Боевые гусеницы: для России актуально

У таких БМП есть неоспоримые достоинства в условиях полнейшего бездорожья

В то время как многие современные армии захватила повальная мода массового перехода на легкую колесную бронетехнику и избавления от гусеничных платформ, ряд мировых держав продолжает поддерживать относительно сбалансированный парк гусеничных и колесных боевых машин.

Российская армия еще совсем недавно двигалась, по крайней мере декларативно, скорее по первому пути, однако в свете недавно произошедших в Министерстве обороны перемен, возможно, останется в рядах сторонников второго, более взвешенного подхода. Тем более что военное ведомство страны активизировало финансирование разработки унифицированной гусеничной платформы «Курганец-25», которую ведет Специальное конструкторское бюро машиностроения (СКБМ) ОАО «Курганский машиностроительный завод».


«Курганец», «Рыцарь» и Минобороны

В отчете СКБМ за 2011 год отмечается резкое увеличение загрузки бюро работами по государственному оборонному заказу в рамках темы по боевой машине пехоты (средней многоцелевой гусеничной платформе) «Курганец-25». Выручка СКБМ по линии заказов Минобороны РФ составила в 2001-м почти 300 миллионов рублей. В прошлом году по теме «Курганец-25» (25 тонн – боевой вес машины) был разработан и защищен технический проект, а также стартовал этап разработки рабочей конструкторской документации.

В том же отчете говорится о разработке еще одной перспективной боевой машины пехоты (БМП) по теме «Рыцарь». Машина нового поколения согласно немногим сведениям, представленным в отчете, должна оснащаться газотурбинным двигателем с электрической трансмиссией, ее производство планируется в однозвенном и двухзвенном вариантах. В любом случае начало опытно-конструкторских работ еще по одной гусеничной боевой платформе того же назначения свидетельствует о серьезных намерениях Минобороны в отношении развития этого сегмента легкой бронетехники.

Что касается платформы «Курганец-25», то в 2012 году работы по этой программе, судя по официальным заявлениям, проходят в ускоренном темпе. Планируется, что первый опытный образец будет представлен для испытаний уже в следующем году. Еще не менее года потребуется для подготовки машины к запуску в серийное производство. Принятие на вооружение ожидается в 2015-м. По предварительным данным, компоновка «Курганца» – переднемоторная, выход десанта с кормы, принцип оснащения и бронирования – модульный. Одно из главных требований Минобороны России – при серьезном усилении бронирования сохранить способность предшественника платформы – курганской БМП-3 к форсированию с ходу водных преград.

Единственный «флагман»

Пока же БМП-3 с мощным комбинированным комплексом вооружений (100-мм орудие – пусковая установка 2А70, 30-мм автоматическая пушка 2А42, 7,62-мм пулемет ПКТ) остается единственным (просто другого нет) «флагманом» в области российского экспорта легкой гусеничной бронетехники. В активе Курганмашзавода – крупные контракты на поставки БМП-3 в ОАЭ (691 машина), Кувейт (122), Южную Корею (70) и Венесуэлу (около 130). Примерно сотня машин включена в большой пакет оружейных контрактов с Саудовской Аравией, который пока не дошел до стадии подписания. Последний договор был заключен с Индонезией – около 60 БМП-3Ф (Ф – флотская, с повышенными амфибийными возможностями) примерно на сто миллионов долларов.

Боевые гусеницы: для России актуально
БМП-3

Боевые гусеницы: для России актуально
Achzarit

Боевые гусеницы: для России актуально
ACV-S


Но сейчас экспортные перспективы машины выглядят далеко не радужно. В 2010 году Министерство обороны России отказалось закупать БМП-3 для Вооруженных Сил. С тех пор позиция военного ведомства изменилась с резко отрицательной на несколько невнятную. В начале 2012-го первый заместитель министра обороны Александр Сухоруков объявил, что контракт с Курганмашзаводом на БМП-3 будет возобновлен, так как «завод-изготовитель устранил все замечания», какие именно, он не расшифровал. Во всяком случае критикуемая Минобороны компоновка машины осталась прежней – моторно-трансмиссионное отделение сзади, в центре – десантное (два выхода с кормы через силовую установку), впереди – отделение управления. Усиление бронирования, на чем так настаивают военные, тоже имеет свои пределы, учитывая хорошую амфибийность машины при боевом весе 18,7 тонны.

В течение этого года военное ведомство дальше заявлений не пошло. Сейчас в войсках примерно 450 БМП-3. Как сказал автору представитель российского оборонно-промышленного комплекса, военные затянули вопрос с возобновлением контракта на БМП-3, поскольку видят прогресс в разработке «Курганца-25» и не очень хотят тратиться на старую платформу. К тому же до недавнего времени господствующим направлением был переход на колесную базу – в войска масштабно пошли колесные БТР-82/82А.

В целом судьба БМП-3 неясна, хотя машина еще не выработала свой ресурс. В экспортном плане наиболее перспективной остается продажа уже не машины, а мощного комплекса вооружений БМП-3, что сейчас и делается в виде установки более современного боевого модуля «Бахча-У» разработки Тульского конструкторского бюро приборостроения.

На зарубежном фронте пока без перемен

Несмотря на серьезные преимущества колесных бронетранспортеров и бронемашин в высокой мобильности и менее затратном жизненном цикле, у гусеничных БМП есть неоспоримые достоинства при действии в условиях полнейшего бездорожья, что так актуально для российских просторов. Как и колесные собратья, зарубежные БМП развиваются по трем ключевым направлениям – усиление бронезащиты, повышение мобильности-проходимости и огневой мощи.

Нынешнее поколение зарубежных БМП вооружено башенным модулем со стабилизированной автоматической пушкой (калибр 25–40 мм) с автоматизированной системой управления огнем и круглосуточной системой наблюдения. Машины оснащаются многофункциональным комплексом оптико-электронного подавления, включающим датчики обнаружения лазерного облучения и средства постановки помех для противотанковых ракетных комплексов противника.

Боевые гусеницы: для России актуально
Bradley M2/М3

Боевые гусеницы: для России актуально
Bionix

Боевые гусеницы: для России актуально
ASCOD


Автоматическая трансмиссия, подвеска обычно торсионная, хотя наблюдается общая тенденция перехода к гидропневматической, которая занимает меньше места (ее легче заменить в полевых условиях), стабилизирует боевой модуль. В будущем многие компании-производители планируют перейти на активные подвески.

Гусеницы остаются стальными с обрезиненной внутренней беговой дорожкой. Однако некоторые машины серийно оснащаются резиновыми гусеничными траками. Например, Bronco сингапурской компании Singapore Technologies Kinetics (STK) и гусеничные бронетранспортеры Bv206 и BvS10 британской BAE Systems. Это снижает вес машины, уменьшает вибрацию и акустическую сигнатуру. BAE Systems также в качестве эксперимента оснастила ими более тяжелую боевую машину пехоты CV90. Канадские, норвежские и датские войска в Афганистане оборудовали резиновыми траками свои старые гусеничные бронетранспортеры М113.

Некоторые платформы имели бортовые бойницы для ведения огня десантом, как у российской БМП-3, но эту особенность конструкции убирали в обмен на усиление бронирования машины, что произошло, например, с немецкой Marder 1 и американской Bradley M2/M3. Кроме этого, в обмен на более мощную броню многие компании начали отказываться и от плавучести своих машин, как в случае с французскими БМП AMX-10P

Старый добрый Bradley

БМП американской армии Bradley M2/М3 (разработка FМС, позднее BAE Systems) – самая массовая в своем классе: 6785 машин, включая 400 для Саудовской Аравии. Предполагалось, что замена этой надежной, но старой машины пройдет по программе FCS-ICV (Future Combat Systems – Infantry Carrier Vehicle), которая помимо целого ряда новейших апгрейдов должна была дать БМП резиновые гусеницы. Но программу отменили в 2009 году. В феврале 2010-го Пентагон сформулировал требования по созданию новой боевой машины пехоты GCV (Ground Combat Vehicle), причем не было указано, каковы же будут шасси – колеса или гусеницы. В остальном требования стандартные – мощная защита и высокая мобильность. Победителями конкурса, в котором участвовали пять ведущих в области производства легкой бронетехники компаний, стали британская BAE Systems (450 миллионов долларов) и американская General Dynamics (440 миллионов). Судя по представленным проектам – это все тот же Bradley.

Надежная

Компания BAE Systems построила для британской армии 789 боевых машин пехоты Warrior и 254 ее пустынных варианта Desert Warrior для Кувейта. Lockheed Martin проведет глубокую модернизацию машины, которую бережливые британцы совершенно справедливо не намерены списывать в утиль, после чего ресурс 449 единиц этой техники будет продлен до 2040 года. Помимо замены всей электронной базы машины получат новые стабилизированные 40-мм пушки CTAS вместо старых 25-мм М242, новую броню и обновленные элементы для крепления дополнительной защиты. Кроме того, будут улучшены и некоторые бортовые компоненты, включая электронику. На это все Великобритания потратит один миллиард фунтов стерлингов.

Немецкие машины

Боевая машина пехоты Schutzenpanzer Puma была разработана для немецкой армии Project System and Management (PSM) – венчурной компанией концернов Krauss-Maffei Wegmann и Rheinmetall. В 2009 году бундесвер заказал у PSM 405 боевых машин Puma на один миллиард евро, включая всю логистику, тренажеры и обучение экипажей. Основной боевой вес – 31,45 тонны, однако при усиленном бронировании (конфигурация С) доходит до 42 тонн. Поставки Puma должны закончиться в 2020 году. К тому моменту этими БМП будут экипированы восемь батальонов, нынешнюю боевую машину пехоты армии ФРГ Marder 1A5 снимут с вооружения.

Боевые гусеницы: для России актуально
AMX-10P

Боевые гусеницы: для России актуально
Schutzenpanzer P

Боевые гусеницы: для России актуально
Warrior

Боевые гусеницы: для России актуально
ZBD-04 (NORINCO)


С 1971 по 1983 год было произведено 2,1 тысячи БМП Marder (боевой вес – 37 тонн), большинство из них прошли модернизацию до уровня А3. В 2002–2005 годах 74 машины модернизированы до уровня А5, став тяжелее на восемь тонн за счет усиления противоминной защиты. 271 прошедшая капитальный ремонт машина была передана Чили.

Западный стиль

Французская БМП AMX-10P (разработка компании Atelier de Construction d’lssy-les-Moulineaux) с середины 70-х была основным транспортно-боевым средством французской пехоты, пока ее не начали заменять на тяжелый колесный бронетранспортер VBCI, разработанный совместно компаниями Nexter Systems и Renault. Тем не менее в строю осталось 108 модернизированных AMX-10P, которые получили усиленное бронирование, улучшенную торсионную подвеску. В то же время машина после модернизации перестала быть амфибийной. Грузинская оборонная промышленность сделала не очень удачную копию AMX-10P под названием «Лазика».

Австрийская Steyr-Daimler-Puch и испанская General Dynamics Santa Barbara Sistemas разработали БМП ASCOD весом 30–35 тонн в двух национальных версиях – Ulan (112 машин) для Австрии, Pizzaro (144 машины) для Испании. Ulan отличается от испанской модели более мощной силовой установкой и системой наблюдения день/ночь с автоматическим определителем цели.

Израильская боевая машина пехоты Puma была разработана на базе шасси британского танка Centurion, БМП Achzarit – на базе захваченных в ходе арабо-израильских войн советских Т-55, Namer с высоким уровнем защищенности создали на базе танка Merkava 4 с учетом опыта войны в Ливане 2006 года.

Восточный стиль

На вооружении китайской НОАК стоит БМП ZBD-04 (NORINCO), которая является во многом копией российской БМП-3. Она также вооружена 100-мм орудием, но у нее нет курсовых пулеметов. WZ501 – китайская копия БМП-1 с такой же 73-мм пушкой. Наиболее массовая китайская БМП – максимально простая в производстве Type 89/90 на танковом шасси, вооруженная только 12,7-мм пулеметом.

Сингапурская STK разработала боевую машину пехоты Bionix с российской схемой размещения десантного отделения в задней части корпуса. Южнокорейская Doosan K300 – копия машин BAE Systems.

Турецкая FNSS Savunma Sistemleri создала оригинальную машину ACV-S с удлиненным шасси, которая может оснащаться боевым модулем от российской БМП-3.
Автор: Иван Коновалов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 19
  1. Mikhado 27 декабря 2012 09:15
    Будем надеяться, что безудержная "колесомания" не оставит нашу армию без универсальных боевых вездеходов.
    Пусть они по африканским саваннам и европейским автобаннам на колесах рассекают, у нас колесники - только вспомогательная техника и никак иначе.
    1. bask 27 декабря 2012 18:10
      Цитата: Mikhado
      у нас колесники - только вспомогательная техника и никак иначе.

      Mikhado .Во всём должен быть баланс...Должна быть боевая техника и на колёсном и гусеничном ходу.Боевая !!! Это ,что ,,вспомогательная ,,техника???
      bask
      1. Mikhado 27 декабря 2012 20:31
        Под обстрел ей никак нельзя, в серьезную грязь - тоже. Это ШАССИ для СПЕЦ-оружия!
    2. aleksandrik 27 декабря 2012 19:36
      А парни то и не знали :)

      aleksandrik
  2. hrenvamsredkoy 27 декабря 2012 10:03
    должно быть все
    hrenvamsredkoy
  3. Денис 27 декабря 2012 11:13
    очередной бред,колёса хороши лишь на шоссе,а как на них двигаться по грязи или песку?
    делали,конечно,самодельные вездеходы на колёсах из больших автокамер,но для военной техники это смешно
    так же как танк на воздушной подушке,таким пытались извращаться в 60е годы,но дальше экспериментов дело не пошло
  4. borisst64 27 декабря 2012 14:35
    "подвеска обычно торсионная, хотя наблюдается общая тенденция перехода к гидропневматической, которая занимает меньше места (ее легче заменить в полевых условиях)"
    Это каким образом гидро-пневмоцилиндры меньше размером чем торсионы? А уж про замену в полевых уусловиях!!!! Надежность у таких систем тоже ни в какое сравнение с торсионами не идет.
    borisst64
    1. bask 27 декабря 2012 18:20
      Цитата: borisst64
      Это каким образом гидро-пневмоцилиндры меньше размером чем торсионы?

      Гидропневматическая подвеска.В СССР начат выпуск ещё в 60-х , на БМД 1.Да ещё с изменяемым клиренсом.Сегодня ,.нет не каких технологических проблем в их освоении на новой бронетехники..,,Курганце,,и ,,Армате,,
      bask
  5. Uruska 27 декабря 2012 14:42
    Фотка не моя, но очень нравится. Колесики здесь не пройдут. Колеса для другой местности...
    1. bask 27 декабря 2012 18:28
      Цитата: Uruska

      Фотка не моя, но очень нравится. К

      Для таких дорог ,дожна быть специализированная техника-эвакуаторы...
      bask
      1. Uruska 27 декабря 2012 19:58
        Не согласен. На фото обычная боевая операция в Веденском ущелье. Не полигон. Я там был, знаю. БТР-80 1 мсп вязли иногда в гризище. А БМП-2 перли нормально. Самое смешное, втюхали несколько ЗИЛ-157 (наверняка с НЗ ракетных войск сняли, с ракетными эмблемами), так те отличились проходимостью по сравнению с ЗИЛ-131...
        У нас дороги такие, какие эвакуаторы?... Такие? Уже были.
    2. sedoj 28 декабря 2012 00:40
      И какой м.дак догадался десант открыть?
  6. снайпер 27 декабря 2012 15:22
    Статья понравилась , правда есть в ней нестыковки , на мой взгляд ... Считаю , что для нашей армии переход на колёсное шасси ну как то не подходит , сеть дорог у нас оставляет желать лучшего , другое дело для полицейских подразделений , там колёса самое оно ...
    1. cth;fyn 27 декабря 2012 16:08
      или машина для штурма городов...
    2. Денис 27 декабря 2012 22:50
      Цитата: снайпер
      другое дело для полицейских подразделений , там колёса самое оно ..

      и то не всегда,посетила "белочка" гражданина С. в дер.Большие Бибеня и стал он по ней палить из двухстволки
      как полицаи туда попадут если дорогу чистят лишь перед выборами?
      а у них не то чтоб вертолёта,трактора нет!
      без гусениц никак
  7. Kir 27 декабря 2012 17:08
    Читая статью поймал себя на мысли, более 10лет назад, скажу на эту передачу уже ссылался, академика Платэ спрашивали как раз о "броне", так вот как тогда так и потм слышал что "металл" можно заменить синтетикой с приблизительно схожими прочностными характеристиками но много легче по весу, там-же проскальзовала инфа по бронижилетам, как понял по типу кирасы, для морпехов, которая так-же способна выполнять в некотором роде и функцию спасжилета, исходя из этого значит можно создать достойный по защищенности образец с весом приблизительно как классика, вот только интересно в какой стадии находятся разработки по данной тематике.
    Исходя из выше перечисленного не удевлюсь если и траки станут в ближайшей перспективе из материалов на основе полимеров.
    Kir
  8. ares3 27 декабря 2012 21:11
    Kir,
    Полимеры , вроде , горят и при этом выделяют вредные продукты горения.
    ares3
  9. Kir 27 декабря 2012 21:34
    Некоторые держат под 500 и выше! Просто что Вы подразумеваете под полимерами, они могут быть ведь не только органикой.
    Kir
  10. Nechai 30 декабря 2012 00:07
    Цитата: снайпер
    другое дело для полицейских подразделений , там колёса самое оно ...

    О как! В яблочко! Николай ВЫ вновь свой ник оправдываете на все 100%!!! Именно и модернизировались до безобразия ВС, вырисовывали их "новый облик" для этого. По реальной, а не публичной доктрине правителей эти ВС должны стать средством усиления ВВ МВД, но в то же время НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ОБЛАДАТЬ, даже намёком, НА СПОСБНОСТЬ ДАТЬ ОТПОР ВНЕШНЕМУ АГРЕССОРУ!!!
    Nechai
  11. tomket 8 января 2013 22:15
    пускай вначале асфальт нормальный положат,потом только что то про колеса вякают,так и хочется отправить этих экспертов на обследование в психушку.
  12. unikom74 11 января 2013 16:39
    наша техника что на гусеницах что на колесах (слабая броня и нету вспомогательной электроники ) одним словом консервные банки unikom74.ru
    unikom74

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня