Разные судьбы

42
Разные судьбы
Кадр из кинофильма 1956 года «Разные судьбы». Очень показательный во многих отношениях фильм. Хорошие фильмы у нас снимали, что и говорить. Даже сегодня он не устарел…


«У нас судьбы разные…»
«Романс Рощина»
Слова из популярной песни
композитора Никиты Богословского
на стихи Николая Доризо

Воспоминания и сравнения. У нас на ВО частенько вспыхивают искрометные дискуссии на тему: «А вот тогда не было кумовства, государство ориентировало граждан на развитие высоких нравственных качеств, а вот теперь…» Это мнение очень многих, написанное словно под копирку.



Впрочем, есть и те, кто, не боясь никаких минусов, так прямо и пишет, что сейчас-то «…честнее!». Не буду проводить процентного анализа, сколько ту или иную статью на эту тему комментирует и тех и других, потому что значения это ровным счетом никакого не имеет. Но вот вспомнить о том, что судьба страны – это судьба её отдельных граждан, вполне можно и должно. Как по капле воды можно догадаться о том, что где-то должен быть целый океан, так и по судьбе одного человека тоже вполне можно сделать определенные выводы. Конечно-конечно, все это будет довольно (и даже очень) субъективно. Но, как бы там ни было пусть и субъективно, но показательно.

Итак, сегодня у нас рассказ о судьбах некоторых знакомых автору граждан СССР, а затем и нашей сегодняшней России.

Начнем с судьбы одной женщины, которая, можно сказать, хотя и развертывалась на некотором от меня расстоянии, но в целом была мне достаточно хорошо знакома. Родители: отец – начальник транспортного цеха довольно крупного завода, то есть личность во всех отношениях очень нужная. Ведь каждому (а таких в СССР было много!), кому нужна была машина что-то крупногабаритное перевести, обращался к нему. Мать – учитель средней школы, которая готовила ее выпускников к поступлению в вуз.

Учились мы в одной школе, в параллельных классах, но до поступления в педвуз я даже не подозревал о её существовании. А тут заметил, узнал, что и живем-то мы недалеко, и после одного из первых занятий мы пошли домой вместе. Согласитесь, что даже если твоя спутница и не красавица, то идти домой все-таки лучше вдвоем, чем одному. Не знаю, что она там про себя подумала, но только она пригласила меня к себе выпить чаю, и манерничать я не стал и тут же согласился.

И оказался в трехкомнатной большой квартире (сам-то я тогда жил пусть и в большом, но все-таки старом деревянном доме с удобствами на улице), с книжным шкафом во всю стенку, в котором была выставлена вся библиотека приключений с «золотой рамкой» издания Детгиза. Причем там было много книг, которые я не читал, и это решило все дело.

Провожать её домой я стал регулярно, и так же регулярно начал брать у неё книги на «прочитку».

Понятно, что её мама сделала из данной ситуации свои выводы, и мой интерес к её библиотеке расценила как интерес к её дочери. Удивительно, как слепы некоторые родители, потому что кроме книг заинтересоваться там было особенно нечем. Училась она кое-как, а слушать ее выступления на семинарах было сплошной мукой. И это при том, что красивых и умных девушек было у нас на курсе предостаточно, и любая из них была бы лучше, чем она. Зато она обладала всем тем, чего как раз у них-то и не было, то есть квартирой, машиной и дачей. То есть имела полный комплект всего того, о чем в СССР мечтал каждый среднестатистический советский человек.

В общем, другую я себя в супруги нашел девушку, едва ли не самую красивую на курсе, и вот уже почти 50 лет мы живем душа в душу, так что выбор этот явно произошел не где-нибудь, а на небесах. Хотя не было у нее ни библиотеки приключений, ни машины, ни дачи, а квартирка у родителей была так себе…

Но важно другое, а именно, что по распределению эта самая дочка начальника цеха в деревню не поехала, а получила направление в одну из пензенских школ, причем не самую плохую, довольно близко от дома. И проработала там учителем ровно три года. Как и мы в деревне. За это время она переругалась там со всеми и со всем учительским коллективом сумела испортить отношения. А вот уволить ее было невозможно. Молодой специалист должен был по направлению отработать ровно три года, хоть тресни!

На четвертый год она не стала ждать увольнения, а уволилась с работы сама, и… папа устроил ее на работу к себе на завод… инженером! Я не совсем понимаю, как мог работать инженером человек, который инженерными знаниями не обладал в принципе, но как-то вот мог – ещё одна из реалий нашей тогдашней действительности. И работала инженером она долго. Вплоть до 1991 года и выхода папы на пенсию. А тут ее как раз и уволили, потому что «педагог-инженер» там был просто никому не нужен.

Трудности 90-х она пережила, выйдя замуж за сотрудника нашего областного краеведческого музея. Муж на такой работе, конечно, золотых червонцев заработать не мог, но зарплату получал, и то хорошо. А потом взял и умер. Такой вот печальный удар судьбы. Судьба она вообще к некоторым людям почему-то жестока особенно...

И вот тут-то мы опять и встретились, причем вроде бы уже после 2000 года, когда зарплату нам в университете начали выплачивать регулярно. Стала она мне рассказывать о перипетиях своей жизни, а я возьми, да и предложи ей работу у себя на кафедре. Моя-то жена уже давно к тому времени работала на соседней кафедре документоведом, и все у неё было хорошо. Работа не пыльная, домой уходишь рано, по сути, ты правая рука заведующего кафедрой – о чем ещё замужней женщине мечтать?!

Поговорил я с нашим заведующим, и её взяли на работу. И вот уже вскоре выяснилось, что совсем не все так у нас на работе хорошо, как я говорил. Кандидаты наук, доценты, все какие-то «важные», «все из себя», «а у меня, между прочим, тоже высшее образование есть». Объясняю, что твое образование перед их образованием, это нет ничто, поэтому не удивляйся. А кроме того, кто-то ей сделал еще и замечание, что она только о своих детях и говорит: «А вот у меня сын… а вот моя дочь…» Между тем, как всем нашим доцентам слушать это от какой-то «лаборантки» было совершенно не интересно.

Работа у нее была не сложная, но ответственная. Составлять общее расписание по данным диспетчерской службы и выдавать преподавателям свои, персональные расписания. Начинается учебный год и… Я подряд не являюсь на три занятия: лекцию и семинар. А в высшей школе это ЧП – срыв занятий преподавателем. Звонят из деканата… А наш заведующий отвечает, а у нашего преподавателя нет этих занятий.

Начали сверку расписаний, тут-то и выяснилось, что наша лаборантка мне не поставила занятия по целому потоку и вдобавок не проверила это в диспетчерской. Отблагодарила, так сказать, за проявленную с моей стороны заботу! Понятно, что с кафедры её наш заведующий тут же уволил, и просить я за неё не стал. Не люблю людей неблагодарных и безответственных.

И… пошла наша дама куда? На курсы лифтерш! Не нужно оказалось её высшее образование, и она с ним тоже без своего папы оказалось никому не нужна. Но и тут мастером своего дела не стала. Застрял у нее лифт, а в нем… какая-то «большая шишка». Понятно, что и из лифтерш её тут же уволили, и стала она работать – уборщицей в магазине «Магнит».

То есть люди, от природы наделенные способностями, а ещё трудолюбивые, старательные, и работоспособные, постепенно поднимались по социальной лестнице все выше и выше. А вот тут не было способностей, но не было и трудолюбия, зато были самомнение и уверенность в том, что мне все всё должны (характерная, кстати, для многих наших граждан эпохи СССР черта).

И закончилось все это так, как и должно было закончиться. Хотя, понятно, что это ей ещё и время «помогло», мало кто сегодня на работе захочет иметь такого «работника», даже ещё и без знакомств. С ними-то их и то только терпят…

И кстати, примеров, подобных этому, я знаю достаточно много. Многие люди страдают от завышенной самооценки, причем совершенно не подкрепленной практическими делами. И понятно, что все им будет не так, и все им будет плохо, потому что признаться в том, что все беды – это следствие их характера – выше их сил. Нет, совсем недаром древними китайцами было сказано: «Посеешь поступок, пожнешь привычку, посеешь привычку, пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу!»

Продолжение следует…
42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    9 сентября 2023 05:52
    Я вообще удивляюсь,до чего у нас писатели,режиссеры любят писать и ставить фильмы ни о чем.Возьми судьбу одной семьи,и это будет уже драма.В СССР государство не ставила целью делить людей на сословия.И тем не менее большинство жило умеренно.Те,кто жил побогаче,не отгораживался от остального мира.Попадая в общую среду они вели себя,как все.Дочь Сталина училась в войну в Куйбышеве.Из разговора с одноклассницами,было ясно,-она вела себя как все.Кроме очень богатых,были просто состоятельные люди.Но и они не отгораживались от простого народа железными воротами.Я приходил к друзьям в такие семьи.Встречали радушно,а не надув губы.Если ты с добротой идешь к людям,то и встретят тебя с добром. Сейчас сеется недоверие.Во многом играет роль не человек,а то сколько денг он в наличности имеет.Так воспитывают с самого детства.
    1. -6
      9 сентября 2023 08:16
      Цитата: Николай Малюгин
      В СССР государство не ставила целью делить людей на сословия.

      Государство может и не ставило. Делила жизнь...Впрочем, об этом будет следующая статья...
    2. -12
      9 сентября 2023 08:23
      Цитата: Николай Малюгин
      Дочь Сталина училась в войну в Куйбышеве

      А сын Сталина стал генералом и в итоге спился...
      1. +8
        9 сентября 2023 11:31
        Цитата: kalibr
        А сын Сталина

        У Иосифа Висарионовича было три сына. Два родных и один приемный.
        1. -1
          9 сентября 2023 20:24
          Цитата: Старший матрос
          три сына

          Который Василий...
      2. +5
        10 сентября 2023 16:16
        А сын Сталина стал генералом и в итоге спился...
        Спился благодаря политике Хруща Кукурузного относительно него. А сын Берии Серго после такого же прессинга со стороны Хруща всё же стал великим конструктором (система "Комета" и др.)
  2. +18
    9 сентября 2023 06:28
    Я думал, Шпаковский обижен только на СССР. А оказалось, еще и на одну женщину, с которой он был знаком со школы и потом на протяжении всей долгой жизни. У женщины той случилась незавидная, горькая судьба. Но в рассказе Шпаковского я не увидел сожаления. Было злорадство и самолюбование.
    1. -6
      9 сентября 2023 08:08
      Цитата: Stas157
      У женщины той случилась незавидная, горькая судьба.

      В которой виновата она сама,да? Ей пытались помочь, но... горбатого как известно, исправляет лишь могила. Но с чего мне обижаться на лузеров, вот уж никак не пойму с чего Вы так решили. И на СССР я не обижен, отнюдь. У меня там было все хорошо. Но я не люблю, когда меня обманывают.
      1. +10
        9 сентября 2023 08:43
        а в путинской россии вам прям всю всю правду говорят
        1. -8
          9 сентября 2023 09:22
          Цитата: Ryaruav
          а в путинской россии вам прям всю всю правду говорят

          Нет! Разумеется нет. Но есть правило: хочешь более или менее что-то знать наверняка - прочитай три источника ЗА, три- ПРОТИВ, и три нейтральных. Сейчас я это могу. Тогда - нет! Сейчас я могу составить хотя бы приближенное мнение, основанное хотя бы на каком-то знании, тогда - были только ощущения.
        2. Комментарий был удален.
        3. +7
          9 сентября 2023 15:02
          Где же вы такое видели - всю-всю правду?
          И какую такую вы хотели бы знать правду? Хотите быть информированным как президент или кто-то из его окружения?
          " Всю-всю правду", можно знать, разве, что о своих соседях из маленькой деревни и то вряд ли
      2. +13
        9 сентября 2023 10:30
        Цитата: kalibr
        Цитата: Stas157
        У женщины той случилась незавидная, горькая судьба.

        В которой виновата она сама,да? Ей пытались помочь, но... горбатого как известно, исправляет лишь могила. Но с чего мне обижаться на лузеров, вот уж никак не пойму с чего Вы так решили. И на СССР я не обижен, отнюдь. У меня там было все хорошо. Но я не люблю, когда меня обманывают.

        Вот не пойму, что автор своим рассказом хотел сказать? И кто его обманывал? В СССР было плохо автрру? Не поверю! Работал в институте, жена тоже, и ему было плохо? Автор в советское время был коммунистом, уверен! Иначе бы не занимал высокие должности! Кто сейчас? Едросовец? Или где кормушка,туда и мы? Без всякой идеологии?!
        Ну а насчет работы в СССР людям с высшим образованием, но на рабочих должностях, скажу так, каждый выбирает свой путь!
        У нас приехал молодой терапевт, закончил мед с красным дипломом. Поработал года три, и пошел работать простым монтером пути. Зарплата то несопоставима!
        Приезжает молодой специалист после ИрИИЖД, мама занимает высокую должность в управлении ВСЖД, а он приехал на БАМ, в тайгу! Думали поработает немного и сбежит от медведей и мошки. Нет! Обзавелся семьей, детишками и по сей день рядом с медведями! Наверно уже и внуки есть!
        Автор, не надо всех людей судить по себе!!!
    2. +2
      9 сентября 2023 08:19
      Доброе утро всем . У нас у всех разные судьбы . И наверное у всех встречались на жизненном пути такие люди как описаная женщина . Но положа руку на сердце , надо признать что не только родители воспитывали детей . Кроме них было еще общество , улица , и ….. вещи . Недостаток многих товаров породил ажиотаж , гонки за дефицитом . И надо сказать , тем кто занимал высокое положение , было проще «достать» дефицит . Тут играла роль не только высокое положение , но и лучшее материальное состояние . Хотя у многих родителей «наверху» были хорошо воспитанные , не ставящие себя ваше других , дети . Такие ситуации бывают в любом обществе . И хотя говорят что в советском были все равны , но некоторые были всё равно ровнее . А воспитание «вещами» , самое пагубное на мой взгляд . Хотят показать себя , показать что может себе позволить больше чем другие . И если кто попал в такую ловушку , остановиться трудно . Посмотрим что будет в продолжении . Можно конечно критиковать Шпаковского , но давайте оглянемся вокруг , посмотрим на себя в зеркало , может мы сами такие ? Не суди , ибо сам судим будешь . Лично я подожду продолжения .
  3. +3
    9 сентября 2023 07:38
    Первое.
    Поскольку автор сообщает нам свою фамилии но боится сообщить фамилию конкретного человека которого он тут "разбирает по косточкам" , то с этикой у автора были и остались большущие проблемы . А вдруг объект его "разбирательства по косточкам" тоже читает ВО и опознав в статье автора и себя , примет законное право тоже статьёй в ВО ответить и себя защитить , а может и подтвердить , как тут автор всё правильно разобрал . Кстати , может объект разбирательства нам даже и опровергла бы , что проводы в её дом для автора имели лишь сугубо цель что то достать с книжной полки . Автор ведь не будет тут нам сообщать , что хотел что -то достать и из под юбки ,... но получился жуткий облом ... и вот пожалуйста , объект его разбирательства уже и некрасивая ...
    А как найден способ похвастаться красивою собственной женой , предполагающий , что и автор красавец , хотя откровений по этому поводу от жены автора мы не слышали . Ведь бывает случаи , когда , перефразируя известную песню , ... не стал бы никто завидовать принцессе той , увидев портрет Луи .
    Второе .
    Да , советское образование имело и ошибки . Одной из них можно считать то , что потенциальные и прирождённые доярки и трактористы поступали в ВУЗЫ и потом окончив ВУЗ стране ничего полезного не дали выучившись чуждой их прирождённости профессии , чего не скажешь , если бы они окончили ПТУ ,где их обучили бы качественно доить коров и пахать землю.
    Третье .
    В советских фильмах мне нравится комедии и их я принимал и принимаю за серьёзное кино , чего не могу сказать про такие фильмы , как автором упомянутый фильм " Разные судьбы " После просмотра, например , "Бриллиантовой руки" я Горбунковых , Козодоевых и управдомов опознавал среди моих знакомых , коллег и родственников ,а в одном из персонажей я узнавал и мою собственную скромную персону... В советских драмах этого "невидно", наверное потому ,что там хотели отразить о чём мечтаем , а не чем живём.
    Но это моё личное мнение...
    1. -1
      9 сентября 2023 08:11
      Цитата: север 2
      А вдруг объект его "разбирательства по косточкам" тоже читает ВО и опознав в статье автора и себя , примет законное право тоже статьёй в ВО ответить и себя защитить , а может и подтвердить , как тут автор всё правильно разобрал .

      Это кто же будет в таком признаваться?
    2. -5
      9 сентября 2023 08:38
      Цитата: север 2
      . не стал бы никто завидовать принцессе той , увидев портрет Луи .

      Вот как странно: Вам хватило соображения написать, что кто-то там может себя узнать. Но не хватило соображения на то, чтобы сообразить, что ведь это могут прочитать и те, кто "в курсе", не так ли? Ваше мнение значения не имеет, я не знаю Вас, Вы меня, но мнение моих знакомых имеет значение, а они знают, кто и как выглядел. Кстати,даже наше общее фото молодыми здесь как-то было. Но потому, что и люди такие есть, и фото, именно поэтому ни преувеличивать, ни врать в Интернете нельзя. На будущее имейте это ввиду, Видас.
    3. +2
      9 сентября 2023 08:53
      Поскольку автор сообщает нам свою фамилии но боится сообщить фамилию конкретного человека которого он тут "разбирает по косточкам" , то с этикой у автора были и остались большущие проблемы .
      . Странное у Вас представление об этике.
    4. +8
      9 сентября 2023 09:34
      Цитата: север 2
      потенциальные и прирождённые доярки и трактористы поступали в ВУЗЫ и потом окончив ВУЗ стране ничего полезного не дали выучившись чуждой их прирождённости профессии , чего не скажешь , если бы они окончили ПТУ ,где их обучили бы качественно доить коров и пахать землю.

      Я что-то не понял, что значит прирождённые доярки и трактористы, вроде при рождении у ребёнка на лбу или попе не написано "доярка, тракторист, писатель, актёр"...Если Вы намекаете на семью, где родился ребёнок, то Вам с такими взглядами в Индию, в кастовую систему, где сын водовоза будет водовозом, а дочь прачки, будет только прачкой, хотя там с этим тоже борются. При Советской власти сколько великих учёных, военачальников, писателей, актёров вышли из простых семей, и никто не стеснялся своего происхождения, а сейчас богатенькие покупают себе родословные, что их предки были князьями, графами, купцами.
    5. +4
      9 сентября 2023 13:01
      Цитата: север 2
      Поскольку автор сообщает нам свою фамилии но боится сообщить фамилию конкретного человека которого он тут "разбирает по косточкам" , то с этикой у автора были и остались большущие проблемы
      Наоборот, автор был бы свиньей, если бы раскрыл фамилию героини.
  4. 0
    9 сентября 2023 07:47
    Объясняю, что твое образование перед их образованием, это нет ничто, поэтому не удивляйся.

    «Ты, Каштанка, насекомое существо и больше ничего. Супротив человека ты всё равно, что плотник супротив столяра»@
  5. -10
    9 сентября 2023 08:10
    Цитата: север 2
    Да , советское образование имело и ошибки

    Ну слава богу, лед тронулся!
  6. -2
    9 сентября 2023 08:13
    Цитата: север 2
    опознавал среди моих знакомых , коллег и родственников ,а в одном из персонажей я узнавал и мою собственную скромную персону.

    А герои фильма "Разные судьбы" Вам в жизни не встречались? Надо же...
  7. -1
    9 сентября 2023 08:39
    У меня только один вопрос к автору.
    Вячеслав Олегович, зачем, достаточно хорошо зная человека, ее характер, биографию и тд., Вы составили ей протекцию в трудоустройстве??? Это ж надо так подставиться! Люди с возрастом не меняются, это аксиома.
    1. -2
      9 сентября 2023 09:27
      Цитата: 3x3zsave
      У меня только один вопрос к автору.
      Вячеслав Олегович, зачем, достаточно хорошо зная человека, ее характер, биографию и тд., Вы составили ей протекцию в трудоустройстве??? Это ж надо так подставиться! Люди с возрастом не меняются, это аксиома.

      Антон! Есть такая штука, как... жалость. Потом приятно о ком-то позаботиться, разве нет? Нам в этом плане с женой повезло: она тоже подставлялась так... с родственничками. Тоже вроде знала... Мы, вообще-то, все думаем о людях лучше, чем они есть на самом деле. Я и сейчас на 70-ом десятке этим грешу. Иногда ошибаюсь, иногда нет.
  8. +6
    9 сентября 2023 09:17
    А вот тут не было способностей, но не было и трудолюбия, зато были самомнение и уверенность в том, что мне все всё должны (характерная, кстати, для многих наших граждан эпохи СССР черта).

    Но тогда это не сильно и заметно было. А сейчас эта черта еще более характерна и распространена. Выросло целое поколение тех, кого воспитывали начиная с "ребенок - ЦАРЬ" и дальше по нарастающей.
    1. 0
      9 сентября 2023 09:30
      Цитата: ИванИванычИванов
      "ребенок - ЦАРЬ"

      Да, и это очень плохо. Все хочу написать об этом, благо примеров завались, но все времени не хватает. А есть замечательная книга американской еврейки (!) "Почему французские дети не плюются едой!" (американские значит плюются!). Там много такого, что нашим мамочкам было бы очень полезно прочитать. Хотя... это опять все о том же "горбатом".
  9. +12
    9 сентября 2023 11:29
    Какое низкое коварство, прочитать у девушки всю библиотеку и отказаться жениться! am
    Посыл, уважаемого Вячеслава Олеговича понятен - было плохо!
    В принципе возразить нечего, но остается вопрос - стало ли лучше?
    Боюсь что нет. Причем у современных "деятелей районного масштаба" часто и густо детки еще хуже. Или же их просто нет... кто от наркоты сгорел, кто по пьяному делу на машине разбился. Родители в 90е - 00е делами занимались, некогда было отпрысков воспитывать. А вот возможностей отмазывать после мелких косяков хоть отбавляй. Вот и вырастили. request
  10. +1
    9 сентября 2023 11:57
    А кроме того, кто-то ей сделал еще и замечание, что она только о своих детях и говорит: «А вот у меня сын… а вот моя дочь…»


    Изначально образование, наверное, выбрано ей правильно, - раз она все время, даже спустя много лет, говорит о детях и думает о них. То, что ей не интересны коллективы, расписания и кафедра, ни о чем не говорит, так как эта рутина мало кому интересна. Поэтому и нужно продолжать пробовать работать педагогом вне коллектива - например, частным воспитателем или индивидуальным учителем, которые сейчас востребованы.
  11. +4
    9 сентября 2023 14:16
    Начали сверку расписаний, тут-то и выяснилось, что наша лаборантка мне не поставила занятия по целому потоку и вдобавок не проверила это в диспетчерской. Отблагодарила, так сказать, за проявленную с моей стороны заботу!

    А контролировать кто-то должен? Если работа ответственная - то и контроль должен быть таким-же.
  12. +4
    9 сентября 2023 14:29
    папа устроил ее на работу к себе на завод… инженером! Я не совсем понимаю, как мог работать инженером человек, который инженерными знаниями не обладал в принципе, но как-то вот мог – ещё одна из реалий нашей тогдашней действительности. И работала инженером она долго.

    Любое образование дает не мозги, а учит учиться. Я со своим инженерно-механическим больше 30 лет детей обучаю в кружках и ни разу за все время работы не испытывал необходимости в педагогическом, а технические навыки пригождаются чаще.
    Автор тоже, постоянно пытается разрабатывать технические конструкции не имея верхнего технического. так что дело чаще не в образовании, а в мозгах. У инженеров тоже кто-то должен карандаши точить и кофе готовить.
    1. 0
      10 сентября 2023 11:23
      Цитата: ИванИванычИванов
      Любое образование дает не мозги, а учит учиться.


      Достаточно кратко ознакомится с историей сопротивления материалов (историей сопромата и механики). Есть еще книги по конструированию игрушек, именно неэлектронных игрушек, а не роботов.
  13. +4
    9 сентября 2023 17:36
    Вячеслав Олегович! Оценил и вас, и поток критики...Оно же ведь так просто - сесть за компьютер и написать рассказ. Хотя бы, на тему: «Как я провёл лето»...Было время, мы в школе писали такие сочинения, и сразу было видно, что, если кто-то отдыхал каким-то необычным от основной массы способом, не всегда мог об этом написать...
    Теперь по делу:
    То есть люди, от природы наделенные способностями, а ещё трудолюбивые, старательные, и работоспособные, постепенно поднимались по социальной лестнице все выше и выше.

    В своей жизни встречал немало людей, но тех, кто поднимался по социальной лестнице всё выше и выше за счёт своего таланта и трудолюбия не видел. Понимаете, трудно изыскать человека с талантом организатора и руководителя. В нашей стране (и в СССР в том числе) талант проявлялся в конкретных профессиях и оценивал его, собственно, весь народ. А, когда это происходит именно так, то в основном в нашей стране были известны талантливые люди творческих профессий. Именно этими людьми восхищались, именно им рукоплескали.
    Имена тех же Сахарова, Королёва, Калашникова мы узнали намного позже получивших известность их дел...А кто сделал тот же ядерный реактор для АЭС или создал двигатель для Су-57 мы не знаем...
    В социальной лестнице есть известная особенность:

    В СССР бездарных трутней не держали годами на высоких государственных постах. Сегодня бездарь (непрофильный министр) - не редкость. Есть люди в высших органах, деятельность которых никчемна, а потребности чрезмерны. Помните тост за Георгия Ивановича?

    Поэтому подведу черту: не всё в жизни человека зависит от таланта и способностей, но истина, что:
    «Если человек выделяется из общей серой массы, то серость его в покое не оставит», - верна, как и то, что многие готовы отрезать свою руку лишь бы соседу отрезали обе...
    hi
  14. +7
    9 сентября 2023 18:07
    Не ожидал от г-на Шпаковского такой статьи, очень интересную тему затронул.
    Впрочем, есть и те, кто, не боясь никаких минусов, так прямо и пишет, что сейчас-то «…честнее!»
    Кумовство, блат, к сожалению был и будет, только во времена Советской власти им пользовались всё таки с опаской, и не так нагло как сейчас. Далеко ходить не надо. К примеру семейство Собчак мать и дочь, по полной пользуются близким знакомством с первым лицом государства и всё сходит с рук. Отпрыски, Пескова, Матвиенко и других высших лиц государства не раз мелькали в СМИ в связи с разными скандалами в том числе криминальными. А уж рангом пониже, и говорить не надо. Стараются по ближе к кормушке государственной пристроить своих чад. Да и сами Вы
    Поговорил я с нашим заведующим, и её взяли на работу.
    Чем не блат? Справедливости ради можно отметить такое не только в РФ но и в США ЕС.
    Училась она кое-как, а слушать ее выступления на семинарах было сплошной мукой
    Вот и подходим к интересному. Для чего нужно некоторым людям высшее образование.Как я понял училась она на преподавателя . Учитель профессия почетная и нужная только в том случае если действительно учат , чтоб понимал предмет , а не зубрил без понимания сути. Спрашивается - зачем держать в ВУЗе вот такую студентку. Какой от неё толк в будущем? Чему она научит?
    а уволилась с работы сама, и… папа устроил ее на работу к себе на завод… инженером!
    Кого я только не видел в инженерах, но учитель это слишком. Хотя ..чего только не бывает, закончить институт лесного комплекса, ландшафтной архитектуры, транспорта и экологии и работать в ....пенсионном фонде России. Пути Господни неисповедимы. Вот для чего нужно высшие образование, в любом случае будешь начальником, и не важно шаришь ты в деле, или дуб дубом. А потом удивляемся" отстали от Европы и США по всем направлениям давайте новые технологии самим не додуматься" и т.п. Так скажите г-ин Шпаковский, как преподаватель, чему учат у нас в ВУЗах? Где спецы в своём деле? Пять лет протирать штаны учась на учителя истории и пойти работать инженером.
    То есть люди, от природы наделенные способностями, а ещё трудолюбивые, старательные, и работоспособные, постепенно поднимались по социальной лестнице все выше и выше.
    Вот у нас и поднялись, "наделённые способностями" приспосабливаться к любым обстоятельствам выше некуда , с высшим образованием обязательно, а в стране всё хуже и хуже.
    1. +1
      10 сентября 2023 11:33
      Цитата: Unknown
      Вот у нас и поднялись, "наделённые способностями" приспосабливаться к любым обстоятельствам выше некуда , с высшим образованием обязательно, а в стране всё хуже и хуже.

      Не буду переубеждать, просто выскажу своё оригинальное мнение.
      Что касается учёбы и учителей. Из всего курса преподавателей, на котором учился мой сын, на сегодня только он один им является. Вероятно, это его призвание, но это его выбор.
      Вы затрагиваете тему причин получать образование. Именно сегодня, когда имидж обязывает, появляются разного рода кандидаты наук, тема диссертаций которых - обычный плагиат или, например, никому не нужная: «Стратегическое планирование воспроизводства минерально-сырьевой базы региона в условиях формирования рыночных отношений: Санкт-Петербург и Ленингр. обл.» Именно для таких целей создаются псевдо учебные заведения типа ВШЭ, выпускники которой вставляются в экономику страны, как фишки в мозаичный лист: картинка имеется и издалека можно различить «что-то», но что на ней изображено конкретно - не понятно. Именно поэтому российская экономика даёт рост на уровне статистической погрешности.
      Что касается блата или знакомства, то сегодня всё определяется преданностью к телу.
      Совершенно понятно, что г-н Собчак мог делиться со своими членами семьи взглядами на подчинённых. Простите, но выдвинуть кандидатом в президенты бездарную шоу-гёрл со своим «дурдомом», можно только в качестве отвлекающего маневра. Чтобы во власти не образовались ненужные люди и неприятные проблемы.
      И ещё. Штатно-должностные списки российских учреждений пополнились людьми, в обязанности которых входит дублирование воли «хозяина» и создание лояльной оппозиции. Именно поэтому в стране невозможно найти конкретного «ответственного» за порученное дело.
      Не идет фраза: «Позвольте, я возьму на себя» или: «Вам ведь трудно, разрешите я...» А уж фраза: «Я вами руководил, я отвечу за все» – прямо колом в горле стоит.

      hi
  15. +6
    9 сентября 2023 19:17
    Зато она обладала всем тем, чего как раз у них-то и не было, то есть квартирой, машиной и дачей. То есть имела полный комплект всего того, о чем в СССР мечтал каждый среднестатистический советский человек.
    По этой фразе космического масштаба сразу понял кто автор. Могу уверенно возразить, что не все мечтали об указанном, в т.ч. и среди моих хороших знакомых...
  16. 0
    10 сентября 2023 05:35
    Лучше когда котлеты отдельно, а мухи отдельно. СССР - - это советские законы. К ним какие конкретные претензии?

    Право диктуется законами-а работа законов, правоприменение-традициями общества. Традиции феодальные.

    Противоречие законов и традиций на уровне обывателя обьясняется удивительным образом. Если в других странах беды и проблемы попросту от дураков, воров и предателей. То в России они солидные : от "... измов...", Конституции СССР, колхозов, от отсутствия безработицы. присутствия прокуроров и проч и проч........

    Хе... хе..... Недавно прочитал, что у нас население стало болеть и хиреть от слишком развитой медицины в СССР . Она была одновременно и слишком плохая и слишком хорошая. Потому что не давала умереть старым и слабым, которые заедают сильных и здоровых. Это тоже из нашей отечественной супер-серии. laughing
  17. +2
    10 сентября 2023 16:04
    Мать – учитель средней школы, которая готовила ее выпускников к поступлению в вуз.
    Странная фраза. А что, другие школы Пензы к этому не готовили, это была какая-то особенная школа в городе?
  18. 0
    10 сентября 2023 17:54
    Автору Спасибо за откровенное высказывание своего мнения!
    И изменение отношения ко всему, что в дальнейшем будет написано.

    Извините! Вы старше, наверняка образованнее, вероятно успешнее во внешней жизни. Но писать публично такие воспоминания от первого лица?
    Вячеслав Олегович! Можно было бы написать "старый хороший знакомый рассказывал. Вот вспомнилось..."
    Вы автор многих интересных статей на ВО. Моё мнение почти ничего не значит, вернее, не должно значить.
    Но добавляйте в таких историях, как эта, что то из истории стран, людских масс, новых словообразований.
    Откуда в нашем русском языке появилось слово "блат"? Что означало " по блату"?
    Не как каждый в отдельности сейчас это понимает, а изначальный смысл. И время появления.
    1. 0
      10 сентября 2023 19:22
      Откуда в нашем русском языке появилось слово "блат"? Что означало " по блату"?
      Я могу пояснить. Термин появился в начале ХХ века, означает - "по знакомству", "по протекции". Был ещё термин "кумовство", это то же, но подразумевалась родственная связь. Коррупционная составляющая тоже вполне могла присутствовать. Явление осталось, термин устарел.
  19. 0
    12 сентября 2023 10:30
    Поплясал на костях несчастной бабёнки.Представляю что будет в продолжении
  20. 0
    12 сентября 2023 18:08
    Интересно читать комментарии. Некоторые требуют от автора назвать фамилию героини. Но когда встречаются истории о том как один знакомый решил узнать историю своего репрессированного родственника, а там выяснилось такое!!! И никто не требует назвать фамилию, более того никто не зардеться вопросом, а с чего простой знакомый поделился такой «некрасивой» информацией о себе. Что мешало ему представить своего репрессированного родственника в выгодном свете? Но эту историю все верят, потому что эта вера совпадет с внутренней верой читателя, а следовательно это «правда». Товарищи если мы решили возродить СССР то это должен другой СССР с учетом всех ошибок если ошибки не исправить то возрожденный СССР просуществует плюс минус семьдесят лет. Автор ничего не придумал страницы журналов в СССР пестрели карикатурами на тему блата, телефонного права и прочего. Анекдот «Начальник кадров уходит на пенсию, на его место взяли молодого сотрудника.
    Идёт передача дел и должности. Старый начальник достаёт из сейфа четыре
    папки с личными делами работников и говорит: в 1-й папке - ЖОРы, во 2-й
    - ДОРы, в 3-й - ЛОРы а в 4-й - только смотри ничего не перепутай.
    Молодой сотрудник ничего не понимает и просит пояснений, старый
    поясняет: ЖОРы- жены ответственных работников, ДОРы- дочери ответственных
    работников, ЛОРы- любовницы ответственных работников, а - это
    случайно уцелевшие кадры!» Вариантов этого анекдота множество суть одна. Очень часто было как и в стародавние времена на работу устраивали детей одновременно с поступлением в институт. И не важно что он или она только числились на работе или изредка там появлялись. В позднем СССР часто была практика мертвых душ когда только отдел кадров и бухгалтерия знала о существовании на предприятии того или иного работника. Сын товарища Милосердова это не выдумка режиссера это реалии того времени. Правда на мой взгляд Рязанов показал в нем свое отношение к людям его окружающим. В СССР очень ценилась работа на которую можно не ходить каждый день, а только получать зарплату. Но самое страшное когда такие отпрыски были достаточно амбициозны и не полные кретины. И складывались целые «трудовые династии».
  21. 0
    15 сентября 2023 18:42
    устроил папа её инженером,и что такого?у нас в заводоуправлении,большого оборонного завода,я видел табличку на двери " ИНЖЕНЕР ПО СОЦ.СОРЕВНОВАНИЮ".ну и зачем этому инженеру знания механики и прочего сопромата? это было во времена СССР. а больше всего меня поразила табличка "ЗАВЕДУЮЩАЯ ПАРТ.КАБИНЕТОМ" .я представляю круг её обязанностей!!!))).думаю с улицы ,даже партийному,на эту должность было не попасть.только при помощи такого папы.