные "браузерные помощники".
                  Если раньше поисковые системы давали возможность отфильтровать полученные из "чернильного облака" результаты по назначенным признакам, то теперь чаще всего приходится это делать практически "вручную".
                  Поисковая система браузера теперь подчинена основной функции - денег подзаработать, навязав еще одну "тучу" разнообразного
                  рекламного "инфохлама" request
                2. +3
                  9 сентября 2023 11:54
                  Цитата: Luminman
                  включая сканы любых газет, в том числе и чешских?

                  Я знаю. Но весь мой опыт говорит о том, что лучше всего самому работать с подшивками газет. Никакой Интернет с этим не сравнится.
                  Цитата: Luminman
                  Всегда считал, что информацию о броневиках на улицах Пензы можно получить только в Пензе.

                  Такой информации именно в Пензе почему-то не было. Лишь вскользь было упомянуто, но что, какие, откуда - НИКОГДА НЕ СООБЩАЛОСЬ. Потому и заинтересовался.
              2. +3
                9 сентября 2023 12:02
                Цитата: kalibr
                Оплатите мне поездку в Чехию и все расходы связанные с оформлением разных бумаг и... поезду завтра же!

                Вячеслав Олегович, а зачем Вы поедете в Чехию, Пива попить?
                Сделаете Вы сканы чехословацких первоисточников. Вы знаете чешский? Значит потребуется переводчик, и неудобства с этим связанные настигнут неизбежно. Использовать скан газеты без перевода на русский Вы не сможете, значит документальная ценность фотокопии резко снизится.
                Разумеется визуальный ряд в переводе не нуждается, но требуется подтверждение подлинности фотодокумента. Здесь сотрудничество с НРМ было оправдано. В настоящих недружественных обстоятельствах какого-либо сотрудничества от "чехословаков" ожидать... - Это апофеоз оптимизма. smile
                1. +1
                  9 сентября 2023 15:19
                  Цитата: Толстый
                  Использовать скан газеты без перевода на русский Вы не сможете

                  Легко! Все славянские языки имеют одинаковую архитектуру и переводить с них проще даже, чем с примитивного английского, только под рукой должен находиться словарь. Года два назад я так переводил для себя одну интересную статью с болгарского. Смысл был понятен, а словарик - для уточнения деталей...
                  1. +3
                    9 сентября 2023 15:51
                    Согласен. Материалы по специальности на болгарском достаточно легко и удобно читаю.
                  2. +3
                    9 сентября 2023 16:05
                    Цитата: Luminman
                    Все славянские языки имеют одинаковую архитектуру и переводить с них проще даже, чем с примитивного английского, только под рукой должен находиться словарь. Года два назад я так переводил для себя одну интересную статью с болгарского. Смысл был понятен, а словарик - для уточнения деталей...

                    Для себя Вы переведете, а для публикации?
                    На тебе уважаемый читатель - дерзай, переводи самостоятельно?! Только словарик припаси...
                    Ежели проще, уважаемый читатель, приготовь онлайн OCR и такой-же переводчик и попыхти над сканом полустертого текста, чтобы сразу было понятно мое авторское к тебе уважительное отношение... wink
                    Нетушки, предлагать "кусок сырой вырезки", когда читатель ждет "стейка" - дело дурное и неблагодарное negative
                    1. +1
                      9 сентября 2023 17:51
                      Цитата: Толстый
                      Для себя Вы переведете, а для публикации?

                      А какая разница? Немного литературной обработки - можно и для публикации...
                    2. +3
                      9 сентября 2023 18:12
                      Если жизнь заставит, переведу.

                      Но помню, как сидел со статьей по специальности с незнакомым немецким. Больше повторять без особой необходимости нет желания.
                2. +3
                  9 сентября 2023 20:03
                  Цитата: Толстый
                  а зачем Вы поедете в Чехию

                  Это для "красного словца"...
      2. 0
        10 сентября 2023 15:16
        Цитата: kalibr
        А о мятеже в Пензе написано в моей статье 2016 года здесь же на ВО.

        "...Итогом стало восстание чехословацкого корпуса от Пензы до Владивостока. "
        Это ничего, что телеграмма Троцкого была 25-го, а решение о мятеже чехословаков было принято 20-го?
        Полуправда - это ложь?
    3. +4
      9 сентября 2023 08:03
      Цитата: Luminman
      пензенские.

      Есть в Сети статьи на пензенских сайтах... Поищите, не сочтите за труд.
  2. +4
    9 сентября 2023 06:17
    Спасибо, Вячеслав Олегович!

    Где только война не аукается.
    И не понимал масштабов, что чехи с собой прихватить могли.
    1. +3
      9 сентября 2023 08:01
      У меня здесь была статья о мятеже чехов как о бизнесе. Там подробно расписано по кожи, пеньку, скот, металлопрокат, пиво и колбасы. Если отмести в сторону военный аспект, то мятеж был... одним из самых эффективных бизнес-проектов того времени! Просто всем людям застит война... война, война... А люди играли в оркестре, имели собственное книгоиздательство (!), на русских женились, детей заводили...Несмотря на потери "чехов" из России уехало много больше, чем числилось в корпусе в начале!
      1. 0
        8 января 2024 22:57
        А уж сколько они награбили у нас и убили наших. Вот уж действительно замечательный бизнес проект был. Занимательно про чехов пишут в своих мемуарах белые офицеры и прочие деятели белого движения. Ни одного положительного отзыва не встречал. Эпитеты применяемые к ним : предатели, грабители и так далее. Пишут, что население Сибири их ненавидело. Не большевики пишут. Справедливости ради отмечают положительно чехов в начале восстания. А в последствии характеризуют их как последних уродов.) Кстати...Насчет книгоиздательства чехов не знаю. Но то,что они ограбили Пермский универ украв оттуда всю библиотеку.... такая инфа мне попадалась. А чё нормальные бизнесмены были.)
  3. +5
    9 сентября 2023 08:30
    Но 3 марта 1918 года в Брест-Литовске был подписан договор между Германией, Австро-Венгрией и Турцией с одной стороны и Советской Россией с другой. Не все понимали, что это вынужденная мера, однако условия договора, давшего мир истощенной России, были очень тяжелыми. Советская Россия теряла контроль над Украиной,
    С Украиной немцами был подписан договор ещё 9 февраля, территорией Украины Москва тогда, 3 марта, уже не распоряжалась.
    1. +2
      9 сентября 2023 08:45
      Брестский мир — Википедия
      ru.wikipedia.org›Брестский мир
      Бре́стский мир — сепаратный мирный договор, подписанный 3 марта 1918 года в городе Брест-Литовск представителями Советской России и Центральных держав
      1. +2
        9 сентября 2023 09:32
        Вячеслав, глянь https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D1%81_%D0%A3%D0%9D%D0%A0, это о договоре немцев с УНР (Украинская Народная Рада) 9 февраля 1918. Что раньше - 9 февраля или 3 марта?
        1. +2
          9 сентября 2023 11:59
          Цитата: Авиатор_
          Вячеслав, глянь

          Я просто не понял, что Вы имеет ввиду. Извините. Потом уже сообразил. Но я в свою очередь попрошу Вас написать Вашему визави Диме, чтобы он больше не писал мне комментов, с выражениями "это за гранью", хорошо? Двойные стандарты, знаете ли...
          1. +2
            10 сентября 2023 05:52
            Цитата: kalibr
            ... Извините. .... я в свою очередь попрошу Вас написать Вашему визави Диме, чтобы он больше не писал мне комментов, с выражениями "это за гранью", хорошо? ...

            hi пардонте! А где же это написано? Пжлст. Уточните.В прошлой недавней беседе этого 100%% нет.А когда раньше беседовали ---- может год-два назад.
            ...Двойные стандарты...
            1. -1
              10 сентября 2023 09:51
              Reptiloid (Дмитрий)
              4 сентября 2023 19:30
              +2
              Опасность гражданской войны. Отголоски былых времен
              Цитата: kalibr
              ..... Воспитание происходит само собой. ...
              Да! У Сергея так и произошло! Только почему Вы тыкаете Сергею? Это вообще . Смысл тот же... И не надо портить красивый русский язык вот такими словами "пардонте!" И без Вас есть кому... Имеется достаточно русскоязычных синонимов.
              1. Комментарий был удален.
            2. 0
              10 сентября 2023 09:55
              Цитата: Reptiloid
              ..Двойные стандарты...

              Вашему мышлению недоступно?
              Цитата: Авиатор_
              Вячеслав, глянь
  4. +10
    9 сентября 2023 08:46
    Вот почему когда пишут о Брестском мире,заключённом между Советской Россией,Германией и её союзниками,никогда не пишут о Малом Брестском мире заключенном ранее,между УНР и Германией?Почему когда пишут об утерянных территориях,не упоминают,что часть европейских территорий была уже утеряна,в результате ПМВ, а часть в результате подписания Малого Брестского мира?Почему когда пишут о сумме контрибуции,никогда не ссылаются на статью Брестского договора? Указывающего сумму?Но делают ссылку на него? А между тем,статья IX,данного договора говорит о следующем:
    "Договаривающиеся стороны взаимно отказываются от возмещения своих военных расходов, т. е. государственных издержек на ведение войны, равно как и от возмещения военных убытков, т. е. тех убытков, которые были причинены им и их гражданам в зоне военных действий военными мероприятиями, в том числе и всеми произведенными во вражеской стране реквизициями"(с).О контрибуции записано в секретном протоколе?Секретные протоколы в студию!И кстати,секретные протоколы,неотъемлемая часть дипломатии.Они были всегда и у всех.Если в иных документах,документы так же в студию.Почему, когда пишут,что Комуч, выступал под красным флагом, не упоминают о том из кого состоял Комуч? А состоял он из эсеров и меньшевиков.А красный цвет,был партийным цветов эсеров.И красный флаг фигурировал,на их избирательных бюллетенях и листовках в тоже Учредительное собрание.У большевиков,не было монополии на красный,революционный цвет.А то что чехословацкий корпус,на момент мятежа,являлся уже подразделением французской армии и полностью подчинялся ее командованию,об этом вообще предпочитают умалчивать.
    1. +4
      9 сентября 2023 09:16
      Алексей! И как это все вместить в одну статью? Вы понимаете какой нечитабельный винегрет это будет. И потом... здесь что, одни только недоучки собрались? Или люди с лучшим в мире образованием? Должны бы все это знать, а? Как по Вашему? И про эсэров и прочее. Сам же материал написан на ОСНОВЕ СТАТЕЙ В ГАЗЕТЕ. Цель его показать в основном, ЧТО МОГЛИ УЗНАТЬ ИЗ НЕЕ ГРАЖДАНЕ РОССИИ ТОГДА. Так что "предпочитают умалчивать" сюда не подходит. Покажите, мне где в ИЗВЕСТИЯХ было написано о том, что корпус был французским подразделением, и я тут же вставлю это в очередной материал!
      1. +5
        9 сентября 2023 09:35
        Покажите, мне где в ИЗВЕСТИЯХ было написано
        Вячеслав, газета - это газета, она решает сиюминутные здачи. Утрировано - это не более, чем плакат с соответствующими призывами. Делать глубокие выводы на основании содержания плакатов - как-то недостойно историка.
        1. +5
          9 сентября 2023 12:03
          Цитата: Авиатор_
          Делать глубокие выводы на основании содержания плакатов - как-то недостойно историка.

          Я и не делаю. В первом материале было сказано, что цель статей этого цикла показать, что могли узнать узнать граждане России того времени из такой газеты, как Известия. Безусловно какие-то параллели на уровне сегодняшнего знания неизбежны. Но выводы... выводы пусть каждый делает сам.
      2. +6
        9 сентября 2023 10:16
        Вячеслав Олегович!Не надо ля ля laughing Мне хватило,Вашей статьи,где Вы разместили фейк,а именно,бумаженцию,где якобы оштрафовали за веру и Вы так убедительно написали,что многие поверили,комментаторы на это указали, в том числе и я.Зачем фейки и тут делать.[b]
        Покажите, мне где в ИЗВЕСТИЯХ было написано о том, что корпус был французским подразделением, и я тут же вставлю это в очередной материал![
        /b] Аха,ха.Канеш, в газетах об этом не писали и даже в Известиях laughing А Вы укажите тогда статью в Брестском мире о контрибуции.
        1. +1
          9 сентября 2023 12:10
          Цитата: parusnik
          Зачем фейки и тут делать.

          Где здесь фейки? Здесь фотокопии статей из газеты.
        2. +2
          9 сентября 2023 12:15
          Цитата: parusnik
          о контрибуции.

          Русско-германское финансовое соглашение, служащее добавлением дополнительного договора к Мирному договору, заключенному между Россией, с одной стороны, и Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией — с другой. 1918 год
    2. +4
      9 сентября 2023 09:28
      А то что чехословацкий корпус,на момент мятежа,являлся уже подразделением французской армии и полностью подчинялся ее командованию,об этом вообще предпочитают умалчивать.

      Чехословацкий корпус в России никогда не был подразделением французской армии и никогда не подчинялся ее командованию.
      Во Франции был свой Чехословацкий легион, который сформировался в декабре 1917 года из остатков роты "Наздар", которая существовала в составе французского Иностранного легиона, добровольцев и прибывших во Францию из России чехословаков.
      Чехословацкие легионы был так же в Италии и Сербии.
      1. +7
        9 сентября 2023 10:24
        Виктор Николаевич,ценю Ваш авторитет,но формально подчинялся чехословацкий корпус Чехловацкому Национальному Совету(ЧНС), однако на практике реальная власть исходила от французского командования.Так как, ЧНС был создан англо-французами.Может я не много не так выразился. Ибо человек пишет Неизвестная война,но пишет,то что было написано в советских учебниках.Так и пиши о неизвестном.А о Брестском мире,вообще не стоило писать.
        1. +3
          9 сентября 2023 12:04
          Цитата: parusnik
          А о Брестском мире,вообще не стоило писать.

          Почему? Если "Известия" о нем писали?
        2. +4
          9 сентября 2023 13:33
          ценю Ваш авторитет

          И Ваш, Алексей, аналогично.
          формально подчинялся чехословацкий корпус Чехловацкому Национальному Совету(ЧНС)

          Чехословацкий национальный совет прекратил свое существование 14 ноября 1918 года. Последний железнодорожный состав с чехословаками проследовал через Иркутск во Владивосток 1 марта 1920 года, последний корабль с чехословаками ушел с Владивостока 2 сентября 1920 года.
          Поэтому его непосредственное влияние на события можно рассматривать до Пензенского соглашения 25 марта 1918 года (которое автор почему то не упомянул). Далее "процесс сильно усложнился".
          ЧНС был создан англо-французами

          Чешский заграничный комитет был создан чехами и словаками в 1915 году по их инициативе. В 1916 трансформировался в Национальный совет чешских и словацких земель, затем - в Чехословацкий национальный совет. Главная цель с момента образования - расчленения Австро-Венгрии и создания самостоятельных чехословацкого и югославского государств и содействия государств Антанты (Франции, России, США) в формировании чехословацкой армии.
          на практике реальная власть исходила от французского командования

          На практике французское командование было за скорейшую переброску чехословаков во Францию. Предложение использовать чехословаков на стороне белогвардейцев исходило от Великобритании, которое и было принято 14 апреля 1918 года на совещании во французском посольстве, на котором присутствовали представители Франции, Великобритании и Белого движения.
      2. 0
        10 сентября 2023 14:22
        Цитата: Frettaskyrandi
        Чехословацкий корпус в России никогда не был подразделением французской армии и никогда не подчинялся ее командованию.

        На основании декрета французского правительства об организации автономной Чехословацкой армии во Франции Чехословацкий корпус в России с 15 января 1918 года был формально подчинён французскому командованию.
  5. +8
    9 сентября 2023 09:16
    Именно, легион, вернувшийся в созданную Чехословакию, привез в неё такие ценности, что она не испытала всех таких трудностей, которые ощутили разгромленная Германия и Австрия, и быстро стала одним из наиболее развитых государств послевоенной Европы!

    Тут автор ввернул в статью очередную "городскую легенду". Никаких "таких ценностей" легионеры с собой не привезли. Факт кражи части золотого запаса Российской империи тоже не подтвержден. Но если даже предположить, что чехословаки вывезли вменяемые им от 36 до 63 миллионов золотых рублей, для подъема экономики Первой Чехословацкой республики этих денег ничтожно мало.
    Одним из наиболее развитых государств послевоенной Европы Чехословакия стала за счет того, что она унаследовала от 80% всей промышленности Австро -Венгерской империи , включая фарфоровую , стекольную промышленность и сахарные заводы, более 40% всех его ликеро-водочных и пивоваренных заводов, машиностроение и производство вооружений, химическую промышленность.
    1. +7
      9 сентября 2023 10:32
      Тут автор ввернул в статью очередную "городскую легенду".
      Какая это легенда. laughing Об этом Известия в 1918 году писали, автор читал,автор знает laughing
      1. +3
        9 сентября 2023 12:06
        Цитата: parusnik
        Об этом Известия в 1918 году писали, автор читал,автор знает

        А самому почитать, Алексей? Знаете как интересно?
    2. +3
      9 сентября 2023 12:07
      Цитата: Frettaskyrandi
      Никаких "таких ценностей" легионеры с собой не привезли.

      В журнале ВОПРОСЫ ИСТОРИИ была об этом статья. Я в свое время использовал ее материалы. Там были ссылки и на архивные документы и на публикации в Чехии.
      1. +2
        9 сентября 2023 12:37
        В журнале ВОПРОСЫ ИСТОРИИ была об этом статья.

        Я бы с ней с удовольствием ознакомился.
        Но и без этой статьи об экономике Первой республики масса материалов. Ничего такого, что отличало бы ее от экономики других европейских стран не было, кроме такого существенного фактора, как отсутствие внешнего долга. Великая депрессия затронула Чехословакию ничуть не меньше, чем другие страны. По падению промышленного производства Чехословакия была пятой в мире - 40,4%. У "лидера" США - 46,8%. У Франции, Италии и Бельгии в районе 30%, у Британии - 16%.
        1. +3
          9 сентября 2023 14:02
          Я бы с ней с удовольствием ознакомился.
          Вероятно это она...
          Л. Г. Прайсман "Чехословацкий корпус в 1918г." Вопросы истории, номер 5, 2012.
          1. +2
            9 сентября 2023 17:30
            Нет, это не она.
            Я немного посмотрел чешские публикации по теме. Про "такие ценности" пока ничего не встретилось, зато практически в каждой статье описываются усилия Первой республики по реинтеграции легионеров в мирную жизнь и программы помощи. Были даже созданы соответствующие административные структуры, которые этим занимались. Это говорит о том, что чехословаки в массе своей вернулись в страну явно не с состояниями в вещмешках.
            Конечно, были и такие уникумы, как начальник финансового управления чехословацких войск в России Франтишек Шип, который на спекуляциях с французскими и английскими векселями сколотил состояние, которое и позволило ему после войны стать директором Legiobank. Но таких легионеров было явно немного.
          2. +2
            10 сентября 2023 12:52
            Казалось бы, уже удивляться проявления девиантного мышления в современных реалиях не приходится, но в разделе "История" никак не могу привыкнуть к присутствию индивидов, стоящих на более низких ступенях развития.
  6. +3
    9 сентября 2023 10:40
    Кстати, легендарный фильм "Чапаев" (1934) начинается с эпизода - чехи выбивают чапаевцев из деревни и те удирают, побросав винтовки в реку, заодно и пулемет свой утопили. Потом на знаменитой тачанке появляется сам Василий Иванович, с ним не менее знаменитый Петька строчит по чехам из "Максима" (культовый эпизод - визитная карточка всего фильма), останавливают бегущих и удирать приходится уже чехам. Причем так, что на экране за весь фильм они больше не появятся...

    Подробнее возню красных с белочехами показали в фильме "Владивосток, год 1918" (1982). Идея фильма - белочехи, в общем-то хорошие, просто задурили им голову их офицеры (сплошная контра) и Антанта...

  7. +5
    9 сентября 2023 12:59
    Судя по этой заметке разоружен был практически весь корпус, за исключением 3 арьергардных полков, один из которых 29 мая и взял Пензу.

    Возникает вопрос: откуда чехи снова взяли оружие, позволившее им 2 года кошмарить железную дорогу от Омска до Владивостока?
    1. +4
      9 сентября 2023 13:50
      Судя по этой заметке разоружен был практически весь корпус, за исключением 3 арьергардных полков, один из которых 29 мая и взял Пензу.

      Судя по этой заметке, реальность и ее отображение в массмедиа пошли в разные стороны уже в те бурные времена. В соответствии с Пензенским соглашением (26 марта 1918 года в Пензе представители СНК РСФСР (Сталин и другие), ЧСНС в России и Чехословацкого корпуса подписали соглашение) по чешским источникам, которым в данном случае я доверяю значительно больше, чехословаки передали в общей сложности 21 тысячу винтовок, 216 пулеметов, 44 пушки, 4 самолета, 11 автомобилей и 3000 лошадей.
      Как видите, цифры существенно отличаются.
      1. +3
        9 сентября 2023 14:13
        Один самолет явно на сувениры растащили...
      2. +4
        9 сентября 2023 20:08
        Цитата: Frettaskyrandi
        реальность и ее отображение в массмедиа пошли в разные стороны уже в те бурные времена.

        Вы очень правы. В следующих материалах об этом будет.
  8. -1
    10 сентября 2023 10:33
    Сожжение комиссии. Реалии Гражданской войны
    Советую автору вспомнить что газета это в первую очередь средство пропаганды, во вторую - средство развлечения.
    Поэтому наивно полагать что написанное в газетах есть 100% историческая истина.

    А в целом подборка интересная - передает дух той суматошной эпохи
  9. +1
    11 сентября 2023 19:58
    Ну что сказать,. предатели они и в Африке предатели,чехи предали всех кого только могли и даже по несколько раз,одним словом ,мерзавцы.Поляки в этом плане по честней были они в братушки к нам не лезли и ненавидели нас от всей души и сразу.
  10. -1
    18 сентября 2023 11:50
    Белочехи...
    Белополяки...
    Белофинны...
    Никого не забыл?
    Белокитайцев или белояпонцев?
  11. 0
    23 сентября 2023 09:39
    Талдычить о последствиях давно прошедшего Захвата власти в России пришлыми инородными вооружёнными бандами безродных космополитов, которых специально готовили и вооружали США и Англия. В течение 6 месяцев боевиков доставляли в СПб и размещали на окраинах, в пустующих казармах решением Временного Правительства. Жители СПб не участвовали в захвате, а просто наблюдали происходящее нашествие Саранчи. Важнее то, что Тайное Всегда становится – Явным. Посмотрите на сегодняшний день, после второго за 100 лет Нашествия Саранчи в начале 1990-х. Недавно прочитал любопытную информацию. Что творится за кулисами событий: https://dzen.ru/a/ZCx26jRcrB-Wjv0P?utm_referer=www.google.com Вот это фокус!. Дочитайте статью патриота-перебежчика до конца. Шокирующая новость релдеятеля безродных космополитов, - он на Конгрессе раскрывает «Достижения».